Научная статья на тему 'Образ Тихоокеанской войны в фильме Джона Форда«Сражение за Мидуэй» (1942)'

Образ Тихоокеанской войны в фильме Джона Форда«Сражение за Мидуэй» (1942) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
341
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН ФОРД / МИДУЭЙ / ТИХООКЕАНСКАЯВОЙНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буранок С. О.

В статье анализируется фильм как исторический источник по изучению тихоокеанской войны. Рассмотрена история создания фильма, его особенности и влияние на общественное мнение США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Тихоокеанской войны в фильме Джона Форда«Сражение за Мидуэй» (1942)»

УДК 94(73)091. 7

ОБРАЗ ТИХООКЕАНСКОЙ ВОЙНЫ В ФИЛЬМЕ ДЖОНА ФОРДА «СРАЖЕНИЕ ЗА МИДУЭЙ» (1942)*

С. О. БУРАНОК

НОЦ «Актуальные проблемы новейшей истории и политики» МГГУ им. М. А. Шолохова

e-mail: witch-king-l@mail. ru

В статье анализируется фильм как исторический источник по изучению тихоокеанской войны. Рассмотрена история создания фильма, его особенности и влияние на общественное мнение США.

Ключевые слова: Джон Форд, Мидуэй, Тихоокеанская

Кинематограф как одно из эффективных средств пропаганды был весьма популярен и востребован в годы Второй Мировой войны. Период Тихоокеанской войны стал временем создания настоящих шедевров в сфере пропагандистских фильмов, одним из которых является «Сражение за Мидуэй» Джона Форда. Это первый американский документальный фильм о войне на Тихом океане, во многом заложивший традиции данного жанра для будущих кинолент1.

Сразу после нападения на Пёрл-Харбор голливудский режиссер Джон Форд обратился в военно-морское и военное министерства с предложением отправиться на Гавайи для документальных съёмок на месте недавней трагедии2. По словам Форда, работа в Пёрл-Харборе заняла несколько месяцев, пока не была прервана звонком адмирала Ни-мица: «Собирайте вещи и сюда ко мне»3. У адмирала Форд узнал, что покидает Пёрл-Харбор4 и на эсминце отправляется «неизвестно куда, неизвестно зачем»5. Так в конце весны 1942 г. режиссер оказался на атолле Мидуэй. Законченный в очень короткий срок фильм (премьера состоялась уже 14 сентября 1942 г. 6) состоял из 5 частей7: 1) Заставки и вступление; 2) Предыстория битвы; 3) Сражение за Мидуэй; 4) Действия сил США после победы; 5) Потери противника. Каждая из частей разделена на небольшие эпизоды.

Заставка с эмблемой военно-морского флота США и названием фильма занимает первые 30 секунд ленты8. Точно такое же по структуре вступление и у другого фильма Форда, посвящённого сражению за Мидуэй - «Эскадрилья торпедоносцев»: 30 секунд от начала ленты занимает демонстрация эмблемы флота9.

Вступление «Сражения за Мидуэй» сопровождается мелодией известной патриотической песни 1831 г. «My Country, Tis of Thee»10. Выбор данной композиции далеко не случаен, т. к. воспринималась она как неофициальный гимн США11. А другое название

* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры современной России», соглашение №14. В 37. 21. 0003 от 18. 06. 2012 г.

1 John Ford: interviews / Ed. by G. Peary. Jackson, 2001. P. 20.

2 Commander John Ford USNR interview / / Naval Historical Center. Operational Archives. World War II Interviews. Box 10. Davis R. L. John Ford: Hollywood's Old Master. Norman, 1997. P. 167; Blanpied R. B. Reading John Ford's December 7th: the influence of cultural context on the visual remembering of the Pearl Harbor attack. (Ph. D.) Dissertation. Honolulu, 2004. Р. 5-7.

3 Commander John Ford USNR interview / / Naval Historical Center. Operational Archives. World War II Interviews. Box 10.

4 Eyman S., Duncan P. John Ford: the searcher: 1894-1973. New York, 2004. P. 125.

5 Commander John Ford USNR interview / / Naval Historical Center. Operational Archives. World War II Interviews. Box 10.

6 McBride J. Searching for John Ford. Jackson, 2011. P. 340-341.

7 Исследователь творчества Джона Форда Тэг Галлахер выделяет только 3 части. См.: Gallagher Т. John Ford: The Man and His Films. Berkeley, 1988. Р. 209.

8 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

9 «Torpedo Squadron» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

10 Автор Сэмюэль Смит.

11 Snyder L. L. Encyclopedia of Nationalism. St. Paul, 1990. Р. 13.

песни, под которым она была впервые опубликована - «Америка»12. Так, с самого начала фильма Форд взывал к наиболее сильным патриотическим чувствам сограждан, опираясь на традиции XIX в.

Следующая сцена фильма также сопровождается мелодией «Anchors Aweigh»: с 0.52 секунд по 1 минуту 20 секунд ленты13. С точки зрения пропаганды, эпизод очень важный - показана летающая лодка PBY «Каталина» на задании, а голос за кадром (принадлежал английскому актёру, продюсеру и режиссеру Дональду Крипсу14) сообщает: «Патрульный самолёт флота выполняет обычный рутинный полёт, но в любой момент может быть замечен враг»15. В этом коротком предложении заложена целая концепция сражения за Мидуэй, которое Форд пытается представить как случайно начавшееся, после обнаружения японских кораблей в ходе рядового патруля. Причём, визуальный образ (патрульный самолёт «Каталина»), звуковое сопровождение (мелодия «Anchors Aweigh») и текст подчёркивают, что подобное неожиданное обнаружение врага на подступах к «нашему форпосту» - заслуга флота и только его.

Полёт «Каталины» сменяется в ленте панорамой острова Мидуэй (время с 1.22 до 1.33), но без смены звукового сопровождения16. За кадром Дональд Крипс, характеризуя кадр, произносит: «Это наш форпост. Ваша передовая». Так очень просто, ясно и коротко авторы фильма объяснили значение острова для обороны США на Тихом океане.

Время фильма с 1.33 до 1.50 минут занято кадрами маневрирующих у причала торпедных катеров, которые Форд снял в период ожидания сражения17, и посадки патрульного самолёта. Такой визуальный ряд позволяет предположить, что под словами «наш форпост» можно подразумевать не только «американский», но и в более узком значении - «форпост флота».

Кадры полёта «Каталины», помимо создания устойчивых «флотских» образов у зрителей, позволили Форду осуществить плавный переход от вступления к демонстрации созданной на острове обороны: с 1.50 до 2.10 вдоль пришвартованных торпедных катеров проходит строй 6-ого оборонительного батальона морской пехоты. Смена сюжета вызывает и перемены в саундтреке: играет «Marines Hymn» - официальный гимн корпуса морской пехоты США.

Безусловным центральным местом всего эпизода является акцентирование внимание на двух флагах: американском и батальном. Из 20 секунд (время ленты с 1.50 до 2.10), которые длится сюжет, демонстрация флагов занимает 18, причём некоторое время от солдат видны только каски.

Это можно расценивать как наиболее сильный, в первой части фильма, призыв к патриотическим чувствам граждан США, а также как отсылку к речи Рузвельта от 9 декабря 1941 г., где президент говорил: «Японцы обрушили бомбы и пулемётный огонь на наш флаг, наших воинов, наших граждан»18. И Форд показывает жизнерадостных солдат «на переднем крае обороны», гордый флаг; для полного завершения рузвельтовской триады не хватает граждан. Здесь режиссер делает очень оригинальный и неожиданный ход.

В период с 2 минут 11 секунд до 2 минут 46 секунд в кадре только птицы (два вида альбатросов19), а саундтрек заменён на звуки живой природы и крики птиц. Голос Дональда Крипса сообщает: «Это коренные жители Мидуэя. Тодзио поклялся освободить их»20. В таком контексте особое значение приобретает первый кадр эпизода: два летящих

12 Именно под таким названием хранится недатированный текст песни середины XIX в. в Библиотеке Конгресса США: My Country, Tis of Thee / / Library of Congress. Rare Book and Special Collections Division. Civil War Song Sheets, Series 1. Volume 1. No. 736.

13 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

14 Gallagher Т. John Ford: The Man and His Films. Berkeley, 1988. Р. 208.

15 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

16 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

17 Commander John Ford USNR interview II Naval Historical Center. Operational Archives. World War II Interviews. Box 10.

18 Рузвельт Ф. Беседы у камина. М., 2003. С. 244.

19 Темноспинный альбатрос и Черноногий альбатрос.

20 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

альбатроса в безоблачном небе - очень яркий и простой символ свободы; клятва генерала Тодзио получает дополнительный ироничный оттенок21.

Эпизод с птицами, неожиданно нарушивший военно-патриотическую часть фильма, так же внезапно возвращает внимание зрителей от мирной природы к военной реальности. Достигается это не только за счёт смены сюжета, но и словами за кадром: «Птицы выглядят обеспокоенными»22.

В подтверждение данного напряжения демонстрируется, как лучи закатного солнца пробиваются сквозь тучи, застилающие небо. А на фоне заката показан отдых американских солдат, один из которых исполняет на аккордеоне мелодию «Red River Valley»23.

В этой части фильма два ключевых момента. Первый: на 3 минуте 18 секунде -кадры с государственным флагом США, задний план которых занимают тёмные облака, -прекрасный образ стойкости американского гарнизона перед будущими испытаниями. Второй: на 3 минуте 27 секунде - последние лучи солнца прорываются через облака, что, по мнению Т. Галлахера, сильно напоминает японский флаг24.

Вместе оба эпизода являются вступлением к сражению по классической схеме «затишье перед бурей». При этом образ Японии (образ противника) получился у Форда более абстрактным, но, вместе с тем, и более мощным, что следует признать сознательным ходом режиссёра, учитывая соотношение сил перед битвой25.

После этого в фильме наступает небольшой перерыв на 6 секунд (с 3.27 до 3.33), что является своеобразным разделительным моментом между вступительной, «мирной» частью ленты и основной «боевой», переход к которой осуществляется словами Крипса за кадром: «Волнующим утром патрульный самолёт обнаружил флот противника»26.

Акцентирование внимания зрителей на времени обнаружения противника («утро») далеко не случайно и придаёт дополнительную достоверность показываемым событиям27. В кадре открывается вид на корабли с летающей лодки «Каталина». Это очень короткий эпизод фильма - всего 3 секунды с 3.33 по 3.36.

Всего через три секунды происходит смена сюжета: показан тяжёлый бомбардировщик В-17, с комментариями: «На Мидуэе базируются летающие крепости». Время картины с 3.36 до 3.58 занято демонстрацией подготовки бомбардировщиков к вылету, показаны пилоты, обсуждающие задание28. При этом сменяются не только эпизоды, текст теперь читает актёр Генри Фонда29. В качестве звукового сопровождения идёт мелодия патриотической песни «Columbia, the Gem of the Ocean».

Формируемое у зрителей чувство близости к героям усиливается фолк-мелодиями звукового сопровождения. Всё является подготовкой к следующему резкому сюжетному переходу. С 4.32 до 4.54 фильм переносит зрителей с Мидуэя в Соединённые Штаты, показывая семью обычного американского пилота: отца инженера-железнодорожника,

21 Allison T. Screen combat: Recreating World War II in American film and media. Pittsburgh, 2010. Р. 58.

22 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

23 Фолк-песня конца XIX в.

24 Gallagher Т. John Ford: The Man and His Films. Berkeley, 1988. Р. 208.

25 Battle of Midway Island, Serial 0133, June 4-6, 1942 / / Modern Military Branch, National Archives and Records Administration, College Park. World War II action reports; Commander in Chief, Pacific Fleet report, Serial 01849 of 28 June 1942 / / National Archives and Records Administration, College Park. World War II action reports, Modern Military Branch; Stille M. USN Carriers vs IJN Carriers: The Pacific 1942. Oxford, 2007. С. 58-59; Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. СПб., 1997. С. 40; Detailed engagement report on Midway Military Operation, 1st Air Fleet Task Force, From May 27 to June 9, 1942 / / Japan Centre for Asian Historical Records. The National Institute for Defense Studies. Ministry of Defense. Ref. C08030023700; Midway Operations May-June 1942. Japanese Monograph № 93. Washington, 1953. Р. 12-14.

26 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789 - 1947. Record Group 80. 2.

27 В боевом журнале морской авиабазы о. Мидуэй: «3 июня 9. 04 замечены два японских транспортных корабля, дистанция 470 миль». См.: War Diary NAS Midway / / National Archives and Records Administration. Pacific Region (San Bruno, CA). Record Group 313; Action Report of the Battle of Midway NAS Midway // National Archives and Records Administration. Pacific Region (San Bruno, CA). Record Group 313.

28 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

29 Американский актёр, исполнитель главной роли в фильме Форда «Гроздья гнева».

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

сестру и «мать пилота, которая выглядит так же, как наши матери из Спрингфилда или любого другого американского городка»30.

Здесь показаны классические образы американской семьи, родных и близких: отец - высококвалифицированный работник, мать - домохозяйка, занятая вязанием, и их сын, сражающийся с японцами. Так создавался очень живой и реальный образ ценностей, за которые сражаются американцы на Мидуэе. Если вставка с альбатросами символизировала борьбу за свободу, то «спрингфилдский сюжет» - борьбу за счастье, спокойствие и образ жизни простых американцев.

То, что эпизод мирной жизни является подчёркнутой вставкой в основной сюжет, подтверждает возвращение к подготовке пилотов В-17 (всего на 2 секунды - с 4.54 до 4.56), после чего показан взлёт тяжёлых бомбардировщиков для удара по противнику. Это занимает время ленты с 4.57 до 5.5231, причём в полном соответствии с реальным ходом сражения, показаны 9 В-1732. Сопровождается это действие звуками работающих двигателей (единственный раз данный звук прерывается словами Дарвелл: «Удачи! Благослови тебя Бог, сынок!»33), что в сумме с цветным изображением обеспечивает неплохой эффект присутствия для зрителей.

Если до конца 5 минуты фильма Форд следовал реальному ходу сражения34, то после взлёта В-17 режиссёр идёт на первое серьёзное нарушение хронологии событий. В период с 5.53 до 5.55 показан в небе строй из 5 самолётов, сопровождаемый восклицание Донольда Крипса: «Внезапно из-за облаков... Японская атака!»35. Форд пошёл на некоторые изменения хода сражения для создания более динамичного сюжета, в котором события развиваются очень быстро, чтобы постоянно удерживать внимание и интерес зрителей. Но ещё до демонстрации результатов обозначенной японской атаки (или хотя бы её хода) Форд показывает меры, предпринятые морскими пехотинцами: с 5.55 до 6.13 в кадре ведут огонь зенитные орудия (показаны только разрывы снарядов) и пулемёты.

Используется очень простой способ формирования нужного образа сражения: японская атака только началась, а защитники острова уже её отражают. Причём в первых кадрах обороны Мидуэя режиссёр делает явный акцент не на морских пехотинцах (они либо не показаны совсем, либо со спины), а на оружии. Первый план указанного временного отрезка занимают пулемёты и винтовки.

Перечисленные приёмы позволяют зрителям поставить себя на место морских пехотинцев, более того, большая часть аудитории, наблюдая за действиями защитников из-за их спин, ощущает себя на стороне морпехов, под защитой их оружия, храбрости и мастерства.

При этом, в самом начале съёмок Форд посоветовал своему помощнику МакКензи: «Снимай лица. Постановочное сражение мы всегда можем вставить позже»36. Следовательно, отсутствие лиц бойцов в первых кадрах атаки - сознательный ход режиссёра для создания нужного образа у зрителей.

Но первые кадры обороны Мидуэя сменяются демонстрацией взлёта группы пикирующих бомбардировщиков SB2U. Всего на острове было дислоцировано 17 машин данного типа37. В фильме показан взлёт 5 из 1138 самолётов под командованием майора Бенджамина Норриса39.

30 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

31 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

32 The Battle of Midway 3-6 June 1942: Combat Narrative. Washington, 1943. Р. 10; Commander in Chief, Pacific Fleet report, Serial 01849 of 28 June 1942 // National Archives and Records Administration, College Park. World War II action reports, Modern Military Branch.

33 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

34 Форд последовательно показывает обнаружение японских кораблей, подготовку первой атаки В-17, взлёт бомбардировщиков.

35 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

36 Ford D. Pappy: The Life of John Ford. New York, 1979. P. 170.

37 Heinl R. D. Marines in World War II: Historical Monograph: Marines at Midway. Washington, 1948. P. 25; Parshall J., Tully A. Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway, Washington 2005. Р. 96; Healy M.

Весьма характерно, что Форд не показывает в фильме итоги действий армейских тяжёлых В-ї7 бомбардировщиков, об успехах и подвигах которых всё лето писали почти все газеты США40. Это можно расценивать как дополнительный фактор, направленный на привлечение внимания зрителей к заслугам флота.

Следующий эпизод фильма занимает почти минуту экранного времени с 6.з0 до 7.26 - отражение налёта на Мидуэй41. В отличие от первых боевых кадров, теперь камера сфокусирована на лицах морских пехотинцев, которые ведут огонь по японским самолётам42.

Важным моментом является акцент не только на мужестве американских морпе-хов, но и на потерях: показаны многочисленные пожары, сгоревший ангар и на 7 минуте 2з секунде сгоревший самолёт, правда в кадре он всего на секунды. Человеческих жертв в фильме нет.

Связующим элементом почти всех боевых эпизодов анализируемого временного отрезка (6. 30 - 7. 26) выступает дым, который, судя по отдельным кадрам, застилает весь остров. И как раз на фоне чёрных клубов дыма в 7. 26 начинается один из самых патриотических сюжетов картины: подъём государственного флага США, сорванного в ходе сражения. Камера сопровождает взлетающий к небу флаг, который быстро преодолевает пожары и развевается на фоне безупречно чистого голубого неба под звуки гимна «Star-Spangled Banner»43. Здесь в очень простом образе переплетены мотивы стойкости, патриотизма, мужества и победного оптимизма, понятные всем гражданам США.

Новый сюжет фильма строится уже вокруг сражения авианосцев, причём Форд показывает, что американские и японские палубные самолёты обнаружили оперативные соединения противников практически одновременно. Поэтому в ленте тесно переплетены воздушные атаки, создавая с 9.23 до її.43 единую картину морского сражения. Показаны взлетающие с авианосцев истребители F4F «Wildcat» и пикирующие бомбардировщики SBD «Dauntless». Эти и другие подлинные боевые кадры дали возможность последующим исследователям творчества Форда указывать на особую «документальную эстетику режиссёра»44 и «неизменный пугающий документализм военного времени»45.

Как и в случае с налётом на Мидуэй, американские потери и в самолётах, и в кораблях Форд не показывает, вместо этого в кадре (с її.23 до її.26) - улыбающиеся офицеры ВМС и прислуга зенитных орудий. Данный мотив радости от хорошо выполненной работы проходит через весь фильм «Сражение за Мидуэй». Он же является и ключевым в следующем по хронологии эпизоде: возвращение американских пилотов на авианосцы46.

В її.43 в ленте сменяется не только сюжет, но и голос диктора - текст читает Ирвинг Пичел47: «Мужчины и женщины Америки, - это возвращаются ваши сыны домой, после рабочего дня. Вы должны встретить их»48. Этот текст проводит прямую параллель с создаваемыми Фордом образами войны как работы для американских пилотов, солдат и

Midway 1942: Turning Point in the Pacific. Westport-London 2004. Р. 23-24; Isom D. W. Midway inquest: why the Japanese lost the Battle of Midway. Bloomington, 2007. Р. 3.

38 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

39 Морисон С. Э. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок: весна - лето 1942 г. М.; СПб., 2003. С. 167.

40 Wall Street Journal. 1942. June 12. Р. 1; Daily Boston Globe. 1942. June 12. Р. 1; New York Times. 1942. June 12. Р. 1. Перепечатка выпусков и сообщений от 12 июня предпринималась на протяжении всего лета 1942 г.

41 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

42 Как создавались эти кадры, Форд подробно рассказал в интервью представителям флота: Commander John Ford USNR interview / / Naval Historical Center. Operational Archives. World War II Interviews. Box 10.

43 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

44 Allison T. Screen combat: Recreating World War II in American film and media. University of Pittsburgh, 2010. Р. 43.

45 Eyman S., Duncan P. John Ford: the searcher: 1894-1973. New York, 2004. Р. 125-126.

46 Время фильма: 11. 43 - 12. 33. «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

47 Американский актёр, которого Форд пригласил для участия в одном из своих главных проектов «Тихоокеанской серии» «7 Декабря», но привлёк и для озвучивания нескольких эпизодов в «Сражении за Мидуэй»: Gallagher Т. John Ford: The Man and His Films. Berkeley, 1988. Р. 211.

48 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 1 (172). Выпуск 29

морпехов в первых 11 минутах фильма. И как в предыдущих случаях, лица пилотов палубных самолётов радостные, улыбающиеся, хотя и очень уставшие. Такой приём в фильме должен был сформировать у зрителей чёткое понимание: для противника война - это гибель людей, уничтожение кораблей, самолётов, а для американцев - это трудная, но приносящая радость работа49.

Ещё одним моментом, объединяющим почти всех пилотов, попавших в кадр, является то, что они - асы: каждый имеет по 5 или более сбитых японских самолётов, как указано на бортах их машин50.

Центральное место в этом сюжете занимает лейтенант Джон Тэч - командир 3-й истребительной эскадрильи (авианосец «Йорктаун»)51. В кадр также попали пилоты: А. Брэсс-филд, М. Брайт, Р. Дибб52, а один из пилотов на вопрос режиссёра «Сколько сегодня?» показал, улыбаясь, 4 пальца, имея в виду, очевидно, количество сбитых им самолётов противника. Следовательно, в данный момент показано время чуть позже 12. 00 4 июня, когда истребители Тэча участвовали в отражении первой атаки самолётов «Хрию» против «Йорктау-на»53. Этой сценой заканчивается наиболее насыщенная событиями и эмоциями «боевая» часть фильма - с 12.34 в центре сюжета фильма снова Мидуэй, причём данный эффект «возвращения» усиливается закадровым текстом: «Но вернёмся на Мидуэй».

Так осуществляется переход к следующей части фильма - демонстрация последствий битвы. Форд в первых же кадрах показывает всё многообразие и даже противоречие результатов сражения. С 12.35 до 12.37 на экране полностью сгоревший ангар, но всего лишь через 2 секунды сцена, характеризующая ущерб и разрушения, сменяется вторым сюжетом об альбатросах, который продолжается до 13.45. Режиссер показывает птиц в данном случае всегда на фоне либо дыма от пожара, либо разрушенных зданий, а голос диктора сообщает, что защитники острова отстояли свободу коренных жителей54. Это формирует у зрителей чёткое понимание: материальные потери, безусловно, стоят сохранения жизней, а главное - свободы американцев55.

Завершают фильм Форда два эпизода: с 15.35 до 17.00 - похороны погибших американских солдат и моряков. Здесь тесно переплетаются патриотические мотивы (все гробы накрыты государственными флагами, скорбные лица почётного караула) и религиозные (играет мелодия «Onward, Christian Soldiers», которая сменяется потом «Great God Our King»)56. Также дан мотив объединения: в нескольких кадрах показаны стоящие рядом и солдаты, и морпехи и моряки. Возможно, этим режиссёр показывал единство всех вооружённых сил США в общей борьбе с японцами, что может оказаться важнее газетных сражений за решающий вклад в битву.

Финальные документальные кадры играют значительную роль в создании образа Мидуэя: с 17. 01 в чистом голубом небе над Мидуэем проходит строй из четырёх самолётов, а на переднем плане три летящих альбатроса, камера следит за движением самолётов, постепенно переходя к морскому пехотинцу, внимательно осматривающему небо на фоне чёрных клубов дыма. Как замечает Т. Галлахер, в эпизоде четыре темы: 1) свобода (летящие птицы); 2) настороженность (морской пехотинец); 3) опасность (дым пожара); 4) сила (летящие самолёты)57. Вместе они формируют у зрителей образ трудной, но важ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49 Параллельно с фильмами такие образы создавали и пропагандистские кампании. Подробно об этом см.: Эмброз Х. Тихоокеанский фронт / пер. с англ. А. В. Бушуева, Т. С. Бушуевой. М., 2011. С. 229, 236, 247.

50 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

51 Lundstrom J. The first team: Pacific naval air combat from Pearl Harbor to Midway. Annapolis, 2005. Р. 490-491.

52 «Battle of Midway» by John Ford // National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

53 Морисон С. Э. Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок: весна - лето 1942 г. М.; СПб., 2003. С. 198.

54 «Battle of Midway» by John Ford // National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

55 Очень похожий мотив звучит и в первых газетных публикациях, в которых как главные итог битвы преподносился срыв японской операции по завоеванию пусть и небольшой, но американской территории. См.: Chicago Daily Tribune. 1942. June 6. P. 1-2; Hartford Courant. 1942. June 6. P. 1; Los Angeles Times. 1942. June 6. P. 1.

56 «Battle of Midway» by John Ford // National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

57 Gallagher Т. John Ford: The Man and His Films. Berkeley, 1988. Р. 213.

ной победы, которая позволяет смотреть в будущее с надеждой, продолжать борьбу за свободу, которую ведут «христовы воины» (именно в таком свете предстают военнослужащие США в заключительных кадрах картины Форда).

Завершают фильм сцены с подведением итогов сражения. Всего их три. Первая - на белом фоне красным шрифтом надпись во весь экран: «4 японских авианосца потоплены». Вполне вероятно, что для заключения Форд избрал стиль подачи материала как газетный заголовок. Сцена вторая - снова красный шрифт: «28 линкоров, крейсеров и эсминцев потоплены или повреждены»58. И здесь Форд идёт вслед за прессой, которая в период 1-й половины июня 1942 г. активно использовала данный простой приём для создания образа «поворотного момента Тихоокеанской войны»59. На этот раз надпись перечёркивается чёрным крестом, но остаётся нетронутой цифра «28». Общественности необходимо внушить данное число выбывших из строя кораблей противника, а учитывая закрепившееся в сознании с прошлого эпизода слово «потоплены», то большая часть граждан будет интуитивно считать, что из данных 28 кораблей большая часть, безусловно, уничтожена.

Сцена третья - текст «300 японских самолётов уничтожено»60. Слова опять замазываются красной краской, оставляя цифру «300», но это уже не главное. Всё внимание приковано к форме: краска образует букву «V», которая занимает весь экран. Более удачный символ победы придумать трудно. На этом фильм заканчивается.

Во всех первых отзывах отмечаются ещё два важных момента: 1) что это официальный фильм флота, доказывающий, прежде всего, победу ВМС при Мидуэе; 2) достоверность, реализм и документализм картины. Следовательно, фильм Форда выполнил главную задачу: акцентировал внимание общественности США на роли флота в битве. Причём, благодаря рассмотренным нами приёмам и пропагандистским средствам, образы, созданные режиссёром, закрепились не только в сознании граждан, но и перешли в историографию, что в итоге привело к формированию представлений о Мидуэе как решающей битве Тихоокеанской войны.

THE IMAGE OF THE PACIFIC WAR IN THE JOHN FORD'S FILM "THE BATTLE OF MIDWAY" 1942

S. O. BURANOK

The article analyzes the film "The Battle of Midway" as a his-Scientific worker of Research and torical source for the Study of Pacific War. The history of the film, its Education Center "АсЫа1 problems characteristics and influence on public opinion in the United States of modern history and politics” of are considered Sholokhov Moscow State University for Humanities

Key Words: John Ford, Midway, Pacific War.

e-mail: witch-king-l@mail. ru

58 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

59 Los Angeles Times. 1942. June 7. P. 1; Washington Post. 1942. June 7. P. 1; Providence Sunday Journal. 1942. June 7. P. 1; Muscatine Journal and News- Tribune. 1942. June 8. P. 1.

60 «Battle of Midway» by John Ford / / National Archives and Records Administration. College Park. General Records of the Department of the Navy, 1789-1947. Record Group 80. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.