ИСТОРИЯ
УДК 94 (73)
С.О. Буранок, канд. ист. н., доц., 8-927-707-98-87, witch-king- 1@mail. ru (Россия, Самара, ПГСГА)
ГЕРОИЗАЦИЯ БИТВЫ ЗА МИДУЭЙ В ПРЕССЕ США
Рассматриваются приёмы и методы героизации сражения за Мидуэй. Проанализирован процесс создания периодической печатью образов героев.
Ключевые слова: сражение за Мидуэй, американская пресса, Тихоокеанская
война.
Сражение за Мидуэй - одна из наиболее изученных операций Тихоокеанской войны, но, несмотря на обширную историографию, всё ещё остаются слабоизученные аспекты этой битвы. Так дело обстоит с героизацией победы 4 июня 1942 г. в прессе США. В настоящей работе мы рассмотрим процесс создания и эволюции образов первых боевых героев. Как удалось установить, первый шаг на этом пути был сделан журналистами 9 июня 1942 г. - появляется публикация первого свидетельства очевидца сражения. В «Charleston Gazette» помещена статья «Лётчик, дрейфующий в океане, видит разгром японского флота. История очевидца» [2]. Этот материал, представленный агентством «Ассошиэйтед Пресс», опубликовали 9 июня многие газеты: «New York Times» [12], «Clearfield Progress» [4], «Naugatuck Daily News» [11], «Pittsburgh Press» [13].
В статье рассказывается, что 8 июня в Пёрл-Харбор был доставлен 25-летний пилот торпедоносца энсин Дж. Гэй - «самый поразительный свидетель важнейших событий в истории морских войн» [2]. Почти то же самое, по сути, написано в «Pittsburgh Press»: «Первое свидетельство очевидца сражения, первая история из многих, которая повествует о гибели японских авианосцев» [13]. Важно отметить, что в данной газете точно указаны названия погибших авианосцев соединения Нагумо: «Акаги» и «Кага».
Эти же два авианосца как погибшие указаны в издании штата Пенсильвания «Reading Eagle», причём с краткой характеристикой: «Корабли по 26000 тонн водоизмещения, способные нести по 60 самолётов
каждый» [14]. Гэй видел, «как его товарищи атаковали эти два больших авианосца и ещё один меньшего размера. Они были объяты пламенем в результате прямых попаданий» [1]. Из этого описания следует однозначный вывод, что три японских авианосца безусловно потеряны.
Публикация пересказа сведений Гэя примечательна ещё и тем, что это первые данные, раскрывающие некоторые детали хода сражения: упоминается, что утром самолет Г эя был сбит «около 11 часов и оказался в центре японского флота» [7]. Это один из первых временных маркеров в образе сражения, созданным прессой (первый - 6.35 утра 4 июня, начало битвы за Мидуэй). Логика повествования статьи такова, что именно некоторое время спустя японские авианосцы были разбиты.
«Выбравшись из сбитого самолёта на поверхность воды, Гэй наблюдал за эпохальной битвой, с “точки зрения рыбы”. Американские торпедоносцы поразили два японских авианосца. Адский огонь бушевал на поверженных кораблях. Периодически их сотрясали взрывы и вырывались клубы дыма. Г эй докладывает, что один корабль типа “Кага” точно потерян, два других авианосца вероятно погибли» [16].
Легко заметить, что в цитируемом тексте газетной статьи очень тесно переплетены факты, батальные образы и откровенная фантазия журналистов. К последней категории относится упоминание о двух японских авианосцах, повреждённых торпедоносцами США. Причины появления такого мифа очевидны: Гэй указал, что являлся пилотом торпедоносца, он был сбит и практически сразу охарактеризовал гибель флота противника. Из этой информации журналисты сделали вывод, что другие торпедоносцы, действовавшие совместно с самолётом Гэя, поразили врага. Но на самом деле, как известно, все попадания в японские авианосцы с самолётов были бомбовыми, на счету палубных пикирующих бомбардировщиков.
Видно, что журналисты, основываясь на одном и том же источнике информации, по-разному определяют масштаб ущерба, засвидетельствованный пилотом Дж. Гэем. Подобные расхождения возникли из-за вольных трактовок слов Гэя о потерянных авианосцах противника, которые часть представителей СМИ автоматически записала в категорию «потопленные», а другая часть оставила без изменений.
10 июня в прессе тенденции по героизации сражения получили новое развитие. Учитывая отсутствие новой официальной информации, кандидатура на роль героя битвы была только одна - энсин Джордж Гэй. 10 июня в газетах на первых полосах появляются его фотографии. Часть изданий, например «St. Petersburg Times» [17], опубликовала фотографии Гэя в парадной форме, тогда как другие - в лётной экипировке [9]. Эти снимки вытесняют из газеты портреты Нимица, т.к. о роли главкома в сражении пока ничего не было известно, как и о других потенциальных героях.
На следующий день, 11 июня, к обозначенным тенденциям оценки Мидуэя добавились новые. Наиболее важным информационным фактором, повлиявшим и существенно изменившим представления СМИ и общества о сражении, стала публикации «армейской версии» победы.
Это стало возможным благодаря коммюнике главного командования ВВС армии, которое напечатали и проанализировали многие издания. Так, в «Eugene Register-Guard» опубликована статья Роберта Миллера: «Армейские пилоты рассказали, как бомбы накрыли япошек» [8]. В «Ludington Daily News» текст, основанный на тех же источниках, идёт под заголовком «История армейских пилотов», автор Кларк Ли [10]. Один из самых конкретизированных заголовков на эту темы был в «Christian Science Monitor Magazine»: «Летающие крепости Соединённых Штатов остановили японский рейд на Мидуэй» [3]. Во всех названных материалах был представлен совершенно иной взгляд на события 4 июня, радикально отличающийся и от коммюнике Нимица, и от рассказа Дж. Г эя.
Сенсация была в самом начале статьи: «Армейские пилоты поведали как остановили вторжение японского флота численностью более 50 кораблей всех классов. Японцы потеряли, по оценкам пилотов, 10000 человек, возможно, 18 кораблей потопленными и повреждёнными» [8]. Кларк Ли в своей статье заявил, что, по версии пилотов армии, они разгромили при Мидуэе «два огромных флота противника» [8].
Кроме новых данных о потерях, в указанных статьях приводится ещё одна версия о составе японского флота, участвовавшего в битве (напомним, что впервые очень точно японские силы были определены 7 июня): 4 или 5 авианосцев, а возможно и больше; как минимум 3 линкора; 19 крейсеров; 20 или 30 эсминцев; транспорты и вспомогательные корабли [3].
Информация армейских пилотов сильно отличалась от опубликованной 7 июня утечки из военно-морского министерства, но в прессе именно вариант лётчиков восприняли как наиболее верный.
Вторым важнейшим моментом всех статей стало первое общее описание хода сражения за Мидуэй. По новым данным получалась следующая картина: «Самолёты армии, флота и морской пехоты первыми обнаружили японские авианосцы, но один или два авианосца уже выслали свои самолёты против Мидуэя» [8]. Описанная, со слов пилотов, в СМИ ситуация в общих чертах соответствовала событиям вечера 3 - утра 4 июня, по крайней мере, отражению этих событий в документах американских военных [5, 15, 20].
Впервые в прессу попала и характеристика удара японской авиации по острову, в которой пилоты особо подчеркнули, что бомбардировщики противника целенаправленно не сбрасывали бомбы на взлётные полосы, видимо, рассчитывая быстро захватить Мидуэй и использовать их против Гавайев [3]. В «Ludington Daily News» опубликовано более подробное и детальное описание налёта на Мидуэй: «Первая атака была осуществлена с
большой высоты фугасными бомбами и длилась 38 минут. Затем со стороны солнца подошли японские пикирующие бомбардировщики и атаковали наземные объекты Мидуэя и самолёты. Как минимум 180 самолётов приняло участие в нападении» [10].
Видно, что в прессу благодаря армейским пилотам попали весьма ценные подробности относительно хода сражения.
Во-первых, классы атакующих японских самолётов и их цели. Анализ этого момента позволил американским СМИ раскрыть часть плана противника: японцы действительно стремились захватить Мидуэй и использовать его как авиабазу.
Во-вторых, продолжительность японского нападения. Опираясь на это время, журналисты начали формировать как собственные представления о хронологии битвы, так и представления граждан.
В-третьих, впервые указано число японских самолётов, наносивших удар по Мидуэю. Здесь армейские лётчики сильно ошиблись - ударная волна японских самолётов под командованием капитан-лейтенанта Томонга состояла всего из 108 машин.
Про результаты действий японских самолётов в статье ничего не написано, но сказано, что сразу по завершении налёта вернулась часть американских самолётов для заправки и перевооружения. По словам журналистов, генерал Хэйл заявил: «Это критический момент сражения», т.к. ожидалось второе нападение противника [10]. Но японцы не появились, и «армейские тяжёлые бомбардировщики смогли нанести по врагу ещё один удар, повредив один тяжёлый крейсер и, вероятно, также второй» [10].
Итак, по данным «Ludington Daily News» получалось, что сражение 4 - 6 июня 1942 г. - это обмен ударами между авианосной группировкой противника в сопровождении линкоров и крейсеров и островом Мидуэй. О роли американского флота в битве ничего не говорится.
В «Eugene Register-Guard» напечатано «Описание сражения за Мидуэй армейскими пилотами», но со слов не генерала Хэйла, а полковника Вальтера Суини - командующего стратегическими бомбардировщиками В-17 на острове. Здесь гораздо больше интересных для общественности США подробностей.
Во-первых, оценка операции, данная полковником, более детальна: он начинает свой рассказ с момента обнаружения японских сил 3 июня, подчёркивая: «Заметили врага три самолёта моей группы в полдень и добились бомбовых попаданий в тяжёлый крейсер или линкор, а также в транспорт» [8].
Такой вариант развития событий 3 июня зафиксирован и в американских документах, только «летающих крепостей» было 9, а не 3 [20]. В реальности попаданий они не добились, но для нас важно то обстоятельство, что полковник Суини и его пилоты были уверены в своём
успехе и результатах, передав это СМИ, а через них и общественности. Так начался процесс быстрого развития очередного мифа.
Во-вторых, в своём описании Суини даёт чётко понять, что у японцев при Мидуэе действовало два отдельных флота: один, состоящий из транспортов, линкоров и крейсеров; второй был обнаружен «морской летающей лодкой и включал в себя авианосцы» [8]. Именно характеристика атаки второго соединения занимает наибольшее место в описании полковника.
Суини рассказал журналистам, что его самолёты атаковали флот противника с большой высоты, и он сам видел, как «один авианосец стал извергать пламя и дым. Даже с такой высоты было ясно, как серьёзно он повреждён» [8]. И снова рассказ пилота не подтверждается японскими документами [19].
Важным общим моментом описаний и Суини, и Хэйла является определение «критического момента битвы, когда американские стратегические бомбардировщики вернулись на Мидуэй» [16]. Успешно, по оценкам пилотов, преодолев кризис битвы, Суини повел «летающие крепости» во вторую атаку, в ходе которой, как он сообщил журналистам, «увидели два крупных корабля противника горящими. Один был авианосцем, другой, возможно, линкором» [3].
Завершает свой рассказ полковник словами: «Нашим заданием было отправить на дно японской флот, и мы только что сделали это» [8].
Статьи в «Ludington Daily News» и «Greensburg Daily Tribune» заканчиваются не менее величественными фразами У. Хэйла: «Флот нашёл противника. Армия, флот и морская пехота отправили его в ад» [9, 10]. В этих же и других изданиях был опубликован и доклад Нимица о Мидуэе, но он представлял собой лишь повторение известной информации под новым громким заголовком: «Половина японской армады либо потоплена, либо повреждена при Мидуэе» [1, 13]. Поэтому рассказам пилотов «летающих крепостей» отвели в прессе намного больше места.
Появление такого рода публикации, содержащей наиболее важные сведения о битве (первый боевой контакт, хронология действий сторон, описание потерь), можно расценивать как ключевое событие в создании образа Мидуэя. Перед читателями разворачивалась первая по настоящему единая и систематизированная картина героической операции.
Список литературы
1. Boston Daily Globe. 1942. June 11.
2. Charleston Gazette. 1942. June 9.
3. Christian Science Monitor Magazine. 1942. June 11.
4. Clearfield Progress. 1942. June 9.
5. Commander in Chief, Pacific Fleet report, Serial 01849 of 28 June 1942. World War II action reports, Modern Military Branch, National Archives and Records Administration, College Park.
6. Daily Boston Globe. 1942. June 9.
7. Deseret News. 1942. June 9.
8. Eugene Register-Guard. 1942. June 11.
9. Gettysburg Times. 1942. June 10.
10. Ludington Daily News. 1942. June 11.
11. Naugatuck Daily News. 1942. June 9.
12. New York Times. 1942. June 9.
13. Pittsburgh Press. 1942. June 9.
14. Reading Eagle. 1942. June 9.
15. Report of Engagement witch Enemy, Battle of Midway 30 May to 7
June, 1942. National Archives and Records Administration. Pacific Region (San
Bruno, CA). Record Group 313.
16. San Jose Evening News. 1942. June 9.
17. St. Petersburg Times. 1942. June 10.
18. The Japanese Story of the Battle of Midway. Washington, 1947.
19. United States Strategic Bombing Survey [Pacific]: Interrogations of
Japanese Officials. Washington, 1946.
20. War Diary NAS Midway. National Archives and Records
Administration. Pacific Region (San Bruno, CA). Record Group 313.
S.O. Buranok
GLORIFICATION OF BATTLE OF MIDWAY IN THE U.S. PRESS The article deals with techniques and methods of heroes battle of Midway. We analyze the creation of the periodical press images of heroes.
Key words: Battle of Midway, U.S. Press, Pacific War.
Получено 25.12.2011г.
УДК 03.230
И.Н.Дроздова, ст. преп., 8-965-184-61-07, drozdowairina@gmail. com (Россия, Новомосковск, НФ УРАО)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Рассмотрены вопросы возникновения и становления памятников истории и культуры в Древней Руси III- XVII вв.: представлены основные периоды и даны характеристики их стилей при возведении памятников истории и культуры.
Ключевые слова: памятники истории и культуры, храмовые памятники, искусство Древней Руси, монастыри.
Древнерусское искусство уходит своими корнями в глубины I тысячелетия н.э., в те времена, когда по Восточной Европе передвигались многочисленные славянские племена.