ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.923.2 DOI: 10.12737/19551
образ тела как компонент самосознания в юношеском возрасте
Авдюнина Наталия Александровна, аспирант Московского городского педагогического университета, кафедра психологии образования, преподаватель Института сервисных технологий, г. Подольск, natalya.avdyunina@yandex.ru,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию образа тела в юношеском возрасте, взаимосвязи его с другими компонентами. Образ тела — это понятие, которое включает восприятие человеком собственного тела, чувственную окраску этого восприятия и то, как, по его мнению, оценивают его окружающие; это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле. Главной составляющей образа тела является знание индивида о самом себе, своей физической составляющей. Образ тела является одним из важных компонентов самосознания личности. В развитии личности кризисным периодом является ранняя юность, поскольку на этом этапе происходит разрушение старого и формирование нового образа тела, что оказывает влияние на личность, ее отношение к себе. Отрицательное отношение к своему телу может привести к психическим расстройствам, повышенному уровню тревожности и неадекватному поведению. Поэтому в данном исследовании мы рассматривали именно этот возрастной этап личности. В статье представлена структура образа тела, его основные компоненты, которые обосновываются результатами проведенного исследования. Выдвигается предположение о том, что развитие образа тела в юношеском возрасте становится успешным при реализации компонентов образа тела, включающих внешнее тело, границы образа тела и полоролевую принадлежность. Мы считаем, что позитивный образ тела ассоциируется с такими качествами личности, как уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, и зависит от того, насколько человек удовлетворен своей внешностью.
Ключевые слова: образ тела, внешнее тело, полоролевая принадлежность, границы образа тела
Введение
В последнее время в обществе уделяется повышенное внимание сохранению физического и психологического здоровья у юношей и девушек. При этом в образовательном процессе чаще делается акцент именно на интеллектуальную сферу развития личности. Биологические и психические процессы остаются в стороне, это приводит к развитию различных стереотипов и неправильных оценок по отношению к себе. Целостное развитие личности нарушается, в дальнейшем это отрицательно сказывается на здоровье и социальной адаптации учащихся.
Особенно важно правильное представление о себе в ранней юности. Именно в этот период отрицательное отношение к своему телу может привести к психическим расстройствам, повышенному уровню тревожности и неадекватному
поведению. В этот период происходит формирование нового образа тела за счет переосмысления прошлого опыта и стереотипов [1].
Образ тела и отношение к своей внешности являются одними из самых важных факторов личности, влияющих на поведение индивида. Познание и формирование своего тела происходит на протяжении всей жизни за счет личного опыта и взаимодействия с окружающими. Это определяет актуальность темы нашего исследования.
Понятие образа тела в психологии
Обзор научных источников показывает, что в психологии феномен «образа тела» совсем не новая проблема. Ученые утверждают, что образ тела — это структурный компонент Я-концепции, который оказывает воздействие на личность, а также служит источником информации
о характере личности, его проблемах, комплексах и стереотипах (Р. Берне, М.О. Мдивани, П. Шильдер) [12, 8, 14].
Феномен образа тела изучается различными науками, такими как медицина, философия, культурология и психология, что привело к развитию различных теорий и концепций, объясняющих его сущность и понятие.
Термин «образ тела» в психологию ввел американский психиатр Пауль Шильдер. По его мнению, образ тела — это субъективное переживание человеком своего тела как психический пространственный образ, который формируется за счет межличностного взаимодействия [14]. Шильдер предположил, что тело формируется за счет впечатлений и стимулов, которые передаются через телесные ощущения, и что между телом и окружающим нас миром существует взаимосвязь.
Большинство ученых и исследователей рассматривают образ тела в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мдивани М.О., Соколова Е.Т и др.) [11, 9, 13].
В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.
В отечественной психологии основоположником направления, связанного с изучением влияния телесности на формирование личности, является Л.С. Выготский. Он утверждал, что тело человека является частью культурно-детерминированной перспективы. По его мнению, проблемы с нарушением телесности возникают во время отклонения человека от его культурно-исторического пути, что может привести к различным психосоматическим расстройствам [3, с. 228-291].
Многочисленные исследования в области образа тела позволили выделить нам следующие его компоненты: внешнее тело, границы образа тела и полоролевая принадлежность.
Внешность - это функциональные, анатомические, социальные признаки человека, отражающие чувственную составляющую нашего восприятия. О внешнем облике пишет В.Н. Куни-цына, рассуждая о восприятии человека в единстве внешних данных: физического облика, конституционных особенностей и всего того, что человек делает со своей внешностью, опираясь на моду, требования и вкусы общества. Вопросом изучения
внешности также занимались такие исследователи, как В.Н. Панферов, Е.Ф. Агильдиева, О.Г. Ку-косян, А.А. Бодалева, К.Д. Шафранская и др.
Внешний облик, по их мнению, состоит из следующих составляющих: физический облик, функциональные признаки и наружная составляющая внешнего облика [2].
Восприятие собственной внешности может носить адекватный и положительный характер (реалистичное, гармоничное, позитивное, целостное, сознательное), а может быть неадекватным, отрицательным (искаженным, негативным, фрагментарным, парадоксальным, частично бессознательным).
Женщины чаще недовольны своей внешностью, что приводит в свою очередь к низкой самооценке и неуверенности в себе. Восприятие собственной внешности является ключевым фактором обеспечения самоценности.
Отношение к внешности еще «зависит от объективных причин (условия деятельности и общения) и субъективных причин (когнитивные и личностные особенности индивида)», как отмечает М.О. Мдивани [8, с. 52].
Поэтому мы можем сделать вывод, что внешний вид человека оказывает влияние на его поведение и социальное положение в группе. Соответствие личности общепринятым стандартам с внешней точки зрения положительно влияет на личность и его поведение, а также отношение с окружающими и к себе.
Еще одной из главных составляющих образа тела является граница образа тела или граница телесности, которая формируется во время телесного контакта и на протяжении всей жизни.
Изучением психологических границ образа тела занимался философ Плеснер. Он выделил два типа границ — внешняя и внутренняя граница образа тела [9]. Внешняя граница — психическая репрезентация поверхности тела, проявляющаяся в любой форме (осознаваемых и неосознаваемых, отчетливых или смутных образов, представлений, переживаний и т. д.).
Второму типу границы соответствует понятие «внутренняя граница образа тела», возникшее в рамках феноменологического подхода телесности. Это граница активности субъекта в физическом мире, основанная на балансе предсказуемости.
Еще одним компонентом образа тела является полоролевая принадлежность.
Взаимосвязь удовлетворенности своей внешностью и общей самооценки изучали А. Маттес
и Дж. Хан. Они исследовали влияние стереотипов на отношение к своему телу у мужчин и женщин. В результате проведенного исследования было обнаружено, что у женщин физическая привлекательность является важным компонентом для высокой или низкой самооценки. У мужчин же, напротив, физическая привлекательность не сильно влияла на их самооценку [7, с. 31].
Полоролевая принадлежность подразумевает единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к тому или другому полу. Не последнее место при этом занимает оценка своего тела и наружности.
Формирование образа тела в юношеском возрасте
Юношеский возраст, как отмечают многие исследователи, характеризуется периодом изменения образа тела и его перестройки (И.С. Кон, С. Фишер, М.О. Мдивани и др.) [5, 13, 8].
Существуют три направления изменений в юношеском возрасте, связанных с развитием и формированием образа тела:
- развитие и изменение структуры тела;
- развитие и изменение Я-концепции;
- развитие и изменение половой идентичности или принадлежности.
Все они взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
В юношеском возрасте происходит изучение своего тела, его функциональных и физических особенностей. Этот процесс связан как с возрастными, так и с половыми возможностями. При этом девушки знают о своем теле лучше, чем юноши, в связи с социальными и биологическими составляющими [17,18].
В.Н. Куницина утверждает, что в юношеском возрасте внешний облик и отношение к нему влияют на формирование таких личностных качеств, как жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм [7, с. 64].
Важными факторами для гармоничного и полноценного формирования личности являются умение владеть своим телом и саморегуляция. В повседневной жизни это отражается у человека на походке, движении тела, ощущении своего собственного тела.
Д.Н. Исаева пишет, что неудовлетворенность собственным телом и внешним обликом ведет к возникновению тревожности, это может привести в свою очередь к негативным психическим последствиям (стресс, депрессия). Чтобы сохранить целостность своего «Я», человек
вырабатывает защитные механизмы, которые искажают образ я, но сохраняют положительное отношение к себе [4, с. 102].
Влияние внешней оценки сверстников на отношение к своему телу отмечал Р. Бернс [4, с. 103]. Он утверждал, что юноши и девушки особенно чувствительны к своему телу и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием сверстников. В этот период очень важно, насколько их тело соответствует стереотипному образу маскулинности и феминности. При этом юношеский эталон красоты чаще всего завышен и нереалистичен.
Еще одной важной особенностью данного возраста является развитие половой идентичности или полоролевой принадлежности, связанной с изменениями в теле. В. Райх писал, что между стереотипами общества и половой действительностью существует конфликт, который приводит к психологическим нарушениям и отказу от реализации этой биологической функции [11, с. 224].
В.Е. Каган и Д.Н. Исаев пишут о важности половой идентификации и полоролевой принадлежности в формировании образа тела в этом возрасте. В построении образа тела играют важную роль не только половые функции, но и отношения с родителями в процессе воспитания. Очень важно, чтобы человек ощущал себя идентичным своему полу [11].
В результате мы наблюдаем, что образ тела является важным компонентом личности, он взаимосвязан с остальными составляющими и качествами личности.
В развитии личности кризисным периодом является именно ранняя юность, потому что в этот период происходит разрушение старого и формирование нового образа тела [16]. Поэтому в данном исследовании мы рассматривали именно этот возрастной этап личности.
Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи образа тела с другими компонентами образа тела и качествами личности в юношеском возрасте.
Предметом исследования являются особенности образа тела как компонента самосознания в юношеском возрасте.
В качестве гипотез исследования были выдвинуты предположения, что развитие образа тела в юношеском возрасте становится успешным при реализации компонентов образа тела, включающих внешнее тело, границы образа тела и по-лоролевую принадлежность. Компоненты образа тела в юношеском возрасте напрямую связаны
70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 2. Результаты исследования «Экспресс-диагностика уровня самооценки личности»: А — нормальная самооценка, В — заниженная самооценка.
А В
%
с такими качествами личности, как самооценка и уверенность в себе.
Опишем методическое обеспечение нашего исследования. Компонент внешнее тело был исследован с помощью методики «Опросник исследования образа тела» (Дин Джейд), «Опросник исследования собственного тела» (О.А. Скуга-ревский и С.В. Сивуха), методика изучения самооценки Дембо-Рубенштейн. Границы образа тела изучались с помощью методики «Форма тела» (Е.Ю. Артемьева). Полоролевая принадлежность была изучена с помощью «Оригинальной авторской рисуночной методики» В. Баскова и Е. Газаровой и вопросника С. Бем по изучению феминности - маскулинности. Также нами были проведены исследования самооценки личности и личностных качеств учащихся, чтобы определить их взаимосвязь с различными компонентами образа тела. Для этого нами был использован «Факторный личностый опросник Р. Кетелла (HSPQ)» и «Экспресс- диагностика уровня само-
оценки личности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов).
Исследование проводилось на базе Московского государственного университета туризма и сервиса Института сервисных технологий г. Подольска отделения СПО в течение 2015-2016 гг. Всего в исследовании приняли участие 120 студентов (30 юношей и 90 девушек) первого курса, обучающихся по специальности «Банковское дело».
В результате эмпирических исследований нами были получены следующие результаты.
По методике «Опросник образа собственного тела» показатели представлены на рис. 1.
По методике «Экспресс-диагностика уровня самооценки личности» были получены следующие результаты (рис. 2).
В результате корреляционного анализа отношения к собственному телу и самооценки личности (г=0.6) было выяснено, что испытуемые, довольные своим телом, достаточно самоуверенны, имеют адекватную самооценку, довольны собой и своим телом.
Испытуемые, недовольные своим телом, обладают заниженной самооценкой, застенчивы, неуверенны в себе. Они испытывают сложности в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят.
Эти данные были подтверждены опросником «Исследования образа тела» (рис. 3).
В результате исследования были выявлены следующие показатели:
40% респондентов имеют позитивный образ тела, и отношение к собственной внешности практически не влияет на их повседневную жизнь;
36% испытуемых в основном чувствует себя комфортно в отношении собственного тела;
14% испытуемых чувствует недостаток доверия к собственному телу;
10% имеют негативный образ тела.
Далее нами была изучена граница образа тела с помощью методики «Форма тела».
По результатам исследования границ образа тела методикой «Форма тела» значимым
фактором является попадание фигуры в начало или конец ряда.
Большинство опрошенных на первое место поставили фигуру 1 и фигуру 4 (70% испытуемых), что свидетельствует о наличии у них правильной и четкой оценки своего тела. Эти люди адекватно оценивают себя и свой образ тела, четко формируют свои границы.
Однако были и такие, которые в начале ряда поставили фигуры 10 и 11 (30% опрошенных). Это свидетельствует о недостаточно сформированной и устойчивой границы своего тела. Такие люди имеют нечеткое представление о себе, своем теле и окружающих.
30% процентов юношей и девушек на первые четыре места поставили фигуру 0, которая символизирует пустоту, отсутствие границы, неадекватное отношение к себе, потерю чувства идентичности как социальной, так и физической.
Интересными стали результаты исследования образа тела с точки зрения самооценочного компонента (рис. 4).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 3. Результаты исследования «Опросник исследования образа тела»:
А — позитивный образ тела, В — комфортное отношение к телу,
С — недоверие к собственному телу,
D — негативный образ тела.
А В С О
%
70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 4. Самооценка образа тела: А — низкая самооценка, В — нормальная самооценка, С — высокая самооценка.
А В С
%
Большинство опрошенных имеют низкую самооценку образа тела (68%). Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе, или о защитной реакции.
20% опрошенных имеют адекватную, нормальную самооценку образа тела. Это свидетельствует о правильности понимания человеком собственного тела.
16% испытуемых имеют высокую самооценку образа тела.
Интересные результаты были получены при исследовании взаимосвязи образа тела и степенью удовлетворенности своей внешностью.
В результате корреляционного анализа мы получили следующие данные: степень удовлетворенности своей внешностью положительно связана по отношению к образу тела (г = 0.7, р<0,05).
Таким образом, можно утверждать, что юноши и девушки, не удовлетворенные своей внешностью, имеют негативный образ тела и заниженную самооценку. Они застенчивы, замкнуты и менее общительны.
Напротив, люди, удовлетворенные своей внешностью, имеют позитивный образ тела, который обеспечивает им свободу, адекватную самооценку, уверенность в себе, не испытывая
при этом чувства тревоги по отношению к своему телу.
По компоненту «полоролевая принадлежность» студентам было дано задание — нарисовать человека. В результате было обнаружено, что юноши отдают предпочтение мужскому типу фигуры в своих рисунках, а девушки — женскому. Это говорит о том, что у студентов хорошо сформирована полоролевая принадлежность.
Далее в рисунках наблюдалось наличие одежды, которая чаще встречалась у девушек (78%), чем у юношей (40%).
Одним из основных показателей тендерного различия в образе тела стало преобладание тех или иных частей тела в рисунках человека. Частота встречаемости их в исследовании отражена в данных, представленных в таблице 1.
Данная таблица позволяет нам сделать вывод о том, что образ тела у девушек более сформирован и для них части тела имеют больше значения, чем для юношей. Можно предположить, что это связано с тем, что для девушек мелкие детали, а также внешность играют более важную роль, чем для юношей.
Следующим этапом исследования по-лоролевой принадлежности образа тела стал
Таблица 1
Гендерные различия частей тела в образе тела
Части тела Частота встречаемости (%)
девушки юноши
Голова 100 100
Туловище 100 100
Нога 100 100
Рука 100 100
Ухо 10 2
Глаза 90 54
Рот 90 83
Шея 100 89
Нос 92 80
Грудь 25 12
Живот 19 12
Плечи 78 67
Стопа 12 4
Волосы 76 22
Бедро 98 98
Лицо 100 100
Кисть 23 9
опросник Сандры Бем. По результатам данного исследования были выявлены следующие показатели:
60% опрошенных имеют андрогинную личность;
28% опрошенных имеют феминную личность, и к ней относятся только личности женского пола;
12% опрошенных имеют маскулинный тип личности, это процент составляют испытуемые только мужского пола.
Как мы видим из результатов исследования, в юношеском возрасте у испытуемых преобладает андрогинный тип личности.
Далее нами был проведен сравнительный корреляционный анализ по подгруппам фемин-ность, андрогинность, маскулинность по отношению к своему образу тела.
Интересным стал тот факт, что юноши и девушки, обладающие андрогинным типом личности, удовлетворены своим телом (г=0.8, р<0,05), либо имеют легкую неудовлетворенность, что свидетельствует об адекватном отношении к себе и своему телу.
Напротив, юноши и девушки, имеющие фе-минный и маскулинный тип личности, не удовлетворены своим телом (г=0.8, р<0,05), испытывают отрицательные эмоции по отношению к своей внешности, что приводит к определенному поведению - избеганию смотреть на себя в зеркало и неуверенности в себе.
Поэтому можно сделать вывод, что для юношей и девушек, обладающих ярко выраженным маскулинным и феминным типом личности, очень важно, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образу мужественности и женственности, эталону красоты и привлекательности.
Изучая взаимосвязь самооценочного компонента образа тела и личностных качеств в юношеском возрасте, мы обнаружили следующие результаты, представленные в таблице 2.
В результате данных, представленных в таблице 2, мы составили психологические портреты испытуемых с низкой и высокой самооценкой внешности.
Высокая самооценка внешней составляющей образа тела представлена следующими качествами: спокойствие, энергичность, самоуверенность, дисциплинированность, авторитарность, ответственность, настойчивость, общительность, отзывчивость, сдержанность.
Низкая самооценка внешней составляющей образа тела представлена следующими качествами: тревожность, несдержанность, робость, молчаливость, легкомысленность, застенчивость, неуверенность в себе, впечатлительность, медлительность.
Таким образом, в результате проведенного анализа, подкрепленного данными эмпирического исследования, мы обнаружили, что образ тела можно описать с помощью следующих
Шкалы Самооценка Ожидаемая оценка Идеальная оценка Удовлетворенность
внешности внешности внешности внешностью
Л
B
С 0.51 0.38
D 0.5 0.24
Е 0.25
F 0.27
G 0.23 0.33
Н 0.4
I -0.2
J
0 -0.5 -0.4
Q2
Q3 -028
Q4 -0.4 0.4
Таблица 2
Корреляционные зависимости составляющей образа тела и личностных качеств
характеристик: внешнее тело, границы образа тела и полоролевая принадлежность. Именно в юношеском возрасте образ тела оказывает огромное влияние на развитие личности и ее отношение к себе. Благодаря проведенным исследованиям мы пришли к выводу о том, что
позитивный образ тела ассоциируется с такими качествами личности, как уверенность в себе, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, и зависит от того, насколько человек удовлетворен своей внешностью.
Литература
1. Авдюнина Н.А. Об отношении к образу тела юношей и девушек мегаполиса // В сб.: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Моск. город. пед. ун-т; Ред. совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л.Белых и др. М., 2015. С. 194—197.
2. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.
3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6-ти т. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 228-291.
4. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. М.: Медицина, 1988. — 160 с.
5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.
6. Куницина В.Н. К вопросу о самооценке подростка //Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2. Л.: ЛГУ, 1970. С. 62—69.
7. Маттес А. и Хан Дж. Психология человека от рождения до смерти. М., 2001. 173 с.
8. Мдивани М.О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников. Автореф. ... канд. псих. наук. М., 1991. 106 с.
9. ПлеснерХ. Ступени органического и человек // Проблемы человека и западной философии. М., 1988.
10. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.
11. Соколова Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 4. С. 39—49.
12. Райх В. Сексуальная революция. СПб. — М., 1997. 352 с.
13. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie: per. s angl. / R. Berns. M.,1986.
13. Fisher S. Body experience in fantasy and behavior. N.Y., 1970.
14. Schilder, P. Das Korperscheema. Berlin, Springer, 1924.
15. Schilder, P. The image and appearance of the human body. Barnes & Noble, 1999.
16. Tiggemann, M. Body image across the life span in adult women. The role of self-objectivation // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. P. 243—253.
17. Thompson, J.K. Body-image disturbance: assessment and treatment. Elmsford, NY: Pergamon Press, 1990.
18. Vemy, Tomas, M.D. & Kelly, John. The Secret Life of the Unborn Child. Dell Publishing. New York, 1988.
development of body image in adolescence
Avdunina Nataliya Aleksandrovna, PhD student of Moscow city pedagogical university, Department of educational psychology, lecturer at Russian state university of tourism and service, Institute of service technologies (Podolsk), natalya.avdyunina@yandex.ru, Russian state university of tourism and service, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to the study of the formation of body image in adolescence, relations to other components. Body image is a concept, which includes perceptions of one's own body, sensual painting of this perception and how, in his opinion, along with its surrounding; it is a kind of system of human representations about the physical side of the self, about my body. The main component of body image is knowledge of the individual about himself, of his physical component. Body image is an important component of self-consciousness. In personality development is the crisis period of early adolescence because in this phase is the destruction of old and formation of new image of the body that influences personality, his attitude. A negative attitude towards your body can lead to mental disorders, increased levels of anxiety and inappropriate behavior. Therefore, in this study, we considered this age stage of the individual. The article presents the structure of body image, its main components, based upon the
results of the study. The author suggests that the development of body image in adolescence becomes successful in the implementation of components of body image that includes a foreign body, boundaries, body image and sex-role identity. We also think that positive body image is associated with such personality traits as self-confidence, sociability, responsibility, independence and depends on how people are satisfied with their appearance.
Keywords: body, external body, sex-role identity, the borders of body image
References:
1. Avdjunina N.A. Ob otnoshenii k obrazu tela junoshej i devushek megapolisa [Attitude of the body image of boys and girls of the metropolis] // V sb.: Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa materialy II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mosk. gorod. ped. un-t [In the book: the Child in the educational space of metropolis: proceedings of the II interregional scientific and practical conference. Moscow city pedagogical University]; Editorial Board: Zh.V. Afanas'eva, S.L.Belyh i dr. M., 2015. P. 194-197.
2. BodaljovA.A. Vosprijatie i ponimanie cheloveka chelovekom [Perception and understanding man]. M., 1982. 200 p.
3. Vygotskij L.S. Istoricheskij smysl psihologicheskogo krizisa [Historical sense of psychological crisis] // Sobr. soch. v 6-ti t. [collected works in 6 volumes] / ed. by A.R. Lurija, M.G. Jaroshevskogo. M.: Pedagogika, 1982. V. 1. P. 228-291.
4. IsaevD.N., Kagan V.E. Polovoe vospitanie detej [Sex education for children]. M.: Medicina, 1988. 160 p.
5. Kon I.S. V poiskah sebja: Lichnost' i ejo samosoznanie [In search of itself: Personality and identity]. M., 1984. 335 p.
6. Kunicina V.N. K voprosu o samoocenke podrostka [Problem of teenager self-esteem] //Jeksperimental'naja i prikladnaja psihologija [Experimental and applied psychology]. V. 2. L.: LGU, 1970. P. 62-69.
7. Matthes and J. A. Khan. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti [Psychology of a person from birth to death]. M., 2001. 173 p.
8. Mdivani M.O. Issledovanie struktury obraza fizicheskogo «Ja» shkol'nikov. Avtoref. ... kand. psih. nauk. [Research of the structure of an physical image «Me» of students. Candidate of Psycology's thesis]. M., 1991. 106 p.
9. Plesner H. Stupeni organicheskogo i chelovek [Degrees of organic and man] // Problemy cheloveka i zapadnoj filosofii [Problem of man and Western philosophy]. M., 1988.
10. Podoroga V. Fenomenologija tela. Vvedenie v filosofskuju antropologiju [Phenomenology of the body. Introduction to philosophical anthropology]. M., 1995.
11. Sokolova E.T. Issledovanija «obraza tela» v zarubezhnoj psihologii [Research «body image» in foreign psychology] / E.T. Sokolova, A.N. Dorozhevec // Vestnik Mosk. Un-ta. Ser. 14. Psihologija[Bulletin of Moscow University. Series 14: Psicology]. 1985. № 4. P. 39-49.
12. Rajh V. Seksual'naja revoljucija [Sexual revolution]. SPb.: M., 1997. 352 p.
13. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie: per. s angl. / R. Berns. M.,1986.
14. Fisher, S. Body experience in fantasy and behavior. N. Y.,1970.
15. By Schilder, P. Das Korperscheema. Berlin, Springer, 1924.
16. By Schilder, P. The image and appearance of the human body. Barnes & Noble, 1999.
17. Tiggemann, M. Body image across the life span in adult women. The role of self-objectivation // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. P. 243-253.
18. Thompson, J.K. Body-image disturbance: assessment and treatment. Elmsford, NY: Pergamon Press, 1990.
19. Vemy, Tomas, M.D. & Kelly, John. The Secret Life of the Unborn Child. Dell Publishing. New York, 1988.