К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Гурылева JI.B., Белозерова JI.A., Семенова И.А.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Российская Федерация
В статье раскрывается актуальная для современных психологических исследований -проблема особенностей образа тела у современных подростков. Дано теоретическое обоснование актуальности исследований образа тела, связанного с формирование личностной идентичности, как ведущей задачи подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования заявленной проблемы, анализ которых позволяет сделать выводы о негативных тенденциях формирования образа тела современных подростков, связанных с его неадекватностью и отсутствием позитивного восприятия.
Ключевые слова: личностная идентичность; образ тела; образ Я; половая идентификация; самопрезентация; самоотношение; самооценка.
ТО STUDY THE PROBLEM OF BODY IMAGE AT MODERN TEENAGERS
Guryleva L. V., Belozerova L.A., Semyonova I.A.
Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, Russian Federation
The article deals with topical psychological features issledovaniy -problem of body image among today's teenagers. The theoreticaljustification ofthe relevance of studies of body image related to the formation ofpersonal identity as a leading problem of adolescence. The results of empirical studies stated the problem, the analysis of which allows you to draw conclusions about the negative trends in the formation of body image modern adolescents, associated with its inadequacy and lack of positive perception.
Keywords: personal identity; body image; self-image; gender identity; self-presentation; self-attitude; self-esteem.
Исследование особенностей и возрастных задач у старших подростков, показала, что формирование личностной идентичности, включающей в себя временную перспективу, образ тела, половую идентификацию, идентификацию с именем, является ведущей возрастной
задачей на данном этапе онтогенеза [1; 3; 9; 10]. При этом, исследования подросткового возраста показывают, что по сравнению с подростками тридцать лет назад, у современных подростков по-другому протекает подростковый кризис (более смазано и нередко вообще проявления подросткового кризиса отсутствуют), не формируются личностные новообразования подросткового возраста, поскольку на сегодняшний момент ведущий вид деятельности подростков - интимно-личностное общение со сверстниками заменяется учебной деятельностью, и опосредованным общением (через интернет) [5; 9] В целом, современные старшие подростки не хотят взрослеть, поскольку взрослеть связано с принятием некоторой ответственности [7].
Таким образом, можно говорить о том, что у современных старших подростков не формируется целостная идентичность, как психологическое новообразование и соответственно имеются и проблемы с формированием образа тела как важнейшего базового элемента идентичности [3; 4].
Ряд авторов указывает на ведущее место физического образа Я в формировании самосознания личности и ее идентичности (У. Джеймс, В.Н. Куницына, Е.Т. Соколова).
Говоря о сущности понятия «образа тела, можно выделить несколько подходов в его определении, первый подход связан с определением соотношения понятий «образ тела» и «схемы тела», так В.Н. Куницына дает следующее определение образа тела: «Образ тела более широкое понятие, чем «схема тела»; оно включает в себя как топографию организма, так и модель поверхности тела, короче говоря, включает осознанные элементы внешнего физического облика» [6].
По мнению М. В. Соколовой, образ тела представляет собой внутреннюю картину собственного тела, особенность индивидуального самовосприятия тела. При этом, внутренний образ тела может отличаться от реального состояния [8].
Представители другого подхода рассматривают образ тела как сложное комплексное единство восприятий, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью и с функциями тела (Shilder, Fisher, Sbontz, Kolb). Именно этот подход в настоящее время получил наибольшее распространение. Похожие представления об образе физического Я существуют и в отечественной психологии, где он рассматривается как один из элементов Я-концепции, самосознания (И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.). Именно этот подход позволяет показать тесную взаимосвязь между физическим образом тела и идентичностью [5].
Таким образом, образ тела представляет собой многоаспектное динамическое образование, включающее в себя всю совокупность знаний, представлений и телесного опыта личности, включающую сознательную и бессознательную части как осознанную его часть. Образ
тела образуется в результате процесса самосознания и является частью одним из содержательных элементов идентичности, наряду с другими образами человека.
Предметом нашего исследования является особенности образа тела современных старших подростков. Новизна исследования заключается в том, что получены данные о содержательных особенностях образа тела современных старших подростков, связанных с его диференцированностью, целостностью, полнотой, самопрезентацией.
В качестве исследовательского инструмента выступала методика «Рисунок человека» инструкция предоставлялась по модификации А.Л. Венгера [2].
В качестве анализа была разработана авторская система в соответствии с целью исследования.
При анализе рисунка человека использовались следующие показатели:
1. Полнота образа тела- полностью ли нарисована фигура (1) или изображена только часть фигуры (0). Отсутствие всего тела (нарисована только голова) или отсутствие части тела (в основном нижней части) говорит о нарушениях образа физического тела, негативном отношении к собственному телу, неадекватном образе физического Я.
2. Целостность изображенной фигуры, в этом критерии учитывались наличие разрывов по контуру тела (0) или их отсутствие (1), если фигура неполная, то по данному критерию так же начислялось 0 баллов. Нарушения целостности так же говорит о негативном или неадекватном образе физического я, проблемам, связанных с восприятие образа тела, нарушением границ Я.
3. Дифференцированность образа тела. Данный критерий связан с позитивным или негативным восприятием образа тела. Присутствуют только основные детали (голова, руки, ноги, туловище — 1 балл) - это низкий уровень дифференциации и может говорить о негативизме по отношению к образу тела, наличие второстепенных деталей - лица (глаза, уши, волосы, пальцы на руках и ногах, одежда) - средний уровень дифференцированное™ (2) - удовлетворительное отношение к образу тела, высокая дифференциация (3) (наличие дополнительных деталей в виде аксессуаров к одежде, сумочек, головных у боров и т.д.) - позитивное отношение к образу тела. Испытуемым, которые имеют неполный образ тела (критерий № 1) по данному критерию начисляется 0 баллов.
4. Особенности изображения фигуры: схематическое (0) балов, пластическое (1 балл). Схематическое изображение говорит о негативизме в отношении образа себя и своего тела, инфантилизме, наличии дезинтеграции образа тела.
5. Половая идентификация: отсутствуют половые признаки (0) балов, что говорит о задержке психосексуального развития, инфантилизм психосексуального развития, наличие половых признаков своего пола (1) - говорит о норме психосексуального развития, подчер-
кивание сексуальных признаков так же свидетельствует о интересе к данному вопросу, что говорит о норме психосексуального развития для юношеского возраста, наличие признаков, характерных для противоположного пола (-1) говорит о спутанности полоролевой идентификации, наличия сильной привязанности и зависимости от родителя противоположного пола или другого человека противоположного пола.
6. Особенности личностной идентичности (образ себя): в данном критерии для нашего исследования мы брали те элементы рисунка, которые говорят о позитивной или негативной самопрезентации. Негативная самопрезентация (0 баллов): изображения нарочито уродливо, присутствуют признаки асоциальности: оружие, сигареты, бутылки, татуировки), изображение шутов, клоунов, антисоциальных персонажей. Изображение обычной фигуры человека (1 балл), соответствующий по возрасту и не имеющий антисоциальных признаков. Негативная самопрезентация свидетельствует о низкой самооценки, наличие неадекватной компенсации этой низкой самооценки, нарушения личностной идентификации.
Таким образом, при интерпретации рисунка человека для нашего исследования, нам были важны следующие позиции:
1. Особенности образа физического Я (среднее арифметическое критериев 1—4), числовое значение варьируется от 0 до 1,5, чем меньше значение, тем больше проблем в образе физического Я можно констатировать у человека: от 0 до 0,7 - неэффективная компенсация телесных проблем, негативный образ тела, незрелость, переживание дезинтеграции образа тела, отсутствие аутентичности образа тела. От 0,7 до 1,5 - позитивный образ физического Я, аутентичность, образ тела интегрирован, аутоидентификация с рисунком, наличие адаптивных приспособительных механизмов.
2. Половая идентификация.
3. Эмоционально-оценочный компонент личностной идентичности, связанный с самоотношением, и самооценкой.
Анализ рисунков старших подростков показал, ряд особенностей (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение средних значений по каждому показателю методики «Рисунок человека»
по всей выборке
Полнота Целостность Дифференцир. Особенности фигуры Половая идентификация Образ себя
0,9 0,8 1,8 0,6 0,36 0,7
Данные таблицы 1 показывают, что что для старших подростков характерен достаточно высокий уровень полноты физического образа Я, ее целостность, дифференцированность находится на среднем уровне, так же как и особенности изображения фигуры, таким образом,
анализируя особенности образа тела у юношей, можно говорить, что в целом у старших подростков сформирован позитивный образ физического Я, аутентичность, образ тела интегрирован, аутоидентификация с рисунком, наличие адаптивных приспособительных механизмов. Но в то же время стоит отметить, что в выборке присутствует достаточно большое количество испытуемых, у которых полностью или частично нарушен образ физического Я. Исследования особенностей половой идентификации показывает, что ее сформированность является крайне проблемной зоной, ее уровень по выборке составил ниже среднего, это свидетельствует о том, что среди старших подростков есть те, у кого не сформирована половая идентичности, что является отклонением для данной возрастной групп, кроме того, у некоторого числа испытуемых наблюдается спутанная идентичность (изображение человека с признаками противоположного пола), это так же говорит о наличии сильной привязанности и зависимости от родителя противоположного пола, что так же не является возрастной нормой, поскольку последний этап психологического отделения от родителей проходит в подростковом возрасте.
Анализ эмоционально-оценочной стороны личностной идентичности (образ себя) показывает, что в целом это образ имеет позитивную направленность самопрезентацию, характеризующуюся адекватной самооценкой и положительным самоотношением.
Для более подробного анализа был подсчитан удельный вес старших подростков с разным уровнями сформированности образа тела, половой идентичности и образа себя (табл. 2).
Таблица 2.
Распределение удельного веса испытуемых с разным уровнем сформированности показателей образа физического Я, в %
Показатели Критерии и удельный вес
Полнота 10,1% (неполный) 89,9% (полный) - -
Целостность 17,1% (нецелостный) 82,9% (целостный) - -
Дифференцированность 39% (низкая диффе-ренцир.) 31,25% (средняя дифференцир.) 29,75% (высокая дифференцир.) -
Особенности изображения фигуры 28,12% (схематическая) 71,88% (пластическая) - -
Анализ таблицы 2 показывает, что основной проблемой образа физического Я является его дифференциация, связанная позитивным или негативным восприятием образа тела, удельный вес испытуемых с низким уровнем дифференциации (куда вошли и те испытуемые, у которых наблюдается отсутствие полноты образа Я) несколько превышает испытуемых с высоким и средним уровнем дифференциации, другими словами, можно сделать вывод о том, что у сорока процентов людей в старшем подростковом возрасте наблюдается негативное отношение к своему физическому Я. Негативное отношение к своему физическо-
му Я является характеристикой младшего подросткового возраста, которая не свойственна людям в старшем подростковом возрасте.
Анализ типа изображения образ тела показал, что для большинства испытуемых характерен пластический способ, что говорит о позитивном образа себя и своего тела, зрелости, интеграции образа тела. Полученные результаты соотносятся и не противоречат предыдущим (полноте и целостности образа тела).
Распределение удельного веса испытуемых с нарушениями половой идентификации в целом представлены в таблице 3.
Данные таблицы 3 показывают, что у более чем половины испытуемых наблюдается нарушения половой идентификации с вязанные с нее несформированностью, спутанностью полоролевой идентичности.
Таблица 3.
Распределение удельного веса испытуемых с разным уровнем половой идентификации, в %
Не определили половую идентичность или указали признаки противоположного пола Определи в рисунке признаки своего пола
50,78 49,22
Если рассматривать более подробно группу испытуемых с нарушенной половой идентификацией, то у 72,31% нарушения половой идентификации связаны с ее неопределенностью, у 27,69% нарушения половой идентификации связаны со спутанностью.
Анализ эмоционально-оценочного компонент личностной идентичности, связанного с самоотношением, и самооценкой показывает, что хотя в целом у старших подростков сформирован позитивной образ Я, связанный с положительным самоотношением и самопрезентацией, адекватной самооценкой, но у трети группы наблюдается нарушения эмоционально-оценочного компонента личностной идентичности, связанный с негативным образом Я, неадекватной самооценкой.
Таким образом, по результатам исследования были сделаны выводы о ом, что образ тела у современных старших подростков имеет свои специфические особенности и связаны с негативными тенденциями в виде низкой дифференциации образа тела, неопределенной половой идентификации, негативным отношением к собственному образу тела, нарушений эмоционально-оценочного компонента личностной идентичности.
Список литературы
1. Брагина Е.А., Семенова И.А. Представление о женщине девушек 19-22 лет различной национальности - русских и татарок // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 45—48.
2. Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. 160 с.
3. Гурылёва Л.В. Роль переживания в развитии профессиональной идентичности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием, посвященной 75-летию со дня рождения Виталия Ивановича Пирогова, первого декана Педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, Л.В. Гурылева. Ульяновск, 2011. С. 453^57.
4. Гурылёва Л.В., Нагорнов Ю.С., Нагорнова А.Ю. Технология формирования содержания когнитивного аспекта профессиональной идентичности студентов технических специальностей // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 69-72.
5. Забегалина С., Белозерова Л. Самооценка и образ «Я» в прогнозировании развития личности // Fundamental and applied science - 2015 Materials of the XI International scientific and practical conference. Sheffield, 2015. C. 68-74.
6. Куницина В.Н. К вопросу формирования образа своего тела у подростков II Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 90-99.
7. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия. 2000. 456 с.
8. Соколова М.В. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Аса-нова. М.: Владос. 1997. 512 с.
9. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М.: МОДЭК, 2005. 243 с.
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.