Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХаюрыстьа: еп хР°пм, еп -просты™, еп еьбеь
Выпуск 3
2015
страницы 169-175
Василик В. В. диакон
Образ святого равноапостольного Владимира как царя в древнерусской гимнографии1.
Тысячелетие со дня преставления св. равноапостольного Владимира побуждает вновь заняться непростой историей его почитания, а равно и изучением смыслов, содержащихся в посвященных ему гим-нографических текстах. Весьма сложна история службы св. равноапостольному великому князю Владимиру2. Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII - началом XIV в.3. В целом исследователи насчитывают три редакциии службы св. равноапостольному князю Владимиру.
В историографии существует несколько точек зрения относительно времени создания службы. Если Н. К. Никольский считал службу памятником начала XII в.4, то Е. Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относил к 1240 году и связывал с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля)5. Ю. К. Бегунов предполагал еще
1 Статья частично уже публиковалась в сети Интернет, но для данного издания была специально переработана и дополнена.
2 См. традиционный богослужебный текст в Июльской Минее. 15 июля, любое издание. Научное издание службы см.: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам ХШ-ХШ! в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238. - Всего Славнитский выявил три редакции службы, относящиеся к XIII, XV и XVI в. Глубокое и разностороннее исследование стихирам службы св. кн. Владимиру посвятила Н. С. Серегина (Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. С. 67-72, 300-309). Наконец, Н. И. Милютенко внесла много нового при комплексном исследовании служб св. равноапостольному князю Владимиру (Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008).
3 ОР РНБ. Софийское собр. 382. Л .67-71. См.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (Ш-ШП в.). М., 1984. С. 354. Последнее издание текста службы: Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир... С. 470-493.
4 Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X-XI в. М., 1906. С. 443.
5 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1904.
С. 63-64.
более позднюю датировку - строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году6.
Ключевым вопросом для датировки службы является рассмотрение свидетельства канона: «Придете вси снидетесл къ честьней церкви Володимера, нареченнаго Василил, преклаженнаго великаго кна^а, оугодни-ка Христова преславнаго»7. Среди исследователей до сих пор ведутся споры: считать ли эту церковь новгородским храмом св. Владимира (1311 г.) или киевским в честь св. Василия, построенным самим св. Владимиром в 988 г., где могла совершаться его память8. На наш взгляд, проблема может быть решена методом изучения широкого контекста. В гимнографических текстах службы мы не находим апелляции к новгородским реалиям. Напротив, многочисленны реминисценции, связанные с Киевом, который несколько раз именуется «материю вс^хъ градовъ» (первый канон, 8 песнь, 1 тропарь). Особенно характерно двукратное упоминание Десятинной Церкви Успения Пресвятой Богородицы: «да торжествуютъ весело памлть твою свлтол^пно въ церкви EожiA Матере когои^кранти людiе, юже люке^но оукрасилъ еси» (первый канон, 9 песнь, 2 тропарь). Этот тропарь подтверждает точку зрения А. В. Назаренко, согласно которой Десятинная Церковь явилась одним из центров почитания св. кн. Владимира9. Этот тропарь является одновременно и основанием датировки службы ante quem. Она была создана не позднее осени 1240 года - взятия Киева монголами и разрушения Десятинной Церкви. Terminus post quem -канонизация Бориса и Глеба, упоминаемых как святые, или перенесение их мощей в 1051-1052 г.10. Одна из наиболее вероятных датировок - 90-е годы XI в., эпоха половецких нашествий на Русь и неудач в борьбе со Степью, на которые может указывать прошение: «и^кави отъ сопротивныхъ поганъ твое достолше» (икос).
В службе подчеркивается высокий статус св. князя Владимира -он именуется царем: «Якоже отецъ духовно, царь же чувственно россий-стем людем кыл еси, Василие» (стихира на Господи воззвах)11. «Радуйся,
6 Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 49.
7 Второй канон. 9 песнь, 3 тропарь. См.: ОР РНБ Соф. 382. Л. 69.
8 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. С. 69.
9 Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001. С. 449.
10 См., в частности, первый канон, 5 песнь, 1 тропарь: «принесл если вогоизрядный твой плод, Бориса славнаго и Глеба влагочестиваго».
11 Минея. Июль. М., 1992. С. 182.
яко кывдепш верным цлрь» (Икос). Соответственно, князь Владимир обращается к «греческому царю» как равный к равному. В службе мы не находим ни одного упоминания, тем более похвалы в адрес византийского императора или патриарха, или иерархов: непосредственно Христос призывает русского князя к вере. Здесь очевидна связь со Словом о Законе и Благодати митрополита Илариона: «Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался ему? Не видел ты Христа, не следовал за ним. Как же стал учеником его? Иные, видев его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое»12.
Говоря о св. князе Владимире до крещения авторы служб избегают уничижительных характеристик относительно языческого периода его жизни. Напротив, в тропаре Владимир именуется «сллвнодер-жлвным», а еще языческий Киев - материю градов и, тем самым, сравнивается с Константинополем. В этом авторы служб гораздо ближе к Слову о законе и благодати, чем к Повести временных лет.
Возникает вопрос: каковы источники представлений о св. равноапостольном Владимире как о царе? Отметим, что в Слове о Законе и благодати он носит степной, хазарский по своему происхождению титул кагана. Вероятно, титул царя связан с его образом как «подобника Константина Великого», говоря языком Слова о Законе и Благодати.
На богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному Владимиру, глубокое влияние оказали гимнографические тексты, посвященные св. равноапостольному царю Константину, подтверждением чему являются прямые параллели - «ороужие крепкое кнл^ю нлшему дллъ еси, Господи, крестъ твой честный» (первая стихира на «Хвалите»), целиком соответствующее началу стихиры на «Господи воззвах» службы царю Константину: «блЛоv кратагото^ хф РаогХег бебюкад, т6v Eтаuр6v оои т6v тiдюv»13, а равно и стихира «Дллъ еси Господи кнл^ю нлшему». Св. Владимир постоянно сравнивается с
12 Слово о законе и благодати / / БЛДР. Т. 1. СПб., 1997. С. 183.
13 Мг^ага тоб Маюи. АО-уаг, 1993. 2. 196.
императором Константином: «вторый ты вылъ если Константина» (первая стихира на «Господи воззвах»). Это не случайно, ибо князь Владимир «землю христианскую обновил крещением».
Образ царя Константина связан с образом князя Владимира тремя смысловыми линиями. Во-первых, Константин получил наименование равноапостольного за легализацию Церкви и ее постоянную поддержку, Владимир - за крещение Руси и приведение всех язычников к христианству. «Костантинл в'Ьрндго подокникт» такие а, ХрТстд в сердце воспримм!*, и ©го ^лпов'Ьди, гакоже отецн* всега Руси ндоумилт! еси» (3 песнь, 2 тропарь)14.
Св. Владимир явился «подобником» или подражателем (ср. греческое дгдптЛ?) св. Константина не только в силу того, что крестил Русь, но также и потому, что подобно благочестивому императору стремился исполнять заповеди Христовы. О св. Константине Евсевий Памфил писал: «Так как он один из римских василевсов с глубочайшим благоговением чтил Всецаря — Бога, один не обинуясь проповедовал всем учение Христа, один столько прославил Церковь Его, сколько никто от века, один ниспроверг все заблуждения многобожия и обличил все роды идолослужения, то один также, и при жизни и по смерти, удостоился благ, каких не достигал никто другой. И действительно, из всех автократоров, он один различными делами чтил всех Бога и Христа его, а потому один по всей справедливости и сподобился этого. Одному только ему сущий над всеми Бог даровал преимущество царствовать над людьми даже по смерти, и людям, не лишенным смысла, этим ясно указал на нестареющее и нескончаемое царствование души его»15. «Он чествовал Христа Божьего со всей решительностью и перед всеми, не стыдясь спасительного наименования, он сделался предметом уважения аа свое чествование и им обозначал себя, то ограждая свое лицо спасительным знамением, то украшаясь этим победоносным трофеем» 16.
О св. князе Владимире митрополит Иларион в Слове о Законе и благодати написал: «И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. К тому же непрестанно слушал он о православной Греческой земле, христолюбивой и сильной верою: что <в земле той> чтут и поклоняются единому в Троице Богу...
14 Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 481.
15 Евсевий Памфил Жизнь Константина. М., 1998. С. 150 (IV, 74-75).
16 Евсевий Памфил Жизнь Константина. С. 140 (III, 6).
И, слыша это, возгорелся духом и возжелал он сердцем стать христианином самому и <христианской> — земле его. Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло. И совлек с себя князь наш — вместе с одеждами — ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия — и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся». Для митрополита Илари-она это событие - чудо: «Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое»17.
Общим со св. императором Константином, по мысли автора службы, у равноапостольного князя Владимира является и отеческое начало. Здесь уместно привести мнение Евсевия Кесарийского о Константине: «В этом отношении не переставал он оказывать всем жителям провинций, непрерывно одни за другими, благодеяния, то являя отеческую свою заботливость о целой Ойкумене, то украшая разными достоинствами частных, известных себе лиц, и великодушно даруя всем все. Кто ни просил у него милости, всякий достигал цели, никто не обманывался в своих чаяниях»18. Об отеческом характере св. князя Владимира и его учительском служении говорит митрополит Иларион в Слове о Законе и благодати: «Радуйся, учитель наш и наставник благочестия! Ты облечен был правдою, препоясан крепостью, обут истиной, венчан добромыслием и, как гривною и золотою утварью, украшен милосердием. Ты, о честная глава, был нагим — одеяние, ты был алчущим — насыщение, ты был жаждущим — охлаждение их утробы, ты был вдовам — вспомоществование, ты был странствующим — обиталище, ты был обидимым — заступление, убогим — обогащение»19.
На сердечный характер веры св. Владимира, общий с равноапостольным Константином, обращает внимание и автор второго тропаря св. Владимиру: «Новый ты кысть Костлнтинъ, Хрктл въ сердце вос-приимъ, просветилъ еси хр^щетемъ землю Русскую».
Во-вторых, князь Владимир, как и император Константин, - основатель христианской династии и ее небесный покровитель. Династический план переплетается с планом апостольства и миссии через образ св. Ольги как новой равноапостольной Елены, тем паче, что она в крещении была наречена именем матери св. равноапостольного царя Кон-
17 Слово о законе и благодати // БЛДР. Т. 1. С. 180.
18 Евсевий Памфил Жизнь Константина. С. 145. (IV, 3).
19 Слово о законе и благодати / / БЛДР. Т. 1. С. 180.
стантина: «Елены ты новыл известисл люковью внукъ клаженныл Ольги, Констлнтинъ же новый великий Христу лвися, Василие, вотл... Благосло-венъ Богъ отец нашихъ» (7 песнь, 1 тропарь)20. В этом контексте Десятинная Церковь - место погребения св. равноапостольного князя Владимира - становится как бы подобием храма Святых Апостолов в Константинополе, где упокоилось тело св. императора Константина.
В третьих, христианский император по самому своему сану являлся равноапостольным (гоаяоотоХод), и этот эпитет применительно к св. Владимиру акцентирует его царское достоинство.
Однако, не только св. равноапостольный Константин становится прообразом св. князя Владимира, но и библейские цари - Давид и Соломон: «Давидъ окр^теся прежде 1зраилю державный царь и люди спасе, коги инолзычныл низложивъ» (первый канон, 9 песнь, 1 тропарь). Св. князь Владимир, подобно царю Давиду, разрушает идолов, избавляет свой народ от идолопоклонства, основывает священное царство и становится основателем новой, благословленной Богом династии.
Из богослужебных текстов в целом явствует, что наименование св. равноапостольного князя царем носило характер не политический, а сакральный характер, связанный со священным учительством и апостольством св. князя Владимира: «Правоверью наставниче, и всеiа Руси просветителю, кр^щетемъ просв^тилъ еси всехъ насъ благочестивый царю Рускыи. и церкви воздвиглъ еси».
Подведем итоги.
1. В богослужебных текстах св. князь Владимир именуется царем, что не соответствует ни его прижизненному наименованию князем, ни традиции XI в., в частности отраженной в Слове о Законе и благодати, где креститель Руси именуется «каганом».
2. Именование св. князя Владимира царем носило характер не политический, а сакральный, связанный со его священным учител ь-ством и апостольством, и восходит к христианским и библейским архетипам сакральной власти - святых императора Константина и царей Давида и Соломона.
3. Общим с равноапостольным императором Константином является проповедь христианства и поддержка Церкви князем Владимиром, сердечный характер веры и отеческий характер власти. С другой стороны, общим является и то, что и св. Константин, и св. Владимир являются родоначальниками благословенной династии, что уси-
20 Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 492.
ливается параллелью между храмом Апостолов в Константинополе и Десятинной Церковью в Киеве.
4. Царь Давид не случайно становится прообразом равноапостольного Владимира: как по причине своей кротости и веры, так и потому, что он спасает свой народ от идолопоклонства, основывает священный град Иерусалим и становится родоначальником династии, получившей Божественное обетование.
Источники и литература:
1. Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965.
2. БЛДР. Т. 1. СПб., 1997.
3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1904.
4. Евсевий Памфил Жизнь Константина. М., 1998.
5. Милютенко Н. И. Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир и крещение Руси. СПб., 2008.
6. Минея. Июль. М., 1992.
7. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001.
8. Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X-XI в. М., 1906.
9. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-XШ в.). М., 1984.
10. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994.
11. Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XШ-XVII в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238.
12. М^ага тоб Маюи. АО^аг, 1993.