Studia Litterarum /2019 том 4, № i
УДК 82i.i6i'oi ББК 8з.з(2Рос=Рус)4
ИМЕНОВАНИЯ ВЛАДИМИРА ВЕЛИКОГО В ПРОСЛАВЛЯЮЩИХ ЕГО ГИМНОГРА-ФИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ КАК РЕФЛЕКС ВОСПРИЯТИЯ РУССКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО И ИНО-БЫТИЙНОГО СЛУЖЕНИЯ КНЯЗЯ
© 2019 г. В.М. Кириллин
Институт мировой литературы
им. А.М. Горького Российской академии наук,
Москва, Россия
Дата поступления статьи: 11 января 2019 г. Дата публикации: 25 марта 2019 г.
DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-176-201
Аннотация: В статье рассматриваются атрибутивные и агентивные именования великого Киевского князя Владимира Святославича в посвященных ему богослужебных текстах, которые бытовали в русской книжности XIV-XVII вв. отдельно и в составе служб Святому. Основное внимание в статье уделено текстам двух редакций 1-й службы и тексту 2-й службы. Допуская вероятность появления самых ранних прославляющих Владимира стихословий в XII в., автор отмечает неуклонное увеличение числа характеризующих Святого именований в составе служб, пик текстуального развития которых пришелся на XIV-XV столетия. Вместе с тем автор посредством сопоставительных таблиц констатирует семантическое и образное усложнение именований, которые использовались с высокой содержательной вариативностью, так что их конкретные значения ассоциировались с разными смысловыми полями и отражали разные отвлеченные идеи, выражающие в конечном счете то, как и насколько образ Владимира Святославича соответствовал умозрительным представлениям о том, чем обязательно должна отличаться личность святого правителя в ее реальном, или историческом, и метафизическом, или духовном, взаимодействии с миром.
Ключевые слова: именование, номинация, служба, гимн, стихословие, семантика, смысловое поле, рефлексия.
Информация об авторе: Владимир Михайлович Кириллин — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
Е-mail: kvladimirm@mail.ru.
Для цитирования: Кириллин В.М. Именования Владимира Великого в прославляющих его гимнографических текстах как рефлекс восприятия русским общественным сознанием исторического и инобытийного служения князя // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 1. С. 176-201. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-176-201
g""Ф
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
NAMES OF VLADIMIR THE GREAT IN LITURGICAL TEXTS AND THE PERCEPTION OF HIS SAINTHOOD IN THE 14th AND 17th CENTURIES
© 2019. V.M. Kirillin
A.M. Gorky Institute of World Literature
of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Received: January 11, 2019
Date of publication: March 25, 2019
Аbstract: The article examines attributive and agentive names of the grand prince of Kiev, Vladimir Svyatoslavich as they appear in liturgical texts of the 14th and 17th centuries, that either circulated independently or were employed at church services especially dedicated to the saint. Presuming that the first laudatory songs glorifying Vladimir date back to the 12th century, the author observes the steady increase of the number of such attributive and agentive names in liturgical texts and marks the period from the 14th through the 17th centuries as a peak of textual activity surrounding Vladimir. As the tables included in the article indicate, the increase in number was accompanied by the corresponding increase in semantic and imagery complexity. The names, employed in broader contextual meanings, became associated with various semantic fields and, above all, began to express abstract ideas related to the ideal vision of the personality of the saint and its historical, metaphysical, and spiritual dimensions.
bywords: name, nomination, service, hymn, laudatory song, semantics, semantic field, reflection.
Information about the author: Vladimir M. Kirillin, DSc in Philology, Director of Research, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.
E-mail: kvladimirm@mail.ru
For citation: Kirillin V.M. Names of Vladimir the Great in Liturgical Texts and the Perception of his Sainthood in the 14th and 17th Centuries. Studia Litterarum, 2019, vol. 4, no 1, pp. 176-201. (In Russ.) DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-176-201
Studia Litterarum /2019 том 4, № i
Автором настоящей статьи прежде был исследован состав определений в роли эпитетов, характеризующих святого Крестителя Руси в посвященных ему панегирических и агиографических текстах XI-XV вв. При этом выяснилось, что и их объем, и их семантическая емкость невелики [3].
Совсем другое дело гимнографические тексты. Как известно, самые ранние из них могли появиться еще в конце XII столетия; возникновение текста 1-й редакции 1-й службы Святому относится к XIII в., и затем на его основе в течение XIV-XV вв. сформировался и широко распространился текст 2-й редакции; в XV в., вероятно, ближе к концу этого столетия, был создан и текст 2-й службы, не получивший, однако, широкого признания. Кроме того, известно несколько стихословий Крестителю Руси, бытовавших вне богослужебного последования [5; 6; 7]. Обзор всей владимирской гимнографии обнаружил тенденцию к значительному увеличению массива характеризующих Владимира определений-эпитетов — прежде всего за счет их лексической синонимии вкупе с количественной вариативностью и плотностью и к усложнению их семантической и формальной, или структурной специфики. Но главным в развитии этого массива тропов стало стремление гимнографов (возможно, полусознательное, связанное с художественной интуицией) к расширению состава и объема метасмыслов, сопряженных с обладающими конкретной семантикой лексемами и фразами, так что поэзия слов и речи (не важно, топосны они или образны) невербально уносила славящих Святого в область умозрительной, идеальной, духовной, горней реальности [4].
Подобным же образом развивается в богослужебных текстах и корпус агентивных и атрибутивных именований крестителя Руси. Этот прием пове-
ствовательной характеристики принято называть номинацией. К сожалению, данная тема, изначально сугубо лингвистическая и многоаспектная, связанная с осмыслением разных закономерностей функционирования языка и речи [21], очень слабо разработана в литературоведении. Теоретики литературы, рассматривая номинацию применительно к оценке памятников нового и новейшего художественно-повествовательного искусства и чаще всего как способ характеристики именно литературного персонажа, во-первых, справедливо полагают, что система разнообразных номинативных обозначений последнего, функционирующая в рамках одного произведения, отражает собой авторскую позицию; во-вторых, различают номинацию первичную (обозначение персонажа с помощью имен собственных, прозвищ, местоимений) и вторичную (когда перифрастически отмечаются качества, признаки персонажа, особенности его деятельности); наконец, утверждают зависимость номинативных комплексов какого-либо литературного повествования от его субъектной организации1, а также их культурную (национальную или социальную) обусловленность [1, с. 3, 4, 8, 9, 14, 21, 23; 23, с. 213-214].
Ввиду задач исследования древнерусской рефлексии о великом князе интерес представляет именно вторичная номинация как весьма красноречивый показатель квалифицирующей оценки в посвященных Владимиру гимнах. После эпитетов и эпитетных комплексов следующее по частоте употребления место должно быть отдано агентивным именованиям, характеризующим динамические свойства личности великого князя и деятельные аспекты его земной и инобытийной жизни. Таковые особенно отличают 2-ю редакцию 1-й службы ему, включающую два канона и ряд новых сравнительно с 1-й редакцией стихословий, и редки, на удивление, в составе 2-й службы (отличающейся заметным содержательным историзмом). По происхождению, лексико-генетически, это исключительно отглагольные имена (образовавшиеся суффиксально или же посредством субстантивации), а вот их синтаксическое функционирование разнообразно: чаще они реализуются в форме обращения, но могут выступать и в составе подлежащего, сказуемого, дополнения. В художественном плане они выполняют те же изобразительные задачи, что и эпитеты. Да и содержательно перекликаются с последними.
1 Субъектная организация повествования — это взаимодействие в его структуре субъекта
речи и субъекта сознания, которые могут совпадать или не совпадать [22, с. 286-287].
Studia Litterarum /2019 том 4, № 1
Таблица I - ТаЬ1е I
1 ред. 1-й Службы, РНБ, ОР, Соф. 382, XIV в. [6, с. 478-489] 2 ред. 1-й Службы по печ. Минее 1629 г. [20] Сборник Матвея Кусова 1414 г. [6, с 491-493] Новая или 2-я Служба по Минее из Кир.-Белоз. мон., 375/632, кон. XV в. [16, с. 233-237]
1 стихира вечерни 8 гласа:
О преславное чюдо
а1 в'Ер'Е начальника в'Ер'Е начальника
3 стихира вечерни 8гласа: Радуйся
б руская позвало руская позвало (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
С1 в'Ерьнымъ правителю в'Ерьнымъ правителю (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
начальнице нашь начальнице нашь (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
в земли рустуй первоначалникъ (2 тропарь 1 песни канона 6 гласа)
«1 в'Ер'Е заврало в'Ер'Е заврало (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
Г, прит'Екающимъ пристанище ти^ое прит'Екающимъ пристанище ти^ое (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
01 молевнице молящим ти ся молебниче о поющихъ тя (на стиховне 3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся)
Стихира вечерни на стиховне 8 гласа: Начальника Благочестью
«2 начальника влагочестью начальника влагочестью (на вечерне стихира на Слава 8 гласа: Начальника Благочестью)
61 начальник и наставник Божия влагодати (кондак з гласа: В Руси днесь учитель) (кондак 3 гласа: В Руси днесь учитель)
1 Христовъ воине прехраврый, яко томителя врага до конча погувивъ Христовъ воине прехраврый, яко томителя врага до конца погувивъ (на вечерне стихира на Слава 8 гласа: Начальника Благочестью)
Л проповедника вере проповедника вере (на вечерне стихира на Слава 8 гласа: Начальника благочестью)
32 проповедатель (4 стихира вечерни 4 гласа: Яко же отецъ духовне)
Зз проповедникъ и апостол (1 тропарь 6 песни канона 6 гласа)
62 наставника нашего Владимира (на вечерне стихира 8 гласа: Придете стечемся) наставника нашего спасения Василия (на вечерне стихира 8 гласа: Придете стечемся)
Седален 4 гласа по 3 песни канона 6 гласа: Скоро вари, княже
63 в'Ернымъ наставнице в'Ернымъ наставнице (на утрене 2 полиелейный седален 4 гласа на Слава: Скоро предвари, княже)
к1 Христовъ угоднице (на утрене 2 полиелейный седален 4 гласа на Слава: Скоро предвари, княже)
Богородичен 3 песни канона 6 гласа: СЪнь святую оврЬтъ
Г, апостола Паула ревнитель апостола Паула ревнитель (Богородичен 3 песни 2 канона 6 гласа: Сънь святую оврЪтъ)
3 тропарь 5 песни канона 6 гласа
Й2 молевнице о душах наших молевниче о душахъ нашихъ (3 тропарь 5 песни 2 канона 6 гласа)
1 тропарь 6 песни канона 6 гласа
Ш1 и лестныя жертвы его и пов^дника намъ Христосъ явилъ тя лестныя его (сатаны) жертвы пов^дника (1 тропарь 6 песни 2 канона 6 гласа)
3 тропарь 6 песни канона 6 гласа
ш2 извавника извавителя (3 тропарь 6 песни 2 канона 6 гласа)
"2 влагочестию ревнитель славнаго царя Константина (1 тропарь 6 песни 1 канона 8 гласа)
По 6-й песни канона 6-го гласа кондак 8 гласа: Изрядному въеводЪ
п въеводЪ воеводу (По 3-й песни канона 6 гласа кондак 8 гласа: Изрядному воеводу)
«2 началника и заступника (Кондак 8 гласа: Изрядному воеводу)
Икос по 6-й песни канона 6 гласа: Ангелъ плотию
«з правоверныя веры въздвизателю (Икос: Ангелъ плотию)
тз везаконьныя льсти потревителю (Икос: Ангелъ плотию)
0 преже познавый истиньную Богородицю Марью (Икос: Ангелъ плотию)
Р милостынею Бога одолживъ (Икос: Ангелъ плотию)
1 тропарь 8 песни канона 6 гласа
ч наказателю стадъ своих наказателю стадъ своих (1 тропарь 8 песни 2 канона 6 гласа)
1 тропарь 9 песни канона 6 гласа
г виньное възращение кисте две созрелей, мученика приносящи Романа и Давида честьнаго Винное изращение, кисте две созрелы мученики принося Романа и Давида честную (1 тропарь 9 песни канона 6 гласа)
2 тропарь 9 песни канона 6 гласа
«3 начальнице и скорый заступнице наставниче и скорый заступниче (2 тропарь 9 песни 2 канона 6 гласа)
3 тропарь 9 песни канона 6 гласа ~
угодника Христова преславнаго (3 тропарь 9 песни 2 канона 6 гласа)
64 Правов'Ерью наставнице (начало 2 тропаря 8 гласа)
65 людемъ наставника и учителя (икос: По^валимъ нынЪ)
С2 учителя (по Евангелии и 50 псалме стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя) учителя (2 стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя)
С3 В Руси днесь учитель явися (Начало кондака 3 гласа)
«4 делателю в'Еры Христовы (тропарь 8 гласа: Ыовый Костянтинъ)
"3 апостоломъ ревнителя (по Евангелии и 50 псалме стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя) апостоломъ ревнителя (2 стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя)
к3 Божий угодникъ и наследникъ царствия невесного (икос: По^валимъ ны/нЪ)
С вогоносе (2 тропарь 8 песни канона канона 6 гласа)
Светилен: Тихое пристанище
Г2 Тихое пристанище
«1 просвещенье земли Рустей
«2 всея Руси просветителю (2 тропарь 8 гласа)
самодеръжца Русскыя земля (уставное указание перед текстом службы)
начальнику и корени веры (на утрене по 1-й стихологии седален 1 гласа: Яко начальнику и корене вЪры) началнику крещения и корене вере (В конце службы: Яко началнику крещения и корене вЪрЬ)
и идолом разрушителю (на утрене по 1-й стихологии седален 1 гласа: Яко начальнику и корене вЪры) идоломъ разрушителя (В конце службы: Яко началнику крещения и корене вЪрЬ)
в светилниче светлый Василие (на утрене по 2-й стихологии седален 8 гласа: Научився неизреченною от Бога) (седален 8 гласа подобен Премудрости по 3-й песни канона после кондака и икоса: Научився неизреченно от Бога)
* Вожда правоверна въ цьсарьствие Христосово (по Евангелии и 50 псалме стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя) Вожл правоверна въ царствие Христово (2 стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя)
У ...победитель на видимыя и невидимыя враги явился еси неповедимъ... (стихира на Слава 2 гласа: Ые от человекъ)
03 Темъ молимъ тя яко молитвеника тепла. (стихира на Слава 2 гласа: Ые от человекъ)
Проведенное сопоставление позволяет сделать некоторые выводы.
Что касается общей семантики агентивных именований, то при всей расплывчатости ее смысловых границ она может быть квалифицирована следующим образом. Общественную значимость Владимира Святославича отмечают номинации № а 6, с , 5 , е , д , 6 , !, } , Я , Г , т , п, я,
^ 1346' ' 123' 123' 123' °"из' -М2345' '-М23' Г 123' 123' ' ''
!12, и, V, х, у; частную - !, Я12, Г12, п, о, р, г, нравственную - а2з5, 612345, Я12, Г12, т12, п, р; духовную — а^ е1, |^2, д, !, Я23, г, и, V, И так же, как эпитеты, агентивные именования своим конкретным содержанием ассоциируются с представлениями об исторической роли Святого и сути его небесного служения, выражая разные абстрактные ключевые идеи: Владимир — источник благоверия (а123456, 61234, Г12), учитель православных (с123 , 6235, ]123, я), победитель превечного зла (!, у), подражатель апостолам (Г), подражатель Константину Великому (Г), просветитель Руси ((12), духовный лидер (X), победитель язычества (т123, и).
При этом в отношении отдельных именований можно говорить о многоаспектности и подвижности питающих их смысловых полей. Семантически варьируется, например, выражение идеи заступничества: князь и защитник веры (е1), и защитник верующих (е23, у, и молитвенный предстатель за свой народ перед Богом (Я123), и творец добра (р).
Интерес также представляет развитие идеи служения Богу от сравнительно нейтральных формул (Я123) к отражающей максимальную идеа-
лизацию крестителя Руси (|). Действительно, слово «богонос» (= «богоносец») в древнерусском речевом обиходе означало человека, который, имея в себе Бога, отличается божественной мудростью [17, с. 263; 18, с. 264]. Таким образом, данное именование отчетливо коррелирует с темой разума, характерной для «Слова о Законе и Благодати» и 2-й службы Владимиру Святославичу, оставшейся за рамками церковного обихода (см. выше).
Уместно отметить и то, как в именованиях великого киевского князя, — несомненно, в связи с контекстом среды и эпохи, — развивается идея власти, от нейтральной речевой формулы (й1), естественной для времени разделенности Русской земли на относительно независимые друг от друга регионы в ХШ-Х^ вв., когда появилась 1-я редакция 1-й службы Владимиру, к анахронистическому подчеркиванию высшей степени его владычества (& ), что было органично уже во время объединения Руси под рукой одного московского правителя в XV в., когда формировалась 2-я редакция 1-й службы и возникла 2-я служба Святому.
Отличительное положение среди атрибутивных именований занимает номинация «русская похвало» (6), ибо ее семантика, ввиду отсутствия пояснительных слов, неопределенна. Она может указывать и на то, что князь является адресатом восхваления со стороны русичей, и на то, что он символизирует хвалебное славление самой Руси со стороны других народов, и на то, что он сам есть субъект, источник русской славы, тот, кто прославил Русскую землю2.
Наконец, на исключительность значения Владимира указывают одиночные именования князя, сопряженные с представлением о личности богомысящей (о), личности, которая вместе с тем является влекущим источником чистоты и определяющим путь маяком: он предводитель, вождь (п), виновник русской святости (г), сияющий свет (в), тот, кто ведет в вечность ко Христу (х).
Особенно репрезентативна номинация «воевода» (п), ибо включающий ее кондак «Изрядному воеводе и правоверному, яко избави ны/ еси от льсти, Благодаримъ тя...», несомненно, есть парафраза знаменитого и широко известного проимия, или кукулия Пресвятой Богородице «Взвранной Воеводе
2 «Похвала» — одобрение, славословие, почет, слава, предмет гордости, благодарение с. 46-47].
поведительнал, ш<о извавльшесл от злы^ъ, влагодарственнал восписуемъ Ти рави твои, Богородице...»3. По сему, соответственно, вполне допустимо думать, что русский гимнограф, называя Владимира Святославича воеводой, подразумевал некое тождество: этот князь стал для Русской земли тем же, кем для всех христиан является Богоматерь. Несомненно, это наивысшая степень похвалы, но в историософском и богословском аспектах слишком смелая. Именно поэтому, вероятно, песнопение с такой идейной подоплекой было исключено издателями печатной Минеи 1629 г. из последования службы святому и не включалось затем в него в переизданиях Минеи 1646 г. [10, л. 200 об. — 201], 1691 г. [11, л. 189 об.], 1741 г. [12, л. 176 об.], 1750 г. [13, л. 176 об.], 1754 г. [14, л. 176 об.], 1793 г. [15, л. 176 об.], 1893 г. [8, с. 296]. Остается только констатировать, что новейшие издатели Минеи служебной пересмотрели решение своих предшественников и возвратили указанный кондак в службу Владимиру, правда, с изменением его расположения в ее последовании: теперь он исполняется не после 6-й песни канона, а после 3-й [9, с. 191].
Пищу для размышления дают и атрибутивные именования, фигурирующие во владимирской гимнографии. Семантические и поэтические функции этих лексических компонентов несколько иные. В отличие от агентивных номинаций, они характеризуют качественные, оценочные, статусные свойства Владимира Святославича. Во 2-й редакции 1-й службы князю их состав, в силу значительного увеличения объема стихословий, наиболее массивен, в тексте 2-й службы они единичны. В словообразовательном отношении большая их часть является первородными существительными (солнце, отец, князь), но встречаются среди них и производные, это исключительно субстантивы (всесвятый, верховный). В плане синтаксической роли они подобны агентивным именам. А вот их художественная, изобразительная сила неравномерна.
3 Составление этого песнопения относят к 626 г. и связывают с чудесным, помощию Богоматери, избавлением Константинополя от напавших на город авар и славян [2].
Русская литература / В.М. Кириллин Таблица II - Table II
1 ред. Службы, РНБ, ОР, Соф. 382, XIV в. 2 ред. Службы по печ. Минее 1629 г. Сборник Матвея Кусова 1414 г. Новая Служба по Минее из Кир.-Белоз. мон., 375/632, кон. XV в.
Стихира 8 гласа: ёдинъ яко второе солнце
а солнце (1 стихира на Господи воззвах 8 гласа: ёдинъ яко второе солнце)
в славне (1 стихира на Господи воззвах 8 гласа: ёдинъ яко второе солнце)
Yi отецъ духовне (3 стихира вечерни 4 гласа: Якоже отецъ)
5 царь чювствене (3 стихира вечерни 4 гласа: Якоже отецъ)
8i яко апостолъ Христовъ (3 стихира вечерни 4 гласа: Якоже отецъ)
z Корень правоверия, напоенъ же Духомъ Пресвятымъ, возрастивый намъ ветви вогосажденныя, цветъ благоухания источающа, Бориса чюднаго и Глеба ревнителя благочестию. (4 стихира вечерни 4 гласа: Корень правовЪрия)
Y2 отца русскаго (на вечерне стихира 8 гласа на Слава: ПридЪте стецемся) отчя рускаго (стихира 8 гласа: Придете стечемся)
Стихира вечерни 8 гласа: О преславное чюдо
П1 ветве, секуща вседичьное силою Божиею, вогосажаемое и прославляемое и светло венчаемое от Бога, великого Василия нашего4 ветви, секуща вседичныя силою Божию, и вогонасаждена, и прославляема, и светло венчаема от Бога, великаго Василия нашего (на вечерне 1-я стихира на стиховне 8 гласа: О преславное чюдо)
3 стихира вечерни 8 гласа: Радуйся
б! чюдо чюдомъ преславное чюдо чюдесемъ преславное (на вечерне 3-я стихира на стиховне 8 гласа: Радуйся)
1 всесвятый —
С корени вере всесвятый корени веры (на вечерне 3-я стихира на стиховне 8 гласа: Радуйся)
5 христолювивому царю (тропарь 4 гласа на вечерне: Уподобивыйся купцу) (заключительный тропарь 4 гласа)
На стиховне стихира 8 гласа: Начальника благочестью
к княземъ рустимъ верховьнаго) (стихира вечерни на Слава 8 гласа)
4 В «Стихираре» конца XVI в. (РНБ, ОР, собр. Кирилло-Белозерского м-ря, № 586/843) иначе:
«ветве сущую силою Божиию присыо ыасажаему и прославляему и светло величаему ото Бога великаго Владимира» [6, с. 494].
С кореню веры (седален 1 гласа на утрене: Яко начальнику) корени вере (стихословие Яко начальнику без обозначения жанра перед завершающим службу тропарем: Уподовивыйся купцу)
Т3 отца (на утрене по 50 псалме стихтра 8 гласа: Апостоломъ ревнителя) отца (стихира 8 гласа: Апостоломъ ревнителя)
82 [равноапостолне Владимире (седален 1 гласа на утрене: Яко начальнику)] равне апостоломъ (стихословие Яко начальнику без обозначения жанра перед завершающим службу тропарем: Уподовивыйся купцу)
3 тропарь 4 песни канона 6 гласа
равноапостоле Христовъ
82 равне апостоломъ Христовымъ 3 тропарь 4 песни канона 6 гласа
81 яко Господня апостола, молебными песнми празднующе память твою, венча похвалныя приносим ти... (тропарь 8 гласа: Иовый Константинъ)
84 нового апостола в Руси (икос: Похвалимъ ныне)
Икос по 6 песни канона 6 гласа: Ангелъ плотию
X ангелъ плотию оденъ (Икос по 3 песни канона 6 гласа)
Хайретизмы икоса
ц высото довродетелная, до невеси досязающия ?
V верныимъ цесарь ?
свеще, тму просвещаещи ?
а солнце, осушая неверие ?
V благочестивы цесарю Русскый (тропарь 8 гласа)
5 все^ъ царю светлый Василию (3 тропарь 5 песни канона 6 гласа)
Уа ...теве по^валяя, своего праотца (2 тропарь 3 песни 1 канона 8 гласа)
0 щедрый (седален 2 гласа по 3 песни канона: Въ молигв&^ъ бдяй присно)
а яко солнце светло (1 тропарь 4 песни 1 канона)
в славне (2 тропарь 4 песни 1 канона: Павелъ фарисей)
п крепкоразумнаго душу (икос по 6 песни: ПосЪгивый древле)
р влаженне (1 тропарь 8 песни 1 канона)
р влаженне (2 тропарь 8 песни 1 канона: Мати всЪмъ градовом)
1 тропарь 8 песни канона 6 гласа ~
? верны^ъ князь (х тропарь 8 песни 2 канона 6 гласа)
1 тропарь 9 песни 6 гласа: Сладокъ яко фюникъ
т фюникъ высокъ възращаемъ и цветъ творяй финикъ высокх изращаемъ и цветъ творя масличныи (х тропарь 9 песни 2 канона 6 гласа)
П2 масльная ветвь многоплодная ветви многоплодныя (х тропарь 9 песни 2 канона 6 гласа)
02 Досточюдне (4 тропарь х песни канона 6 гласа)
Прежде всего, необходимо отметить, что если агентивные именования в гимнах Владимиру Святославичу выражают характер его земного или небесного служения Русской земле, определяют его функциональное значение для государства, Церкви, народа, то атрибутивные именования, нацеленные в общем на те же задачи, при этом, подобно простым эпитетам, еще и субстанциональны, указывают на его разные первоосновные черты, но указывают в ряде случаев фигуративно, т. е. являют себя в текстах как феномены, принадлежащие к области мышления образного, поэтического, хотя и типологичного, трафаретного (солнце, корень, ветвь, высота, свеча, финик, цвет). При этом достоин внимания факт наличия наиболее красочных именований князя именно в 1-й редакции 1-й службы и их последующего частичного упразднения в ходе развития владимирской гимнографии. Это обусловлено, с одной стороны, упоением словотворческой эвристики и вдохновенной свободой поэтической эмпирии в ходе работы над первыми гимнами князю, а с другой — прагматической подоплекой литургической практики, ориентированной на усредненные
нормы традиции с ее стремлением к речи эпически размеренной и эмоционально спокойной.
Общественная роль крестителя Руси обозначена номинациями № а, в, У233, 3, ец, С, п, в,, к, V, д; индивидуальные, частные особенности его личности знаменуются номинациями 3, ц2, А, .., V, о, п, т; его нравственную природу отражают номинациии С,¡, о, п, т; духовную же — номинации а, в, е , П, в12,1, А, р, д. Вместе с тем все имеющиеся в гимнах Святому атрибутивные именования последнего соотносятся с отвлеченными понятиями, ассоциативно являют ряд умозрительных идей о нем (кои, между прочим, отчасти тождественны его рассмотренным выше характеристикам): князь — податель света, истины (а, С, £), признанный среди людей носитель Божественной славы (в), начало духовности (у), источник власти (у2, 3, к, V, д),родоначальник (у ) подобный апостолам провозвестник веры Христовой (е ), тот, кто совершил невероятное, невозможное, уникальный объект восхищения (в12), тот, кто обладает полнотой святости (1, р), авторитет (уз, 3, е , V, д), совершенный человек (А), небожитель (¡, т), даритель благ (о), мудрец (п). Как видно, в отвлеченной семантике агентивных именований новое тесно переплетено со старым, и возникающие новые смысловые оттенки, на самом деле, порождены старым, уже сформировавшимся комплексом представлений о святом князе. Привлекает, разве что, изобразительная емкость некоторых конкретных именований, но и она, как отмечено, принадлежит к устойчивой традиции богослужебной поэзии.
Наблюдения над номинациями в стихословиях и песнословиях Владимиру Великому обнаруживают не только их образно-смысловую соотнесенность друг с другом, но и их разделенность по семантическим кластерам, их коннотационное разграничение внутри неких единств.
Это также уместно выразить обобщающей таблицей.
Таблица III - Table III
Смысловые кластеры Агентивные именования (табл. XII) Атрибутивные именования (табл. XIII)
1-я служба Сборник 2-я служ- 1-я служба Сборник 2-я служба
1-я ред. 2-я ред. Кусова ба 1-я ред. 2-я ред. Кусова
идея земной власти di d, Y, Y2
d3 S
n n n п п, П П2
тО ü а к к к к
¿3 V V V
идея духовной власти J У Y,
С С С а а
идея заступничества
f, f,
f,
а идея 0, 0,
iS a i? а сз молитвенности 0, 0,
03
идея преодоления п, п,
язычества
m m3
u u
идея победы над t t
превечным злом y
« & 04 Владимир источник благоверия, света а1 а а
а2 С
«3 {
«4
«5
6, 6,
2 62
6, 6,
64
65
Ч 1
V
Святость идея порождения святости Г г
идея пребывания в вечности 1 1
р
Владимир — небожитель И
Т Т
Наследничество идея замещения £1 £1
Е4
идея равноапо-стольства Ё2 Е2
Е3
Владимир подражатель апостолам г,
13 13
Владимир подражатель Константину
Совершенство идея личностного совершенства X X
идея нравственного совершенства И
идея духовного совершенства У1
идея исключительности в1 в1 в1
Человечность идея доброты Р Р
Владимир — даритель благ о
идея интеллектуальной силы п
идея просветительства, учительства ^ С1
С2
С3
62 62
6, 6,
65
¡3
Ч
«2
Обоженность идея богомыслия Владимира 0 0
идея служения Богу К
К
(
Признание Идея общественной авторитетности 6 6 Уз Уз
У4
3
Е, Е,
£2 Е2
Ез
V V
С С
идея славы в в в
Studia Litterarum /2019 том 4, № 1
Как видно, воспеватели Владимира Святославича, скорее всего, подсознательно сопрягаясь с многоуровневой областью максимально абстрагированной семантики, стремились в своих гимнах посредством конкретных номинаций, ассоциированных с разными идеями, выразить то, как и насколько его образ соответствовал отвлеченным умозрительным представлениям о власти, защите, вере, святости, наследничестве, совершенстве, человечности, обоженности, признании, которые обязательно должны характеризовать личность святого правителя в ее реальном, или историческом, и метафизическом, или духовном, взаимодействии с миром. Аналогичные цели подразумевались, между прочим, и при подборе эпитетов. Сделанные наблюдения позволяют, наконец, прийти к заключению, что в процессе развития и сортировки посвященных просветителю Руси богослужебных текстов круг этих, навеянных еще гомилетическими и нарративными текстами представлений сложился и кристаллизировался окончательно с одновременным его внутренним делением на семантические секторы, или кластеры, по которым так или иначе распределились, в чем-то взаимно сближаясь, а в чем-то расходясь, определенные словесные характеристики князя с их разными смысловыми оттенками и ассоциациями.
Список литературы
1 Исакова И.Н. Система номинаций литературного персонажа (на материале произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Фета и Н.А. Некрасова): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2004. 26 с.
2 Казачков Ю.А. Акафист: Историко-догматическое содержание // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. Т. I: А — Алексий Студит. С. 373.
3 Кириллин В.М. Развитие представлений о князе Владимире как крестителе Руси (по материалам ранних древнерусских гомилий) // Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура: материалы Международной научной конференции в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба, Москва, 14-16 октября 2015 г. / отв. ред. Н.А. Макаров, А.В. Назаренко. М.; Вологда: Древности Севера, 2017. С. 379-409.
4 Кириллин В.М. Развитие состава эпитетов, характеризующих Владимира Святого в посвященной ему древнерусской гимнографии // Вестник славянских культур. 2018. Т. 48. С. 113-136.
5 Милютенко Н.И. Крещение Руси в гимнографии // ResearchGate GmbH. 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/271193374 (дата обращения: 13.07.2017).
6 Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 573 с.
7 Милютенко Н.И. Служба святому равноапостольному князю Владимиру // Милютенко Н.И., Василик В.В. Владимир Святой и крещение Руси: Отражения в гимнографии. Ч. I. URL: http://www.rfh.ru/d0wnl0ads/B00ks/144193022.pdf (дата обращения: 13.07.2017). С. 1-221.
8 Миша: МЪсацъ 1улш. К'евъ, 1893. 673 с.
9 Минея июль. М.: Издат. Совет РПЦ, 2002. Ч. 2. 512 с.
10 Минея служебная: Июль. М., 1646. 413 л.
11 Минея служебная: Июль. М., 1691. 366 л.
12 Минея служебная: Июль. М., 1741. 340 л.
13 Минея служебная: Июль. М., 1750. 340 л.
14 Минея служебная: Июль. М., 1754. 341 л.
15 Минея служебная: Июль. М., 1793. 342 л.
16 Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII вв. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI вв. // Странник. 1888. Май — август. С. 197-238.
17 Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): в 10 т. М.: Русский язык, 1988. Т. 1: (а — възакондтисд). 528 с.
18 Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1975. Вып. i (А — Б). 372 с.
19 Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1992. Вып. 18: (Потка — Прена-чальный). 290 с.
20 Служба Владимиру // Минея служебная: Июль. М., 1629. Л. 214-229 об.
21 Телия В.Н. Номинация // Большой энциклопедический словарь: Языкознание / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 336-337.
22 Хализев В.Е. Теория литературы. Изд. 4-е. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
23 Чернец Л.В., Исакова И.Н. Персонаж // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2004. С. i97-2i6.
References
1 Isakova I.N. Sistema nominatsii Uteraturnogo personazha (na materialeproizvedenii
F.M. Dostoevskogo, L.N. Tolstogo, A.A. Feta i N.A. Nekrasova): avtoref. diss.... kand. filol. nauk [The system of literary character nominations (based on the works of Fyodor M. Dostoevsky, Leo N. Tolstoy, Afanasy A. Fet and Nikolay A. Nekrasov): PhD thesis, summary]. Moscow, MSU Publ., 2004. 26 p. (In Russ.)
Studia Litterarum /2019 tom 4, № 1
2 Kazachkov Iu.A. Akafist: Istoriko-dogmaticheskoe soderzhanie [Akathist: Historical and Dogmatic Content]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia]. Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia Entsiklopediia" Publ., 2000, vol. I, p. 373. (In Russ.)
3 Kirillin V.M. Razvitie predstavlenii o kniaze Vladimire kak krestitele Rusi (po materialam rannikh drevnerusskikh gomilii) [The development of ideas concerning Prince Vladimir as the Baptist of Russia (from the materials of the early ancient Russian Homily). Rus' epokhi Vladimira Velikogo:gosudarstvo, tserkov', kul'tura: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii vpamiat' tysiacheletiia konchiny sviatogo ravnoapostol'nogo kniazia Vladimira i muchenicheskogo podviga sviatykh kniazei Borisa
i Gleba, Moskva, 14-16 oktiabria 2015g. [Russia of the era of Vladimir the Great: state, church, and culture. Proceedings of the international conference in commemoration of the millennium since the death of St. Vladimir and the martyrdom of St. Boris and St. Gleb, Moscow, October 14-16, 2015], ed. by N.A. Makarov, A.V. Nazarenko. Moscow, Vologda, Drevnosti Severa Publ., 2017, pp. 379-409. (In Russ.)
4 Kirillin V.M. Razvitie sostava epitetov, kharakterizuiushchikh Vladimira Sviatogo v posviashchennoi emu drevnerussskoi gimnografii [The development of epithets attributed to St. Vladimir in Old Russian hymnography]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 48, pp. 113-136. (In Russ.)
5 Miliutenko N.I. Kreshchenie Rusi v gimnografii [The baptism of Russia in hymnography]. ResearchGate GmbH, 2014. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/271193374 (Accessed 13 July 2017).
6 Miliutenko N.I. Sviatoi ravnoapostol'nyi kniaz' Vladimir i kreshchenie Rusi: Drevneishie pis'mennye istochniki [St. Vladimir (equal to apostles) and the baptism of Russia: ancient written sources]. St. Petersburg, Izd-vo Olega Abyshko Publ., 2008. 573 p. (In Russ.)
7 Miliutenko N.I. Sluzhba sviatomu ravnoapostol'nomu kniaziu Vladimiru [Service to the Holy Equal-to-Apostles Prince Vladimir]. Miliutenko N.I., Vasilik V.V. Vladimir Sviatoi i kreshchenie Rusi: Otrazheniia v gimnografii [Vladimir the Holy and the baptism of Russia: Reflections in hymnography]. Part I. Available at: http://www.rfh.ru/ downloads/Books/i44i93022.pdf (Accessed 13 July 2017), pp. 1-221. (In Russ.)
8 Mineia:MesiatsIiul' [Minea. Month July]. Kiev, 1893. 673 p. (In Old Russ.)
9 Mineia iiul' [Menaion: July]. Moscow, Izdatel'skii Sovet RPTs Publ., 2002, part 2. 512 p. (In Russ.)
10 Mineia sluzhebnaia
11 Mineia sluzhebnaia
12 Mineia sluzhebnaia
13 Mineia sluzhebnaia
14 Mineia sluzhebnaia
15 Mineia sluzhebnaia
Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1646. 413 l. (In Russ.) Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1691. 366 l. (In Russ.) Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1741. 340 l. (In Russ.) Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1750. 340 l. (In Russ.) Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1754. 341 l. (In Russ.) Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1793. 342 l. (In Russ.)
16 Slavnitskii M. Kanonizatsiia sv. kniazia Vladimira i sluzhby emu po spiskam XIII— XVII vv. s prilozheniem dvukh neizdannykh sluzhb po rukopisiam XIII i XVI vv. [Canonization of St. Prince Vladimir and his services on the lists of the 13th — 17th centuries, with two unpublished services on the manuscript of the 13th and 16th centuries in appendix]. Strannik, 1888, May-August, pp. 197-238. (In Russ.)
17 Slovar' drevnerusskogo iazyka (XI-XIVvv.): v 101. [Dictionary of the Old Russian language (11th — 14th centuries): in 10 vols.]. Moscow, Russkii iazyk Publ., 1988. Vol. 1. 528 p. (In Russ.)
18 Slovar' russkogo iazyka XI-XVII vv. [Dictionary of the Russian language, 11th — 17th centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1975. Issue 1. 372 p. (In Russ.)
19 Slovar' russkogo iazyka XI-XVII vv. [Dictionary of the Russian language,
11th — 17th centuries]. Moscow, Nauka Publ., 1992. Issue 18. 290 p. (In Russ.)
20 Sluzhba Vladimiru [Service to Vladimir]. Mineia sluzhebnaia: Iiul' [Menaion: July]. Moscow, 1629, L. 214-229 ob. (In Russ.)
21 Teliia V.N. Nominatsiia [Nomination]. Bol'shoi entsiklopedicheskiislovar': Iazykoznanie [Big Encyclopedic Dictionary: Linguistics], ed. by V.N. Iartseva, 2th edition. Moscow, Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopediia Publ., 1998, pp. 336-337. (In Russ.)
22 Khalizev V.E. Teoriia literatury [Literary theory], 4th ed. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 2004. 405 p. (In Russ.)
23 Chernets L.V., Isakova I.N. Personazh [Character]. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to literary studies], ed. by L.V. Chernets. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 2004, pp. i97-2i6. (In Russ.)