вают потери товарищей, погибающих в бою. Героизм этих людей идет через века, пересказывается легендами и дает будущему поколению смысл жизни, веру в себя и в свои силы, которые они также передают своим детям.
Писатели передают через строки весь дух и силу солдат, всю мужественность и верность стране, которую они защищают. Родина — одно слово, которое заставляет двигаться дальше, подниматься с колен снова и снова.
Читая такие произведения, мы понимаем, что русский солдат — это гордость за прошлое, это вера в будущее, огромная мужественность, даже некая глупость, потому что на фронт прихо-
дят молодые юноши. Хотя возвращаются они оттуда бесстрашными мужчинами, что прошли через самое жестокое на земле.
Русский солдат — человек, что всем сердцем верит в победу своей страны, до последнего надеется на лучшее. Русский солдат для меня — синоним словам «честь», «мужество», «вера» и «достоинство». Никто не забудет подвигов, которые совершили те, кто каждый день и ночь боролся за Родину, за свободу своих родных.
Они были теми, на кого можно было равняться, теми, кто не давал пасть духом. Они были теми, кто защищал нас ценой собственной жизни. Они — те, кто дал нам жизнь.
III место
ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Елена Горбунова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Руководитель — Т. В. Морозова, преподаватель
Я всем об этом расскажу.
О том, о чем молчат курганы,
Поля, прикрытые травой...
Я напишу во имя славы
Твоей — великий РЯДОВОЙ!
Т. Травник
Недавно я посмотрела фильм, в котором рассказывалось о страшных событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Этот фильм назывался «Палач». Самое ужасное, что палачом, погубившим сотни человеческих жизней, оказалась женщина. И тогда я задумалась о том, насколько противоестественной, чуждой человеческой природе является война. Она искажает и извращает даже женское начало, созданное для продолжения человеческого рода, а никак не для его уничтожения. Мне захотелось больше узнать о людях, которые защитили нашу Родину, смогли остановить это безумие, называемое войной, отдавая собственные жизни ради будущего.
По моему мнению, наиболее точно и правдиво изобразить русского солдата, описать его подвиг, во всех деталях воссоздать тяжелый ратный труд смогли люди, которые сами принимали участие в этой войне, видели все собственными глазами, переживали горечь поражения, боль страшных потерь и счастье победы, доставшейся такой дорогой ценой нашему народу.
Мое внимание привлекли произведения Василя Быкова и Вячеслава Кондратьева.
Герои этих произведений при первом знакомстве с ними не производят впечатления людей, способных совершить что-то героическое и великое. Сотников, герой одноименной повести В. Быкова, кажется человеком физически слабым, не приспособленным к тяготам военной жизни, не умеющим постоять за себя и приносящий лишь неудобства и проблемы своему напарнику Рыбаку. Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» молод, горяч и не обладает должным опытом командира, когда ему приходится возглавлять группу солдат для поиска немецких складов. А герой повести В. Кондратьева «Сашка» — рядовой боец, человек из глубинки, слишком основательно, слишком по-крестьянски озабочен устройством прифронтового быта и совершенно не думает о той великой миссии, которую возложила на него история. Но постепенно мы начинаем понимать, что именно на плечи этих обыкновенных людей и легла вся ответственность за то, что происходило в военные годы, именно из таких людей состояла наша армия, остановившая врага.
Раненый, слабый физически, Сотников не подчиняется жизненным обстоятельствам, в которых оказывается. Он с детства привык оценивать свои поступки и навсегда запомнил урок, который преподали ему родители. Исто-
рия с маузером, когда он малодушно солгал отцу, долгие годы царапала ему душу. С тех пор он всегда нес ответственность за свои поступки и «ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза». По мере обострения опасности Сотников все больше ощущает свою связь с людьми, оказавшимися рядом с ним в трудной ситуации, свою ответственность и вину перед ними. Рыбак же все чаще испытывает «тревогу за собственную жизнь». В. Быков психологически достоверно описывает поведение Рыбака и Сот-никова на допросах, их размышления и мотивы их поступков. Читая эти эпизоды, начинаешь понимать, насколько опасен путь компромисса, выбранный Рыбаком, как самообман и самоуспокоение, на первый взгляд совершенно безопасные, разрушают душу героя и приводят его к предательству. Нравственный максимализм Сотникова стоит ему жизни, но он до конца остается верен своим жизненным принципам. В ночь перед смертью он вспоминает «обветшало-книжный запах» страниц библии, которая лежала в тисненом переплете на столе у матери. И хотя автор не проводит прямую параллель, в нашем сознании появляется образ Иисуса Христа, восходящего на Голгофу и принимающего страдания за всех людей. Взгляд мальчишки, полный «безутешного горя и сочувствия», провожающий Сотникова на виселицу, оставляет надежду, что эта смерть не напрасна, что память об этом подвиге будет передаваться из поколения в поколение.
Лейтенант Ивановский, главный герой повести «Дожить до рассвета», самым страшным и несправедливым на войне считает «погибнуть без результата, ни за понюх табаку». И хотя приобретенный военный опыт указывает Ивановскому на то, «что война удивительно слепа к людям и далеко не по заслугам распоряжается их жизнями», лейтенант надеется, что если ему суждено погибнуть, то его смерть не будет напрасной. Переживая с героями повести все невзгоды и трудности, встречающиеся во время поиска вражеских складов, мы как-то забываем, что они еще совсем мальчишки, многого не знающие и не видевшие. Сердце сжимается, когда читаешь разговор Ивановского с бойцом Пивоваровым о такой недавней мирной жизни. Какими далекими и нереальными кажутся их воспоминания о том, что мама поднимала переполох из-за простуды, а недоеденный завтрак считался трагедией, а такое обычное желание — впервые увидеть после войны Ленинград — почему-то кажется невыполнимым. Пи-
воваров погибает. Погибает и Игорь Ивановский. Тяжело раненый, он из последних сил старается дожить до рассвета, чтобы началось движение по шоссе. Он не желает «в этом материальном мире пропасть без следа», лейтенанту важно совершить подвиг, «ведь он зачем-то родился, жил, столько боролся, пролил горячую кровь и теперь в муках отдавал свою жизнь». Он взрывает всего лишь обоз с сеном и одного немца, что, конечно, не меняет ход войны. Но мы понимаем, что подвиг — это не достигнутый результат, а преодоление человеком чего-то внутри себя: страха, жалости, стремления выжить любой ценой. И мы верим автору, что это очень важно, как погибает на неизвестном шоссе двадцатидвухлетний лейтенант Игорь Ивановский. Пока не сломлен дух русских солдат, пока они готовы на смерть ради своего народа и своей Родины, наш народ непобедим. «Солдатские муки и солдатская кровь никогда не бывают бессмысленны в этом мире», — утверждает В. Быков.
Вячеслав Кондратьев в повести «Сашка» рассказывает о боях подо Ржевом, в которых участвовал сам и которые остались в памяти русского народа как «ржевская мясорубка». В повести почти отсутствуют батальные сцены, но мы во всех подробностях наблюдаем за жизнью солдат под огнем противника. Нехватка снаряжения, огромные потери, невозможность рыть в мерзлой земле окопы и землянки и даже хоронить павших товарищей — все это становится обыденным и привычным для солдат. Кондратьев описывает будничный, повседневный героизм фронтовиков, который сами они не замечают и не считают чем-то выдающимся. Главный герой повести, Сашка, остается человеком в любой ситуации. Он проверяется любовью, дружбой, властью над жизнью другого человека. Все это происходит в экстремальных военных условиях, и ни разу он не изменяет себе, своим нравственным идеалам. Герой носит очень распространенное имя, которое дано в названии повести в разговорной, бытовой форме, это приближает его к каждому читателю, делая близким и понятным.
В этой повести мы вновь сталкиваемся с проблемой нравственного выбора, как и в повести В. Быкова «Сотников». Только речь уже идет не о собственной жизни героя, а о жизни пленного немца, которого Сашка должен уничтожить. Сашка, пленивший немца и доставивший его в штаб, уже видит в нем не просто врага, а человека, который ведет себя «без суеты и подобострастия», с которым они перекуривали во время дороги и которому он дал листовку, обеща-
ющую пленным немцам жизнь, тем самым подарив надежду. Для Сашки право решать судьбу другого человека — это огромная ответственность. Война не сделала его жестоким, человеческая жизнь не потеряла для него ценность. Он, привыкший подчиняться приказам начальства и каждодневно видевший гибель своих товарищей, впервые усомнился «в справедливости и нужности того, что ему приказали». Сашка до конца уверен в своей правоте и не опускает глаза перед капитаном, приказавшим расстрелять немца. Получив отмену приказа, Сашка думает, что этот случай будет для него «самым памятным, самым незабывным». Создавая образ Сашки, В. Кондратьев утверждает, что человек способен не утратить на войне свою че-
ловеческую сущность, не озлобиться, сохранить внутреннюю чистоту, способность прощать, понимать, любить и ценить человеческую жизнь. Именно сохранение жизни, а не убийство, памятно для героя.
В. Быков и В. Кондратьев по-разному создают образы русских солдат. Читая Быкова, мы испытываем постоянное напряжение, он описывает экстремальные ситуации, которые проверяют героев на прочность. Героизм, изображаемый Кондратьевым, носит более обыденный характер. Но оба автора рассказывают не столько о войне, сколько об общечеловеческих ценностях, которые помогли выстоять и не сломаться русским солдатам, защитить Родину в кровавой бесчеловечной схватке с врагом, но при этом остаться людьми.
III место
ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Михаил Спирин, ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» Руководитель — М. А. Власова, преподаватель
Помните! Через века, Через года -Помните! О тех,
Кто уже не придет
Никогда,
Помните!
Р. Рождественский
«Есть такая профессия — Родину защищать», — сказал когда-то министр обороны СССР А. А. Гречко, а начальник заставы в фильме «Офицеры» произнес эти слова с экрана на всю страну. Эта профессия — солдат, а место его работы — служба в армии. Россия — великая держава, сильная и могучая, но находятся враги, которые пытаются ослабить ее, навязать войну. «Могучее, лихое племя» русского воинства много раз доказывало миру свою непобедимость, мужество, героизм, интернационализм и толерантность.
Военный пасьянс литературных произведений раскладывается по правилам: русский солдат — победитель. Помнят русского солдата в жаркой Кушке, на Шипке в Болгарии, в берлинском Трептов-парке. И пусть, как писал поэт, бард, фронтовик Е. Агранович:
От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в сердцах живых.
Грозная доблесть русского солдата в русско-турецких войнах описана Л. Раковским в романе «Кутузов». Русоволосые, небольшого роста егеря, казаки с пышными бородами, широкоплечие, усатые гренадеры всегда готовы к бою. Солдаты роют рвы, насыпают валы, колотят фашины, готовясь к штурму Очакова. Непривычный климат, сушь, безоблачное небо, ни деревца — в таких условиях находятся солдаты. Долгая осада изматывает их, но вот степь пришла в движение, земля стонала и гудела под ногами; седые стены Очакова выглядели грозно, солдаты с криками «ура!» ударили в штыки, полезли на стены, и крепость пала.
Победоносно шагал солдат, освобождая Крым, Молдавию от татар и турок, и вот уже пал Измаил — сильная турецкая крепость. Русский солдат показал умение воевать. Точно заметил поэт Е. Агранович:
Погляди на моих бойцов, Целый мир помнит их в лицо.