янья. Надежды героев не оправдываются — тот и другой обмануты и преданы. Светлые чувства лирического героя не поняты и остаются без ответа. Проследить это можно по следующим строкам:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Итак, любовь, надежды и мечты героя были обмануты любимой женщиной, он чувствует тоску и окутывающую его печаль. Они настолько сильны, что лирический герой не в силах сдерживать их у себя в душе и проливает «горькие слезы» отверженного влюбленного. Любовь лермонтовскому герою приносит боль, страдание, но не радость.
Мотив борьбы в творчестве Лермонтова также участвует в создании образа лирического героя. И в этом случае лирический герой не трагичная и несчастная, а целеустремленная и волевая личность. Хотя герою и доступно все окружающее его пространство, он недоволен тем, что живет и в спокойствии, и в волнении. Например, в стихотворении «Парус» внутреннее состояние борьбы лирического героя сравнивается со стихией и одиноким парусником, спокойно белеющем в голубом море. И все-таки, спокойствие героя угнетает, он жаждет иного состояния:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лирический герой внутренне переживает разлад с самим собою, а не только с окружающим его миром. В этом мы видим, как многогранны запросы лирического героя.
Все выше представленные мотивы и темы, формирующие образ лирического героя, выражают прежде всего трагичность судьбы лермон-
товского героя. Но нельзя не отметить, что еще одной важной составной является нежная, «тонкая» душа лирического героя, способная чувствовать «высокое» и прекрасное. Это мы видим на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»:
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.
Лирический герой уверен в существовании гармонии и на земле, и на небесах. И хотя счастливым стать весьма проблематично, но все-таки возможно: «и счастье я могу постигнуть на земле», а «в небесах я вижу бога». Ведь именно в тот момент, когда герой осознает в природе ощущение счастья, покоя, чувство тревоги покидает его. Лирический герой Лермонтова понимает, что всегда и всюду, где мир прекрасен, там человеку легко можно постигнуть счастье.
Таким образом, мы можем сказать, что лирический герой в творчестве М. Ю. Лермонтова — человек одинокий, страдающий от тоски и безразличия по отношению к нему окружающих его людей. Именно трагическое ощущение одиночества лишает его любви, радости жизни, а все окружающее по большей части враждебно и неприятно герою. Одной отрадой является жажда свободы, которая постоянно перекликается с мотивом борьбы, стремлением к идеалу, совершенству мира и самого себя. Образы русской природы, ее величие и неповторимость только усиливают желание лирического героя хоть на мгновение стать счастливым, свободным и помогают автору идеализировать его в трагичной, обыденной и необычной, несчастной жизни, которая, на наш взгляд, является всего лишь проекцией жизни поэта.
III место
ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Екатерина Трофимова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Руководитель — М. С. Мащенкова, преподаватель
В произведениях русских поэтов и писателей очень часто одно из центральных мест занимает образ русского солдата, преданно-
го своей Родине. На первый взгляд это обыкновенный человек, который ничем не отличается от других людей, у него также есть свои до-
стоинства и недостатки. Но он наделен особой стойкостью и волей, которые помогают ему верить в светлое будущее и не дают быть сломленным войной.
В поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» главный герой воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Теркин предстает перед читателем как жизнерадостный, совершенно обычный и уверенный в победе человек. Он идет в бой несмотря ни на что. Теркин — это не только солдат, что пошел против немца, взяв на себя командование взводом, но весельчак и балагур, который способен вселить в товарищей бодрость духа и волю к победе. Василий Теркин — это образ солдата, вобравший в себя лучшие национальные черты русского народа. За его простоватостью и оптимизмом скрываются непоколебимое чувство долга перед Родиной, смелость, отвага и способность на настоящие подвиги. Образ этого героя приобрел обобщающее значение и стал воплощением русского национального характера.
В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» читателю открывается новый образ русского солдата — Андрея Соколова, когда-то счастливого отца семейства, которому пришлось оставить свою семью ради службы на фронте. Судьба Соколова очень непроста: он был контужен, попал в плен, пытался бежать, но был пойман. Всю свою лагерную жизнь он грезит воспоминаниями о жене и дочери, которых уже нет в живых, но ему предстоит перенести еще большее потрясение — смерть сына.
Автор показывает сильный дух русского человека, который нельзя сломать. Соколов постепенно возвращается к жизни, что казалось уже невозможным. Усыновив пятилетнего мальчика Ваню, он снова обретает смысл жизни.
Стойкость духа, выносливость, благородная гордость — вот главные черты русского солдата, которыми наделил М. Шолохов своего героя.
Обращаясь к творчеству В. Быкова, можно сказать, что особенность его повестей заключается в том, что герою зачастую доставался нелегкий выбор: либо героическая смерть, либо жизнь предателя.
В повести «Сотников» автор параллельно раскрывает образы своих героев, чтобы показать, какие нравственные качества дают им силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства.
Рыбак, очень неплохой человек, если расценивать его поступки в бытовых ситуациях, под жестокими и бесчеловечными требованиями войны оказывается сломленным. У него не хва-
тило духа, моральных сил, чтобы выстоять в этой войне, чтобы остаться человеком.
Стойкость принципов — главная черта другого героя повести, Сотникова. По натуре он совсем не герой, но когда смерть становится реальностью, то он выбирает именно ее, потому что его моральные принципы не позволяют сделать иначе.
В. Быков показал читателю совершенно иной подвиг военного времени — человечность, высокую духовность, которые Сотников сохранил в себе до самого конца, до последнего вздоха. Пусть он не разгромил врага, но остался человеком в самой бесчеловечной ситуации.
В повести «Обелиск» читателю представлен герой, который не позволил себе бросить учеников, когда их арестовали. Подвиг учителя, что описывается в произведении, может быть непонятен читателям, ведь учитель Мороз не убил ни одного фашиста, но все равно совершил нечто важное и поистине доблестное.
Автор показывает нам, на какие героические поступки могут идти учителя ради своих учеников, зная, что их будущее туманно.
Повесть В. Быкова — словно литературный обелиск, реквием, память о людях, что когда-то боролись за свою Родину, не сдавались, шли до конца, через боль, потери и слезы.
Сила духа, мужество, честь, человеческое достоинство — снова одни из главных черт русского человека, самоотверженно идущего на смерть, зная, что ни он, ни его ученики не выживут.
Все произведения, о которых было сказано выше, объединяет образ русского солдата, образ, который учит огромному мужеству и стойкости духа. Эти произведения помогают наиболее полно раскрыть данный образ в литературе. Василий Теркин вобрал в себя подвиги на фронте, Андрей Соколов — ужасы плена, Рыбак, Сотников, Мороз — чувство долга, совести и морали.
Русские солдаты предпочитают смерть жизни предателя. Они погибают, оставаясь героями до конца и оставляя о себе долгую память, как, например, Мороз. Их последователи несут в себе дух того геройства и силу воли, что помогает им дальше идти по жизни.
Они готовы многим пожертвовать за Родину, за своих товарищей и близких, ждущих их возвращения с войны. Известия о гибели самых родных людей ломают дух, но ради светлой памяти и веры в то, что завтра будет лучше и легче, они находят в себе силы двигаться вперед.
Патриотизм, что живет в крови солдат, не сломить ничем, они смело идут в бой, выступают против врага, ловят пули своим телом и пережи-
вают потери товарищей, погибающих в бою. Героизм этих людей идет через века, пересказывается легендами и дает будущему поколению смысл жизни, веру в себя и в свои силы, которые они также передают своим детям.
Писатели передают через строки весь дух и силу солдат, всю мужественность и верность стране, которую они защищают. Родина — одно слово, которое заставляет двигаться дальше, подниматься с колен снова и снова.
Читая такие произведения, мы понимаем, что русский солдат — это гордость за прошлое, это вера в будущее, огромная мужественность, даже некая глупость, потому что на фронт прихо-
дят молодые юноши. Хотя возвращаются они оттуда бесстрашными мужчинами, что прошли через самое жестокое на земле.
Русский солдат — человек, что всем сердцем верит в победу своей страны, до последнего надеется на лучшее. Русский солдат для меня — синоним словам «честь», «мужество», «вера» и «достоинство». Никто не забудет подвигов, которые совершили те, кто каждый день и ночь боролся за Родину, за свободу своих родных.
Они были теми, на кого можно было равняться, теми, кто не давал пасть духом. Они были теми, кто защищал нас ценой собственной жизни. Они — те, кто дал нам жизнь.
III место
ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКИХ И СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Елена Горбунова, ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» Руководитель — Т. В. Морозова, преподаватель
Я всем об этом расскажу.
О том, о чем молчат курганы,
Поля, прикрытые травой...
Я напишу во имя славы
Твоей — великий РЯДОВОЙ!
Т. Травник
Недавно я посмотрела фильм, в котором рассказывалось о страшных событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Этот фильм назывался «Палач». Самое ужасное, что палачом, погубившим сотни человеческих жизней, оказалась женщина. И тогда я задумалась о том, насколько противоестественной, чуждой человеческой природе является война. Она искажает и извращает даже женское начало, созданное для продолжения человеческого рода, а никак не для его уничтожения. Мне захотелось больше узнать о людях, которые защитили нашу Родину, смогли остановить это безумие, называемое войной, отдавая собственные жизни ради будущего.
По моему мнению, наиболее точно и правдиво изобразить русского солдата, описать его подвиг, во всех деталях воссоздать тяжелый ратный труд смогли люди, которые сами принимали участие в этой войне, видели все собственными глазами, переживали горечь поражения, боль страшных потерь и счастье победы, доставшейся такой дорогой ценой нашему народу.
Мое внимание привлекли произведения Василя Быкова и Вячеслава Кондратьева.
Герои этих произведений при первом знакомстве с ними не производят впечатления людей, способных совершить что-то героическое и великое. Сотников, герой одноименной повести В. Быкова, кажется человеком физически слабым, не приспособленным к тяготам военной жизни, не умеющим постоять за себя и приносящий лишь неудобства и проблемы своему напарнику Рыбаку. Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» молод, горяч и не обладает должным опытом командира, когда ему приходится возглавлять группу солдат для поиска немецких складов. А герой повести В. Кондратьева «Сашка» — рядовой боец, человек из глубинки, слишком основательно, слишком по-крестьянски озабочен устройством прифронтового быта и совершенно не думает о той великой миссии, которую возложила на него история. Но постепенно мы начинаем понимать, что именно на плечи этих обыкновенных людей и легла вся ответственность за то, что происходило в военные годы, именно из таких людей состояла наша армия, остановившая врага.
Раненый, слабый физически, Сотников не подчиняется жизненным обстоятельствам, в которых оказывается. Он с детства привык оценивать свои поступки и навсегда запомнил урок, который преподали ему родители. Исто-