ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. Т. 30. № 2
DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-2-26-42
ОБРАЗ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ:
ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., зав. кафедрой современной социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*
С.О. Елишев, докт. социол. наук, доц., проф. кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234**
П.С. Каневский, канд. полит. наук, доц. кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234***
Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках празднования 270-летия Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования "МГУ глазами студентов социологического факультета", проведенного сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в декабре 2023 г. В рамках исследования опрошено в общей сложности 679 студентов. В дополнение к количественной составляющей, важной частью исследования стал анализ эссе студентов, в которых они описывали свои впечатления от поступления и обучения в МГУ. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. В рамках исследования было изучено мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления, проанализированы причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования. Была показана взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом
* Осипова Надежда Геннадьевна, e-mail: [email protected]
** Елишев Сергей Олегович, e-mail: [email protected]
*** Каневский Павел Сергеевич, e-mail: [email protected]
обучения в МГУ их родственников или друзей, проранжирована значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов. Отдельно в статье были рассмотрены вопросы, связанные с трудоустройством выпускников и ожиданиями от будущей профессии.
Ключевые слова: университет, миссия университета, 270 лет МГУ, образ МГУ, студенты МГУ, социологическое исследование.
THE IMAGE OF MOSCOW UNIVERSITY IN THE MINDS OF STUDENTS: EMPIRICAL RESEARCH EXPERIENCE
Osipova Nadezda G., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory, 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]
Elishev Sergey O., Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Professor at the Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]
Kanevsky Pavel S., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Political Science and Sociology of Political Processes, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory, 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]
Current article was written by a team of authors from the Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University in preparation for the 270th anniversary of Moscow University. The article is based on processed and analyzed data from the sociological study "MSU through the eyes of students of the Faculty of Sociology", conducted by employees of the Faculty of Sociology in December 2023. A total of 679 students were surveyed as a part of the study. In addition to quantitative study an important element of the survey were students' essays in which they described their impressions of entering and studying at Moscow State University. The purpose of the study was to analyze students' criteria for choosing a university, to better understand their attitudes towards various aspects of the educational process itself and employment prospects, to create a holistic picture of students' attitudes towards Moscow University, about its mission in the development of Russia and Russian science, as well as about their own life trajectories. The article analyzed students' opinions regarding the factors that determined their choice of Moscow University, what role did their relatives or friends played in this choice and what extracurricular activities are of a greatest importance to students. Separately, the article discussed issues related to the employment of graduates and expectations from their future profession.
Key words: university, university mission, 270 years of Moscow State University, image of Moscow State University, MSU students, sociological research.
В настоящее время одним из значимых направлений современных социологических исследований является изучение роли классических университетов, места ведущих классических университетов в развитии системы высшего образования в России, а также их участия в процессе образования, социализации и социального развития современной российской молодежи. Ведь в России высшее образование традиционно рассматривается как важнейшее условие построения успешной карьеры и достижения поставленных жизненных целей молодым поколением, а классические университеты играют в этом однозначно лидирующую роль. В этом ключе, а также в контексте предстоящего 270-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, особый интерес представляют данные социологического исследования, проведенного сотрудниками социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в декабре 2023 г. "МГУ глазами студентов социологического факультета" с целью выявления восприятия студентами социологического факультета образа своей "Aima mater" — Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в целом и его социологического факультета в отдельности.
Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях.
Обозначенная цель исследования предопределила конкретные задачи исследования:
- изучить мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления;
- проанализировать причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования;
- выявить взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом обучения в МГУ их родственников или друзей;
- проранжировать значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов;
- рассмотреть карьерные ожидания студентов от получаемой профессии;
- проанализировать мнения студентов о главных целях и миссии Московского университета в российском обществе и в мире.
Всего было опрошено 679 студентов социологического факультета МГУ, из них — 78,2% бакалавров (всех курсов и форм обучения) и 21,8% магистров. Среди студентов бакалавриата социологического факультета 83,8% опрошенных составили студенты по направлению подготовки "Социология", 16,2% — студенты по направлению подготовки "Публичная политика и социальные науки". По условиям обучения учащиеся бюджетной формы обучения составили 69,2% опрошенных против 30,8% студентов договорной формы обучения. 30,3% опрошенных представляли лица мужского пола, а 69,7% — женского, что в целом соответствует общему гендерному составу студентов факультета.
17,7% опрошенных составили молодые люди в возрасте 1718 лет, 17,1 — возрасте 19 лет, 19,3 — в возрасте 20 лет, 16,8 — возрасте 20 лет, 10,2 — в возрасте 22 лет, 10,3 — в возрасте 23 лет и только 8,7% — респонденты в возрасте от 24 лет и старше.
По типу и месту проживания опрошенные студенты распределились следующим образом: чуть более трети из них (38,1%) проживают с родителями, 29,8% — в общежитии, 19,1 — проживают в съемной квартире, 9,9% — отдельно от своих родителей в собственной квартире. 3,1% молодых людей проживают у родственников и знакомых.
Оценка студентами материального положения родительской семьи показала, что у подавляющего большинства студентов (95,2%) родители или вообще "не испытывают материальных трудностей" (60,1% ответов) или "испытывают материальные трудности время от времени" (35,1% ответов). И только 4,9% опрошенных указали на то, что "их родители находятся в трудном материальном положении".
При этом интересен тот факт, что более двух третей студентов располагает определенным ежемесячным доходом: менее 2000 рублей — 14,6% студентов, от 2000 до 5000 рублей получают 13,4% респондентов, от 5000 — до 10000 рублей — 13,7%, от 10000 до 30000 рублей — 22,2%. Почти 35% всех опрошенных имеют существенный, если его сравнивать со среднестатистическим российским, доход. Так, от 30000 до 45000 рублей в месяц получают 14,6% студентов, а свыше 45000 рублей имеют доход 21,5% молодых людей.
Результаты проведенного исследования показали, что по мнению студентов социологического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, как старейший
классический университет России, является безусловным лидером науки и образования в Российской Федерации. Как отметили студенты социологического факультета, прежде всего, именно "накопленный веками научный и образовательный потенциал" (62,4% ответов), "фундаментальный подход к науке и образованию" (59,4% ответов) и "высокий уровень профессионализма преподавателей и научных сотрудников" (54,3% ответов), как знаковые характеристики классического университета, делают Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова флагманом науки и системы высшего образования в России.
В связи с этим миссию Московского университета студенты социологического факультета усматривают: во-первых, в приумножении интеллектуального потенциала России (45,9% опрошенных); во-вторых, в развитии науки и технологий (38,1%); в-третьих, в содействии социальному, экономическому, технологическому и духовному развитию России (34,8%); в-четвертых, в распространении передовых знаний и научных достижений (33,9%); в-пятых, в подготовке элиты общества (33,7%); в-шестых, в сохранении и приумножении духовных и культурных ценностей (25,9%); в-седьмых, в служении истине и свободе научного творчества (19,6%); в-восьмых, в решении проблем в разных областях жизнедеятельности общества (19%); в-девятых, в анализе вызовов и рисков современного общества (11,8%).
Главным символом Московского университета, на взгляд студентов социологического факультета, является, прежде всего, Главное здание МГУ на Воробьевых горах (87% ответов), ставшее символом не только МГУ, но также Москвы, России, традиций науки и высшего образования в нашей стране. При этом отдельно шпиль Главного здания МГУ, как один из значимых символов Московского университета, отметили 13% опрошенных.
Вторым по значимости символом МГУ, по мнению 33% опрошенных, является фигура одного из основателей Московского университета — выдающегося русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, памятник которому также является своеобразным символом МГУ, как считают 8% студентов социологического факультета.
Третьим по значимости символом МГУ, по мнению 14% респондентов, является ректор Московского университета — академик Виктор Антонович Садовничий.
В меньшей степени МГУ ассоциируется с Библиотекой МГУ (6% опрошенных), эмблемой МГУ (4%), Ботаническим Садом МГУ (4%), Воробьевыми горами (4%) и гербом МГУ (3%).
К любимым местам в МГУ студенты социологического факультета отнесли родной для них социологический факультет МГУ (41% ответов), столовые МГУ (39% ответов) и Главное здание МГУ (38% ответов). Далее, по мере убывания значимости — Ботанический сад МГУ (20% ответов), Библиотека МГУ и здание экономического факультета (по 15% ответов), коворкинг 1-го ГК (12% ответов), аллея МГУ (8% ответов), спортивные залы и площадки МГУ (6% ответов), а также другие коворкинги, территории и парковые зоны в МГУ.
Проведенное исследование показало, что определяющими факторами при выборе вуза абитуриентами являются "история и традиции вуза, его репутация" (59,4% ответов), "возможности трудоустройства выпускников" (50,8% ответов), "профессорско-преподавательский состав" (41,2% ответов) и "качество обучения" (40,9% ответов).
Как отметили сами студенты в своих эссе "Мой университет", которые они писали в дополнение к опросу, "действительно, каждому гражданину Российской Федерации и любому человеку в мире, который следит за тенденциями в сфере образования, известно, что МГУ является лучшим российским вузом". Поэтому не удивительно, что когда абитуриенты намечают список вузов, в которых они хотели бы учиться, то чаще всего решают, что "достойны получить образование в лучшем университете".
Среди студентов старших курсов социологического факультета также возрастает значимость факторов, связанных с трудоустройством, а именно возможностью успешного трудоустройства, имиджем компаний-работодателей, практиками студентов. При этом вопросы, связанные с трудоустройством, в большей степени имеют значение для студентов-магистрантов (66,2%), нежели для студентов-бакалавров (46,5%) социологического факультета.
На выбор именно Московского университета повлияли, прежде всего, репутация вуза (65,3%), ориентация на баллы ЕГЭ (36,2%), высокое качество образования и преподавания (34,1%), перспектива трудоустройства (24,7%).
Так, одна студентка пишет следующее: "Мы с родителями и братом часто приезжали гулять по Воробьевым горам, и уже тогда Главное здание МГУ произвело на меня сильное впечатление". Другую студентку "поразили его (ГЗ) величие, его история и традиции. Помню, как смотрела видео в интернете об учебе в этом университете, читала отзывы, любовалась главным зданием и прекрасной территорией". Один студент еще более красочно описывает сове знакомство с МГУ, его Главным зданием: «Моя жизнь примерно с 7-го класса была неизменно связана с МГУ Я учился в школе №1533 "НИТ", ко-
торая находится неподалеку. Окна во всех рекреациях выходили на Главное здание, как и окна части кабинетов. На некоторых уроках, когда было особенно скучно, я любил рассматривать эту грандиозную сталинскую высотку. Ее шпиль со звездой, статуи, орнамент, части. Мне нравится архитектура 30-50-х годов, в ней чувствуется масштаб. Мой друг и, по совместительству, одноклассник, ходил на курсы географии в МГУ, которые находились на верхних этажах ГЗ. Как-то раз, провожая его, я дошел с ним до дверей университета. Как сейчас помню это ощущение собственной ничтожности по сравнению с этой громадой. Сама мысль о том, что подобное дело рук человеческих, что это построили мои соотечественники, впервые дала мне в полной мере почувствовать Горьковское "Человек — это звучит гордо". Каждый раз, когда взгляд падал на ГЗ, я чувствовал, как наполняюсь уверенностью и решимостью: нет ничего невозможного».
При этом следует отметить, что среди тех, кто удовлетворен выбором МГУ в качестве места получения высшего образования (а таковых в общей сложности 84,4%), важными факторами выбора вуза также были интерес к профессии и возможность личностного развития. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше изначальная заинтересованность студента в профессиональном и личностном развитии, тем выше его удовлетворенность обучением. Развитие является одним из важнейших стержней мотивации индивида, тем более во время активного периода взросления и социализации. Такие люди обычно весьма требовательны к выбору мест, где они обучаются и очевидно, что, став студентами МГУ, они не были разочарованы. "Все мои ожидания подтвердились, и я нахожусь в полном восторге от обучения. Я знаю, что все знания, которые нам очень информативно и бережно передают преподаватели, помогут и в дальнейшем. Благодаря университету я открыла для себя такую прекрасную специальность, которая позволяет каждый день узнавать что-то новое как о себе, так и об устройстве общества в целом", — отмечает одна из студенток.
29,1% среди опрошенных студентов считают, что мнение друзей или родственников также может влиять на выбор вуза. При этом 37,7% опрошенных признались, что данный фактор сыграл свою роль при выборе именно МГУ как места обучения. Для одних — это "семейный университет" — в нем учились "дедушка, тетя и мама", поэтому сомнений при выборе вуза у них никогда не возникало. Характерной в этой связи представляется история одной студентки, которая "об университете узнала еще в далеком детстве", когда ей
было 7-8 лет. «Мой брат тогда только-только поступил в институт и мне было очень интересно, что это такое. Тогда я пришла к своей бабушке и начала расспрашивать ее обо всем. И бабушка рассказала, как в молодости она поступила в МГУ на экономический факультет, что это было прекрасное время, лучший институт, замечательные люди. Мне настолько понравилась история бабули, что я ей выпалила: "Я тоже там буду учиться". Как вы могли заметить, свое обещание я выполнила».
При принятии решения о поступлении в МГУ 70,8% студентов ориентировались ни информацию, содержащуюся на сайте МГУ, 32,3% — на информацию, содержащуюся в группах МГУ в социальных сетях. Для 21,5% опрошенных при принятии решения о поступлении в МГУ важной оказалась информация, полученная от учителей и представителей МГУ. 10,5% студентов ориентировались на информационные буклеты, 8,5% — на рекламу в интернете. 8,8% студентов ориентировались на иные источники.
Анализ эссе студентов также показал, что некоторые старшеклассники приняли решение о поступлении в МГУ, получив информацию от учителей, репетиторов или просто "последовав их примеру". «Информацию об университете и социологическом факультете я узнала из онлайн-школы по обществознанию "НЕФОРМАТ". Моя репетитор (создатель данной онлайн-школы) сама училась на социологическом факультете МГУ и добилась многого в своей жизни. Поэтому я решила последовать ее примеру и поступила в данный вуз».
Для многих решающим фактором стало посещение дня открытых дверей в Главном здании и на конкретном факультете. "Решающим фактором при выборе именно МГУ стало мое посещение дня открытых дверей на социологическом факультете. Меня абсолютно очаровала атмосфера лучшего вуза страны, я сразу ощутил свою принадлежность к чему-то большому и великому. Очаровательные студентки со второго курса рассказали обо всех преимуществах факультета и ответили на все интересующие меня вопросы. Именно в тот день после выхода из здания факультета твердо решил — надо во что бы то ни стало трудиться и поступить в МГУ А дальше были долгие месяцы упорного труда".
Путь к поступлению для подавляющего большинства студентов "был непрост". Обычно он начинался с 9 класса, когда они стали активно готовиться к экзаменам, "чтобы хорошо сдать ЕГЭ". Дальше шла усиленная подготовка к дополнительному вступительному испытанию по обществознанию — "десятки эссе, вебинаров, прочи-
танных книг помогли добиться цели!" "Репетиторы, онлайн-школы, большое количество материала, который нужно запомнить, недостаток сна и постоянный страх перед будущим — такими словами можно описать прошедшие два года".
Результаты опроса показали, что 55,8% опрошенных заявили, что они самостоятельно готовились к поступлению в вуз, 40,4% — что они готовились к поступлению при помощи репетиторов. 38% студентов прошли онлайн-курсы в интернете, подготовительные курсы в школе — 19,6%, подготовительные курсы в вузе — 18,1%. 10,5% "скромно" заявили, что они специально не готовились к поступлению в МГУ.
Для многих очень значимой в то время была поддержка близких. "От самого начала и до конца со мной были мои самые близкие люди. Для них мое поступление не было удивлением, поскольку они всегда в меня верили. Однако это не значит, что мной не гордились. Также меня поддерживали и мои друзья, любимые учителя. Многие были очень удивлены, что я смогла поступить в первый вуз страны, однако все поздравили и пожелали удачи в дальнейшей учебе".
Сам факт поступления в Московский университет был связан для студентов с гаммой позитивных чувств. Подтверждением тому служат выдержки из студенческих эссе. "Какие эмоции вызывает поступление? Стресс, страх, волнение, переживания, усталость? Да. Однако, когда ты видишь себя в списках поступивших, а еще и на бюджет, то это ощущение невероятной радости, гордости напрочь стирает все переживания".
Многие испытали ощущение счастья: "Мне казалось, что в таком огромное и красивом университете должны учится самые-са-мые умные и интеллигентные люди. Теперь я сама здесь, на первом курсе Социологического факультета, чему я безумно рада и счастлива!" "Счастье переполняло мой дом. Родители, бабушка и дедушка, младший брат были очень рады. Семья гордилась мной. Я стала вторым человеком в своем селе, который смог поступить в лучший вуз страны на бюджет. Но самое главное, я сдержала данную самой себе три года назад клятву. Я смогла. У меня получилось. Мое окружение было удивлено. Некоторые переспрашивали, как будто не верили". "Мое поступление на социологический факультет МГУ связано с ощущением волнения и радости одновременно. Я почувствовал себя готовым к новым вызовам и возможностям, которые открываются передо мной в университете".
Следует отметить, что для студентов бюджетной формы обучения ("бюджетников") данные эмоции были выражены более ярко
в сравнении со студентами, поступавшими на договорную форму обучения ("контрактников").
Среди основных чувств, названных студентами, оказались радость (63,6% среди "бюджетников" в сравнении с 55% у "контрактников"), гордость (57,9% у "бюджетников" и 43,1% у "контрактников"), ощущение начала нового этапа в жизни (48,7% и 46,4% соответственно), облегчение (32,6% и 27,9%). Определенная разница в ответах студентов, принадлежащих к упомянутым двум формам обучения, возможно объясняется тем, что студенты, стремящиеся поступить на бюджет, ощущают на себе больше ответственности и в меньшей степени уверены в конечном исходе, а потому и эмоции после поступления для них оказываются чуть более ярко выраженными.
Первые дни в университете для многих стали незабываемыми и даже по прошествии ряда лет возникают перед глазами почти как наяву.
"Думаю, что первое сентября в роли первокурсницы запомню надолго. На торжественном посвящении первокурсников мое желание учиться и работать возросло. Особое воздействие оказала роль В.А. Садовничего. Я поняла, что передо мной открыты все двери, что МГУ — лучшее место для развития своего потенциала. Мотивация переполняла меня. Я чувствовала себя на своем месте".
"Ректор МГУ, В.А. Садовничий, выступал перед всеми первокурсниками в актовом зале главного здания, там было множество приглашенных гостей, от которых мы также услышали поздравления и напутствия. Тогда меня поразил масштаб всего происходящего. Я почувствовала себя причастной к чему-то великому, к огромной истории, которая повлияла на жизнь миллионов людей. Тогда я точно поняла, что оказалась в нужном месте. В этот день все родственники и близкие поздравляли меня, все были счастливы, что я оказалась в таком легендарном месте и имею право учиться у профессионалов".
"Когда я пришла на занятия, я словно бы очутилась в новом мире. В мире знаний и науки, где лекции студентам читают профессора с многолетним стажем работы", — писали студенты.
Важно и то, что почти две трети студентов (64,1% опрошенных) заявили о соответствии своих впечатлений от первых дней обучения в МГУ своим изначальным представлениям (23,9% — в полной мере, 40,2% — "скорее да"). Лишь 10,3% молодых людей заявили о несоответствии впечатлений от первых дней обучения в МГУ своим изначальным представлениям, 18,7% — скорее о их несоответствии. 6,9% респондентов затруднились с ответом.
В то же время проведенное исследование выявило очевидную тенденцию к снижению оценки ценностно-содержательной стороны высшего образования и повышение значимости его материально-практического компонента, что ориентирует студентов не на сам процесс обучения, а на быстрый результат, включающий материальную отдачу. Так, для многих студентов в будущей профессии в первую очередь важны "возможность получать высокие доходы" (70,1% ответов), а возможность "принести больше пользы обществу" отмечает только треть из них (30,7% ответов).
Среди наиболее важных элементов университетской жизни студенты выделяют получение практических навыков и компетенций (95,8%), наличие возможности для стажировок в компаниях-работодателях (89,1%), возможность изучать современные средства анализа и обработки данных (83,6%), получение фундаментальных и теоретических знаний (83,5%).
При этом фактор получения практических навыков и компетенций является определяющим в особенности среди тех, кто уже работает (95,1%) и собирается работать (97%). Это связано в том числе и с тем, что современные студенты видят ценность высшего образования как необходимого этапа в успешном трудоустройстве и построении карьеры. Это объясняет, почему в приоритетах у студентов находятся возможности для стажировок и обучения анализу и обработке данных. Данные показатели вписываются в современные тенденции, когда все больше россиян и российской молодежи рассматривают высшее образование прежде всего с практической точки зрения. В частности, опрос, проведенный ВЦИОМ в 2023 г., показал, что доля россиян, осознающих значимость высшего образования и его влияние на будущие карьерные достижения, выросла до 45% (составив при этом 48% среди 25-34-летних и 40% среди 18-24-летних). По сравнению с 2020 г. данный показатель вырос на 16%, достигнув исторического максимума за все время опросов1.
Исходя из этого, неудивительно, что некоторые молодые люди полагают, что для их успешной карьеры будет достаточно получить диплом бакалавра с определенной (любой) квалификацией, а собственно знания могут быть приобретены непосредственно в процессе накопления трудового опыта. Объяснением такого рода императива-установки является намеренная популяризация идеи
1 Высшее образование: неожиданный ренессанс? // ВЦИОМ. 2023.25.01. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhi-dannyi-renessans
о необходимости исключительно практической ориентации высшего образования в ущерб его фундаментальности. В силу чего среди наиболее важных для себя элементов университетской жизни студенты отмечают: "получение практических знаний и навыков" (75%); "наличие возможности для стажировок в кампаниях-работодателях" (65,5%). При этом "получение фундаментальных теоретических знаний" и даже "формирование цифровой грамотности и навыков использования информационно-коммуникативных технологий" занимают в числе этих элементов гораздо менее значимое место (43,7 и 40,6% ответов соответственно).
Отсюда в свою очередь закономерно проистекает и низкий интерес к освоению даже базовых дисциплин профессионального цикла (применительно к социологии — общей социологической теории, истории социологии и т.п.), что в конечном счете приводит к реальной некомпетентности, когда выпускнику приходится принимать и обосновывать серьезные аналитически обоснованные экспертные заключения. Тем не менее, анализ эссе показал, что в студенческой среде еще остались целеустремленные, открытые к получению фундаментальных знаний студенты, которые хотят взять все возможное от своего пребывания в стенах МГУ.
"МГУ всегда казался каким-то недостижимым и волшебным местом, я и сейчас не до конца осознаю, что учусь в таком престижном месте. Я ожидаю от учебы в МГУ яркой, интересной, насыщенной студенческой жизни, надеюсь, что все полученные здесь знания и навыки пригодятся мне как в жизни, так и в работе. Я думаю, что социологическое образование станет очень полезным для меня, оно и научит коммуницировать с людьми, и расширит мой кругозор, и передаст полезные знания. Я очень счастлива, что поступила в МГУ".
"Фундаментальность — первое единственное ожидание от МГУ. Затем — грандиозность, стабильность, серьезность. Образование, которое когда-то казалось слишком советским, стало (а оно и было) самым привычным и качественным. Семья МГУ — огромная. Не счесть активностей, которые открыты для наших студентов. Не счесть путей развития — стоит только захотеть — и бери".
"Получаемое и полученное образование в МГУ оказалось, и, думаю, окажется для меня полезным. Уже сейчас в рамках курсовых, докладов, рефератов я делаю то, что мне интересно. В этом тоже огромная благодарность вузу и его преподавателям. Не понаслышке знаю, что такого широкого поля для развития и таких широких просторов нигде больше нет".
Учеба в Московском университете для его студентов — это восторг, гордость, и конечно, любовь — любовь к месту, ставшему родным.
"МГУ — это легендарное, историческое место, которое символизирует и презентует лучшее образование в нашей стране, это старейший университет со своим уникальным наследием".
«Вокруг МГУ, вплоть до моих студенческих дней здесь, всегда царила атмосфера возвышенности, отчужденности, фундаментальности. От того вуз всегда казался лучшим, но "старым". В смысле взаимоотношений, системы образования. Недостаточно прогрессивным и новым, слишком самобытным. Как оказалось, роскошь самобытности вуз может себе позволить».
"МГУ — это не только авторитетное заведение, но еще и возможность получить все необходимые знания от невероятно умных и опытных преподавателей, также это отличный способ познакомиться с людьми с теми же амбициями и ценностями, что и у меня, и, возможно, даже двигаться с ним вместе по жизни".
Тем не менее результаты опроса показали, что достаточно острой проблемой для успешного осуществления образовательного и воспитательного процесса является совмещение студентами учебы и работы. Так, на вопрос анкеты "Собираетесь ли Вы работать во время обучения?" более трети студентов (38,0%) ответили, что они "уже работают", примерно столько же (35,9%) ответили утвердительно ("да, собираюсь работать"). "Не собираются работать" во время обучения только 16,2% студентов. При этом почти половина студентов (47,4%) одновременно с учебой в вузе, хотела бы иметь постоянную работу, а 26,5% — "время от времени подрабатывать". О том, что "не хотели бы совмещать работу с учебой в вузе" заявила примерно четверть (26,1%) студентов.
Наряду с этим интересно и то, что среди работающих или работавших студентов 10,8% работают или работали "по специальности", чаще всего "по специальности" — 22,9%. Работали или работают в другой отрасли — 44,8%. Постоянно работают не "по специальности" — 21,5% студентов.
Причины же, по которым в большинстве случаев студенты вынуждены совмещать учебу и работу, весьма тривиальны — в первую очередь, "для того, чтобы зарабатывать деньги на жизнь" (77,6%), затем — "для того, чтобы почувствовать себя независимым человеком" (51,8%). Примерно половина (49,9%) опрошенных студентов работает, "для того, чтобы иметь гарантию сразу получить работу сразу после окончания вуза", более четверти (28,6%) — "чтобы лучше овладеть будущей профессией". Лишь каждый пятый из под-
рабатывающих студентов (20,8%) указал на то, что "есть свободное время, которое хочется потратить с пользой". Достаточно студентов (16,2%) вынуждены работать исключительно "для оплаты учебы".
Естественно, умеренная, традиционная для студенческой молодежи подработка (в выходной или в каникулы), вполне безобидна, когда не наносит ущерб учебе. Но в современных реалиях, связанных с особенностями рынка студенческого труда и требованиями работодателей, работа, как правило, поглощает студента так, что ему совсем не остается времени на учебу. И если ранее студенты подрабатывали, временно занимая должности, не требующие квалификации (разнорабочие, грузчики, дворники, секретари и т.п.), то сейчас многие частные кампании нанимают студентов практически на любые позиции как низшего, так и среднего управленческого звена, поскольку им остро нужны рядовые исполнители, которых обычно не хватает. И хотя факт обучения сотрудника в вузе ими учитывается, специального времени на учебу ему не выделяется.
Наряду с этим было выявлено, что у студентов магистратуры социологического факультета по сравнению со студентами бакалавриата социологического факультета отчасти прослеживается чуть более прочная связь между получаемым образованием и будущей профессией. На вопрос "Планируете ли Вы после окончания вуза работать по профессии?" однозначно, что планируют, ответили 6,8% бакалавров и 15,5% магистрантов. "Скорее всего планируют работать по профессии" 44,6% бакалавров и 55,4% магистранта. "Скорее всего, не будут работать по профессии" 24,9% бакалавров и 16,2% магистрантов. "Однозначно не будут работать по профессии" 7,5% бакалавров и лишь 1,4% магистрантов.
При этом между студентами бакалавриата и магистратуры социологического факультета нет разницы в том, что они считают самым важным в любой профессии. Для студентов это, прежде всего, возможность получать высокие доходы (70,4% среди бакалавров и 68,9% среди магистрантов), возможность реализовать свой потенциал (49,6 и 45,3% соответственно), соответствие профессии способностям и умениям будущих выпускников (32,3 и 29,1%), высокий престиж профессии (26,0 и 27,7%).
Среди внеучебных форм образования и саморазвития, направленных на профессиональную ориентацию, больше всего студентов интересуют встречи с работодателями (46,2%), мастер-классы, тренинги, обучающие семинары (44,3%), посещение культурных мероприятий (39,1%), дополнительное онлайн-образование (31,6%), участие в крупных научных и научно-популярных мероприятиях (31,1%), посещение публичных лекций (29%), выездные мероприя-
тия для студентов (27,4%), клубы, встречи по интересам (26,1%), очное дополнительное образование (21,6%), научные мероприятия для студентов (20,9%), тематические, дискуссионные встречи (16,6%), участие в программах наставничества (16,3%).
Для 65,5% опрошенных важным фактором обучения является участие в студенческой жизни. Причем для первого курса этот фактор является более важным — так считают почти 82% первокурсников. На последующих курсах данный фактор несколько теряет в своей важности — на втором курсе он составляет 69,2% и держится на уровне 60-65% на последующих курсах. Зато на более старших курсах увеличивается ценность изучения практических навыков (умения анализа и обработки данных, программирования), а также возможность совмещать учебу и работу.
В значительной степени это связано с тем, что в начале своего обучения студенты стремятся сформировать группы друзей и знакомых, хотят вкусить всю полноту студенческой жизни, хотят больше коллективных встреч. Данный тезис подтверждается и другими ответами на вопросы. Так, 36,5% студентов первого курса и 32,4% второго сказали, что их интересуют выездные мероприятия для студентов, в то время как к четвертому курсу данный показатель падает до 17%. В этом ключе прослеживается динамика заинтересованности студентов к организации клубов и встреч по интересам — на первом курсе она составляет 35,6%, а на последнем 16,9%. Посещение культурных мероприятий на первом курсе интересует 51,9%, а на четвертом — 32,3%.
В то же время по мере перехода на более старшие курсы у студентов увеличивается заинтересованность в получении новых компетенций. Например, с 27,9% на первом курсе до 35,4% возрастает интерес к публичным лекциям, с 18,3 до 25,9% — к очному дополнительному образованию, с 23,1 до 34,7% — к дополнительному он-лайн-образованию, с 12,5 до 21,1% — к программам наставничества.
В целом, можно констатировать, что подавляющее большинство студентов вполне осознанно подходили к выбору вуза и направления подготовки для последующего на них поступления. Самым значимым факторов при выборе ими траектории своего образовательного пути являлся фактор всемирной известности, престижности и популярности МГУ имени М.В. Ломоносова. И университет оправдал их ожидания, дав достаточно много.
"Московский университет и социологический факультет, в частности, уже дали мне очень многое. Я испытывала огромную благодарность за людей, которых я здесь встретила". "Образова-
ние, полученное в стенах МГУ, дало мне фундаментальный взгляд на устройство мира, общество и человека. Эти знания уже сейчас ускоряют понимание многих вещей и время поиска решения проблем. Социологический факультет дает как практические навыки, которые будут полезны в дальнейшей работе, так и всесторонне развивает студента, обеспечивая его хорошим фундаментом теоретического знания".
"Я уверен, что учеба на факультете социологии МГУ помогает мне расширять свой кругозор и развивать не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Я готов к трудностям и готов принимать новые знания и опыт". «Я горда быть частью такой большой и существующей уже, так сказать, "вне времени" системы студентов МГУ, рада проводить свои студенческие годы в окружении целеустремленных, амбициозных, разносторонних личностей, польщена тем, что могу брать знания у профессионалов и сама становиться таковым».
Исследование показало, что именно обучение в МГУ также дает студентам возможность строить вполне оптимистичные планы на будущее.
"Я планирую сохранить те навыки, которые я приобрела в МГУ... Я хочу сохранить то умение мыслить, размышлять, которое мне дал МГУ. Хочу сохранить отношения с людьми, с которыми меня связал мой вуз. Хочу сохранить эту постоянную мотивацию работать, докапываться до сути, становиться лучше. Эти способности в будущем точно приведут к успеху". "Студент МГУ — это навсегда!"
"После окончания МГУ я планирую поступить в аспирантуру и начать карьеру преподавателя".
"Довольно трудно загадывать наперед, однако всегда есть планы, цели, мечты, к которым ты стремишься. Для меня обучение всегда было в приоритете, поэтому после окончания бакалавриата я точно не остановлюсь. Также хотелось бы в будущем реализовать себя в качестве преподавателя, поскольку именно в этой профессии я вижу возможность реализовать себя, добиться уважения, а также не расставаться с любимым делом".
"Думаю, что в будущем диплом МГУ откроет передо мной множество дорог. Полученные знания помогут создать что-то свое. Я бы хотела стать автором научных статей, проводить исследования".
"Я не знаю, буду ли я работать по профессии, но я точно знаю, что выбрала для себя лучший Университет и я очень горжусь, что я — студентка МГУ!"
Тем самым очевидно, что большая часть студентов в процессе обучения не потеряла интереса к выбранной профессиональной траектории.
«Уникальные занятия, всемирно известные профессора, преподаватели, самые обогащенные программы, проверенные столетиями! МГУ уже открывает передо мной все двери — получение стипендии В.В. Гродского, стажировка во ВЦИОМ, в Сбербанке, прохождение дополнительных курсов от университета, активная студенческая общественная жизнь! Все это мое — благодаря МГУ. Вскоре же меня ждет магистратура и престижная работа с запредельным уровнем зарплат!
А что уже говорить о научной жизни! Наука в МГУ на самом высшем уровне: от международных конференций до Научного студенческого общества. Важно выделить и наставничество заслуженных, всемирно известных профессоров, которые являются проводниками для "юного ученого". Лично я уже написал порядка 12 научных статей, опубликовав их заодно во Всероссийских журналах, и провел шесть своих научных социологических исследований.
А это только начало! И все благодаря моему университету!», — написал в своем эссе один из наиболее активных представителей студенческого сообщества социологического факультета.
Многие студенты не просто гордятся своей альма-матер, своей причастностью к ней, они признаются квискренней любви к ней, испытывают глубокое чувство благодарности.
"Как первокурсница первого вуза России я чувствую неподдельную гордость и восторг. Быть причастным к деятельности Московского государственного университета дорогого стоит!" "Я испытываю гордость, считая себя человеком Московского университета". «Мой университет — моя любовь. Не банальная "с первого взгляда". А долгая и здоровая. Любовь после сотни встреч, сотни разговоров и событий. МГУ — главная достопримечательность, которую я покажу друзьям-туристам. МГУ, его здание, улочки, сады, преподаватели, студенты, коты (живущие в садах) — самые интересные собеседники, места для посещения и т.д.».
Студенты "на все сто" уверены, что "МГУ — величайший университет мира!" "Он много что дал мне, — пишет студент, — а я же в свою очередь воздам ему за все это в десятикратном размере! Я люблю МГУ имени М.В. Ломоносова, а он, в свою очередь, любит меня, как и всех своих студентов, и безмерно заботится о нашем, всестуденческом благополучии, и об этом знают все! Я же просто от имени всех студентов говорю моему университету: Спасибо!"