Научная статья УДК 316.7
https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.8.2
Общее и особенное в профессии дипломата глазами студентов: кросскультурное исследование
Марина Владимировна Рыбакова1, Елена Юрьевна Иванова2
12Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7610-3896 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8925-7608
Аннотация. В условиях турбулентности системы международных отношений и повышения ответственности профессионалов в отстаивании государственных интересов возрастает роль специализированного образования. Цели и задачи национальных систем образования выступают весомыми факторами сближения или разобщения стран и народов, что в свою очередь влияет на формирование консолидированной или сепаратной политики по важнейшим вопросам международных отношений. В статье анализируются данные опроса студентов Филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в городе Душанбе (Таджикистан), а также студентов вузов Российской Федерации, готовящих специалистов в сфере международных отношений и дипломатии, с целью оценки их отношения к выбранной профессии, профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной карьерной реализации. Сравнительный анализ результатов проведённого кросскультурного исследования позволил сопоставить оценочные мнения и представления студентов двух стран о престижности профессии дипломата, о роли, задачах и значении дипломатической деятельности в современных реалиях. Были сделаны выводы о роли семейной преемственности в формировании профессионала в сфере дипломатии, а также намечены возможные направления дальнейших социологических исследований.
Ключевые слова: российские и таджикские студенты, дипломат, международные отношения, престиж, образование, профессионализм
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного заказа: «Научные исследования за счет средств федерального бюджета».
Для цитирования: Рыбакова М. В., Иванова Е. Ю. Общее и особенное в профессии дипломата глазами студентов: кросскультурное исследование // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 25-37. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.2.
Original article
The General and the Special in the Diplomat Profession through the Eyes of Students:
Cross-Cultural Study
Marina V. Rybakova1, Elena Yu. Ivanova2
12Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7610-3896 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8925-7608
Abstract. In the context of turbulence in the system of international relations and the increasing responsibility of professionals in defending state interests, the role of specialized education is increasing. The goals and objectives of national education systems are significant factors in the rapprochement or separation of countries and peoples, which in turn affects the formation of consolidated or separate policies on major issues of international relations. The article analyzes the data of the survey of students of the Lomonosov Moscow State University Branch in Dushanbe (Tajikistan), as well as students of universities of the Russian Federation, preparing specialists in international relations and diplomacy, in order to assess their attitude to the chosen profession, professional and personal qualities necessary for successful career implementation. The comparative analysis of the results of the conducted cross-cultural research allowed to compare the evaluative opinions and perceptions of students of the two countries about the prestige of the diplomat's profession, as well as about the role, tasks and significance of diplomatic activity in modern realities. Conclusions dwells upon the fact that family continuity plays a role in the formation of a professional in the sphere of diplomacy, along with outlining possible directions for further sociological research.
Keywords: Russian and Tajik students, diplomat, international relations, prestige, education, professionalism Funding: The reported study was funded by the state order: "Scientific Research at the Expense of the Federal Budget".
For citation: Rybakova, M.V. & Ivanova, E.Yu. (2023) The General and the Special in the Diplomat Profession through the Eyes of Students: Cross-Cultural Study. Theory and Practice of Social Development. (8), 25-37. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.8.2 (In Russian)
© Рыбакова М.В., Иванова Е.Ю., 2023
Современный этап социально-экономического и политического мирового развития характеризуется нарастанием межгосударственных противоречий, которые значительным образом влияют на систему международных отношений, переживающих сложнейший период турбулентности и во многих аспектах существенного переформатирования. На этом фоне, исследования, связанные с изучением главного инструмента внешней политики государства -профессиональной деятельности дипломата, осуществляемой через определённые процедуры, формы, методы, коммуникативные практики, являются актуальными направлениями социологического анализа. Проблематика сопоставления различных школ, целей и задач национальных дипломатических систем находилась и находится в зоне интересов отечественных и зарубежных специалистов-международников, историков, политологов, социологов, таких, например, как Г. Николсон, Т.В. Зонова, Р.О. Райнхардт, О.Ф. Сакун и многих других. Изучению особенностей, целей и задач дипломатии в различных странах уделяется важное место в образовательных программах специализированных отделений вузов1, готовящих профессионалов. В таблице 1 систематизированы некоторые особенности национальных дипломатий ряда стран, с которыми знакомят студентов при подготовке специалистов в сфере международных отношений2.
Таблица 1 - Специфические характеристики дипломатии в странах мира
Table 1 - Specific Characteristics of Diplomacy in the Countries of the World)
№ п.п Страна Некоторые особенности дипломатии государств, которые необходимо знать дипломату и учитывать в переговорах
1 Великобритания Склонность по возможности избегать однозначных ответов, что создаёт трудности в ведении переговоров.
2 США Высокомерие: «Что хорошо для американского гражданина -хорошо для любого иностранца».
3 Франция Жёсткость и целенаправленность в переговорах на сохранение независимости и, по возможности, не уступить эту позицию.
4 Германия Систематичность, последовательность обсуждения вопросов, вынесенных на переговоры. Умение налаживать контакты, устанавливать связи.
5 Китай В переговорах участвуют обычно много экспертов. Возможны уступки только тогда, когда переговоры зашли в тупик. Умело используют ошибки другой стороны.
6 Индия Индус не позволит оскорбить себя. Индийский дипломат ревниво относится к своей чести.
7 Бразилия Твёрдость и последовательность в отстаивании своих позиций. Умение идти на разумные компромиссы.
8 Россия Готовы сотрудничать на основах равноправия и взаимного учёта интересов. Нет и не было оснований подчиняться чьему бы то ни было диктату3.
9 Украина Придерживается «наглой» международной политики4.
Национальные системы высшего образования и подготовки будущих дипломатов, выстроенные с учётом ценностей, особенностей менталитета, истории стран и народов, выступают весомыми факторами сближения или разобщения межгосударственных отношений, что в свою очередь влияет на формирование консолидированной или сепаратной политики по важнейшим вопросам международных отношений. Приоритетность отношений России со странами СНГ диктует, во-первых, необходимость реализации определённой государственной политики с целью сближения систем подготовки дипломатов, во-вторых, обязательность мониторинга эффективности этой политики, которую можно осуществлять через исследование динамики общественного мнения студентов и выпускников профильных вузов и отделений.
Отечественная социологическая наука не уделяет достаточного внимания сопоставлению мнений студентов из различных регионов и стран, обучающихся на аналогичных отделениях профессиональной подготовки, о роли, значении, функциях и задачах выбранного направления карьерной реализации. В этой связи, анализ особенностей оценок студентами факультетов международных отношений университетов Таджикистана и Российской Федерации о роли, функционале и престижности получаемой профессии, представляет собой определённый научный интерес.
1 Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы : учеб. для студ. вузов. М., 2013. 348 с.; Попов В. И. Современная дипломатия. М., 2000. 573с. Самойленко В. В. Дипломатическая служба : учеб. пособие. М., 2010. 320 с. и др.
2 Современная дипломатическая система: теория, особенности и новые направления : учеб. пособие / сост. Е. Кузнецова. Донецк, 2020. 166 с.
3 Интервью Григория Карасина об особенностях российской дипломатии [Электронный ресурс] // Рамблер/новости. 06.09.2021. URL: https://clck.ru/35RRsS (дата обращения: 26.07.2023).
4 Зеленский рассказал о «наглой» международной политике Украины [Электронный ресурс] // РБК. 03.10.2021.URL: https://clck.ru/35RRvd (дата обращения: 26.07.2023).
Методика исследования. Информационной базой исследования явились данные опроса студентов первого курса факультета глобальных процессов Филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в Душанбе, проведённого авторами статьи в 2023 году. Планируемый приём студентов в Таджикистане на отделения и факультеты, связанные с подготовкой специалистов-международников («Международные отношения») на 2023-2024 год составляет 720 человек1 (генеральная совокупность). Выборочная совокупность определена в 24 респондента из одной студенческой группы на 1 курсе Филиала МГУ им. Ломоносова в г. Душанбе. Таким образом, выборка составляет 4 % от генеральной совокупности, и её параметры соответствуют основным параметрам генеральной совокупности (возраст респондентов, половозрастная структура, уровень образования). Применение кластерной выборки и сплошное анкетирование позволило с достаточной степенью точности решить поставленные перед исследователями задачи.
Кроме того, в 2022 году в рамках всероссийского опроса российского студенчества Российским обществом социологов «Культурное наследие и связь поколений» авторами был проведён онлайн-опрос студентов факультета истории и международных отношений Российско-Таджикского (славянского) университета (выборочная совокупность составила 248 человек, ошибка выборки - 5 %). Параметры выборки соответствовали основным параметрам генеральной совокупности студентов университета по основным критериям.
В своих исследованиях авторы также опирались на результаты опроса студентов МГИМО, размещённые на интернет-порталах, данные рейтинговых агентств, результаты социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ и других исследовательских центров. Отбор интернет-источников, студенческих форумов, посвящённых обсуждению заявленной темы исследования, происходил при помощи поисковых запросов на портале «Яндекс» по следующим тегам, ключевым словам: как стать дипломатом, недостатки профессии дипломата, кто такой дипломат, как поступить на работу в МИД, почему я учусь на дипломата и т.д. Критерием отбора информационных ресурсов являлся год публикации материала (2017-2023). Были отобраны 20 сайтов, контент-анализ содержания которых использован в проведённом нами многофакторном исследовании.
Для достижения поставленной цели был проведён многоаспектный сопоставительный анализ мнений таджикских и российских студентов относительно роли и функций дипломатической деятельности.
Перед исследователями были поставлены следующие задачи:
- выявить причины и побудительные мотивы выбора студентами определённого высшего учебного заведения, а также направления обучения в области международных отношений;
- оценить возможность и готовность выпускников работать по полученной специальности после окончания вуза;
- провести сравнительный анализ общих и особенных черт, присущих профессионалу в сфере международных отношений, артикулированных студентами;
- сформулировать причины, влияющие на различные оценки престижности дипломатической деятельности у представителей разных стран.
Международные отношения как образовательная траектория. В Таджикистане по специальности «Международные отношения» готовят несколько вузов в том числе: Академия государственного управления при президенте республики Таджикистан, Таджикский национальный университет, Филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в Душанбе, Российско-Таджикский (славянский) университет, который является первым межгосударственным высшим учебным заведением Республики Таджикистан и Российской Федерации и обладает статусом государственных университетов двух стран. В Российской Федерации по указанной специальности ведут подготовку более 90 вузов. В соответствии с рейтингом Агентства RAEX, за 2023 год самым сильным вузом по указанной специальности определён Санкт-Петербургский государственный университет, на втором месте - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, далее -НИУ «Высшая школа экономики»2. Отметим, что в Российской Федерации функционируют специализированные учебные заведения МИД России - это МГИМО и Дипломатическая Академия, готовящие кадры для дипломатической службы. В республике Таджикистан подобную роль играет Академия государственного управления при Президенте Республики Таджикистан. Надо отметить, что студенты из Таджикистана получают профильное образование в вузах Российской Федерации, в которых международные отношения являются одним из самых востребованных
1 План приёма - таблица специальностей в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на 2023 - 2024 учебный год [Электронный ресурс] // Национальный центр тестирования при президенте Республики Таджикистан URL: https://stat.ntc.tj/Y22/RPlan?page=19&ClusterID=4(lfnf (дата обращения 09.08.2023).
2 Ячина Е. Топ-20 вузов России по подготовке [Электронный ресурс] // Поступи онлайн. 26.05.2023. URL: https://clck.ru/35RRzG (дата обращения: 01.07.2023).
направлений профессиональной подготовки. Из общего числа таджикских студентов, обучающихся за рубежом, 76 % выбирают университеты России для получения высшего образования1. Необходимо также обратить внимание на обозначившийся вектор в подготовке дипломатов в республике, фиксирующий, кроме всего прочего, тенденции роста влияния Турции на формирование внешнеполитической элиты2. Понимание важности роли образования, как фактора межгосударственного сближения, выражается в принятии конкретных управленческих решений. Так, например, МГИМО в 2023 году открыл приём документов для абитуриентов из Таджикистана в онлайн-формате; на 2023/24 учебный год правительство РФ запланировало 902 квоты, в том числе для обучения по специальности «Международные отношения»3. Таким образом, доступность осознанного выбора образовательной траектории в сфере международной деятельности и дипломатии обеспечивается достаточно широким предложением вузов, где можно получить искомую профессию.
Популярность этой специализации в Таджикистане подтверждается проведёнными исследованиями. «Молодёжь Таджикистана при поступлении в вузы чаще выбирает такие направления, как право, дипломатия, медицина и международные отношения»4. Поскольку стоимость обучения формируется в соответствии с престижем учебного заведения и выбранной специальностью, то именно эти образовательные программы являются самыми дорогими. Основываясь на этих критериях, обучение в Филиале МГУ в городе Душанбе (2017 год - 12 700 сомони, 2023 - 15 0005), самое дорогое и, соответственно, самое престижное. На вопрос: «Что побудило вас поступать в данный университет?», - были получены следующие ответы от таджикских студентов 1-3 курса этого вуза, которые мы объединили в следующие группы:
1. Это престижный вуз, у него хорошая репутация, у него высокий рейтинг (так ответил каждый 3 респондент).
2. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов (так считает каждый 10 студент).
3. Меня заставили, выбора не было, случайно, не поступил в другой вуз (каждый третий студент отметил случайность либо несамостоятельность выбора).
4. Другое (четвертая часть респондентов не определилась в причинах выбора вуза или не захотела фиксировать своё мнение на бумаге).
Анализ полученных мнений позволяет сделать вывод о том, что студенческая аудитория факультета глобальных процессов филиала МГУ в Душанбе формируется в значительной степени не под влиянием осознанного выбора в получении достойного образования, а под влиянием иных, сопутствующих факторов. Показательной является и реакция респондентов на вопрос: «Порекомендовали бы Вы свой университет своим друзьям, знакомым (да или нет, почему?)». Более половины респондентов не дали ответа на поставленный вопрос, что может свидетельствовать, кроме всего прочего, о негативном или несформированном отношении к вузу, остальные ответили утвердительно или неопределённо:
- «Да. Советую. В МГУ очень хорошее образование, и он также имеет хороший престиж»; «Если хочешь учиться, то поступай в МГУ»; «Да. Посоветовал(а) бы»; «Не знаю, никогда не задумывался», «50/50», «50/51».
С целью сопоставления оценок нами были проанализированы студенческие интернет-форумы, посвящённые анализу системы образования на отделении «Глобальные процессы» и «Международные отношения» в МГУ, МГИМО, ВШЭ. Проведённый качественный анализ содержания сообщений не позволил определиться с научно-обоснованной позицией о преимуществах и недостатках того или иного вуза и структурировать причины выбора молодёжью определённой образовательной стратегии. Однако с уверенностью можно сказать о нахождении перечисленных образовательных учреждений в состоянии конкуренции и соперничества как за привлечение талантливых студентов, так и за рейтинговые позиции, обеспечивающие, в том числе, экономические преференции. Следует также отметить, что студенты осознают, что все три вуза входят в список престижных университетов с высоким средневзвешенным проходным баллом, которые
1 Алимов: таджикские студенты выбирают учёбу в России [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан. 24.01.23. URL: https://clck.ru/35RS2g (дата обращения: 01.07.2023).
2 Таджикистан и Турция планируют совместно готовить дипкадры [Электронный ресурс] // Диалог. Таджикистан и мир. 16.09.20l9. URL: https://www.dialog.tj/news/tadzhikistan-i-turtsiya-planiruyut-sovmestno-gotovit-dipkadryl (дата обращения: 01.07.2023).
3 Аслонова Н. Россия намерена выделить более 900 квот для студентов из Таджикистана [Электронный ресурс] // Asia-Plus.Media grupp/ Тajikistan. 10.11.2022. URL: https://clck.ru/35RS7k (дата обращения: 26.07.2023).
4 Шодиев Х. Не инженеры мы, не плотники, а юристы и международники [Электронный ресурс] // Asia-Plus.Media grupp/ Тajikistan. 21.02. 2018. URL: https://clck.ru/35RSAU (дата обращения: 01.07.2023).
5 Информация о приёме [Электронный ресурс] // Филиал московского государственного университета им. М.В. Ломоносова URL: https://msu.tj/ru/entrance (дата обращения: 26.07.2023).
предлагают программы, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере международной деятельности.
ВЦИОМ провёл исследование1 с целью выяснить престижные профессии в условиях современных реалий России. «Айтишники, медики и силовики - актуальная тройка самых престижных, доходных и желанных профессий в нашей стране...<>...Пока одни профессии поднимаются в условной иерархии престижности, другие, напротив, спускаются. Нисходящий тренд, кроме юристов и экономистов, характерен также для работников банковской сферы (банкиры, финансисты): если в 2006 г. престижными их называли 10 %, то сегодня - только 3 %. Это же касается государственных служащих (2006 г. - 7 %, 2023 г. - 2 %) и предпринимателей (2006 г. - 10 %, 2023 г. - 2 %)». Нужно отметить, что сфера международных отношений и дипломатии вообще не фигурирует в артикулированном списке востребованных профессий. Фонд общественного мнения провёл опрос на тему наиболее популярных профессий, по результатам которого оказалось, что дипломаты вместе с фотографами, барменами, учёными и др., интересны лишь 1 % респондентов2. В таблице 2 приведены данные динамики за 10 лет конкурса на место Факультета Международных отношений МГИМО (без учёта региональных отделений, квотированных мест и победителей олимпиад).
Таблица 2 - Изменение конкурсной ситуации на отделение международных отношений МГИМО за период с 2014 по 2023 г.3 (чел. на место)
Table 2 - Change in the Competitive Situation for the Department of International Relations of MGIMO
for the Period from 2014 to 2023 (People per Seat)
2014 2015 2017 2019 2021 2023
Бюджет 59,73 129,57 82,73 31,10 25,72 70,50
Договор 22,25 29,32 18,10 19,10 22,73 17,57
Таким образом, несмотря на отсутствие в списке желаемых профессий специалистов в области международных отношений, конкурс в профильный институт высокий и за последние два года вырос почти втрое. Это свидетельствует о том, что если в Таджикистане престижность профессии специалиста-международника прямо пропорциональна престижности получаемого образования, то в Российской Федерации эта связь не прослеживается. Существует разделение престижных профессий и престижного образования.
Мотивация выбора профессии в сфере международных отношений. Для оценки отношения студентов Таджикистана к выбранной профессии специалиста-международника был проведён экспресс-опрос студентов 1 курса факультета глобальных процессов Филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Душанбе. Среди респондентов 12 девушек и 14 юношей. У восьмерых студентов есть родственники, имеющие отношение к дипломатии, однако, нами не обнаружено тесной корреляции между отношением к выбору специальности и наличием родственных связей в сфере международных отношений.
Приведём весь спектр ответов студентов на вопрос анкеты: «Почему Вы выбрали данную специализацию (Международные отношения)?», отражающие мотивации в выборе профессии:
- «Меня заинтересовала сама специальность, так как путешествовать очень интересно»;
- «Совет родителей. Сама хотела поступить на "Юриспруденцию", но передумала», «Желание родителей»;
- «Мечта стать дипломатом»;
- «Я выбрал эту профессию по нескольким причинам. 1. Мне посоветовали родители выбрать этот вуз и направление 2. Карьера дипломата очень хороша. 3. Я мечтаю стать профессиональным дипломатом»;
- «Широкий спектр возможностей для работы в различных сферах (государственных организациях, некоммерческих организациях). Возможность работать в различных странах и регионах мира»;
- «Мне эта специальность понравилась, так как мне нравится учить языки и желание понимать мировые процессы и как они влияют на нашу жизнь»;
1 Профессии в России: престиж, доходность, востребованность [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 05.07.2023. URL: https://clck.ru/34yaWB (дата обращения: 01.07.2023).
2 О профессиях популярных и нужных. Какие профессии «выбирают» россияне для своих детей? Работа должна нравиться или приносить деньги? [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения: официальный сайт. 2013. 7 июня. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/10942 (дата обращения: 27.10.2021).
3 Конкурсная ситуация на направлениях приёма по факультетам и институтам (2014-2023) [Электронный ресурс] // МГИМО. Университет. URL: https://clck.ru/35RSGV; https://clck.ru/35RSJR; https://clck.ru/35RSKV; https://abiturient.mgimo.ru//akalavriat/konkyrs2019; https://clck.ru/35RSPC; https://clck.ru/35RSTA (дата обращения: 26.07.2023).
- «Престижность профессии»;
- «Большой интерес к политике, желание развивать Республику Таджикистан»;
- «Обучают высококвалифицированных специалистов»;
- «Высокая зарплата возможность путешествовать»;
- Потому что я хочу внести свой вклад в процветание страны».
Обоснование выбора профессии дипломата таджикскими студентами почти полностью совпадает с мотивом выбора российскими студентами, несмотря на различие в проведенных исследованиях.
Полученные в ходе опроса данные сопоставимы с результатами анкетирования 105 студентов 1-3 курсов направления подготовки «Международные отношения» Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. «На вопрос анкеты: "Какими мотивами Вы руководствовались при выборе будущей профессии?" были предложены 4 варианта ответов: 1) перспективой стать специалистом-международником; 2) рекомендациями друзей и знакомых; 3) советами родителей; 4) другими мотивами (предложите свой вариант)» (Костикова, 2022: 223-224).
В таблице 3 мы сопоставим результаты этих двух опросов, проранжировав вес каждого из критериев в общем списке мотивов.
Таблица 3 - Ранжирование приоритетности мотивов выбора профессии в сфере международных отношений студентами 1-3 курсов Филиала МГУ им. М. В. Ломоносова в г. Душанбе и Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина
Table 3 - Ranking of the Priority of Motives for Choosing a Profession in the Field of International Relations
by 1-3 year Students of the Lomonosov Moscow State University Branch in Dushanbe
and Ryazan State University Named After S. A. Yesenin__
Мотив выбора профессии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова г. Душанбе РГУ им. С.А. Есенина
Совет родственников и друзей 1* 2
Нравится будущая профессия, мечта 2 1
Изменить мир, работать на благо страны 3 4
Престижная профессия, успешная карьера, высокая зарплата 4 ?
Перспективой изучать несколько иностранных языков, путешествовать 5-6 3
Возможностью в дальнейшем устроиться на работу в государственное учреждение 5-6 5
*Приоритетность мотива среди респондентов (1 - самый приоритетный, 6 - самый несущественный).
Следует сделать несколько уточнений. Если анкета для студентов из Таджикистана предусматривала свободную формулировку в рамках открытого вопроса, то анкета в Рязанском государственном университете не позволила получить объективные сопоставимые данные о мотивах выбора профессии международника. Это связано, прежде всего, с тем, что, во-первых, в основу ее составления заложили принцип закрытых вопросов, что существенно ограничивало респондентов в формулировке причин выбора специализации образования. И, что самое главное, студентам предложили ответить ещё на один вопрос: «Что Вас привлекает в профессии специалиста-международника?» На наш взгляд, этот вопрос также конкретизирует мотивацию выбора образовательной и карьерной траектории: 37,14 % респондентов ответили, что защита национальных интересов является важнейшим аспектом в будущей профессиональной деятельности, 26,67 % поставили в приоритет материальное положение, а 31,43 % - престиж профессии» (Костикова, 2022: 223-224). Аналогичные данные приводят Е. В. Воевода, В. М. Морозов, В. В. Карпов, проанализировав факторы выбора профессии студентами 1 курса факультета Международных отношений МГИМО. Материальное положение и социальные гарантии существенны для 36, 2% студентов-мужчин и для 18,2 % студенток. Престиж профессии, как мотив выбора профессии, отметили 43,1 % студентов и 38,6 % студенток. Защита национальных интересов существенна для 70,7 % мужчин и для 54,5 % женщин (Воевода, 2018).
В результате анализа мотиваций выбора профессии в сфере международных отношений можно сделать следующие выводы:
1. Сопоставление причин, повлиявших на выбор специальности «Международные отношения» при поступлении в вузы России и Таджикистана, не выявил существенных содержательных особенностей.
2. Можно обратить внимание на приоритетность тех или иных причин выбора исследуемой образовательной и профессиональной траектории. Так, для таджикских студентов самый высокий рейтинг у фактора родительской рекомендации. Это может быть либо следствием особенностей национальной и религиозной культуры и менталитета, либо другими факторами, требующими
дальнейшего изучения. В подтверждение нашей гипотезы мы приведём данные, полученные в результате исследования «Культурное наследие и связь поколений», проведённое Российским обществом социологов в 2022 году. В таблице 4 мы сопоставили ответы студентов Москвы, Ивановской области, Татарстана и Чеченской республики (в последних основная религия - ислам) на вопрос: «Укажите, как часто в разных жизненных ситуациях Вы используете опыт и совет родных?»
Таблица 4 - Частота использования совета и опыта родных при выборе профессии (в % к общему числу опрошенных)
Table 4 - (Rate of Using the Advice and Experience of Relatives when Choosing a Profession
(in % of the Total Number of Respondents)
Регион Частота использования совета и опыта родных при выборе профессии Насколько лично для вас важно сохранение главенства старшего в роду Основная религия
Никогда Редко Часто
Ивановская область 24,9 45,2 29,2 14,1 Православие
Москва 21,7 40,5 37,7 23,1 Православие
Республика Татарстан 11,7 38,8 49,5 35,6 Ислам
Чеченская республика 14,0 36,9 49,0 73,6 Ислам
Приведённые данные подтверждают тесную зависимость роли совета родных в принятии молодёжью решений в выборе профессиональной траектории от семейных устоев, при сохранении главенства старшего в роду, а также, вероятно, от религиозных предпочтений. Таджикистан, являясь республикой, исповедующей ислам, в полной мере, на наш взгляд, придерживается внутрисемейных практик, проиллюстрированных нами на примере Татарстана и Чеченской республики.
Престижность профессии, как мотив определения с образовательной специализацией, респонденты из Таджикистана располагают лишь на четвёртом месте после такого фактора осознанного выбора, как возможность влияния на рост благополучия страны. Эта же приоритетность сохраняется в оценках российских студентов, что подтверждает понимание целей и задач деятельности профессионала-международника. Однако «престижность» профессии может по-разному осознаваться и трактоваться в различных социально-экономических реалиях, и в связи с историческими особенностями формирования института дипломатии в государствах, находящихся на различных этапах становления международных отношений, требует дальнейшего изучения. Приведём в подтверждение нашего вывода оценку изменений в отношении к престижности профессии мнение декана факультета международных отношений МГИМО: «Да, речь идёт о том, что на сегодняшний день те ребята, которые к нам поступают... более ориентированы на профессию. Сегодня мода прошла, и более высокая, я бы сказал, глубокая мотивация на выбор профессии, а не желание. посмотреть мир. Подход более серьёзный, более мотивированный и профессионально ориентированный»1.
Перспективы построения карьеры в сфере международных отношений. Негарантированное трудоустройство после полученного образования является одним из препятствий самореализации молодёжи, с одной стороны, с другой стороны, «устройство на работу по специальности не является ведущим ценностным ориентиром в позициях молодёжи» (Темницкий, 2017: 107). Выпускники вузов, по данным исследований, относятся с полным пониманием к тому факту, что работа по специальности в современном российском обществе является скорее отклонением, чем нормой (Зубок, Чупров, 2015: 119).
По данным сайта для поиска работы HeadHunter, примерно 40 % (из 5,5 тысяч соискателей) «респондентов не работают по той профессии, которую получили в вузе. Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61 %, а более 20 % уверены, что уйдут в другую отрасль2. «По данным выборочного исследования Росстата, проведённого в 2019 году, всего 31 % (634,5 тысячи) студентов, окончивших вузы в 2016 - 2018 годах, не работают по специальности. <> .Уровень безработицы среди выпускников вузов 2019 года составил 12,9 %»3.
На вопрос анкеты: «Готовы ли Вы работать в выбранной специальности?», - от таджикских студентов были получены следующие ответы:
1 Хочу быть дипломатом: интервью [Электронный ресурс] // Эхо Москвы : официальный сайт радиостанции. 2003. 15 июня. URL: https://echo.msk.ru/programs/beseda/22484 (дата обращения: 27.10.2021).
2 Соболева Ю. Почему много людей работают не по специальности в 2023 году: статистика и основные причины [Электронный ресурс] // УчисьОнлайн.ру. 26.07.2023. URL: https://clck.ru/35RSYo (дата обращения: 27.07.2023).
3 Три факта о трудоустройстве выпускников 2016 - 2018 годов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/34ZC9B (дата обращения: 26.07.2023).
- 55 % респондентов дали однозначный ответ - «Да»:
«Готова, у родителей большие планы на меня» ; «В будущем я с гордостью буду работать по выбранной профессии»; «Да, готова работать, чтобы обеспечивать семью»;
- положительная готовность с определёнными условиями высказана в 30 % случаев:
«Если представится возможность, то готов»; «Да, если повезёт»; «Думаю, да. В будущем буду работать по своей специальности. Есть желание работать в сфере дипломатии или международных организациях и также участвовать в решении мировых проблем»; «Если у меня будет достаточно знаний и буду знать, что смогу помочь своей стране, то готова работать по выбранной специальности»; «Готова буду через 4 года, надеюсь»;
- определённый скепсис прозвучал в 15 % ответов:
«Пока нет»; «Не думаю»; «Вряд ли».
Выпускники таджикской системы высшего образования на отделении «Международные отношения» «становятся высококвалифицированными специалистами и могут работать в Министерстве иностранных дел Республики Таджикистан, посольствах, консульствах и других представительствах Республики Таджикистан, международных организациях, Министерствах...»1.
Приведём данные трудоустройства специалистов-международников в МИД РФ в 2023 году. «180 выпускников вузов подали заявления на трудоустройство в систему МИД, из них 128 человек закончили МГИМО. По итогам заседания на государственную службу было рекомендовано более 60 кандидатов. Большинство из принятых на работу студентов МГИМО в период обучения проходили ознакомительную и преддипломную практику в Центральном аппарате и в загранучре-ждениях МИД России, где смогли ознакомиться с будущей работой и решить для себя вопрос о дальнейшем трудоустройстве»2. При МГИМО был создан специальный Карьерный центр МГИМО МИД России3, миссия которого - трудоустройство молодых специалистов - студентов и выпускников МГИМО и других ведущих вузов, содействие их карьерному росту и профессиональному развитию. «Проблема трудоустройства выпускников МГИМО из отделения международных отношений связана ещё и с тем, что из-за особенностей построения образовательной программы подготовки их называют «дилетантами широкого профиля», не подходящими для коммерческих структур в связи с отсутствием глубоких специальных юридических и экономических знаний» (Иванова, 2021: 47). С этим фактом связана ориентация выпускников не на коммерческую деятельность, а на службу в системе МИД.
В таблице 5 представлена информация о трудоустройстве выпускников факультета «Международные отношения» филиала МгУ им. М.В. Ломоносова в Душанбе.
Таблица 5 - Информация о трудоустройстве выпускников факультета «Международные отношения» филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Душанбе4
Table 5 - Information on Employment of Graduates of the International Relations Department of the Lomonosov Moscow State University Dushanbe Branch____
№ п/п Годы / Показатели 2020 2021 2022
1 Количество выпускников 22 25 24
2 Всего трудоустроено 13 15 14
3 Работают по специальности 8 6 7
4 Работают не по специальности 5 9 4
5 Одновременно работают и обучаются в магистратуре 5 2 3
6 Продолжают обучаться в магистратуре 8 7 7
7 Не трудоустроены 0 0 0
8 Декретный отпуск 0 1 0
9 Другое 1 2 1
Приведённые данные свидетельствуют о том, что по специальности трудоустраиваются год от года не более 30 % выпускников. Приём на работу в систему МИД Таджикистана и России осуществляется через определённые процедуры. Объявление о предстоящем конкурсе и квалификационные требования публикуются на сайте Министерства иностранных дел Таджикистана.
1 Таджикский национальный университет. Факультет международных отношений [Электронный ресурс] // URL: https://mo.tnu.tj/ru/faculty-2/ (дата обращения: 26.07.2023).
2 128 выпускников МГИМО хотят трудоустроиться в систему МИД Об этом сообщает [Электронный ресурс] // Рамблер. 04.07.2023. URL: https://clck.ru/35RSgt ( дата обращения: 26.07.2023).
3 Карьерный центр МГИМО МИД России [Электронный ресурс]// МГИМО МИД России URL: https://jobby.ai/uni_mgimo (дата обращения: 26.07.2023).
4 Выпуск и трудоустройство [Электронный ресурс] // Филиал Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в г. Душанбе URL: https://msu.tj/ru/employment (дата обращения: 26.07.2023).
Отметим, что по условиям конкурса в Республике, «кандидаты, не владеющие государственным языком, русским и одним из иностранных языков на высоком уровне и не представившие полный пакет документов, к конкурсу не допускаются»1, должны иметь соответствующее высшее образование, знать основы международных отношений и обладать навыками составления аналитических и экономических справок. В связи с особенностями законодательства в Российской Федерации и на основании приказа МИД России от 22 ноября 2010 года № 20823, «конкурсы на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в МИД России не проводятся, и информация о вакантных должностях государственной службы на сайте МИД России не размещается»2. Для работы с выпускниками профильных вузов создана комиссия Министерства иностранных дел РФ, которая на специальных заседаниях рассматривает поданные в обычном порядке документы в кадровую службу МИД.
Таким образом, перспективы построения карьеры выпускниками отделений «Международные отношения» в сфере дипломатии:
- ограничиваются кадровыми потребностями в системе МИД двух стран и в связи с ростом числа вузов, открывших отделения, готовящих специалистов в сфере международных отношений;
- тесным образом связаны с процессами политико-социальной турбулентности в мире, к проявлениям которой следует отнести закрытие дипломатических представительств России в странах мира или сокращение работников консульских и дипломатических служб;
- напрямую зависят от качества образовательных программ, готовящих узкоспециализированных выпускников, испытывающих трудности в реализации себя вне сферы дипломатии;
- сложностью выполнения требований к претендентам на должности дипломатических работников в Таджикистане, например, включают такие пункты, как грамотное письмо, хорошее знание ряда языков, в том числе русского. Однако анализ текстов анкет, заполненных студентами 1 курса с существенными ошибками, свидетельствует о недостаточной языковой подготовке, что и может осложнить искомую карьерную реализацию.
Общее и особенное в дипломатии в Таджикистане и в других странах. Анкетирование студентов факультета «Международные отношения» Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Душанбе предусматривало описание в свободной форме общих и особенных черт в образе дипломата в разных странах.
Следует отметить, что студенты первого курса, несмотря на довольно поверхностное представление о дипломатическом ремесле, зафиксировали ряд важных особенностей профессиональной дипломатии:
1. Престиж и значимость профессии дипломата в стране
«В некоторых странах дипломаты имеют большой авторитет и могут принимать важные решения в международных отношениях, в то время как в других странах их роль может быть менее значимой (нет родственников дипломатов).
«Отличия также могут быть в уровне престижа» (есть родственники, связанные с дипломатией).
2. Образовательная система
«Отличия в Таджикистане и других странах могут быть связаны с различиями в образовательной системе. Конкретные отличия могут зависеть от конкретных условий, поэтому необходимо проводить более детальное исследование для определения конкретных отличий в образовании дипломатов в Таджикистане и других странах» (есть родственники, связанные с дипломатией).
3. Воспитание
«Я считаю, что наши дипломаты могут преимущественно отличаться от других тем, что они вежливее и терпеливее, так как у нас так принято - с рождения обучать детей уважать других, в независимости от положения людей в социуме» (есть родственники, связанные с дипломатией).
4. Культурно-исторические различия, менталитет и внутренний уклад жизни
- «Но наши дипломаты могут отличаться своей позицией, опираясь на свои культурные и исторические факторы, которые могут влиять на данные решения каких-либо проблем (есть родственники, связанные с дипломатией).
1 Министерство иностранных дел республики Таджикистан [Электронный ресурс] // Объявление o конкурсе на замещение вакантных должностей в Министерстве иностранных дел. 09.02.2022. URL: https://clck.ru/35RT4y (дата обращения: 26.07.2023).
2 О конкурсах на замещение должностей [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/activity/shots/civil_service/competition_for_vacancies_in_the_ministry/ (дата обращения: 26.07.2023).
«В других странах образ дипломата может быть связан с национальными особенностями и культурой. Например, в Японии дипломатия связана с уважением истории и традиций, а в США - с активной коммуникацией и убеждением» (нет родственников дипломатов).
Культурные различия также могут влиять на образ дипломата. Например, насколько формальным или не формальным должен быть подход к общению (нет родственников дипломатов).
«Но из-за различия менталитетов, религии и внутреннего уклада государства могут быть отличия. Также я думаю, что для мира нужны разные дипломаты (взгляды на духовность, культуру), чтобы мир был многополярным» (нет родственников дипломатов).
5. Стратегия и тактика дипломатической деятельности
«Особенности дипломатии могут зависеть от стратегии и тактики, которые используются государствами. Например, некоторые государства могут использовать твёрдую линию в дипломатии, а другие - мягкую» (есть родственники, связанные с дипломатией).
6. Отношение к праву
«Дипломаты в Таджикистане строго следуют законам. Но такое не могу сказать про Украину. Моим идеальным образом из дипломатов всего мира является Лавров» (есть родственники, связанные с дипломатией).
7. Организационная структура и приоритетность задач
«Особенное: различия в функционировании. В некоторых странах дипломатический корпус подразделён на различные специализированные отделы, к примеру: политические, экономические, культурные. В других странах дипломаты могут заниматься более широким спектром задач... В Таджикистане одной из основных задач является защита интересов страны на международной арене» (есть родственники, связанные с дипломатией).
Обобщение мнений студентов позволило выделить критерии, влияющие на генезис особенностей дипломатической деятельности в разных странах, сформулировать довольно объективную модель национальной системы дипломатии. Анализ текстов, представленных в ходе опроса, позволил сделать ещё несколько выводов:
- более глубокие оценки специфики национальных систем дипломатической деятельности сделали студенты, родственники которых имеют отношение к дипломатической деятельности, в той или иной степени являясь представителями профессиональных династий. В мировой практике именно в этой сфере деятельности профессиональная преемственность распространена достаточно широко и является эффективной формой передачи культурного капитала в рамках профессиональной деятельности. «Вовлеченность, «впитываемость» профессиональной атмосферы семьи младшими поколениями, усвояемость ими особого этического и профессионального климата, преклонение перед компетентностью узкого круга профессионалов (разговоры и профессиональные споры, посещение офисов, где работали родители), а впоследствии воспроизводимость норм и традиций, которые были приняты в родительской семье» (Мансуров и др., 2022: 156);
- только 9 студентов из 24 смогли отразить в анкете особенные черты в образе дипломатов разных стран. Вероятно, остальные респонденты затруднились с ответом;
- изучение особенностей дипломатических практик - чрезвычайно важное направление образовательных программ, вероятно, которым не было уделено достаточного внимания на 1 курсе подготовки. Именно осознание особенностей дипломатии разных государств может обеспечить принятие правильных стратегических и тактических решений для отстаивания национальных интересов.
Контент-анализ анкет позволил систематизировать представления студентов о дипломатии как о профессиональной деятельности. Наиболее употребляемое слово в представленных текстах - «культура» (культура переговоров, культура и традиции, культура общения, национальная культура, культурные различия).
- «Наши дипломаты, как и дипломаты других стран, воспитанные, ответственные, соблюдающие все традиции люди. Они стараются уважать культуру и обычаи при поездке в какую-либо страну. Тем самым они показывают менталитет своей страны».
Практически в каждой третьей анкете делается акцент на компромисс, переговоры как важнейший элемент результативности деятельности дипломата.
- «Он должен решать конфликты между двумя разными странами и быть способным находить компромиссы. Не только решить, но и защитить интересы своей страны»;
- «Хороший навык, например, как общаться, находить компромиссы в решении трудных задач»;
- «Дипломат, по моему мнению, тот, который способен решать любые проблемы или задачи, приходя к компромиссу мирным путём».
Особый акцент делается на профессионализм. Высокий уровень образования и квалификации.
- «Общие черты: профессионализм, дипломаты должны быть высококвалифицированными и должны обладать знаниями в области международных отношений, дипломатии, экономики. Дипломаты должны обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы установить доверительные отношения с представителями других стран и достичь соглашений».
Большое внимание в текстах анкеты уделено личным качествам, необходимым дипломату:
- «Дипломат должен быть идеалом в своей сфере. Он должен быть объектом подражания, иметь различные виды качеств, такие как лидерство, коммуникабельность и тяга к всестороннему развитию. Любой дипломат должен быть шахматистом. Это не значит, что он должен хорошо уметь играть в шахматы. Это значит, что он в той или иной ситуации должен быть на несколько шагов впереди своего оппонента... Дипломат должен обладать такими качествами, как спокойствие и решительность»;
- «Каждый дипломат, независимо от того, где он обучался, должен обладать следующими качествами: вежливость, тактичность, внимательность, терпеливость, общительность, стрессоустойчивость и, конечно же, иметь аналитическое мышление»;
- «Авторитетный... Патриот своей Родины»;
- «Дипломат в первую очередь должен иметь основное качество - коммуникабельность и должен очень хорошо просчитывать ходы своего оппонента»;
- «Имеющий высшее образование, способный путём логического мышления, опираясь на факты и знания, смело доказывать или отстаивать свою точку зрения»;
- «Для меня дипломат - это то лицо, которое несёт огромную ответственность, представляет интересы, защищает и продвигает свою страну. Этот человек должен быть образованным, начитанным, знать географию мира, культуры других стран, иметь представление и разбираться в мировых религиях, знать историю, хорошо разбираться в экономике, праве, политике, быть стратегом на всех мировых площадках»;
- «Дипломатическая работа требует терпения, настойчивости, тактичности и дипломатичности. Такие качества должны быть у всех дипломатов независимо от пола, нации и страны, которую они представляют»;
- «Дипломат должен быть грамотным и владеть несколькими языками, чтобы эффективно общаться с представителями других стран»;
- «Обладающий такой необычной харизмой, которая посодействует ему своей точкой зрения достучаться до других людей».
Общий тон ответов свидетельствует о представлении студентами дипломатической деятельности чередой успешных переговоров высокообразованными, толерантными, терпеливыми и вежливыми персонами, идеальными профессионалами, способными разрешить любые конфликты компромиссными решениями. Только в нескольких анкетах присутствуют оценки сложности, встречающиеся в работе дипломатов, причём все студенты, которым принадлежат указанные оценки, выразили готовность работать по выбранной специальности после окончания вуза:
- «Но у дипломатов есть и большие риски. Так как они являются представителями своего государства, и любая их ошибка может повлиять на отношения с другими странами» (готовность работы по выбранной специальности);
- «Многие думают, что работа дипломата очень лёгкая. Они представляют эту профессию как долгие путешествия. Но это не так, потому что это очень трудная профессия» (готовность работы по выбранной специальности);
- «В целом, образ дипломатов может различаться, но все они должны быть готовы работать в сложных условиях» (готовность работы по выбранной специальности);
- «Он должен быть готов к работе в условиях непредсказуемости и изменчивости политической ситуации.Он должен иметь опыт работы в области борьбы с транснациональными угрозами, такими как наркотики и терроризм» (готовность работы по выбранной специальности).
Образ дипломата, консолидировано представленный таджикскими студентами, по большому счету, не отличается от представлений, основанных на знании и опыте российских студентов. Для подтверждения нашего тезиса, приведём мнения студентов Дипломатической Академии МИД России из Якутии, абсолютных победителей конкурса «Будущий дипломат»1. На вопрос: «Какие знания, умения, человеческие качества нужны для того, чтобы состояться как дипломату?», были получены развёрнутые ответы. Обратим внимание на тот факт, что если первокурсник практически повторяет оценки необходимых качеств дипломата, которые были артикулированы таджикскими
1 Новое поколение якутских дипломатов о своей будущей профессии [Электронный ресурс] // Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия). 10.02.2023. URL: https://clck.ru/35SmzW (дата обращения: 26.07.2023).
студентами первокурсниками: «Я считаю, что дипломату необходимы такие качества, как вежливость, тактичность, внимательность, терпеливость, общительность, стрессоустойчи-вость и, конечно же, аналитическое мышление. Но самое главное - это стремление к новым знаниям, то есть любознательность» (студент 1 курса), то студент второго курса, предваряет свои оценки словами: «Я ещё не дорос до того, чтобы ответить на этот вопрос, однако, как человек, который находится на пути к этому, посмею предположить следующее. Дипломат, как по мне, это тот человек, который должен разбираться во всем хотя бы понемногу, поскольку он является представителем и лицом государства» (студент 2 курса). Аспирант завершает образ дипломата: он «... должен обладать широкой эрудицией, глубокими знаниями в области политологии, экономики, истории, человеческой психологии, и, конечно, владеть иностранными языками, которые являются основным «рабочим инструментом». Кроме того, необходимы аналитические навыки для обработки огромного количества информации и составления прогнозов развития ситуаций» (аспирант).
Некоторые выводы. Таким образом, можно сделать некоторые выводы на основе проведённого многоаспектного анализа:
- задачи, поставленные перед исследователем, выполнены: выявлены причины и побудительные мотивы выбора студентами специализации в сфере международных отношений, оценена возможность и готовность выпускников Таджикистана и России работать в выбранной профессиональной траектории после окончания вуза; зафиксированы причины, влияющие на оценку престижности дипломатической деятельности;
- сравнительный анализ общих и особенных черт, присущих профессионалу в сфере международных отношений, артикулированных студентами Таджикистана и России, не выявил специфики в оценках необходимых качеств и компетенций;
- отмечено взаимовлияние образовательных систем двух стран, готовящих специалистов в сфере международных отношений;
- отстаивание интересов своей страны, являясь одной из основных целей системы международных отношений, разводит Таджикистан и Россию как стороны переговорного процесса, между которыми принимаются компромиссные решения;
- оценено влияние фактора семейной преемственности на формирование взглядов и оценок студентами дипломатической деятельности;
- на наш взгляд, изучение динамики оценок студентами 1 курса и выпускников вузов функционала дипломатической деятельности, профессиональных качеств необходимых специалисту-международнику, а также сопоставление идеологии, методов и форм дипломатии в различных государствах, являются перспективным направлением социологических исследований.
Список источников:
Воевода Е. В., Морозов В. М., Карпов В. В. Женщины-дипломаты в России: к вопросу о гендерном дисбалансе // Женщина в российском обществе. 2018. № 4 (89). С. 24-35. https://doi.Org/10.21064/WinRS.2018.4.3.
Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодые специалисты: Подготовка и востребованность на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114-122.
Иванова Е. Ю. Профессия дипломата во взглядах акторов современного информационного общества: мифологизация и реальность // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 37-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.5.
Костикова Л. П., Ревкова Е. А., Федотова О. С. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов-международников: исследование представлений студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 219-234. doi: 10.32744/ pse.2022.2.13.
Профессиональные династии как социальный ресурс и социально-культурный капитал: направления исследования / В.А. Мансуров [и др.] // Россия реформирующаяся / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2022. (20), 149-175. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.6.
Темницкий А.Л. Современная молодёжь в перипетиях российского рынка труда и образования // Россия реформирующаяся / отв. ред. М.К. Горшков. М., 2017. Вып. 15. С. 91-108.
References:
Voevoda, E. V., Morozov, V. M. & Karpov, V. V. (2018) Women-diplomats in Russia: the case of gender disparity. Woman in Russian society. (4 (89)), 24-35. https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.4.3.
Zubok, Y. A. & Chuprov, V. I. (2015) Young specialists, training and demand in the labor market. Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Sociological studies]. (5), 114-122.
Ivanova, E. Y. (2021) The profession of a diplomat in the views of the actors of the modern information society: mythologization and reality. Theory and practice of social development. (11), 37-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.5.
Kostikova, L. P., Revkova, E. A. & Fedotova, O. S. (2022) Professional identity formation of future IR specialists: investigating student's views. Perspektivy naukii obrazovanija [Perspectives of science and education]. (2 (56)), 219-234. https://doi.org/10.32744/ pse.2022.2.13.
Mansurov, V. A., Ivanova, E. Yu., Kolesnikova, E. M., Mamonova, O. N., Semenova, A. V., Shatrova, E. A., Yurchenko, O. V. & Yuriev, P. S. (2022) Professional Dynasties as a Social Resource and Socio-Cultural Capital: Research Directions. In: Gorshkov, M. K. (ed.). Moscow: New Chronograph. 149-175. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.6.
Temnitsky, A. L. (2017) Modern youth in the difficulties of Russian labour Market and education. In: Gorshkov, M. K. (resp. ed.), Rossija reformirujushhajasja. [Russia reforming]. Moscow: New Chronograp. (15), 91-108.
Информация об авторах М.В. Рыбакова - доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. Scopus Author ID: 57205060881
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=643288
Е.Ю. Иванова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors M.V. Rybakova - D.Phil. in Sociology, Leading Research Fellow, Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. Scopus Author ID: 57205060881
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=643288
E.Yu. Ivanova - PhD in Economics, Senior Research Fellow, Institute of Sociology, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.07.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.08.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.