УДК 316.72
РО!: 10.31249/еИе!/2024.01.06
Калинкина О.Н.
ОБРАЗ ЛЕГЕНДАРНОЙ ШАМБАЛЫ В НАСЛЕДИИ Н.К. РЕРИХА®
Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты культуры, Россия, Пермь, cultura62@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется явление Шамбалы как культурного, исторического, социального образа, отраженного в литературных и художественных произведениях Н.К. Рериха. Соотносятся идеи и выводы Н.К. Рериха с суждениями других ученых, исследующих феномен Шамбалы. Изучение культуры и истории народов Азии, путей их переселения, а также мифологического компонента позволили Н. К. Рериху прийти к выводу о реальном территориальном местонахождении Шамбалы на Земле.
Ключевые слова: Шамбала; Н.К. Рерих; легенды; Азия; Махатмы; Живая Этика; культура.
Поступила: 04.10.2023 Принята к печати: 01.11.2023
© Калинкина О.Н., 2024
Kalinkina O.N.
The image of the legendary Shambhala in the legacy of N.K. Roerich®
The Perm Regional Branch of the International League for the Protection of Culture, Russia, Perm, cultura62@mail.ru
Abstract. The article analyzes the phenomenon of Shambhala as a cultural, historical, social image reflected in the literary and artistic works of N.K. Roerich. The ideas and conclusions of N.K. Roerich are correlated with the judgments of other scientists investigating the Shambhala phenomenon. The study of the culture and history of the peoples of Asia, the ways of their resettlement, as well as the mythological component, allowed N.K. Roerich to come to a conclusion about the real territorial location of Shambhala on Earth.
Keywords: Shambhala; N.K. Roerich; legends; Asia; Mahatmas; Living Ethics;
culture.
Received: 04.10.2023 Accepted: 01.11.2023
До наших дней дошли многие легенды и сказания о загадочных землях в Центральной Азии, где по преданиям основана страна Шамбала. В переводе с санскрита Шамбала - источник счастья.
В современной науке Шамбалу рассматривают в основном как идею лучшего справедливого устройства жизни, как общественный идеал. Полагают, что Шамбала не может быть соотнесена с конкретным местом на Земле, а представляет духовный потенциал, существующий в каждом человеке для его реализации.
В буддийской и индуистской философии среди множества гипотез доминирует гипотеза о небесном расположении Шамбалы, куда могут попасть только духовно чистые, нравственные люди.
Однако существуют исторические указания на земное местонахождение Шамбалы как гималайского княжества или царства.
Заповеданная Страна упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», где говорится, что дваждырожденный Калки Вишнуяшас явится из деревни Шамбала, обители браминов [Махабхарата, 1987]. Также древнеиндийские Веды упоминают о Шамбале, о ее высоком значении для Азии. В более поздних ин-
© Kalinkina O.N., 2024
дийских Пуранах есть сведения об острове Шамбала как священном месте.
Хронологическая традиция Тибета связывает сведения о Заповедной Стране с проповедью Калачакры Буддой Шакьямуни царю Шамбалы Чандрабхадре. Калачакра, как поясняет востоковед Ю.Н. Рерих (1902-1960), это название одной из пяти систем, включенных в Ануттара-йога-тантру, и переводится с санскрита как «Колесо времени». Считается, что вернувшись в свое княжество Шамбалу, царь Чандрабхадра написал обширное изложение полученных знаний и провозгласил Учение Калачакры государственным. Так царство Шамбала стало гарантом сохранения этого Учения и хранителем комментариев к нему. Из Шамбалы Калачакра-тантра добралась до Индии лишь в 966-967 гг., а в Тибете появилась в 1026-1027 гг. [Рерих Ю.Н., 1990]
Рис. 1. ТханкаШамбалы. Нач. ХХ в. Бурятия. Санкт-Петербург. Государственный музей истории религии
Один из общедоступных первоисточников, сохранившихся до наших дней, где говорится о Шамбале, это «Синяя летопись». Она создана выдающимся историком Гой-лоцавой Шоннупэлом в
1 иЯЬ: http://vm1.culture.ru/muzey_istorii_religii/catalog/small/0002500191/
1478 г. В манускрипте сообщается о гималайском княжестве Шамбала, находящемся на севере Индии. Туда стремились паломники для изучения и практики Калачакры. Тексты «Синей летописи» являются важными историческими свидетельствами реального территориального нахождения Шамбалы на Земле. В 2001 г. был издан полный перевод данной рукописи на русский язык. Тханки Шамбалы являются традиционным сюжетом буддийской иконографии.
Существуют источники, повествующие о пути в Шамбалу, известные как lam-yig, т.е. описание дороги. Один из них имеется в Танджуре: это собрание толкований и переводов тибетских сочинений. Другой манускрипт XIII в., по сведениям Ю.Н. Рериха, хранится в библиотеке Гималайского института «Урусвати». Рукопись «Шамбхала Лам-иг», описывающая пути в Шамбалу, создана третьим Панчен-ламой Лобсанг Палденом и хорошо известна в научном мире [Рерих Ю.Н., 1990].
Интересное переосмысление земного пути в Шамбалу содержится в книге «Криптограммы Востока» Жозефины Сент-Илер. Как известно, это псевдоним Е.И. Рерих, незаурядного мыслителя, писателя. В одном из текстов книги описывается путь принца Шакьямуни в Шамбалу, когда он покинул свой дом в сопровождении слуги. Они шли на северо-запад две недели вдоль реки по конным горным тропам. Когда появилась охотничья тропа, слуга сказал: «Брат царевич, иди, и когда найдешь хижину охотника, передай ему этот кусок дерева» [Сент-Илер, 1996, с. 7]. Передав принцу Шакьямуни обломок дерева с тремя знаками, слуга покинул его. Далее Шакьямуни шел в одиночестве семь дней и на восьмой увидел хижину. Принц обратился с приветствием к старику, работавшему неподалеку, и передал ему кусок дерева. После трапезы охотник пригласил Шакьямуни отдохнуть. В дальнейший путь они двинулись вдвоем рано утром. Старик раздвинул ветви ближайшего кустарника, за которым вилась узкая тропа. Шли путники до полудня. Когда лес стал редеть, они услышали шум реки и вскоре вышли к ней. Охотник послал стрелу на противоположный берег и молча стал ждать. Шакьямуни предложил старику оставшиеся украшения, но тот указал жестом бросить их в реку. Вскоре на другом берегу появился высокий человек. «Кафтан его был оторочен мехом, и лицо очень смуглое, широкое» [Сент-Илер,
1996, с. 8]. Он направился в челне к путникам. На берегу, поклонившись Шакьямуни, он пригласил его в лодку. Охотник незаметно исчез. Незнакомец, как и охотник, всю дорогу хранил молчание. Достигнув берега, путники пересели на коней и поехали вверх в гору. Ночью они достигли снежных пределов гор и на рассвете спустились в Обитель [Сент-Илер, 1996].
В этом примере из «Криптограмм Востока» не только представлена общая характеристика дороги принца Шакьямуни в Шамбалу, но и присутствуют отдельные своеобразные признаки и особенности, на которых может заострить внимание лишь утонченный ум восточного человека. Но именно эти знаки помогают приблизиться к пониманию истинного пути в Шамбалу.
Согласно исторической хронике начиная с ХУ-ХУ1 вв. в заповедную страну устремились староверы из Руси, китайские мыслители, буддисты, иезуиты и др. Ее искали в Афганистане, Тибете, Гималаях, пустыне Гоби, на Алтае и в других местах. Считается, что в Европе сведения о Шамбале появились в 1627 г. благодаря письмам миссионеров-иезуитов Стефана Чачеллы и Джона Кабра-ля, которые узнали о существовании Шамбалы во время посещения Бутана.
Проникновение сведений о Шамбале из Индии и Тибета в другие страны послужило причиной сложных переплетений устных пересказов о заповедной Обители с мифами и легендами разных народов. Шамбале стали приписывать многое, что не относилось к ней в древности. Это сюжеты о Граале, царстве Пресвитера Иоанна, легенды о Гэсэр-хане, Беловодье, подземной Агарти и др. Тем не менее такой материал важен для науки и представляет ценный источник для сравнительно-исторического и сравнительно-мифологического анализа.
Позднее, когда на Западе стало складываться и развиваться востоковедение, началось и научное осмысление феномена Шамбалы. Венгерский востоковед, филолог Чома де Кёрёш (17421842) перевел отрывок из чойчжуна Падма-Карпо, где содержится глава о распространении Калачакры в царстве Шамбала. Он проанализировал представления о легендарной стране в англоязычной литературе и размышлял о ее местоположении, которое определил севернее реки Сыр-Дарья [Гунский, 2022].
В начале XX столетия появились переводы исторических описаний связанных с Шамбалой исследователей из Германии -тибетолога Альберта Грюнведеля и Бертольда Лауфера, историка, знатока языков Востока.
Начиная с XIX в. на просторы Центральной Азии устремились русские исследователи-путешественники Н.М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, П. К. Козлов, Рерихи и др. Не все они оставили письменные упоминания о Шамбале, не каждому откроет свое сокровенное знание Восток. Тем не менее некоторый ценный материал дошел до наших дней. В дневниковых записях Н.М. Пржевальского, который совершил четыре экспедиции в Центральную Азию, есть описание легенд и предсказаний о Шамбале. Интересную информацию о легендарной стране можно найти в дневниках буддийского паломника, российского востоковеда и путешественника Г.Ц. Цыбикова, которые были опубликованы в 1919 г. Русским географическим обществом. Ученый посетил монастырские центры, сделал около двух сотен уникальных фотографий и удостоился аудиенции Далай-ламы XIII.
В творчестве семьи Рерихов идея Шамбалы занимает особое место. По опасным тропам Центральной Азии с 1923 по 1928 г. прошла научная экспедиция Н. К. Рериха, собравшая древнейшие манускрипты, сказания, мифы, легенды о Шамбале. До Рерихов такой серьезной комплексной научной работы по исследованию Центральной Азии никто не проводил. Весь собранный материал, посвященный таинственной Шамбале и ее мудрым обитателям, был изучен, систематизирован, и на основе этого вышли дневниковые записи Н.К. Рериха, его статьи и очерки, а также написаны прекрасные картины. Так, независимо от официальной истории писалась другая, сущностная история удивительной страны, восходящая из глубины народной мудрости.
Н.К. Рерих был уверен в реальном, земном существовании Шамбалы. В основе такой убежденности лежали не только письменные документы, устные рассказы ученых лам, но и яркие свидетельства значительного влияния Шамбалы на мировоззрение народов Азии. Н.К. Рерих считал, что «в сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и
знает пульс современной Азии. Шамбала - самое священное слово Азии» [Рерих Н., 2001, с. 455].
Н. К. Рерих описывал, как Азия начинает просыпаться, оживать, впитывать знания о Шамбале, наполняясь ее зовами к эволюции, нравственному развитию и социальным преобразованиям. Понятие «Шамбала» из устного предания стало открыто и широко входить в жизнь народов, оказывая значительное влияние на их культуру и быт. Азия преображалась. На ее просторах стала распространяться ламами доктрина Шамбалы. Повсеместно строились новые храмы, посвященные Шамбале. В уже действующих ашрамах основывались исследовательские факультеты - Шамба-лин Дацан. Выражением глубокого почитания стало создание новых скульптурных изображений Майтрейи - грядущего Будды и Владыки Шамбалы. Одно из них Н.К. Рерих видел в Гумском монастыре, который находился на границе Индии и Непала. Знаменательно и то, что миру давалось все больше свидетельств действительного существования заповедной страны.
В своих литературных трудах Н. К. Рерих привел немало сведений, указывающих на реальность Шамбалы: «Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы» [Рерих Н.К., 1994, с. 38-39].
Н. К. Рерих вспоминал и о посещении Шамбалы археологом Лаодзином, свдения о котором были обнародованы в «Шанхай Таймс» и других газетах. Лаодзин шел в Шамбалу через Монголию по суровым горным тропам и перевалам. Путь ему указывал йог из Непала. Лаодзин описывал удивительные подробности из жизни мудрецов, живших в долине посреди гор. Он видел научные лаборатории и сообщал об опытах с передачей мысли на расстоянии, об использовании магнитных токов и лучей. Его заинтересовали уникальные библиотеки, хранилища культурно-исторических артефактов и многое другое. Рассказ Лаодзина во многом совпадал с описаниями Шамбалы из других источников, как отмечал Н.К. Рерих, в том числе была упомянута знаменитая башня. Без-
условно, сведения Лаодзина о Шамбале вызвали большой интерес в научном сообществе тех времен [Рерих Н., 2001, с. 459].
Информацию о Шамбале Н.К. Рерих получал и от ученых лам. Так в период экспедиции по Центральной Азии буддийский монах, обращая внимание Рериха на горный хребет, рассказывал о священной горе Саур, с вершины которой можно было видеть Шамбалу [там же, с. 476].
В книге «Сердце Азии» Н.К. Рерих передал беседу с одним мудрым ламой. Как истинный восточный человек, он в начале разговора довольно настороженно отнесся к Рериху и заверял его, что Шамбала - это небесная страна и ее могущество не связано с земным миром. Однако в результате доверительного разговора лама убедился, что его собеседник знает реальность Шамбалы и знаком с ее Учением. И тогда, устремив взор на Канченджангу, он сказал, что там находится вход в пещеру и подземными путями немногие избранные могут достичь священного места [там же, с. 461].
Н. К. Рерих глубоко изучал материал, связанный с версиями о местонахождении Шамбалы, и указывал, что разные источники соотносят эту страну с крайним севером, Туркестаном, Алтаем, Тибетом, Индией, горной системой Памир, Гималаями, Центральной Гоби и др. Важно отметить, что в 1967-1977 гг. состоялась советско-монгольская научная экспедиция. По ее результатам и на основании геологических исследований установлено, что пустыня Гоби в древности была дном моря, а комплекс современных высоких гор мог быть когда-то островом, который назывался Белым островом. В легендах он соотносился с Шамбалой.
Н.К. Рерих был открыт всему новому. Он был чужд предубежденности. Его не пугала непривычность образов, не отталкивали необычные методы получения некоторой информации. Он считал, что знания и явления нужно принимать так, как есть, во всей полноте, без искажения и ложной интерпретации. Потому, прикоснувшись к истокам Азии, Н.К. Рерих смог понять не только жизненность и реальность знаний о Шамбале, но и их актуальность.
Шамбале Н.К. Рерих посвятил значительную часть своего творчества, в котором отражены путевые вехи его пятилетнего путешествия по Центральной Азии. Обширный материал Рериха, соединяя в себе философию и науку, дает большой объем духовно-исторических, культурных, социальных знаний о Шамбале.
Приведенные легенды, рассказы, тексты древних манускриптов и их анализ позволяют протянуть неразрывную нить из прошлого в современность и дальше в будущее и подойти к феномену Шамбалы с научной точки зрения. «Вы заметили, что понятие Шамбалы соответствует лучшим западным научным исканиям, - писал Н.К. Рерих. - Не темноту суеверия и предрассудков несет с собою Шамбала, но это понятие должно быть произносимо в самой позитивной лаборатории истинного ученого. В искании сходятся восточные ученики Шамбалы и лучшие умы Запада, которые не страшатся заглянуть выше изжитых мерок. Как драгоценно установить, что во имя свободного познания сходятся Восток и Запад» [Рерих Н.К., 1979, с. 197].
Погружаясь в пространство символов и легенд, Н.К. Рерих оставался на твердой почве фактов. На этой основе он провел параллели между Шамбалой и Махатмами Востока, подчеркивая неразрывность их связи: «В литературе эти великие понятия, за недостатком осведомления, оставались совершенно разделенными. Но, зная литературу о Великих Махатмах и изучая сведения о Шамбале на местах, высоко поучительно видеть объединительные знаки этих понятий и, наконец, понимать, как они близки в действительности» [Рерих Н., 2001, с. 463]. Махатма в переводе с санскрита означает Великая Душа - так на Востоке называют великих духовных учителей, которые из века в век приходят на помощь человечеству, чтобы направить народы на путь развития, на путь духовности.
Собранные Н.К. Рерихом многочисленные воспоминания и свидетельства о встречах с Махатмами в Индии, Тибете, Монголии освещают реальные факты из их жизни и деятельности. И в результате эти мудрецы уже не воспринимаются как некие эфемерные, нереальные существа, но как великие люди из плоти и крови, обладающие значительным знанием и опытом.
Так один из лам поведал Н.К. Рериху об азарах, как называют Махатм в Тибете. По словам рассказчика, они отличались высоким ростом, длинными волосами, индусской внешностью. Лама утверждал, что Махатмы, как обычные люди, посещают разные страны и регионы. Они способны управлять внутренними силами, объединяя их с космическими энергиями. Лама уверял, что в Лхасе глава медицинской школы знал азаров и сотрудничал с ними [там же, с. 461].
Случай посещения Монголии одним из Махатм был сообщен Н.К. Рериху членом Монгольского ученого комитета. Чтобы запечатлеть знаменательное событие там, где останавливался Махатма, в Шарагольчи, в долине реки Шарагол, по эскизу Рериха был воздвигнут сурбуган Шамбалы [Рерих Н.К., 1992, с. 298].
Рис. 2. Субурган, сооруженный участниками Центрально-Азиатской экспедиции Рериха в 1927 г. в долине р. Шарагол1
На путях Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи не раз проходили места, где согласно преданиям бывали Махатмы или находились их ашрамы в прошлом, что наполняло путешественников особым ощущением. Это районы перевала Тангла, области вокруг священного озера Манасаравар и одной из величайших рек мира, Брахмапутры и др. Здесь еще можно было встретить людей, которые хранили личные воспоминания о Махатмах.
Как отмечал Н.К. Рерих, встречи с Обитателями Шамбалы, происходили не только на Востоке, но и в странах Запада. Учителя приходили туда, где была необходимость в их присутствии и деятельности. В одних местах Махатмы трудились открыто и явно, а в других - незаметно для людей, что диктовалось поставленными целями и задачами, которые они решали.
1 Источник. - иКЬ: http://rusmecenat.ru/marshrutami-nikolaya-rerixa/
Далеко не всех убеждали многочисленные свидетельства реального существования Шамбалы и Великих Учителей. В этом случае Н.К. Рерих писал: «Я не собираюсь начать убеждать о существовании Махатм. Множество людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них. Если же кто-то в неведении спросит: "Все-таки не есть ли это миф?" - посоветуйте ему прочесть труд профессора варшавского университета Зелинского о реальности происхождения греческих мифов. Впрочем, вообще не пытайтесь убеждать. Знание входит в открытые двери. Если предрассудок существует, он должен быть изжит изнутри. Нам важно фактами установить, на каких огромных расстояниях живет одно сознание и насколько это сознание свободно открыто для будущего» [Рерих Н., 2001, с. 486].
По письмам и произведениям Рерихов мы понимаем, что они сами были живыми свидетелями присутствия Махатм на Земле. Они сотрудничали с ними. Результатом этого явилось создание книг Живой Этики - философской системы, давшей кардинально новое представление об организации космоса и нашей планеты, а также эволюции человечества. Часть Учения была дана Махатмой Мориа в заповеданном месте священной реки Брахмапутры, исходящей из озера Нагов. Именно здесь были даны и заветы Ригведы.
Освещая широкий круг вопросов Бытия, Живая Этика поднимает и тему, связанную с Шамбалой, указывая на земное ее положение: «Географ может успокоиться, Мы занимаем на Земле определенное место. Конспиратор может утешиться, Мы имеем в разных частях света достаточное количество сотрудников. Неудовлетворенный общинник может утвердиться в сознании практического существования Общины. Явные, материальные члены и сотрудники Наши встречены вами в разных странах. Наши беседы не заключают в себе ничего отвлеченного. Мы работаем в линии великой эволюции. Каждый приближающийся к Нашей Общине становится действительником» [Учение Живой Этики. Община, 2004, § 1681].
Шамбала описана в Живой Этике как Гималайское Братство Мудрецов - хранителей знания и культур исчезнувших и совре-
1 Здесь и далее при цитировании книг Живой Этики указывается не страница, а параграф.
менных цивилизаций. Общинный духовный центр представлен в Учении как культурно-исторический феномен. Его Обитатели хорошо осведомлены о происходящих мировых событиях и научных достижениях. Они ведут разнообразную напряженную деятельность во имя лучшего будущего человечества. Идеи и советы Махатм практичны, конкретны, жизненны, потому их Учение носит название «Живая Этика». Она приоткрывает некоторые страницы истории основания заповедной страны, когда многие тысячелетия назад с далекой звезды упал метеорит известный на Востоке под названием Чинтамани. Именно на этом месте и была основана Шамбала.
В дневниковых записях экспедиции Н.К. Рерих собрал сказания разных народов о Чинтамани. Например, буряты и монголы рассказывали о камне, прилетевшем с неба, отдельные части которого появляются накануне важных событий в разных странах. Их приносили в дар внезапно неизвестные люди и в сужденный срок. Также загадочно эти части исчезали. Главное тело метеорита хранится в Шамбале, сохраняя магнитную энергетическую связь с отдельными его частями, путешествующими по миру. Н.К. Рерих указывал, что этими камнями владели Тимур, Соломон, Акбар и
Рис. 3. С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с ларцом. 1928. Музей Николая Рериха, США, Нью-Йорк
другие великие правители, оказавшие значимое влияние на развитие человечества [Рерих Н.К., 2001, с. 482]. Одна из частей заветного камня хранилась в особом ларце у Рерихов. Этот ларец изображен младшим сыном Рерихов, художником Святославом Рерихом, на портретах его родителей.
В Живой Этике говорится и о жизненном укладе Шамбалы, о работе, которая непрерывно идет в Братстве, о находящихся там уникальных залах: библиотеке, музее, научных лабораториях, а также о средствах передвижения, разнообразных приборах, аппаратах и о многом другом. Обитатели Шамбалы собирают полезные растения, занимаются научными изысканиями, помогают ученым в разных странах, поддерживают энергетическое равновесие планеты, оказывают существенное влияние на ход истории. Жизнь и труд Махатм проходят в высокой степени напряжения, что создает определенную энергетическую атмосферу вокруг Братства, которую может выдержать далеко не каждый человек без вреда для своего здоровья. Махатмы поясняют: «Наша работа посвящена знанию. Мы помогаем каждому полезному труженику. Мы не стеснены условными различиями рас и классов. Мы усиленно следим, где блеснет луч самоотверженного подвига. Наш Храм есть Храм Знания. Мы собираем к нему все самое высшее и сберегаем в нем утверждения будущего» [Учение Живой Этики. Надземное,
1992, § 18].
Рис. 4. Н.К. Рерих. Сокровище гор. 1933. Музей Николая Рериха, США, Нью-Йорк
Тема, связанная с Шамбалой и Махатмами, нашла свое отражение в художественном творчестве Н.К. Рериха. Картины «Оттуда», «Весть Шамбалы», «Сокровище гор», «Песнь о Шамбале», «Сожжение тьмы», «Путь в Шамбалу», «Недра», «Шамбала идет» и многие другие приоткрывают завесу тайны загадочной Шамбалы.
Е.И. Рерих связывала сюжет картины «Песнь о Шамбале» с жизненными устремлениями Николая Константиновича: «Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и надежду Мира - Сокровенную Шамбалу. Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви - "Песнь Шамбалы". На фоне величественного заката, освещенная последним лучом сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале, сидит сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале» [Рерих Е., 2000, с. 309].
Еще одна картина Н.К. Рериха посвящена Шамбале - «Величайшая и святейшая Тангла». Он создал ее вскоре после окончания Центрально-Азиатской экспедиции, во время которой Рерихи пересекали труднодоступный высокогорный перевал Тангла, священное место тридцати трех богов. Они поднялись на перевал в ясную солнечную погоду и перед ними открылись бескрайние горные просторы, что считается хорошей приметой. Обычно перевал погружен в облака.
Не только вышеупомянутые полотна, но и другие удивительные картины Н.К. Рериха, созданные во время и после Центрально-Азиатской экспедиции, отражают суть скрытой снежными вершинами заповедной страны, раскрывают ее символы, знамения и вехи. Историк, востоковед, академик Л.В. Шапошникова отмечала, что Рерих смог постичь всю глубину древних мифов и сказаний и отразить свое понимание в художественных образах. На своих полотнах художник создал удивительный мир легенд, за которыми стояла реальность, утверждала Л.В. Шапошникова [Шапошникова, 2006, с. 394].
Серия картин «Майтрейя», посвященная Шамбале и грядущему Владыке Майтрейе, была создана Н.К. Рерихом на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. В нее вошли семь картин: «Шамбала идет», «Конь счастья», «Твердыни стен», «Знамя Грядущего», «Мощь пещер», «Шепоты пустынь» и «Майтрейя Победитель», на которой Н.К. Рерих отразил образ Владыки грядущего. В Маульбеке Рерихи видели большой высоты барельеф Майтрейи, высеченный в скале. Две его руки подняты вверх. Они направлены в небо к Высшему. Две руки опущены вниз, как покровительство Земле. Ни один путник не минует этого священного барельефа, он непременно должен будет пройти мимо исторического памятника.
Рис. 5. Н.К. Рерих. Майтрейя-победитель. 1925. Нижегородский государственный художественный музей.
Серию картин, объединенных под общим названием «Майтрейя», Рерихи привезли в Россию в качестве безвозмездного дара народу как послание Махатм Востока. Однако бесценный художественный дар не был оценен по достоинству и сохранился лишь благодаря А. М. Горькому, по завещанию которого картины были переданы в художественный музей Нижнего Новгорода, где они находятся по сей день.
Священное слово «Шамбала» Н.К. Рерих пронес через всю жизнь. Основные восточные легенды, древние тексты, сказания о
Шамбале и Махатмах, представленные в работах Н.К. Рериха во всей своей полноте и многослойности повествования, способствовали развитию в мире интереса к данным темам, их исследованию и научному обоснованию.
Мифы и легенды о Шамбале, а также ее место в буддийской космологии изучал монгольский ученый Ц. Дамдинсурэн. К сожалению, он не успел изложить свою концепцию о Шамбале во всей целостности, однако Дамдинсурэн оставил целый ряд научных статей.
Благодаря обнаружению и интерпретации древней карты мира Б.И. Кузнецов и Л.Н. Гумилёв в своих работах отводили Шамбале вполне конкретное место на Земле и считали ее реально существовавшей страной.
В статьях В. А. Алдошина, посвященных Шамбале, приведен обширный обзор источников и существующих мнений о местоположении Братства. Также ученый сделал переводы на русский язык работ тибетских авторов. Путешественник из США Эдвин Бернбаум обращался в своих исследованиях к легендам о Шамбале, осмысливая их мифологическую основу. Интересен его анализ материалов, полученных в Тибете. Хорошо известна книга Берн-баума «В поисках Шамбалы». Востоковед-буддолог С.Ю. Лепехов рассматривал легенды о Шамбале в связи со становлением буддийской и монгольской культур.
Рихард Рудзитис, латвийский поэт и писатель, предпринял историческое исследование феномена Шамбалы как отражения народного творчества. Эта работа получила одобрение Рерихов и их Духовного Учителя. В письме к Р. Рудзитису от 24 мая 1938 г. Е.И. Рерих передала напутствие Махатмы сохранить исторический характер труда [Рерих Е.И., 2006, с. 139].
Также к теме, посвященной Шамбале, обращались в своих работах Ю.Н. Рерих, Б.Д. Дандарон, Шашибала, А.М. Стрелков и другие исследователи. Востоковед, профессор Ю.Н. Рерих, сын Е.И. и Н.К. Рерихов, знал об огромном культурном значении Шамбалы в развитии Азии. Он писал: «Шамбала является <.. .> ведущим принципом грядущей кальпы, или космической эпохи. Говорят, что ученые настоятели монастырей и занимающиеся медитациями ламы находятся в постоянной связи с мистическим Братством, которое управляет судьбами буддийского мира. Европейские ученые склонны преуменьшать значение слова "Шамбала" или относить
многотомную литературу о ней и еще более обширные устные сказания к жанру фольклора или мифологии. Но те, кто изучает и теоретические источники буддизма и его влияние на народные массы, знают, какую огромную силу оно имеет для буддистов высокогорной Азии» [Рерих Ю.Н., 1994, с. 138].
Нельзя отрицать влияние многих идей, связанных с явлением Шамбалы, на развитие человечества. Они становятся основой для философских, научных, правовых, социальных систем. Такие фундаментальные идеи Махатм, как свобода, равенство, справедливость, братство и др., всегда были и остаются заветной мечтой людей, реализуемой по-разному в зависимости от эпохи, уровня культуры народов и их просвещения. Знания и учения Шамбалы изменяют мировую историю, а также социальный фон, содействуя стремлению создать более совершенное, более культурное, более нравственное и справедливое общество.
Важно отметить, что в целом исследований ученых феномена Шамбалы крайне мало. Нет целостной классификации источников по данному вопросу. Слабо изучена связь мифов, сказаний о Шамбале и Махатмах Востока с исторической действительностью. Также недостаточно исследована структура мифологического мировоззрения и ее связь с научной мыслью. Ждут своих исследований и многие иные аспекты.
Большим препятствием на пути изучения вопросов, связанных с Шамбалой, является отрицание всего, что не вписывается в существующие рамки общепринятых взглядов. Однако, как отмечали Рерихи, те, кто скептически относятся к вопросу о реальности Шамбалы, отторгают себя от величайшей Идеи, «до которой когда-либо поднималась человеческая мысль. Белое Братство - мечта человечества, Твердыня Знания и сокровищница жизнедательной Энергии. Истинно - лишь этими Держателями жив мир и человечество его» [Рерих Е.И., 2003, с. 195].
Культурный опыт народов Востока наполнен знаниями и представлениями о заповедной обители как о действительном мире, как о конкретном культурно-историческом явлении. Вполне возможно, что благодаря последующим научным экспедициям и исследованиям тайна Шамбалы будет раскрыта. А пока она, подобно Атлантиде, остается скрытой страной, образ которой наиболее полно отражен в наследии Рерихов. И эти знания будоражат
воображение неутомимых искателей и привлекают внимание ученых, желающих дать феномену Шамбалы научное обоснование.
Список литературы
Агни Йога (Знаки Агни Йоги). - Москва : МЦР, Мастер-Банк, 2008. - 600 с.
Алдошин В.А. Легенды о стране Шамбала // Филологические исследования старописьменных памятников. - Элиста : КНИИ ИФЭ, 1987. - С.19-33.
Гумилёв Л., Кузнецов Б. Страна Шамбала в легендах и истории // Азия и Африка. -1968. - № 5. - С. 48-50.
Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. - Москва : Институт ДИ-ДИК, 1997. - 495 с.
Гунский А. Александр Чома де Кёрёш (1784-1842) и начало научной тибетологии // Религиоведческие исследования. - 2022. - № 2(26). -С. 43-63.
Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. - Москва : Изд. АН СССР, 1957. -240 с.
Дандарон Б.Д. Черная тетрадь. О Четырех Благородных Истинах Будды. - Санкт-Петербург : Дацан Гунзэй Чойнэй, 1995. - 96 с.
Космические легенды Востока / авт.-сост. С.В. Стульгинскис. - Москва : Сфера, 1997. - 288 с.
Лепехов С.Ю. Шамбала, Митра и Майтрейя в монгольской культуре и буддийской цивилизации // Мир Центральной Азии. Культурология. Философия. Источниковедение. 2002. - Т. 3. - С. 45-50.
Махабхарата. Книга третья. Лесная / пер. с санскрита, предисл. и коммент. Я.В. Василькова и С. Л. Невелевой. - Москва : Наука, 1987. - 800 с.
Пржевальский Н.М. Монголия и страна тангутов. - Москва : Учгиз, 1946. -429 с.
Пубаев P.E. Буддийская космология в историческом труде Сумба-канбо «Древо созерцания» // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. 1968. -Вып. 3. - С. 132-140.
Рерих Е. У порога Нового Мира. - Москва : МЦР, 2000. - 464 с.
РерихЕ.И. Письма : в 9 т. - Москва : МЦР, 2003. - Т. 5. - 384 с.
Рерих Е.И. Письма : в 9 т. - Москва : МЦР, 2006. - Т. 6. - 560 с.
Рерих Н.К. Алтай - Гималаи : путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992. - 336 с.
Рерих Н. Сердце Азии // Рерих Н. Пути благословения. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 404-497.
Рерих Н.К. Шамбала // РерихН.К. Избранное. - Москва : Советская Россия, 1979. -384 с.
Рерих Н.К. Шамбала Сияющая // Рерих Н.К. Восток - Запад. - Москва : Международный Центр Рерихов, 1994. - С. 38-54.
Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры / пер. с англ. и коммент. Н.Н. Шабанова. -Харьков : Основа, 1990. - 117 с.
Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. - Самара : Агни, 1994. - 496 с.
Рудзитис Р. Братство Грааля. - Рига : Угунс, 1994. - 317 с.
Сент-ИлерЖ. Криптограмма Востока. - Новосибирск : СРО, 1996. - 148 с.
Стрелков А.М. Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра. - Улан-Удэ : Удумбара, 2010. - 300 с.
Стрелков А.М. Моление о рождении в северной Шамбале. - Улан-Удэ : Удумбара, 2013. - 336 с.
Учение Живой Этики. Надземное. - Самара : Самарский Дом печати, 1992. - 623 с.
Учение Живой Этики. Община (Рига). - Москва : МЦР, Мастер-Банк, 2004. - 328 с.
Учение Живой Этики. Озарение. Листы Сада Мории. Книга вторая. - Москва : МЦР, Мастер-Банк, 2003. - 328 с.
Цыбиков Г.Ц. Избранные труды: в 2 т. - Новосибирск: Наука, 1981. - Т. 1. - 264 с. Т. 2. - 239 с.
Шапошникова Л.В. Мастер // Шапошникова Л.В. Великое путешествие : в 3 кн. -Москва : МЦР, Мастер-Банк, 2006. - Кн. 1 - 624 с.
Шашибала. Изучение Шамбалы и Калачакры Николаем и Юрием Рерихами - как символ индийско-русской дружбы // 100 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха : материалы Международной научно-общественной конференции. 2002. - Москва : МЦР, 2003. - С. 222-238.
Bernbaum Е. The Way to Shambhala. - Los Angelos: Jeremy P. Tarcher, Inc., 1989. - 316 p.
Truhgpa Chogyam. Shambhala: The Sacred Path of the Warrior. - Boston & London, 1988. - 260 p.
References
Agni Joga (Znaki Agni Jogi) (2008). [Agni Yoga (Signs of Agni Yoga). Moscow: ICR, Master-Bank.
Aldoshin, V.A. (1987). Legendy o strane Shambala [Legends about the country of Shambala]. In Filologicheskie issledovaniya staropis'mennyh pamyatnikov [Philological studies of old written monuments]. (pp. 19-33). Elista: KNII IFE.
Gumilev, L., Kuznetsov, B. (1968). Strana Shambala v legendah i istorii [The country of Shambala in legends and history]. Asia and Africa, 5, 48-50.
Gumilyov, L.N. (1997). Poiski vymyshlennogo carstva [The search for a fictional kingdom]. Moscow: Institute DI-DIK.
Gunsky, A. (2022). Aleksandr Choma de Kyoryosh (1784-1842) i nachalo nauchnoj tibetologii [Alexander Choma de Koros (1784-1842) and the Beginning of Scientific Tibetology]. Religious Studies, 2 (26), 43-63.
Damdinsuren, Ts. (1957). Istoricheskie korni Geseriady [Historical roots of the Gese-riad]. Moscow: Izd. of the Academy of Sciences of the USSR.
Dandaron, B.D. (1995). Chyornaya tetrad'. O Chetyrekh Blagorodnyh Istinah Buddy [Black Notebook. About Four Noble Truths of Buddha]. Saint Petersburg: Datsan Gunzei Choinei.
Stulginskis, S.V. (ed). (1997). Kosmicheskie legendy Vostoka [Cosmic Legends of the East]. Moscow: Sphere.
Lepekhov, S.Y. (2002). Shambala, Mitra i Majtrejya v mongol'skoj kul'ture i buddijskoj civilizacii [Shambala, Mitra and Maitreya in Mongolian culture and Buddhist civilization]. In Mir Central'noj Azii. Kul'turologiya. Filosofiya. Istochnikovedenie [The World of Central Asia. Kulturologiya. PhilosophySource study]. 3, 45-50.
KanuHKma O.H.
Vasilkov, Y.V., Neveleva, S.L. (translated from Sanskrit, preface and a comment) (1987). Mahabharata. Kniga tret'ya. Lesnaya [Mahabharata. Book three Forest]. Moscow: Nauka.
Przhevalsky, N.M. (1946). Mongoliya i strana tangutov [Mongolia and the country of the Tanguts]. Moscow: Uchgiz.
Pubaev, P.E. (1968). Buddijskaya kosmologiya v istoricheskom trude Sumba-kanbo "Drevo sozercaniya" [Buddhist cosmology in the historical work of Sumba-kanbo "The Tree of Contemplation"]. In Materialy po istorii i filologii Central'noj Azii [Materials on History and Philology of Central Asia], 3, 132-140.
Roerich, E. (2000). U poroga Novogo Mira [At the Threshold of the New World]. Moscow: ICR.
Roerich, E.I. (2003). Pis'ma: v 9 t. T. 5 [Letters: in 9 vol. Vol. 5]. Moscow: ICR.
Roerich, E.I. (2006). Pis'ma: v 9 t. T. 6 [Letters: 9 vol. T. 6]. Moscow: ICR.
Roerich, N.K. (1992). Altaj - Gimalai: putevoj dnevnik [Altai - Himalaya: Travel Diary]. Riga: Vieda.
Roerich, N.K. (2001). Serdce Azii [The Heart of Asia]. In Roerich N. Puti bla-gosloveniya [Ways of Blessing], (pp. 404-497). Moscow: EXMO-Press.
Roerich, N.K. (1979). Shambala [Shambala]. In Roerich N.K. Izbrannoye [Selected]. Moscow: Soviet Russiac.
Roerich, N.K. (1994). Shambala Siyayushchaya [Shambala Shining]. In Roerich N.K. Vostok- Zapad [East-West], (pp. 38-54). Moscow: ICR.
Roerich, Y.N. (1990). K izucheniyu Kalachakry [Toward the Study of Kalachakra], N.N. Shabanova (transl. from English & comment.). Kharkov: Osnova.
Roerich, Y.N. (1994). Po tropam Sredinnoj Azii [On the Paths of Middle Asia]. Samara: Agni.
Rudzitis, R. (1994). Bratstvo Graalya [The Brotherhood of the Grail]. Riga: Uguns.
St. Hilaire, J. (1996). Kriptogramma Vostoka [Cryptogram of the East]. Novosibirsk: SRO.
Strelkov, A.M. (2010). Legenda o Shambale buddijskogo ucheniya Kalachakra [Legend of Shambhala of the Buddhist teaching Kalachakra]. Ulan-Ude: Udumbara.
Strelkov, A.M. (2013). Molenie o rozhdenii v severnoj Shambale [Praying for Birth in the Northern Shambala]. Ulan-Ude: Udumbara.
(1992). Uchenie Zhivoj Etiki. Nadzemnoe [The Teaching of Living Ethics. Nadzemnoe]. (1992). Samara: Samara Press House.
(2004). Uchenie Zhivoj Etiki. Obshchina (Riga) [The Teaching of Living Ethics. Community (Riga)]. Moscow: ICR, Master Bank.
(2003). Uchenie Zhivoj Etiki. Ozarenie. Listy Sada Morii. Kniga vtoraya [The Teaching of Living Ethics. Illumination. Sheets of the Garden of Moria. Book Two]. Moscow: ICR, Master-Bank.
Tsybikov, G.Ts. (1981). Izbrannye trudy: v 2 t. [Selected works: in 2 vol.]. Novosibirsk: Nauka.
Shaposhnikova, L.V. (2006). Master [Master]. In Shaposhnikova L.V. Velikoeputeshestvie: v 3 kn. Kn. 1. [The Great Journey: in 3 books. Book one]. Moscow: ICR, Master Bank.
Shashibala. (2003). Izuchenie Shambaly i Kalachakry Nikolaem i Yuriem Rerihami -kak simvol indijsko-russkoj druzhby [Study of Shambhala and Kalachakra by Nicholas
and Yuri Roerich - as a symbol of Indian-Russian friendship]. In 100 let so dnya rozhdeniya Yu.N. Reriha: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-obshchestvennoj kon-ferencii. 2002. [Materials of the International Scientific and Public Conference (100 years since the birth of Y.N. Roerich)]. (pp. 222-238). Moscow: ICR.
Bernbaum, E. (1989). The Way to Shambhala. Los Angelos: Jeremy P. Tarcher, Inc.
Truhgpa, Chogyam. (1988). Shambhala: The Sacred Path of the Warrior. Boston & London.
Об авторах
Калинкина Ольга Николаевна - кандидат социологических наук, председатель Пермского регионального отделения Международной Лиги защиты культуры, Пермь, Россия, cultura62@mail.ru
About the authors
Kalinkina Olga Nikolayevna - Candidate of Sociological Sciences, Chairman of the Perm Regional Branch of the International League for the Protection of Culture, Perm, Russia, cultura62@mail.ru