А.А.ЛЕБЕДЕНКО,
кандидат педагогических наук, заместитель руководителя ОНЦ КМ, ответственный секретарь Севастопольского городского фонда Рерихов, заместитель руководителя Севастопольской Творческой лаборатории гуманной педагогики Шалвы Амонашвили
КОСМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРДЦА В ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ДНЕВНИКАХ Н.К.РЕРИХА
Центр Азии никогда не был затронут ни одним катаклизмом и потому всегда существовал и будет существовать до самого конца нашей Манвантары.
Е.И.Рерих
Наука отодвинула пределы наших понятий. То, что философия провозглашала много веков назад, современная наука начинает практически доказывать.
С.Н.Рерих
Творчество семьи Рерихов — это драгоценные камни в короне русской культуры. Оно заслуживает многостороннего и самого тщательного изучения.
А.Л.Яншин
Сердце, являясь центром, в который устремляются все радиусы духовного поиска, есть альфа и омега любого истинного познания и учения. Глубокий и всеобъемлющий символ сердца, проходящий через все планетарные культуры и эпохи, в XX столетии, пожалуй, наиболее полно был раскрыт в творчестве наших великих соотечественников — Н.К. и Е.И. Рерихов. Полностью осознать явление миру Четырех Рерихов как «сознательных субъектов эволюции» [1, с. 93] и переданной ими Доктрины Сердца еще предстоит человечеству. «Нет ничего тайного, что бы не стало явным», верно и обратное: нет явного, что не имело бы в своем
основании тайны. Горизонт неизведанного человеком постоянно отодвигается, и он всегда недоступен, как тайна нашего сердца.
Сердце — это не просто уникальный орган, реальные свойства и функции которого только начинает открывать традиционная наука, но многомерное, сакральное пространство — обитель Духа, его средоточие, как тысячелетиями учила древняя мудрость Востока. Чистое сердце человека вмещает пространственную формулу Всеединства и несет в себе качество «Великого Синтеза» — «союза музыки, философии, любви... и монастыря!» [2, с. 131], — говоря словами А.Ф.Лосева. «Святая святых в человеке — это сердце. Сердце — это одноподобный магнит с энергиями Высшего Мира» [3, т. 5, 355; 32], — сказано в «Гранях Агни йоги».
Совершая Центрально-Азиатскую экспедицию, Николай Рерих не только продолжил научно-экспедиционную традицию своих знаменитых предшественников — русских ученых: Н.М.Пржевальского, Г. Н .Потанина, П .К.Козлова, П.П.Семенова-Тян-Шан-ского, В.И.Роборовского, Г.Ц.Цыбикова, посвятивших себя малоизученному, таинственному Востоку, но и обогатил мировую науку новыми неизведанными знаниями. Он впервые осуществил проникновение экспедиции в область трансгималаев и приоткрыл завесу тайных знаний о сердце планеты как живого, духовного существа.
Определенным духовным итогом Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха стали экспедиционные дневники «Алтай — Гималаи» и «Сердце Азии», фактически вышедшие из-под его пера в ходе самой экспедиции, когда он был буквально «в седле» и «в шатре». «Мысли на коне и в шатре» [4, с. 34], рожденные в созерцании Рерихом величественных гор и бескрайних пустынь, окутанных сокровенной тайной Востока, передают непосредственный и живой опыт восприятия многообразных культур Центральной Азии с позиций единства общечеловеческих смыслов. Это «ученое движение», цель которого — познать единство духовных и материальных, информационных и энергетических, структурообразующих и энтропийных процессов в едином эволюционирующем организме Вселенной, поступательно развивалось в течение всего XX века, а в конце его развернулось как интеграция во всех сферах культуры. Николай Константинович был одним из первых — предтеча новой науки, — кто заложил для будущего
смысловые магниты единства в своих текстах и изобразительном искусстве. Рерих и его Караван проложили новые пути человеческого познания, одухотворенного мудростью Азии. В экспедиционных дневниках «Алтай — Гималаи» и «Сердце Азии», вышедших в свет уже в следующем году после завершения экспедиции, описывается уникальное путешествие по землям Центральной Азии, прослеживается интереснейшая жизнь народов Востока, наполненная событиями и эволюционными вехами. Жизнь Азии и ее культура с детских лет манили Николая Рериха, а затем и всех членов его семьи. Экспедиционные дневники ученого-художника Николая Константиновича Рериха «Алтай — Гималаи» и «Сердце Азии» претендуют быть назваными духовной симфонией Азии. В этих изданиях представлен богатый материал по географии и искусству, этнографии и лингвистике, истории и культуре с высоты духовного опыта семьи Рерихов.
Событийная насыщенность каждой страницы экспедиционных дневников Николая Константиновича, простота изложения, глубина авторской мысли, огненная устремленность и вера в основы сердечного сотрудничества, служения эволюции человечества и Общему Благу наполнили произведения аурой духовного магнетизма, сопричастности делам человечества и проблемам всего мира. Автор убедительно фокусирует сознание читателей на особых культурно-исторических моментах, значимых вехах и закономерностях, наиболее важных для будущего человечества. Его «точная рука ученого» [1, с. 86] и чистота духовного видения дают право утверждать, что в книгах «Алтай — Гималаи» и «Сердце Азии» автором представлена не только научная информация о жизни и культуре народов Востока, но и переданы духовные пророчества, которые образуют сакральный смысловой пласт текста. Сочетая, казалось бы, несовместимые подходы, Рериху-писателю удается передать в текстах научную истину, а Рериху-ученому — простоту художественного прозрения и глубину сердечной интуиции.
Обычно имя Николая Константиновича Рериха ассоциируется, прежде всего, с его живописным творчеством, а уж потом — с литературным. Однако, по воспоминаниям современников, работа со словом у Николая Константиновича всегда шла параллельно работе с кистью, а иногда и опережала ее. Ведь Рерих-писатель заявил о себе раньше, чем Рерих-живописец. Ста-
тья «Сарычи и вороны» была опубликована, когда ее автору едва исполнилось пятнадцать лет. А через год читатели имели возможность познакомиться с другим произведением будущего художника — «Дневниками охотника» [4, с. 24].
из названия экспедиционных дневников становится понятно, что внимание автора к Азии, Алтаю, Гималаям привлечено как к центральным объектам познания духовной жизни, культуры и философии народов этого региона планеты. Возникает вопрос: насколько уместно понятие «сердце» наряду с географическими описаниями? Однако, проникнув в сущность культуры Востока, Рерих-исследователь усматривает в духовной энергетике сердца особую цементирующую силу единения и исключительную магнетическую связь этого средоточия духовных и телесных сил с заповеданными местами Внутренней Азии. «Сфинкс Азии сбережен великими пустынями. Богатство сердца Азии сохранено, и час его пришел <...> замечательны физиологические сравнения, проводимые индусами между явлениями космическими и человеческим организмом <...> сердце <...> введено в стройную систему развития мировой клетки» [5, с. 14, 27], — записал Н.К.Рерих в путевом дневнике «Алтай — Гималаи» в 1923 году.
Для науки метод аналогии является одним из важнейших в теоретической области познания. На основании подобия объектов можно обнаружить новые свойства у одного объекта, изучая другой, подобный ему. Этот метод известен еще со времен Гермеса Трисмегиста, придававшего сравнению большое значение. Если опираться на постулат — «микрокосм человеческого тела подобен макрокосму» и на учение о живой Гее-Земле, то можно уподобить систему чакр Земли системе чакр человеческого организма. В Солнечной системе и нашей Галактике центры систем естественным образом ассоциируются с сердцем человека. Наиболее очевидные аналогии между Солнцем и сердцем живого организма и заключаются в том, что в обоих случаях имеет место перенос энергии и вещества в рамках своих систем. К примеру, согласно Джеймсу Джинсу1, в центре галактик находятся особые точки, через кото-
1 Джинс, Джеймс Хопвуд (Jeans, James Hopwood) (1877—1946) — английский математик, физик и астроном, создатель одной из теорий происхождения Солнечной системы.
рые «в нашу Вселенную вливается вещество из каких-то других пространственных измерений» [6, с. 178]. Таким образом, космические системы, как и организм человека, имеют собственную сложную ритмическую структуру, к пониманию сущности и глубины которых современная наука только начинает подходить. В живом организме все процессы, протекающие во времени, организуются ритмом сердца, так и на мегауровне — все процессы в биосфере, в Солнечной системе и в Галактике подчиняются довольно сложному ритму своих центров и ближайших звезд. В случае с Землей энергетика космических сил проецируется на поверхность планеты в разных местах. Так, чакра Сердца связана с труднодоступной областью Гималаев, где, по преданию, расположена таинственная Шамбала. Это особое место силы пространства планеты, «центр между четырех океанов» [5, с. 281], где взаимопроникают и взаимодействуют различные миры и «существует сознание нового мира» [5, с. 281]. Николай Константинович свидетельствует: «Все это сошлось в представлении многих веков и народов около великого понятия Шамбалы <...> Шамбала есть священное место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания» [7, с. 118].
Собранные в ходе экспедиции легенды, сказания, пророчества о сокровенной стране «ослепительного света» — Заповеданной стране с таинственным именем Шамбала, Рерих включил отдельным разделом в книгу «Сердце Азии». После Центрально-Азиатской экспедиции образ Шамбалы проходит через все творчество Н.К.Рериха. Легендарная страна ослепительного света кристаллизуется в красках на его картинах, о ней Николай Константинович пишет во многих своих литературных произведениях и письмах к сотрудникам. «Два потока жизни особенно различимы в Азии, и потому пусть лик обыденности не разочаровывает вас. Легко вы можете быть вознаграждены зовом великой правды, который увлечет вас навсегда» [7, с. 109], — записал Рерих в 1926 году эти слова под впечатлением монгольской песни о Шамбале и рассказов о гималайских Махатмах. Принципиально важно отметить, что слово «Шамбала» не было известно западной традиционной науке даже после книг Е.П.Блаватской. Именно Н.К.Рерих ввел сакральное имя Шамбала в научный контекст Европы и Америки. А затем Е.И.Рерих более полно раскрыла его в философии Живой Этики. В письме одному из сотрудников Елена Рерих пишет: «Твер-
дыня Великого Знания существует с незапамятных времен и стоит на несменном Дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий. Все Великие Учителя были связаны с этою Обителью, все Они были Членами ее. Многообразна деятельность этой Твердыни Знания и Света» [8, с. 153].
Рерих-ученый особенно подчеркивает трепетное отношение древних народов к сокровенным знаниям, связанным с интуитивными понятиями и событиями. Необычные места в пространстве от Алтая до Гималаев автор в дальнейшем символически и аллегорически отождествляет с внутренним сердцем Азии, «Державой Света», «Твердыней Пламенной», «Вратами в будущее» для всего человечества. «Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками?» [7, с. 5], — задается вопросами путешественник Рерих. Понимание жизни Востока и образа его мышления позволяет Рериху-исследователю дать ответ: «Когда индусские йоги останавливают пульс, то сердце их все же продолжает внутреннюю работу; так же и с сердцем Азии» [7, с. 5], с ее народами, объединенными понятием Шамбала.
Культура Востока тысячелетиями хранила, лелеяла и оберегала от невежественных людей в самых сокровенных недрах драгоценные знания о стране Священного Царства, хотя и «западная Христианская Церковь в лице своих Пап в двенадцатом и тринадцатом веках знала о существовании Таинственного Духовного Убежища в Сердце Азии»1 [8, с. 154]. Однако до XIX века эти знания оставались достаточно скрытыми для непросвещенного большинства и, если просачивались в социальные слои жизни, претерпевали искажения как от ортодоксальной религии, так и от материалистической науки. В коне XIX века эти знания стали доступными для изучения и понимания многим людям благодаря основным трудам Е.П.Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877) и «Тайная Доктрина» (1888), созданным ею в сотрудничестве с Учителями Мудрости. Ставшая таким образом доступной, сокровенная информация произвела в умах людей Запада эффект разорвавшейся бомбы, так как стало очевидным, насколько далеко от истины
1 Имеется ввиду исторический факт снаряжения Папой Посольства в Духовную Цитадель, возглавляемую в то время Престором Иоанном. Из письма Е.И.Рерих известно, что до Центрально-Азиатской экспедиции Ю.Н.Рерих очень интересовался Престором Иоанном и собирал о нем исторические сведения.
рационалистическое сознание западного человека. О существовании древнего знания о человеке и Вселенной, известного с незапамятных времен просвещенному меньшинству и вошедшего в символической форме в различные культурные контексты1 (в том числе и в мировую философию) [9, с. 22], испокон веков знал Восток. Е.П.Блаватская первая взяла на себя труд и смелость дать синтез науки, религии и философии, что вызвало яростные нападки на нее со всех сторон. В XX веке Н.К.Рерих, сочетая познания легенд, сказаний, мифов с реальными фактами и научными знаниями, в поэтической форме изложил концепцию Востока о космической эволюции человечества. Он пишет: «Теперь все может быть достигнуто только через Шамбалу» [7, с. 111]. Шамбала выступает у него мифическим и одновременно реальным символом Сердца.
Экспедиционные дневники Н.К.Рериха «Алтай — Гималаи», «Сердце Азии» раскрывают сокровенные сердечные понятия Востока — Шамбала, Великие Мудрецы, Майтрейя. Шамбала, на санскрите — Калапа, Ригден-Джапо — одно из громоносных имен Великих Мудрецов Азии, Майтрейя — Великий Владыка Шамбалы.
«Вы спросите меня, — пишет Николай Рерих, — среди всех многообразных впечатлений и заключений, какое понятие особенно явилось для меня воодушевляющим? Без колебаний скажу вам: — Шамбала!» [7, с. 72].
После Центрально-Азиатской экспедиции Рериха слово «Шамбала» вошло в научный обиход Европы и Америки. Наиболее близким сотрудникам Елена Ивановна пишет: «Вл[адыка] М., Дающий Учение, есть Великий Учитель Учителей в Гималайской
1 Символизм — образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ сердца, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание — устный символ. К примеру, священное сердце в Египте — сердце Гора, в Вавилоне — бога Бэла, растерзанное сердце Вакха в Греции и т.п. Его символом служил плод растения persea. Грушеподобные контуры плода, и, особенно его сердцевины, по форме напоминают сердце. Он иногда встречается на голове Изиды, матери Гора, причем плод разрублен и сердцеподобная середина выставлена на всеобщее обозрение. Отсюда католики заимствовали поклонение «священному сердцу» Иисуса и Девы Марии. Праздник Пресвятого Сердца Иисуса относится к главным праздникам Католической Церкви.
Твердыне <...> Все Великие Учителя, Махатмы или Бел[ые] Братья были на всем протяжении своих жизней Бодхисаттвами (Бод-хи означает знание и Саттва — сущность). Маха-Коган, или Великий Владыка, — титул Владыки Шамбалы. Обязанности, связанные с этим назначением, принимаются по очереди Вел[икими] Братьями в соответствии с Их индивидуальными заданиями <...> Семь Коганов отвечают Семи Кумарам "Тайной Доктрины", причем эзотерически их восемь <...> Именно все эти Семь Кумар и были Владыками Пламени, одарившими человечество Разумом» [8, с. 411].
Со священным именем Шамбала на Востоке связываются самые благоговейные чувства, это понятие, как волшебный ключ, открывает врата дружелюбия и величайшего доверия. «В сказаниях о Шамбале, в легендах и преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии» [7, с. 74]. Аллегорическое Сердце Азии и его жизненный пульс Рерих неслучайно связывает с Шамбалой. С позиций древнего знания Шамбала является проекцией сердечной чакры Земли — Анахаты, что на санскрите означает «престол или "колесо жизни"» [10, с. 42]. Современные научные данные подтверждают, что сердце человека гармонически сонастроено с Сердцем планеты, которое, в свою очередь, вибрирует в соответствии с ритмом Солнца. Примечательно, что и концепция Николая Константиновича, «в основе которой лежала глубоко осознаваемая им будущая солнечная действительность планеты» [1, с. 93], пронизала все творчество семьи Рерихов. В философии Живой Этики неоднократно встречаются указания на связь между нашим дневным светилом и сердцем-солнцем человеческого микрокосма. К примеру: «Сердце — это солнце организма» [11, 2], «Теплота солнца и теплота сердца — наши жизнеда-тели» [12, 79], «Огню Солнца равно сердце Архата» [25, 3], «Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца» [11, 62].
На исходе XX века в исследованиях А.И.Гончаренко установлено, что сердечно-сосудистая система является отдельной высокоорганизованной лабораторией нашего организма. «Она обладает собственным мозгом (мозгом сердца), собственным сердцем (сердцем сердца) и имеет собственную волноводно-гемодинамическую связь»
[13, с. 25]. Она сопряжена с «механизмом "мини-сердец", находящихся на внутренней поверхности желудочков сердца» [13, с. 25], а также со всеми органами и частями тела. Кроме того, сердечнососудистая система «материализует и распределяет все формы времени в организме и служит системой опережения мозга» [13, с. 25]. Это явление доказывает связь пространства и времени — в данном случае в сердце человека.
Современные научные данные естествознания подтвердили древние постулаты о значимости сердца, как основы сверхсознания, и его невероятных возможностях. Тот же А.И.Гончаренко утверждает, что «система сердца опережает сознание, сплетает в нем три формы времени и образует новую способность к взаимодействию с миром» [13, с. 34]. Любое слово до того, как будет услышано нами, «уже состоялось в опережающем сверхсознании сердца, а головной мозг лишь осознает его смысл» [13, с. 34]. По мнению исследователя, «в нас сочетаются две телесные плоти: нервная и сердечная, два сознания: одно — сознание сердца, другое — сознание мозга. Они разделены промежутком времени, который является самым уязвимым моментом для чужеродного проникновения, если не имеет духовной защиты» [13, с. 34]. Акцент на интеллект в европейской цивилизации привел к расчленению внутреннего единства человека. Основа будущих объединяющих связей — энергообмен сознательных сердец. Сердце каждой структуры Космоса по сути своей выступает энергетическим центром, связывающим данную структуру с иерархической цепью центров-сердец всего проявленного бытия. Раскрытие человеком своей сердечности — важнейшая задача будущего.
Ученые В.П.Ануфриев, Е.И.Ануфриева и М.Г.Старченко в своих исследованиях о влиянии металлов на сердечную деятельность человека доказывают влияние мысли, как лучистой энергии, на работу сердца; верно и обратное — сердце имеет свое собственное мышление [14], влияющее на нашу жизнедеятельность.
В этом направлении на стыке XIX и XX веков работал известный психиатр и психолог В.М.Бехтерев [15], затем Л.А.Чижевский [16]. Позднее Н.В.Бехтерева [17] исследовала проблему взаимодействия высших отделов нервной системы и сердца в Институте мозга РАН. За рубежом сердце с различных позиций исследовали Д.Ч.Боше [18], Р.Д.Маршалл [19], Р.Маккарти [20], Л.Чайлд [21]
и др. Накопленный, зачастую парадоксальный материал различных наук не укладывается в старую механистическую парадигму (сердце — «насос», сердце — «мотор», сердце — «механическое устройство» и т.п.). Совершенно очевидно, что насущно назрела необходимость принципиально нового взгляда на сердце. Пространство сердца является основой как сознания, так и сверхсознания. Сердечно-сосудистая система знает программу развития структур человека, закладывает материальную основу для их настоящего развития и роста, предопределяет эволюцию человека, а «в эмбриональном периоде сердце выращивает наш мозг» [13, с. 33]. А.Броздяк (Шлёнская медицинская академия, Польша) в книге «Формирование смысла» [22], опираясь на американские исследования по проблемам сознания, говорит об открытии местонахождения «сознательного внимания» человека. Этим местом является синусно-предсердный узел сердца, который начинает работать уже на 21-й день внутриутробной жизни человеческого зародыша, рассылая электрические импульсы намного раньше, чем таковые начнут подаваться со стороны мозга. Таким образом, делает вывод исследователь, именно данная область в сердце (а не какая-либо часть мозга) является кандидатом, началом начал работы сознания человека в конкретной жизни.
Новое понимание роли и функций сердца, как пространства сверхсознания, начинает детерминировать наше познание, определяя в конечном итоге мировоззрение человека. Истинное осмысление этой проблемы во всей сложности и глубине возможно только в сфере духовного синтеза естественнонаучных, философских и этических универсальных концепций, постулирующих единство всего сущего.
«История познания сердца, — пишет А.И.Гончаренко, — убеждает нас в странной закономерности. В нашей груди бьется такое сердце, каким мы его себе представляем: это и бездушный, и вихревой, и солитонный насос, и суперкомпьютер, и обитель души. Уровень духовности, интеллекта и знаний определяют то, какое сердце мы хотели бы иметь: механическое, пластмассовое, свиное или же свое — человеческое. Это как выбор веры» [23, с. 184]. Таким образом, направление вектора самосознания определяет все проявления человеческой личности, вплоть до нравственности и этических норм. В идеале, когда этот вектор направляется нашим
высшим «Я», сердце человека способно максимально проявить свою божественную сущность.
О том, что в системе сердец мироздания все органически со-настроено, говорят и философия Рерихов, и исследования современных ученых наследия Рерихов. В статье «Послание грядущей эволюции» Л.В.Шапошникова пишет: «Языком легенд и мифов Рерих сумел выразить сложнейшие понятия Космической эволюции, соединяя в единое целое древнее образное и умозрительное знание с современной научной мыслью. Мы находим в "Шамбале Сияющей" ценнейшие указание на Великие Законы Космоса» [24, с. 9—10].
В легендах о Шамбале, Великих Мудрецах, Чудесном Камне раскрываются энергетическая реальность Сердца нашей планеты, духовные знания о сердце каждого человека и основы доктрины Сердца Востока. Философия Живой Этики разворачивает учение о сердце как наиболее важное для жизни человечества. В книге «Иерархия» говорится: «Наши устои присланы для возрождения духоразумения. Так скажите непонимающим, так укажите на доктрину Сердца!» [25, 1].
В традиционной тибетской живописи образ воспринимается как живое присутствие божества, и атрибуты, которые оно держит в руках, имеют значения пространственно-психологические. Например, «небесное оружие — ваджра, применительно к человеку символизирует его изначальное состояние за пределами рождения и смерти. Небольшой шарик (тигле) делит ваджру на две половины, и от каждой отходят пять концов, которые соответствуют чистым и нечистым страстям. Соединяющий шарик показывает, что принцип проявления на самом деле един: чистые ли, нечистые — страсти питаются нашей изначальной энергией» [26, с. 177]. Этот тибетский духовный атрибут напоминает символ сердца, данный в философии Живой Этики как «оружие Света», чистая энергия которого «делает человека неуязвимым и несет его поверх препятствий» [11, 399]. Таким образом, чистое сердце, излучающее свет всеначаль-ной энергии, является небесным благим оружием созидания.
Как Заповеданная Страна связана с особым центром на Земле, где аккумулируется духовная энергетика, необходимая для эволюции человечества планеты, так и область груди человека, а именно пространство сердца, наделено способностью нагнетать эволюционные «духовно-телесные токи» [27, с. 547], преображающие
физическую плоть и развивающие «новые ткани светоносных органов» [28, с. 488]. Яркий пример такого преображения — деятель-нопросвещенное сердце подвижника, способное изменять человеческую природу не в метафорическом, а в буквальном смысле, определяя ход эволюции планеты и человечества в целом, ведь «микрокосм человека — проводник тончайших огненных энергий» [3, 35]. Духовное средоточие сердец подвижников, или «то, что индусы так сердечно и знаменательно называют "ашрам"» [29, с. 194], пульсирует в ритме и дыхании Космического Магнита, наполняет пространство благом, пополняет внутренние запасы планеты, возжигает и оздоровляет сердца многих людей.
За преданиями Востока о Великих Мудрецах стоят духовные учителя человечества, реализующие Великие Законы Космоса и несущие в своем сердце силу Космического Магнита: «Величайшая мощь лежит в Магните Сердца <...> Ведь самый мощный магнит сердце!» [12, 146; 558]. Главные направления научно-исследовательских, литературных и художественных интересов Н.К.Рериха-путешественника лежали именно в этой сокровенной области, были тесно связаны с мировоззрением Живой Этики и энергетикой особого метеорита, «упавшего с далекой звезды» [7, с. 107]. «Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, — пишет Л.В.Шапошникова, — в Караване которой находился "Дар Ориона", охватив своим маршрутом Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, заложила магниты энергетического поля будущих культур нового эволюционного витка. В этом и состояло основное эволюционное действие экспедиции» [24, с. 12]. В связи с особым камнем в экспедиции Рерих отметил: «Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным камнем» [7, с. 107]. Такие небесные посланники имеют благородную цель напрягать сердца людей, соединяя их с сердцем Шамбалы, «для водворения Доктрины Сердца» [25, 2].
В Живой Этике прописаны особенности людей с утонченным сознанием, осознавших и принявших как необходимость бытия закон учительства и закон прохождения испытаний, помогающих «подойди к Царству Сердца» [11, 67]. Эти законы помогают естественно «открыть сердце свое для молниеносного Познания» [11, 67]. По мысли Н.К.Рериха, воспринятой им из сокровенных пророчеств Востока (в частности, данных ему в экспедиции в «шести
изображениях Шамбалы» [7, с. 117], такими качествами сознания и продвижения эволюции мира владеют некоторые народы Азии. Анализируя изображения, Рерих пишет: «По костюмам можно отличить индусов, китайцев, мусульман, ладакцев, калмыков, монголов, тибетцев. Каждый со своим сокровищем. Кто с книгами, кто с оружием, кто с цветами. В середине сокровище. Битва уже исполнилась. Народы призваны к благоденствию» [7, с. 117]. По мысли Николая Константиновича, призванные народы расширяют сознание, строят будущее и укрепляются понятием Гуру. Только на Востоке имя Учителя возносится с таким почитанием и достоинством, ведь именно учитель, по мысли народов Азии, способен силою духа «добывать секреты из сердца природы» [30, с. 609].
Легенда о мальчике индусе, познавшем Учителя, утверждает:
«Спросили его:
"Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?"
Мальчик улыбнулся:
"Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц".
Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя» [7, с. 113—114].
Исследуя пророчества народов Востока, Н.К.Рерих отметил: «эти народы уже растут сознанием», преемственно хранят в своих культурах Учение Шамбалы и «счастливые знаки и сокровища, которые суждены человечеству» новой эпохи. Что это за сокровища, сужденные для жизни будущего человечества и хранящиеся в культуре народов Азии? Это сокровища открытого сердца: «не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическим Сознанием, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего» [25, 106]. Такое «сердце чует все пертурбации» [25, 107], «чувство-зна-ет» и «говорит неоспоримое» [25, 106].
Мудрый Восток всегда ценил сокровища духа — неуничтожимые зерна, хранящиеся в глубине сердца. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество» [7, с. 115]. Шамбала напитает человечество духовною пищей великого познания и преображения.
Подводя итог собранным в культуре народов Азии знаниям о Шамбале, Рерих отметил: «Учение Шамбалы — это целое учение о жизни. Так же, как в индийских йогах, это учение показывает, как обращаться с тончайшими энергиями, наполняющими пространство, и как эти энергии могут быть мощно явлены в нашем микрокосмосе» [7, с. 117].
Экспедиционные дневники «Алтай — Гималаи», «Сердце Азии» — зеркало, в котором отражена богатая и многогранная душа самого Николая Константиновича, гражданина мира, который всегда чувствовал связь с исторической родиной. Великий провидец через призму культуры Востока отдавал дань России, которой отводил важнейшую роль в наступающей Эпохе Сердца. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной, — записал Рерих. — Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, «Алтай — Гималаи» — два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских» [31, с. 199].
Литература
1. Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. М.: МЦР, 2006.
2. ЛосевА.Ф. Я сослан в XX век... Т 2. М., 2002.
3. Грани Агни Йоги. 1964. Т. 5. Новосибирск: Алгим, 1994.
4. Рерих Н.К. Биобиблиографический указатель. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999.
5. Рерих Н.К. Алтай — Гималаи: Путевой дневник. Рига: Виеда, 1992.
6. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.
7. Рерих Н.К. Сердце Азии. Алматы, 2007.
8. РерихЕ.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.
9. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. 1. М., 1991.
10. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1998.
11. Живая Этика. Сердце.
12. Живая Этика. Беспредельность.
13. Гончаренко А.И. Пространство сердца как основа сверхсознания // Сознание и физическая реальность. М., 1997. Т. 2. № 3.
14. Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Сердце мыслит! // Новая Эпоха. М., Рига, 1999. № 21.
15. Бехтерев В.М. Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. М., 1920. № 2.
16. Чижевский Л.А. Структурный анализ движущейся крови. М., 1959.
17. Бехтерева Н.В. О мозге человека: XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997.
18. Наг К. Исследования и открытия сэра Дж.Ч.Боше // Ариаварта: Начальный выпуск. М., 1996.
19. Маршалл Р.Д., Шефферд Дж.Т. Функция сердца у здоровых и больных. М., 1972.
20. Маккарти Р. и др. Наука Сердца / Пер. с англ. США: Институт Heart Math, 2001.
21. Чайлд Д., Мартин Г. Heart Math Solution / Пер. с англ. Сан-Франциско, 2000.
22. Броздяк А. Формирование смысла / Пер. с польск. Катовище, 1999.
23. Гончаренко А.И. Непознанное сердце // Ежегодник «Дельфис-2003» М., 2003.
24. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 2000.
25. Живая Этика. Иерархия.
26. Носков С. Мои люди не от мира сего // Эгоист generation, М., 2006. № 6 (58).
27. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988.
28. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. М., 1996. Т. 2.
29. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1995.
30. Письма Махатм. Самара, 1993.
31. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.