Научная статья на тему 'Образ газеты в произведениях живописи как способ формирования культурных смыслов'

Образ газеты в произведениях живописи как способ формирования культурных смыслов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газета / изобразительное искусство / западная живопись / символ / иконический знак / культурная универсалия / семантика / метафора / культурный код. / newspaper / fine art / western painting / symbol / iconic sign / cultural universality / semantics / metaphor / cultural code.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Свитич Анастасия Леонидовна

Статья посвящена анализу образа газеты в произведениях изобразительного искусства. В работе дается обзор репрезентации газеты в зарубежной изобразительной традиции, в которой она занимала важное место как социокультурный и искусствоведческий феномен. Обобщена периодизация этапов развития газеты и выявлена связь исторических реалий с ее отображением в западной живописи XVII‒XXI вв. Исследование показало, что именно газета как первое средство массовой информации создала основания для формирования объединяющих общественных смыслов. В произведениях изобразительного искусства газета предстает как культурно-ментальная форма, отражающая и формирующая национально-бессознательное. Образ газеты в западном изобразительном искусстве отражает ее двойственный характер — она представлена и как источник информации, участвующий в процессе коммуникации со зрителем, и как визуальный символ, понятный широкой аудитории. Однако в обоих случаях использование газеты как объекта всегда апеллирует к общественно-политическим процессам, а также отражает ключевые культурные коды. В портретной и жанровой зарубежной живописи газета не только становится индикатором принадлежности к определенному социальному классу и свидетельством политических пристрастий героя, но и отражает общественные процессы, происходившие в исследуемый период. В предметных композициях газета становится визуальным символом, используется как метафора, в которую художником вкладываются дополнительные коннотативные значения, в рамках свойственного ему способа отражения действительности. Авторы базируются на методологии комплексного текстового, иконографического и искусствоведческого анализа, что позволяет глубже показать место и роль образа газеты в произведениях изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEWSPAPAR AS AN INDICATOR OF SOCIAL PROCESSES IN THE CULTURAL SPACE OF WESTERN COUNTRIES: AN ANALYSIS OF PAINTINGS

The article analyzes the image of the newspaper in works of fine art as a socio-cultural and communication phenomenon. The paper provides an overview of the newspaper’s representation in the foreign visual tradition, where it occupied an important place as a socio-cultural and art-critical phenomenon. The periodization of the stages of the newspaper’s development is summarized and the connection of historical realities with its representation in Western painting of the XVII‒XXI centuries is revealed. The analysis showed that it was newspapers that created the foundations for the formation of unifying social meanings and in the work of fine art they appear as a cultural and mental form reflecting and forming the national unconscious. The image of a newspaper in Western visual art reflects its dual character — it is presented both as a source of information involved in the process of communication with the viewer, and as a visual symbol understandable to a wide audience. However, in both cases, the use of a newspaper as an object always appeals to socio-political processes, as well as reflects key cultural codes. In portrait and genre painting, the newspaper becomes not only an indicator of belonging to a certain social class and evidence of the hero’s political preferences, but also reflects the social processes that took place during the period under study. In the subject compositions, the newspaper becomes a visual symbol, is used as a metaphor, into which the artist puts additional connotative meanings, within the framework of his characteristic way of reflecting reality.

Текст научной работы на тему «Образ газеты в произведениях живописи как способ формирования культурных смыслов»

DOI 10.24412/2411-0795-2025-1-129-154 УДК 7.072.2 ББК 85.14

ОБРАЗ ГАЗЕТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ

О.В. СМИРНОВА МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет журналистики) 125009, Москва, Моховая, д. 9, стр. 1, Россия E-mail: smimova. [email protected]

А.Л. СВИТИЧ МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет журналистики) 125009, Москва, Моховая, д. 9, стр. 1, Россия E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу образа газеты в произведениях изобразительного искусства. В работе дается обзор репрезентации газеты в зарубежной изобразительной традиции, в которой она занимала важное место как социокультурный и искусствоведческий феномен. Обобщена периодизация этапов развития газеты и выявлена связь исторических реалий с ее отображением в западной живописи XVII-XXI вв.

Исследование показало, что именно газета как первое средство массовой информации создала основания для формирования объединяющих общественных смыслов. В произведениях изобразительного искусства газета предстает как культурно-ментальная форма, отражающая и формирующая национально-бессознательное. Образ газеты в западном изобразительном искусстве отражает ее двойственный характер — она представлена и как источник информации, участвующий в процессе коммуникации со зрителем, и как визуальный символ, понятный широкой аудитории. Однако в обоих случаях использование газеты как объекта всегда апеллирует к общественно-политическим процессам, а также отражает ключевые культурные коды. В портретной и жанровой зарубежной живописи газета не только становится индикатором принадлежности к определенному социальному классу и свидетельством политических пристрастий героя, но и отражает общественные процессы, происходившие в исследуемый период. В предметных композициях газета становится визуальным символом, используется как метафора, в которую художником вкладываются дополнительные коннотативные значения, в рамках свойственного ему способа отражения действительности.

Авторы базируются на методологии комплексного текстового, иконографического и искусствоведческого анализа, что позволяет глубже показать место и роль образа газеты в произведениях изобразительного искусства.

Ключевые слова: газета, изобразительное искусство, западная живопись, символ, иконический знак, культурная универсалия, семантика, метафора, культурный код.

THE NEWSPAPAR AS AN INDICATOR OF SOCIAL PROCESSES IN THE CULTURAL SPACE OF WESTERN COUNTRIES: AN ANALYSIS OF PAINTINGS

O.V. SMIRNOVA Lomonosov Moscow State University (Faculty of Journalism) 125009, Moscow, Mohovaya, 9/1, Russia A.L. SVITICH Lomonosov Moscow State University (Faculty of Journalism) 125009, Moscow, Mohovaya, 9/1, Russia

The article analyzes the image of the newspaper in works of fine art as a socio-cultural and communication phenomenon. The paper provides an overview of the newspaper's representation in the foreign visual tradition, where it occupied an important place as a socio-cultural and art-critical phenomenon. The periodization of the stages of the newspaper's development is summarized and the connection of historical realities with its representation in Western painting of the XVII-XXI centuries is revealed.

The analysis showed that it was newspapers that created the foundations for the formation of unifying social meanings and in the work offine art they appear as a cultural and mental form reflecting and forming the national unconscious. The image of a newspaper in Western visual art reflects its dual character — it is presented both as a source of information involved in the process of communication with the viewer, and as a visual symbol understandable to a wide audience. However, in both cases, the use of a newspaper as an object always appeals to socio-political processes, as well as reflects key cultural codes. In portrait and genre painting, the newspaper becomes

not only an indicator of belonging to a certain social class and evidence of the hero S political preferences, but also reflects the social processes that took place during the period under study. In the subject compositions, the newspaper becomes a visual symbol, is used as a metaphor, into which the artist puts additional connotative meanings, within the framework of his characteristic way of reflecting reality.

Keywords: newspaper, fine art, western painting, symbol, iconic sign, cultural universality, semantics, metaphor, cultural code.

Теоретические подходы к исследованию

Исследователи неоднократно подчеркивали, что газета сыграла уникальную роль в культуре и формировании мышления/интеллекта общества, культурной модели мира — взглядов, предпочтений и других ключевых характеристик общества. Газета как объект анализа в течение продолжительного периода занимала (и продолжает занимать) важное место в исследованиях журналистики и медиа. При этом мало внимания уделялось газете как системному явлению, «лежащему на пересечении различных векторов познания и выступающему в качестве культурной универсалии» [1, с. 8].

Для понимания места газеты в развитии общественных процессов важно иметь представление о периодизации ее развития. Подходы к периодизации развития газеты разнятся, однако на основании различных подходов представляется возможным выделить следующие основные этапы:

1. Примерно до XIV в. Период создания предпосылок для появления газеты: развитие общества и возникновение государственности, возникновение письменности, развитие торговли, формирование аудитории, нуждающейся в получении информации.

2. С XIV до XVII в. Важнейшие предпосылки для появления газет — развитие образования (университеты), распространение грамотности, возникновение технологий для фиксации и размножения письменной информации (бумага); появление технических средств для размно-

жения (печатный станок с передвижными литерами, начало эры Гутенберга); развитие средств доставки (государственные и частные почтовые службы).

3. ХУП-ХУШ вв. Появление и развитие в Европе, а позже и в России первых печатных газет.

4. XIX — начало XX в. Развитие рынка печатных изданий, возникновение массовых газет; коммерциализация газет (реклама); развитие различных типов газет; оформление газетного журналиста как профессии; развитие технологий для производства содержания (фотография, развитие полиграфии и т. п.) и распространения информации; развитие средств доставки (железные дороги, автомобильный транспорт и проч.); появление аудиовизуальных СМИ.

5. XX в. Развитие газеты в разных регионах мира (Азия, Африка, Южная Америка); смещение в функциях печатных СМИ к развлекательности (глянцевые журналы); газеты как инструмент идеологии (СССР).

6. Конец XX — XXI в. Развитие компьютерных технологий, появление интернета; мультимедийные средства (конец эры Гутенберга); цифровизация СМИ; кризис печатных газет; интеграция газеты в цифровом пространстве.

По мнению отечественных и зарубежных исследователей, регулярное чтение газет является уникальной разновидностью когнитивной деятельности, многократно повторяющимся конкретным опытом [2, р. 40]. Отмечается также, что важной особенностью газеты как значимого элемента культурного пространства является то, что в ней разрабатываются «сквозные» или «вечные» темы, волнующие людей всегда (общечеловеческие, идеи социальной справедливости и др.). По мнению П. Штомпка, «невозможно построить длительных общественных отношений без определенной дозы доверия и ощущения общего смысла» [3, с. 20]. Представляется, что именно газеты

создали основания для формирования объединяющих общественных смыслов.

В этом контексте важным для понимания газеты как социокультурного феномена становится концепт культурного кода. Газете как системе, определяющей границы актуального и не важного, правильного и неправильного, свойственна функция оценивания реальности с точки зрения культурно-национальных критериев, денотативного кодирования реальности в культурно-матричные единицы, универсальные для использования на публичном уровне всего национального пространства. Представляя собой структурированный денотативный код, газета позволяет читателю максимально быстро соотносить «слово» с действительностью: «В зависимости от коммуникативных обстоятельств денотативный код претерпевает изменения, устраняя или порождая трудности в развертывании текстуального содержания газетной полосы. Последнее иллюстрирует непреложную реальность, решающим образом влияющую на семиотический универсум культурных конвенций» [1, с. 19].

Газета, по мнению исследователей, — это не только СМИ (т. е. техническое средство для передачи информации), она предстает как культурное пространство и одновременно как культурно-ментальная форма, отражающая и формирующая национально-бессознательное. Так, британские исследователи высказывали мнение о том, что именно ежедневные газеты на протяжении десятилетий играли огромную роль в формировании общественного самосознания и культуры, определяя уровень интеллекта и другие ключевые национальные черты британского общества. Исследователи утверждали, что ежедневное чтение газет в значительной степени сформировало национальную культуру, став неотъемлемой частью жизненного мира повседневности. Выбор ежедневных газет, направленных на различные слои населения (ученых, бизнесменов, рабочих и т. д.) определял политические пристрастия и принадлежность к тому или иному социальному классу. Читатели разных газет традици-

онно воспринимали свой выбор чтения как социальное заявление, как бы парируя предложения других газет, имеющих иную политическую или интеллектуальную точку зрения: «Вы не заставите меня это читать!». По мнению британских культурологов, предпочтения в регулярном чтении газет позволяли британцам определять принадлежность человека к «умным» (justly), т. е. читающим Guardian или Times, и к «немыслителям» (unfairly), т. е. читающим Sun или The Daily Express. Конечно, всегда были возможны исключения из правил, когда читатели питали пристрастие к газете из-за привычного макета или конкретного журналиста. Тем не менее ежедневная газета в британской культуре традиционно рассматривалась как индикатор принадлежности к определенному общественному слою и отражение индивидуального выбора определенного стиля жизни [4]. Британский исследователь Р. Теукольски предложил концепцию, в соответствии с которой два основных феномена печатной культуры XIX в. — литературные романы и газеты — сыграли решающую роль в подъеме и формировании национального самосознания

[5]. Читатели ежедневных газет как бы становились членами «анонимного сообщества», исполнявшего ежедневный совместный ритуал чтения. Теукольски считает, что как романы, так и газеты давали читателям возможность погрузиться в «вымысел, который тихо и непрерывно просачивается в реальность, создавая ту замечательную уверенность сообщества в анонимности, которая является отличительной чертой современных наций»

[6]. Развивая эту концепцию, британскими исследователями был введен термин «викторианская периодическая культура», в которой было трудно полностью отделить романы от периодических изданий [7]. При этом именно газета, обладающая такими важнейшими характеристиками, как периодичность и массовость, сыграла ключевую роль в этом процессе. Английские романы XIX в., инкорпорированные в формат газеты, размещаемые рядом с актуальными новостями, оказались важным содержательным звеном медийного влияния на формирование ключевых социокультурных смыслов.

Газета как культурная универсалия и визуальный

символ

Современные исследователи отмечают, что все чаще в научном дискурсе возникают идеи, обосновывающие культурологические подходы к медиаисследованиям [8; 9, р. 20]. В контексте предлагаемого в этой статье подхода представляется важным тезис о том, что развитие культуры в целом неотъемлемо от процесса коммуникации, происходящей под воздействием целого комплекса социокультуных факторов [10].

Немецкий исследователь Ф. Киттлер в своем анализе свойств медиа предложил выделять три исторические значимые системы: символические медиа, технические медиа, цифровые медиа. Символические медиа: посредником, медиумом в построении смыслового пространства выступали органы чувств, символические медиатехнологии зависели от способности человека кодировать информацию на образном языке. Система технических медиа начала складываться с момента изобретения в XV в. печатного станка, позволившего механически воспроизводить символы. Процессы, ограниченные ранее возможностями человеческого тела, начинают воспроизводить машины: «Обеспечивая массовое воспроизведение символов, печатный станок генерировал новые формы медиа, а вместе с ними и новые культурные практики и образования. Серийно выпускаемые книги и газеты начали формировать новые виды общественных дискуссий» [11, с. 20].

Киттлер указывал на то, что следует говорить о множестве философий медиа различных эпох и цивилизаций. Так, анализируя «великую реформу письма», которую принято датировать XII в., он отмечал совершенно новую организацию страницы (пропуски между словами, абзацы между параграфами, заголовки), благодаря которой книжный текст стал отличным от потока речи и появилась возможность для отделения «истинного от ложного в старых, лишенных членения книгах» [12, с. 175]. Важным изменением стала также возможность перелистывания страниц и быстрой ориентации в тексте. Культурная память, ма-

териализованная благодаря появлению печатных книг, приобрела возможность умножиться и стать периодической. Предсказуемость организации газетной страницы для читателя, система привычных рубрик, знакомые шрифты — все эти свойства делают из газетной страницы универсальную схему.

Газета как социокультурный феномен и как неотъемлемая часть жизненного мира повседневности занимала важное место и в произведениях культуры и искусства. Например, поэты и прозаики часто использовали образ разносчика газет — профессии, распространенной в XIX-XX вв. и отличавшейся тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Будучи изображенной на картине художником, газета приобретала свойства иконического символа [13, с. 185-205; 14, с. 203-222; 15, с. 297-318; 16,с. 34-35; 17, р. 67, 65], поскольку сама газетная страница по своим характеристикам всегда являлась легко узнаваемой, символической. Изображение газеты объединяет в себе социокультурную метафорику, семантику, ассоциативность и эффекты образного мышления и является элементом не только социокультурной коммуникации [18, с. 319], но и предметом изучения искусствоведения. Даже будучи статичным объектом изображения, газета в силу своей иконичности, метафоричности и ассоциативности способна создавать культурно-смысловую многослойность, отражая картину мира в рамках выбранного художником пространственно-временного континуума. Неслучайно А.П. Лободанов считает социальный, национальный и исторический контекст основным фактором влияния на художника. По мнению ученого, в социальный контекст погружено «индивидуальное восприятие» художника, которое существенно различается в разных обществах и в разные исторические периоды [19, с. 358].

В основе структуры газеты как социокультурного, коммуникационного и искусствоведческого феномена могут быть заложены как семантические, так и визуально-культурные универсалии: образ газеты является узнаваемым в изобразительном искусстве любого региона мира, однако при этом он всегда несет в себе и культурно-специфические характеристики. Можно

определить газету и как «культурный артефакт» (термин Н. Хом-ского) [20], поскольку она всегда отражает те или иные аспекты той культуры, в рамках которой она создана.

Внимание, уделяемое газете в искусстве, в том числе изобразительном, можно объяснить ее смысловой глубиной и комплексностью как объекта, позволяющего придавать содержанию как универсальные, так и культурно специфические смыслы и коннотации. Это связано со спецификой «знаков изображения» [21, с. 173]. В силу подражательного характера знакообразова-ния природа подобных знаков двойственна: в ней сочетаются изобразительное и выразительное начала, обусловленные своеобразием референтов таких знаков. В процессе создания таких знаков миметрические импликации реализуются благодаря как общим принципам знакообразования (формообразование, композиция, ритм, метр, ритмометрическая динамика), так и специфическим — цветовым, светотеневым — отношениям [21, с. 176178]. В контексте семиотических интенций искусства выделяется концепт «антропоморфема» как «сциентический центр картины мира — предикатив, в котором человек признается ее интеллектуальным центром» [22, с. 39]. Исследователи в области искусствоведения отмечают такую образную линию в ХХ столетии как канон, который является одним из средств подсознательного конструирования образа мира [22; 23]. Образ газеты, используемый в произведениях живописи, как представляется, может являться важным средством для акцентирования интеллектуальных характеристик человека и его представления о мире.

Газета как объект живописи в зарубежном

изобразительном искусстве

Газета как объект живописи впервые появилась в европейском изобразительном искусстве XVII в., и ее отображение во многом повторяло путь развития европейской прессы. Печатные газеты, как уже упоминалось выше, появились в Европе в начале XVII в. и быстро заняли нишу основного источника информации среди разных слоев населения. Этому способствовало, в частно-

сти, стремление издателей максимально снизить стоимость газеты, чтобы стимулировать спрос на нее.

Так, голландский художник Адриан ван Остаде неоднократно изображал крестьян, читающих газету. В частности, в картине «Чтение новостей в коттедже ткачей» (Музей Метрополитен, 1673) изображена сцена чтения новостей в коттедже ткачей. В бытовой сцене автор показывает жизнь семьи ткачей (одной из самых прибыльных профессий в Голландии XVII в.), а газета играет в композиции роль индикатора финансовой успешности героев. В дальнейшем газета в западной живописи нередко становилась символом материального благополучия.

Наиболее частым объектом газета стала в живописи XIX в., т. е. когда она приобрела массовый характер и заняла устойчивое место в жизненном мире повседневности. Наибольшее распространение получила в портретной, жанровой, бытовой и предметной живописи и графике. В портретной живописи газета подчеркивает образ героев, их интеллект, образованность и прогрессивность. Портреты людей, читающих газеты, писали Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Клод Моне, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек и другие известные художники. В одиночных портретах, выполненных как в реалистичной, так и в более условной манере (Поль Сезанн «Отец художника, читающий L'Evénement» (Музей Мармоттан, 1866), Пьер Огюст Ренуар «Клод Моне читает» (Музей Мармоттан, 1873), Анри де Тулуз-Лотрек «Мистер Дезире Дехау» (Музей Тулуз-Лотрека, 1891), Пабло Пикассо «Сидящий читающий мужчина» (Музей Пикассо, 1898), Андре Дерен «Портрет неизвестного, читающего газету» (Государственный Эрмитаж, 1911-1914)), изображение газеты дополняет образ портретируемого, позволяет передать характеризующие его вербально-визуальные знаки.

Так, в портрете отца, читающего газету (рисунок 1), Поль Сезанн с помощью совокупности художественно-композиционных средств передал непростой характер своего отца-банкира, недовольного выбором сыном карьеры художника. В системе изобразительных средств, использованных в картине, газета

Рисунок 1 — Поль Сезанн. Отец художника, читающий L'Evénement. 1866 г. Музей Мармоттан, Париж

Рисунок 2 — Андре Дерен. Портрет неизвестного, читающего газету. 1911-1914 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

играет важную символическую роль. Символические качества газеты как объекта изобразительного искусства проявляются и в более поздней работе Андре Дерена «Портрет неизвестного (Шевалье Х)» (рисунок 2). При создании этого произведения Дерен явно вдохновлялся упомянутым выше портретом отца Сезанна, но решил его в условно-схематичной манере, сохранив ключевые элементы — газету L'Evénement, характерное кресло с плавными изгибами, картину на стене. Эффект картины основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен

контрастных цветов, свойственном видению фовистов, и других факторов, повлиявших на творчество художника (африканские и средневековые мотивы, декоративная керамика, зарождение кубизма и т. д.). Декоративности автор добивается сопоставлением орнамента напольной плитки и мелких строк газетной колонки с крупными и массивными пятнами основной композиции. В отличие от работы Сезанна, который отчетливо выделил лишь название газеты, Дерен подробно обозначил ее структуру и мелкие подробности, таким образом подчеркнув ее значимость как основного смыслоформирующего объекта картины, в котором человек — второстепенен. Для усиления этого эффекта первоначально на холст была приклеена настоящая газета, впоследствии замененная живописной копией.

В конце XIX — начале XX в. все чаще встречаются женские портреты с газетой, она становится одним из символов женской эмансипации и зачастую играет роль призыва к размышлениям о правах женщин (Мэри Кассат «Портрет дамы (читающая Le Figaro)» (частная коллекция, 1878), Мэри Кассат «На балконе» (Институт искусств Чикаго, 1879), Нормат Гарстин «Женщина читает» (Галерея Тейт, 1891), Лауритис Андерсен Ринг «За завтраком» (Национальный музей Швеции, 1898)). Героини этих портретов увлечены чтением не меньше мужчин, а значительное число сюжетов отражают утреннее время завтрака и сопутствующие атрибуты, ранее в живописи присущие только мужским портретам. Появление газеты в женских портретах в этот период было напрямую связано с общественными процессами, в частности с развитием движения суфражизма, а в дальнейшем феминизма, тенденциями к изменениям в отношении к социальной роли женщины, с дискуссиями о женских правах и образовании. С другой стороны, фактором являлось также то, что усиливались процессы коммерциализации газет, что требовало более разнообразного содержания для привлечения женской аудитории. В период после Второй мировой войны (1950-1960-е годы) экономические проблемы и снижение количества мужчин в некоторых странах способствовали усилению роли женщин в эко-

номике и общественных процессах. В дальнейшем начался период разворачивания в этих странах открытой борьбы женщин за свои права (вторая волна феминизма). Равенство по признаку пола стали увязывать с развитием демократии, протестные настроения влияли в том числе и на содержание СМИ. Все эти тенденции так или иначе проявлялись в произведениях живописи.

.' i i

: - %

i. V ;rT--f

Шмшк

Рисунок 3 — Мэри Кассат. Портрет дамы (читающая Le Figaro). 1878 г. Частная коллекция

Рисунок 4 — Лауритис Андерсен Ринг. За завтраком. 1898 г. Национальный музей Швеции, Стокгольм

У Мэри Кассат на ее «Портрете дамы (читающей Le Figaro)» (частная коллекция, 1878) (рисунок 3) выбор газеты «Фигаро», которую в то время обычно читали мужчины, обнаруживает намерение художницы показать героиню (ее мать) как человека передовых взглядов, не придерживающегося традиционных женских занятий. Символика газеты подчеркнута и отражением в зеркале. Автор картины намеренно выбрала такую композицию (отражение не самой модели, как это было принято

в традиционной живописи, а газеты, которую она держит в руках), чтобы подчеркнуть значимость газеты как ключевого объекта изображения.

В работе Лауритиса Адерсена Ринга «За завтраком» (Национальный музей Швеции, 1898) (рисунок 4) в руках его жены Сигрид мы можем увидеть номер газеты Politiken, еще один визуальный намек на стремление женщин к изменению их традиционного статуса, равноправию, в том числе и в политических правах, и к их участию в политической жизни страны. И в дальнейшем в произведениях живописи газета довольно часто использовалась как символ, подчеркивающий неравенство, ее чтение представлялось как атрибут привилегированного положения мужчины (Джордж Уильям Джой «Бэйсуотерский омнибус» (Музей Лондона, 1895), Стиван Доханос «Обустройство дома» (Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост, 1953), Норман Рокуэлл «Пасхальное утро» (Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост, 1959).

Особое место занимал в западной живописи середины XIX — начала XX в. образ продавца газет — Newsboy. Эту тему можно встретить наиболее часто в работах американских художников второй половины XIX в.: трогательные портреты мальчиков или, напротив, немощных, несчастных стариков, подчеркивающих проблему неравенства в обществе (например: Томас ле Клер «Продавец газет из Буффало» (Художественный музей Буффало АКГ, 1853), Уильям Эйкен Уокер «Продавец Балтимор Сан» (частная коллекция, 1871), Джон Джордж Браун «Утренние газеты» (частная коллекция, 1889), Уильям Снэйп «Вечерние новости» (частная коллекция, 2-я половина XIX в.), Марк Осман Куртис «Продавец газет» (частная коллекция, начало XX в.).

Так, «Продавец газет из Буффало» Томаса ле Клера (Музей Буффало, 1853) (рисунок 5) изображает молодого человека — продавца Buffalo Evening Post, присевшего перекусить в перерыве. Особым символизмом наполнены объявления за спиной юноши, на одном из них различима надпись «Внимание! Разыскиваются 50 мальчиков», что свидетельствует о распространенности этого вида деятельности среди его сверстников

Рисунок 5 — Томас ле Клер. Продавец газет из Буффало. 1853 г. Художественный музей Буффало АКГ, Буффало

Рисунок 6 — Уильям Снэйп. Вечерние новости. 2-я половина XIX в. Частная коллекция

и о масштабах неквалифицированного и малооплачиваемого детского труда в США во второй половине XIX в. При этом автор, несмотря на суровые условия труда, отчасти романтизирует представленный образ. На картине румяный юноша расслаблен и наслаждается яблоком, не обращая внимания на рваную обувь и отсутствие комфорта.

В картине Уильяма Снейпа «Вечерние новости» (частная коллекция, 2-я половина XIX в.) (рисунок 6) образ продавца также отчасти романтизирован, а в манере написания лица мальчика явно проглядывает влияние живописной манеры художников эпохи Возрождения (в частности, Боттичелли и его мужских портретов). Прием акцентирования внимания на заднем плане использован и здесь. Нечитаемые названия газет в руках продавца компенсируются автором крупными и хорошо различимыми заголовками страниц, наклеенных на стену позади героя.

Позднее в тот же период появляется образ киоскера и газетного киоска (Бернар Вире «Киоск» (частная коллекция, 2-я половина XIX в.) (рисунок 7), Эдуардо Леон Гарридо «Киоск на Сене» (частная коллекция, 2-я половина XIX в.), Норман Рокуэлл «Газетный киоск в снегу» (собрание Сатудэй Ивнинг Пост, 1941), Клайд Сингер «Продавец киоска» (частная коллекция, 1948) (рисунок 8), Говард Уотсон «Газетный киоск» (Пенсильванская академия изящных искусств, XX в.).

Рисунок 7 — Бернар Вире. Киоск. 2-я половина XIX в. Частная коллекция

Рисунок 8 — Клайд Сингер. Продавец киоска. 1948 г.

Частная коллекция

Сюжеты и композиции в произведениях художников разных стран похожи, узнаваемы и формируют концепцию газетного киоска как важного элемента жизненного мира повседневности и части культурного кода.

Традиции жанровой живописи, в которой использованы газеты, продолжают работы Эдгара Дега «Хлопковая биржа в Новом Орлеане (Художественный музей Уолтерса, 1873), Анри Жерве «Кафе. Сцена в Париже» (Институт искусств Детройта, 1877), Ричарда Кейтона Вудвилла «Политики в устричном доме» (Музей Уолтерса, 1848) и «Военные новости из Мексики» (Музей американского искусства «Кристалл Бриджес», 1848), Лилли Мартин Спенсер «Военный дух в доме» (Музей Ньюар-ка, 1866) и др.

Герои жанровых сцен увлечены общением, а газета олицетворяет информационный повод (вести с войны, падение акций промышленных компаний, экономические или политические новости), на основе которого выстраивается сюжет картины. Сюжет «Военных новостей из Мексики» (Музей американского искусства «Кристалл Бриджес», 1848) (рисунок 9) Вудвилла многослоен и отражает не только исторические реалии того периода, но и проблемы социального неравенства. Молодой человек в

Рисунок 9 — Ричард Кейтон Вудвилл. Военные новости из Мексики. 1848 г. Музей американского искусства «Кристалл Бриджес», Бентонвилл

окружении слушателей на крыльце приграничного отеля читает новости с фронта мексикано-американской войны 1846-1848 гг. На картине несколько символических деталей, выполняющих характерологические функции, — объявление о наборе «Волонтеров для Мексики!», иерархическое разделение слушателей. На крыльце стоят только белые мужчины, женщина слушает новость, высунувшись в окно (исключенная из мужского общества, но на одной социальной ступени с ними), а темнокожие мужчина и ребенок находятся в композиции значительно ниже других участников сцены. В отличие от маргинализированных фигур женщины и афроамериканцев, газета занимает значимое место в картине. Газеты за пенни («пенни пресс») были массовыми коммерческими газетами, которые появились в 1830-х годах в период быстрой индустриализации и модернизации. Мек-сикано-американская война широко освещалась в «EXTRA»-выпу-сках газеты, которая стала мощным символом национального единения.

Так же значима газета и в картине Ву-двилла «Политики в устричном доме» (Музей Уолтерса, 1848) (рисунок 10), где действие представлено как театральная авансцена. Подходящим местом стала кабинка «устричного домика» — не- Рисун°к 10

г Ричард Кейтон Вудвилл.

большое помещение,

Политики в устричном доме. 1848 г.

отделенное занавесом.

Музей Уолтерса, Балтимор

Жаркий политический спор между участниками разгорелся на основе политических новостей из газеты, которую младший из собеседников держит в руках, убеждая оппонента в верности своего мнения. Именно на газете сосредоточен взгляд зрителя — она является и зрительным, и смысловым центром сюжета. Красные акценты на картине символически намекают на политические взгляды одного из политиков (Сам Вудвилл в 1852 г выставил копию этой работы под названием «Нью-йоркский коммунист, выдвигающий аргумент» в Королевской академии в Лондоне).

И разумеется, наиболее часто газета присутствует в натюрмортах, особенно в XX в., когда она вдохновляла художников-авангардистов, использовавших ее как ключевой объект изображения и придававших ей особое метафорическое значение. В ряде случаев она помещалась в картинное поле именно как реально осязаемый объект: например, в первых коллажах кубистов Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Хуана Гриса страница газеты была вклеена в общую композицию работы и являлась ее смысловой основой, вокруг которой строились остальные элементы композиции.

В предметных композициях кубистов в основном представлены мужские атрибуты (бутылки вина, стаканы, трубки, карты), среди которых газета занимает лидирующее место (Пабло Пикассо «Бутылка Сьюза» (Художественный музей Кемпер, 1912), Пабло Пикассо «Бокал и бутылка Басса» (Музей Метрополитен, 1914), Пабло Пикассо «Бутылка "Старого Марка"» (Музей Метрополитен, 1914), Жорж Брак «Натюрморт: игральные карты, бутылка, газета и пачка табака (Le Courrier)» (Музей Метрополитен, 1913), Жорж Брак «Бутылка, стакан и газета» (Музей Метрополитен, 1914), Хуан Грис «Бутылка розового вина» (Музей Метрополитен, 1914), Хуан Грис «Натюрморт с газетой» (Коллекция Филлипс, 1916).

В привычной на первый взгляд композиции Пабло Пикассо «Бутылка Сьюза» (рисунок 11), состоящей из бутылки ликера, стакана, пепельницы, сигареты с дымом, газеты, суть замысла

автора вроде бы понятна — чтение газеты, сопровождаемое употреблением алкоголя и курением, было привычным мужским занятием в парижских кафе. Но именно газетные тексты, использованные для натюрморта, придают ему глубокие политические и социальные контексты. Они посвящены трагическим событиям Первой балканской войны и на контрасте с легкомысленным времяпровождением парижских гуляк показывают глубину социальных противоречий в европейском обществе.

В то время как Пикассо любил придавать газетным вырезкам форму силуэтов различных предметов, Жорж Брак предпочитал использовать в своих работах вырезанные прямоугольники, с логотипом газеты или фрагментами статей и рекламы. Но фрагменты не являются случайным выбором, каждый из них имеет символическое значение и несет определенное информационное сообщение. Например, наличие уточнения «Орган Мадагаскара и колоний в Индийском океане» в газете Le Courrier

J

Рисунок 11 — Пабло Пикассо. Бутылка Сьюза. 1912 г. Художественный музей Кемпер, Сент-Луис

Рисунок 12 — Жорж Брак. Натюрморт: игральные карты, бутылка, газета и пачка табака (Le Courrier). 1913 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Colonial в работе «Натюрморт: игральные карты, бутылка, газета и пачка табака (Le Courrier) (рисунок 12) наводит на размышления о французском колониализме. Но автор использует в работе и прием оптической иллюзии и каламбура, компонуя фрагменты газетных вырезок таким образом, чтобы получился слоган «organ [e] de mad [ame]», фривольный намек, дополненный вырезанным рядом сердечком.

И в дальнейшем художники-дадаисты (Курт Швитерс «Страдание МЗ 606» (Коллекция Кунстхалле, 1923), Рауль Хаусман «ABCD» (Центр Пом-пиду, 1923 — Коллекция Маттиоли, 1924), футуристы (например, Карло Карра «Демонстрация интервенционистов» (Коллекция Маттиоли, 1914), «Натюрморт с сифоном» (Музей искусств Северного Рейна-Вестфалии, 1914), «Погоня» (Коллекция Маттиоли, 1915) использовали газетную страницу или ее части (титульный комплекс, фрагменты статей, рекламу) как основной компонент своих композиций, апеллируя к ее информационной значимости.

Рисунок 13 — Жоан Пуйоль. Сплетни. Начало XX в. Частная коллекция

Рисунок 14 — Жоан Пуйоль. Разворот. 2017 г. Коллекция галереи Бельфель, Монреаль

Со временем газета становится самостоятельным объектом, несущим смыслы, а не частью сюжета, как в гиперреалистичных картинах Жоана Пуйоля 2-й половины XX — начала XXI в. (рисунки 13, 14).

Заключение

Газета в изобразительном искусстве является многогранным и наполненным разными (явными и неявными) смыслами объектом. Чем дальше от реалистичного отображения действительности, т. е. чем больше художник отходит в сторону условности и схематичности изображения (фовизм, кубизм), тем сильнее включенная в композицию газета становится символом и тем отчетливее проявляются ее метафорические черты.

Образ газеты в западном изобразительном искусстве отражает ее дуалистический характер: она представлена и как источник информации, участвующий в процессе коммуникации, и как визуальный символ. Однако в обоих случаях использование газеты как объекта всегда апеллирует к общественно-политическим процессам, а также отражает ключевые культурные коды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В портретной и жанровой живописи газета становится индикатором принадлежности героев к определенному социальному классу, свидетельством их политических пристрастий и общих взглядов, фиксирует политические, исторические и социокультурные процессы. В предметных композициях (натюрморт, коллаж) газета становится визуальной метафорой, в который художник в зависимости от свойственного ему способа отображения действительности вкладывает дополнительные коннотативные значения.

Список литературы

1. Ленина С.В. Газета как форма межкультурного взаимодействия (на примере немецкой прессы): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Н. Новгород, 2007. 43 с.

2. Mersey R.D., Malthouse E.C., Calder B J. Engagement with online media // Journal of Media Business Studies. 2010. Vol. 7 (2). P. 39-56.

3. Штомпка П. Доверие — основа общества. М.: Логос, 2020. 445 с.

4. DeeBee. Newspapers and British Culture. URL: https://pop-culture.knoji.com/newspapers-and-british-culture/ (дата обращения 20.08.2024).

5. Teukolsky R. Novels, Newspapers, and Global War: New Realisms in the 1850-s. URL: https://as.vanderbilt.edu/english/files/NOVE-Larticle.pdf (дата обращения 20.08.2024).

6. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1991. 224 p.

7. RuberyM. The Novelty of Newspapers: Victorian Fiction after the Invention of the News. New York: Oxford Univ. Press, 2009. 233 p.

8. Воскресенская М.А. Культурология журналистики: проблемы и перспективы институциализации // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 2. С. 203-220. D0I:10.17150/2308-6203.2024.13(2).203-220.

9. Hallahan K. The Consequences of Mass Communication. Cultural and Critical Perspectives on Mass Media and Society. New York: McGraw-Hill Primis Custom Publishing, 1997. 112 p.

10. Ruben B.D. Culture and Communication // Enciclopedia of Communication and Information / ed. by J.R. Schement. New York: Macmillan reference USA, 2002. Vol. 1. P. 206-209.

11.Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Московского ун-та, 2020. 255 с.

12. Киттлер Ф. Медиа философии, философия медиа // Логос. 2015. T. 25. № 2 (104). С. 173-189.

13. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 411 с.

14. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 704 с.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Ролан Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс: Универс, 1994. 615 с.

16. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 702 с.

17. Morris Ch. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values. Cambridge, MA: M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology, 1964. 99 p.

18. Жердев Е.В. Метафора в дизайне. М.: Архитектура-С, 2010. 464 с.

19. Лободанов А.П. Изображение как знаковая система // Семиотика искусства: история и онтология. М.: ГИИ, 2011. 670 с.

20. Chomsky N. Language in a Psychological Setting. Sophia: Sophia University, 1987. 73 p.

21. Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология. М.: Изд-во МГУ, 2013. 680 с.

22. Кошаев В.Б. Канонические конвенции в истории искусства. Морф и морфема // Теория и история искусства. 2023. Вып. 1/2. С. 39-72.

23. Кошаев В.Б. Форма. Ч. 2. Семиотические интенции искусствоведения // Теория и история искусства. 2022. Вып. 3/4. С.84-129.

References

1. Lenina S.V Gazeta kak forma mezhkul'turnogo vzaimodejstvi-ja (na primere nemeckoj pressy) [Newspaper as a form of intercultural interaction (using the example of the German press)]: avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. N. Novgorod, 2007. 43 p.

2. Mersey R.D., Malthouse E.C., Calder B.J. Engagement with online media // Journal of Media Business Studies. 2010. Vol. 7 (2). P. 39-56.

3. Shtompka P. Doverie — osnova obshhestva [Trust is the foundation of society]. Moscow: Logos, 2014.

4. DeeBee. Newspapers and British Culture. URL: https://popcul-ture.knoji.com/newspapers-and-british-culture/

5. Teukolsky R. Novels, Newspapers, and Global War: New Realisms in the 1850s. URL: https://as.vanderbilt.edu/english/files/NOVE-Larticle.pdf

6. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1991. 224 p.

7. Rubery M. The Novelty of Newspapers: Victorian Fiction after the Invention of the News. New York: Oxford University Press, 2009. 233 p.

8. VoskresenskayaM.A. Culturology of Journalism: Problems and Prospects for Institutionalization // Voprosy teorii i praktiki zhurnal-istiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism. 2024. Vol. 13. No. 2. P. 203-220. (In Russian). EDN: TKGPOG. DOI:10.17150/2308-6203.2024.13(2).203-220.

9. Hallahan K. The Consequences of Mass Communication. Cultural and Critical Perspectives on Mass Media and Society. New York: McGraw-Hill Primis Custom Publishing, 1997. 112 p.

10. Ruben B.D. Culture and Communication // Enciclopedia of Communication and Information / ed. by J.R. Schement. New York: Macmillan reference USA, 2002. Vol. 1. P. 206-209.

11. Kolomiec V.P. Mediatizacija media [Mediatization of media]. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2020. 255 p.

12. Kittler F. Media filosofii, filosofija media [Media philosophy, philosophy of media] // Logos. 2015. Vol. 25. No. 2 (104). P. 173-189.

13. Pirs Ch.S. Izbrannyye filosofskiye proizvedeniya [Selected philosophical works]. Moscow: Logos, 2000. 411 p.

14. Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura: Vvedeniye v semi-ologiyu [Missing Structure: An Introduction to Semiology]. Moscow: AST: CORPUS, 2019. 704 p.

15. Bart R. Izbrannye raboty: Semiotika. Pojetika [Selected works: Semiotics. Poetics]. Moscow: Progress: Univers, 1994. 615 p.

16. Lotman Ju.M. Ob iskusstve [About art]. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB, 1998. 702 p.

17. Morris Ch. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values. Cambridge, MA: M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology, 1964. 99 p.

18. Zherdev E.V. Metafora v dizajne [Metaphor in design]. Moscow: Arhitektura-S, 2010. 464 p.

19. LobodanovA.P. Izobrazhenie kak znakovaja Sistema, Semio-tika iskusstva: istorija i ontologija [Image as a sign system, Semiotics of Art: History and Ontology]. Moscow: GII, 2011. 670 p.

20. Chomsky N. Language in a Psychological Setting. Sophia: Sophia University, 1987. 73 p.

21. Lobodanov A.P. Semiotika iskusstva: istorija i ontologija [Semiotics of Art: History and Ontology]. Moscow: Izd-vo MGU, 2013. 680 p.

22. Koshaev V.B. Kanonicheskie konvencii v istorii iskusstva. Morf i morfema // Teoriya i istoriya iskusstva. 2023. Vy'p. 1/2. S.39-72.

23. Koshaev V.B. Forma. Ch. 2. Semioticheskie intencii iskusstvovedeniya // Teoriya i istoriya iskusstva. 2022. Vy'p. 3/4. S. 84-129.

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.