Научная статья на тему 'Газета как визуальный символ в произведениях изобразительного искусства'

Газета как визуальный символ в произведениях изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Газета / средства массовой информации / изобразительное искусство / живопись / символ / культурная универсалия / Newspaper / mass media / fine art / painting / symbol / cultural universality

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Ольга Владимировна, Свитич Анастасия Леонидовна, Демина Ирина Николаевна

Статья посвящена изучению образа газеты в произведениях изобразительного искусства. Газета анализируется как социокультурный и коммуникационный феномен, в основу которого заложены как семантические, так и визуально-культурные коды. В работе дается обзор репрезентации газеты в зарубежной и отечественной изобразительной традиции. Рассмотрены роли и функции газеты как информационного сообщения и комплексного семиотического символа. Исследование показало, что природа газеты как объекта изобразительного искусства дуалистична — она выступает и как информационное сообщение, часто декларационного, пропагандистского или рекламного толка, и в то же время используется как легко считываемый широкой аудиторией визуальный символ. Образ газеты в изобразительном искусстве любого региона мира легко узнаваем, она несет межкультурные концептуальные смыслы и при этом отражает специфические этнокультурные особенности, становясь важнейшим инструментом для трансфера культурных норм и смыслов. В ходе исследования были выявлены различия в зарубежной и отечественной изобразительной традиции: в западной портретной, бытовой и жанровой живописи газета часто выступает как признак социального неравенства, в отечественном изобразительном искусстве она чаще представлена как символ равноправия и средство пробуждения культурно-национального сознания. В советской живописи демонстрация эталонных поступков персонажей газетных материалов, трансляция принципов социального равенства тесно увязана с газетным изоморфизмом как ее специфическим свойством. В произведениях художников-реалистов газета приобретает свойства культурной универсалии, понятной для массового зрителя и отсылающей его к своей информационной сущности. В авангардных работах — скорее имеет свойства символа и используется как метафора, в которую вкладываются дополнительные коннотативные значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Newspaper as a Visual Symbol: The Results of the Analysis of Works of Fine Arts

The article is devoted to the study the image of a newspaper in the fine arts Newspaper is analyzed as a socio-cultural, communication and linguistic phenomenon, which is based on both semantic and visual-cultural codes. The paper provides an overview of the newspaper's representation in the foreign and domestic visual tradition. The roles and functions of a newspaper as an informational message and a semiotically complicated symbol are considered. The study showed that the nature of a newspaper as an object of fine art is dualistic — it acts both as an informational message, often declarative, propagandistic or advertising, and at the same time as a visual symbol easily read by a wide audience. The image of a newspaper in the visual arts of any region of the world is easily recognizable, it carries intercultural conceptual meanings and at the same time reflects specific ethno cultural features, becoming an important tool for the transfer of cultural norms and meanings. The study revealed differences in foreign and domestic visual traditions: in Western portrait, household and genre painting, the newspaper often acts as a sign of gender or social inequality, in domestic visual art it is presented as a symbol of equality, a means of awakening cultural and national consciousness. In Soviet painting, the demonstration of the standard actions of the heroes of newspaper materials, the translation of the principles of social and gender equivalence becomes an instrument of newspaper isomorphism. In realistic art, a newspaper acquires the properties of a cultural universality that is understandable to the mass viewer and refers him to its informational essence. In avant-garde works, she is rather symbolic, used as a metaphor in which additional connotative meanings are embedded and appealing to additional knowledge to decipher her image.

Текст научной работы на тему «Газета как визуальный символ в произведениях изобразительного искусства»

Газета как визуальный символ в произведениях изобразительного искусства

Смирнова О.В.1Н , Свитич А.Л.1 , Демина И.Н.2 ©

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация

2 Байкальский государственный университет, г Иркутск, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Смирнова О.В., [email protected]

Аннотация. Статья посвящена изучению образа газеты в произведениях изобразительного искусства. Газета анализируется как социокультурный и коммуникационный феномен, в основу которого заложены как семантические, так и визуально-культурные коды. В работе дается обзор репрезентации газеты в зарубежной и отечественной изобразительной традиции. Рассмотрены роли и функции газеты как информационного сообщения и комплексного семиотического символа. Исследование показало, что природа газеты как объекта изобразительного искусства дуалистична — она выступает и как информационное сообщение, часто декларационного, пропагандистского или рекламного толка, и в то же время используется как легко считываемый широкой аудиторией визуальный символ. Образ газеты в изобразительном искусстве любого региона мира легко узнаваем, она несет межкультурные концептуальные смыслы и при этом отражает специфические этнокультурные особенности, становясь важнейшим инструментом для трансфера культурных норм и смыслов. В ходе исследования были выявлены различия в зарубежной и отечественной изобразительной традиции: в западной портретной, бытовой и жанровой живописи газета часто выступает как признак социального неравенства, в отечественном изобразительном искусстве она чаще представлена как символ равноправия и средство пробуждения культурно-национального сознания. В советской живописи демонстрация эталонных поступков персонажей газетных материалов, трансляция принципов социального равенства тесно увязана с газетным изоморфизмом как ее специфическим свойством. В произведениях художников-реалистов газета приобретает свойства культурной универсалии, понятной для массового зрителя и отсылающей его к своей информационной сущности. В авангардных работах — скорее имеет свойства символа и используется как метафора, в которую вкладываются дополнительные коннотативные значения.

Ключевые слова. Газета, средства массовой информации, изобразительное искусство, живопись, символ, культурная универсалия.

Информация о статье. Дата поступления 9 сентября 2024 г.; дата поступления после доработки 30 сентября 2024 г.; дата принятия к печати 1 октября 2024 г.; дата онлайн-размещения 6 декабря 2024 г.

УДК 7.049:070 EDN QQKYHD

DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(4).723-741 Научная статья

Original article

Newspaper as a Visual Symbol: The Results of the Analysis of Works of Fine Arts

Olga V. Smirnova1® , Anastasia L. Svitich1 (¡3, Irina N. Demina2 )

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: Olga V. Smirnova, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study the image of a newspaper in the fine arts Newspaper is analyzed as a socio-cultural, communication and linguistic phenomenon, which is based on both semantic and visual-cultural codes.

The paper provides an overview of the newspaper's representation in the foreign and domestic visual tradition. The roles and functions of a newspaper as an informational message and a semiotically complicated symbol are considered.

The study showed that the nature of a newspaper as an object of fine art is dualistic — it acts both as an informational message, often declarative, propagandistic or advertising, and at the same time as a visual symbol easily read by a wide audience. The image of a newspaper in the visual arts of any region of the world is easily recognizable, it carries intercultural conceptual meanings and at the same time reflects specific ethno cultural features, becoming an important tool for the transfer of cultural norms and meanings.

The study revealed differences in foreign and domestic visual traditions: in Western portrait, household and genre painting, the newspaper often acts as a sign of gender or social inequality, in domestic visual art it is presented as a symbol of equality, a means of awakening cultural and national consciousness. In Soviet painting, the demonstration of the standard actions of the heroes of newspaper materials, the translation of the principles of social and gender equivalence becomes an instrument of newspaper isomorphism.

In realistic art, a newspaper acquires the properties of a cultural universality that is understandable to the mass viewer and refers him to its informational essence. In avant-garde works, she is rather symbolic, used as a metaphor in which additional connotative meanings are embedded and appealing to additional knowledge to decipher her image.

Keywords. Newspaper, mass media, fine art, painting, symbol, cultural universality.

Article info. Received September 09, 2024; revised September 30, 2024; accepted October 01, 2024; available online December 06, 2024.

Теоретические подходы к исследованию

Исследователи отмечают, что все чаще в научном дискурсе возникают идеи, обосновывающие культурологические подходы к ме-диаисследованиям [1], а также что журналистика в значительной сте-

пени опирается на приемы формирования общественного сознания, неразрывно связанные с понятием культуры [2, р. 20]. В контексте предлагаемого в этой статье подхода представляется важным тезис о том, что развитие культуры в целом неотделимо от процесса коммуникации,

происходящей под воздействием целого комплекса природных и социальных факторов [3].

Газета имеет свойство фиксировать «моментальный слепок» повседневности. При этом как объект культуры она приобретает свойства к преодолению временной и пространственной изолированности, становясь культурной универсалией, содержащей понятные широкой аудитории контексты. Так, будучи изображенной на картине художником, она приобретает свойства иконического символа [4, с. 185— 205; 5, с. 203-222; 6, с. 297-318; 7, с. 34-35; 8, р. 67, 65]. Существуют многочисленные группы икониче-ских символов, создающих эффект интерактивности, поскольку они воспринимаются аудиторией с точки зрения сокрытых в них глубинных контекстов. Символическая коммуникация [9, р. 308] настолько тесно связана со всеми формами человеческой деятельности, что большинство людей обычно неосознанно используют ее и рассматривают как наиболее важный аспект коммуникации в обществе.

Отражая актуальную реальность, газета в то же время обладает свойством подчеркивать ее противоречия, проявляющиеся в бинарных оппозициях безобразного и прекрасного, низменного и возвышенного, комического и трагического. Газета, используемая как символическая метафора [9, р. 277], создает условия для культурной самоидентификации как автора, так и реципиента, а как фактор объективизации коммуникативного действия она может выступать в качестве полноправного объекта в исследованиях явлений культуры.

Газетная страница по своим характеристикам является легко узнаваемой, символической. Поликодовый формат газеты [10-12] часто не только создает семантический контраст между вербальным и визуальным элементом, но и обусловливает особый модус восприятия и интерпретации сообщения, т.е. фактически осуществляет рефрейминг за счет расширения или сужения прежнего фрейма на основе создания нового контекста восприятия. В силу потенциально множественной интерпретации газеты как символа (в первую очередь, ее графического образа), а также культурной специфичности визуального языка и сочетания в живописном образе газеты лингвистического, экстралингвистического и прецедентного знания, изображение газеты может быть интерпретировано реципиентом, в том числе не являющимся носителем заложенной в содержании газеты определенной лингво-культуры. Восприятие денотативной информации не представляет для реципиента особой сложности, если основывается на универсальных знаниях, тогда как декодирование коннотативного кода, основанного на ассоциативных связях, неразрывно связано с национальным энциклопедическим кодом лингво-культуры [13]. Изображение газеты объединяет в себе социокультурную метафорику, семантику, ассоциативность и эффекты образного мышления и является элементом социокультурной коммуникации [14, с. 319]. Даже будучи статичным объектом изображения, газета в силу своей иконичности, метафоричности и ассоциативности, создает культурно-смысловую многослойность,

отражая картину мира в рамках выбранного художником пространственно-временного континуума1.

Согласно концепции Н. Гудмена, выделяется три причины расхождения в картинах мира: природа (так как именно она формирует базовые ассоциации человека, которые затем транспонируются в язык), культура («Результаты материальной и духовной деятельности, социально-исторические, эстетические, моральные и другие нормы и ценности, которые отличают разные поколения и социальные общности, воплощаются в различных концептуальных и языковых представлениях о мире» [16, с. 7]), познание (процессы познавательной деятельности, индивидуальные не только для народа, но и для каждого индивидуального человека, что также оказывает влияние на формирование сознания).

В основе структуры газеты как социокультурного, коммуникационного и языкового феномена могут быть заложены как семантические, так и визуально-культурные универсалии: образ газеты является узнаваемым в изобразительном искусстве любого региона мира, однако при этом он всегда несет в себе и культурно-специфические характеристики. По утверждению Дж.П. Мердока, «все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего, и эти общие аспекты культуры поддаются научному анализу» [17, с. 49]. В этом контек-

1 По наблюдениям Ю.М. Лотмана художник «составляет себе представление о структуре действительности, т.е. представляет себе окружающую жизнь как структуру (характер этого представления сложно связан со структурой его мировоззрения)» и в соответствии с этим создает изображение [15].

сте газету можно рассматривать как культурную универсалию, которая, с одной стороны, легко воспринимается как культурный символ реципиентами из различных этнокультурных групп, но, с другой стороны, является инструментом для трансфера культурных смыслов, свойственных определенным этнокультурным группам.

Стоит напомнить, что культура передается научением и прививается посредством воспитания, несет социальный и идеационный характер, обеспечивает удовлетворение потребностей, по природе адаптивна и интегративна, а средства массовой информации (в том числе газета), на протяжении долгого времени являлись и продолжают являться важнейшим инструментом для трансфера культурных норм и смыслов. Образ газетной страницы совмещает в себе, с одной стороны, стремление к этнокультурной самоидентификации, с другой, — несет межкультурные концептуальные смыслы, характеризующиеся при помощи набора наиболее подходящих «элементарных терминов» [18, с. 14], что перекликается с учением Г.В. Лейбница об «алфавите человеческих мыслей», т.е. с наличием общей для разных культур когнитивной базы. Л.П. Лобковская предлагает такие общие для разных лингвокуль-тур элементы отнести к разряду универсальных лингвокультурных концептов [19, с. 57]. В этом контексте символический образ газеты можно трактовать как фундаментальный концепт, сочетающий универсальные («врожденные» и составляющие основу любой культуры) и культурноспецифичные смыслы и мифологемы. Согласно Дж. Бруне-ру, человеческие существа «от при-

роды настроены» на определенные группы смыслов, которые «предшествуют» языку в качестве протоязы-ковых репрезентаций мира [20].

Можно определить газету и как своеобразный «культурный артефакт» (термин социолога Н. Хомски) [21], поскольку она всегда отражает те или иные аспекты культур, которые ее создавали. Также ее можно обозначить как разновидность линг-вокультуремы, то есть сложной ме-журовневой единицы, отражающей диалектическое единство лингвистического и экстралингвистического содержания, совмещающей универсальные и национальные энциклопедические коды [22]. Поскольку структуру лингвокультуре-мы составляют форма языкового знака, содержание знака и культурный смысл, она является более комплексной по сравнению с языковой единицей и обусловливает сопровождающее содержание имплицитное значение и/или коннотацию. Функция лингвокультуремы, таким образом, заключается в передаче сопутствующего комплекса культурно маркированных значений, вызывающих определенные культурные ассоциации [13, с. 45].

Среди многочисленных функций газеты исследователи выделяют как особую функцию культурной интеграции в контекстуальном пространстве. Как одна из разновидностей коммуникации газета всегда имела цель пробуждения культурно-национального сознания, поскольку она традиционно задавала вектор, «направленный на отечественную культуру как монокультуру, на национальный язык, представляющий отечество, национальную культуру и разнообразные виды коммуникации» [23, с. 12].

Можно говорить о газетной обусловленности менталитета нации, которая неизбежно подмечалась и фиксировалась художниками в их произведениях: «Демонстрация «сакральных» эталонных поступков и суждений героев, персонажей газетных статей, трансляция абстрактных принципов социальной и интеллектуальной адекватности, апелляция к внутреннему опыту читателя, постулирование газетного изоморфизма (апологично-сти), позволяющей переносить информацию «с других на себя» — все это говорит о природе и специфике газетной системы и возможности теории газетноантропоморфных свойств общества» [23, с. 22].

В этом контексте можно отметить усиление концепта коммуникативности при изучении газеты как объекта искусства, т.к. по мнению А. Ричард-са искусство — это «высшая форма коммуникативной деятельности» (Цит. по: [24, с. 26]).

В статье представлены результаты исследования, объектом анализа в котором стали произведения зарубежной и отечественной живописи, в композиции которых использовано изображение газеты. При постановке исследовательской проблемы мы исходим из того, что внимание, уделяемое газете в искусстве, в том числе изобразительном, можно объяснить ее смысловой глубиной и комплексностью как объекта изображения, позволяющего придавать содержанию как универсальные, так и культурноспецифические смыслы и коннотации. Также мы опирались на концептуальный подход, в соответствии с которым в изобразительном искусстве (которое по мнению Э. Кас-сирер, А. Уайтхед, С. Лангер можно рассматривать как коммуникативное

средство символической природы) [24, с. 26], наиболее часто газета становилась объектом живописи, т.к. «живопись, как никакой другой вид изобразительного искусства, позволяет не только одновременно отображать и обычные объекты, и символы, но и совмещать их в едином изобразительном пространстве, где предметы и символы могут взаимодействовать друг с другом как сущности одного порядка» [25, с. 183].

При анализе произведений жи -вописи мы стремились к переосмыслению специфических визуальных свойств и характеристик газеты, в которой важным является не только содержание (текст), но и его графическое воплощение и репрезентация. Важным представляется то, что композиционное единство вербальных и визуальных знаков (колонки текста, элементы типографики, колонтитулы, логотип, заголовочный комплекс, иллюстрации) позволяет реципиенту вне зависимости от этнокультурных особенностей воспринимать их совокупность как узнаваемый графический образ газеты, имеющий символическое значение. Р. Арнхейм установил, что «правила группирования объектов изображения служат не только целям чисто формальной организации композиции, но и способствуют выражению их символического значения» [26, с. 85]. Также исследователи обращают внимание на то, что не только источник информации, но и внешний вид сообщений может оказывать значимое влияние на их восприятие, на эффективность визуальных сигналов для обработки информации [27-29].

При создании методологической рамки исследования мы опирались на фундаментальные подходы со-

циально-философского и культурологического характера, в частности, важными для нас оказались подходы таких исследователей в области визуальной коммуникации, позволяющие осмысливать особую роль визуальных представлений, как в современном обществе, так и в исторической ретроспективе [30]. В качестве объекта исследования выступили произведения зарубежной и отечественной живописи XVII-XX вв., главным критерием при отборе эмпирической базы являлось наличие непосредственного изображения газеты в произведении (в некоторых случаях присутствие газеты носило косвенный характер, то есть было скрыто от зрителя, но подразумевалось). В качестве метода использовался качественный анализ по ряду характеристик (фактическое присутствие объекта, используемые выразительные средства, место объекта в композиции, задачи, выполняемые газетой как объектом изображения). Для достижения большей глубины анализа привлекались дополнительные сведения, касающиеся особенностей эпохи/периода создания произведения, личности художника, истории произведения и др.

Газета как объект живописи

в западном изобразительном

искусстве

Газета какобъект живописи появилась в европейском изобразительном искусстве уже XVII в., наибольшее распространение получила в портретной, жанровой, бытовой и предметной (натюрморт) живописи и графике. Голландский художник Адриан ван Остаде (Adriaenvan Ostade) неоднократно изображал крестьян, читающих газету. В частности, в карти-

не Reading the News at the Weavers' Cottage (1673), The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк)2 изображена сцена чтения новостей в коттедже ткачей. В бытовой сцене автор показывает бытовую жизнь семьи ткачей (одной из самых прибыльных профессий в Хаарлеме XVII в.), а газета играет в композиции роль индикатора финансовой успешности героев. В дальнейшем газета в западной живописи нередко становилось символом материального благополучия.

Наиболее частым объектом газета стала в живописи XIX в., в тот период, когда она приобрела массовый характер и заняла устойчивое место в жизненном мире повседневности [31]. Она присутствует в жанровой и в портретной живописи, как бы подчеркивая образ героев, их интеллект, образованность и прогрессивность. Портреты людей, читающих газеты, писали Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Клод Моне, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек и другие известные художники. В индивидуальных портретах (Paul Cezanne The Artist's Father, Reading L'Evénement (1866)3, Pablo Picasso Man Sitting, Reading (1898)4, Pierre Auguste Renoir Claude Monet Reading (1873)5, Henri de Toulouse-Lautrec Mr. Desire

2 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/337632 (дата обращения 27.07.2024).

3 Коллекция Национальной галереи искусства. URL: https://www.nga.gov/collection/ art-object-page.52085.html (дата обращения 27.07.2024).

4 Коллекция музея Пикассо. URL: https://museupicassobcn.cat/colleccio/obra-dart/home-assegut-llegint (дата обращения 28.07.2024).

5 Коллекция музея Мармоттан Монэ.

URL: https://www.marmottan.fr/notice/5013/

(дата обращения 28.07.2024).

Dihau (1891)6, Andre Derain Portrait of an Unknown, Reading the Newspaper (Chevalier X) (1911-1914)7)) изображение газеты выполняет в основном характерологическую функцию. Так в портрете отца, читающего газету, (Paul Cezanne The Artist's Father, Reading L'Evénement (1866), National Gallery of Art, Вашингтон8) Поль Сезанн постарался с помощью различных средств передать непростой характер своего отца-банкира, недовольного выбором Сезанном карьеры художника, и сложные отношения с ним. Живописные (мрачный колорит, крупные нервные мазки краски, положенной плотными слоями), композиционные (расположение модели на краешке стула, нарушение воздушной перспективы кресла и пола, контраст соотношений тяжелой обуви отца и изящных ножек стула как признак сложности отношений с портретируемым) и другие средства работают на решение задачи, поставленной художником. При этом на стене за креслом Луи-Огюста Сезанна изображен натюрморт, написанный автором картины в начале его карьеры живописца, который как бы подчеркивает его самостоятельность и успешность как художника. В системе изобрази-

6 Коллекция музея Тулуз-Лотрека. URL: https://webmuseo.com/ws/musee-toulouse-lau-trec/app/collection/record/136?vc=ePkH4L-F7w6iejEDVE_HJQh9PyAAA1v8gXA$$ (дата обращения 27.07.2024).

7 Коллекция государственного Эрмитажа. URL: https://academy.hermitagemuseum. org/materials/portret-neizvestnogo-chitayush-chego-gazetu?ysclid=m1 kinay8wj399504703 (дата обращения 07.08.2024).

8 Коллекция Национальной галереи искусства. URL: https://www.nga.gov/collection/ art-object-page.52085.html (дата обращения 29.07.2024).

тельных средств, использованных в картине, газета играет важную символическую роль, создавая интригу, поскольку в реальной жизни отец Сезанна обычно читал совершенно другое издание. Изображение газеты L'Evénement является в этом произведении метафорической ссылкой на друга детства автора — писателя Эмиля Золя. Именно он поддерживал будущего художника Сезанна, отстаивая в спорах с его отцом право сына изучать искусство в Париже. В период создания этого портрета Эмиль Золя являлся художественным критиком в изображенной в картине газете L'Evénement.

В конце XIX — начале XX в. все чаще встречаются женские портреты с газетой, она становится одним из символов женской эмансипации и зачастую играет роль призыва к размышлениям о правах женщин (Mary Cassatt On a Balcony (1879)9, Mary Cassatt Portrait of a Lady (Reading "Le Figaro') (1878)10, Norman Garsti A Woman Reading (1891)11, Lauritis Andersen Ring At Breakfast (1898)12). Героини этих портретов увлечены чтением не меньше мужчин, а значительное число сюжетов отражают утреннее время завтрака и сопутству-

9 Коллекция Института искусств Чикаго. URL: https://www.artic.edu/artworks/26650/on-a-balcony (дата обращения 07.08.2024).

10 Частная коллекция. URL: https://www. worldhistoryorg/image/15908/reading-le-figaro-by-cassatt/ (дата обращения 27.07.2024).

11 Коллекция галереи Тейт. URL: https:// www.tate.org.uk/art/artworks/garstin-a-woman-reading-a-newspaper-n04234 (дата обращения 29.07.2024).

12 Коллекция национального музея Швеции. URL: https://collection.nationalmuseum. se/eMP/eMuseumPlus?service=ExternalInterfa ce&module=collection&objectId=21399&viewT ype=detailView (дата обращения 28.07.2024).

ющие атрибуты, ранее в живописи присущие только мужским портретам. В работе Лауритиса Адерсена Ринга (Lauritis Andersen Ring At Breakfast (1898), Nationalmuseum, Стокгольм)13 в руках его жены Сигрид мы можем увидеть номер газеты Politiken — еще один визуальный намек на стремление женщин к равноправию, в том числе, и в политических правах и их участию в политической жизни страны. И в дальнейшем в произведениях живописи газета довольно часто использовалась как символ, подчеркивающий неравенство, ее чтение представлялось как атрибут привилегированного положения мужчины (George William Joy The Bayswater Omnibus (1895)14, Stevan Dohanos Home Improvement (1953)15, Norman Rockwell Easter Morning (1959)16). Так, в работе Стивена Дохантоса (Stevan Dohanos Home Improvement (1953), Saturday Evening Post Collection)17 газета в руках главного героя является как визуальным центром загроможденной мелкими деталями композиции, так и центром ми-

13 Коллекция национального музея Швеции. URL: https://collection.nationalmuseum. se/eMP/eMuseumPlus?service=ExternalInterfa ce&module=collection&objectId=21399&viewT ype=detailView (дата обращения 17.08.2024).

14 Коллекция музея Лондона. URL: https:// www.londonmuseum.org.uk/collections/v/ object-102118/the-bayswater-omnibus/ (дата обращения 27.07.2024).

15 Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост. URL: https://www.saturdayeveningpost.com/art-works/home-improvement/ (дата обращения 27.07.2024).

16 Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост. URL: https://www.saturdayeveningpost.com/2023/04/ rockwell-files-sunday-morning/ (дата обращения 27.07.2024).

17 Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост. URL: https://www.saturdayeveningpost.com/ artworks/home-improvement/ (дата обращения 27.07.2024).

ровоззрения героя. Визуальный символ газеты становится своеобразной границей двух миров, подчеркивая отстраненность читающего ее мужчины от домашнего быта, которым занимается его жена-домохозяйка.

Особое место занимал в живописи середины XIX —начала XX в. образ продавца газет — newsboy. Эту тему можно встретить наиболее часто в живописи американских художников второй половины XIX в.: трогательные портреты мальчиков или, напротив, немощных, несчастных стариков, подчеркивающих проблему неравенства в обществе (например: William H. Snape The Evening News (2-я половина XIX в.)18, William Aiken Walker Newsboy Selling the Baltimore Sun (1871)19, Thomas Le Clear Buffalo Newsboy (1853)20, George Wesley Bellows The Newsboy (1908)21, Mark Osman Curtis Copenhageners (Newspaper Seller) (начало XX в.)22). Образ газеты в этом случае играет не только роль документального свидетельства эпохи (художники в основном отображали достоверные подробности

18 Частная коллекция. URL: https://www. sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2011/ old-master-and-19th-century-european-art-n08761/lot.330.html?locale=en (дата обращения 29.07.2024).

19 Частная коллекция. URL: https://www. christies.com/en/lot/lot-1690189 (дата обращения 22.08.2024).

20 Коллекция Художественного музея Буффало АКГ. URL: https://buffaloakg.org/ artworks/19423-buffalo-newsboy (дата обращения 29.07.2024).

21 Коллекция Бруклинского музея. URL: https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/ objects/1266 (дата обращения 29.07.2024).

22 Частная коллекция. URL: https://

budapestaukcio.hu/mark-osman-curtis/festo/

copenhageners-3-works-7586515 (дата обра-

щения 07.08.2024).

внешности героев, детали одежды, архитектурные особенности местности, отличительные признаки газет), но и роль социального индикатора.

Позднее в тот же период появляется образ киоскера и газетного киоска, вокруг которого формируется особое общественное пространство, а газета становится средством социокультурной идентификации (Bernard Viret Le Kiosquire (2-я половина XIX в.)23, Eduardo Leon Garrido The Kiosk By The Seine (2-я половина XIX в.)24, Norman Rockwell Newsstand in the Snow (1941)25, Howard Watson Newsstand (XX в.)26).

При этом сюжеты и композиции в произведениях художников разных стран похожи, узнаваемы и формируют концепцию газетного киоска как важного элемента жизненного мира повседневности и части культурного кода.

И разумеется, наиболее часто газета присутствует в натюрмортах, особенно в XX в., когда она вдохновляла художников-авангардистов, использовавших ее как ключевой объект изображения и придававших ей особое метафорическое значение. В ряде случаев она помещалась в картинное поле именно как реально

23 Частная коллекция. URL: https://www. artrenewal.org/artists/bernard-viret/7044 (дата обращения 07.08.2024).

24 Частная коллекция. URL: https://www. artrenewal.org/artworks/the-kiosk-by-the-seine/ eduardo-leon-garrido/9257 (дата обращения 07.08.2024).

25 Коллекция Сатудэй Ивнинг Пост. URL: https://www.saturdayeveningpost.com/ artworks/newsstand-in-the-snow/ (дата обращения 08.08.2024).

26 Коллекция Пенсильванской академии изящных искусств. URL: https://www.pafa. org/museum/collection/item/untitled-newsstand (дата обращения 08.08.2024).

осязаемый объект: например, в первых коллажах кубистов Жоржа Брака (Georges Braque), Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и Хуана Гриса (Juan Gris) страница газеты была вклеена в общую композицию работы и являлась ее смысловой основой, вокруг которой строились остальные элементы композиции.

В предметных композициях кубистов газета также зачастую становилась индикатором гендерного неравенства. На коллажных натюрмортах в основном представлены традиционные для той эпохи атрибуты мужского образа жизни (бутылки вина, стаканы, трубки, карты), среди которых газета занимает лидирующее место (Pablo Picasso Glass and Bottle of Suze (l912)27, Pablo Picasso Glass and Bottle of Bass (1914)28, Pablo Picasso The Bottle of Vieux Marc (1914)29, Georges Braque Still Life: Playing Card, Bottle, Newspaper and Tobacco Packet (Le Courrier) (1913)30, Georges Braque Bottle, Glass, and Newspaper (1914)31, Juan Gris Bottle of Rosé Wine (1914)32).

27 Коллекция художественного музея Кемпер. URL: https://www.kemperart-museum.wustl.edu/collection/search-results/ wu-3773-pablo-picasso-spanish-18811973-la-bouteille-de-suze-bottle-of-suze-1912 (дата обращения 17.08.2024).

28 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/748086 (дата обращения 27.07.2024).

29 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/748809 (дата обращения 27.07.2024).

30 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/747906 (дата обращения 27.07.2024).

31 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/500399 (дата обращения 27.07.2024).

32 Коллекция музея Метрополитен. URL:

https://www.metmuseum.org/art/collection/

search/500420 (дата обращения 27.07.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе Жоржа Брака (Georges Braque Bottle, Glass, and Newspaper (1914), The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк)33, специально подобранные фрагменты газеты приобретают символическое значение. В левой стороне композиции вклеена реклама последней модели мотоблоков «Торпедо», которая передает зрителю яркое вербально-визуаль-ное «мужское» послание — скорость, мощь, обладание желаемой моделью, решая задачу мгновенно привлечь внимание. На другой вырезке — фрагменте статьи, опубликованной в декабре 1913 г., и представляющей собой рекламу книги графини де Трамар «Обязательная любовь» (L'amour obligatoire), посвященной рекомендациям по поведению женщины на различных этапах ее жизни. Отношение Брака к данной «женской» рекламе подчеркнуто неуважительное, что в целом отражало свободные взгляды кубистов на брак и саркастическое отношение к нравоучениям подобного рода. Два этих фрагмента газеты рекламного содержания — «мужской» и «женский» — явно противопоставлялись друг другу. Даже их расположение выражало определенную коннотацию: «женский» фрагмент вклеен в работу в перевернутом виде, оглавление книги — заштриховано, поверх нанесен небрежный контур бокала, для которого эта газетная вырезка становится подложкой.

И в дальнейшем художники-дадаисты (Kurt Schwitters MZ 606 Leiden (1923)34, Raoul Hausmann

33 Коллекция музея Метрополитен. URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/ search/500399 (дата обращения 27.07.2024).

34 Коллекция Кунстхалле. URL: https:// www.hamburger-kunsthalle.de/sammlung-

ABCD (1923-1924)35), футуристы (Carlo Carra Interventionist Demonstration (1914)36, Pursuit (Inseguimen-to) (1915)37) использовали газетную страницу или ее части (титульный комплекс, фрагменты статей, рекламу) как основной компонент своих композиций, апеллируя к ее информационной значимости. При этом газетная страница зачастую предстает как единственный реальный и узнаваемый с первого взгляда объект в метафорическом окружении композиционных абстракций. Таким образом в работах авангардистов образ газеты всегда является выделяемым и подчеркиваемым, а ее узнаваемый визуальный облик, становится своеобразным «мостом с реальностью», символизируя обращение к реальной природе вещей в условиях ограниченности визуальных средств, используемых художниками авангардистских течений.

Со временем газета становится уже не частью сюжета/образа/натюрморта, а самостоятельным объектом, несущим собственные смыслы, как в картинах Жоана Пуйоля (Joan Pujol)38. Гиперреалистичное изображение в его картинах с одной стороны вызывает доверие зрителя,

online/kurt-schwitters/mz-606-leiden (дата обращения 22.08.2024).

35 Коллекция центра Помпиду. URL: https:// www.centrepompidou.fr/en/ressources/oeuvre/ cAneAg6 (дата обращения 22.08.2024).

36 Коллекция Маттиоли. URL: https://push-kinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/ futurism/index.php?lang=de#lg=1&slide=3 (дата обращения 22.08.2024).

37 Коллекция Маттиоли. URL: https://push-kinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/ futurism/index.php?lang=de#lg=1&slide=7 (дата обращения 22.08.2024).

38 Коллекция галереи Бельфель. URL:

https://debellefeuille.com/artist/pujol-joan/

(дата обращения 23.08.2024).

т.к. имитирует фотографию, в сознании зрителя обладающую документальной достоверностью, с другой стороны позволяет художнику создавать авторские «фантомные» образы газет, тем не менее обладающих всеми визуальными признаками оригинала и являющиеся конкретным авторским высказыванием.

Газета в отечественном

изобразительном искусстве

Можно также уверенно говорить о том, что газета занимала особое место в отечественном изобразительном искусстве. Как правило, она использовалась в качестве объекта прежде всего для придания произведению сильных политических смыслов. Так, «Читатели газет в Неаполе» (1831)39 Ореста Кипренского — одна из наиболее узнаваемых картин: в ней один из персонажей держит в руках французскую газету, которую он зачитывает слушателям. Отправляя картину на выставку в Императорскую Академию художеств, художник уточнил ее содержание следующим образом: «Политическое чтение в 1831 году. Я сцену взял с натуры. Русские путешественники в Неаполе читают в La gazette de France статью о Польше»40. Современники Кипренского высказывали предположение о том, что в картине изображены польские мигранты (в том числе Адам Мицкевич), что превращало картину в своего рода политический манифест и реакцию на польское восстание 1830 г.

39 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8680 (дата обращения 17.08.2024).

40 Третьяковская галерея. URL: https:// my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8680 (дата обращения 17.08.2024).

В портретных изображениях 2-й половины XIX — начала XIX в. газета не только дополняла личные характеристики портретируемых, но и подчеркивала их социальное положение, жизненные установки, расширяя и углубляя общий контекст произведения. В картинах Н.Н. Ге «Портрет Е.О. Лихачевой» (1892)41, Л.О. Пастернак «Л.Н. Толстой читает газету у лампы» (1901)42, И.Е. Репина «Портрет П.А. Столыпина» (1910)43 наиболее значим образ персонажей, газета является дополняющим компонентом, придающим сюжетам ощущение повседневности и представляющих их героев (известных политических, общественных и литературных деятелей) вне парадно-официальной обстановки. Газета изображена обобщенно, она не нарушает гармонии общей композиции, сохраняя в картине главенство человека и подчеркивая его прогрессивные взгляды.

Важным символическим элементом газета становится и в жанровых сюжетах (Федотов П.А. «Свежий кавалер» (1846)44, Маковский В.Е. «В швейцарской» (1893)45, Маков-

41 Коллекция Русского музея. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ painting/19_20/zh_4147/index.php?yscli-d=m19lnymann327487019 (дата обращения 9.08.2024).

42 Коллекция государственного музея Л.Н. Толстого. URL: https://tolstoy.ru/creativity_ DISABLED/journalismguide/?ysclid=m1kphmk 0ge82857737 (дата обращения 10.08.2024).

43 Коллекция Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева. URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/i-e-repin-portret-p-a-stolypina (дата обращения 10.08.2024).

44 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21357 (дата обращения 10.08.2024).

45 Коллекция Таганрогского художе-

ственного музея. URL: https://artchive.ru/

artists/486~Vladimir_Egorovich_Makovskij/

ский В.Е. «Секрет» (1884)46, Кустодиев Б.М. «Московский трактир» (1916)47), отражающих представителей разных слоев российского общества зачастую в сатирическом ключе.

Наиболее часто газета стала появляться в произведениях советских художников. Так, в период кампании по ликвидации безграмотности газета сыграла особую роль. Многие задачи советской власти решались посредством журналистики и новых методов пропагандистской работы с населением, в том числе печатных газет, а также «живых» газет, стенгазет и т.д. Произведение Виктора Перельмана «Рабкор» (1925)48 — не просто портрет: на нем изображен человек, который является коммуникационным проводником между новой властью и широкой аудиторией. Образ рабкора подчеркивается в картине реальными газетами того периода — которые, вероятно, по замыслу художника должны были считываться аудиторией как символы обновления общества.

Картина Владимира Малагиса «На смерть Клары Цеткин» (1933)49 представляет из себя объединяющую автопортрет и натюрморт мно-

works/560068~V_shvejtsarskoj (дата обращения 10.08.2024).

46 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21730 (дата обращения 10.08.2024).

47 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8470 (дата обращения 10.08.2024).

48 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://riamediabank.ru/media/743293. html?ysclid=m0xt36zi28464136404 https://art. biblioclub.ru/picture_142876_rabkor/?ysclid=m0xt b486ai483994484 (дата обращения 10.08.2024).

49 Коллекция Русского музея. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ painting/19_20/zhs-46/index.php (дата обращения 10.08.2024).

гоплановую композицию, в которой хорошо узнаваемая газета — «Ленинградская правда» — занимает центральное место: она расположена на картине так, что зритель может прочитать траурные заголовки и рассмотреть фотографию. Газета в этом контексте становится не только свидетельством значимого исторического события, выполняя документальную функцию, но и основным каналом коммуникации со зрителем, инструментом передачи сложных коннотативных смыслов. Картина является автопортретом, однако себя художник осознанно отодвинул на второй план, черты автора размыты и трудно различимы. Самым дальним планом в работе является картина, висящая на стене за спиной художника, отраженного в зеркале. Аллегоричность сюжета, апеллирующего к быстротечности человеческой жизни, подчеркивают и часы на стене, расположенные на переднем плане, но по диагонали к газете — в совокупности эти два символа олицетворяют некую дихотомию временного момента.

Как важное веяние времени в советский период в живописи отражался и феномен стенной газеты: Павел Кондратьев «Детский сад в деревне» (1930)50, Александр Лактионов «Курсанты выпускают стенную газету» (1938)51, Анатолий Левитин, Юрий Тулин «Свежий номер цеховой газеты» (1952)52, а также

50 Коллекция русского музея. URL: https:// obtaz.com/russian_museum_children_of_so-viet_state.htm (дата обращения 17.08.2024).

51 Частная коллекция. URL: https:// www.artcyclopedia.ru/kursanty_vypuskayut_ stennuyu_gazetu_1938g-laktionov_aleksandr_ ivanovich.htm (дата обращения 22.08.2024).

52 Коллекция русского музея. URL:

https://rusmuseumvrm.ru/data/collec-

чтение газет вслух для неграмотной аудитории, например, в картине Бориса Ермолаева «Слушают новости» (1938)53.

Работа Анатолия Левитина и Юрия Тулина «Свежий номер цеховой газеты» (1952)54 наиболее показательна в этом плане, т.к. наглядно отображает знаковые достижения государства: победу над неграмотностью, развитие промышленности, декларирование равных прав мужчин и женщин во всех областях жизни, изменения в социальной сфере, улучшение условий труда и т.д. По своей композиции, сюжету, другим выразительным средствам картина близка к агитационному плакату, и в этом контексте образ газеты также приобретает символическое значение — зеркала/отражения реальности через коллективное восприятие. Демонстрация правильных поступков героев, персонажей газетных материалов (передовики труда, новаторы, общественники), трансляция принципов социального равенства становится инструментом газетного изоморфизма и средством агитации.

В более поздний период в работах отечественных художников образ газеты отражает изменение мироощущения советских граждан 1960-

tions/painting/19_20/zh-6028/index. php?ysclid=m0ww8xwvhp733497236 (дата обращения 22.08.2024).

53 Коллекция русского музея. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ painting/19_20/ermolaev_b.n._slushayut_no-vosti._1 938._zh-11494/?lang = ru&ysclid=m 0wwmibkhm545003442 (дата обращения 22.08.2024).

54 Коллекция русского музея. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collec-tions/painting/19_20/zh-6028/index. php?ysclid=m0ww8xwvhp733497236 (дата обращения 27.08.2024).

1980 гг. и превращается из средства информации и агитации скорее в утилитарный предмет — обертку, подложку, упаковку, скатерть на столе. В сюжетах картин подчеркивается ее утилитарная функция: в нее заворачивают продукты, клеят на стены под обои, используют как техническую бумагу, она символизирует подчеркнутую простоту советского быта. В работах художников-нонконформистов, особенно Оскара Рабина (Оскар Рабин «Натюрморт с рыбой и газетой "Правда"» (1968)55, Оскар Рабин «Неправда» (1975)56) эти мировоззренческие изменения проявляются наиболее остро — газета явственно используется для выражения разочарованности и завуалированного протеста, создания смысловой двойственности в ощущении реальности.

Лежащая на передовицах с агитационными лозунгами («Вперед, к расцвету во имя блага людей») или оптимистичными рапортами («Чувство локтя») соленая рыба становится символом инакомыслия оппозиционных художников 19601980-х гг., а простой, на первый взгляд, натюрморт с газетой — манифестом несогласных.

Газета как объект произведений отечественного искусства XX в. была переосмыслена и организаторами выставки «Желтые страницы. Газета и изобразительное искусство ХХ века» (галерея «Ковчег», Москва,

55 Коллекция Циммерли. URL: https:// zimmerli.emuseum.com/objects/36278/stilllife-with-fish-and-pravda?ctx=3cce9a67ed71d7f13 7a0803735a2b4edb83cbf40&idx=24 (дата обращения 27.08.2024).

56 Коллекция фонда Цуканова. URL: https://mamm.ru/exhibitions/hommage/?ysclid =m0wwzd2ber882516667 (дата обращения 27.08.2024).

2006), которые соединили в одной экспозиции отечественный футуризм (Ростислав Янкус «В трамвае. Рабочий» (1921)57), концептуализм (работы Дмитрия Пригова и Ивана Чуйкова), нонконформизм Владимира Янкилевского с соцреализмом (Владимир Серов «Декрет о земле» (1957)58 и др.). Также газета заняла значимое место в новаторской выставке «Весть» (Русский музей, Санкт-Петербург, 2024), которая была посвящена художественной интерпретации проблемы передачи, получения и достоверности информации. В рамках этой масштабной экспозиции было продемонстрировано около 300 произведений из музейных и частных коллекций, часть из которых мы также упоминали в данном исследовании. Как подчеркнули создатели выставки, такая экспозиция «позволяет по-новому взглянуть на мир информации — от иконописи до сигналов из космоса — и ощутить, что в центре любого технологического процесса всегда остается человек»59.

Выводы

Газета в изобразительном искусстве является многогранным и наполненным разными (явными и неявными) смыслами объектом. В живописи и графике газета на протяжении долгого времени выполняет различные функции: информацион-

57 Частная коллекция. URL: https://www. theartnewspaper.ru/posts/20240115-qwad/ (дата обращения 27.08.2024).

58 Коллекция Третьяковской галереи. URL: https://riamediabank.ru/media/749347. html?ysclid=m1l2ymb95n770472208 (дата обращения 27.08.2024).

59 URL: https://rusmuseum.ru/benois-wing/ exhibitions/vest/?ysclid=m1m3jbh2iy313311722.

ную, идентификационную, агитационную, рекламную, аттрактивную, характерологическую и др. При этом она несет как межкультурные смыслы, так и отражает специфические этнокультурные особенности. Так, в европейской и американской портретной, бытовой и жанровой живописи XIX — первой половины XX в. газета часто выступает как индикатор неравенства, в советском искусстве первой половины XX в. она, напротив, представлена как атрибут равных возможностей. В последующие периоды подходы при использовании образа газеты менялись, но газета продолжала выполнять задачи как культурная универсалия, несущая позитивные коннотации, создающая динамичные и прогрессивные контексты при реализации основной идеи произведения.

Важным выводом представляется то, что природа газеты в изобразительном искусстве имеет дуалистический характер — она представлена и как источник информации, и как визуальный символ, участвующий в процессе коммуникации со зрителем. Визуальный облик и определяющие признаки периодики (формат, композиция полосы, включающая колонки текста, титульный блок, заголовки материалов рекламные сообщения) обладают свойствами, позволяющими быть мгновенно считанными зрителем независимо от набора изначально присущих ей культурно-социальных или лингвистических знаний.

Таким образом, изображение газеты по нашей трактовке апеллирует к ее символической природе и подчеркивает ее дуалистичность, поскольку в произведениях изобразительного искусства она вы-

ступает и как информационное сообщение, часто декларационного, пропагандистского или рекламного характера, и в то же время как легко считываемый визуальный символ, понятный любой аудитории.

По нашему мнению, используя образ газеты, автор произведения может решать разнообразные художественные задачи. Так, газета может использоваться как прямое информационное сообщение: при преобладании в произведении этой задачи автор фокусируется на использовании средств, позволяющих четко распознавать (и даже прочитать) газетные тексты, заголовки статей, первополосные материалы и названия газет. В этом случае газета становится визуальным центром картины, художник выводит ее на первый план, как бы приглашая зрителя к коммуникации и обсуждению содержания газеты. При этом человек как герой картины (если он в принципе присутствует) становится второстепенным объектом: читающим, распространяющим, продающим или осуществляющим иные действия с ней, однако при этом всегда подчеркивающим ее перво-степенность как смыслоформирую-щего объекта. В иных случаях газета становится элементом общей композиции картины, при этом всегда сохраняя легко узнаваемые внешние признаки: формат, графичность характерных разворотов газетных страниц, хорошо различимое или угадываемое название, используемый алфавит (латиница, кириллица) и т.п. Однако при этом сам текст публикаций размыт и не читаем, у автора нет цели привлечь внимание зрителя к содержанию газеты. В таком случае человек как объект

изображения, читающий или распространяющий прессу, является ключевым в картине, а газета лишь призвана подчеркнуть его статус, социальное положение, историческую роль, черты характера, уровень образования и интеллекта и др. Тогда газета как визуальный символ призвана к созданию индивидуальных черт, чтобы подчеркнуть характерологические особенности личности персонажа картины, род его деятельности, специфику общения, по-

ведения и другие акцентуации его характера.

Чем дальше от реалистичного отображения действительности, свойственного реализму, гиперреализму, станковизму, художник отходит в сторону условности и схематичности изображения (дадаизм, экспрессионизм, кубизм), тем сильнее газета, включенная в композицию, проявляет свойство символа и тем отчетливее становятся ее метафорические черты.

Список использованной литературы

1. Воскресенская М.А. Культурология журналистики: проблемы и перспективы институциализации / М.А. Воскресенская. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(2).203-220. — EDN TKGPOG // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 2. — С. 203-220.

2. Hallahan K. The Consequences of Mass Communication. Cultural and Critical Perspectives on Mass Media and Society / K. Hallahan. — New York: McGraw-Hill Primis Custom Publishing, 1997. — 112 p.

3. Ruben B.D. Culture and Communication / B.D. Ruben // Enciclopedia of Communication and Information / ed. by J.R. Schement. — New York: Macmillan reference USA, 2002. — Vol. 1. — P. 206-209.

4. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Ч.С. Пирс. — Москва : Логос, 2000. — 411 с.

5. Эко У Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У Эко. — Москва : Corpus, 2019. — 704 с.

6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — Москва : Прогресс, 1994. — 615 с.

7. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. — Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. — 702 с.

8. Morris Ch. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values / Ch. Morris. — Cambridge, MA, M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology, 1964. — 99 p.

9. Peirce Ch.S. Values in a Universe of Chance. Select Writings of Charles S. Peirce / Ch.S. Peirce. — New York : Garden City, 1958. — 484 p.

10. Ейгер Г В. К построению типологии текстов / Г. В. Ейгер, В.Л. Юхт // Лингвистика текста : материалы Науч. конф., Москва, 1974. — Ч. 1. — С. 103-110.

11. Большакова Л.0 О содержании понятия «поликодовый текст» / Л^. Большакова. — EDN IUKDSP // Вестник Самарского государственного университета. — 2008. — № 4 (63). — С. 19-24.

12. Большиянова ЛМ Внешняя организация газетного текста поликодового характера / ЛМ Большиянова // Типы коммуникации и содержательный аспект языка : сб. науч. тр. — Москва, 1987. — С. 50-56.

13. Денисова Г.В. Лингвокультурные универсалии как доминирующий фактор восприятия мемов / Г.В. Денисова, О.В Смирнова, О.В. Сапунова. — DOI 10.20339/PhS.6-23.043. — EDN JAEZFA // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. — 2023. — № 6. — С. 43-49.

14. Жердев Е.В. Метафора в дизайне : учеб. пособие / Е.В. Жердев. — Москва : Архитектура-С, 2010. — 464 с. — EDN QMGVOF.

15. Лотман Ю.М. Искусство как семиотическая система / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — Москва : Гнозис, 1994. — С. 59-66.

16. Шаклеин В.М. Лингвокультурология: традиции и инновации / В.М. Шаклеин. — Москва : Флинта, 2012. — 301 с. — EDN SDQZQB.

17. Мердок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры / Дж.П. Мердок // Антология исследований культуры / сост. С.Я. Левит. — Санкт-Петербург : Университетская книга. 1997. — Т. 1. — C. 49-57.

18. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая, А.Д. Шмелев, Т. В. Булыгина. — Москва : Языки русской культуры. 1999. — 790 с. — EDN SUMHYX.

19. Лобковская Л.П. Языковые знаки: корреляция интернационализмов и семантических универсалий / Л.П. Лобковская. — EDN PFVESV // Культурная жизнь Юга России. — 2012. — № 3 (46). — С. 56-57.

20. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. — Москва : Прогресс, 1977. — 413 с.

21. Chomsky N. Language in a Psychological Setting / N. Chomsky. — Sophia, Sophia University, 1987. — 73 p.

22. Eco U. The Limits of Interpretation / U. Eco. — Indiana University Press, 1994. — 304 p.

23. Ленина С.В. Газета как форма межкультурного взаимодействия (на примере немецкой прессы): автореф. дис. ...канд. философ. наук : 24.00.01 / С.В. Ленина. — Нижний Новгород, 2007. — 43 с.

24. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства / Е.Я. Басин. — 4-е изд., доп. — Москва : Гуманитарий, 2012. — 348 с.

25. Демин ГС. Художественный образ в живописи / ГС. Демин. — EDN OOJGXN // Вестник Тюменского государственного университета. Философия. — 2011. — № 10. — С. 179-185.

26. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — Москва : Архитектура-С, 2007. — 391 с.

27. Grabe M.E. Image Bite Politics: News and the Visual Framing of Elections / M.E. Grabe, E.P. Bucy. — New York: Oxford University Press, 2009. — 316 p.

28. Prior M. Visual Political Knowledge: A Different Road to Competence? / M. Prior. — DOI 10.1017/S0022381613001096 // The Journal of Politics. — 2014. — No. 76(1). — P. 41-57.

29. Schindler J. Looking Left or Looking Right? Effects of Newspaper Layout Style on the Perception of Political News / J. Schindler, B. Krämer, Ph. Müller. — DOI 10.1177/0267323117718463 // European Journal of Communication. — 2017. — Vol. 32, no. 4. — pp. 348-366.

30. Штомпка П. Визуальная социология : фотография как метод исследования / П. Штомпка. — Москва : Логос, 2007. — 200 с.

31. Демина И.Н. Журналистика в мире повседневности: слагаемые конвенциональной целостности как фактора преодоления конфликтов / И.Н. Демина, М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134. — EDN AMTDTT // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2021. — Т. 1, № 1 (34). — С. 134-143.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Voskresenskaya M.A. Culturology of Journalism: Problems and Prospects for Institutionalization. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 2, pp. 203-220. (In Russian). EDN: TKGPOG. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(2).203-220.

2. Hallahan K. The Consequences of Mass Communication. Cultural and Critical Perspectives on Mass Media and Society. New York, McGraw-Hill Primis Custom Publishing, 1997. 112 p.

3. Ruben B.D. Culture and Communication. In Schement J.R. (ed.). Enciclopedia of Communication and Information. New York, Macmillan Reference USA, 2002, vol. 1, pp. 206-209.

4. Peirce C.S.; Hartshorne C., Weiss P., Burks АЖ (eds). Collected Papers. Cambridge, the Belknap Press of Harvard University Press, 1965-1967. Vol. 1-8. (Russ. ed.: Peirce C.S. Selected Philosophical Works. Moscow, Logos Publ., 2000. 411 p.).

5. Eco U. La Estructura Ausente. Introduccion a la Semiótica. Barcelona, Casa Editrice Valentino Bompiani é z C.S.p.A., [1968]. 446 p. (Russ. ed.: Eco U. The Missing Structure: An Introduction to Semiology. Moscow, Corpus Publ., 2019. 704 p.).

6. Barthes R. L'aventure sémiologique. Paris, Seuil, 1985. 358 p. (Russ. ed.: Bart R. Selected Works. Semiotics. Poetics. Moscow, Progress Publ., 1994. 615 p.).

7. Lotman Yu.M. About Art. Saint Petersburg, Iskusstvo-SPB Publ., 1998. 702 p.

8. Morris Ch. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values. Cambridge, MA, M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology, 1964. 99 p.

9. Peirce Ch.S. Values in a Universe of Chance. Select Writings of Charles S. Peirce. New York, Garden City, 1958. 484 p.

10. Eiger G.V., Yukht V.L. On the Construction of a Typology of Texts. Text Linguistics. Materials of the Scientific Conference, Moscow, 1974, iss. 1, pp. 103-110. (In Russian).

11. Bol'shakova L.C. On the Content of the Concept of "Polycode Text". Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Samara State University, 2008, no. 4, pp. 19-24. (In Russian). EDN: IUKDSP.

12. Bol'shiyanova L.M. External Organization of Newspaper Text of Polycode Nature. Types of Communication and Content Aspect of Language. Collected Papers. Moscow, 1987, pp. 50-56. (In Russian).

13. Denisova G.V., Smirnova O.V., Sapunova O.V. Linguocultural Universalities as the Determining Factor in Perceiving Memes. Filologicheskie nauki. Nauchnye doklady vysshei shkoly = Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education, 2023, no. 6, pp. 43-49. (In Russian). EDN: JAEZFA. DOI: 10.20339/PhS.6-23.043.

14. Zherdev E.V. Metaphor in Design. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2010. 464 p. EDN: QMGVOF.

15. Lotman Yu.M. Art as a Semiotic System. In Yu.M. Lotman and the Tartu-Moscow Semiotic School. Moscow, Gnozis Publ., 1994. P. 59-66.

16. Shaklein V.M. Linguocultural Studies: Traditions and Innovations. Moscow, Flinta Publ., 2012. 301 p. EDN: SDQZQB.

17. Murdock G.P. Social Structure. New York, the Free Press; London, Collier-Macmillan Limited, 1949. 387 p. (Russ. ed.: Murdock G.P. Fundamental Characteristics of Culture. An Anthology of Cultural Studies. Saint Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 1997. Vol. 1. P. 49-57.).

18. Vezhbitskaya A., Shmelev A.D., Bulygina T.V. Semantic Universals and Description of Languages. Moscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ., 1999. 790 p. EDN: SUMHYX.

19. Lobkovskaya L.P. Language Signs: Correlation of Internationalisms and Semantic Universals. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii = Cultural Life of the South of Russia, 2012, no. 3, pp. 56-57. (In Russian). EDN: PFVESV.

20. Bruner J. Beyond the Information Given: Studies in the Psychology of Knowing. 1973, Norton. (Russ. ed.: Bruner J. Psychology of Cognition. Moscow, Progress Publ., 1977. 413 p.).

21. Chomsky N. Language in a Psychological Setting. Sophia, Sophia University, 1987. 73 p.

22. Eco U. The Limits of Interpretation. Indiana University Press, 1994. 304 p.

23. Lenina S.V. Newspaper as a Form of Intercultural Interaction (Using the German Press as an Example). Cand. Diss. Thesis. Nizhnii Novgorod, 2007. 43 p.

24. Basin E.Ya. Semantic Philosophy of Art. 4th ed. Moscow, Gumanitarii Publ., 2012. 348 p.

25. Demin G.S. Artistic Image in Painting. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta = Tyumen State University Herald, 2011, no. 10, pp. 179-185. (In Russian). EDN: OOJGXN.

26. Arnheim R. Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye. University of California Press, Berkeley, 1954. 508 p. (Russ. ed.: Arnheim R. Art and Visual Perception. Moscow, Arkhitektura Publ., 2007. 391 p.).

27. Grabe M.E., Bucy E.P. Image Bite Politics: News and the Visual Framing of Elections. New York, Oxford University Press. 2009. 316 p.

28. Prior M. Visual Political Knowledge: A Different Road to Competence? The Journal of Politics, 2014, no. 76(1), pp. 41-57. DOI: 10.1017/S0022381613001096.

29. Schindler J., Krämer B., Müller Ph., Looking Left or Looking Right? Effects of Newspaper Layout Style on the Perception of Political News. European Journal of Communication, 2017, vol. 32, no. 4, pp. 348-366. DOI: 10.1177/0267323117718463.

30. Shtompka P. Visual Sociology: Photography as a Research Method. Moscow, Logos Publ., 2007. 200 p.

31. Demina I.N., Shkondin M.V. Journalism in the World of Everyday Life: Components of Conventional Integrity as a Factor in Overcoming Conflicts. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 134-143. In Russian). EDN: AMTDTT. DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134.

Информация об авторах

Смирнова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, [email protected], © https://orcid.org/0000-0003-1349-4241.

Свитич Анастасия Леонидовна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра фотожурналистики и технологий СМИ, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация, [email protected], © https://orcid.org/0000-0002-1368-7118.

Демина Ирина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и маркетинговых технологий, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], С https://orcid. org/0000-0003-0306-3579, SPIN-код: 8976-1790, ResearcherlD: GLR-4527-2022.

Authors Information

Olga V. Smirnova — PhD in Philology, Associate Professor, Head of Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], C! https://orcid.org/0000-0003-1349-4241.

Anastasia L. Svitich — PhD in Philology, Associate Professor, Department of Photojournalism and Media Technologies, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected], (! https://orcid.org/0000-0002-1368-7118.

Irina N. Demina — D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, idemina.irk@ gmail.com, Q https://orcid.org/0000-0003-0306-3579, SPIN-Code: 8976-1790, ResearcherID: GLR-4527-2022.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Смирнова О.В. Газета как визуальный символ в произведениях изобразительного искусства / О.В. Смирнова, А.Л. Свитич, И.Н. Демина. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(4).723-741. — EDN QQKYHD // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 4. — С. 723-741.

For Citation

Smirnova O.V., Svitich A.L., Demina I.N. Newspaper as a Visual Symbol: The Results of the Analysis of Works of Fine Arts. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 4, pp. 723-741. (In Russian). EDN: QQKYHD. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(4).723-741.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.