Ильичева И.Л.
ОБРАЗ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)
Аннотация. Статья посвящена моделированию образа региона сквозь призму языкового сознания жителей Брестской области. Материалом исследования послужила 821 ассоциация, полученная в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 160 студентов Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. Все полученные ассоциативные реакции разделены на 10 тематических групп. На основе ранжирования тематических групп в соответствии с количественными данными выделены слои в когнитивной структуре образа Брестской области.
Ключевые слова. Психолингвистика, языковое сознание, ассоциативное поле, ассоциативная реакция, когнитивный слой.
Ilyicheva I.L.
IMAGE OF THE BREST REGION (BASED ON THE MATERIALS OF AN ASSOCIATE EXPERIMENT: MODELING AND INTERPRETATION)
Abstract. The article is devoted to modeling the image of the region through the prism of the linguistic consciousness of the residents of the Brest region. The research material was 821 associations obtained during a free associative experiment, in which 160 students ofBrest State University named after A.S. took part. Pushkin. All obtained associative reactions are divided into 10 thematic groups. Based on the ranking of thematic groups in accordance with quantitative data, layers in the cognitive structure of the image of the Brest region are identified.
Keywords. Psycholinguistics, linguistic consciousness, associative field, associative reaction, cognitive layer.
Введение
В процессе познания и осмысления окружающей действительности человек упорядочивает в своем представлении элементы этой действительности, устанавливает отношения между вещами, явлениями, процессами. При этом, «точкой отсчета в этой деятельности является сам человек, использующий в качестве критерия оценки собственные ощущения и утилитарные функции осваиваемых регалий. Язык в этой связи выполняет уникальную роль посредника между субъектом и объектами внешней данности, с одной стороны, и инструментом категоризации, с другой» [2, с. 151]. В результате, в психике человека «через предметные значения и соответствующие когнитивные схемы предметный мир отображается и, что весьма важно, поддаётся сознательной рефлексии» [3, с. 12].
ГРНТИ 16.21.27 EDN WOZNEG © Ильичева И.Л., 2023
Инна Леонидовна Ильичева - кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры речеведения и теории коммуникации Минского государственного лингвистического университета (Республика Беларусь). Контактные данные для связи с автором: 224001, Республика Беларусь, г. Брест, ул. 1-я Хлебная, 2 (Belarus, Brest, 1st Khlebnaya str., 2). Тел.: +375 29 7248742. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.11.2023.
Каждое слово, воспринимаемое или воспроизводимое нами в процессе коммуникации, «приводит в возбуждение сложнейшую сеть ассоциативных связей, сформировавших и вновь создающих образ слова» [4, с. 1]. Живое слово, как указывает А.А. Залевская, «представляет собой: достояние пользующегося словом человека; продукт своеобразной переработки индивидом многообразного (вербального и невербального) опыта познания и общения; средство доступа к образу мира личности; специфическое орудие разнообразной (в том числе - коммуникативной) индивидуальной и социальной деятельности людей; познавательную единицу с двойственной онтологией, обращенную одной своей ипостасью к индивиду, а другой - к социуму/культуре» [5, с. 54].
С точки зрения Н.И. Кургановой, «исследование функционирования значения живого слова с учётом двойной соотнесенности ставит задачу дальнейшего изучения возможностей ассоциативных экспериментов в репрезентации структур знания и требует разработки специальных приемов и экспериментальных процедур» [8, с. 24]. В современных психолингвистических исследованиях ассоциативный эксперимент рассматривается не только как «один из наиболее надежных и эффективных методов, обеспечивающих доступ к изучению структур знания и сознания» [8, с. 25], но и ценный метод в межкультурном аспекте, «поскольку позволяет выявить, каковы те ментальные образы мира, которые присущи представителям того или иного этноса» [1, с. 6].
В.А. Пищальникова пишет: «Ассоциативный эксперимент выявляет деятельностное отношение человека к миру, представленное языковыми средствами, которое детерминирует актуальные для индивида стратегии вербальной деятельности и опосредованно - специфику концептуализации мира» [10, с. 750]. По словам Л.И. Ручиной, «материал ассоциативных экспериментов дает возможность выявить наибольшее количество актуальных для современного состояния сознания когнитивных признаков концепта» [12, с. 102].
Согласно Н.В. Уфимцевой, ассоциативный эксперимент можно трактовать как «специфичный для данной культуры и языка "ассоциативный профиль" образов сознания, интегрирующий в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос» [15, с. 99]. По ее мнению, изучение языкового сознания посредством ассоциативного эксперимента, «дает возможность выявить системность как содержание образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [15, с. 103]. Цель, материал, методологическая база и методика исследования
Теоретической базой исследования послужила принятая в современной психолингвистике концепция языкового сознания (И.Н. Горелов, Е.И. Горошко, A.A. Залевская, Н.С. Сергиева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, И.А. Стернин, М.А. Стернина, А.В. Рудакова, Т.Н. Ушакова, P.M. Фрум-кина и др.). Под языковым сознанием, вслед за Е.Ф. Тарасовым, мы понимаем «совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, ассоциаций, предложений, текстов и ассоциативных полей» [14, с. 26]. Получаемое в результате проведения психолингвистического эксперимента ассоциативное поле того или иного слова-стимула - «это не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [15, с. 104].
А.В. Рудакова справедливо отмечает, что «значение, выявляемое психолингвистическими экспериментами, практически всегда оказывается намного объемнее и глубже, чем его представление в толковых словарях» [11, с. 36]. Выявленное на базе ассоциативного эксперимента семное описание психолингвистического значения слова «позволяет достаточно объемно и психологически достоверно представить значение слова как феномен актуального языкового сознания носителей языка» [13, с. 206], поскольку за системой языковых значений индивида стоит субъективный образ объективного мира, в котором взаимодействуют элементы, содержащие и общечеловеческие, и культурно-специфические знания.
Материал исследования - языковые данные ассоциативного эксперимента (ассоциаты на словосочетание-стимул «Брестская область»), полученные автором в ходе обработки 160 анкет испытуемых. Основной метод исследования - цепной (цепочечный) свободный ассоциативный эксперимент. Цель данной статьи - моделирование и описание ассоциативного поля «Брестская область» на материале
свободного цепочечного ассоциативного эксперимента с респондентами, проживающими на территории Брестского региона.
Обработка результатов цепочечного ассоциативного эксперимента со словосочетанием-стимулом «Брестская область» позволит интерпретировать полученные ассоциаты с точки зрения сравнения когнитивных признаков, выявленных в результате анализа языковых данных. Изучение совокупности всех реакций позволит описать когнитивную структуру изучаемого нами образа Брестского региона в сознании респондентов. Результаты и их обсуждение
Любой территориальный локус (сельское поселение, город, крупный район, страна, макрорегион и др.) может быть репрезентирован как целенаправленный, детально структурированный образ. Конструирование образа осуществляется людьми в процессах реальной жизнедеятельности, в ходе бесчисленных актов восприятия и интерпретации информации, протекающих в сознании человека. Образ формируется постепенно «под воздействием многих факторов: природных, климатических, социально-экономических, политических, культурных, исторических и т.д.» [9].
Географический образ всегда означен и, как пишет Н.Д. Замятин, репрезентирует собой «систему знаков, символов, стереотипов, архетипов, мифов, характеризующих определённую территорию» [6, с. 13]. Восприятие территории обусловлено и средой или контекстом взаимодействия, т.е. национальной культурой, спецификой национального дискурса, и зависит от практической вовлеченности субъекта в деятельность [8]. Психолингвистическое моделирование геополитических образов является новым, актуальным и важным направлением в современной лингвистике, поскольку «конструирование геополитических образов осуществляется в тесной взаимосвязи с психологией и культурой народа ... геополитический образ - это преобразованная реальность, в которой отражается ментальность этноса» [8, c. 97].
Для того, чтобы понять, какой образ региона формируется в сознании жителей Брестской области, в сентябре 2023 года кафедра речеведения и теории коммуникации Минского государственного лингвистического университета в рамках выполнения исследования «Коммуникативное пространство Брестчины» при содействии главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского областного исполнительного комитета начала масштабное исследование «Брестчина глазами людей разных профессий». Для участия в эксперименте привлекались люди разного возраста (от 18 до 70 лет), пола и разной профессиональной принадлежности. Всего в исследовании приняли участие 2 960 человек: студенты - 160; работники производственной сферы - 600; сферы сельского хозяйства -600; сферы коммунально-бытового обслуживания - 200; сферы культуры - 400; работники спорта и туризма - 200; работники сферы здравоохранения - 400; госслужащие - 200; работники сферы образования - 200 человек. Для всех респондентов родной язык - русский.
Респондентами данных, представленных в этой публикации, были студенты 1-5 курсов факультета иностранных языков БрГУ имени А.С. Пушкина (160 человек). Опрос проводился в сентябре 2023 года. В анкетных данных нужно было указать информацию об участниках эксперимента; возраст, пол. Испытуемым было предложено дать 5-7 ассоциаций, первыми пришедших в голову, на словосочетание -стимул «Брестская область» за ограниченный временной промежуток. Вербальные реакции записывались в письменной форме, что еще больше усиливает определенную направленность сознания участников экспериментов на актуализацию того или иного фрагмента сознания.
Исследование проходило в несколько этапов. На этапе обработки материала была получена 821 ассоциативная реакция. Содержание реакций обусловлено экстралингвистическими параметрами: возрастом испытуемых (17-20 лет), тем, что большинство из них родились в разных населенных пунктах Брестской области.
На первом этапе обработки произведено структурирование всего массива полученных ассоциативных реакций в соответствии с принципом частотности и сформировано ассоциативное поле. Под «ассоциативным полем» мы, вслед за А.П. Клименко, понимаем все слова-реакции на заданное слово-стимул [7, с. 19]. Любое ассоциативное поле имеет определенную структуру: ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию.
Ассоциативное поле исследуемого словосочетания в сознании студентов по завершении обработки полученных результатов приобрело следующий вид (в статье приводятся реакции с частотой до 1 включительно): БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ: Брестская крепость (90); природа (65); Беловежская пуща (50);
зубр (37); улица Советская (37); лес (27); родина (25); архитектура (25); уют (21); университет (20); красота (19); набережная (19); чистые улицы (19); красивые места (19); историческое прошлое (14); замки (13); заводы (12); красивая (11); болото (10); множество кафе (10); туристы (10); тишина (9); Мухавец (9); историческая (9); семья (8); достопримечательности (8); озера (8); водоемы (7); Савуш-кин продукт (7); зеленая (7); фонари (7); фонарщик (7); мама (6); граница (6); парк 1-го Мая (6); Ко-бринские сыры (5); комфорт (5); картофель (5);развитая (5); аист (4); детство (4); ж/д вокзал Брест (4); Пружаны (6); интересные мероприятия (7); ВОВ (3); реки (3); ЦУМ (3); Полесье (3); приветливые люди (3); Остромечево (3); доброта людей (3); общительные люди (3); отзывчивые люди (3); молодежная (3); гостеприимство (3); гандбол (3); героическая (3); большая (3); любимая (3); яркая (3); молоко (3); родная (3); дружелюбие (3); Кобринский аквапарк (2); Машеров (2); Пинск (2); памятники (2); место для жизни (2); родные люди (2); Буг (2); колесо обозрения (2); Брестский мясокомбинат (2); Кобринский аквапарк (2); грибы (2); душевная (2); памятник 1000-летия Бреста (2); пробки (1); Суворов (1); Брестский трикотаж (1); молодежь (1); Чернавчицы (1); близкие люди (1); превосходная атмосфера (1); «Мотольские присмаки» (1); изменчивость (1); Кобрин (1); автовокзал (1); Польша рядом (1); друзья (1); парк интернационалистов (1); олени (1); тепло (1); доброжелательность (1); цветы (1); дреговичи (1); березы (1); драники (1); Западная Беларусь (1); ухоженность (1); Лучше Бреста нету места (1); жизнь (1); радость (1); эмоции (1); усадьба Немцевичей (1); голуби (1); мясомолочное производство (1); Скоки (1); качественная медицина (1); Барановичи (1); Белая Вежа (1); Гефест (1); Каменец (1); Динамо-Брест (1); театр (1); Кобринское мороженое (1); музей железной дороги (1); Каме-нецкая башня (1); Зимний сад (1); общежитие (1); Европа (1); Белое озеро (1).
Как видно из приведенных примеров, большая часть ассоциатов представляет собой реакции-словоформы и реакции-словосочетания, в единичных случаях фиксируются реакции-предложения.
На втором этапе исследования было выделено ядро ассоциативного поля «Брестская область» в составе 10 наиболее частотных вербальных реакций. Это ядро представлено следующими ассоциатами, которые ранжированы в порядке частотности: Брестская крепость (90); природа (65); Беловежская пуща (50); зубр (37); улица Советская (37); лес (27); родина (25); архитектура (25); уют (21); университет (20). Суммарно ядро поля образует 376 ассоциатов, что составляет 45% от всего поля.
Ассоциат Брестская крепость выступает абсолютной доминантой языкового сознания лиц молодёжного возраста. К наиболее частотным реакциям вполне ожидаемо относятся также природа и Беловежская пуща. Брестская крепость первой приняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. В сентябре 1971 года открыт мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», где в едином ансамбле объединены места боёв, руины, сохранившиеся сооружения крепости, скульптурные и музейные экспозиции. Беловежская пуща является одним из древнейших реликтовых лесов Европы, который сохранился практически в первозданном виде и уже более 600 лет находится под охраной. В содержании ядра были также отмечены следующие вербальные реакции: улица Советская, университет, архитектура, лес, зубр, природа, уют, что свидетельствует об укоренившихся в сознании студенческой молодежи разновекторных характеристиках образа Брестского региона.
Ассоциативное поле в сознании носителя языка структурировано когнитивными категориями [13], поэтому на третьем этапе исследования осуществлена когнитивная интерпретация результатов - сформулированы когнитивные признаки, объективируемые сходными по семантике ассоциатами. Все полученные ассоциативные реакции, включая единичные, были разделены на 10 тематических групп:
(1) географические особенности; (2) экономика; (3) население; (4) туризм; (5) здравоохранение; (6) спорт; (7) история и культура; (8) транспорт; (9) образование; (10) личное отношение.
Первое место по количеству полученных ассоциативных реакций занимает тематическая группа «Географические особенности» - 241 ассоциат, что составляет 30% от всего поля. Участники эксперимента воспринимают Брестскую область как регион с определёнными ландшафтными особенностями, со своей флорой и фауной: природа (65), Беловежская пуща (50), зубр (37), лес (27), болото (10), река Мухавец (9), озера (8), водоемы (7), картофель (5), аист (4), реки (3), Полесье (3), река Буг (2), грибы
(2), березы (1), олени (1), цветы (1), голуби (1). В языковом сознании студентов единичными случаями представлен территориальный признак Брестской области: Западная Беларусь (1), Польша рядом (1), Европа (1).
На втором месте по частотности находятся реакции, входящие в тематическую группу «Личное отношение» - 207 ассоциатов (26%). В конкретизированных ответах студентов прослеживается теплое
эмоциональное отношение к Брестскому региону: красота (19), чистые улицы (19), тишина (9), уют (12), красивая (11), зеленая (7), комфорт (5), дружелюбие (3), гостеприимство (3), яркая (3), родная (3), любимая (3), место для жизни (2), душевная (2), изменчивость (1), тепло (1), ухоженность (1), жизнь (1), радость (1), эмоции (1), доброжелательность (1), превосходная атмосфера (1), Лучше Бреста нету места (1), молодежная (1).
Значительное количество примеров обладает синтагматическим характером. В паре «стимул - реакция» второй содержит значение процессуального или непроцессуального признака (Брестская область - родная, красивая, зеленая, душевная, яркая, молодежная).
Значительная часть студентов связывала стимул-словосочетание «Брестская область» с понятием малой родины, места рождения. В большинстве случаев (25 единиц) на первый план выдвигалось существительное родина и отдельные топонимические номинации (Каменец, Пружаны, Чернавчицы, Кобрин, Пинск, Остромечево, Скоки, Барановичи). Данный факт говорит не только о том, что в одном учебном заведении проходят обучение молодые люди из разных частей Брестской области, но и о том, что они, находясь вместе, друг с другом, соотносят себя не только с университетским сообществом, но и с другими сообществами по территориальному признаку.
В материале фиксируются также словосочетания родные люди (3), семья (8), мама (6), детство (4), близкие люди (1). Это свидетельствует о том, что для молодого человека, живущего и обучающегося в Брестской области, система ценностей вполне традиционна: «семья (родители, дети) - дом - Родина».
Тематическая группа «История и культура» замыкает тройку наиболее представленных по количеству групп - 149 ассоциативных реакций (19%). Значимыми являлись такие составляющие, как Брестская крепость (90), историческое прошлое (14), замки (13), фонари (7), фонарщик (7), интересные мероприятия (7), ВОВ (3), памятники (2), памятник 1000-летия Бреста (2), Белая Вежа (1), театр (1). Данные свидетельствуют о том, что специфика восприятия региона хорошо просматривается сквозь призму его героического прошлого и культурного наследия.
Четвертую позицию по частотности занимает тематическая группа «Туризм» (112 ассоциатов, 14%). В сознании молодежи достаточно ярко представлен образ Брестского региона как одного из самых успешных регионов по темпам роста экспорта туристических услуг. Согласно статистическим данным, в 2022 году Брестскую область посетили без малого 1,5 млн туристов. В ответах студентов фиксируются популярные среди молодежи достопримечательности: улица Советская (37), архитектура (25), Набережная (10), туристы (10), достопримечательности (8), парк 1-го Мая (6), колесо обозрения (2), Кобринский аквапарк (2), музей ж/дороги (1), парк воинов-интернационалистов (1), Зимний сад (1).
Тематическая группа «Экономика» представлена 48 ассоциатами, 0,6% от общего количества: заводы (12), много кафе (10), ОАО «Савушкин продукт» (7), ОАО «Кобринкие сыры» (5), ЦУМ (3), дра-ники (3), молоко (3), ОАО «Брестский мясокомбинат» (2), мясомолочное производство (1), «Гефест» (1), Брестский трикотаж (1), Кобринское мороженое (1), фестиваль «Мотольские присмаки (1). Как видно из приведенных примеров, респонденты ассоциируют Брестчину не только с государственными и коммерческими предприятиями региона и выпускаемой продукцией, но и инструментами событийного маркетинга.
Далее ранг частотности реакций смещается в сторону двух тематических групп «Население» (32 ас-социата, 0,4%) и «Образование» (21 ассоциат, 0,3%). Несмотря на небольшую разбежку в количестве, данные тематические группы кардинально отличаются наполняемостью. Тематическая группа «Образование» актуализирована только двумя ассоциатами - университет (20) и общежитие (1). В тематической группе «Население» превалирует оценка: приветливые люди (3), общительные люди (3), отзывчивые люди (3), доброта людей (3). В отдельных случаях Брестская область ассоциируется с прецедентными для региона именами: Машеров (2), Суворов (1), дреговичи (1).
Единичными ассоциатами представлены тематические группы «Здравоохранение» (1, 0,001%): качественная медицина (1); «Спорт» (4, 0,005%): гандбол (3), Динамо-Брест (1); «Транспорт» (6, 0,007%): автовокзал (1), ж/д вокзал (4), пробки (1). Все ассоциации данной группы обладают парадигматическим характером.
На заключительном этапе на основе ранжирования тематических групп в соответствии с количественными данными была выделена следующая когнитивная структура образа Брестской области. Когнитивные слои:
1) Брестская область - регион с историко-культурным потенциалом (18%);
2) Брестская область- экономически развитый регион (6%);
3) Брестская область - регион с научно-образовательным потенциалом (2,5%);
4) Брестская область - регион с развитой транспортной инфраструктурой (0,7%);
5) Брестская область - регион с туристическим потенциалом (13%);
6) Брестская область - регион с развитой спортивной инфраструктурой (0,5%);
7) Брестская область - регион с развитой медицинской инфраструктурой (0,1%);
8) Брестская область - оценка, отношение (25,2%);
9) Брестская область - регион с человеческим потенциалом (4%);
10) Брестская область - уникальный по биоразнообразию регион (30%). Выводы
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: ведущими направлениями построения образа Брестского региона сквозь призму языкового сознания его жителей являются: восприятие региона как носителя богатого историко-культурного наследия; оценка Брестской области как уникальной природной территории; идентификация Брестчины как благоустроенного и ухоженного региона; взгляд на Брестскую область как на быстроразвивающийся регион с высоким промышленным потенциалом. На периферии сознания участников эксперимента находятся следующие стратегии конструирования образа Брестской области: определение региона через производимую в регионе продукцию; признание Брестчины как региона с качественным образованием; восприятие Брестчины в качестве места, где можно реализовать свои возможности в сфере профессиональной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в лингвистике // Вестник Бурятского госуниверситета. 2021. Т. 11. С. 6-9.
2. Даминова Р.А. Ассоциативная структура значения и фонетическая значимость слова: автореферат дис. ... канд. филол. наук / Уфимский государственный авиационный технический университет. Уфа, 2010. 25 с.
3. Довгалюк М.Н. Ассоциативно-вербальное поле «армия»: лингвокогнитивный аспект: автореферат дис. ... канд. филол. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2016. 25 с.
4. Долинский В. А. Моделирование вербальных ассоциативных полей в квантитативной лингвистике: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Московский государственный лингвистический университет. М., 2011. 50 с.
5. Залевская ИА. Значение слова и «живой поликодовый гипертекст» // Вопросы психолингвистики. 2013. № 1 (17). С. 8-20.
6. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11-23.
7. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Мн.: МГПИИЯ, 1974. 108 с.
8. Курганова В.В. Ассоциативный эксперимент как метод исследования значения живого слова // Вопросы психолингвистики. 2019. № 3 (41). С. 24-37.
9. Осипова Е.А. Теория и практика социального брендинга. Ценностные аспекты создания брендов в социальной сфере. М.: ИПК, 2009. 156 с.
10. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23, № 3. С. 749-761.
11. РудаковаА.В. Теоретические и прикладные проблемы психолингвистической семасиологии и лексикографии: автореферат дис. ... д-ра филол. наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2022. 51 с.
12. Ручина Л.И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 5 (3). С. 102-106.
13. Стернин И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Ламберт, 2011. 192 с.
14. ТарасовЕ.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 7-22.
15. Уфимцева Н.В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. № 4 (8). С. 98-111.