УДК 81'373.2 ББК 81.053.16 ВАК 10.02.19
Ильичева И. Л.
Минск, Беларусь
ИНВЕНТОНИМЫ БРЕСТЧИНЫ: ОТ НОМИНАЦИИ К
КОММУНИКАЦИИ
Аннотация Статья посвящена вопросам формирования и развития имиджа территории посредством номинативных практик. В статье описаны современные тенденции номинирования культурных событий Брестского региона, выявлены вербальные и невербальные маркеры, актуализирующие ассоциативную связь инвентонимов с ключевыми характеристиками геолокации.
Ключевые слова: имидж региона, культурное событие, инвентоним, сетевой поликодовый медиатекст.
Ilyicheva Inna L. Minsk, Belarus
ENVENTONYMS OF THE BREST REGION: FROM NOMINATION TO
COMMUNICATION
Abstract: The article is devoted to the formation and development of the territory image through nominative practices. The article describes current trends in the nomination of cultural events in the Brest region, identifies verbal and nonverbal markers that actualize the associative connection of inventories with the key characteristics of geolocation.
Key words: image of the region, cultural event, inventory name, network polycode media text.
Постановка проблемы
Обратной стороной процесса глобализации является глокализация, характеризующаяся стремлением локальных территорий выйти на мировой уровень, создать свой собственный уникальный имидж, продемонстрировать ресурсный потенциал и сравнительные преимущества. Многие исследователи справедливо связывают регионализм с конструированием образа региона. По словам В.А. Щипкова, «регионализм по своим механизмам очень напоминает ребрендинг регионального социокультурного ландшафта, то есть изменение восприятия региональных образов местным населением» [Щипков, 2017: 8].
Как утверждает Н.Д. Замятин, «город, небольшая местность, крупный район, страна, макрорегион и т.д. - может быть репрезентирована как целенаправленный, детально структурированный образ» [Замятин, 2013: 21]. С целью выработки стратегий и тактик формирования образа территории, по мнению Н.Д. Замятина, «составляется когнитивная схема развития гуманитарно-географического образов территории, которая включает основные мыслительные цепочки развития возможных образов территории: возможные бренды - образы-архетипы - типовые образы - метафоры и метонимии - визуальные символы, знаковые места - ключевые тексты, мотивы презентации» [Замятин, 2013: 20-21].
Имидж территорий становится требованием времени, для которого характерно расширение коммуникативных процессов и растущая конкуренция [Минаева 2003]. Не останавливаясь подробно на различных трактовках термина «имидж территории», укажем наиболее значимые для нашего исследования. По мнению О.В. Прасоловой, «имидж территории -это мнение о регионе, основанное на его специфических особенностях, сформированное в сознании целевой аудитории посредством СМИ для
обеспечения оптимальной коммуникативной среды географического субъекта PR» [Прасолова, 2010: 11].
И.С. Важенина считает, что «имидж территории - это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, возникающих по поводу ее природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей» [Важенина, 2008: 21].
А.А. Добрикова определяет имидж региона как «рационально формируемый, эмоционально окрашенный, эстетически привлекательный образ региона, основанный на представленных в знаковой форме объективных неварьируемых параметрах социокультурного уклада региона, транслируемый через социокультурную коммуникацию» [Добрикова, 2012: 8].
Имиджевый подход к продвижению локаций может заключаться и «в создании концептуальной платформы, связывающей номинативные практики» [Голомидова, 2015: 195]. Наиболее важными позициями такой платформы, на наш взгляд, являются следующие: «1) формулирование ключевых тем в «городском нарративе»; 2) согласованность именных обозначений с социально-функциональной и социально-культурной нагрузкой зон и отдельных элементов городского пространства; 3) конструирование образной семантики новых урбанонимов в соотнесении с моделируемыми образами пространственно-архитектурной среды» [Голомидова, 2015:195].
Из выше сказанного становится очевидным, что «имидж места рассматривается как одна из технологий маркетинговых коммуникаций применительно к территории ... <...> ... как рациональный и последовательно формируемый образ, к созданию которого привлекаются возможности СМИ, PR и рекламы» [Голомидова, 2020 :265].
Территориальное позиционирование, основанное на номинативных практиках, становится актуальным в рамках различных государств.
Формирование имиджа отдельных белорусских регионов играет существенную роль в репрезентации Беларуси в общественном сознании и многие белорусские регионы, в том числе и Брестская область, придерживаются такой политики. За последние 15 лет Брестская область активно формирует и развивает региональные бренды с целью представления страны на международной арене и продвижения туристского продукта.
Глокальные маркетинговые стратегии продвижения Брестского региона широко используют инновационные подходы, одним из которых является организованная событийность, создающая и укрепляющая бренды региона. Как показывает мировая практика, культурная событийность способна привлечь не только местных жителей, но и значительные потоки туристов. Так, широкое признание в мире получили такие фестивали и праздники, как «Рыба в Лиссабоне» (Португалия), «Фестиваль вина» (Швейцария), «Битва томатов» (Испания), «Октоберфест» (Германия), «Праздник селедки» (Нидерланды), «Фестиваль лимонов» (Франция), «Фестиваль корюшки» (Россия), «Фестиваль шоколада» (Франция), «Праздник белых трюфелей» (Италия) и ряд других.
Многочисленные культурные события приводят к тому что, «ономастическое пространство эволюционирует, качественно и количественно расширяется, увеличивается число объектов, значимых для человека и нуждающихся в индивидуальном именовании; формируются новые классы собственных имен» [Романова, 2020 :223], которые «носят опосредствованный след той географической среды, в которой складывалась культура» [Пономаренко, 2019 :84]. Мы разделяем точку зрения Т.П. Романовой о том, что организация и проведение различных культурных мероприятий и событий способствует к появлению отдельной группы о н им о в , которую исследователь номинирует общим термином ивентоним.
Потенциал инвентонимов, на наш взгляд, гораздо выше чем у урбанонимов, поскольку они обладают большим информационно-коммуникативными ресурсами «для формирования и продвижения имиджа
геолокации, содержат вербальное представление смысловых имиджевых доминант региона, которые можно назвать - бренд-идентификаторами территории» [Романова, 2019 :157], они «способны транслировать историко-культурную информацию, привнося в портрет города черты исторической глубины и региональной или локальной индивидуальности» [Голомидова, 2019 :13].
Результаты исследования
Цель настоящей статьи - фиксация актуальных тенденций в наименовании региональных ивентов, выявление вербальных и невербальных маркеров, актуализирующих ассоциативную связь инвентонимов с ключевыми характеристиками геолокации.
Для проведения анализа методом сплошной выборки были отобраны названия специальных культурных событий (110 наименований), 120 полимодальных медиатекстов из онлайн-версий региональных газет «Вечерний Брест», «Заря», «Брестский вестник» за период 2016-2022гг.,
В настоящее время на Брестчине организуется большое количество разнообразных культурных событий, обладающих значительным информационно-коммуникативным ресурсом для формирования и продвижения имиджа территории, иными словами, которые выступают геобрендинговыми маркерами.
Анализ периодичности проводимых культурных мероприятий на территории Брестского региона позволяет выделить многократные и единовременные ивенты. Для фиксирования многократности используются временные и цифровые маркировки: «Берестейские сани -2022», XXIII областной фестиваль духовой музыки «« Фанфара», 21-й районный праздник фольклорного искусства ««З крынщ спрадвечных», Малоритский Х районный смотр-конкурс обрядового фольклора «« Спадчына зямл1 Маларыцкай».
С точки зрения структуры инвентонимы представляют собой развернутую фразу, в которой присутствует стержневой (номенклатурный)
элемент, четко указывающий на формат и тип культурного мероприятия -фестиваль, проект, выставка, шоу-программа, ярмарка, праздник, праздник-экскурсия и т. д. К стержневому компоненту присоединяются уточняющие маркеры, определяющие тематическую сферу события. Семантически инвентонимы не только идентифицируют событие, но и обладают коннотативным аспектом. Представляя собой результат вторичной номинации, они образуются от апелятивов и других онимов.
Анализируя календарь культурных событий Брестчины за указанный период, можно выявить типологию геобрендинговых маркеров. В качестве знака места название культурного события содержит различные онимы Брестчины или образованные от них прилагательные: астионимы (историко-краеведческий фестиваль «Телеханский фест», молодежный проект «Каменецкий драйв», праздник народного творчества «Хмелевская Сёмуха», праздника города « Барановичская весна», областной праздник «Ружанская брама», фестиваль водного туризма «Мотольская регата», театральный фестиваль фольклора « Мотальстя прысмат», экологический фестиваль «Споровские сенокосы»); хоронимы (региональный праздник «Лунтецтя клубнгцы», фольклорный онлайн смотр-конкурс «Жывая спадчына Лунтеччыны», районный смотр-конкурс обрядового фольклора «Спадчына зямлг Маларыцкай»); гидронимы (праздник-конкурс песни и поэзии «Мелодии Ясельды», фестиваль искусств «Зори над Пиной»); дримонимы (праздничное мероприятие Беловежская сказка», фестиваль регионального фольклора «Палеск карагод», праздник-экскурсия « Купалье в Беловежской пуще»); агоронимы (международный театральный фестиваль «Белая Вежа»); антропонимы (планер самодеятельных художников «Путями Н. Орды»). Как видно из примеров, многочисленные региональные онимы служат реализации пространственной идентичности.
В целях прагматического воздействия на адресата номинатор часто использует эмоционально-образную номинацию, например песенный форум «Спявай мая чароуная зямля», конкурс на лучший дожиночный сноп «Вялк
скарб палёу бязмежных», онлайн-проект «« Смачна есц1», праздник фольклорного искусства «« З крынщ спрадвечных». Применительно к Брестскому региона образ Беловежской пущи давно уже стал неотъемлемым и символичным, а вместе с ним и ряд культурных событий: праздник ««Рёв оленей», фестиваль бардовской песни и поэзии ««Музыка пущи». фестиваль ««Добрыя суседзг», праздник «« Свята варэння», фестиваль охотничьей роговой музыки и песни ««Царская поляна». Эмоционально окрашенные инвентонимы способствуют формированию в сознании адресата совокупности позитивных и эмоциальных представлений, связанных с образом региона.
В коммуникативном пространстве Брестского региона идет постоянный поиск новых форм выражения и тематики культурных событий: в событийный маркетинг Брестского региона включены уже не только мероприятия историко-краеведческого характера, но и гастрономические, ландшафтные, театральные (семейный фестиваль «« Облака молока», конкурс ландшафтного искусства ««Город-сад», гастрономический конкурс ««Лепшая журавтавая страва», конкурс ««Лучший костюм Болотного царства», праздник ремесел и фольклора ««З народнымI традыцыямг у новы век», молодежный форум «« Молод! Здоров! Успешен!», марафон молодежного творчества «« Молодежъ.Ьу») и т.д. Приведенные примеры свидетельствуют о том, сохраняя номинативную функцию, региональные инвентонимы углубляют само понятие «номинативность», вовлекают в процесс коммуникации, воздействуют и инициируют реакцию адресата.
Наш материал показывает, что Брестский регион во многом сегодня переосмысливаются с точки зрения его символики, внутренней семиотики, придания известным местам новых смыслов. Именно поэтому в региональных СМИ прослеживается трек популярности к изучению символических активов и ресурсов нематериальной экономики для планирования долговременных программ развития территорий.
Успешный процесс формирования имиджа Брестского региона зависит не только от содержания транслируемой о культурном событии информации,
но и от частотности упоминания ивентонима в СМИ. Коммуникативная ценность новых имен повышается на разных этапах апелляции. Как правило, культурное событие «ономастически» маркируется и позиционируется в региональных СМИ задолго до его проведения.
Манифестация предстоящих масштабных имиджевых событий находит свое отражение в многочисленных заголовочных комплексах региональных медиатекстов задолго до даты проведения: На Набережной началась подготовка к фестивалю « Берестейские сани-2022»» (ВБ, 03.01.22); «У гостей фестиваля-ярмарки «Берестейские сани» будет уникальная возможность погрузиться в эпоху средневековья» (Заря, 24.12.21); «Берестейские сани» уже скоро» (ВБ, 05.01.22), «Как Мотоль подготовился к «прысмакам» (ВБ, 06.08.19j, «7 августа открывается кулинарный фестиваль « Мотальсюя прысмат» (ВБ, 09.07.21), «В Лунинецком районе состоится региональный праздник «Лунтецтя клубнщы» (Заря, 25.06.22), «Полюбить эту вечность болот. В этом году на «Споровские сенокосы» можно будет взглянуть с мотодельтаплана» (13.08.21), «Споровские сенокосы» выйдут на поля 11 августа» (ВБ, 01.08.18), «В Беловежской пуще пройдет фестиваль охотничьей роговой музыки» (ВБ, 10.05.16), «В Ольманах пройдет международный клюквенный фестиваль» (ВБ, 30.10.18). В большинстве случаев заголовочные комплексы сопровождаются дополнительной вербальной и визуальной информацией, уточняющей семантику инвентонима и характер предстоящего события.
На следующем этапе осуществляется само позиционирование культурного события в региональных СМИ, которое нацелено на дальнейшую «расшифровку» инвентонима. Используя онлайн форму передачи информации в региональном медийном пространстве, номинаторы стремятся «раскрыть идентичность места и закрепить в сознании целевых аудиторий положительный имидж» [Пулькина, 2017: 18].
С целью усиления воздействия на целевую аудиторию в региональном медийном пространстве широко используется весь арсенал языковых и
неязыковых средств. В данном случае коммуникативная триада номинатор - событие - адресат» расширяется за счет введения текстовой канвы «поликодовый текст» как репрезентирующей формы имиджевого применения ивентонима. Помимо вербальной репрезентации инвентонима в региональных СМИ, широко используются поликодовые символы культурного события, позволяющие «запоминать и правильно трактовать -ассоциировать с определенным местом, набором качеств и других характеристик» [Терских, Струкчинская, 2015: 21].
Вербальными способами семантической «расшифровки» инвентонима и позиционирования культурного события в медиатекстах выступают разнообразные языковые средства. Эксплицировать программу культурного события и раскрыть семантику инвентонима позволяет глагольная лексика: 1) «Берестейские сани 2022»: «« Берестейский пекаръ» проведет конкурсы ««Мастерская пряника» (роспись на пряниках) ...<...>... ОАО ««Брестский мясокомбинат» проведет мастер-классы на 3-метровых сковородках; на площадке от ««Белалко» можно будет окунуться в средневековье: предприятие подготовило показательные бои рыцарей в доспехах, шоу ««Чеканка монет», фотозону с Королевским железным троном и другое» (ВБ, 07.01.22); 2) фестиваль охотничьей роговой музыки: национальный парк Беловежская пуща» готовится к самому необычному мероприятию в старейшем лесу Европы»; ««фестиваль пройдет на знаменитой Царской поляне...<...>... исконные пущанцы связывают ее название с именем российского императора Николая II» (ВБ, 10.05.16); 3) «Облака молока»: «« гости смогут принять участие в разнообразных мастер-классах по приготовлению блюд из молочных продуктов, а также по вытинанке, росписи печенья и лепке...<... >...участников фестиваля ждет увлекательный молочный квест (приключенческая игра)» (ВБ, 29.07.16).
Оценку культурному событию позволяет дать и эмоционально-экспрессивный фон описываемого мероприятия. С этой целью в медиатекстах широко используются различные атрибутивные
конструкции: 1) фестиваль «Облака молока»: превратился в большой молочный город, где можно погрузиться в атмосферу XIX века, посетить школу старинного танца ...<...>... завершением стало потрясающее световое шоу...<...>...красочный, продолжительный, восхитительно-яркий фейерверк никого не оставил равнодушным (ВБ, 31.08.19); 2) фестиваль фольклора «Мотальсюя прысмаю»: «гостей фестиваля ждало особое действо: открытие площади королевы Боны и кулинарный карнавал ...<... >... под занавес театр огня и света удивил гостей зрелищным фаер-шоу» (ВБ, 07.08.21). Семантическая значимость инвентонимов дополняется с помощью атрибутивного набора приписываемых инвентониму параметров: грандиозный, яркий, значимый, запоминающийся, интересный, инновационный, крупнейший, новый, захватывающий, эмоциональный, эффективный и др.
Для рассматриваемых медиатекстов характерна поликодовая форма представления информации, поэтому многочисленные фотоотчеты праздничных мероприятий, интерактивные карты праздника, символьные плакаты-схемы выступают непременными невербальными атрибутами культурных событий в региональных СМИ. Практически все анализируемые нами культурные события получают дополнительную «невербальную семантику» - мультимедийное освещение в соцмедиа (Twitter, Facebook, YouTube, Telegram, ВКонтакте), которое «сочетает в себе «разные семиотические элементы и позволяет рассказать историю наиболее полно, максимально приближая читателя к описываемым событиям и персонажам» [Качанов, 2020 :82]. Благодаря цифровому мультимедийному формату в социальных сетях информация о подготовке или ходе проведения культурного события представляется как в текстовом виде, так и в аудиовизуальном. Кроме того, имиджевый веб-контент достаточно легко воспроизводится, что ускоряет процессы его распространения в коммуникативном пространстве региона.
Выводы
Таким образом, организация и проведение различных событийных мероприятий способствует не только формированию и развитию благоприятного имиджа региона, но и значительно расширяет ономастическое пространство региона посредством репрезентации инвентонимов. Новые ономастические единицы наряду с номинативной функцией реализую прагматическую составляющую. Поликодовая форма репрезентации инвентонимов в региональном медийном пространстве органично вписывается в постмодернистскую парадигму и создает определенную коммуникативную ценность новых имен.
Библиография
Важенина И. С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории в конкурентной среде : автореф. дисс. ... д-ра. эконом. наук : 08.00.05. Екатеринбург, 2008. 42 с.
Голомидова М.В. Урбанонимический дизайн: к вопросу о названиях внутригородских объектов //Вопросы ономастики. 2015. №1(18). С. 186-196
Голомидова М.В. Урбанонимы как ресурс управления восприятием городского пространства // Коммуникативные исследования. 2019. Т.6. № 1. С. 11-30.
Голомидова М.В. Топонимическое имиджирование городских пространственных объектов // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. №3. С. 263-278.
Добрикова А.А Имидж региона в социокультурной коммуникации: на примере Челябинской области .: автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.10. Челябинск, 2012. 24 с.
Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг территорий Методология и методика // Библиотечное дело. 2015. №4(238). С. 5-10.
Качанов Д.Г. Нарратив в мультимедийной журналистике: анализ российских и зарубежных медиапроектов // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2020. № 1. С. 79-99.
Минаева Л.В. Имидж руководителя // Государственное управление. Электронный Вестник. 2013. Выпуск 1. Мэ: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова. - 2003. Т.1.
Пономаренко И.Н. Эргонимикон краснодара: от номинации к коммуникации // Коммуникативные исследования. 2019. Т.6. №1. С. 82-92.
Прасолова О.В. Формирование имиджа региона в средствах массовой информации: на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.10. Воронеж, 2010. 23 с.
Пулькина А.В. Типология и функционирование PR-текстов в имиджмейкинге российских городов : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.10. СПб., 2017. 28 с.
Романова Т.П. Геобрендинговый потенциал самарских ивентонимов // Вестник Самарского университета. 2019. № 4 (25). С. 156-161.
Романова Т.П Ивентоним как рекламно-информативный тип имени собственного // Вопросы ономастики. 2020. Т. 17. № 2. С. 220-240.
Терских М.В., Струкчинская М.Е. Специальные мероприятия как инструмент формирования имиджа территории (на примере г. Омска) // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2015. №2. С. 19-30
Щипков В. А. Регионализм как идеология глобализма. М. : МГИМО-Университет, 2017. 188 с.
References
Dobrikova A.A (2012) Imidzh regiona v sociokul'turnoj kommunikacii: na primere Chelyabinskoj oblasti [The image of the region in socio-cultural communication: on the example of the Chelyabinsk region] : avtoref. diss. ... kand. filol. nauk : 10.01.10. Chelyabinsk, 24 p.
Golomidova M.V. (2015) Urbanonimicheskij dizajn: k voprosu o nazvaniyah vnutrigorodskih ob"ektov [Urbanonymic Design: On the Question of the Names of Intra-City Objects]. In: Voprosy onomastiki. №1(18). pp. 186-196
Golomidova M.V. (2020) Toponimicheskoe imidzhirovanie gorodskih prostranstvennyh ob"ektov [Toponymic Imaging of Urban Spatial Objects] In: Voprosy onomastiki. T. 17. №3. pp. 263-278.
Golomidova M.V. (2019) Urbanonimy kak resurs upravleniya vospriyatiem gorodskogo prostranstva [Urbanonyms as a resource for managing the perception of urban space] In: Kommunikativnye issledovaniya. T.6. № 1. pp. 11-30.
Kachanov D.G. (2020) Narrativ v mul'timedijnoj zhurnalistike: analiz rossijskih i zarubezhnyh mediaproektov [Narrative in multimedia journalism: analysis of Russian and foreign media projects] In: VestnikMosk. un-ta. Seriya 10. Zhurnalistika. № 1. pp. 79-99.
Minaeva L.V. (2013) Manager's image // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj Vestnik. Vypusk Z6. [Politician's Verbal Image in Terms of Interlingual Communication] / Moskva: Izdatel'stvo MGU imeni M.V. Lomonosova. T. 36.
Prasolova O.V. (2010) Formirovanie imidzha regiona v sredstvah massovoj informacii: na primere Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga [Formation of the image of the region in the media: on the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug] : avtoref. diss. ... kand. filol. nauk : 10.01.10. Voronezh. 23 p.
Ponomarenko I.N. (2019) Ergonimikon krasnodara: ot nominacii k kommunikacii [Krasnodar ergonomicon: from nomination to communication] In: Kommunikativnye issledovaniya. T. 6. №1. pp. 82-92.
Pul'kina A.V. Tipologiya i funkcionirovanie PR-tekstov v imidzhmejkinge rossijskih gorodov [Typology and functioning of PR-texts in the image-making of Russian cities] : avtoref. diss. ... k-ta. filol. nauk : 10.01.10 Sankt-Peterburg, 2017. 28 p.
Romanova T.P Iventonim kak reklamno-informativnyj tip imeni sobstvennogo [Eventonym as an advertising-informative type of proper name] In: Voprosy onomastiki. 2020. T. 17. № 2. pp. 220-240.
Romanova T.P. (2019) Geobrendingovyj potencial samarskih iventonimov [Geo-branding potential of Samara event names] In: Vestnik Samarskogo universiteta. № 4 (25). pp. 156-161.
Shchipkov V.A. (2017) Regionalizm kak ideologiya globalizma [Regionalism as an ideology of globalism]. M. : MGIMO-Universitet.188 p.
Terskih M.V., Strukchinskaya M.E. (2015) Special'nye meropriyatiya kak instrument formirovaniya imidzha territorii (na primere g. Omska) [Special events as a tool for forming the image of the territory (on the example of the city of Omsk)] In: Al'manah teoreticheskih i prikladnyh issledovanij reklamy.. №2. pp. 19-30
Vazhenina I. S. (2008) Konceptual'nye osnovy formirovaniya imidzha i reputacii territorii v konkurentnoj srede [Conceptual foundations for the formation of the image and reputation of the territory in a competitive environment] : avtoref. diss. ... d-ra. ekonom. nauk : 08.00.05. Ekaterinburg, 42 p.
Zamyatin D.N. (2015) Geokul'turnyj brending territorij. Metodologiya i metodika [Geocultural branding of territories. Methodology and technique] In: Bibliotechnoe delo. №4(238). pp. 5-10.
Сведения об авторе
Ильичева Инна Леонидовна - кандидат филологических наук, доцент, докторант, кафедра речеведения и теории коммуникации, Минский
государственный лингвистический университет, Республика Беларусь, 220034 г. Минск, ул. Захарова, 21, e-mail: [email protected]
Ilyicheva I.L. - Candidate of Philology, Associate Professor, Doctoral Student of Speech Studies and Theory of Communication Department, Minsk State Linguistic University, Republic of Belarus, e-mail: [email protected].