© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 61 (07)
Н. К. Дюсембаева, Ш. С. Калиева, А. Х. Абушахманова, Т. К. Сагадатова, Ж. В. Мясникова, Ю. Ю. Корниенко
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ
Медицинский университет Караганды (Караганда, Республика Казахстан)
Статья посвящена изучению проблем в области управления качеством образовательного процесса в медицинском вузе на основе обратной связи интернов 7 курса, обучающихся дистанционно. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возрастанием роли систематической и организованной обратной связи между участниками современного образовательного процесса с установкой на активное обучение. Результаты показали, что интерны являются полноценными и объективными оценщиками качества получаемого образования. Данные обратной связи позволяют качественно улучшать образовательный процесс.
Ключевые слова: медицинское образование, обратная связь, рациональная фармакотерапия, дистанционное обучение
Главным действующим лицом Болон-ского процесса, несомненно, является студент. В Болонской системе студент, являясь членом европейских студенческих организаций, играет все более значимую роль и ощутимо влияет на ход Болонского процесса. Пражское коммюнике (2001) встречи европейских министров, ответственных за высшее образование, подчеркивает, что студенты - это полноправные члены сообщества высшего образования. Впервые за историю болонского движения в этом документе студентам посвящен раздел, где, в частности, говорится, что студенты являются компетентными, активными и конструктивными партнерами в деле создания и формирования европейского пространства высшего образования, и их участие необходимо и приветствуется. В Пражском коммюнике (2001) говорится, что студенты должны участвовать и влиять на организацию и содержание образования в университетах и вузах других типов [1].
В центре современного процесса обучения находится студент с его целями, потребностями, интересами и способностями. Но чтобы такая система работала, необходима качественная обратная связь. Обратная связь между участниками образовательного контекста как организованный и выстроенный процесс позволяет налаживать конструктивную коммуникацию, использовать элементы «открытой программы», добиваться прогресса впрепода-вании и в обучении, повышать уровень вовлеченности студентов в учебный процесс, положительно воздействовать на удовлетворенность учебой, способствовать личностному росту обучающихся [2].
Если студенты в состоянии предоставлять качественную обратнуюсвязь - то есть владеют умением критически осмыслить про-
деланную работу - высока вероятность, что и к обратной связи от преподавателя они будут относиться с большим вниманием, конструктивно и эффективно используя ее [3].
Цель работы - на основе обратной связи от интернов оценить качество дистанционного преподавания дисциплины «Рациональная фармакотерапия».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для реализации поставленной цели проведен качественный анализ предоставленных письменно форм обратной связи с последующим обобщением полученной информации. Респондентами являлись 154 интерна, обучающихся дистанционно. По окончании цикла проведено анкетирование по изучению обратной связи, которое включало в себя 10 вопросов. Анкета была создана на платформе Google Forms. Вопросы были следующего характера:
1. Как вы оцениваете профессиональный уровень преподавателя? (шкала с 1 (низ -кий) по 5 (высокий).
2. Как вы оцениваете уровень использования технологий дистанционного обучения преподавателями кафедры?
3. Укажите темы занятий, которые усваивались с трудом, вызвали какие-либо затруднения.
4. Использовали ли вы в ходе обучения дополнительную литературу, электронные базы данных, информационные ресурсы библиотеки.
5. Оцените психологическую атмосферу на занятии.
6. Оцените консультативную помощь преподавателя в ходе обучения по дисциплине.
7. Предоставлялась ли возможность «обратной связи» - информировал ли вас
преподаватель об оценках и успехах в изучении дисциплины?
8. Как вы оцениваете уровень полученных теоретических и практических знаний по дисциплине?
9. Какие методы обучения, по вашему мнению, способствуют улучшению усвоения материала?
10. С какими сложностями вы столкнулись в ходе прохождения дисциплины?
По завершению анкетирования предлагалось дать предложения по совершенствованию качества преподавания дисциплины и предложить темы, которые, по мнению обучающихся интернов, необходимо добавить в программу дисциплины.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В течение 2020/2021 учебного года занятия в интернатуре 7 курса обучения проводились дистанционно, в связи с чем оценка обучающимися уровня использования технологий дистанционного обучения преподавателями кафедры представляла большой интерес. Занятия проводились на платформах Cisco Webex и Microsoft Teams. На вопрос «Как вы оцениваете профессиональный уровень преподавателя?» 93,2% респондентов оценили профессиональный уровень преподавате-
Процесс рационального лечения.
Формулярная система. Взаимодействие Рациональная фармакотерапия заболеваний
органов дыхания Рациональная фармакотерапия заболеваний
органов сердечно-сосудистой системы Рациональная фармакотерапия заболеваний
органов пищеварения Рациональная фармакотерапиязаболеваний мочевыделительной системы, системы...
Составление лекарственного формуляра Проведение клинико-фармакологической экспертизы
лей как высокий, 6,8% - как хороший. Высокий уровень использования технологий отметили 81,9% респондентов, хороший - 15,5%, средний - 2,1%, низкий - 0,6%.
В ходе двух кредитов (60 ч) изучалось 5 тем. Темами первого занятия были: Процесс рационального лечения. Определение проблем больного и цели лечения. Формулярная система: структура, основные задачи, принципы функционирования. Взаимодействие лекарственных средств. Мониторинг побочного действия лекарственных средств. Возрастные особенности применения лекарственных средств.
Остальные занятия включали в себя вопросы рациональной фармакотерапии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, заболеваний органов пищеварения, мочевыделительной системы и кроветворения.
Наибольшую трудность вызвало проведение клинико-фармакологической экспертизы амбулаторной карты реального пациента в практике врача общей практики (у 44,3% респондентов) (рис. 1). При проведении экспертизы необходимо было выявить ошибки медикаментозной терапии с учетом данных доказательной медицины.
Рисунок 1 - Анализ тем занятий, которые усваивались обучающимися с трудом
На втором месте по сложности изучения тем оказалось первое занятие, в ходе которого предложено несколько подразделов, объем и сложность которых вызвали трудности у интернов. На третьем месте по сложно-
сти было составление лекарственного формуляра по каждой теме занятия (21,5%).
Изучение дисциплины «Рациональная фармакотерапия» предусматривает как проведение практических занятий, так и самосто-
ятельную работу интернов путем изучения дополнительной литературы, работу с электронными базами доказательной медицины, использование информационных ресурсов библиотеки. На вопрос: «Использовали ли вы в ходе обучения дополнительную литературу, электронные базы данных, информационные ресурсы библиотеки?» ответили, что часто использовали дополнительную литературу 64,3% обучающихся, иногда - 30,2%, не использовали вообще - 5,6%.
При оценке психологической атмосферы на занятиях посчитали ее доброжелательной 85,5% респондентов, нейтральной -14,5%, напряженной - 0%.Уровень консультативной помощи преподавателя в ходе обучения оценили как высокий 82,2% интернов, хороший - 14,7%, средний - 1,6%, низкий -1,6%.
На вопрос «Информировал ли вас преподаватель об оценках и успехах в изучении дисциплины, т .е. предоставлялась ли воз-
можность «обратной связи», респонденты ответили следующим образом: да - 94,5%, нет - 5,5%. Для оценки уровня полученных теоретических и практических знаний по дисциплине использована пятибалльная система (шкала с 1 (низкий) по 5 (высокий). Высоким уровень полученных знаний посчитали 58,1% респондентов, 36,9% - оценили как хороший уровень, 4,3% - как средний, 0,8% - как низкий.
В современном образовании используются различные методы обучения, такие как устный опрос, дискуссия, тестирование, письменная работа, работа в малых группах, работа в команде (ТВЦ, решение клинических задач (СВЦ, дискуссия, работа с электронными базами данных, анализ историй болезни и амбулаторных карт пациентов. Интерес представлял вопрос: «Какие методы обучения, по мнению интернов, способствуют улучшению усвоения материала?». Результаты были проанализированы (рис. 2).
Рисунок 2 - Методы обучения для лучшего усвоения материала
Из представленных методов обучения наибольший интерес, согласно анкетированию, вызвал у интернов анализ историй болезни и амбулаторных карт реальных пациентов (53,2%). вопросно-ответная беседа (44,1%) и дискуссия (41,7%) разделили второе место. На третьем месте респонденты отметили решение клинических задач (34,1%) и устный опрос (31,3%). Меньше всего нравится интернам тестирование (8,4%).
В ходе изучения любой дисциплины могут возникнуть определенные сложности. С какими же сложностями столкнулись интерны при изучении «Рациональной фармакотерапии»? По мнению интернов, их можно разделить на несколько категорий:
1. Трудности с поиском уровней доказательности применения лекарственных средств для некоторых нозологических форм.
2. Отсутствием доступа к некоторым
профессиональным сайтам (платный ресурс). При работе с базами данных интерны отмечали низкий уровень знания английского языка.
3. При работе с Казахстанским национальным формуляром (КНФ) и электронной базой Национального центра экспертизы лекарственных средств (NDDA) поиск доказательной базы занимает много времени.
4. Выполнение объемных заданий, таких как Лекарственный формуляр, в сжатые сроки.
5. При проведении клинико-фармако-логической экспертизы амбулаторных карт пациентов возникали вопросы.
6. Большой объем информации, много препаратов и их дозировок, обширное взаимодействие лекарственных средств их рациональное сочетание.
7. Сложности, связанные с техническими проблемами дистанционного обучения (перебои связи, проблемы с сетью, не всегда работает видеосвязь).
8. Совпадение рабочего времени приема в поликлиниках с занятиями.
При анкетировании интерны отметили положительные стороны преподавания, отметив, что информация дается в достаточном объеме и доступной форме. Были также предложения по совершенствованию качества преподавания дисциплины: большее внимание обучению доказательной медицины, увеличению продолжительности цикла для более качественного усвоения материала, желание заниматься в off-line формате.
На вопрос: «Какие темы, по вашему мнению, необходимо добавить в программу дисциплины?» интерны предложили более подробно освещать проблемы рациональной фармакотерапии беременных и детей, вопросы фармакотерапии эндокринных и ревматических заболеваний, аритмий, а также болезней соединительной ткани и онкопатологии. Было предложено уделить большее внимание рациональной фармакотерапии неврологических заболеваний, в связи с тем, что в данный момент на рынке имеется большой перечень препаратов, не имеющих доказанной эффективности, которые, тем не менее, активно используются пациентами.
Очевидно, что форма обратной связи от интернов может решать целый комплекс
развивающих и образовательных задач: со стороны обучающихся - это развитие оценивания, критического мышления; ответственности; организованности; умения структурированно «оценивать» положительные и отрицательные стороны образовательного процесса. Со стороны преподавателей: в результате обратной связи выявлены области, требующие улучшения, определенной проработки и корректировки.
Таким образом, обратная связь остается необходимым инструментом поддержки качества образовательного процесса вне зависимости от уровня обучения как для преподавателей, так и для обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1 К зоне европейского высшего образования. Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование г. Прага, 19 мая 2001 года http://nihe.bsu. by/ images/ehea/Praga_2001.pdf
2 Курьян M. Л. Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения //Education and Self Development. - 2017. - V. 12. - ж №1. -Р. 56-62.
3 Трой Д. С. Научная грамотность, PISA и социологический дискурс: оценка прогрессивных целей естественнонаучного образования /Д. С. Трой, Л. З. Дана Трой Д. Сэдлер, Дана Л. Зейдлер //https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1002/tea.20327
REFERENCES
1 K zone evropejskogo vysshego obra-zovanija. Kommjunike vstrechi evropejskih min-istrov, otvechajushhih za vysshee obrazovanie g. Praga, 19 maja 2001 goda http://nihe.bsu. by/ images/ehea/Praga_2001.pdf
2 Kur'jan M. L. Soderzhatel'naja storona obratnoj svjazi v processe obuchenija //Education and Self Development. - 2017. - V. 12. - zh№1. -R. 56-62.
3 Troj D. S. Nauchnaja gramotnost', PISA i sociologicheskij diskurs: ocenka progressivnyh celej estestvennonauchnogo obrazovanija /D. S. Troj, L. Z. Dana Troj D. Sjedler, Dana L. Zejdler // https://onlinelibrary.wiley. com/doi/abs/10.1002/ tea.20327
Поступила 04.01.2021 г.
N. K. Dyusembayeva, Sh. S. Kaiiyeva, A. Kh. Abushakhmanova, T K. Sagadatova, Zh. V. Myasnikova, Yu. Yu. Kornienko
FEEDBACK AS A TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING RATIONAL PHARMACOTHERAPY Karaganda medical university (Karaganda, Repubiic of Kazakhstan)
The article is devoted to the study of problems in the field of quality management of the educational process in a medical university on the basis of feedback from interns of the 7th year studying remotely. The relevance of the problem under study is due to the increasing role of systematic and organized feedback between the participants of the modern educational process with its attitude to active learning. The results showed that interns are full-fledged and objective evaluators of the quality of education received. Feedback data allows us to improve the educational process qualitatively.
Key words: medical education, feedback, rational pharmacotherapy, distance learning
Н. К. Дюсембаева, Ш. С. Калиева, А. Х. Абушахманова, Т. К. Сагадатова, Ж. В. Мясникова, Ю. Ю. Корниенко КЕР1БАЙЛАНЫС ¥ТЫМДЫ ФАРМАКОТЕРАПИЯНЫ ОК,ЫТУ САПАСЫНАРТТЫРУ К¥РАЛЫ РЕТ1НДЕ КараFандыl Медициналык университет/' (КараFандыl к, Казахстан Республикасы)
Макала кашыктыщтан ощитын 7 курс интерндер1нщ кер1 байланысы неганде медициналык Университет-теп б1л1м беру процеанН сапасын басщару саласындары проблемаларды аныщтаура арналран. Зерттеле™ мэселенщ езекттИ белсендi ощытура барытталран каз1рг1 б1л1м беру процессе катысушылар арасындары жYЙелi жэне уйымдастырылран кер1 байланыс рел^Н артуына байланысты. Алынран нэтижелер интерндер б1л1м сапасын толык жэне объективт баралаушылар екенiн керсеттi. Кер1 байланыс деректерi б1л1м беру процеан сапалы жащсартура мYмкiндiк бередi.
Клт сездер: медициналык б1л1м, кер1 байланыс, утымды фармакотерапия, кашыщтыщтан ощыту