© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 615:61(07)
Ш. С. Калиева, О. А. Аменова, Т. К. Сагадатова, Н. В. Бегей
ПРЕПОДАВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Кафедра клинической фармакологии и доказательной медицины
Авторы статьи приходят к выводу о том, что эффективное построение учебного процесса по дисциплине «Клиническая фармакология» в рамках кредитной технологии возможно и достижимо. Единственным условием успешности такого подхода к обучению и преподаванию является хорошая учебно-методическая составляющая процесса, правильное понимание сути технологии как обучающимися, так и преподавателями, а также солидарная ответственность за конечные результаты обучения. В этом содержится ключ успеха в достижении поставленных целей и задач по любой дисциплине и образовательной программе в целом.
Ключевые слова: образовательный процесс, кредитная технология, клиническая фармакология, преподавание дисциплины
В условиях бурного развития мировой и становления отечественной фармацевтической промышленности и проблем обеспечения растущих потребностей населения в качественной медицинской помощи вопросы рационального применения и использования лекарственных средств приобретают особую медико-социальную значимость. Одним из важных аспектов решения этой проблемы является обучение специалистов в области медицины основным принципам рационального использования лекарственных средств и оценки их рационального применения при различных заболеваниях с учетом данных доказательной медицины.
Интернатура является формой двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации. Основной задачей обучения в интернатуре является подготовка специалистов для работы в органах и организациях здравоохранения или частной практики. От современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность принимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстро изменяющемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм и методов обучения и преподавания, при этом больший приоритет отдается самостоятельной работе, что является неотъемлемой частью кредитной технологии обучения в медицинском вузе.
Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов [1]. При
внедрении кредитной технологии обучения коренным образом изменяется методика преподавания учебных дисциплин, т. к. преподаватель теперь не только передает знания, а учит, как самому студенту надо добывать знания, приобретать навыки и умения и применять их в практической деятельности. Усиливается роль самостоятельной работы, повышаются требования к качеству преподавания. Одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы является усиление роли самостоятельный работы обучающегося (СРО), поскольку сокращение объема аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу направлены на выработку у студентов способности к самообразованию и саморазвитию, навыкам свободного аналитического мышления. В связи с этим проблемы организации самостоятельной работы студентов, которая включает в себя не только самостоятельную работу, которую обучающийся выполняет во внеаудиторное время, но и самостоятельную работу под руководством преподавателя (СРОП), формы и методы которой вызывают много вопросов со стороны обучающихся и преподавателей в условиях медицинского образования.
Изучение дисциплины «Клиническая фармакология» необходимо интернам, обучающимся по различным направлениям подготовки согласно ГОСО-2006, включая внутренние болезни, акушерство и гинекологию, педиатрию (рис. 1), для получения и совершенствования знаний и навыков по принципам рациональной фармакотерапии, выявлению и прогнозированию нежелательных побочных эффектов лекарственных средств, проведению клинико-фармакологической экспертизы качества медикаментозной терапии с позиции доказательной медицины.
Клиническая фармакология по
ГОСО 2006
У? □ п Наименование И;какого Оояз-ателъ Кол в Ктрс О&ъемв
уче-йнон □ не; л а еые нанменова изучения часах
^ д^гт^гтл ннщ согласно компонент и не
учетного нлн спеинал^н
плана компонент □ста
по- выЗорз"
1 Кпншгчееоя КГ 6(7>331 Ооязатэльн 5В130100 6 130
фармакология (о цл :<Оощая
ошиг Бопросы. юмпонгкт иеднгснна!>
ВБ. ОМ)
1 Клиническая КБ 6(7)331 Ооялтепьн 5В130100 6-7 136
фармакология (м ЦЛ :<Оощая
■о^упъцпяВБ) ы}мпон5кт иедшщнл
3 Клиническая КГ 6(7)3 5+ Ооязатэхи 5В130100 6-7 110
фармакология (м ЦЛ :<Оощая
одупъ для АГ) жмпонект иадшщнл»
+ Клиническая КГ 6(7 >346 Ооя^атэльи 5В130100 6-7 360
фармакология (и ЦЛ :<Оощая
с-гупъ оп Щ юмпонгкт 1и№ГГНТГНТГД !■■>
Рисунок 1 - Клиническая фармакология в интернатуре
По завершению изучения дисциплины интерны должны быть способны проводить рациональную фармакотерапию заболеваний внутренних органов с учетом клинической, экономической эффективности и безопасности в зависимости от конкретных клинических ситуаций и полиморбидности, проводить анализ рациональности медикаментозной терапии на основе принципов доказательной медицины. Всего на изучение дисциплины клиническая фармакология на примере направления «Внутренние болезни» отводится 360 ч, что эквивалентно 8 кредитам (рис. 2).
Для реализации целей дисциплины и усиления роли самостоятельной работы преподавание предмета основано на принципе солидарной ответственности обучающегося и преподавателя за результаты самостоятельной работы. Политика дисциплины построена таким образом, что обучающийся имеет время и возможность выполнить самостоятельную работу как в аудиторных, так и во внеаудиторных условиях во время СРОП, так как практические задания требуют обязательной работы с базами данных доказательной медицины, анализ медицинской и научной информации.
При изучении клинической фармакологии интернам предлагается изучить проблему со всех сторон - на аудиторных занятиях объясняются основные важные элементы проблемы, на СРОП и СРО предлагаются такие формы выполнения, которые наилучшим образом отражают понимание интерном сути проблемы и способности применять знания на практике: работа с электронными базами данных в Интернете, работа с международными и национальными клиническими руководствами и протоколами по основным нозологиям, оценка качества клинического руководства с использованием международных опросников, разработка схемы формулярной системы, разработка индивидуального плана лечения основных нозологий с учетом патологического и физиологического профиля пациента, составление лекарственного формуляра, подготовка проекта, проведение клинико-фармакологической экспертизы медицинской документации на предмет рациональности проводимой фармакотерапии и оформление акта экспертизы, и обязательно консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам. Эти формы проведения СРО направлены на развитие у
Медицине и экология, 2014, 4
57
КФ и кредитная технология 360 часов/8 кредитов
120 часов
120 часов
Ауди
тор на я
ВСЕГО
360 часов/8
СРОП
120 часов
Рисунок 2 - Клиническая фармакология в кредитной технологии
обучающихся способности идентифицировать основную терминологию, понимать структуру, содержание и назначение лекарственного формуляра, стандартов лечения (клинических протоколов, руководств); интерпретировать рациональный выбор лекарственных средств при фармакотерапии заболеваний внутренних органов с учетом полиморбидности пациента; объяснять основные принципы фармаконадзо-ра; выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствии с клиническим диагнозом с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействия, противопоказаний, индивидуальной чувствительностью, патологического и физиологического профиля пациента; осуществлять поиск информации по вопросам клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии с использованием информационных систем доказательной медицины; формировать выводы о качестве медикаментозной терапии на основе проведения клинико-фармако-логической экспертизы медицинских карт пациентов с заболеваниями внутренних органов. Все эти учебные мероприятия направлены на основную цель дисциплины -применение будущими врачами основных принципов рациональной фармакотерапии в дальнейшей практической деятельности (рис. 3).
Однако следует отметить, что одним из важных критериев процесса непрерывного совершенствования, улучшения качества клинического обучения является организация и планирование оценки [2]. Обязательной является оценка прогресса студента: мониторинг проводится в течение всего цикла занятий, который включает в себя устные комментарии и отзывы преподавателя во время консультационных часов СРОП.
Задачей оценки обучающихся является не просто количественное измерение знаний и навыков интернов, а должна обязательно прослеживаться связь со структурой учебной программы и являться ее неотъемлемой частью.Текущие оценки обучающемуся выставляются преподавателем в учебном журнале по 100-бальной шкале за каждое выполненное задание/раздел (интегрированная тема, в которую могут входить несколько занятий). При выставлении текущей оценки за задание/раздел учитываются все виды учебной работы - практические занятия, СРОП, СРО, то есть оценка получается интегрированной, охватывающей все виды учебных достижений обучающихся.
Таким образом, эффективное построение учебного процесса по дисциплине «Клиническая фармакология» в рамках кредитной технологии возможно и достижимо. Единственным условием успешности такого
Рисунок 3 - Формы проведения СРОП и СРО
подхода к обучению и преподаванию является хорошая учебно-методическая составляющая процесса, правильное понимание сути технологии как обучающимися, так и преподавателями и солидарная ответственность за конечные результаты обучения. В этом содержится ключ успеха в достижении поставленных целей и задач по любой дисциплине и образовательной программе в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1 Досмагамбетова Р. С. Педагогически процесс в медицинском образовании. - Караганда, 2012. - 130 с.
2 Мусин Е. А. Система высшего образования в условиях кредитной технологии обучения в Республике Казахстан /Е. А. Мусин, З. Г. Сактаганова //Вестник КарГУ. - 2008. - №2. -С. 23-28.
Поступила 10.12.2014 г.
Ш. С. Калиева, О. А. Аменова, Т. К Сагадатова, Н. В. Бегей
КРЕДИТПК ТЕХНОЛОГИЯ MAF^b/HMA КЛИНИКАЛЫК ФАРМАКОЛОГИЯДАН САБАК БЕРУ
Макала авторлары кредит™ технология шенбер^де «Клиникалык фармакология» пэн бойынша оку процеан ™iMMi курудын мYмкiндiгi бар жэне стан кол жетюзуге болады деген корытындыга келген. Жаксы оку-эдоемелк база, технология мэын окушылар мен окытушылардын дурыс туану^ сол сиякты окытудын тупк^ю1 нэтижелер^е ынтымакты жaуaпкершiлiк табысты тYPде окыту мен сабак берудiн осындай устанымынын басты шарты болып табылады. Кез келген пэн мен жалпы б^м беру багдарламасы бойынша койылган максаттар мен мiндеттерге кол жеткiзудегi табыстын кiлтi осылар.
Клт свздер: б^м беру процесi, кредиттiк технология, клиникалык фармакология, пэн сабагын беру
Sh. S. Kaliyeva, O. A. Amenova, T. K. Sagadatova, N. V. Begei
CLINICAL PHARMACOLOGY TEACHING IN CREDIT TECHNOLOGY CONDITIONS
The authors conclude that the effective construction of the educational process in the discipline «Clinical pharmacology» in the credit technology possible and achievable. The only condition for the success of this approach to learning and teaching is good teaching and methodological part of the process, the correct understanding of technology as a teaching and teachers, as well as shared responsibility for learning outcomes. This provides the key to success in achieving the goals and objectives in any discipline and educational program as a whole.
Keywords: educational process, credit technology, clinical pharmacology, teaching discipline
Медицина и экология, 2014, 4
59