ОБОСОБЛЕНИЕ КАК ПРИЕМ УСЛОЖНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
DETACHMENT AS A METHOD OF SENTENCE COMPLICATION
А. С. Житниковская
В данной статье рассматривается один из аспектов синтаксической структуры предложения -обособление как синтаксический прием, связанный с усложнением структуры предложения. Особое внимание уделяется понятию предложения как минимальной коммуникативной единицы, обладающей определенной коммуникативной нагрузкой, а также средствам конкретизации этой нагрузки. В статье также затрагиваются такие понятия, как модальность и ее виды, роль обособления в информационной структуре предложения и в выражении текстовой модальности.
Ключевые слова: синтаксис, синтаксическая связь, предложение, обособление, модальность, тема, рема, актуальное членение предложения.
Общеизвестно, что, когда изучение проблемы выходит за рамки слова и заходит вопрос о предложении, о его структуре и грамматических связях между его составными компонентами, мы обращаемся к синтаксису. Согласно А. И. Смирницкому, «синтаксис есть наука, изучающая как правила сочетания слов, так и правила построения из этих сочетаний предложения» [1, с. 52].
Именно предложение - основная минимальная единица, в которой выражена определенная мысль, - является основным объектом изучения синтаксиса. Особенность предложения состоит в том, что, по сравнению с другими языковыми единицами, оно обладает определенной коммуникативной нагрузкой. «Любое конкретное словосочетание не представляет собой акта речи, а является лишь известным отрезком последней, поскольку оно не имеет ни смысловой законченности, ни целевой направленности. Подлинным актом речи является предложение или цепь предложений. Именно поэтому предложение выделяется в качестве единицы речи, и при этом в качестве основной единицы речи» [1, с. 52].
В «Теоретической грамматике английского языка» мы находим следующее определение предложения: «предложение - минимальная синтаксическая конструкция, используемая в актах речевой коммуникации, характеризующаяся предикативностью и реализующая определенную структурную схему» [2, с. 165]. Иными словами, предложение отображает конкретную ситуацию действительной реальности. А его коммуникативность, согласно Ю. С. Маслову, «конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени» [3, с. 52].
В связи с этим необходимо сказать несколько слов о понятии модальности. В энциклопедии «Русский язык»
A. S. Zhitnikovskaya
The paper highlights one of the aspects of the syntactical structure of a sentence - detachment that is connected with sentence complication. It also focuses on the notion of a sentence as a minimal communicative unit with a certain communicative meaning. The article touches upon the question of modality and its types, and of the role of detached parts of a sentence and their functioning in a text.
Keywords: syntax, sentence, detachment, a detached part of a sentence, modality, rheme, theme, communicative division of the sentence.
модальность определяется следующим образом: «модальность (от лат. modus 'мера, способ') - название круга явлений, неоднородных по смысловому объему, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях структуры языка» [4, с. 145]. Данное определение является весьма абстрактным и не дает ясного понимания явления, о котором идет речь.
В лингвистическом энциклопедическом словаре модальность определяется как «функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды квалификации сообщаемого» [5, с. 303].
В. В. Виноградов, уделявший в своих работах этой теме большое внимание, определяет модальность таким образом: «Любое целостное выражение мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в данной системе языка интонационных схем предложений и выражающих одно из тех синтаксических значений, которые в своей совокупности образуют категорию модальности» [6, с. 53]. Отражение в речи объективной действительности, а также участие субъекта речи в этом процессе и определяет сущность модальности, которую в самом общем виде можно представить как выражение субъективного и объективного в языке.
Как отмечает А. В. Бондарко, модальность - «это комплексная категория, имеющая в своем распоряжении синтаксические, морфологические и лексические средства выражения» [7, с. 136].
И. Р. Гальперин рассматривает модальность как категорию, существующую на уровне текста. Согласно его точке зрения, «текстовая модальность присуща целому. Она
окрашивает отдельные высказывания только для того, чтобы подготовить читателя к восприятию субъективно-модального значения этого целого» [8, с. 67]. Нам представляется, что следует разграничивать два связанных между собой, но не идентичных понятия: модальность предложения и модальность текста.
Таким образом, модальность - это категория, функционирующая на двух уровнях: на уровне предложения и на уровне текста. Категория, выражающая отношение содержания высказывания к действительности, - модальность на уровне предложения, а категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, -текстовая модальность.
Возвращаясь к понятию предложения, необходимо заметить, что, в отличие от слова, предложение является единицей коммуникативно-предикативной. А предикативность, согласно М. Я. Блоху, «представляет собой синтаксическую модальность как особое языковое свойство предложения, реализующее его качественную определенность именно как предложения и, следовательно, не присущее ни одной другой единице языка» [9, с. 97-98].
Большинство лингвистов рассматривают категорию модальности в общем плане, не различая ее видов или типов. Однако некоторые авторы подходят к данной проблеме более серьезно, выделяя различные виды модальности. Как правило, различают модальность объективную, которая выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности/ирреальности, и модальность субъективную, которая, в свою очередь, отражает отношение говорящего к сообщаемому. Необходимо заметить, что именно субъективная модальность охватывает весь спектр реально существующих в естественном языке разноаспектных и разнохарактерных способов квалификации сообщаемого. Таким образом, модальность представляет собой некую комплексную категорию, имеющую сложную структуру и связанную с прагматическим аспектом высказывания.
Возвращаясь к предложению и его структуре, отметим, что предложение формируется «по определенным законам и моделям, изучение которых и составляет задачу синтаксиса» [3, с. 125]. И. П. Иванова, например, считает, что предложение «является самой сложной единицей в системе языка» [2, с. 171].
Сложность предложения обусловлена тем, что в нем функционируют различные виды связей. Профессор А. И. Смирницкий замечает, что связи между одними членами предложений более свободные, а между другими - более тесные. Яснее всего выступает членение между подлежащим и сказуемым, затем внутри них, например, между определением и подлежащим [1, с. 173].
Традиционно в синтаксической теории различают два основных типа связей: сочинение и подчинение. Некоторые авторы считают, что кроме этого «двучленного ряда, различается еще и другой ряд, состоящий из четырех членов, обозначающих отношения, называемые предикативными, объектными, обстоятельственными и атрибутивными» [2, с. 114].
В современной лингвистике понятие языка как системы знаков (семиотической системы) является общепринятым. Предложение как основная коммуникативная единица языка наряду с единицами всех нижележащих уровней (кроме фонемы) также является знаком, отражающим определенную ситуацию реальной действительности. Отсюда и различия коммуникативного плана между предложениями (деление предложений на предложения-утверждения, предложения-вопросы, предложения-побуждения), сложная система связей, вплоть до взаимозамены, между предложениями, различающимися прагматически [2, с. 173]. Семантический и прагматический аспекты предложения на данный момент являются наименее изученными в синтаксической теории. При этом необходимо заметить, что семантика предложения и отражение языковыми средствами ситуации - «лишь один из аспектов синтаксической семантики» [2, с. 239].
Существуют различные синтаксические процессы, связанные либо с преобразованиями структуры синтаксического элемента в направлении сокращения его внутренней строевой и семантической сложности, либо с его распространением. Одним из процессов усложнения структуры предложения является прием обособления членов предложения.
Изучение явления обособления началось довольно давно. За время своего существования лингвистическая теория совершенствовалась, видоизменялись научные направления и возникали новые, изменялись также и ориентиры в изучении обособления как особого типа синтаксической связи. Впервые на интонационно выделенные и невыделенные члены предложения обратил внимание А. А. Потебня [10, с. 122], а термин «обособленный член предложения» был введен А. М. Пешковским [11, с. 291], который и сформулировал основные признаки обособленных второстепенных членов предложения, основываясь главным образом на их интонационном оформлении. В «Теоретической грамматике английского языка» И. П. Ивановой дается следующее определение обособления: «Обособление - синтаксический процесс выделения, обычно с целью смыслового подчеркивания, члена предложения или группы членов предложения, достигаемый (в устной речи) просодическими средствами, прежде всего пауза-цией и логическим ударением» [2, с. 228].
По определению авторов практической грамматики английского языка В. Л. Каушанской, Р. Л. Ковнер и др., обособленные члены предложения - это те второстепенные члены предложения, которые получили определенную грамматическую и семантическую независимость. Это явление возникает благодаря их более слабой связи со словами, к которым они относятся [12, с. 261].
Согласно И. И. Мещанинову, «под обособлением в советской лингвистической литературе понимают такие интонационно-смысловые отрезки речи, которые образуются путем выделения того или другого второстепенного члена предложения - одного или с относящимися к нему и зависящими от него словами» [13, с. 95].
Как следует из приведенного выше краткого обзора различных воззрений на сущность обособления, под обо-
соблением в современной лингвистике понимают выделение одного или нескольких членов предложения, в результате чего происходит нарушение традиционных синтаксических связей в предложении, что в свою очередь является смысловым и интонационным выделением данных языковых единиц.
Заметим, что «при изучении явления обособления в логико-смысловом и коммуникативном аспектах основное внимание уделяется уточняющей и поясняющей функциям обособленных членов предложения, а также их высокой коммуникативной нагрузке» [14, с. 29].
Однако ряд современных лингвистов при анализе обособления обращает внимание на грамматические связи между членами предложения, что позволяет увидеть иную сторону данного явления. Так, Е. В. Литвиненко, используя синтаксический подход к изучению вопроса обособления, считает, что «интонационное отделение обособленных членов есть в то же время их интонационное объединение» [14, с. 29], и приводит в доказательство своей теории слова Г. В. Колшанского: «Обособление есть отделение, отрыв слова, группы слов от ряда стоящих слов, с целью воссоединения этого слова или группы слов с другим словом, с которым оно связано по смыслу» [15, с. 34]. Мы полагаем, что данная точка зрения вполне отражает суть обособления как синтаксического явления, поскольку, отделяясь от окружающих его слов и словосочетаний, обособленный член предложения одновременно усиливает свою связь с другим членом предложения - сказуемым.
Согласно Э. С. Дудоровой, обособление реализуется в рамках актуального синтаксиса. «Эта связь представляет собой модифицированный и усложненный вариант подчинительных отношений, поскольку любое явление конструктивного синтаксиса, отражаясь в синтаксисе коммуникативном, непременно испытывает на себе влияние последнего, видоизменяется, преломляется и становится более гибким» [16, с. 4-5].
Сущность обособления состоит в ослаблении синтаксической связи между элементами словосочетания (определением и определяемым, ядром и адъюнктом), то есть в нарушении стабильности синтаксической связи.
Цель обособления - усилить, подчеркнуть обособляемый элемент, придать ему большой удельный вес в общей семантической структуре предложения, поскольку в результате обособления обособляемый элемент перестает быть структурно значимым, структурно обязательным в предложении, его присутствие становится факультативным.
Согласно Э. С. Дудоровой, обособление - «это такой способ включения компонентов, когда создается своеобразная надстройка над основной линией связей и отношений между грамматическими членами» [16, с. 15].
Семантическая конфигурация и структурная схема представляют собой необходимые языковые характеристики предложения как целостной единицы построения, но они недостаточны для характеристики предложения как функциональной единицы, то есть как языковой единицы коммуникативной предназначенности. В частности, актуализация предложения, связанная с включением
его в ситуацию или текст, предполагает рема-тематическое структурирование его содержания [2, с. 256].
Этот же вопрос затрагивает и Ю. С. Маслов, говоря, что «кроме определенной формально-синтаксической структуры каждое предложение (исключая однословные) характеризуется той или иной линейно-динамической структурой, воплощающей его так называемое актуальное членение» [3, с. 78].
По мнению В. Матезиуса, «актуальное членение, как правило, диремно», иными словами состоит из темы и ремы. «Тематическая часть содержит то, что является предметом высказывания, рематическая - то, о чем сообщается. Нетрудно видеть, что такая характеристика темы и ремы предложения близка к традиционному логико-содержательному определению главных членов предложения, подлежащего и сказуемого» [17, с. 64].
По мнению И. П. Ивановой, «сложность анализа тема-рематической организации предложения связана с его контекстной зависимостью, с возможностью локализации факторов, определяющих тема-рематическое членение, за пределами языка. Одно и то же предложение, даже простейшего двучленного состава, может по-разному интерпретироваться в тема-рематическом плане» [2, с. 257].
И. П. Распопов также замечает, что «анализ предложения в коммуникативном плане и, в частности, выявление его актуального членения не может быть полным, если не учитывать тех реальных условий, в которых употребляется данное предложение и в которых оно получает вполне определенный, требуемый коммуникативным заданием смысл и соответствующее ему структурное оформление» [18, с. 131]. Тема - «это то, что служит отправной точкой для развертывания актуальной информации... а рема -это то, что сообщается о теме, что составляет "ядро" и основное содержание высказывания» [3, с. 210].
Таким образом, получается, что предложение может состоять только из ремы, но не может состоять только из темы, поскольку конституирующий компонент в каждом определенном типе речевого акта присутствует всегда, а неконституирующий компонент может отсутствовать. Иными словами, тема факультативна, а рема обязательна. Рема и ее акцентоноситель играют в повествовательном предложении формирующую роль: акцентоноситель фонетически оформляет рему, а рема, в свою очередь, делает сообщение сообщением.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Для того чтобы понять синтаксическую и семантическую сущность обособления - одного из синтаксических приемов усложнения структуры предложения, - необходимо иметь представление о видах синтаксических связей в предложении.
Каждое конкретное предложение отображает определенную ситуацию реальной действительности. Коммуникативный характер каждого предложения выражается при помощи категории модальности. В предложениях, в состав которых входят обособленные элементы, можно говорить о субъективной модальности на уровне предложения, поскольку, прибегая к приему обособления, автор
намеренно подчеркивает семантику обособленного элемента, акцентируя при этом внимание читателя на его дополнительных коннотативных значениях.
Таким образом, обособленные члены играют важную роль в тема-рематическом (смысловом ) членении предложения. Так как предложение не существует изолированно, а входит в состав текста, то текстовая модальность предполагает учет тема-рематического структурирования предложения. Поэтому обособленные члены предложения выполняют одновременно две функции: они входят составной частью в рематический элемент предложения и одновременно являются средством выражения субъективной авторской модальности на уровне текста. Следовательно, обособленные члены предложения играют определенную роль в выражении текстовой модальности.
Исследование роли обособления в составе смысловой структуры предложения и соотношения этой роли с модальностью текста имеет практическую ценность. Основные положения и выводы данного исследования могут найти применение в спецкурсах по филологии иностранных языков, в частности английского, а также в практическом преподавании языка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1957.
2. Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высш. шк., 1981.
3. Маслов Ю. С. Введение в языкознание: учебник для филологических специальностей вузов. М.: Высш. шк., 1987.
4. Русский язык: Энцикл. М.: Сов. энцикл., 1979.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990.
6. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке. М.: Наука, 1975.
7. Бондарко В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке // Филол. науки. 1979. № 2.
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
9. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики. М., 2002.
10. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., 1958.
11. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
12. Грамматика английского языка / В. Л. Каушан-ская, Р. Л. Ковнер, О. Н. Кожевникова [и др.]. М.: АЙРИС-пресс, 2009.
13. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. М.: Изд-во АН СССР, 1945.
14. Литвиненко Е. В. Семантическое и синтаксическое осложнение структуры предложения в результате обособления и парцелляции его компонентов (опыт диахронического исследования): дис. ... д-ра филол. наук. Киев, 1984.
15. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: URSS, 1962.
16. Дудорова Э. С. Коммуникативно-прагматический аспект обособленных компонентов предложения и их семантико-синтаксические свойства: дис. . канд. филол. наук. СПб., 1994.
17. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок: сб. ст. М.: Прогресс, 1967.
18. Распопов И. П. Актуальное членение предложения. М.: URSS, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА 'ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ' В МИФОЛОГИЧЕСКОМ И ВЕТХОЗАВЕТНОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ
CONTENT AND SEMANTICS OF 'TEMPORALITY' CONCEPT STRUCTURE IN MYTHOLOGICAL OLD TESTAMENT WORLD VIEW
Г. Е. Малыгина
Исследована семантическая структура концепта 'темпоральность' в мифологической культуре Древнего Ближнего Востока и ветхозаветном миросозерцании. Выявлены различия в содержании данного концепта, обусловленные развитием монотеизма в древнеизраильском обществе. Установлена двуплановость ветхозаветного концепта и ее зависимость от теократического миросозерцания.
G. E. Malygina
There has been investigated the semantic structure of a 'temporality' concept in mythological culture of the Ancient Near East and Old Testament world view. There have been revealed the differences in the content of the given concept, determined by the development of the monotheism in the Ancient Israel society. The double-planned character of the Old Testament concept and its dependence on theocratic world view has been established.