Научная статья на тему 'Транспортная полиция в системе МВД России'

Транспортная полиция в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3142
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА МВД РОССИИ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дуданова Динара Шамильевна

Реформирование системы МВД Российской Федерации, на основании Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», было направлено на полную трансформацию органов внутренних дел. В статье рассматривается роль транспортной полиции в новой структуре правоохранительных органов России. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа действующих нормативных правовых актов: федерального законодательства, ведомственных приказов, а также статистических данных о деятельности транспортной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дуданова Динара Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, based on the Federal Law of 07.02.2011 «About Police», was aimed at a total transformation of the bodies of the Ministry of Internal Affairs. The article considers the role of transport police in the new structure of law enforcement authorities of Russia. The study is based on the analysis of the current Russian legislation: federal legislation, departmental orders and statistical data on traffic police activities.

Текст научной работы на тему «Транспортная полиция в системе МВД России»

ДУДАНОВА Д. Ш.

ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Аннотация. Реформирование системы МВД Российской Федерации, на основании Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», было направлено на полную трансформацию органов внутренних дел. В статье рассматривается роль транспортной полиции в новой структуре правоохранительных органов России. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа действующих нормативных правовых актов: федерального законодательства, ведомственных приказов, а также статистических данных о деятельности транспортной полиции.

Ключевые слова: правоохранительные органы, система МВД России, транспортная полиция.

DUDANOVA D. SH.

TRANSPORT POLICE AS A PART OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Abstract. Reforming of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, based on the Federal Law of 07.02.2011 «About Police», was aimed at a total transformation of the bodies of the Ministry of Internal Affairs. The article considers the role of transport police in the new structure of law enforcement authorities of Russia. The study is based on the analysis of the current Russian legislation: federal legislation, departmental orders and statistical data on traffic police activities.

Keywords: law enforcement authorities, Russian Ministry of Internal Affairs, transport

police.

24 декабря 2009 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» и следом за ним Указ от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», положившие начало широкомасштабному реформированию МВД России.

В соответствии с ними наряду с решением вопросов оперативно-служебной деятельности в 2010 году была проведена большая работа по реформированию Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России и органов внутренних дел на транспорте. Основной задачей при этом была оптимизация их организационно-структурного построения и штатной численности.

ДОПТ МВД России в рамках приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.03.2010 № 128 «О некоторых мерах по реализации указов Президента Российской Федерации по реформированию МВД России на 2010 год» прорабатывались

вопросы сокращения штатной численности ОВДТ, определялись зоны ответственности вновь создаваемых управлений на транспорте, их дислокация, готовились нормативные правовые акты о примерных моделях, положения создаваемых управлений на транспорте.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России стал разработчиком проектов приказов о разграничении полномочий управления на транспорте МВД России по федеральным округам, с линейными органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Разработано и утверждено Типовое положение о линейных управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел на транспорте и другие необходимые документы, заложившие организационную основу новых правоохранительных органов на транспорте.

Вместе с этим шла наработка нормативных правовых актов, связанных с образованием Главного управления на транспорте (ГУТ) МВД России на базе ДОПТ МВД России.

«Передать Главному управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации функции Департамента обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации...» - зафиксировано в приказе МВД России от 5.07.2010 № 480 «О некоторых вопросах подразделений и органов внутренних дел на транспорте», которым объявлялось образование нового главка в МВД России.

ГУТ МВД России был разработан и утвержден приказ МВД России от№ 590 «Вопросы Главного управления на транспорте МВД России», которым утверждалось Положение и штатное расписание главка. Причем структура этого транспортного подразделения центрального аппарата МВД кардинальных изменений не претерпела, функции остались теми же.

В результате целенаправленной работы по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 03.08.2010 № 570 «Вопросы реформирования органов внутренних дел на транспорте» семь УВДТ (Азово-Черноморское, Волго-Вятское, Дальневосточное, Западно-Сибирское, СевероЗападное, Северо-Кавказское, Среднеуральское) были преобразованы в управления на транспорте МВД России по федеральным округам (соответственно Южному, Приволжскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Уральскому), путем слияния Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России и Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России образовано Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

В соответствии с этим приказом остальные 11 УВДТ МВД России были реорганизованы в линейные управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом Восточно-Сибирское и Забайкальское

линейные управления напрямую подчинялись МВД России, а остальные линейные управления становились подчиненными УТ МВД России по федеральному округу.

Немаловажно отметить, что руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации в решении оставить Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления самостоятельными исходило, прежде всего, из понимания, что в огромном Сибирском федеральном округе могут возникнуть проблемы в управляемости подразделениями на транспорте. При большой отдаленности от головного подразделения эти линейные управления обслуживают крупные транспортные узлы.

Поэтому помимо создания УТ МВД России по Сибирскому ФО (с дислокацией управленческого аппарата в Новосибирске) были сохранены самостоятельные линейные управления, дислоцирующиеся в Иркутске и Чите.

В результате структурного реформирования все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме - обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

При реформировании МВД России предполагалось сокращение личного состава (в том числе и ОВДТ) на 22%, при этом на 10% - в 2010 году, оставшиеся 12% - в 2011 году.

Но совершенный 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово» террористический акт внес свои коррективы: среди поручений Президента РФ прозвучала задача усиления досмотровых мероприятий на объектах транспорта и увеличения численности транспортной полиции.

Проведя в 2010 году сокращение личного состава более чем на 5600 сотрудников, ОВДТ уже подготовились к сокращению на 12% (примерно еще на 6000 сотрудников), когда было принято решение эту численность оставить для решения вопросов обеспечения безопасности на транспорте.

Проанализировав ситуацию, Главное управление на транспорте внесло руководству МВД России предложение распределить эти 6000 на патрульно-постовую службу, досмотр, сыскные подразделения, кинологическую службу. Таким образом, сократив преимущественно управленческие, штабные должности, увеличили численность полиции, которая будет работать ближе к людям - на вокзалах, в поездах, аэропортах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлен статус территориальных подразделений МВД России.

УТ МВД России по ФО являются территориальными органами на окружном уровне, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте -

на межрегиональном уровне, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на районном уровне.

Таким образом, наряду с линейным принципом деятельности ОВДТ (привязка к протяженности железных дорог, акваториям рек, не совпадающих с административно-территориальными границами) появилось территориальное деление по федеральным округам. Если раньше УВДТ были на каждой железной дороге, сферы их воздействия совпадали, то сейчас в оперативном обслуживании территориальных органов МВД России на окружном уровне находится по несколько железных дорог. Такая ситуация вызвала определенные проблемы и усложнила процесс взаимодействия с транспортниками.

В условиях значительного сокращения штатной численности было важно суметь сохранить работоспособное и профессионально-грамотное кадровое ядро органов внутренних дел на транспорте. Начальниками вновь созданных УТ МВД России по ФО были назначены наиболее опытные и положительно зарекомендовавшие себя генералы, ранее возглавлявшие УВДТ. Вместе с тем сокращение неминуемо коснулось в основном сотрудников с большим стажем работы, которые имели выслугу лет, позволяющую оформить милицейскую пенсию. Безусловно, такое единовременное «вымывание» кадровых сотрудников не могло не отразиться на результативности работы всей транспортной полиции.

В мае 2011 года ГУТ МВД России и управления на транспорте вместе с другими подразделениями Министерства были выведены за штат, прошла внеочередная аттестация сотрудников при переходе в полицию.

На современном этапе оперативно-служебной деятельности наряду с вопросами реформирования подразделениями полиции на транспорте от федерального до районного уровня в рамках своей компетенции решалась и другая первостепенная государственная задача - повышение эффективности системы транспортной безопасности, уровня защищенности граждан на объектах транспорта, реализация поручений Президента и Правительства Российской Федерации по этим вопросам.

В рамках поручений Президента Российской Федерации, прозвучавших после террористического акта, совершенного 24 января 2001 года, МВД России во взаимодействии с Минтрансом России, ФСБ России, другим органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности реализовывался комплекс организационно-практических, нормативно-правовых мер, направленных на совершенствование форм и методов противодействия терроризму, координацию работы всех субъектов транспортной безопасности.

Среди неотложно принятых мер было ужесточение контроля за безопасностью на транспорте, усиление охраны, пропускного режима на железнодорожных вокзалах. В этих

целях устанавливались стационарные металлодетекторы и другая техника, для обследования объектов транспортной инфраструктуры задействовалась кинологическая служба.

Проведенные мероприятия позволили получить положительные результаты в обеспечении правопорядка. Например, в 2015 году динамика преступности на объектах обслуживания Рузаевского ЛО МВД России на транспорте характеризуется уменьшением общего количества зарегистрированных преступлений на 25,1%. Процент расследованных преступлений увеличился на 3,1% и составил 69,6% против 66,5% в 2014 году. Количество зарегистрированных в Рузаевском ЛО преступлений представлено на рис. 1.

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

166

121

Рузаевка

Саранск

75

54 54

41 39 34

Потьма

□ 2014

□ 2015

Инза

Рис. 1. Количество зарегистрированных в Рузаевском ЛО преступлений.

В соответствии с планами-графиками, утвержденными Национальным антитеррористическим комитетом, на объектах транспорта проводились совместные учения, задачей которых была отработка практического взаимодействия всех структур, задействованных в обеспечении защищенности граждан на объектах транспорта. Например, в 2014 году подразделения полиции на транспорте участвовали в более чем 400 таких учениях.

Проводились выезды представителей МВД России и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения обследований международных аэропортов с целью определения степени их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства. По результатам обследований руководителям аэропортов выдавались предписания на устранение выявленных недостатков.

Кроме того, одним из направлений межведомственного взаимодействия являлось формирование российского законодательства по вопросам безопасности на транспорте. Примером может служить проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной

безопасности», в разработке которого принимало участие ГУТ МВД России. Этот нормативный акт предполагает введение досмотра на всех видах транспорта в целях обеспечения транспортной безопасности, решить другие вопросы, связанные с безопасностью пассажиров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О полиции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_110165/.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/.

3. Дубровин А. К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект [Электронный ресурс] // Российская юстиция - 2011. - № 12. - Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/m1165.html.

4. Карих Т. С. Административно-правовой статус российского полицейского // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 847-850.

5. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к закону «О полиции». - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.