практически по всем показателям организаторских, психологических и других видов профессиональных качеств. По отзывам руководителей предприятий, выпускники экспериментальной группы в среднем на 12-14% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками контрольной группы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии профессиональной подготовки студентов, с использованием интегративного подхода к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А. В. Конды-ков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
3. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
REFERENCES
1. Aldoshina E.A. (2010), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60 No. 2, pp. 3-6.
2. Kondykov A.V. (2011), "Pedagogical adder's-spears conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82 No. 12, pp. 143-146.
3. Titushina N.V. (2008), "Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.35 No. 1, pp. 89-93.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.56
ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ МУЖСКОЙ
И ЖЕНСКОЙ «ЭЛИТЫ»
Маргарита Петковна Георгиева, преподаватель,
Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России
(ВИГПС МЧС России)
Аннотация
В настоящее время при разработке соревновательных дистанций большинство специали-стов-планировщиков главное внимание уделяют дистанциям в мужской элите, которые планируются технически сложными и интересными. Другие дистанции, в том числе и для группы женской элиты, планируются по «остаточному» принципу, то есть путём соединения между собой уже использованных точек контрольных пунктов таким образом, чтобы уложиться в модельные параметры (учитывается в основном длина дистанции и расчётное время победителя). При таком подходе очень часто страдает именно техническое совершенство соревновательной трассы. Однако соревновательная дистанция - это средство тестирования спортсмена на мастерство, поэтому принципы тестирования мастерства у ориентировщиков мужской и женской «элиты» с технической точки
зрения должны быть одинаковыми.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, соревновательная дистанция, техническое совершенство, конструирование дистанции, физическая подготовленность, интеллектуальная подготовленность, контрольный пункт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p61-65
SUBSTANTIATION OF THE TECHNICAL DIFFICULTIES LEVEL OF THE COMPETITION DISTANCES FOR ORIENTEER ATHLETES OF MALE AND
FEMALE «ELITE»
Margarita Petkovna Georgieva, the teacher,
The Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia
Annotation
At developing the competitive distances most expert planners currently pay a key attention to the distances for the male elite, which are supposed to be the most technically complicated and interesting. Other distances, including those for the female groups are planned as the least important, i.e. by connecting together the checkpoints already used as to keep within the parameters of the model (mainly the length of the distance and estimated winner time). The race route technical excellence often suffers at such approach. As competitive distance is a method of testing the athletes qualification level, the principles of orienteer’s skills testing for the male and female "elite" should be identical from the technical point of view.
Keywords: sport orienteering, race distance, technical excellence, designing of distance, fitness, intellectual abilities, checkpoint.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором в течение продолжительной физической нагрузки следует постоянно вести наблюдение за местностью и картой, сопоставлять их друг с другом и быть в состоянии отделять существенное от несущественного в неожиданных ситуациях. Для достижения высокого результата ориентиров-щику необходимо уметь сосредотачиваться, расслабляться, владеть страхами и ожиданиями [3]. Для успешного выступления в соревнованиях по ориентированию необходимо обладать не только отличной физической подготовленностью, но иметь высокий уровень развития памяти, внимания и мышления. В связи с этим можно утверждать, что специфичность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании основывается на неразрывной взаимосвязи интеллектуального и физического компонентов работоспособности спортсменов.
При конструировании соревновательных дистанций в беговых видах ориентирования большинство специалистов основное внимание уделяют дистанциям в мужской элите, которые планируются технически сложными. Другие дистанции зачастую планируются по «остаточному» принципу, то есть путём соединения между собой уже использованных контрольных пунктов таким образом, чтобы уложиться в модельные параметры (учитывается в основном расчётное время победителя). При таком подходе в первую очередь страдает техническое совершенство соревновательной трассы. Однако соревновательная дистанция - это средство тестирования спортсмена на мастерство, поэтому принципы его тестирования у ориентировщиков мужской и женской «элиты» должны быть одинаковыми.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью изучения уровня технической сложности соревновательных дистанций и его соответствия параметрам специальной подготовленности ориентировщиков группы «элита» (как мужчин, так и женщин), нами было проведено исследование, направленное на оценку показателей соревновательной деятельности на основе применения картогра-
фических методов [2], а также уровня физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования. Исследование проводилось в 2011 году на базе СГАФКСТ, СДЮСШОР №6 г. Смоленска и СДЮСШОР №18 г. Воронежа. В нём приняли участие 60 мужчин и 42 женщины, из них спортсмены 1 разряда - 29 человек, КМС - 43 человека, МС - 30 человек. В состав педагогических контрольных испытаний были включены 19 упражнений, оценивающих уровень интеллектуальной и физической работоспособности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков показало, что по уровню физической работоспособности между мужчинами и женщинам были установлены достоверные различия (t=5,03-14,09, P<0,01) во всех контрольных испытаниях, кроме челночного бега (t=0,96, P>0,05). В апробированных тестах мужчины показывают более высокие результаты (различия составляют от 14,8% до 26,8%) (табл. 1), что согласуется с данными других исследований [3].
Таблица 1
Показатели физической подготовленности квалифицированных _______________спортсменов-ориентировщиков___________________________
Контрольные упражнения Мужчины Женщины
M а M а
Кросс, мин/км 3:56 0:25 4:31 0:21
Гладкий бег, мин/км 3:42 0:20 4:20 0:22
Бег на 30 м с ходу, с 3,63 0,28 4,32 0,35
Прыжок в длину с места, см 239,06 14,99 185,09 13,85
5-кратный прыжок в длину с места, см 1198,91 83,68 994,74 73,08
Челночный бег 4х9 м, с 9,90 2,56 10,33 0,48
Бег в подъём 200 м, с 33,03 3,25 41,06 3,25
Бег со спуска 200 м, с 25,72 2,24 31,87 2,94
Комплексное упражнение на силу, кол-во раз 54,39 5,21 39,79 6,45
Моторная координация, баллы 254,21 27,09 253,58 27,91
Однако в уровне интеллектуальной подготовленности не выявлены достоверные различия между мужчинами и женщинами (1=0,09-1,87, Р>0,05). Исключение составляет лишь тест на переключения внимания. У мужчин показатели в этом контрольном испытании в среднем на 13,3% выше, чем у женщин (1=2,94 при Р<0,01) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели интеллектуальной подготовленности квалифицированных
спортсменов-ориентировщиков
Контрольные упражнения Мужчины Женщины
M а M а
Распределение внимания, с 84,62 19,24 86,26 24,48
Переключение внимания, баллы 54,15 11,87 61,35 8,40
Объём внимания, баллы 27,68 4,25 27,04 4,16
Устойчивость внимания, с 135,81 26,32 124,64 20,36
Наглядно-образная память, баллы 9,90 2,51 10,32 2,84
Наглядно-образное мышление, баллы 8,05 2,13 8,27 2,23
Оперативное мышление, баллы 6,69 1,72 6,13 1,69
Оперативная память, баллы 5,79 1,87 5,87 1,38
Пространственное восприятие направлений, баллы 32,26 11,87 27,67 12,04
Моторная координация, баллы 254,21 27,09 253,58 27,91
Исходя из анализа полученных результатов, можно заключить, что при конструировании соревновательных дистанций для мужской и женской «элиты» (МЭ и ЖЭ) возможно применение двух основных методов:
а) при одинаковом уровне технического совершенства соревновательных трасс предпочтительно планировать отдельную дистанцию для мужчин и отдельную дистанцию для женщин. При этом основной (но очень существенной) отрицательной стороной данного способа является сложность спортивно-технического обеспечения соревнований (необходимо большое количество призм, станций электронной отметки, судей-контролёров, также наблюдаются значительные временные затраты на оборудование дистанции);
б) планировать дистанцию для группы МЭ как основную, а дистанцию ЖЭ конструировать путём уменьшения мужской - применять оптимальные срезки и дополнительные контрольные пункты (КП). Основные недостатки - это значительное повышение возможности сотрудничества спортсменов на дистанции и большая вероятность образования «троп».
Критерием выбора между этими двумя методами может стать оптимизация спортивно-технического обеспечения соревнований при одном и том же уровне технического совершенства дистанций для групп МЭ и ЖЭ, на что в своих исследованиях обращают внимание и другие специалисты [1].
Рационализация системы совместного конструирования соревновательных дистанций в беговых видах ориентирования для группы «элита», по нашему мнению, выражается в следующем:
- в первую очередь конструируется дистанция для группы МЭ с максимальным техническим совершенством;
- техническое совершенство дистанции для группы ЖЭ должно повторять или быть близким к техническому совершенству дистанции для МЭ;
- построение дистанции группы ЖЭ путём применения только срезок на дистанции группы МЭ не рационально;
- в то же время совершенно разные дистанции групп МЭ и ЖЭ не являются преимуществом, т.к. это значительно усложняет процесс спортивно-технического обеспечения соревнований;
- при равном техническом совершенстве предпочтительнее та дистанция, где больше совместных точек КП;
- наиболее оптимальным является такое планирование дистанции, когда при большем количестве общих точек КП существует меньшее количество общих перегонов.
Таким образом, теоретически и экспериментально обоснованные принципы конструирования соревновательных дистанций в беговых видах ориентирования позволяют в полной мере учитывать особенности физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов группы «элита», как мужчин, так и женщин.
ВЫВОДЫ
Результаты, полученные нами в процессе исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1. При конструировании соревновательных дистанций для мужчин и женщин группы «элита», уровень технического совершенства соревновательных трасс должен быть максимально высоким и примерно одинаковым. Дистанции для мужчин и женщин должны быть разными только по уровню физической нагрузки (который в основном определяется длиной дистанции) и экстремальности (более выраженное наличие труднопроходимых болот, густой растительности и перепадов высот на мужских дистанциях).
2. Длина спринтерских и классических дистанций в группе МЭ должна быть в среднем на 20-30% больше по сравнению с группой ЖЭ при одинаковом расчётном вре-
мени победителя (РВП). В тоже время в кроссовых дистанциях РВП у мужчин должно быть больше, чем у женщин (на 20-30%). При этом длина мужской дистанции, по отношению к женской, планируется больше в среднем на 40-50%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов, С.Б. Планирование дистанций спортивного ориентирования для разных возрастных групп в системе дополнительного образования // Азимут. - 2003. - № 1.
- С. 15-17.
2. Воронов, Ю.С. Картографический метод исследования в спортивном ориентировании : учебное пособие / Ю.С. Воронов ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2007. - 33 с.
3. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании : монография / В.В. Чешихина. - М. : Советский спорт, 2006. - 232 с.
REFERENCES
1. Bolotov, S.B. (2003), "Planning of distance orienteering for different age groups in the system of additional education", Azimut, No. 1, pp. 15-17.
2. Voronov, Y.S. (2007), Cartographical method of investigation in sport orienteering, SGAFKST, Smolensk, Russian Federation. - 33 p.
3. Cheshihina, V.V. (2006), Modern system of training in orienteering, Sovetsky Sport, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147:001.76:53 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЯХ
Светлана Николаевна Гирко, кандидат технических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В век бурно развивающихся компьютерных технологий, в методической и учебной литературе не уделяется достаточно внимания использованию математического пакета MathCAD для моделирования физических задач в спортивных движениях. В статье представлена модель физической задачи по определению силы давления лыжника на опору, съезжающего с высоты H по желобу, переходящему в петлю. Сила давления лыжника на опору, определяется углом а. Составлены программы по расчету силы давления от угла а, высоты H и радиуса петли R. Построенные графические зависимости позволяют провести анализ изменения силы давления при различных значениях параметров и получить оптимальный результат для конкретных условий.
Цель работы заключается в изучении возможности использования моделей физики в сочетании с математическим пакетом MathCAD для повышения эффективности спортивных тренировок.
Ключевые слова: физика, моделирование, MathCAD, график.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p65-68 COMPUTER MODELING OF PHYSICAL TASKS IN SPORTS MOVEMENTS
Svetlana Nikolaevna Girko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
In a century of roughly developing computer technologies, methodical and educational