ВЫВОД
Проведенное исследование показало, что использование методики воспитания познавательной активности на занятиях по физической культуре способствует повышению качества учебного процесса. Это подтверждается полученными результатами тестирования всех опытных групп и оптимизацией мотивационно-ценностного отношения к физическому воспитанию студенток экспериментальных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза [Текст] / Н.Н.Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 48-53.
2. Козлов, И.С. Методика развития общей выносливости у студенток не физкультурного вуза [Текст] / И.С.Козлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 30-34.
3. Ретивых, Ю.И. Структура взаимосвязи показателей морфофункционального состояния студентов вуза с различными вариантами осанки [Текст] / Ю.И.Ретивых // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 74-76.
4. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности человека [Текст] / И.М. Туревский - Тула : ТОПП, 2003. - 208 с.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО РАССЕИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
Маргарита Петковна Георгиева, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы применения принудительного способа рассеивания участников соревнований в спортивном ориентировании бегом. Установлено, что наиболее эффективным способом рассеивания спортсменов-ориентировщиков на кроссовых и марафонских дистанциях в заданном направлении является «бабочка». В результате анализа полученных данных сформулированы практические рекомендации по применению данного способа рассеивания с целью повышения уровня технического совершенства соревновательных дистанций.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, способы рассеивания участников, дистанции заданного направления.
ANALYSIS OF EFFICIENT APPLICATION OF VARIOUS WAYS OF
COMPULSORY DISPERSED OF PARTICIPANTS AT ORIENTEERING
Margarita Petkovna Georgieva, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Abstract
Problems of application of a compulsory ways of participants dispersing at orienteering competitions by running are considered. It is established, that the most effective way of sportsmen dispersing on cross-country and marathon distances at set direction is "butterfly". As a result of the analysis of the data obtained practical recommendations on application of the given way of dispersing for the purpose of raising technical perfection for competitive distances are formulated.
Key words: sports orienteering, ways of participants dispersion, distances of set direction.
ВВЕДЕНИЕ
Принудительное рассеивание, то есть искусственное рассредоточение спортсменов по дистанции, применяемое для эстафетных или индивидуальных соревнова-
ний с раздельным и общим (групповым) стартом, необходимо для повышения уровня спортивной справедливости соревнований по ориентированию бегом. Основная задача рассеивания - исключить полностью (либо уменьшить) одно из нарушений принципа спортивной справедливости - преднамеренное сотрудничество спортсменов на дистанции. С одной стороны, сотрудничество является одним из тактических приёмов борьбы, а, с другой - при преднамеренном сотрудничестве нарушается принцип спортивной справедливости, поскольку встреча спортсменов на дистанции носит элемент случайности. В таких случаях задача специалиста при планировании дистанции - исключить возникновение подобных ситуаций. Этому и способствует принудительное рассеивание спортсменов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В спортивном ориентировании применяется несколько способов принудительного рассеивания спортсменов при преодолении соревновательных трасс. К ним относятся:
- рассеивание по кругам - разделение индивидуальной дистанции или этапа эстафеты на несколько кругов, замыкающихся в центре соревнований или в произвольном месте используемого района;
- рассеивание по способу Фарста - планирование нескольких параллельных колей дистанции, периодически сходящихся на сборных контрольных пунктах (КП), разбивающих общую дистанцию на отдельные ветки;
- выбор - прохождение в произвольном порядке заданного количества контрольных пунктов (КП) из их большего числа;
- блоки рассеивания с ориентированием по выбору;
- рассеивание способом «бабочка»;
- комбинированные способы рассеивания - совмещение различных видов рассеивания;
- введение участников в дистанцию «микроориентирования».
Рассеивание способом «бабочка» применяется для индивидуальных соревнований как с раздельным стартом, так и с общим. Наиболее эффективно применение данного способа рассеивания на длинных дистанциях (кроссовое и марафонское ориентирование). Суть способа рассеивания «бабочка» заключается в том, что примерно на половине дистанции на базе одного опорного КП планируется две, три или четыре петли. Петля - это участок дистанции с двумя - тремя КП, который начинается и заканчивается на «опорном» КП. Последовательность прохождения петель спортсменами, стартующими друг за другом в интервале 5-10 минут, разная и задаётся каждому участнику порядковыми номерами КП и легендами [1, 2].
Таблица 1
Структурные показатели принудительного способа рассеивания «бабочка» (х±а)
Исследуемые показатели Спортсмены-ориентировщики
Мужчины Женщины
1. Длина «бабочки», м 1455,8±233,2 999,2±220,2
2. Количество КП 9,1±1,5 7,9±1,4
3. Количество петель в «бабочке» 2,6±0,5 2,3±0,5
4. Количество КП на петле 3,1±0,3 3,13±0,3
5. Длина петли, м 624,5±210,5 506,1±169,5
6. Планирование «бабочки» после перегона:
короткого, % 15 20
среднего, % 56 58
длинного, % 29 22
7. Отношение длины «бабочки» к длине дистанции, % 10,5±3,2 10,9±3,8
8. Планирование двух и более бабочек, % 13,3 6,7
С целью исследования эффективности различных способов рассеивания нами
было проанализировано 30 соревновательных стартов, в которых при планировании дистанции применялся способ рассеивания «бабочка». Это позволило выявить определённые структурные показатели данного способа рассеивания (табл. 1).
Анализу подвергались соревновательные дистанции группы «элита» (мужчины и женщины), текущие и итоговые результаты (протоколы соревнований), а также сплит-таймы финишировавших спортсменов. Ранг исследуемых соревнований - не ниже региональных чемпионатов и первенств России.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведённое нами исследование показало, что до участка дистанции с «бабочкой» образуется в среднем от 2 до 18 пар сотрудничающих участников, что составляет от 20 до 40% общего количества финишировавших с результатом спортсменов. Эффективность «бабочки» как способа рассеивания участников составила 61,3% в группе ЖЭ и 60,5% в группе МЭ. Но, с другой стороны, были выявлены соревновательные дистанции, где «бабочка» практически не способствовала рассеиванию спортсменов. Из анализа карт и протоколов финиша было установлено, что низкая эффективность «бабочки» связана, в первую очередь, с тем, что использовалась не совсем подходящая местность для планирования «бабочки», а именно, лес с хорошей проходимостью и видимостью, что позволяло спортсменам находиться в пределах видимости друг друга. Помимо этого, было запланировано 6 вариантов рассеивания участников (так как «бабочка» имела 3 петли), однако, практически реализовано только 4 варианта. Учитывая также общий старт участников, это значительно снизило эффективность «бабочки» для принудительного рассеивания участников.
Помимо исследования дистанций с «бабочкой», нами было проанализировано около 60 соревнований по спортивному ориентированию бегом, в которых не применялся ни один из способов принудительного рассеивания участников. В результате было установлено:
1) на всех дистанциях спортсмены образовывали группы, сотрудничая друг с другом. В 85% случаев сотрудничающие группы участников состояли из 2-4 человек;
2) сотрудничающие группы формировались, как правило, из участников, находящихся рядом в стартовом протоколе;
3) основными причинами образования сотрудничающих групп участников являются совершение ошибки или тактически неграмотный выбор варианта пути движения спортсменом, а также различный уровень физической и технико-тактической подготовленности спортсменов;
4) основными факторами, способствующими рассеиванию участников, являются:
а) наличие естественных, связанных с особенностями ландшафта, рассеивающих и рассредоточивающих ориентиров (например, густая растительность,
болота, крупные положительные или отрицательные формы рельефа, непреодолимые ограды и т.д.);
б) различный уровень подготовленности спортсменов.
Однако нередко возникают ситуации, когда спортсмен более низкой квалификации, но в хорошей физической форме, зная, что за ним стартует сильный участник, преднамеренно «ждёт» спортсмена на одном из КП в начале дистанции. Тогда его догоняет следующий за ним участник, и они далее по дистанции бегут вместе. Это позволяет такому спортсмену занять более высокое, а иногда даже призовое место. Для того чтобы снизить вероятность возникновения таких ситуаций при отсутствии системы принудительного рассеивания рекомендуется планировать длинный или сверх-длинный перегон на 1-й КП с тактическим выбором пути движения и увеличивать стартовый интервал до 2-3 минут.
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что «бабочка» является эффективным способом рассеивания
участников в индивидуальных соревнованиях кроссового и марафонского ориентирования.
2. Основным преимуществом «бабочки», по сравнению с другими способами рассеивания, является возможность более полного использования особенностей местности и планирования длинных и сверхдлинных перегонов с достаточно произвольным расположением самой «бабочки» на местности. Это, с одной стороны, облегчает процесс конструирования соревновательной дистанции, а, с другой - повышает уровень её технической сложности за счет более рационального использования отдельных наиболее интересных участков рельефа.
3. На кроссовой дистанции возможно применение 2-3-х «бабочек», что значительно повышает качество рассеивания и аритмию соревновательной трассы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При использовании «бабочки» как способа рассеивания на соревнованиях с общего старта (а также на сверхдлинных дистанциях) рекомендуется планировать более одной «бабочки» (2 или 3 с тремя петлями), причём одну из них в первой части дистанции. Это значительно повышает эффективность рассеивания, так как, например, две «бабочки» с тремя петлями дают 36 вариантов рассеивания.
2. «Бабочка» может использоваться, с одной стороны, как способ рассеивания участников, с другой - как один из приёмов повышения уровня технического совершенства дистанции. Её рекомендуется планировать после перегона значительной длины в насыщенном ориентирами участке местности с затруднённой видимостью и проходимостью, с разнообразными формами рельефа.
3. Необходимо планировать петли «бабочки» различной длины (в среднем от 200 до 600 м), с разным количеством КП и характером ориентирования в плане физической и технической подготовленности для того, чтобы уменьшить вероятность последующего сотрудничества участников, пришедших вместе на опорный КП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшин, В.М. Дистанции в спортивном ориентировании бегом / В.М. Алёшин, В. А. Пызгарев. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 204 с. : ил. - (Серия «Энциклопедия спортивного ориентирования»).
2. Правила соревнований по спортивному ориентированию. - М. : Советский спорт, 2004. - 68 с.
О РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ И СПОСОБАХ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Леонидович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Николаевич Усатов, доцент,
Валерий Николаевич Усатов, ассистент,
Белгородский государственный университет
Аннотация
В статье проводится исследование величины и характера двигательной активности студентов - представителей различных групп здоровья. Анализируются мотивы занятий физической культурой в вузе и причины недостаточного интереса к ним у студентов. Рассматриваются способы повышения уровня двигательной активности студентов. Доказывается влияние двигательной активности на уровни успеваемости и заболеваемости студентов.
Ключевые слова: двигательная активность, образ жизни, уровень успеваемости, уровень заболеваемости, профессиональная подготовка, физическая культура, студенты вузов.