С. Л. Крюков
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ, ОТРАСЛЕЙ И КОМПАНИЙ
Ключевые слова: конкурентоспособность регионов, кластеры, инвестиции, региональная
экономика.
Выявлены взаимосвязи между конкурентоспособностью отраслей, кластеров и региональной экономики, определяет факторы формирования кластерных структур и элементы конкурентной стратегии для регионов. В статье предлагается система финансово-экономических показателей для определения эффективности функционирования кластеров.
The author of clause reveals interrelations between competitiveness of branches, clusters and regional economy, defines factors of formation clusters structures and elements of competitive strategy for regions. In clause the system of financial and economic parameters for definition of efficiency of functioning clusters is offered.
Новые условия развития бизнес-среды обусловленные финансовым кризисом, усилением конкуренции на большинстве товарных рынков и активным ростом отечественной экономики, ставят перед организациями принципиально иные требования в сфере формированиях их конкурентных преимуществ. Институциональные преобразования мирового экономического пространства проявляются прежде всего в следующих факторах: дефиците финансовых ресурсов; удорожании интеллектуальной собственности в сравнении с производственными факторами; появлением новых лидеров экономического роста (стран БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай); открытыми рынками и инновациями; усилением социальной ответственности бизнеса. Эти факторы связывают с развитием инновационной экономики, где основные конкурентные преимущества компании получают с сфере инновационного менеджмента и маркетинга. Таким образом, создается конкурентное преимущество для национальных экономик этих государств на международных рынках. Реализация конкурентоспособности страны возможна только на основе адаптации деятельности предприятий к условиям инновационной экономики.
Обеспечение желательного уровня конкурентных преимуществ государственной, региональных экономик и отдельных хозяйствующих субъектов представляется возможным на основе кластерной концепции. Она доказала свою состоятельность в последней четверти двадцатого века. В настоящее время среди экономистов во всем мире находит большее признание мнение, что конкурентоспособность страны определяется регионами в которых имеются кластеры, а для перехода экономики на стадию инвестиций необходимо наличие развитых родственных и поддерживающих отраслей (кластеров), конкурентоспособных на мировом уровне.
Существование кластеров отраслей, пользующихся обширными ресурсами, технологиями и инфраструктурой, стимулирующих инвестиции, стало реальностью во всем мире. Эффективное взаимодействие элементов кластера обуславливает повышение производительности за счет инноваций в технологической и организационных сферах и стимулирования появления новых бизнесов, расширяющих границы кластера.
В данном исследовании рассмотрим более подробно взаимосвязь конкурентоспособности регионов, отраслей и предприятий. От конкурентоспособности регионов во многом зависит эффективность как национальной экономики в целом, так и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Управление конкурентоспособностью на уровне регионов позволяет получать предприятиям конкурентные преимущества. В свою очередь это способствует привлечению инвестиций в проекты, осуществляемые данной организацией. Таким образом, существует прямая зависимость между конкурентоспособностью региональной экономики и объектом привлекаемых инвестиций. Следовательно, регион будет считаться конкурентоспособным, если инвестиции в предприятия, являющиеся субъектами экономики дают отдачу больше, чем конкуренты. Данную способность можно выразить в виде показателя ROI (Return on investment).
Под конкурентоспособностью экономики обычно понимают концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Региональная экономика состоит из отраслей. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.
Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет конкурентных преимуществ ее компаний, так и системы их взаимодействия. Конкурентоспособность региона зависит от эффективности функционирования субъектов экономики работающих на данной территории.
Однако в условиях глобальной конкуренции возможности компаний-одиночек ограничены. Поэтому они стремятся выступать с другими фирмами, государством и наукой воедино, стремясь получить эффект синергии. Данное объединение на уровне региональной экономики представляется возможным рассматривать как кластеры.
Существование кластеров отраслей, пользующихся обширными ресурсами, технологиями и инфраструктурой, стимулирующих инвестиции, стало реальностью во всем мире. В современных условиях формирования так называемой «новой экономики» нужна общая стратегия вывода производства из низкорентабельных зон сырья в поле высокой маржи. Формирование кластеров в регионах позволяет осуществлять интеграцию производства по вертикали, и таким образом развивать как добывающие предприятия, так и компании конечного продукта.
Таким образом, региональная политика формирования и развития кластеров является важным инструментом для создания «новой экономики страны». Исходя из данных предпосылок, конкурентоспособность региональной экономики должна определяться на основе конкурентоспособности кластеров входящих в нее. Следовательно, пирамиду конкурентных преимуществ и конкурентоспособности можно представить следующим образом (рис. 1). Таким образом, импульсами формирования конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности являются преимущества, выраженные на уровне регионов и кластеров, входящих в него.
Кластер может быть представлен в форме пирамиды, которая состоит из трех уровней. Первый - это лидирующие компании, экспортирующие продукцию, услуги за пределы региона. Второй уровень - это сеть поставщиков, большое количество мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему и поставляют комплектующие, услуги для ключевой компании. И третий уровень - это бизнес-климат, социально-экономическая инфраструктура. Это различные организации, обеспечивающие ключе-
вую компанию человеческими, финансовыми ресурсами, инфраструктурой. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтракта-ционных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.
Преимущества Лидерство
общественно- экономики
экономического
уклада *
в
о
<и
а
Преимущества в Конкурентоспособность
управлении экономики
обществом
а
к
к
а
£
к
О)
Он
&
к
о
и
к
н
к
й
ш
о
Он
н
3
Он
о
нЕн
Ш
3
о
л
4
к
й
м
Преимущества в упр авл е н и и р еги о н о м
Конкуре нтос по со бн о сть
региональной
экономики
Конкурентные Конкурентоспособность
преимущества фирм и отрасли (кластера)
систем их
взаимодействия
Конкурентные Конкурентоспособность
преимущества в фирмы
управлении фирмой
о
к
ш
о
о
о
с
о
о
н
к
<и
Он
£
о
и
и;
к
к
<и
а
а
т
о
к
л
к
к
§
м
Конкурентные К о нкур е НТО С П 0 С 0 б Н 0 сть
преимущества в управлении товара
разработкой и реализацией
товара
Рис. 1 - Пирамида конкурентоспособности и конкурентных преимуществ
В мировой практике появилась тенденция - концентрация компании на главных направлениях и делегирование производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе и малым, предприятиям. Активный аутсорсинг возможен лишь при наличии большого числа небольших компаний специализирующихся на выполнении отдельных функций и конкурирующих друг с другом в определенном регионе. Такая схема взаимодействия реализуется в рамках кластеров.
Таким образом, кластер представляет собой организм, или «региональную экосистему». Этот организм обеспечивает конкурентоспособность ключевых участников кластера. Однако, по оценкам экспертов конкурентные преимущества от развития кластера реализуются не сразу. В некоторых случаях не ранее чем через 5 лет. Поэтому успешная реализация проектов по специальному стимулированию кластеров возможна только при наличии региональной стратегии. Развивать кластер в отрыве от развития региона в целом неэффективно и для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы.
Наличие кластера позволяет отрасли, территории или страны в целом поддерживать свое преимущество. Это ускоряет процесс создания факторных преимуществ там, где имеется группа внутренних конкурентов. Все фирмы из кластера взаимосвязанных отраслей дают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых предприятий. Кластеры являются мотивом для крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т.е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей.
Применительно к региональной экономике, основным оцениваемым результатом реализации кластерного подхода является улучшение торгового баланса территории - стабильное повышение уровня экспорта, а также замещение импорта. К оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут быть отнесены:
- улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.) у основных предприятий - участников кластера;
- увеличение объема налоговых поступлений;
- увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
- увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере;
- увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;
- увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера;
- увеличение количества квалифицированных рабочих мест;
В свою очередь, условия развития кластеров являются: государственная и муниципальная поддержка кластеров; заинтересованность частных компаний в усовершенствовании кластера; заинтересованность торговых объединений в развитии кластеров; инвестиции, как фактор устойчивого развития кластера.
Таким образом, формирование конкурентной стратегии региона должно состоять из следующих элементов:
1. Выявление факторов конкурентоспособности регионов на определенных этапах экономического развития страны. Проведение такого исследования представляется возможным на основе классического экспертного опроса.
2. Анализ сильных и слабых сторон региона в ранее выявленных факторах. Здесь возможно использование математического аппарата, например оценка весовых коэффициентов значимости факторов, статистическое сравнение показателей с учетом этих коэффициентов и расчет интегральных показателей конкурентоспособности региона.
3. Определение путей формирования конкурентных преимуществ региона. На данном этапе важно для каждой ключевой отрасли формировать стратегию развития с учетом интересов других отраслей региональной экономики.
4. Организация выполнения стратегии. Подразумевает формирование организационных и экономических механизмов, институтов власти призванных обеспечить реализацию стратегий.
5. Оценка и контроль выполнения стратегии. Это действие позволяет выявлять отклонения от запланированных величин и действий до того как это негативно повлияет на достижение заданных целей. Результатом контроля может являться корректировка целей и планов изначально заданных в стратегии.
Внедрение системы стратегического управления на уровне региональной экономики позволяет обеспечивать конкурентоспособность как ключевых отраслей, так и компаний к ним относящимся. Например, развитие Нижегородской области в значительной степени по сравнению с другими регионами предопределяется способностью формировать эффективные стратегии. Это связанно с инновационным характером ключевых отраслей: автомобильная, машиностроение, самолетостроение, электроника, наука. Именно в этих отраслях на мировых рынках наблюдаются высокие темпы развития как самих рынков, так и технологий. В таких условиях невозможно эффективно конкурировать без использования передовых технологий стратегического менеджмента и маркетинга.
Подобные программы формирования кластеров, для регионов должны выражаться в целом комплексе эффектов, в первую очередь экономическом - в повышении инвестиционной привлекательности региона, повышении благосостояния населения, развитии малых фирм и увеличении капитализации крупных корпораций. Все это приводит в увеличению налоговых поступлений, в том числе и в региональные бюджеты. На основе экономического эффекта реализуется - социальный, который проявляется в улучшении качества жизни населения, снижения криминогенного фона в регионе, повышении рождаемости и т.д.
© С. Л. Крюков - нач. отдела Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.