References
1. Glazyrina E.Yu., Nezhinskaya T.A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze [Musical and computer technology in university]. Moscow, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).
2. Glazyrina E.Yu. Teoretiko-metodicheskoe obosnovanie primeneniya interaktivnykh tekhnologiy v muzykal'no-khu-dozhestvennom obrazovanii [Theoretical and methodological rationale for the use of interactive technologies in music and art education]. Interaktiv v sovremennom muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii: kollektivnaya mono-grafiya [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph]. Ekaterinburg, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art Publ., 2014, pp. 6-47. (In Russ.).
3. Metaeva V.A. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy refleksii [Methodological and methodical bases of reflection]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2006. 99 p. (In Russ.).
4. Nezhinskaya T.A. Osobennosti organizatsii uchebnoy praktiki studentov v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of the organization of students' educational practice in a competence-based approach]. Dis-kussiya: Ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Discussion: Monthly scientific journal], 2014, no. 3 (44), pp. 99-103. (In Russ.).
5. Nezhinskaya T.A. Formirovanie spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti s pozitsii teorii i tekhnologii kontekstnogo obucheniya [Formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities from the position of theory and technology of contextual learning]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of Art: online electronic scientific journal], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www. art-education. ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya (accessed 26.01.2018).
6. Avvo B.V., Akhayan A.A., Zair-Bek E.S., Komarov V.A., Gorokhovatskaya N.V., Feofilova T.G., Fedorova N.M., Sosunova N.Yu. Obrazovatel'nye strategii i tekhnologii obucheniya pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v pedagogicheskom obrazovanii s uchetom gumanitarnykh tekhnologiy: metodicheskie rekomendatsii [Educational strategies and teaching technologies in the implementation of the competence approach in pedagogical education, taking into account humanitarian technologies]. St. Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2008. 108 p. (In Russ.).
7. Sosnovskaya I.V. Zhivaya metodika. Literaturnoe razvitie pyatiklassnikov [Living technique. Literary development of fifth-graders]. Irkutsk, Irkutsk State Pedagogical University Publ., 2002. 160 p. (In Russ.).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professiona'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"), prilozhenie k Prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanvarya 2011 № 46 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education in the field ofpreparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor"), annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 № 46 "On approval and enactment of the Federal State Educational standard of higher professional education in the field of preparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]. (In Russ.).
378.011.33:[78.02:004]:378.147.888
ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ И РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКИ В ИХ ФОРМИРОВАНИИ
Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]
В статье кратко охарактеризован опыт использования музыкально-компьютерных технологий в содержании образования российских вузов, раскрывается значимость научно-практического исследования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в динамично развивающейся сфере информационно-коммуникационных и, в частности, музыкально-компьютерных технологий. В научно-исследовательских целях полный образовательный цикл основной профессиональной образовательной программы, основанной на изучении музыкально-компьютерных технологий, представлен пятью компонентами, с выделением среди них ключевого - информационно-компьютерном компонента как наиболее привлекательного для абитуриентов, студентов и работодателей. Выявлен перечень знаний и умений, предметных действий и профессиональных операций, личностных качеств и опыта специалистов в музыкально-компьютерном виде профессиональной деятельности. Обоснован интегративный комплекс специальных профессиональных компетенций в области музыкально-компьютерных технологий. Обоснована роль вузовской практики в этом процессе. В статье подчеркнуто, что процесс формирования специальных профессиональных компетенций базируется на операционности (действенности) знаний и умений, их активном применении; комплексе обобщенных умений и навыков; готовности и способности к осуществлению разнообразных видов профессиональной деятельности, формируемых и развиваемых во всех формах образовательного процесса. Сформулировано авторское определение специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; основная профессиональная образовательная программа; интегративный комплекс компетенций; цифровые устройства для обработки звука; секвенсорные, автоаранжировочные и конструкторские программы; редактирование MIDI-сонга.
SUBSTANTIATION OF SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELOR STUDENTS AND THE ROLE OF PRACTICE AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THEIR DEVELOPMENT (CASE STUDY OF MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES)
Nezhinskaya TatyanaAlbertovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor at Music Software Technologies, Cinema and Television Department, Institute of Humanitarian and Socio-economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation); E-mail: [email protected]
The article briefly covers the experience of using the music and computer technologies in the educational content of a Russian higher educational institution. The article presents the results of a scientific research on the development of the author's structural and functional model of developing the special professional competencies of Bachelor students mastering the basic professional educational program in the sphere of music and computer technologies. For the research purposes, the full educational cycle of the basic professional educational program is based on studying the music and computer technologies and represented by five components, with the accent on the key, the information and computer component, as the most attractive for applicants, students, and employers. The article covers the importance of scientific and practical research of special professional competencies of Bachelor students in the dynamically developing industry of information and communication technologies of music and computer technologies. The author identifies the list of knowledge and skills, subject-related actions and professional operations, personal skills and experience of specialists in the sphere of music and computer type of professional activity. The author substantiates the integrative complex of special professional competencies in the sphere of music and computer technologies and the role of practical training at higher educational institutions in this process. The author's definition of special professional competencies of Bachelor students in the sphere of music and computer technologies is formulated.
The author has explored the specifics of developing the special professional competencies of Bachelor students in the conditions of students' practical training at higher educational institutions.
Keywords: Federal State Educational Standard, basic professional educational program, integrative complex of competencies, digital devices for processing the sound, sequencer, auto-arrangement and design programs, MIDI song editing.
Современные технологии создания, исполнения и восприятия музыки не мыслимы без использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому музыкант (композитор, теоретик-исследователь, музыковед, исполнитель, педагог, продюсер и т. д.) должен владеть (в той или иной мере) способами применения и восприятия музыки в цифровом формате.
Музыкально-компьютерные технологии постепенно входят в содержание отечественного музыкального образования. Данный вид профессиональной деятельности является абсолютно инновационным, и рынок труда еще далеко не насыщен в необходимой степени квалифицированными дипломированными специалистами в этой области.
Особенно интересен в этом плане опыт тех российских вузов, в которых реализуются основные профессиональные образовательные программы, где музыкально-компьютерные технологии являются «титульным» видом деятельности. Полный образовательный цикл в содержании именно такого рода основных профессиональных образовательных программ можно условно (исключительно в научно-исследовательских целях) подразделить на пять компонентов: 1) гуманитарно-социальный, 2) психолого-педагогический, 3) культурологический, 4) музыкальный, 5) информационно-компьютерный. Благодаря такому уникальному сочетанию важнейших образовательных областей достигается преемственность традиций и инновационных технологий музыкального образования.
Многолетний опыт работы показал, что вся привлекательность таких образовательных программ для абитуриентов, студентов и работодателей заключена как раз в информационно-компьютерном компоненте. Освоение содержания основной профессиональной образовательной программы развивает и формирует у студентов (в том числе обязательно в период практики) важные профессионально-значимые знания, умения, опыт, личностные качества, позволяющие им про-
являть свои предпочтения, развивать способности и избирать в качестве наиболее предпочтительного - какой-либо один, узкоспециализированный из всего широкого спектра, вид профессиональной деятельности [1; 2].
В основных профессиональных образовательных программах такой направленности именно информационно-компьютерный компонент является своего рода «центростремительной силой», которая объединяет все остальные компоненты основной профессиональной образовательной программы (гуманитарно-социальный, психолого-педагогический, культурологический, музыкальный) и является тем «фокусом», который позволяет обучающимся взглянуть по-новому на устоявшиеся традиции музыкального образования, знания, умения, навыки и опыт, на методики и технологии, на собственные предпочтения, потребности, возможности и способности.
Подготовка и проведение комплексного обследования потребностей работодателей, а также анализ его результатов помогли выявить перечень тех знаний и умений, предметных действий и профессиональных операций, личностных качеств и опыта специалистов, которые являются самыми «дефицитными» на региональном рынке труда и, соответственно, востребованными и стратегически самыми перспективными для трудоустройства выпускников.
Все перечисленное ниже относится только к музыкально-компьютерному виду профессиональной деятельности как наиболее инновационному и наименее разработанному в теории и на практике:
знания: музыкально-компьютерный понятийный и терминологический аппарат, основные особенности конфигурации мультимедийного компьютера; классификация и характеристика музыкальных программ; основные принципы работы с У8Т-инструментами; физическая природа звука, элементы архитектурной акустики; основные характеристики музыкального звука; основные физические элементы звукового комплекса;
теоретические основы оцифровки звука; основные принципы коммутации; особенности звуко-извлечения, тембрового звучания и строения различных музыкальных инструментов; основные характеристики источников звукового сигнала; особенности и способы рационального размещения источников звука и коммутаций, выбора и оборудования помещения студии звукозаписи; типы, схемы и принципы работы аналогово-цифровых преобразователей; различные стандарты коммуникации электронных инструментов и особенности коммутации между различными устройствами; основные категории и законы акустики; принципы звукообразования и звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах, певческим голосом и в разговорной речи; музыкально-компьютерное программное обеспечение в объеме, необходимом для возможности выполнения музыкально-нотной записи; секвенсорные, ав-тоаранжировочные и конструкторские программы; принципы музыкального формообразования; основы композиции; типовой план аранжировки; основные возможности работы со звуком и требования к аппаратным средствам персонального компьютера; простейшие программы воспроизведения звука; цифровые устройства для обработки звука; основы графического дизайна; основные принципы работы в одном из нотных редакторов; типы и виды ансамблей (инструментальных и вокально-инструментальных) существующих в рамках определенных стилей популярной музыки; отличительные композиционные, мелодические, гармонические, ритмические, фактурные особенности стилей популярной музыки; названия, историю и классификацию разнообразных стилей современной музыки; особенности конструкции и звукоизвлечения, выразительные возможности тембров различных музыкальных инструментов академической, популярной эстрадной и народной музыки;
умения (готовность и способность продемонстрировать): проведение анализа и интерпретации музыкального репертуара для создания аранжировки; редактирование МГО1-сонга; фиксация результатов компьютерной аранжировки в виде midi-файла, wave-файла; пользование банком звуков Gm, банками внешних синтезаторов и семплеров; создание самостоятельных произведений (авторских композиций и аранжировок
известных произведений) в заданном формате; набор музыкального текст в программах - нотных редакторах; работа в музыкальных программах с MIDI и звуком; проведение анализа различных приемов аранжировки музыкальных произведений на примере предложенных образцов; сравнение функциональных возможностей однотипного музыкально-программного обеспечения (ното-графического, аранжировочного, секвенсорного и т. д.); преобразование форматов звуковых файлов; умение произвести цифровую запись и обработку звука; проведение анализа акустики концертного и театрального залов, тон-студии; определение на слух по тембру музыкальный инструмент и певческий голос; самостоятельное создание композиции с помощью электронных музыкальных инструментов; проведение анализа академического, эстрадно-популярного, народного музыкального репертуара с точки зрения его стилевых особенностей; систематизация и отбор элементов музыкального языка - мелодических, ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, композиционных - в процессе работы по созданию музыкальной композиции (аранжировки); создание авторских композиций и аранжировок известных произведений в любом из изученных стилей;
владения: элементарными умениями и навыками сборки, установки и настройки всех необходимых компонентов для работы с мультимедиа; основными умениями и навыками работы в аранжировочных и нотографических редакторах; умениями и навыками пользователя специального музыкального программного обеспечения в объеме, необходимом для возможности получения информации; практическим опытом работы со звуком в стандартных приложениях Windows; навыками записи с микрофона; навыками использования цифровых устройств для обработки звука; технологиями и методиками приобретения, использования и обновления знаний в области музыкальной акустики; способами дальнейшего совершенствования и применения полученных умений и навыков в профессиональной деятельности; навыками определения по прослушанной музыкальной аудиозаписи акустических и пространственных характеристик концертного или театрального зала; способами проведения анализа качества выполненной звукорежиссерской ра-
боты; методикой проведения анализа и интерпретации музыкального репертуара, представляемого в аранжировке; навыками применения устройств коммутации и предварительной обработки для записи одного или нескольких источников звука; навыками работы с микрофонами, усилительной аппаратурой; навыками использования частотно-зависимой искусственной реверберации для увеличения выразительности звучания; методикой микширования звуковых сигналов; навыками микрофонной записи инструмента и вокала; способами преобразования форматов звуковых файлов; навыками обработки и редактирования ауди-оматериала на компьютере; знаниями принципов выбора и способов организации элементов музыкального языка в единое по стилю композиционное целое (музыкальную композицию); навыками создания музыкальных композиций в рамках определенных популярных стилей с применением музыкально-компьютерных технологий; знаниями критериев оценивания авторских музыкальных композиций с учетом определенных стилистических норм - в рамках определенного стиля.
Представленная детализация в расшифровке содержания музыкально-компьютерного вида профессиональной деятельности вовсе не означает дробности и отсутствия структурированности в определении понятия специальных профессиональных компетенций. Следует отметить, что содержание специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий не определяется простой суммой обобщенных знаний и конкретных умений, навыков, приемов и алгоритмов работы для осуществления различных видов профессиональной деятельности в области музыки, в том числе на основе использования информационно-коммуникационных технологий и специального компьютерного программного обеспечения.
Содержание этих компетенций представляет собой интегративный комплекс компетенций, в опоре на который и сообразно поставленной задаче, ценностно-смысловым ориентациям, лич-ностно-значимой мотивации, социокультурному контексту и рефлексии конкретной производственной ситуации в условиях вузовской практики студенты готовы и способны к созданию иннова-
ционного и социально-востребованного творческого продукта: создание авторских методик обучения музыке и исполнительских интерпретаций музыкально-художественных произведений, разработка методов и приемов музыкально-художественной работы с контингентом обучающихся; создание аранжировок, обработок и фонограмм, сочинение музыки; разработка электронных обучающих программ, мультимедийных дидактических средств и обучающих систем; создание презентаций, видеоматериалов, социокультурных творческих проектов и др.
Этот интегративный комплекс специальных профессиональных компетенций создает предпосылки и личностную мотивацию для успешной профессиональной деятельности студентов-бакалавров по самостоятельному овладению постоянно обновляющимися образовательными и информационно-коммуникационными технологиями, музыкально-компьютерным программным обеспечением; освоению и интерпретации шедевров искусства и артефактов современной социокультурной действительности, и может рассматриваться как специфическая способность и потребность личности на осознанном и интуитивном уровне профессионально использовать знания, умения, опыт, свойства и качества, арсенал современных технических средств для применения современных образовательных технологий в избранной сфере профессиональной деятельности; создание художественного образа и реализации творческого замысла; восприятие всех сфер музыки в преемственности традиций и актуальных тенденций развития (электронная акустика, компьютерная музыка, медиамузыка и др.); владение системой универсальных музыкальных знаний (теоретических, исполнительских, компьютерных и др.) и приемами работы во всех видах музыкальной деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что процесс формирования специальных профессиональных компетенций не может опираться только на дисциплины профильной подготовки, так как направленность и содержательное наполнение этих компетенций базируется на операционности (действенности) знаний и умений их активного применения; комплексе обобщенных умений и навыков; готовности и способности к осуществлению
разнообразных видов профессиональной деятельности, формируемых и развиваемых во всех формах образовательного процесса.
Таким образом, специальные профессиональные компетенции на каждом новом уровне образования, по всем учебным циклам и разделам основной профессиональной образовательной программы (от первого до последнего курсов обучения) «вбирают в себя», аккумулируют и интегрируют приобретаемые общекультурные компетенции, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Причем именно в условиях компетентностного подхода значительно большую значимость приобретает прак-тико-ориентированный компонент образования. И благодаря этому возрастает роль практики как особого вида учебной деятельности, где приобретенные знания и умения сразу применяются на практике. Таким образом, практика студентов является той интегративно-образовательной средой, в которой «переплавляются» в новое «практико-ориентированное» качество приобретаемые студентами опыт знаний, умений, владений, эмоционально-волевой компонент, личностные свойства, качества и способности [3; 4].
Практику - образовательную среду для формирования специальных профессиональных компетенций - можно обозначить как устремленную вверх вертикаль, на которую спиралеобразно «нанизывается» содержание образования каждого из учебных курсов бакалавриата (от первого до четвертого). А сама эта вертикаль-практика устремлена в будущую трудовую жизнь, профессию, где происходит самообразование, самореализация и саморазвитие личности (рис. 1).
Все сказанное логично подводит к формулировке перечня специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий. Основополагающими подходами для составления такого перечня являются: 1) выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта [5]; 2) учет потребностей регионального рынка труда и запросов работодателей, выявленных нами при проведении процедуры обследования; 3) соотнесение перечня и содержания специальных профессиональных компетенций с конкретными видами профессиональной деятельности, к которым готовится студент-бакалавр.
Рисунок 1. Роль практики в формировании
специальных профессиональных компетенций
Итак, в соответствии с конкретными видами профессиональной деятельности к специальным профессиональным компетенциям студентов в области музыкально-компьютерных технологий относятся следующие:
- осознание гуманистических ценностей и идеалов общества, норм профессионального и межличностного общения и поведения в социуме; непреходящей значимости роли педагога в формировании высокого уровня образования и культуры подрастающего поколения, нации;
- владение основами музыкально-компьютерной грамотности, профессиональным понятийным аппаратом и терминологией; теоретическими основами оцифровки звука и законами музыкальной акустики; знаниями интерфейса музыкально-компьютерных программ-редакторов, мультимедийных средств компьютера;
- способность применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, особенности музыкально-исполнительской техники, принципы композиции и формообразования в своей музыкально-компьютерной деятельности;
- способность к разработке обучающих программ с использованием музыкально-компьютерных технологий для учащихся образовательных организаций системы музыкально-художественного образования, культуры и искусства всех типов и уровней;
- готовность к разработке и применению современных образовательных и диагностических технологий и методик, в том числе на основе применения информационно-коммуникационных технологий и музыкально-компьютерных программ, для обеспечения качества процесса музыкально-художественного образования;
- готовность к созданию и использованию инновационной социокультурной и информационно-образовательной среды для формирования духовной культуры личности обучающихся, различных социальных групп населения;
- готовность к конструктивному и позитивному общению и сотрудничеству с субъектами профессионального поля деятельности: участниками образовательного процесса, коллегами, ра-
ботодателями, экспертами, социальными партнерами (в том числе на иностранном языке);
- способность к профессиональной и личностной рефлексии, анализу контекстов профессиональной деятельности и ситуаций;
- способность к самоопределению в конкретном виде профессиональной деятельности, самообразованию в области информационно-коммуникационных технологий и музыкально-компьютерного программного обеспечения для личностного творческого и профессионального саморазвития и самореализации.
Таким образом, в результате изучения и научного анализа понятий компетентность, компетенция, профессиональные компетенции и специальные профессиональные компетенции, а также разработки и обоснования перечня компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий, специальные профессиональные компетенции определяются как интегративный комплекс обобщенных знаний и конкретных умений, навыков, приемов и алгоритмов работы; готовность и способность студентов к осуществлению личностной и профессиональной рефлексии конкретной производственной ситуации в ее социокультурном контексте; а также адаптации, социализации, самообразования и самореализации в профессиональном социуме.
Литература
1. Глазырина Е. Ю., Нежинская Т. А. Музыкально-компьютерные технологии в вузе: моногр. - М.: Ин-т художеств. образования и культурологии Рос. акад. образования, 2015. - 302 с.
2. Интерактив в современном музыкально-художественном образовании: кол. моногр. / под ред. Е. Ю. Глазыри-ной. - Екатеринбург: Екатеринбург. акад. соврем. искусства, 2014. - 183 с.
3. Нежинская Т. А. Особенности организации учебной практики студентов в условиях компетентностного подхода // Дискуссия: Дискуссия: ежемесяч. науч. журн. - 2014. - № 3 (44). - С. 99-103.
4. Нежинская Т. А. Формирование специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности с позиции теории и технологии контекстного обучения [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электрон. науч. журн. - 2014. - № 2. - URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 46 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
References
1. Glazyrina E.Yu., Nezhinskaya T.A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze [Musical and computer technology in university]. Moscow, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).
2. Interaktiv v sovremennom muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph]. Ed. by E.Yu. Glazyrina. Ekaterinburg, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art Publ., 2014. 183 p. (In Russ.).
3. Nezhinskaya T.A. Osobennosti organizatsii uchebnoy praktiki studentov v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of the organization of students' educational practice in a competence-based approach]. Diskussiya: ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Discussion: Monthly scientific journal], 2014, no. 3 (44), pp. 99-103. (In Russ.).
4. Nezhinskaya T.A. Formirovanie spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti s pozitsii teorii i tekhnologii kontekstnogo obucheniya [Formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities from the position of theory and technology of contextual learning]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of art: online electronic scientific journal], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www.art-education. ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya (accessed 01.02.2018).
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professiona'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"), prilozhenie k Prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanvarya 2011 № 46 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education in the field of preparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor"), annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 № 46 "On approval and enactment of the Federal State Educational standard of higher professional education in the field ofpreparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]. (In Russ.).
УДК: 378.011.33:[78.02:004]:378.146
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ, ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]
Глазырина Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты научного исследования авторов статьи по разработке и апробации структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров, специализирующихся в области музыкально-компьютерных технологий. Раскрывается значимость научно-практического исследования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в динамично развивающейся сфере информационно-коммуникационных и, в частности, музыкально-компьютерных технологий. Впервые научно обоснован комплекс компонентов, характеризующий в своей интегративной целостности необходимый и достаточный перечень, объем и содержание специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности: 1) опыт (знаний/умений, владений, алгоритмов действий/ общения); 2) качества личности (мотивация, ценности, установки; способности, творческость; комму-