О68цетехнические и социальные проблемы
В ходе строительства Мурманской магистрали было перемещено более 1,5 млн кубических саженей земли, уложено 1077 вёрст рельсового пути, прорыто около 200 тыс. погонных саженей мелиорационных каналов для осушки болот, построено 9913 квадратных саженей гражданских сооружений и более сотни станционных зданий. Сквозное движение по Великому Северному пути было открыто с 1 января 1917 г. [10, д. 5, л. 35, 71-77, 148, 420].
Сооружение линии в условиях Севера и технический уровень проведенных работ обогатили историю железнодорожного строительства уникальным опытом.
Библиографический список
1. Постройка железных дорог / Л. Д. Бизюкин, Г. К. Гониг, А. В. Ливеровский. -М. : Трансжелдориздат, 1945. - 545 с.
2. История техники железнодорожного транспорта / В. С. Виргинский. - М. : Трансжелдориздат, 1938. - 216 с.
3. Железнодорожный транспорт : энциклопедия. - М. : Транспорт, 1995. - 584 с.
4. История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836-1917 гг. - СПб. : АООТ «Иван Федоров», 1994. - 336 с.; Т. 2. 1917-1945 гг. - СПб.; М. : ОАО «Иван Федоров», 1997. - 416 с.
5. Строительно-путейское дело в России ХХ века / И. И. Кантор. - М. : Трансинфо, 2001. - 276 с.
6. Мурманская железная дорога : краткий очерк постройки железной дороги на Мурмане с описанием ее района. - Петроград, 1916. - 204 с.
7. Общие сведения о железных дорогах / К. А. Оппенгейм. - М. : Гос. техн. изд-во, 1922. - 252 с.
8. Развитие строительно-путейского дела на отечественных железных дорогах / С. П. Першин. - М. : Транспорт, 1978. - 296 с.
9. Вечная мерзлота почвы в пределах СССР / М. И. Сумгин. - М.; Л. : АН СССР, 1937. - 258 с.
10. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). - Ф. 320, оп. 3.
11. Российский Государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 274, оп. 7.
12. РГИА. - Ф. 350, оп. 30.
Статья поступила в редакцию 13.04.2010;
представлена к публикации членом редколлегии В. В. Фортунатовым.
УДК 656.222.3:656.225.073
А. А. Гуламов
ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕТОДА НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВОГО ВАГОННОГО ПАРКА
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
169
ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
В статье рассматриваются преимущества и недостатки методов начисления амортизации и их практическое использование для оптимизации воспроизводства грузового вагонного парка.
методы начисления амортизации, основные фонды, оптимизация воспроизводства, парк грузовых вагонов.
Введение
Средства труда, участвующие в производстве продукции и принятые на баланс хозяйствующего субъекта, называют основными фондами. Многократно участвуя в процессе производства и перенося свою стоимость на создаваемую продукцию, основные фонды изнашиваются. Различают физический и моральный износ. Физический износ называется материальным снашиванием основных фондов в процессе их эксплуатации. Моральный износ связан с научно-техническим прогрессом в сфере производства, который влияет на удешевление создаваемых фондов (моральный износ I рода) и на совершенствование самих средств труда, в результате создаются более производительные, эффективные технические средства (моральный износ II рода).
Для обеспечения непрерывности процесса производства продукции необходимо вовремя и строго в определенном размере осуществлять возмещение износа основных фондов. Стоимость возмещения износа, которая включается в стоимость создаваемой продукции (на практике эта часть входит в состав себестоимости), называют амортизационными отчислениями, а сумма амортизационных отчислений образует амортизационный фонд.
Амортизационная политика хозяйствующего субъекта должна способствовать своевременному обновлению основных фондов, особенно активной ее части, с тем чтобы они были постоянно в мобильном состоянии в целях повышения эффективности процесса производства продукции.
Актуальность теоретически обоснованного метода начисления амортизации определяется тем, что в условиях перехода к рыночным принципам управления на железнодорожном транспорте амортизационный фонд является главным источником обновления основных фондов.
Совершенствование способов начисления амортизации имеет значение также в связи с тем, что величина амортизационного фонда входит в состав критерия долгосрочной эффективности функционирования предприятия (ЧДЭ), который определяется по формуле [8]:
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Обцетехнические и социальные проблемы
1
ЧДЭ^0= X (ЯГ1+ 4)^max,
(1+ЕН)
где Пчист - чистая прибыль от перевозок в t-м году;
A - амортизационные отчисления в t-м году;
E - параметр дисконтирования;
T - горизонт расчета (10-15 лет).
Условие прибыльности означает, что величина амортизационного фонда в критерии ЧДЭ представляет не просто сумму затрат, а величину, компенсированную доходами от перевозок. Поэтому данный критерий будет «отсекать» варианты увеличения амортизации, которые не сопровождаются адекватным увеличением доходов.
1 Теоретические аспекты методов начисления амортизации
Потребная величина амортизационных отчислений определяется стоимостью основных фондов, нормами амортизации и способом начисления этих средств. Из трех переменных, которые определяют величину амортизации, наиболее обоснованной является первая составляющая. Для начисления амортизации принимается первоначальная стоимость объекта, хотя на этот счет был сделан ряд обоснованных предложений о коррекции первоначальной величины стоимости.
Наиболее сложной переменной являются нормы амортизации. Продолжительное время нормы амортизации определялись, как правило, по формуле:
H
a
100
t
%,
где H - норма амортизации;
t - срок службы определенного вида основных фондов (амортизируемый период).
Определение средних сроков службы основных фондов представляет собой одну из наиболее сложных задач. Эта сложность объясняется тем, что сроки службы тесно связаны с износом, который, как известно, зависит от многих факторов.
На практике длительное время определялись средние нормативные сроки службы (tM).
Со временем в теории воспроизводства основных фондов было введено понятие оптимальный срок службы объекта (to). Он был обоснован из соотношения амортизационных отчислений и расходов на все виды ремонтов, финансируемых за счет средств эксплуатации.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
171
Минимум этих расходов соответствовал наивыгоднейшему сроку, т. е. оптимальному сроку службы (to). На тех же данных обосновывался целесообразный срок службы [1]. Так, в середине 60-х годов прошлого века А. Е. Гибшман [7] предложил метод определения целесообразного срока службы локомотива с учетом изменения затрат на ремонт и восстановление во времени, т. е. с учетом отдаления капитальных вложений, используя коэффициент отдаления (Кот):
к 1
ЛОТ /1 . 7^ \Г 5
(I + EJ
где Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат;
t - целесообразный срок службы локомотива.
В рыночных условиях хозяйствования экономически целесообразный срок службы предлагается определять по максимуму прибыли, полученной при использовании этих видов основных фондов.
Для предприятий в условиях рыночных принципов управления наиболее важное практическое значение имеет последняя составляющая -метод начисления амортизации.
До рыночных отношений амортизация на железнодорожном транспорте начислялась линейным способом, при котором предполагалось, что физический износ основных средств происходит равномерно во времени, а моральный износ вообще не учитывался. Поэтому начисление амортизации осуществлялось равномерно (по времени и затратам), как показано на рис. 1 [5].
Рис. 1. Динамика начисленной амортизации
и остаточной
стоимости основных средств по мере их износа
Процесс начисления амортизации в современных условиях хозяйствования в Российской Федерации изложен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001. Аналогичный нормативный документ (Национальный стандарт бухгалтерского учета № 5 «Основные средства») был утвержден приказом министра финансов от 09.10.2003 г. №114 в связи с переходом практики организации и ведения бухгалтерского учета на принципы, заложенные в международных стандартах финансовой отчетности, в Республике Узбекистан [4].
Методы начисления амортизации показаны в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1. Методы начисления амортизации
Методы начисления амортизации объектов основных средств согласно законодательству РФ (пункт 18 ПБУ 6/01) Методы начисления амортизации объектов основных средств согласно законодательству Республики Узбекистан (глава 6 НСБУ №5 «Основные средства»)
Линейный способ Равномерное(прямолинейное) начисление амортизации
Способ уменьшаемого остатка Метод уменьшающегося остатка с удвоенной нормой амортизации
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Метод суммы лет (кумулятивный метод)
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Начисление амортизации пропорционально объему выполненных работ (производственный метод)
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» компания самостоятельно выбирает один из четырех применяемых ныне способов начисления амортизации:
линейный (равномерный);
уменьшаемого остатка;
списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Для того чтобы выбранный способ начисления амортизации отвечал стратегическим целям компании, т. е. повышению эффективности процесса производства, он должен соответствовать следующим принципам:
стоимость использования основных средств компании (амортизационные отчисления) в каждом отчетном периоде должна быть соотнесена с доходами, в получение которых они внесли вклад;
необходимо учитывать влияния факторов, обусловливающих физический износ;
учитывать степень влияния научно-технического прогресса на воспроизводство основных средств.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
173
Рассмотрим более подробно каждый из отмеченных принципов.
Первый принцип обязывает компанию включать начисленную амортизацию в себестоимость продукции в полном соответствии с величиной доходов в том отчетном периоде, в котором эти доходы были получены. В рыночных условиях хозяйствования осуществляется принцип увязки (соотнесения) расходов с доходами не только по количественной величине, но и по срокам их возникновения.
Линейный способ начисления амортизации наиболее простой и часто встречающийся способ расчета. Этот способ часто называют равномерным.
Процесс определения годовых амортизационных отчислений включает три основных момента:
1) стоимость объекта основных средств;
2) полученная в результате оценка продолжительности срока эксплуатации объекта;
3) полученная в результате оценка величины ликвидационной стоимости объекта.
Сумма амортизационных отчислений за год рассчитывается по формуле:
Ф -Ф
Дф __ пер лик
t ’
где Фпер - первоначальная стоимость основных фондов;
Флик - ликвидационная стоимость основных фондов, т. е. остаточная стоимость при 7. = tu;
tH - нормативный срок службы объекта основных средств.
Как уже отмечалось, процесс начисления амортизации включает в себя соотнесение полной первоначальной стоимости объекта основных средств с доходами. Метод равномерного начисления амортизации должен использоваться в том случае, если можно определить, что данный объект приносит одинаковый доход в каждый период. Затем равная в каждом периоде часть первоначальной стоимости в качестве расходов соотносится с доходами соответствующего периода.
Что касается второго принципа, т. е. физического износа, то при равномерном начислении амортизации необходимо заключение, что физический износ объекта происходит также равномерно по величине и по времени, соответственно равномерно меняется и остаточная стоимость данного объекта. При равномерном износе имеет место следующая зависимость остаточной стоимости Фост от времени, представленная в формуле:
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
ф = ф - в = (ф - ф )-а —)+ф
ост пер изн V пер лик/ V , /
пер
лик ’
н
где Визн - стоимость износа основных фондов, т. е. сумма начисленной амортизации.
Что касается принципа учета научно-технического прогресса, то он может быть применен при обосновании срока полезного использования основных средств. На практике ПБУ 6/01 дает широкие права компании в определении срока полезного использования (t), который понимается как период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход компании. Он определяется с учетом ожидаемой производительности, мощности, динамики физического износа, влияния агрессивной среды, нормативно-правовых актов и других ограничений использования объекта.
Однако третий принцип требует учета темпа научно-технического прогресса, то есть морального износа на воспроизводство основных средств.
Моральный износ вызывает необходимость досрочной замены устаревшей техники на новую. При этом возникают потери от неполной амортизации устаревшей техники. Чтобы сократить потери, возникающие при изъятии из эксплуатации устаревшей и малоэкономичной техники, стоимость которой еще полностью не перенесена на создаваемую продукцию, сроки службы основных средств необходимо устанавливать с учетом морального износа, который приводит к сокращению сроков полезного использования, установленному по физическому износу [6].
Изучение закономерностей морального износа основных фондов представляет собой проблему большой сложности, поэтому здесь ограничимся лишь тем, что убытки от списания не полностью амортизированных основных фондов относятся на результаты
хозяйственной деятельности предприятия, кроме тех случаев, когда основные фонды заменяются на новые в связи с реконструкцией железной дороги.
Вернемся к рассмотрению методов начислений амортизации (см. табл. 1).
1. Метод равномерного (прямолинейного) начисления амортизации заключается в том, что амортизация начисляется равномерно, равными долями, исходя из амортизируемой стоимости основных средств в течение срока полезного их использования.
Согласно этому методу, амортизируемая стоимость объекта основных средств равномерно списывается (распределяется) на соответствующие затраты в течение срока его службы. Метод основан на том, что норма амортизации зависит от длительности срока полезной службы объекта.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
175
Г одовая сумма амортизационных отчислений при методе равномерного (прямолинейного) начисления амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств за минусом ликвидационной стоимости и срока полезного использования этого объекта.
Амортизационные отчисления на полное восстановление объекта рассчитываются по формуле:
Ф -Ф
__ пер лик
t '
Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно в течение отчетного периода в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
2. Метод уменьшающегося остатка с удвоенной нормой амортизации означает уменьшение амортизируемой стоимости объекта в период начисления амортизации.
Согласно данному методу, удвоенная норма амортизации умножается на соответствующую в данном отчетном периоде остаточную стоимость основного средства. Предполагаемая ликвидационная стоимость не вычитается из первоначальной (восстановительной) стоимости при начислении амортизации по методу уменьшающегося остатка с удвоенной нормой амортизации.
Годовая сумма амортизационных отчислений при методе уменьшающегося остатка с удвоенной нормой амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и удвоенной нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Амортизационные отчислений за год определяется следующим образом:
АО,_год = Ф_ • Н.
АО
пер
а ’
2-год
АО
АО
3-год
4-год
(Фщ - АО,_год) • Н,; (Фта “АО, - АО
-ГОД
i2-год
)-на;
= (Фпер - АО 1-год - АО2-год “ АО 3-год) ' На И Т‘ Д->
Н
а - годовая норма амортизации в процентах от амортизируемой стоимости объекта, рассчитывается по формуле исходя из срока полезного использования,
Ф К
Н _----пер--100О/
" t
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
ОбЩетехнические и социальные проблемы
где t - срок службы, равный амортизационному периоду;
К - повышающий коэффициент.
При данном методе начисления амортизации часть стоимости полувагона недоамортизируется. Кризис и инфляционные процессы негативно влияют на формирование амортизационного фонда, и данный метод используется при таких ситуациях. Имеется в виду, что предприятия, которые выбрали данный способ амортизации, готовы пойти на недоамортизирование объектов основных фондов в последние годы полезного использования, так как за счет списания большей части основного капитала в первые годы его эксплуатации можно гарантировать себя от убытков, связанных с инфляцией и моральным износом основных фондов. Таким образом, убытки от недоамортизации основных фондов при длительном сроке полезного использования будут меньше по сравнению с потерями от инфляции и морального старения фондов.
Исходя из произведенных расчетов, при начислении амортизации по эксплуатации полувагона модели 12-9768 методом уменьшающегося остатка с удвоенной нормой списания норма амортизации равна 9%. Эта фиксированная норма амортизации применяется к первоначальной стоимости предыдущего периода, и сумма амортизации уменьшается ежегодно на величину накопленного износа.
3. Метод суммы лет (кумулятивный метод). Согласно данному методу, норма амортизации в каждом году определяется как доля в амортизируемой стоимости, остающаяся до конца срока амортизации. Доля определяется делением количества полных лет, оставшихся до окончания амортизационных отчислений, на сумму порядковых чисел лет, составляющих срок амортизации.
Годовая сумма амортизационных отчислений при методе суммы лет (кумулятивном методе) определяется исходя из первоначальной стоимости за минусом ликвидационной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта:
АО = (Ф - Ф ) • ———
V пер лик; t.(t + iy
2
где ^ст - количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования.
Например, если срок службы основного средства составляет 5 лет, то сумма чисел лет будет равной 5-(5 + 1)/2 = 15. Следовательно, в первый
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
177
год будет списана 1/3 его стоимости (5/15 = 1/3), во второй год - 4/15 и т. д.
Такие методы, как метод уменьшающегося остатка и метод суммы лет, являются по принятой в экономической науке классификации методами ускоренной амортизации.
Данный метод, как и метод уменьшающегося остатка (регрессивный), позволяет большую часть стоимости основных фондов списать в первые годы его эксплуатации, тем самым предприятие гарантирует себя от убытков, связанных с инфляцией и моральным износом.
При кумулятивном методе, в отличие от регрессивного, происходит более плавное списание стоимости и практически полная амортизация объектов по истечении срока полезного использования. Но это положение правомерно лишь по отношению к новым объектам, которые вводятся в эксплуатацию. По объектам, бывшим в эксплуатации, применение данного метода приводит к недоамортизации объекта независимо от базы исчисления.
4. Начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ (производственный метод). Производственный метод начисления амортизации основан на учете выработки объекта основных средств в каждом конкретном году.
Для расчета ежегодной величины амортизации по данному методу необходимо определить общую оценочную суммарную выработку за весь срок полезного использования и выработку в данном конкретном году. В качестве выработки может выступать количество пройденных тоннокилометров (ткм) и т. п.
Г одовая сумма амортизационных отчислений при производственном методе начисления амортизации определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств за минусом ликвидационной стоимости и предполагаемого объема продукции (работ, услуг) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Амортизационные отчисления рассчитываются производственным способом в каждом отчетном году по следующей формуле:
Ф -Ф
АО = ОПР • —^------—,
Zonp<
/=1
где Фпер - амортизируемая стоимость объекта основных средств;
ОПРг- - прогнозируемый объем выпуска продукции в течение срока эксплуатации;
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
0б8цетехнические и социальные проблемы
i =1,... - годы срока полезного использования объекта.
В качестве объема продукции предлагается производительность грузового вагона, выраженная в ткм эксплуатационных/вагон/сутки.
2 Анализ результатов определения амортизационных отчислений различными способами
Для обоснования рационального метода начисления амортизации выполнены расчеты при условиях: расчеты производятся на примере полувагона модели 12-9768 с первоначальной стоимость 120 млн сум.
Начисленная величина амортизации в соответствии с каждым методом начисления (см. табл. 1) показана в табл. 2.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
179
ТАБЛИЦА 2. Динамика амортизационных отчислений для разных методов их определения, сум.
Методы
Прямолинейный Уменьшающегося остатка Кумулятивный Производственный
5666536 11578680 10840330 5666536
11333072 22115279 21187917 11438469
16999608 31703584 31042762 17483242
22666144 40428941 40404865 23820038
28332680 48369016 49274225 30469998
33999215 55594485 57650844 37456513
39665751 62169661 65534720 44804999
45332287 68153072 72925853 52544571
50998823 73597975 79824245 60707189
56665359 78552838 86229894 69328464
62331895 83061762 92142801 78448221
67998431 87164884 97562966 88111150
73664967 90898724 102490389 98366225
79331503 94296519 106925069 109267368
84998039 97388512 110867007 120873816
90664575 100202226 114316203 124663790
96331110 102762706 117272656 -
101997646 105092742 119736367 -
107664182 107213075 121707336 -
113330718 109142579 123185563 -
118997254 110898427 124171048 -
124663790 112496248 124663790 -
Анализ данных табл. 2 показан на рисунках 2-4.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
■Прямолинейный
Уменьшающегося остатка
■Кумулятивный
Производственный
Рис. 2. Поведение накопленных амортизационных отчислений
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
ШОщетехнические и социальные проблемы
Из рис. 2 видно, что наиболее целесообразно применять производственный метод. Положительным качеством метода начисления амортизации основных фондов пропорционально объему грузооборота является возможность прямым путем включить амортизацию основных фондов в себестоимость произведенной продукции и увязать степень использования основных фондов с процессом перенесения их стоимости на продукцию компании.
4,64
4,62
4,6
4,58
4,56
4,54
4,52
4,5
4,48
■ Производственный
Прямолинейный
Кумулятивный
Рис. 3. Поведение годовой нормы амортизационных отчислений
0 5 10 15 20 25
Прямолинейный
Уменьшающегося остатка
Кумулятивный
Производственный
Рис. 4. Поведение остаточной стоимости полувагона модели 12-9768 при различных способах начисления амортизации
В современных условиях наиболее рациональными методами начисления амортизации являются кумулятивный (по сумме лет использования) и начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ (производственный метод).
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2
Общетехнические и социальные проблемы
181
Заключение
1. Обоснование принципов и методов начисления амортизации имеет важное значения для механизма образования амортизационного фонда, который в период перехода к рыночным принципам управления является основным источником обновления основных фондов предприятия.
2. Совершенствование способов начисления амортизации имеет значение также в связи с тем, что амортизационный фонд входит в состав критерия долгосрочной эффективности функционирования предприятия.
3. Из трех параметров, которые определяют величину
амортизационного фонда (стоимость основных фондов, норма амортизации и способов начисления амортизации), наиболее сложной является норма амортизации. Этот параметр должен быть обоснован не только статистическими данными, но и на основе теоретических исследований.
4. В рыночных условиях хозяйствования предприятие
самостоятельно выбирает из четырех разрешенных методов
целесообразный метод начисления амортизации для соответствующих видов основных фондов.
Выполненные расчеты показали, что для обоснованного воспроизводства грузового вагонного парка компании оптимальным является метод начисления амортизации пропорционально объему выполненной работы.
Библиографический список
1. Основные фонды железнодорожного транспорта / А. В. Изосимов. - М. : Транспорт, 1979. - 232 с.
2. Бухгалтерский учет в рыночной экономике / З. Рахман, А. Шеремет. - М. : ИНФРА-М, 1996. - 272 с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Зарегистрировано Минюстом РФ 28.04.2000. - Регистрационный номер 2689.
4. Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан №5 «Основные средства», зарегистрирован Минюстом Республики Узбекистан 20.01.2004. - Регистрационный номер 1299.
5. Системный анализ экономических процессов на транспорте / В. Н. Лившиц. - М. : Транспорт, 1996. - 240 с.
6. Транспортное производство в условиях рынка. Качество и эффективность / М. Ф. Трихунков. - М. : Транспорт, 1933. - 255 с.
7. Экономика железнодорожного транспорта / ред. Е. Д. Хануков. - М. : Транспорт, 1979. - 543 с.
8. Теория и практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта / Б. М. Лапидус, Д. А. Мачерет, А. Л. Вольсон. - М. : МЦФЭР, 2002. - 256 с.
Статья поступила в редакцию 01.04.2010;
представлена к публикации членом редколлегии А. Н. Ефановым.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/2