► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
УДК 37.01 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-78-91
ББК 74.03(2)
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА1
SUBSTANTIATION OF THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BASED ON TRADITIONAL VALUES IN RUSSIAN PEDAGOGY OF THE SECOND HALF OF THE XVIII - FIRST QUARTER OF THE XXI CENTURY
Богуславский Михаил Викторович
Главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: [email protected]
Boguslavsky Mikhal V.
Chief Research Fellow at the Laboratory of Comparative Education and History of Pedagogy, the Institute for Strategy of Education Development, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]
Милованов Константин Юрьевич
Старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Milovanov Konstantin Yu.
Senior Research Fellow at the Laboratory of Comparative Education and History of Pedagogy, the Institute for Strategy of Education Development, PhD in History E-mail: [email protected]
1 Статья выполнена в рамках государственного задания № 073-00064-24-01 на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. на тему: «Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценно-
стей в общеобразовательной школе».
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Овчинников А. В., 2024
Овчинников Анатолий Владимирович
Ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье в целостном виде представлена периодизация процесса обоснования отечественными педагогическими мыслителями второй половины XVIII - первой четверти XXI в. подходов к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе традиционных ценностей. Охарактеризована ретроспектива формирования и развития традиционных духовно-нравственных ценностей в российском образовании. Установлены ценностные основы функционирования системы духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. Определены особенности реализации отечественной государственной политики в сфере воспитания и социализации детей и молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиционные ценности, культурно-исторические ценности, правоотношения в сфере просвещения, образовательная политика, история педагогики и образования, приоритетные направления исследований.
Для цитирования: Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Овчинников А. В. Обоснование процесса духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей в отечественной педагогике второй половины XVIII - первой четверти XXI века // Проблемы современного образования. 2024. № 4. С. 78-91. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-4-78-91.
Ovchinnikov Anatoly V.
Leading Research Fellow at the Laboratory of Comparative Education and History of Pedagogy, the Institute for Strategy of Education Development, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]
Abstract. In a holistic form, the article presents the periodization of the process of substantiation of approaches based on traditional values to the spiritual and moral education of schoolchildren by Russian pedagogical thinkers of the second half of the XVIII - first quarter of the XXI century. A retrospective of the formation and development of traditional spiritual and moral values in Russian education is characterized. The value foundations of the functioning of the system of spiritual and moral education of students in secondary schools have been established. The features of the implementation of the national state policy in the field of education and socialization of children and youth in modern conditions are determined.
Keywords: spiritual and moral education, traditional values, cultural and historical values, legal relations in the field of education, educational policy, the history of pedagogy and education, priority areas of research.
Cite as: Boguslavsky M. V., Milovanov K. Yu., Ovchinnikov A. V. Substantiation of the process of spiritual and moral education of schoolchildren based on traditional values in Russian pedagogy of the second half of the XVIII - first quarter of the XXI century. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 4, pp. 78-91. DOI: 10.31862/2218-87112024-4-78-91.
Социально-политическое развитие российского общества представляет собой сложный взаимообусловленный многоуровневый процесс выстраивания государственных и общественных отношений на определенных экономических, политических, социальных, правовых и иных основаниях. Целью является укрепление ценностных основ патриотизма, гражданственности и государственности, реализация политики с рельефно выраженной социальной направленностью. Достижение данной цели невозможно без решения вопросов воспитания, развития и социализации личности.
В данной связи в Указе Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена стратегическая задача «создания к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [1].
Статус воспитания как социального феномена определяется конкретно-историческими особенностями государственной политики в сфере образования. Общими и достаточно традиционными являются направления взаимодействия органов власти с институтами воспитания, обусловленные функционалом государственного управления: законодательное и нормативно-правовое регулирование воспитания; кадровая политика в области образования; финансовое и материально-техническое обеспечение образовательных организаций.
Воспитание характеризуется систематическим и целенаправленным влиянием на духовное и физическое развитие личности, приобщением к ценностям жизненных устоев. Конструирование содержания воспитания представляет собой выбор той или иной системы ценностей. Существует значительное количество ценностей, и все они представляются основополагающими. Однако любая ценность приобретает подлинный смысл, только лишь пройдя исторический тест на истинность.
Ценностный смысл функционирования системы образования заключается в становлении и развитии человеческой личности. Система образования регулирует и нормативно сопровождает процесс распространения знаний, умений и навыков; генерирует и направляет просветительскую деятельность через приобщение индивида к духовно-нравственным ценностям; осуществляет воспитательную деятельность как сложный процесс социализации личности, активизирует ее нравственный компонент, органически связанный с общекультурным базисом общества.
Образование представляет собой не только систему формирования социально зрелых граждан и подготовки востребованных специалистов, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного здоровья и социального благополучия общества. Так, духовно-нравственные ценности «выполняют функцию защиты граждан от деструктивного идеологического и психологического воздействия» [2, с. 108]. Система образования способствует расширению спектра распространения духовно-нравственных ценностей и их доступности для индивида, формирует механизмы для духовного и культурного воспроизводства. Именно образование дает личности возможность активно и деятельно участвовать в создании и приумножении духовных ценностей, культурно развиваться и обогащать свою жизнь.
Содержание образования, построенное на основе общекультурного и регионального субстратов, направлено на интеллектуальное и эмоциональное и ценностное развитие обучающихся. Оно базируется на культурологическом подходе, при котором определяющее значение приобретают творческие, духовно-нравственные аспекты развития личности, культуросообразные конструкты и способы деятельности, обеспечивающие восприятие окружающего мира через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, социокультурная деятельность и интересы индивида.
Россия всегда была многонациональной страной, что характеризует отечественный социум как полиэтничный, многоязычный и поликонфессиональный. Это предопределяет особенности восприятия и освоения национального и исторического опыта, духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, отраженных в культуре, обычаях, произведениях искусства, формирует условия для построения индивидом траектории собственной жизни и осознания общественных ценностей как своих личных.
Культурные различия, определяя принадлежность человека к той или иной страте, являются наиболее очевидным проявлением богатства российских ценностей. В соответствии с потребностями, ландшафтом и условиями жизни у каждого этноса есть свои виды искусства, язык, традиционная организация общества, система передачи ценностей, инициатические практики и ритуалы, отражающие мировоззрение. Все это обусловливает необходимость создания условий, способных помочь обучающимся осознать культурное многообразие российской цивилизации и разнообразие ее ценностей.
Ценности зарождаются в традиционной культуре народа и являются закономерным продуктом формирования его уникального исторического опыта. Необходимо с уважением относиться к ценностям иной культуры и поддерживать свои собственные. Единое образовательное пространство Российской Федерации обеспечивает бесконфликтное преодоление этих противоречий на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, плодотворного взаимодействия наследия русской и этнонациональ-ных культур. Особое значение приобретает культурная идентификация обучающихся, понимание ценностных ориентиров и установок родной культуры.
Продуктивно осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиционных российских ценностей можно только в результате целостного анализа и осмысления предшествующего опыта разработки рассматриваемой проблематики в истории отечественной философии и педагогики [3].
Духовно-нравственные ценности воспитания российских школьников формируются не в закрытом от влияния общественных отношений пространстве, а в свободном, открытом любым общественным взглядам поле, в котором действуют законы исторического развития, всегда имеющие национальную окраску.
В отечественной философской и педагогической традиции разработка проблем воспитания духовности формирующейся личности всегда занимали приоритетное место. Однако процесс духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных
ценностей в отечественной педагогике второй половины XVIII - первой четверти XXI в. не носил линейно-поступательного характера, а был дискретен. В нем можно выделить как пики подъема исследовательского интереса к рассматриваемой проблематике, так и десятилетия латентного существования. Это обусловлено социально-политическими факторами развития нашей страны.
В целом в отечественной педагогике можно выделить пять основных периодов наибольшего подъема внимания к духовно-нравственному воспитанию школьников на основе традиционных ценностей и представить в каждое историческое время взгляды наиболее видных выразителей этого процесса.
1. Вторая половина XVIII в. в России ознаменовалась политикой просвещенного абсолютизма. Основополагающий аксиологический фундамент в осуществление воспитания обучающихся на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей был заложен в 60-80-е гг. XVIII в., когда в период правления Екатерины II идеологией воспитания стала философия эпохи Просвещения.
Наиболее значимыми педагогическими мыслителями эпохи Просвещения в России были Иван Иванович Бецкой (1704-1795), Екатерина Романовна Да'шкова (1743-1810), Николай Иванович Новиков (1744-1818) и Александр Федосеевич Бестужев (1761—1810). Они выступили олицетворением лучших идей и начинаний эпохи русского Просвещения, ее духа и ценностей. Благодаря их деятельности российская наука, просветительская и издательская деятельность, сфера образования поднялись на совершенно другой качественный уровень, который и задал вектор их развития в последующие периоды истории нашей страны.
Многогранный синтез идей эпохи Просвещения предоставил мыслителям возможность создать собственную логичную и цельную концепцию духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей, соответствующую национальным интересам и конкретно-историческим условиям России конца XVIII в.
Слово «просвещение» полнее всего отражает свойственную для российской цивилизации систему образования и воспитания, процесс интеллектуального, а главное, духовного становления личности гражданина Отечества. Понятие «просвещение» сохраняет и приумножает национальный, исторический колорит российского образования, отграничивает его от постоянно навязываемой унификации, происходящей неоднократно в отечественной истории образования, чаще всего в угоду ложно понятым «ценностям» западной цивилизации, многие из которых были и остаются абсолютно противоположными традиционным духовно-нравственным ценностям многонационального народа России.
В нашей стране сложилась специфическая традиция в области просвещения. Ее главная особенность - сакральное отношение к процессу передачи знаний от старшего поколения к младшему. Определяется это, прежде всего, менталитетом большинства жителей нашей страны, для которых обучение и воспитание нераздельны, поскольку обучение базируется на нравственных началах и является слабо регулируемой правовыми методами областью социальных отношений.
2. Второй период - 1870-1890-е гг. можно охарактеризовать как традиционно-консервативный этап духовно-нравственного воспитания школьников на отечественной
ментальной базе традиционных культурных и религиозных ценностей. Консерваторы в политике и в образовании по самой своей сути были обращены в дореформенное прошлое. Их «золотой век» - лучшая эпоха, образец образовательной системы России -приходился на 30-е гг. XIX в. - время расцвета классического образования. В воспитании консерваторы делали акцент на государственный патриотизм. Его последовательно олицетворяли такие министры народного просвещения, как Д. А. Толстой, И. Д. Деля-нов и Н. П. Боголепов, выражавшие в российском образовании его православную, традиционную, державную составляющую.
Наиболее значимыми педагогическими идеологами консерватизма в России выступали Михаил Никифорович Катков (1817(1818)-1887), Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), когорта национально мыслящих педагогов, целенаправленно стремившимся сформировать ценностные основы российского образования.
Многонациональность и многоконфессиональность, эти важнейшие этнокультурные черты российской нации, всегда делали затруднительным формально-правовое решение вопросов образования, воспитания, просвещения. Европейская традиция организации образования, закрепляемая нормами действующего с конца XVIII в. законодательства, достаточно просто реализовывалась на сравнительно небольшой территории любого европейского государства, среди относительно однородных культурно-исторических традиций, бытующих среди населения.
Что же касается Российской империи, то формирование чувств законопослушания и гражданственности в душе ее подданного - это прежде всего следование идеалам предков, исполнения долга перед Отечеством. Затем уже - формально-правовым нормам. Тем более что многие из них долгие годы воспринимались большинством населения страны в качестве вторичных по отношению к нормам религиозным и нравственным, которые достаточно часто считались едиными.
Многие проявления противоречий национальных традиций и образовательного правотворчества становились предметом сарказма в быту, сатиры в литературных и публицистических произведениях, что отнюдь не способствовало становлению и развитию как государственного, так и частного сектора образования.
Формирование отечественных духовно-нравственных традиций в системе отечественного просвещения за последние несколько веков практически всегда проходило в активном противостоянии, а порой и противоборстве различных политических структур. В историко-педагогической науке это получило упрощенную трактовку об априори прогрессивной роли педагогической общественности и ретроградстве власти, стоящей на пути к образованию и прогрессу.
3. Третий период охватывает 1920-1950-е гг. и связан с обоснованием в философской и педагогической мысли Российского Зарубежья подходов к воспитанию подрастающих поколений на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
В начале XX в. произошли крупные изменение в социальных отношениях и политическом строе России, которые не могли не сказаться на развитии правоотношений в сфере просвещения. Старая правовая система, сложившаяся на основе сочетания
государственных и общественных традиций обучения и воспитания детей, имевшая определенные достижения в достаточно стабильной, национально-ориентированной системе просвещения, не могла быть полностью использована для создания абсолютно новой, можно сказать, инновационной системы образования.
После Октябрьской революции 1917 г. на автохтонной территории Советской России воспитанию школьников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей стало невозможным, поскольку духовное воспитание и духовные ценности ассоциировались исключительно с религией, а советское государство проводило атеистическую идеологию. Вместе с тем традиционные духовно-нравственные ценности сохранились в качестве архетипа, в котором постоянно проявлялись на протяжении советского периода отечественной истории.
Особенно рельефно это обнаружилось во время Великой Отечественной войны, когда возникла наибольшая общественная потребность обращения к духовно-нравственным традициям Отечества. В условиях военного времени были приняты адекватные политическому режиму меры по организационно-нормативному закреплению сложившихся традиций образования и воспитания. Они, безусловно, в рамках того исторического времени и сложившегося политического режима носили правовой характер хотя бы потому, что отвечали потребностям большинства граждан Советского Союза.
Значительный вклад в разработку всего комплекса традиционных ценностей духовно-нравственного воспитания в рассматриваемый период внесли мыслители Российского Зарубежья Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) и Иван Александрович Ильин (1883-1954). В педагогике эмиграции приоритетными ценностями выступали Православие, Абсолютный Дух, Вечные ценности, Служение делу возрождения великой, свободной России, Патриотические традиции русского народа. Православие выступало высшей национальной ценностью, опосредующей все сферы воспитания, и основывалось на вере в реальность абсолютного источника истины - Бога. Мыслители отрицали идею «гармонично развитой личности» и вместо нее выдвигали идею «иерархической структуры личности», где духовная страта опосредовала все другие уровни личности и придавала ей целостный характер.Такой подход ставил воспитательные задачи в школе на первое место.
4. Четвертый период охватывает 1960-1970-е гг. и обусловлен проявлением интереса к вопросам воспитания духовности, который возродился сначала в философской, а затем и в педагогической мысли. До этого в советской философии понятие ценности рассматривалось как сугубо «идеалистическое». Можно даже утверждать, что проблематика ценностей была под идеологическим запретом.
В 1960 г. вышла работа философа В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» - первое крупное исследование по этой теме. О многозначности и многоплановости понятия «ценность» свидетельствует то, что аксиологические проблемы рассматривались в 1960-1970-е гг. в философском, психологическом, социологическом, этическом, эстетическом аспектах. Важнейшие из них получили свое развитие в работах О. Дроб-ницкого, В. Тугаринова, В. Василенко, М. Кисселя, Н. Чавчавадзе, Л. Чухиной.
Послевоенное развитие отечественного образования также неразрывно связано с формированием духовно-нравственных и патриотических ценностей молодого поколения страны. Эта задача содержалась во всех нормативных актах и стратегических документах, определявших основные направления развития отечественного образования на протяжении второй половины XX в. Образовательная идеология советского государства, хотя и формировалась на основе нетрадиционных для российской цивилизации ценностях, постепенно находила баланс между традициями отечественного и западного типа воспитания, что особенно зримо проявилось в 1960-1970-х гг.
В то время духовно-нравственное воспитание представлялось в качестве неотъемлемой части идейно-политического влияния на школьников, основы которого были заложены в стратегических документах, прежде всего в программе партии и материалах съездов КПСС. Естественно, понимание духовно-нравственного было в те годы связано лишь с той линией, которая проводилась коммунистической партией. Тем не менее нравственное и эстетическое воспитание выступали важнейшими показателями эффективности педагогической деятельности. Понятие духовности не было запретным в те годы. Ему просто придавалось гораздо меньшее значение.
В разработке аксиологической проблематики в советской педагогике безусловный приоритет принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918-1970). Значимо, что уже в 1961 г. вышла его программная книга «Духовный мир школьника (подросткового, юношеского возраста)», где впервые в советской педагогике поднимается эта тематика. Павлышский директор в 1960-е гг. первым в сфере образования обратился к проблематике воспитания духовности и всесторонне обосновал подходы к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиционных ценностей [4].
С изменением в середине 1980-х гг. политического курса советского государства стали меняться и ценностные ориентиры образования. Существенную роль в этом сыграло празднование 1000-летия крещения Руси, которое вернуло понятие духовности в сферу просвещения. При этом нравственность, ранее выступавшая как некое общее мерило, обычнее всего в контексте социалистической или коммунистической нравственности, все более стала рассматриваться в своей изначальной форме внутренних установок индивида. При этом основной упор делался на понимании нравственности, свойственной европейской философской традиции, что, безусловно, оставляло мало места для традиционного для российской цивилизации понятия «духовность», наполненного более емкими культурно-историческими смыслами.
Естественно, систему образования, созданную таким народом для своих потребностей, достаточно сложно было «вмонтировать» в общемировую систему унифицированного регулирования подготовки будущих поколений. Впрочем, как показали события последнего времени, можно ли говорить о системном и устойчивом существовании таковой? Образовательная политика Российского государства, несмотря на исторически различные формы политического режима, практически всегда сочетала как традиционные, так и западно-либеральные элементы правовой культуры, постоянно лавируя между ними [5, с. 297].
Социокультурный контекст воспитания как неотъемлемого атрибута общества начинает кардинально меняться в нашей стране с начала 1990-х гг. Состояние российского общества на этом этапе характеризуется глубокими переменами, которые воспринимались обществом неоднозначно, поскольку несли как положительные, так и отрицательные черты. Это историческое время для Российской Федерации стали сложным периодом, когда традиционные духовно-нравственные ценности многонационального народа были подвержены существенной деформации. Нельзя утверждать, что они полностью отошли в небытие. Формально понятия морали, нравственности продолжали провозглашаться в качестве важнейших условий, определяющих социальную политику государства, задачи обучения и воспитания молодых поколений граждан.
Начавшаяся осуществляться в те годы модернизация образования, несмотря на то что многие ее формы и способы были слишком далеки от традиционных российских ценностей, тем не менее, не отрицала в полной мере исторически сложившихся традиций отечественного образования. Об этом прямо заявляла власть. Однако ценностный кризис негативно проявлялся на уровне определения воспитательных целей и задач, разработанности теории и методики воспитания, педагогический аксиологии. К сожалению, в 1990-е гг. традиционные духовно-нравственные ценности оставались вне поля исследований либо их формированию уделялось недостаточное внимание.
Однако проблемы, порожденные в кризисный период, вызвали глубинные процессы, которые оказывали сильное противодействие позитивным тенденциям и мерам, предпринимаемым обществом и государством на следующем периоде.
5. Пятый период охватывает первую четверть XXI в. Положение значительно меняется к лучшему с начала XXI в. 8 июля 2000 г. Президент РФ В. В. Путин в Послании к Федеральному собранию отметил: «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, - я, во всяком случае, в этом убежден, - начало нового духовного подъема. Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали. И не нужно специально искать национальную идею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное - понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть» [6].
В начале третьего тысячелетия произошли кардинальные изменения воспитательной ситуации в Российской Федерации, связанные с наметившимися позитивными тенденциями в социально-экономическом, политическом, социокультурном развитии российского государства и общества. Полномасштабное преодоление кризисных явлений было осуществлено при учете социокультурных закономерностей, в тесной взаимосвязи с государственной политикой в сферах экономики, социальной политики, образования и воспитания.
Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса стало возвращение тех ценностей, которые составляли ядро отечественного просвещения и отражали его уникальность. Произошло возрождение национальных идеалов и актуализация в общественном самосознании традиционных духовных приоритетов. Можно констатировать определенное усиление в детской и молодежной среде патриотических настроений, рост образовательных потребностей, интереса к духовной культуре, спорту, стремлений к творческой самореализации, духовно-ценностной мотивации, повышению ценности здоровья.
Очевидно, что постепенная стабилизация политической ситуации в стране, адаптация людей к жизни в условиях управляемой демократии и рыночной экономики создали в общественном мнении атмосферу поиска национальной идеи, в рамках которой особую роль стала играть духовно-нравственная составляющая воспитания детей. Общенациональное движение к сильной России создало благоприятные условия для позитивного восприятия населением страны целенаправленных усилий государства по воспитанию детей и молодежи.
В указанном идеологическом контексте был осуществлен ряд значимых исследований и публикаций по аксиологической проблематике. Разработка теоретических представлений о воспитании осуществлялась в тесной связи с широкой социальной практикой, нормативными требованиями, отраженными в ряде федеральных государственных документов и стратегий.
В данной связи выделим две содержательные разработки: «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности» (2008) и «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития детей и подростков в библиотечной среде» (2009).
Наиболее фундаментальной научной разработкой, безусловно, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009), авторами которой являлись А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и В. А. Тишков. Учеными был обоснован национальный воспитательный идеал; определены цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания; охарактеризованы духовно-нравственное развитие и воспитание; установлены базовые национальные ценности и представлены основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
Особо важно учитывать это обстоятельство в настоящее время, когда по инициативе российской власти идет процесс нового осмысления традиционных духовных ценностей - результата многовекового развития российской цивилизации. Ярким подтверждением ценностных изменений подходов к организации образования и воспитания в нашей стране стало возвращение в 2018 г. российскому министерству, которое отвечает за реализацию государственной политики в области образования, его исторического названия - Министерство просвещения. Именно так оно называлось с момента своего образования в 1802 г. и до 1988 г.
Повышение статуса воспитания в сознании российских граждан, рост обеспокоенности населения духовным и физическим состоянием подрастающего поколения совпал
с новыми тенденциями в государственной политике. У обучающихся в системе общего образования появилась возможность осуществлять «самостоятельный выбор социально ценностных гражданско-патриотических ориентиров» [7, с. 14].
В новых социально-политических условиях, сложившихся после начала специальной военной операции, потребовалось четкое определение значения и содержания процесса формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В современных нормативно-правовых документах содержание духовно-нравственного развития личности определяется в соответствии с традиционными национальными ценностями и является сложным, многоплановым процессом. Духовность и нравственность выступают важнейшими базисными характеристиками личности.
Подписанный 9 ноября 2022 г. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» установил цели, задачи и инструменты реализации данного аспекта государственной политики [8].
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 25 декабря 2023 г. было определено, что воспитание основывается на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, а одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования в соответствии с традиционными ценностями [9].
Анализ поправок позволил установить две тенденции: традиционность становится системообразующим понятием в формировании духовно-нравственных ценностей; в понятии «духовно-нравственные ценности» рельефно определился сущностный сдвиг к понятию духовность.
Главной характеристикой современной воспитательной ситуации в России является ее стабилизация, когда было приостановлено развитие деструктивных тенденций в области воспитания подрастающих поколений, что прочно связано с формированием «представлений о гражданском патриотизме как о социальной ценности» [10, с. 61].
Для современного состояния аксиологии воспитания в содержательном плане присущи: выдвижение на первый план социальных аспектов проблем воспитания; разработка вопросов единого воспитательного пространства; обращение к человеку; акцент на развитие субъектности ребенка и в связи с этим рассмотрение результата воспитания как развития способностей ребенка, формирования его готовности к саморазвитию на определенном возрастном этапе. Осуществляются разработки различных гуманитарных подходов к воспитанию; обращение к ценностям как к закономерной цели воспитания; рассмотрение культуры в качестве содержания воспитания; попытки оценивания результатов воспитания личности не через набор определенных качеств, а через динамику личностного роста; индивидуальное сопровождение обучающихся; усиление воспитательных функций традиционных субъектов воспитания.
В настоящее время проблема развития системы традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей «является приоритетной целью образовательной
деятельности» [11, с. 43]. Положительная динамика и направленность социального развития страны в последние годы дают основание предполагать, что органы власти будут более отчетливо формулировать свою роль в деле реализации образовательной политики в широком социальном контексте, определять государственную идеологию и принципы воспитания подрастающего поколения в средней и долгосрочной перспективе.
В Указе Президента РФ от 8 мая 2024 г. «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» подчеркивается что «в основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием гармоничного развития страны и ее многонационального народа, неотъемлемой составляющей суверенитета Российской Федерации» [12].
В данной связи «целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. В соответствии с этим ставится задача «формирования личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине» [12].
Главный итог развития российской государственности в первой четверти XXI в. в рассматриваемом аспекте состоит в том, что призыв власти к российскому обществу о необходимости возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей нашел отклик в душах и сердцах граждан страны. Власть целенаправленно осуществила действия, направленные на консолидацию российского общества, по возрождению нашей страны как уникального государства-цивилизации. В результате этих действий Россия на глазах превращается в действенного субъекта современного мира, страны, свято чтущей свое прошлое, умело используя его опыт на благо будущего, на благо людей, связавших с ней свою судьбу, особенно новых поколений граждан Отечества, достойных его великой и героической истории.
Список литературы
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/00012024050700l5 (дата обращения: 12.05.2024).
2. Возжеников А. В., Кузнецов А. Н. СМИ как субъект формирования патриотизма и гражданственности: исторический опыт и перспективы // Коммуникология. 2022. Т. 10, № 1. C. 107-118.
3. Богуславский М. В. Современная образовательная политика в контексте актуализации историко-педагогического знания // Наука. Управление. Образование РФ. 2022. № 2 (6). С. 8-12.
4. Богуславский М. В., Андреева Ю. В. В. А. Сухомлинский: педагогика радости познания: моногр. СПб.: Наукоемкие технологии, 2024. 164 с.
5. Овчинников А. В. Политико-правовой процесс в отечественном образовании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 336 с.
6. Путин В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 08.07.2000 «Какую Россию мы строим». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_27823/?ysclid=lw0xe24tfx895754353 (дата обращения: 10.05.2024).
7. Голованов В. П. Гражданско-патриотические аспекты современного дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 1. С. 12-22.
8. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 12.05.2024).
9. Федеральный закон от 25.12.2023 № 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312250094 (дата обращения: 12.05.2024).
10. Маленков В. В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2022. Т. 22, Вып. 1. С. 60-65.
11. Зайко Я. В., Луканина Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания истории и обществознания // Magistra Vitae. 2022. № 1. С. 41-48.
12. Об утверждении Основ государственной политик Российской Федерации в области исторического просвещения: Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2024 года № 314. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 12.05.2024).
References
1. O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2024 No. 309. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (accessed: 12.05.2024).
2. Vozzhenikov A. V., Kuznetsov A. N. SMI kak subyekt formirovaniya patriotizma i grazhdanstvennosti: istoricheskiy opyt i perspektivy. Kommunikologiya. 2022, Vol. 10, No. 1, pp. 107-118.
3. Boguslavskiy M. V. Sovremennaya obrazovatelnaya politika v kontekste aktualizatsii istoriko-pedagogicheskogo znaniya. Nauka. Upravlenie. Obrazovanie RF. 2022, No. 2 (6), pp. 8-12.
4. Boguslavskiy M. V., Andreeva Yu. V. V. A. Sukhomlinskiy: pedagogika radosti poznaniya: monogr. St. Petersburg: Naukoemkie tekhnologii, 2024. 164 p.
5. Ovchinnikov A. V. Politiko-pravovoy protsess v otechestvennom obrazovanii. ScD dissertation (Education). Moscow, 2010. 336 p.
6. Putin V. V. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu ot 08.07.2000 "Kakuyu Rossiyu my stroim". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_27823/?ysclid=lw0xe24tfx895754353 (accessed: 10.05.2024).
7. Golovanov V. P. Grazhdansko-patrioticheskie aspekty sovremennogo dopolnitelnogo obrazovaniya detey. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2022, Vol. 5, No. 1, pp. 12-22.
8. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 No. 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (accessed: 12.05.2024).
9. Federalnyy zakon ot 25.12.2023 No. 685-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" i statyu 2 Federalnogo zakona "O vnesenii izmeneniy v Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202312250094 (accessed: 12.05.2024).
10. Malenkov V. V. Obraz patriotizma i grazhdansko-patrioticheskie orientatsii molodezhi. Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser.: Sotsiologiya. Politologiya. 2022, Vol. 22, Iss. 1, pp. 60-65.
11. Zayko Ya. V., Lukanina E. V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v protsesse prepodavaniya istorii i obshchestvoznaniya. Magistra Vitae. 2022, No. 1, pp. 41-48.
12. ObutverzhdeniiOsnov gosudarstvennoypolitikRossiyskoyFederatsii voblastiistoricheskogo prosveshcheniya: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 08.05.2024 No. 314. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (accessed: 12.05.2024).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 4
Статья поступила в редакцию 12.05.2024 The article was received on 12.05.2024