II. РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
УДК 378.147
DOI: 10.24412/2308-7196-2024-2-81-92
Краузе Александра Анатольевна
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и общественных наук
Шуминская Светлана Игоревна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и общественных наук
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Пермь, Россия
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected], [email protected]
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Alexandra A. Krause
Ph.D., Associate Professor, Head. Department of Philosophy and Social Sciences
Svetlana I. Shuminskaya
Lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences
Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24, e-mail: [email protected], [email protected]
THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аннотация. Рассматривается проблема формирования и развития духовно-нравственных ценностей в условиях современной высшей школы. От актуализации личной воспитательной деятельности педагога зависит результативность духовно-нравственного воспитания, развития личности учащегося. Предлагаются возможные пути формирования мотивации педагогической деятельности и вовлеченности обучающихся в процесс формирования духовно-нравственных ценностей. Научная новизна представлена в раскрытии комплекса мер, направлен-
© Краузе А.А., Шуминская С.И., 2024
ных на формирование у студентов духовно-нравственного и ценностного аспекта и включающих пассивные и активные мероприятия. С его помощью возможно создание специфической образовательной среды, обеспечивающей прак-тико-ориентированный подход к формированию ценностей посредством общественно полезной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательная среда, ценности, личность, идентичность, общечеловеческие ценности, деятельность.
Abstract. The article is devoted to the problem of the formation and development of spiritual and moral values in the conditions of modern higher education. The achievement of the effectiveness and efficiency of spiritual and moral education and the prospects for the development of the student's personality depend on the actualization of the teacher's personal educational activities. The authors of the article propose possible ways to form motivation for teaching activities and involve students in the process of forming spiritual and moral values. Scientific novelty is presented in the disclosure of a set of measures aimed at developing the spiritual, moral and value aspect of students and including passive and active activities. With its help, it is possible to create a specific educational environment that provides a practice-oriented approach to the formation of values through socially beneficial activities.
Key words: spiritual and moral education, educational environment, values, personality, identity, universal values, activity.
Введение
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Данный аспект воспитательной парадигмы важен тем, что обеспечивает формирование зрелого гражданина, ориентированного на законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений. От принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни зависит суверенитет и безопасность государственной сферы. При формировании политики духовно-нравственного воспитания акцент традиционно делался на сферу общего образования. Новый федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» [13].
В последнее время становится понятно, что необходимо выстраивать непрерывную линию воспитательной работы с переходом на высшую школу. Особенно это актуально для педагогических вузов, где подготовка специалистов ведется не только по предметному принципу, но и с освоением воспитательных практик. Следует также отметить, что при формировании и освоении практики духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать накопленный опыт отечественной науки, в том числе философской. По замечанию русского философа И.А. Ильина, аксиология, аккумулирующая в себе классическую отечественную и зарубежную культуру, «свободна от односторонних крайностей, основательна, систематична, последовательна и полна; она может стать надежным ориентиром в теоретической разработке и практическом решении таких вопросов, как духовно-ценностные основы бытия человека, воспитания и образования, семьи и Родины, правосознания и государства, труда и собственности, культуры и армии; она способна быть необходимой предпосылкой развития современной философии и культурологии, этики и эстетики, философии религии и педагогики, политологии и права» [3, с. 6].
Это необходимое условие, поскольку духовно-нравственная сфера всегда является фактором индивидуализации и идентификации того или иного этноса, общества, государства. Идентичность является важнейшей целью духовно-нравственного воспитания. По замечанию Ю. Хабермаса, идентичность формирует ощущение солидарности и единство общества. [14, с. 8]. Особую роль в процессе идентичности играет макрообщность, отражающая духовную близость людей, их тождественность компенсирует самоидентификацию российского общества с великой страной, империей [8, с. 81].
В русской философии существует множество примеров, которые могут выступить отправной точкой, ориентиром для формирования целей, задач и содержания духовно-нравственного воспитания. Споры по поводу сути духовности и
патриотизма в России имеют долгую историю. Особенно можно выделить XIX и XX вв. И то, почему так непросто эта проблема находит свое решение в современном российском обществе, в том числе в сфере образования, очень точно охарактеризовал русский философ Н.А. Бердяев, который, высказываясь о социальной и политической борьбе начала XX в., где «часто забывают о России», полагал, что в основе власти, а значит и государства, и общества должна лежать первичность, глубина, духовность, интимность [1, с. 486, 619]. Более того, национальную, духовно-нравственную сферу общества Бердяев сопоставлял со страстью, которая необходима для существования смыла государства и человека.
На современном этапе развития российского общества формирование духовно-нравственных ценностей ориентировано на решение целого ряда задач. Одна из приоритетных задач обусловлена новой реальностью, которая связана с информационным обществом. Огромное воздействие на сознание человека оказывают средства массовой информации. Они задают тренд ценностям в обществе, которые носят утилитарный смысл. В мире высоких технологий и масштабного производства материальных благ на второй план уходит мысль о том, что основа любого общества - это прежде всего моральные принципы и законы. Опора на идею потребления и обогащения влечет за собой потерю смысловых жизненных ориентиров личности. Кроме того, именно сегодня, в эпоху стремительного развития информационных технологий и искусственного интеллекта, особенно актуальными становятся вопросы духовно-нравственного развития, поскольку человеческому обществу необходимо смысловое наполнение для технологической направленности современной цивилизации.
Исследование и его результаты
Каким образом сегодня возможно добиться возрождения духовности? Прежде всего при помощи правильного воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование гармоничной личности, которая при принятии жизненных решений ориентируется прежде всего на существующие в об-
ществе нормы нравственного поведения. Именно нравственные принципы человека составляют «стержень» личности, определяют его убеждения, идеи, позицию. Духовность позволяет человеку поступать по совести, по справедливости.
Огромная роль в процессе духовно-нравственного воспитания всегда отводилась системе образования, и сегодня ее роль только возрастает. Как отмечает Н.А. Ольшанникова, «ключевая роль системы образования - запускать процессы формирования социальных смыслов» [7, с. 25-29]. Задача системы образования сегодня - сделать максимум для преодоления кризиса нравственной культуры современного общества, предоставить новым поколениям возможность развиваться в духе гуманизма, любви и уважения к человеку.
В современном педагогическом сообществе Российской Федерации ведется активное обсуждение и даются глубокие характеристики целей, средств, субъектов воспитательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей. К примеру, по мнению Г.С. Хаковой, немаловажным фактором воспитания духовно-нравственных ценностей являются социальные институты: образовательные учреждения, «в стенах которых школьники и студенты проводят немало времени, должны стать платформой, на которой закладываются и получают дальнейшее развитие привычки, способствующие формированию духовно-нравственной личности» [15, с. 93-96].
Безусловно, основы нравственного воспитания закладываются в семье -это база, на которой строится весь последующий опыт человека. Но с учетом идей возрастной психологии мы можем утверждать, что в юности человек в большей степени ориентируется на ценности, которые приняты в его возрастной группе, которые транслируются в социуме, в средствах массовой информации. Вот почему духовно-нравственное воспитание, создание верных моральных ориентиров так важно именно в стенах образовательных учреждений. При этом школе, колледжу и вузу приходится в этом вопросе конкурировать с неформальными объединениями. Но у образовательных учреждений есть преимущество -возможность системной, организованной работы, многообразие форм воздействия и методов воспитания.
Формирование духовно-нравственного и ценностного аспекта у студентов университета является неотъемлемой частью их образования, это помогает им стать не только компетентными профессионалами, но и ответственными гражданами, обладающими четкими этическими принципами. «Важность духовно-нравственного воспитания заключается также и в том, что оно способствует развитию личности как целостной системы. Это позволяет учащимся осознать свои потребности и возможности, а также научиться принимать ответственность за свои поступки», - отмечают Ф.М. Сулейманова, Е.А. Григорьева [10, с. 308-311].
Зачастую в литературе духовность рассматривается как включенность в парадигму культурного наследия. Другая точка зрения связана с определением духовности как категории религиозного мышления. Но духовность - это не только интерес к религии, истории и культуре родной страны, но и проявление таких ключевых человеческих качеств, как доброта, понимание, любовь к ближнему, умение брать на себя ответственность, отказ от эгоизма, стремление к коллективизму. В отечественной научной мысли принято считать, что духовность -это совесть, свобода нравственного выбора и ответственность перед самим собой за этот выбор [4, с. 267].
Ряд ответственных исследователей полагает, что «суть нравственного воспитания заключается в воспитании ума, воли и чувств» [7, с. 25-29]. Это означает, что духовно-нравственное воспитание невозможно без критичности ума, культуры мышления и чувств. Это позволяет самостоятельно определяться с выбором, приобщаться к картине мира, искать путь к истине. В итоге человек развивается гармонично, проявляет себя в обществе активно, осуществляя свою деятельность согласно высоким гуманистическим идеалам.
Ряд исследователей, к примеру М.П. Манаенкова и И.К. Манаенков, связывает духовность с вопросами этики. По их мнению, «духовность является формирующим началом нравственности, которое определяет и мысли, и чувства, и поступки человека, которое и сохраняет человеческое в человеке, позволяет человеку поступать по совести, по справедливости» [5, с. 1-6].
Важнейшим вопросом практики духовно-нравственного воспитания является выбор методов, направленных на создание благоприятной образовательной среды, способствующей укреплению моральных ценностей обучающихся. Важно создать атмосферу толерантности, взаимоуважения и уважительного отношения к различиям. Университет должен быть местом, где каждый студент может чувствовать себя безопасно и быть уверенным в том, что его примут вне зависимости от убеждений, вероисповедания или культурного багажа. Роль воспитательной среды в формировании личности огромна, отмечает Т.В. Гильмиди-нова. Автор подчеркивает, что благоприятная духовно-нравственная среда инициирует самостоятельность и инициативность в освоении и принятии духовно -нравственных норм, содействует воспитанию социально зрелой, ответственной личности [2].
Ряд отечественных исследователей, например П.Н. Трошина, полагает, что влияние, производимое духовно-нравственной средой, приводит к принятию нравственных идеалов и принципов, убеждению в их важности, а также к формированию в личности собственной системы нравственных убеждений [12, с. 884-887]. Из этого следует, что духовно-нравственную среду следует рассматривать как условие интронизации ценности. В целом мы можем утверждать, что духовно-нравственная среда является органичной частью воспитательной среды, существующей в рамках образовательного учреждения. Она включает в себя материальные и пространственно-предметные факторы, социальные компоненты и систему межличностных отношений [6, с. 290-291].
Помимо этого, воспитание также основывается на практическом применении научных результатов в различных сферах деятельности студентов. Важно создать условия для применения полученных знаний и навыков в реальной жизни, чтобы студенты могли понимать, как их образование может быть полезным и ценным в практике.
Методы воспитания также включают в себя проведение тренингов, семинаров и лекций, нацеленных на развитие лидерских качеств, этических норм и нравственных ценностей. При этом студенты должны развивать не только свои
профессиональные навыки, но и умение применять их с учетом этических и моральных принципов.
Кроме того, воспитание в современном образовательном пространстве подразумевает активное участие студентов в общественно полезной деятельности. Нередко университеты предлагают студентам возможность волонтерства или участия в различных проектах, содействующих развитию общества или помощи нуждающимся. Это помогает студентам осознать свою ответственность перед обществом и формирует у них культуру этой ответственности.
Для обеспечения эффективной практики духовно-нравственного воспитания необходимо правильное построение задач. Ссылаясь на опыт отечественных исследователей, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания, применимые в практике высшей школы:
- формирование знаний в области философии и культуры;
- формирование высоких ценностных ориентиров на основе общечеловеческих гуманистических принципов;
- способность к анализу текущих социальных явлений и умение формировать собственную позицию;
- развитие толерантности, умения вести конструктивный диалог;
- воспитание ответственного отношения к своей жизни и окружающему миру [10, с. 308-311].
Действительно, именно системные знания в области гуманитарных наук, в том числе в области философии, этики и истории культуры, помогают молодежи лучше осознать себя, смысл своей жизни в мире, изучить идеи гениальных мыслителей, которые раздумывали над загадкой человеческой жизни. Также важно знакомство с шедеврами мировой культуры, в том числе в области живописи, скульптуры, архитектуры. Эстетическая составляющая, достигаемая с помощью искусства и формирующая идею красоты, морального совершенства, стремления к прекрасному во всем, является важной составляющей духовно-нравственного воспитания.
Изучение данных гуманитарных дисциплин целесообразно проводить в ходе мероприятий, на которых право высказаться и рассказать о своем впечатлении, поделиться мыслями имеет каждый учащийся. Например, это может быть конференция, круглый стол. В рамках таких мероприятий молодежь учится не только формулировать и высказывать собственные мысли, но и слушать других, принимать точку зрения другого человека, а также общаться, задавать вопросы и отвечать на них в уважительной форме. Кроме того, большое значение имеет командная работа, в рамках которой учащиеся могут научиться не только корректному общению в совместной деятельности, но и проявлению лидерских качеств в интересах группы с акцентом на отказе от эгоистических проявлений.
Для духовно-нравственного воспитания актуальны такие формы, как занятия в музеях, картинных галереях, культурно-исторических центрах, посещение памятников архитектуры. Здесь возможно выполнение творческих заданий. Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание, можно, по мысли Г.С. Хаковой, разделить на пассивные и активные [15, с. 93-96]. К числу пассивных можно отнести принятые в пространстве вуза или колледжа традиции, нормы, правила. К числу активных относятся такие мероприятия, которые предполагают непосредственное включение учащихся в процесс, например: встречи, праздники, игры, конкурсы, соревнования, тематические вечера.
При этом следует отметить, что духовно-нравственное воспитание - это задача не только ответственная для каждого педагога, но и вызывающая максимальное количество трудностей. Невозможно заставить человека быть нравственным против его воли. При этом воспитание моральных качеств - процесс постоянный, сложный, многогранный и в какой-то степени индивидуализированный, поскольку речь идет о содержательном наполнении внутреннего мира человека. В данном процессе человек как субъект играет первичную роль, поскольку в его воле интериоризировать или нет все то, что на него направлено со стороны внешнего мира.
На уровне системы образования духовно-нравственное воспитание выступает внешним фактором по отношению к субъекту. Для образовательных учре-
ждений в России всегда не просто выполнять мировоззренческую функцию, поскольку сложно выходить за горизонты устоявшихся традиционных концептов. Сегодня крайне важно сформировать у подрастающего поколения такие нравственные качества, как доброта, коллективизм, трудолюбие, патриотизм, бескорыстие, умение сопереживать ближнему и помогать ему в случае необходимости, но с учетом того, что средства, технологии, формы и смыслы далеко выходят за пределы традиционного формата.
Заключение
В связи со сложностью духовно-нравственного воспитания возникают дополнительные вопросы по повышению требований к профессиональному и нравственному уровню педагогического состава образовательных учреждений [11, с. 128-130]. Педагог должен быть не только профессионалом в своей области знаний, но и человеком чутким, ответственным, внимательным к проблемам обучающихся. Это дает молодежи моральный ориентир: они видят, с кого им можно брать пример, на кого опереться в своем внутреннем мире. Человеческие качества педагога становятся основой для доверия со стороны учащихся, вызывают уважение. Именно такой педагог может стать авторитетным лицом для молодежи и оказать существенное влияние на становление духовно-нравственного стержня личности в процессе обучения [9, с. 14-18].
Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве современного университета - это комплекс мер, направленных на формирование у студентов духовно-нравственного и ценностного аспекта и включающий пассивные и активные мероприятия. Данный комплекс мер прежде всего ориентирован на создание благоприятной образовательной среды, использование практического применения знаний, проведение специальных мероприятий и активное участие в общественно полезной деятельности. Все это способствует развитию студентов не только как профессионалов, но и как личностей с высоким уровнем самосознания, способных вносить вклад в общество.
Таким образом, одна из ключевых задач системы образования в России сегодня - это воспитание личности с активной жизненной позицией, богатым внутренним миром, развитой духовно и нравственно не только на уровне обучающегося, но и на уровне специалиста, осуществляющего данный процесс. Духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для системы образования.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914-1922 / сост. В.В. Сапов. - М. : Астрель, 2007.
2. Гильмидинова Т.В. Анализ понятия «духовно-нравственная среда образовательной организации» в российской дидактике // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь11р8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/апа117-ропуа11уа-ёиЬоупо-пгаУ81уеппауа-8геёа-obrazovate1noy-organizatsii-v-rossiyskoy-didaktike (дата обращения: 20.03.2024).
3. Гончаров С.З. Философия совершенства И.А. Ильина / Урал. ин-т бизнеса. - Екатеринбург, 2007.
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания : учебное пособие. - М., 1995.
5. Манаенкова М.П., Манаенков И.К. Духовно-нравственное воспитание личности в образовательном пространстве вуза // Наука и образование. -2022. - Т. 5, № 4. - С. 1-6.
6. Моргун О.П. Современная образовательная среда как фактор духовно-нравственного воспитания личности // Молодой ученый. - 2010. - № 3(14). -С. 290-291.
7. Ольшанникова Н.А. Возрождение духовно-нравственного воспитания в университетах России // Гуманитарные и социальные науки. - 2022. - Т. 95, № 6. - С. 25-29.
8. Российская идентичность в условиях трансформации: Опыт социологического анализа. - М., 2005.
9. Скрынников Н.П. Роль преподавателя в формировании духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Проблемы педагогики. - 2019. - № 1(40). -С. 14-18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-prepodavatelya-v-formirovanii-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-studentov-vuza (дата обращения: 20.03.2024).
10. Сулейманова Ф.М., Григорьева Е.А. Роль и место духовно-нравственного воспитания в современном образовательном процессе // Вестник науки. -2023. - № 5(62). - С. 308-311 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.03.2024).
11. Сухиташвили Л.С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности // Kant. - 2012. - № 3(6).
12. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 884-887.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Фе-дераии от 31.05.2021 № 287). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 10.04.2024).
14. Хабермас Ю.В. В поисках национальной идентичности. - Донецк,
1999.
15. Хакова Г.С. Духовно-нравственное воспитание как элемент образовательного процесса // Инновационная наука. - 2022. - № 5-1. - С. 93-96 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-element-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 20.03.2024).