Индекс УДК 332.1
ОБОСНОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО
ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
THE SPATIAL LOCALIZATION OF TERRITORIAL INFRASTRUCTURE
OF INLAND WATER TRANSPORT
Мустакаева Екатерина Александровна
Доцент кафедры Мировой экономики и менеджмента АНО ВПО «Международный банковский институт»
Mustakaeva Ekaterina
Associate professor at the department of World Economics and Management International Banking Institute
Аннотация: Исследуются вопросы пространственного развития транспорта и региональной транспортной инфраструктуры. В составе региональной транспортной инфраструктуры определены особенности пространственного обособления внутреннего водного транспорта, использующего естественные или искусственные водные магистрали бассейнов внутренних водных путей. Обоснована целесообразность формирования в регионе нового локализовано-пространственного образования - территориального транспортного комплекса бассейна
внутренних водных путей. Выделены компоненты комплекса. Предложен организационный инструментарий по реализации задач территориального транспортного комплекса бассейна внутренних водных путей.
Abstract: Explores the issues of spatial development of transport and regional transport infrastructure. As part of the regional transport infrastructure identified particular spatial separation inland waterway transport, which uses natural or artificial waterway basins of inland waterways. It is studying the advisability of the creation in the region of new localized spatial formation. Selected components of the complex. Proposed organizational tools for the implementation of the tasks of territorial transport complex basin of inland waterways.
Ключевые слова: региональная транспортная инфраструктура, внутренний водный транспорт, пространственное обособление, бассейн внутренних водных путей, территориальный транспортный комплекс, компонент инфраструктуры.
Keywords: regional transport infrastructure, inland water transport, spatial separation, the basin of internal waterways, territorial transport complex, infrastructure component.
Проблемы создания и эффективного использования региональной транспортной инфраструктуры (РТИ) непосредственно связаны с уровнем развития единого транспортного пространства России, что требует пространственного обособления и исследования развития каждого вида транспорта. Настоящая статья посвящена постановке и решению задачи для внутреннего водного транспорта (ВВТ) путем обоснования формирования территориального транспортного комплекса бассейна внутренних водных путей.
Вопросы пространственного развития транспорта, играющего всегда исключительно важную роль в экономике и социальной жизни огромной территории России, приобретают первостепенное значение в связи с развитием пространственной экономики, как самостоятельной области мировой экономической мысли. По словам А.Г. Гранберга, «пространственная экономика (ПЭ) - более интегрированное научное направление по сравнению с традиционной региональной экономикой (regional economics); её предметом являются не только регионы и региональные системы, но и все пространственные формы хозяйства и расселения, включая множество пространственных сетей» [1].
Фундаментальные проблемы единого транспортного пространства России являются предметом исследования научной программы по разработке теоретико-методологических основ гармоничного и конкурентоспособного пространства РФ, интегрированного в мировое пространство [2]. Ведущая роль транспорта в пространственном развитии подчеркивается и в базовом документе Совета Европы «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента» [3]. В соответствии с ним одним из направлений пространственного развития является создание сбалансированных условий транспортного доступа, сотрудничество с транспортными программами, оказывающими существенное географическое воздействие на достижение эффективного скоординированного развития региональной экономики.
Предусматриваемое современной концепцией пространственного развития регионов формирование функциональных, социальных, культурных и информационных связей между территориальными производственными и социальными структурами существенно зависит от эффективной активности РТИ, поскольку, как отмечает О.В. Бережная, будучи элементом
региональной социально-экономической системы, РТИ «не ограничена в физическом плане исключительно границами региона. Она как раз и служит тем звеном, которое связывает различные регионы между собой» [4, с. 11].
Эффективность развития РТИ требует результативного функционирования и развития каждого вида транспорта инфраструктуры, включая ВВТ, как специфической и значимой части РТИ, осуществляющей перемещение грузов и пассажиров по естественным речным и озерным водным путям, а также в морских районах с установленными ограничениями для судов смешанного (река-море) плавания.
В пространственном представлении ВВТ выступает одновременно как неотъемлемое звено единой транспортной системы страны, самостоятельный вид транспорта, функционирующий в бассейнах внутренних водных путей, а также органическая часть РТИ.
Если рассматривать регион, как понятие типологическое, предполагающее, что регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами [5], то можно представить пространственную (территориальную) организацию экономики -региональный хозяйственный комплекс - как социально-экономическую систему, объективно формирующуюся в пределах определенной территории. Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, на которой развивается система связей и зависимостей между отраслями и организациями. Пространственная интеграция региональных хозяйствующих систем может происходить в административных границах установленных регионов или отличаться от них.
В свою очередь, пространственный аспект ВВТ характеризуется такими свойствами, как протяженность сетей в различных направлениях и взаиморасположение объектов в пространстве.
По мнению автора статьи, использование естественных или специально созданных искусственных водных магистралей бассейнов внутренних водных путей определяет наиболее существенную особенность ВВТ, что требует создания новых подходов к пространственному обособлению и исследованию развития его территориальной инфраструктуры, формулировке принципов обособления ВВТ в пространстве региона и взаимодействия с производственными и социальными объектами региона.
По утверждению Ю.Б. Липеца и С.Б. Шлихтера, «территория является комплексным ресурсом, который реализуется при взаимодействии природных ресурсов, географического положения, обустройства населения. Поэтому ее следует рассматривать как социально-географическое пространство, выделенное тем или иным образом» [6, с. 278]. Транспортная инфраструктура рассматривается С.Б. Шлихтером как «структурная решетка», в которой узлами являются определенные территории «стыковых зон», например, города, промышленные или сельскохозяйственные районы, прибрежные территории рек, каналов, озер и морей и др., а линиями - транспортные сети, обеспечивающие хозяйственные связи, как между узлами, так и между отдельными сферами деятельности. Создание «решетки» - следствие накопленного за предыдущие годы потенциала, определяемого экономико-географическим положением городов, транспортных объектов, экономической активностью функционирования данной территории. От того, насколько развита эта «решетка», зависит реакция («отдача») территории на хозяйственную деятельность. Функциональная типология территории производится по узлам в структуре решетки.
В настоящей статье рассмотренный подход используется для пространственного обособления в составе региона (или нескольких регионов) территории, обслуживаемой инфраструктурой ВВТ.
Как обособленная природно-географически часть транспортной инфраструктуры, она может быть выделена только по территориям, прилегающим к водным магистралям бассейнов внутренних водных путей. Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ [7], бассейн внутренних водных путей - это часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие судоходные пути, климатические, гидрометеорологические и навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на территории РФ определено 15 бассейнов внутренних водных путей [8]: Беломорско-Онежский, Волго-Балтийский, Московский, Волжский, Камский, Волго-Донской, Азово-Донской, Северо-Двинский, Печорский, Обь-Иртышский, Обский, Енисейский, Байкало-Ангарский, Ленский и Амурский бассейны внутренних водных путей.
Согласно административно-территориальному делению, Россия включает 85 регионов - субъектов федерации, которые сгруппированы в 9 федеральных округов. Одновременно субъекты федерации делятся на административные районы. В соответствии с экономическим районированием выделено 12 экономических районов. Пространственно определенные выше бассейны внутренних водных путей и границы регионов, выделенных по административно-территориальному или экономическому признакам, в абсолютном большинстве случаев не совпадают.
Например, по территории Северо-Западного федерального округа проходят водные пути четырех бассейнов внутренних водных путей: Волго-Балтийского, Беломорско-Онежского, Северо-Двинского и Печорского. Речные пути Волжского бассейна внутренних водных путей проходят по территории Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов.
Пути Камского бассейна обслуживают четыре региона Приволжского федерального округа - Пермского края, Удмуртской республики, республики Башкортостан и Татарстан. В некоторых случаях границы пространственного расположения регионов, экономических районов и бассейнов внутренних водных путей могут различаться несущественно, но и тут полного пространственного совмещения не наблюдается.
С точки зрения автора, это убедительно показывает, что исследование особенностей сбалансированности развития компонентов инфраструктуры ВВТ и оценки влияния этого процесса на экономику хозяйствующих субъектов только в существующих границах регионов или только в транспортных рамках бассейнов внутренних водных путей не обеспечит объективных и достоверных результатов. Для решения обозначенной проблемы автор обосновывает целесообразность создания нового локализовано-пространственного образования - территориальный транспортный комплекс бассейна внутренних водных путей.
Территориальный транспортный комплекс (в дальнейшем - ТТК) бассейна внутренних водных путей - это часть РТИ, которая полностью или частично включает инфраструктуру ВВТ в границах бассейна внутренних водных путей, обслуживающую производственную и социальную жизнедеятельность прилегающей к ним территории региона с целью повышения ее экономической и социальной активности.
Как составная часть территориально-локализованного образования ТТК бассейна внутренних водных путей полностью соответствует рассмотренной выше пространственной «структуре решетки», где линиями выступают внутренние водные пути бассейна, по которым осуществляются внутренние речные перевозки между «узлами» ТТК, между ними и другими объектами региона, а также межрегиональные и транзитные воднотранспортные связи.
Автором сформулированы следующие принципы формирования ТТК бассейна внутренних водных путей:
• интеграция пространственного распределения территориально-локализованного образования с территориальным положением внутренних водных путей одного бассейна;
• интеграция инфраструктуры ВВТ одного бассейна внутренних водных путей с социально-экономической системой выделенного пространства;
• обеспечение взаимодействия ТТК бассейна внутренних водных путей с другими видами транспорта РТИ;
• создание условий равной транспортной доступности для объектов хозяйствования выделенного пространства;
• обеспечение ТТК бассейна внутренних водных путей местных, региональных и межрегиональных перевозок;
• обеспечение экологической безопасности и сокращение ущерба, наносимого окружающей среде функционированием ТТК.
Формирование ТТК бассейна внутренних водных путей согласно выделенным принципам позволит уточнить цели управления, планирования и прогнозирования развития региональной воднотранспортной
инфраструктуры, оценить достаточность ее развития и обоснованно осуществлять выбор объектов инфраструктуры ВВТ при инвестировании, что требует создания соответствующей организационной структуры управления.
Управление ВВТ на территории субъекта Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы, а также органы отраслевого регулирования при исполнительной власти региона.
Действующая государственная система управления инфраструктурой ВВТ не предусматривает создания и функционирования структуры ТТК бассейна внутренних водных путей. В качестве одного из возможных организационных инструментов реализации перечисленных выше задач функционирования ТТК бассейна внутренних водных путей автор предлагает рассматривать создание, например, региональной ассоциации организаций бассейна внутренних водных путей.
Согласно Гражданскому кодексу России [9] ассоциация представляет одну из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций, создаваемых для координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов. В отличие от других объединений задачами ассоциации может быть не процесс создания и реализации конечного продукта, а координация работ и концентрация сил и средств для достижения общественно полезных целей.
В состав региональной ассоциации организаций бассейна внутренних водных путей, одной из задач которой должно быть согласование интересов всех заинтересованных сторон, должны входить представители региональных и муниципальных транспортных организаций и частных организаций от каждого компонента инфраструктуры ВВТ бассейна.
Региональную ассоциацию организаций бассейна внутренних водных путей целесообразно создавать на базе ФБУ «Администрация бассейна внутренних водных путей», поскольку здесь имеется максимальная информационная база о состоянии водных путей ТТК бассейна и об объемах перевозок грузов и пассажиров в бассейне. Необходимая информация о деятельности речных портов и пристаней бассейна внутренних водных путей в настоящее время не централизована и сосредоточена непосредственно в соответствующих коммерческих организациях.
К основным задачам региональной ассоциации организаций бассейна внутренних водных путей предлагается отнести:
1) координацию и информационное обеспечение деятельности по согласованному и сбалансированному развитию компонентов инфраструктуры ТТК;
2) экспертизу решений, предлагаемых рабочими группами ассоциации;
3) формирование условий для привлечения инвестиций в развитие обеспечивающих подсистем ТТК бассейна внутренних водных путей;
4) анализ эффективности и разработку рекомендаций по использованию потенциала компонентов инфраструктуры ТТК бассейна внутренних водных путей как для развития инфраструктуры ВВТ в целом, так и социально-экономической системы региона;
5) разработку информационных и финансово-экономических механизмов для выполнения поставленных задач.
Создание региональной ассоциации организаций бассейна внутренних водных путей можно рассматривать как организационно-экономический механизм управления ТТК бассейна внутренних водных путей посредством согласования целей и задач сбалансированного развития компонентов его инфраструктуры. Это позволит определять первоочередные направления развития компонентов ТТК бассейна внутренних водных путей; необходимые средства для развития воднотранспортной инфраструктуры региона; степень соответствия или несоответствия состояния транспортной инфраструктуры потребностям региона и отрасли и др.
В целом создание региональной ассоциации организаций бассейна внутренних водных путей - задача сложная, требующая учета многих интересов, согласования и детальной проработки документов, состава,
структуры, задач и финансово-экономического механизма обеспечения работы ассоциации. Разработка алгоритма создания и формирования организационной структуры управления региональной ассоциацией организаций бассейна внутренних водных путей представляет самостоятельный объект исследования и выходит за рамки данной статьи.
В рамках ТТК бассейна внутренних водных путей осуществляется пространственная интеграция основных компонентов инфраструктуры ВВТ. Под пространственной интеграцией компонентов инфраструктуры ТТК бассейна внутренних водных путей автор понимает процесс конвергенции производственных и эксплуатационных потенциалов компонентов инфраструктуры ВВТ, происходящих на основе их сбалансированного развития.
К структурно-функциональным компонентам ТТК бассейна внутренних водных путей относятся следующие элементы инфраструктуры ВВТ:
• деятельность по пассажирским и грузовым перевозкам по рекам, каналам, озерам и прочим внутренним водным путям бассейна, в том числе в пределах гаваней, портов, выполняемая ТТК;
• деятельность по эксплуатации водных путей и гидротехнических сооружений ТТК бассейна внутренних водных путей, а также по навигационному обслуживанию судов с использованием навигационных средств;
• деятельность по эксплуатации портов, пристаней, грузовых терминалов, погрузке и разгрузке грузов, постановке судов к причалу, швартованию судов в портах. Осуществляется грузовыми техническими комплексами речных портов (пассажирских вокзалов и причалов, оборудованных в целях обслуживания пассажиров), расположенных и
действующих в ТТК бассейна внутренних водных путей;
• вспомогательная деятельность по обслуживанию объектов ТТК бассейна внутренних водных путей, включая работу вспомогательного флота, вспомогательных производств по комплексному обслуживанию судов, судоремонтную деятельность и др.
Таким образом, каждый компонент ТТК отличается характером оказываемых услуг, а также типом объектов, создающих соответствующие услуги.
Территориально все перечисленные компоненты оказывают услуги по перемещению груза и пассажиров в границах выделенного ТТК бассейна внутренних водных путей с возможностью выхода за его пределы. С одной стороны, компоненты инфраструктуры гетерогенны, отличаются характером деятельности и технологии оказания услуг или производства работ, каждый имеет завершенный эксплуатационный цикл работ. Соответственно отсутствует технологическая зависимость между покомпонентными объемами оказания услуг. С другой стороны, компоненты инфраструктуры взаимодополняемы, и только их совместная деятельность обеспечивает доставку грузов и пассажиров ВВТ, при исключении любого компонента это становится невозможным.
Каждый компонент ТТК бассейна внутренних водных путей имеет свою материально-техническую базу, которая используется наиболее полно только при взаимодействии с другими компонентами. Системообразующая компонента ТТК бассейна внутренних водных путей представляет сеть естественных и искусственных судоходных трасс, включающих часть или все внутренние водные пути бассейна. Поддержание их и гидротехнических сооружений, расположенных на водных путях в пределах ТТК бассейна внутренних водных путей, в судоходном состоянии требует проведения
трудоемких и капиталоемких путевых работ. Максимальное использование пропускной способности водных путей может быть достигнуто при интенсивном движении транспортных и пассажирских судов. Транспортный флот, обеспечивающий внутренние или транзитные перевозки, также стремится допустимо полно использовать свою провозную способность, работая как в пределах ТТК бассейна внутренних водных путей, так и за его границами. Чтобы полно использовать производственные мощности терминалов, речные порты ТТК бассейна внутренних водных путей не только обеспечивают загрузку и разгрузку транспортных судов, но заняты также добычей, перевозкой, выгрузкой минерально-строительных материалов.
Чтобы обеспечивать экономические и социальные потребности потребителей региона, не допускать существенных сбоев в процессе доставки груза и оттока грузопотоков на железнодорожный и автомобильный транспорт, удовлетворять транспортные запросы населения, пропускная способность (объемы продукции услуг и товаров) ТТК бассейна внутренних водных путей должна соответствовать потребностям региона. Соответственно, объемы продукции каждого компонента ТТК бассейна внутренних водных путей должны быть перманентно сбалансированы.
Повышение эффективности функционирования и развития ТТК бассейна внутренних водных путей требует обеспечения комплексного, согласованного роста и совершенствования его компонентов, формирования между ними сбалансированных экономических связей. Пространственная и экономическая интеграция инфраструктуры ТТК и хозяйствующих субъектов является фактором регионального социально-экономического развития, возникновения синергетических и мультипликативных эффектов в экономике региона. В свою очередь, совершенствование работы компонентов инфраструктуры ТТК бассейна внутренних водных путей в территориальном
разрезе путем их сбалансированного развития способствует повышению эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры ВВТ в целом.
Проблема обеспечения сбалансированных изменений в ТТК бассейна внутренних водных путей для принятия адекватных решений по повышению эффективности функционирования компонентов является одной из приоритетных задач вектора управленческих решений, требует учета множества внешних и внутренних факторов, и решается автором с использованием механизма внутриотраслевого баланса [10].
Библиографический список
1. Гранберг, А. Г. Пространственная экономика в системе наук. Доклад на Первом Российском экономическом конгрессе (7-12 декабря, 2009 г., Москва). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.econorus.org/cprogram.phtml ?.
2. Гранберг, А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России / А.Г. Гранберг. // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 2. - с. 166-178.
3. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента и меры по их реализации. Базовый документ. - ООН и ЕЭК, 2002.
4. Бережная, О.В. Формирование стратегии развития региональной транспортной системы в социально-экономическом пространстве субъекта федерации: автореф. ... докт. эконом, наук: 08.00.05 / Бережная Ольга Владимировна. - Санкт-Петербург, 2013. - 41 с.
5. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики [Текст]: учебник для вузов. 4-е изд. / А. Г. Гранберг. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
6. Шлихтер, С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. / С.Б. Шлихтер, Ю.Г. Липец, В.А. Пуляркин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 400 с.
7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
8. Приложение к Приказу Минтранса РФ от 17 августа 2012 г. № 316 «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации» (в ред. Приказа Минтранса России от 24.03.2014 № 82).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015), ст. 123.8.
10. Мустакаева Е.А. Моделирование внутриотраслевого баланса. Оценка и прогнозирование развития инфраструктуры отрасли: монография -СПб.: 2014. - 152 с.