Научная статья на тему 'Обоснование приоритетов информационной политики агропромышленного комплекса России'

Обоснование приоритетов информационной политики агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование приоритетов информационной политики агропромышленного комплекса России»

противиться любым преобразованиям, затрагивающим их благополучие, основанное на этих схемах.

Последнее время много говорится о многократном увеличении финансирования науки. Однако, есть подозрение, что деньги, все более выделяемые на нее (с 17 млрд. руб. в 2000г до 366 млрд. руб. в 2014г), оседают в нужных (своих) компаниях, фондах. Украинские события высветили обилие таких полит-технологических фондов и институтов, представители которых вышли из тени и комментировали происходящие события. Дальнейшие события на Украине показали полнейшую их неэффективность с точки зрения интересов России, поскольку «проспали» многие негативные процессы, происходившие там свыше двадцати лет. Можно вспомнить и прошлогоднее заявление Генеральной прокуратуры о краже 125 млрд. рублей в Сколково [4]. 9 июня на сайте Оксаны Дмитриевой был опубликован запрос в Генеральную прокуратуру провести

расследование деятельности госкорпорации "Роснано", где, по ее мнению, были нецелевым образом использованы многие миллиарды рублей. Наверняка, все эти организации финансировались и за счет средств, выделенных на науку. До исследователей по-прежнему доходят крохи, для чего достаточно прийти в любой НИИ.

Источники

1. Электронный ресурс http://elibrary.ru/

2. И.Г. Ушачев. Система управления - основа реализации модели инновационного развития агропромышленного комплекса России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. ГНУ ВНИИЭСХ, 2013.

3. Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». 2010. -ВИАПИ РАСХН.

4. Электронный ресурс. http://igpr.ru/forum/ gen-prokuratura v skolkovo ukrali 125 mlrd rub.

ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Осовин М.Н., к.э.н., зав. лаб. ФГБНУ «Институт аграрных проблем Российской академии наук»

Трансформация современного общества и его переход от постиндустриальной к информационной стадии развития привели не только к перераспределению численности занятых в традиционных отраслях экономики, но и к изменению стандартов качества жизни, форм труда, системы образования и трудоустройства населения. В современных условиях стремление к постоянному повышению профессиональной компетенции является одним из важнейших квалификационных требований при найме персонала в любой отрасли народного хозяйства.

Анализ основных программ, призванных стимулировать процесс построения информационного общества на территории Евросоюза, США и стран Азии (программа «A European Information Society for growth and employment», «Information for all», проект «e-Europe» и т.д.), показал, что ключевые направления информационной политики теперь ориентированы не на технико-технологических, а на гуманитарных составляющих, то есть на развитии у населения необходимых навыков для создания и распространения новых знаний.

С нашей точки зрения, подобное смещение приоритетов продиктовано прежде всего тем, что в последнее время внимание общественности все чаще акцентируется на негатив-

ных последствиях информатизации. Изобилие информационных потоков и отсутствие возможностей их верификации приводит не к демократизации общества, а к созданию новой формы социальной разобщенности. Появляются отдельные сообщества, выбирающие информационную изоляцию, как ответ на вызовы современного общества. Более того, повсеместно отмечается рост политического фактора, влияющего на формирование информационной среды. Сознательная манипуляция и грамотная фальсификация информации позволяют отвлекать внимание населения от решения реальных проблем, заменяя их виртуальными или вымышленными.

Анализ выходных документов ежегодного Мирового саммита, посвященного проблемам построения информационного общества (World Summit on the Information Society), международных баз данных (FAO, IICD и the NEPAD Agency и т.д.) показал, что основной уклон в концепции формирования и развития информационного общества теперь сделан на развитии Интернет-технологий [1]. Например, информатизация сельских территорий определяется по следующим параметрам:

1. доля сельских домохозяйств, охваченного телефонной связью, с разбивкой по типу сети (фиксированной и/или мобильной);

2. доля сельского населения, охваченного мобильной сотовой телефонной связью, с разбивкой по технологии (2G, 3G);

3. доля сельских домохозяйств с доступом в Интернет в разбивке по типу доступа (узкополосных, широкополосных);

4. процент населенных пунктов с центрами общественного доступа к сети Интернет с разбивкой по размеру местности;

5. место индивидуального использования Интернет в течение последних 12 месяцев.

К сожалению, сопоставление данных российской и международной статистики существенно затруднено, поскольку в методике, предложенной Европейским союзом, используется понятие «сельские территории», и параметры информатизации рассчитываются по плотности населения, когда как в отечественной статистике градация между городом и селом определяется по численности населения, проживающего в соответствующем населенном пункте. Тем не менее, согласно последним данным, из 13,2 тыс. обследованных сельских домашних хозяйств более 50% являются пользователями глобальной сети, при этом у 45% опрошенных персональные компьютеры оборудованы широкополосным каналом доступа к Интернет [2]. Уровень тарифов на предоставление услуг связи населению постепенно снижается. С 2010 года абонентская плата за доступ к Интернет упала почти на 10% и составила 2,3% от среднедушевого денежного дохода

[3].

Однако, с нашей точки зрения, оценивать результаты информатизации лишь по количеству персональных компьютеров на душу населения и увеличению площади развертывания сети Интернет не совсем корректно. Расчет эффективности должен строиться на альтернативных индикаторах: использовании современных информационных технологий для решения задач управления и производства, динамике выпуска и трудоустройства специалистов высшей квалификации, количестве зарегистрированных пользователей на специализированных вэб-сайтов, аккумулирующих информацию в едином тематическом источнике, объеме on-line торговли и т.д., то есть тех параметрах, которые позволяют раскрыть и популяризировать преимущества новой системы построения общества и привлечь к данному процессу все социальные группы населения.

В 2014 году количество занятых в сельскохозяйственном производстве составляло 6,7% . По сравнению с 2011 годом число квалифицированных рабочих кадров в этой области сократилось на 149 тыс. человек [2]. В

среднем по России лишь 30% работников организаций предпринимательского сектора регулярно используют персональные компьютеры в своей профессиональной деятельности, только 11% населения в возрасте от 16 до 74 лет смогли определить свои навыки использования Интернет как достаточно высокие (для сравнения, Дания - 21 %, Литва - 32%, Швеция - 26%) [3].

Проведенный мониторинг ряда крупнейших сайтов, инициатором создания которых были объединения, ратующие за развитие информационной среды, выявил, что большинство из них не обновляются годами. На данный момент количество организаций, имеющих в сети Интернет-представительства, составляет чуть более 37%. Только 25% предприятий, входящих в клуб АГРО-300, имеют собственные вэб-сайты, а для остальных сельскохозяйственных предприятий этот показатель составляет лишь 0,5%.

Выборочный анализ предприятий АПК, действующих на территории Саратовской области, показал, что даже тот небольшой лимит средств, который выделяется на увеличение технической оснащенности производства, в основном расходуется для оборудования современной техникой административно-хозяйственных подразделений. Ориентация на использовании продуктов ИКТ только для решения административных вопросов, приводит к тому, что у рядовых работников отсутствует мотивация к использованию информационных технологий при выполнении собственных задач, что, в свою очередь, негативно сказывается на динамике спроса на инновационные разработки в этой сфере.

Таким образом, информатизация представляет собой сложный многоаспектный процесс, включающий в себя не менее пяти компонентов: технический, экономический, политический, социальный и этический (общекультурный). Каждая из представленных групп находится в тесной взаимосвязи с остальными. Их детализация приводит к появлению как обобщающих (синтетических) параметров информатизации: уровень инновационного развития страны и ее место в международных рейтингах, так и факторных (аналитических): доля занятых в секторе ИКТ, экспорт/импорт высокотехнологической продукции и т.д., и эмпирических (экспертных): востребованность государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, уровень информационного грамотности населения и т.д. Учет последней группы факторов, с нашей точки зрения, особенно важен, поскольку позволяет оценить, влияет

ли существующий курс информатизации на развитие человеческого/личностного потенциала населения, рост его качества жизни.

Агропромышленный комплекс является составной частью национальной экономики. Проблемы кадрового состава, отсутствие или низкое качество тематического контента сети Интернет, навыков и мотивации к использованию современных продуктов и услуг сектора ИКТ в производственной сфере являются естественными преградами для развития информационной системы отрасли. С нашей точки зрения, в качестве основных направлений, способных стимулировать данный процесс, можно выделить следующее:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Обеспечение сельскохозяйственного производства актуальным его запросам программным обеспечением и системами связи;

- стимуляция конкуренции среди разработчиков и поставщиков ИК услуг с целью увеличения количества точек доступа к Интернет в сельской местности. Доступ к Интернет должен стать частью универсального обслуживания сельских жителей и технологией общего назначения;

- интеграция всего спектра востребованной информации в едином тематическом источнике и предоставление к ней доступа широкому кругу пользователей;

- повышение качества образования и социальной защиты населения на основе разви-

тия и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий закрепления контрактных отношений с применением современных информационных технологий;

- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере агропромышленного производства.

Только осознание органами власти высокой социальной ценности информации позволит гармонизировать государственную политику в сфере ИКТ и избежать естественных трудностей, связанных с вхождением России в единое мировое информационное сообщество.

Источники

1. World Summit on the Information Society: Tuning targets into action [Электронный ресурс] http://www/wsis.org/review (дата обращения:

12.09.2014)

2. Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах, по типам поселения по Российской Федерации (октябрь-ноябрь 2014 года) [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fe d_nabl-croc/index.html (дата обращения:

10.06.2015)

3. Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 320 с.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИКС РОССИИ: ШАГ ВПЕРЕД, ДВА НАЗАД?

Сальников С.Г., ведущий науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова»

ВИАПИ в 2012 и 2015 гг. [1, 2] провёл анализ информационных ресурсов (сайтов) информационно-консультационных служб (ИКС) АПК России. Сопоставительный анализ

результатов исследования 2012 и 2015 гг. представлен ниже.

Анализ проводился на основе информации, собранной с каждого сайта ИКС в соответствии с анкетой, приводимой ниже (табл. 1).

Таблица 1 - Анкета для обследования региональных ИКС (состав показателей в разрезе

Группа показателей Наименование показателя

1. Общая информация об организации (предприятии) 1.1 История

1.2 Направления деятельности

1.3 Руководство

1.4 Организационно-производственная структура

1.5 Контактная информация

1.6 Районные ИКЦ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.