России. Поэтому ускоренное распространение знания является важной предпосылкой структурного поворота экономики АПК России в сторону инноваций.
Источники
1. Путин В. О наших экономических задачах. Ведомости. 30.01.2012. №15 (3029).
2. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Не-кипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., митяев Д. А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева. - М.: ООН РАН, 2011. - С. 8.
3. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление
знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 5.
4. Погосов И.А. Формирование инновационной системы и конкурентоспособность российской экономики // Модернизация и конкурентоспособность российской экономики: Монография / Под ред. д.э.н. И.Р. Курнышевой и д.э.н. И.А. Погосова; науч. ред. С.Н. Сильвестров. - СПб.: Алетейя, 2010. - С. 200-201.
5. Разработано на основании: Касс М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва. - 2008. - С. 10.
ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ АПК: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ
М.Н. Осовин, к.э.н., зав. лабор. Института аграрных проблем РАН
В последнее время принцип, что знание является основным критерием формирования и развития личности, все чаще считают устаревшим. Согласно современным концепциям, знание - прежде всего товар и единственная ценность экономики новой волны. На рынке труда специалист тем более востребован, чем большей способностью к обработке информации он обладает. Не случайно, Дениэл Белл [1] в своей концепции постиндустриального общества доминирующим классом обозначил класс профессионалов - специалистов, способных трансформировать сырые данные в полезную для принятия решений информацию.
Осознавая это факт, в 1997 г., на заседании ООН, в Берлине впервые был введен термин «информационная бедность» - бедность по принципу возможности доступа к современным информационным телекоммуникационным технологиям. Преодоление данного вида информационного неравенства подразумевает движение по двум направлениям:
— технологическое: развертывание широкополосной сети доступа к Интернет, популяризация точек доступа к информационным продуктам и услугам и т.д.
— интеллектуальное: развитие когнитивного доступа, то есть наличия у пользователей необходимых для работы в сети интеллектуальных способностей и образовательной подготовки.
К сожалению, как показывает практика, в нашей стране в последнее время уделяется достаточно много внимания первому аспекту, зачастую игнорируя второй.
В этой связи уместно сослаться на рейтинг готовности стран мира к использованию электронного правительства (E-Government Development), который ежегодно рассчитывается Департаментом экономического и социального развития ООН на основе сопоставления индексов развития этих возможностей в 191 стране. С 2008 г. Российская Федерация поднялась в рейтинге с 60 до 27 места. Такой резкий скачок обусловлен в первую очередь ростом показателей подиндексов развития правительственных Web-сайтов (Online service index and its components) и развитием информационной инфраструктуры (Telecommunication infrastructure index and its components) .
Блок официальной статистической информации, отражающей процесс информатизации нашей страны, только начал формироваться, поэтому проверить данные международных экспертов не представляется возможным. Тем не менее, согласно ежеквартальному анализу российской Интернет-аудитории, проводимому Фондом исследования общественного мнения, годовым отчетам Минкомсвязи, иным независимым экспертным опросам - 52,9 млн граждан России (37% от общего числа населения) в 2011 г. выходили в глобальную сеть хотя бы раз в месяц [3], на 100 домашних хозяйств 37 единиц (16,104 млн чел.) обладали возможностью использования широкополосного доступа к сети Интернет [2], 16,736 млн человек являются активными абонентами фиксированного доступа в глобальной сети [4], число квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования составило 22,7 штук (в расчете на 100 человек на-
селения) [5], оборудовано 30434 пунктов коллективного доступа (ПКП).
Таким образом, нельзя не признать, что за последние годы Россия сделала гигантский рывок в области развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, что и позволило увеличить индекс E-Government Development на 69% по сравнению с 2008 годом. Однако, согласно тем же данным, индекс развития человеческого потенциала России (Human Capital Index) за тот же период упал на 17 пунктов (с 27 до 44 места), то есть решение проблем информационной бедности и цифрового неравенства все еще являются задачами
будущего порядка. В табл. 1 представлено распределение Интернет-аудитории России в региональном разрезе и по месту проживания пользователей.
Согласно табл. 1, количество пользователей, располагающих доступом к сети Интернет в Центральном федеральном округе, более чем в 2 раза превышает средний уровень по стране, в сельской местности проживает лишь 18% от общей численности российской Интернет-аудитории, т.е. лишь четверть сельских жителей (9,522 млн человек, 25,5% от общей численности) выходят в сеть не реже, чем 1 раз в месяц.
Таблица 1- Интернетизация регионов России
Все население Городское население Сельское население Кол-во интернет-пользователей
Млн чел. в % от общего числа населения в % от общего числа пользователей
Российская Федерация 143,056 105,741 37,314 52,9 37 100
Центральный федеральный округ 38,537 31,434 7,102 15,2 39 28
Северо-Западный федеральный округ 13,66 11,429 2,206 6,6 48 12
Южный федеральный округ 13,884 8,675 5,208 7,7 23 14
Северо-Кавказский федеральный округ 9,492 4,670 4,822
Приволжский федеральный округ 29,811 21,186 8,624 9,9 33 19
Уральский федеральный округ 12,143 9,737 2,406 4,5 37 9
Сибирский федеральный округ 19,260 13,911 5,349 6,8 35 13
Дальневосточный федеральный округ 6,265 4,696 1,569 2.3 36 5
Рассчитано по: Фонд исследования общественного мнения. Обследование Интернет аудитории России на основании скрининг-отбора Интернет-пользователей по методу компании Nielsen//NetRatings, 1пс, «Интернет в России», выпуск 33. Весна 2011 г; Оценка численности постоянного населения России на 1 января 2012 года. Федеральная служба государственной статистики.
По оценке Yandex, средняя цена за 1Мбит/с по России составляет 145 руб., при этом 54% интернет-аудитории являются пользователями с доходом выше среднего уровня, 27% - со средним доходом и 21% - с низким доходом. Для сравнения, согласно официальным данным, средняя заработная плата граждан России, занятых в сельском хозяйстве, составила в 2011 г. 12120,4 руб., что на 46% ниже, чем в среднем по стране, 5,8% (1,8% по стране) работников получают зарплату ниже минимального размера оплаты труда (4330 руб.). При этом соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников в сельском хозяйстве составляет 9,1 единиц - это минимальный показатель среди всех видов экономической деятельности.
Согласно данным международных экспертных опросов, 99,7% среднесуточной аудитории Рунет (30,9 млн человек) используют Интернет для доступа к социальным сетям (3 место в мире после Аргентины и Индонезии). Средний пользователь проводит в он-лайн общении 12,8 часа в месяц (1 место в мире). Более 90% пользователей хотя бы раз в неделю скачивают видео, 85% - используют глобальную сеть для отправки или чтения электронных писем (16 место в мире), 29% интернет-пользователей имеют опыт совершения онлайн-покупок [6].
Таким образом, можно представить себе социальный портрет среднестатистического пользователя российского сегмента сети Интернет - это молодой человек от 15 до 28 лет
со средним или высшим образованием и развитыми навыками общения с современными инновационными технологиями. Однако в сельской местности за последние десять лет при падении количества лиц моложе трудоспособного возраста на 15% число государственных общеобразовательных сельских школ сократилось на 32,8%, а численность обучающихся в них - на 37,6%. За тот же период число общедоступных библиотек снизилось на 7,7% и на сегодняшний день составляет 10 единиц на 1000 человек сельского населения. То есть тенденции к росту сельской Интернет-аудитории существенно ограничены.
Более того, к 2012 г. домен .Яи занял 4 место (3,4 млн) по количеству зарегистрированных доменных имен (.БЕ -13,9 млн, ИК -8,9 млн, КЬ - 4,1 млн), что на 79% больше по сравнению с 2008 г. (1,9 млн) [7]. Рынок электронной коммерции в 2011 г. достиг показателя в 310 млрд руб. (рост 30% по сравнению с прошлым годом). В то же время основная статистическая и аналитическая информация, фиксирующая факторы инновационного развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, формирующая позитивный вектор использования знаний агронауки непосредственно в производстве, представлена в сети Интернет крайне скупо. Помимо нескольких государственных (Всероссийская сельскохозяйственная информационная торговая площадка, курируемая Министерством сельского хозяйства РФ) и частных интернет-порталов («Агро-Биржа»), ресурсов, необходимых для поиска поставщиков и потребителей продукции агропромышленного комплекса, предоставляющих возможность в режиме реального времени размещать заявки на поставку сельскохозяйственной продукции, удручающе мало. Крупные сельскохозяйственные предприятия, региональные отделения ИКС представлены в сети в лучшем случае сайтами - «визитками», каталоги ресурсов, отражающие процесс интеграции рядовых сельских жителей в национальное информационное пространство, не обновляются годами. Количество блогов, микроблогов, «досок» объявлений сельскохозяйственной тематики, то есть ресурсов, основной целью которых является не создание информационного шума, а конкретное содействие развитию, как личностного потенциала, так и производства в целом, недостаточно для проведения качественного всестороннего исследования ситуации с информатизацией отрасли.
Таким образом, можно сформулировать несколько причин регионального и отраслевого цифрового неравенства: низкая конкурен-
ция на региональном рынке телекоммуникаций, дифференциация уровня жизни населения, проживающего в столице и регионах, крупных городах и малых населенных пунктах, невозможность верификации данных, а также отсутствие качественной и актуальной информации, снимающей ограничения собственного мышления, расширяющей мировоззрение и предлагающей оценить перспективы индивидуальной самореализации. Концентрация внимания государства на решении подобных задач, направленных, с нашей точки зрения, непосредственно на развитие человеческого потенциала, может оказать позитивное влияние на повышение эффективности применения информационных и телекоммуникационных технологий в процессе управления производством любой отрасли народного хозяйства, снижение доли посредников, трансакцион-ных издержек, формирование полноценной национальной электронной коммерции. Для реализации всего спектра мероприятий по информатизации страны необходимо тесное сотрудничество государства и бизнеса, только в этом случае Россия не только сможет ратовать о повышении международного рейтинга развития ИКТ, но и получить реальные преимущества от их использования.
Источники
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — Москва: Академия, 1999.
2. Отчет о ходе реализации и эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020)» [Электронный ресурс]: URL: http://minsvyaz.ruy ru/doc/?id_4=764
3. Фонд исследования общественного мнения. Обследование Интернет аудитории России на основании скрининг-отбора Интернет-пользователей по методу компании Nielsen//NetRatings, Inc, «Интернет в России», выпуск 33. Весна 2011 г. [Электронный ресурс]: URL: http://bd.fom.ru/ map/proj ects/internet/_internet 1133
4. Минкомсвязь России. Статистика отрасли [Электронный ресурс]: URL: http://minsvyaz.ru/ru/ directions/stat/stat/
5. Связь в России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsit e/main/enterprise/transport/#
6. Для чего используют Интернет россияне? [Элек-
тронный ресурс]: URL: http://www.bi-zhit.ru/ index/users socseti/0-154
7. Количество доменных имен .RU увеличилось на 79%. ТАСС-Телеком [Электронный ресурс]: URL: http://tasstelecom.ru/news/one/4412#ixzz 1 tst0C9lx