Научная статья на тему 'Обоснование применения пены для пылеподавления на конвейерных линиях предприятий строительной индустрии'

Обоснование применения пены для пылеподавления на конвейерных линиях предприятий строительной индустрии Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
328
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЕ / ОБЕСПЫЛИВАНИЕ ВОЗДУХА / ЛЕНТОЧНЫЕ ТРАНСПОРТЕРЫ / ПЕННЫЙ СПОСОБ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Беспалов В. И., Гурова О. С.

В статье для ленточных транспортёров предприятий строительной индустрии предложено использовать технологию применения пены для пылеподавления как наиболее эффективную и не оказывающую влияния на параметры производственно-технологического процесса изготовления железобетонных изделий и конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Беспалов В. И., Гурова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование применения пены для пылеподавления на конвейерных линиях предприятий строительной индустрии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 628:611

В.И. Беспалов

Д.т.н., профессор, О.С. Гурова

К.т.н., доцент

Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону, РФ

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕНЫ ДЛЯ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ НА КОНВЕЙЕРНЫХ ЛИНИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация

В статье для ленточных транспортёров предприятий строительной индустрии предложено использовать технологию применения пены для пылеподавления как наиболее эффективную и не оказывающую влияния на параметры производственно-технологического процесса изготовления железобетонных изделий и конструкций.

Ключевые слова

Пылеподавление, обеспыливание воздуха, ленточные транспортеры, пенный способ.

Одним из основных видов технологического оборудования предприятий строительной индустрии являются конвейерные линии, к которым в большинстве случаев относятся ленточные транспортеры, которые, в свою очередь, являются неотъемлемым технологическим элементом бетоносмесительных участков (БСУ) заводов по изготовлению железобетонных изделий и конструкций (ЖБИиК). В рабочей зоне ленточных транспортеров наблюдается интенсивное образование и выделение пыли.

В настоящее время для пылеподавления на участках ленточных транспортёров предприятий строительной индустрии разработаны и широко применяются различные методы, из которых наибольшей эффективностью обладает гидродинамический метод, который может быть реализован следующими способами [1,2]: предварительным безнапорным увлажнением; низконапорным орошением при давлении орошающей жидкости от 0,2 до 2,0 МПа; высоконапорным орошением при давлении орошающей жидкости от 7,0 до 15,0 МПа; пневмогидроорошением.

Реализация упомянутых способов гидрообеспыливания в большинстве случаев практического применения приводит к значительному переувлажнению обеспыливаемого технологического сырья, что недопустимо в соответствии с технологическими регламентами. Кроме того, транспортировка сыпучих материалов как одна из основных технологических операций, выделяющих большое количество пыли, в то же время характеризуется ограничениями влажности транспортируемого сырья, что допускает минимальный расход жидкости на единицу объёма этого сырья. Именно поэтому для обеспыливания воздушной среды при эксплуатации ленточных транспортёров необходимо использовать такие способы гидрообеспыливания, которые характеризуются ограниченным расходом жидкости. К числу способов реализации гидродинамического метода, характеризующихся наименьшим расходом жидкости, относят [3] пневмогидроорошение и пенный способ борьбы с пылью, при котором достигается наибольшая степень диспергирования.

Проведённый анализ условий и особенностей эксплуатации ленточных транспортёров БСУ заводов ЖБИиК, а также технологических требований, предъявляемых к транспортируемым инертным материалам (песку и щебню), позволил установить, что:

- относительная влажность песка и щебня строго ограничена (от 3,5% до 7,5%), что не допускает переувлажнения сырья;

- помещения галерей, в которых размещены ленточные транспортёры БСУ, относятся к категории взрывопожароопасности «Д»;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

- наличие источников электрического тока, электрооборудования, электропроводки, металлических конструкций основных элементов галерей, а также самих ленточных транспортёров, определяют повышенные требования электробезопасности;

- металлические конструкции основных элементов галерей, а также самих ленточных транспортёров в условиях повышенной влажности активно подвержены воздействию коррозии;

- пространство галерей, в которых размещены ленточные конвейеры, является весьма ограниченным, что практически исключает возможность установки в них дополнительного оборудования (например, вытяжных зонтов, сдуво-всасывающих насадков разичной конфигурации, воздуховодов, вентиляторов, насосов, компрессоров, различных ёмкостей и т.п.);

- ленточные транспортёры БСУ относятся к достаточно протяжённым источникам выделения пылевых частиц в воздушную среду, причём этот процесс выделения пыли наблюдается по всей поверхности ленты.

Из перечисленных двух способов минимальным расходом жидкости характеризуется пенный способ борьбы с пылью, обеспечивающий при незначительных расходах жидкости большую поверхность межфазного взаимодействия жидкости и пылевых частиц. Увеличение этой поверхности, а также времени взаимодействия пены с пылевыми частицами позволяет существенно повысить эффективность обеспыливания при значительном снижении расхода орошающей жидкости на единицу транспортируемого сырья, что бесспорно является, одним из основных преимуществ пенного способа обеспыливания, к числу которых также относится возможность его применения в условиях отрицательных температур воздушной среды. Кроме того, результаты экспериментальных исследований, представленные в работах [3], позволили также выявить ряд преимуществ пенного способа:

- незначительный расход воды, в 1,5 - 5 раз меньший, чем при орошении;

- незначительное повышение влажности воздушной среды и технологического сырья (пылящей поверхности);

- высокая эффективность пылеподавления, особенно мелкодисперсных фракций пыли, наиболее пневмокониозоопасных.

Однако перечисленные преимущества пенного способа борьбы с пылью могут быть реализованы в полной мере только в случае обеспечения его оптимальных технологически (рабочих) параметров. Эффективность процесса обеспыливания пеной во многом зависит от ряда условий: типа источника пылеобразования, его геометрических характеристик, интенсивности пылевыделения и других, а также технологических характеристик пеногенераторных установок.

Сопоставление перечисленных выше производственно-технологических требований, особенностей эксплуатации ленточных транспортёров с возможностями и соответствующими особенностями эксплуатации различных технологий реализации системы борьбы с промышленной пылью (С Б1 II I) позволило нам заключить, что в наибольшей степени для обеспыливания воздуха рабочих зон ленточных транспортёров и воздушного бассейна прилегающих к предприятиям строительной индустрии городских территорий наиболее приемлема технология реализации СБПП, основанная на использовании гидродинамического метода с применением пены (пенным способом).

Список использованной литературы:

1. Журавлев В.П., Цыцура А.А. Комплексное обеспыливание промышленных предприятий. - Ростов-на-Дону, 1994.-226с.

2. Саранчук В.И., Качан В.Н., Рекун В.В. Физико-химические основы гидрообеспыливания и предупреждения взрывов угольной пыли [Текст] / В.И. Саранчук, В.Н. Качан, В.В. Рекун.- Киев: Наук. думка, 1984. - 216 с.

3. Журавлёв В.П., Фихтнер В.А. Определение параметров пены для эффективного подавления пыли // В сб. Борьба с силикозом.- Т.12.- М.: Наука, 1986.- С.70-74.

© Беспалов В.И., Гурова О.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.