Научная статья на тему 'Обоснование применения методов геостатистической интерполяции при проведении кадастровой оценки земельных участков индивидуальной жилой застройки населенных пунктов'

Обоснование применения методов геостатистической интерполяции при проведении кадастровой оценки земельных участков индивидуальной жилой застройки населенных пунктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ / МЕТОД ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / МЕТОД ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ / ГЕОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / AVERAGES OF THE CADASTRAL VALUE / THE CHARACTERISTICS OF THE SPATIAL POSITION OF OBJECTS / ECONOMETRIC MODELING METHOD / SPATIAL STATISTICS / GEOSTATISTICS METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина Алина Михайловна

Рассмотрены последствия применения действующей методики государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Определены круг объектов (земельных участков), подверженных риску возникновения некорректных оценок, и причины их возникновения. Предложены пути решения выявленных проблем посредством учета пространственного положения земельных участков и наличия взаимозависимости рыночных цен посредством применения методов пространственной статистики геостатистической интерполяции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыбкина Алина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE USE OF GEOSTATISTICAL INTERPOLATION METHODS WHEN CONDUCTING CADASTRAL VALUATION OF URBAN LANDS SUITABLE FOR INDIVIDUAL RESIDENTIAL DEVELOPMENT

The article considers the implications of the current methodology of the state cadastral valuation of real estate. Determine the range of facilities (land) at risk for incorrect assessments and their causes. The ways of solving the problems identified by taking into account the spatial position of the land and the availability of market prices of interdependence through the application of methods of spatial statistics geostatistical interpolation.

Текст научной работы на тему «Обоснование применения методов геостатистической интерполяции при проведении кадастровой оценки земельных участков индивидуальной жилой застройки населенных пунктов»

 Обоснование применения методов геостатистической интерполяции при проведении кадастровой оценки земельных участков индивидуальной жилой застройки населенных пунктов

А.М. Рыбкина до 2015 года кадастровый инженер ООО «СкайЛайн-Гео», ныне аспирант Санкт-Петербургского горного университета (г. Санкт-Петербург)

Алина Михайловна Рыбкина, [email protected]

Кадастровая оценка земель имеет большое значение, поскольку кадастровая стоимость земельных участков является базой для исчисления земельного налога.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости должна максимально соответствовать значению его рыночной стоимости. В случае несогласованности значений кадастровой стоимости, рыночной стоимости и рыночной цены существует возможность оспаривания результатов оценки [1].

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар-

тографии (далее - Росреестр) за последние 6 лет, на территории Российской Федерации наблюдается тенденция к значительному увеличению количества обращений граждан, связанных с оспариванием результатов кадастровой оценки в судебном и внесудебном порядке. По итогам 2015 года в комиссии по оспариванию кадастровой оценки при территориальных органах Рос-реестра поступили 31 277 заявлений в отношении 64 413 объектов недвижимости, за 2014 год было подано 17 382 заявления в отношении 38 976 объектов. Для сравнения в 2013 году в комиссиях было рассмотрено 6 184 заявления, в 2012 году - 1 834 заявления [2]. Таким образом, с 2012 года

35

о

£ 30

со о

о со I-

о 0)

т §

20

15

10

5

0

2015 год

2012 2013 2014

Рис. 1. Рассмотрение споров в комиссиях при территориальных органах Росреестра [2]

=; 16

а 14

в § 12

о ^

£ 10 I-

0 0)

1 8

ц

о ^ _

2011 2012 2013

Рис. 2. Судебная практика по оспариванию результатов кадастровой оценки [2]

2014

год

количество обращений увеличилось в 17 раз (см. рис. 1).

Статистика судебной практики за 2011 — 2014 годы в отношении оспаривания результатов кадастровой оценки объектов недвижимости показана на рисунке 2.

Следует отметить, что с 2012 года произошло 11-кратное увеличение количества споров, инициированных в судах, при этом требования истцов, поступившие за 2014 отчетный год, удовлетворены в 71 проценте случаев (см. рис. 3).

Кадастровую стоимость земельных участков оспаривают чаще всего, о чем свидетельствуют данные Росреестра за 2014-2016 годы, согласно которым доля

находится на рассмотрении, 2 302 дела (16%)

земельных участков в совокупности всех оспариваемых видов объектов недвижимости превышает 90 процентов [2]. Большинство спорных результатов возникает в случае проведения их массовой оценки, так как в отличие от индивидуальной оценки ей присуща стандартизация процедур статистического анализа, в результате которой упускаются некоторые особенности объектов недвижимости. Большие расхождения между кадастровой стоимостью объектов и их рыночной ценой обусловлены несовершенными методами оценки и усредненными показателями кадастровой стоимости, которые использует Росреестр (см. [3]). В некоторых случаях

требования не удовлетворены, I 953 дела (13%)

требования удовлетворены, 10 552 дела (71%)

Рис. 3. Результаты рассмотрения исков за 2014 год [2]

расчетные модели не могут учесть индивидуальные особенности каждого конкретного объекта, в связи с этим не подлежат учету многие факторы, влияющие на значение кадастровой стоимости земельного участка, и в результате происходит некорректная оценка. Это особенно заметно на слаборазвитых рынках при отсутствии репрезентативной выборки по аналогичным объектам. Также часто при проведении кадастровой оценки стоимость бывает завышена в результате ошибок, обусловленных неправильным определением видов разрешенного использования земельного участка [3].

Однако достоинством массовой оценки является то, что она более объективна по сравнению с индивидуальной оценкой эксперта, так как практически исключает влияние субъективных факторов. Кроме того, именно массовая оценка позволяет провести оценку совокупности объектов недвижимости, расположенных на обширной территории, с минимальными

трудозатратами в сравнении с экспертной оценкой. Именно поэтому нормативная правовая и методическая базы предусматривают применение методов массовой оценки для проведения государственной кадастровой оценки объектов, имеющих большое количество аналогов на исследуемых территориях.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в отношении каждой из которых действуют методические указания по государственной кадастровой оценке. Перечень методических рекомендаций по проведению государственной кадастровой оценки земель по категориям приведен в таблице 1.

Законодательно установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а

Таблица 1

Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель

Категория земель Методические рекомендации (действующая редакция)

Земли сельскохозяйственного назначения: • сельскохозяйственные земли, кроме земель садоводческих, огороднических и дачных объединений; • земли садоводческих, огороднических и дачных объединений Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2005 года № 145 (в редакции от 8 июля 2011 года), приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 26 августа 2002 года № П/307

Земли населенных пунктов Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (в редакции от 11 января 2011 года)

Земли промышленности и иного специального назначения Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 20 марта 2003 года № П/49

Земли особо охраняемых территорий и объектов Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 138

Земли лесного фонда Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 10 марта 2000 года № 43

Земли водного фонда Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2005 года № 99

также посредством иных методов массовой оценки недвижимости [4].

Исследования, посвященные вопросам налогообложения и кадастровой оценки земли, показывают, что существуют проблемы, обусловливающие некорректные оценки стоимости земли и величины земельного налога, для решения которых необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер. К сожалению, как показала практика, методическая база не позволяет в полной мере учесть все особенности экономической ситуации в регионах. В ряде научных работ были предприняты попытки модернизации существующих методик, причем большее внимание ученых привлекает проведение кадастровой оценки земель населенных пунктов. Одной из наиболее важных проблем, рассматривавшихся в научной литературе, является отсутствие определенного перечня ценообразующих факторов, которые необходимо включать в модель кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Так, А.В. Пылаева отмечает, что при разработке и тестировании системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации в процессе моделирования было выявлено, что основными факторами, влияющими на стоимость объектов, являются факторы местоположения (см. [5, 6]).

По состояни ю н а 1 ян варя 201 5 года в России насчитывается более 155 тысяч населенных пунктов. При этом существуют 1 114 городов, 169 из которых имеют чис-

ленность населения более 100 тысяч жителей, а 945 (85%) относятся к средним и малым городам.

Для изучения проблемы целесообразно рассматривать населенные пункты, относящиеся к одному определенному субъекту Российской Федерации, так как в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при этом он выступает в качестве заказчика работ по определению кадастровой стоимости [1]. В связи с тем, что исполнитель вправе самостоятельно выбирать методы массовой оценки, на территории всего субъекта Российской Федерации будет применяться единый подход к определению кадастровой стоимости.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Все субъекты имеют разные площадь и численность населения. В России множество необжитых территорий, плотность населения на которых варьируется в переделах 0,06-1,00 человека на один квадратный километр.

В зависимости от площади территории все субъекты можно разделить на малоплощадные, среднеплощадные и крупноплощадные (табл. 2).

Следует отметить, что наиболее обжитыми являются территории западной части

Таблица 2

Дифференциация субъектов Российской Федерации по площади

Номер класса Количество субъектов Российской Федерации в группе Диапазон значений площади, тыс. кв. км Характеристика территорий

1 29 1,080-42,061 Малоплощадные

2 28 43,352-123,702 Среднеплощадные

3 28 141,14-3 083,523 Крупноплощадные

Таблица 3

Дифференциация субъектов Российской Федерации по плотности населения

Номер класса Количество субъектов Российской Федерации в группе Диапазон значений плотности населения, чел./кв. км Характеристика территорий

1 29 0,07-11,30 Низкая плотность

2 28 11,67-35,16 Средняя плотность

3 28 36,07-4 910,44 Высокая плотность

России. В таблице 3 представлено разделение субъектов Российской Федерации на классы в зависимости от плотности населения.

Для выбора типового субъекта Российской Федерации проведено сопоставление субъектов среднего класса по площади и плотности населения (табл. 4).

Таблица 4

Сопоставление субъектов Российской Федерации среднего класса по площади и

плотности населения

Субъекты Российской Федерации среднего класса по площади Субъекты Российской Федерации среднего класса по плотности населения

Республика Алтай Алтайский край

Астраханская область Астраханская область

Волгоградская область Республика Башкортостан

Воронежская область Брянская область

Республика Дагестан Волгоградская область

Республика Калмыкия Калужская область

Кемеровская область Карачаево-Черкесия

Кировская область Кемеровская область

Костромская область Курганская область

Краснодарский край Ленинградская область

Курганская область Республика Марий Эл

Ленинградская область Республика Мордовия

Московская область Новосибирская область

Нижегородская область Омская область

Новгородская область Оренбургская область

Оренбургская область Орловская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пензенская область Пензенская область

Псковская область Пермский край

Ростовская область Псковская область

Самарская область Приморский край

Саратовская область Рязанская область

Сахалинская область Саратовская область

Смоленская область Свердловская область

Ставропольский край Смоленская область

Республика Татарстан Тамбовская область

Тверская область Тверская область

Республика Хакасия Ульяновская область

Челябинская область Ярославская область

Анализ результатов показал, что к типовым субъектам Российской Федерации, относящимся к среднему классу по обоим показателям, можно отнести Астраханскую, Волгоградскую, Кемеровскую, Курганскую, Ленинградскую, Оренбургскую, Пензенскую, Псковскую, Саратовскую, Смоленскую и Тверскую области.

Для реализации возможности разработки универсальной методики исследования проводились на территории Ленинградской области.

Ленинградская область - субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части России, площадь которого составляет 83 908 квадратных километров, а численность населения - 1 775 540 человек. Административным центром Ленинградской области является город Санкт-Петербург. В ходе анализа рынка земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выяснилось, что наибольшую долю предложений (с разделением по видам разрешенного использования) занимают участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (ИЖС) - 54,48 процента, на втором месте - участки в садоводствах (САД) - 37,03 процента, меньшую долю (7,31%) занимают участки с видом разрешенного использования «дачное некоммерческое партнерство» (ДНП), минимальная

доля приходится на участки, предназначенные под личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - 1,18 процента (см. рис. 4).

Информация, представленная на рисунке 4, свидетельствует о том, что на территории Ленинградской области наиболее вовлеченными в оборот являются земельные участки индивидуальной жилой застройки населенных пунктов. В связи с этим вопрос кадастровой оценки этого вида разрешенного использования земель имеет первостепенное значение. В соответствии с установленной в Российской Федерации дифференциацией земли населенных пунктов являются самостоятельной категорией земель, для которой в 2007 году принята методика, позволяющая определить кадастровую стоимость земельных участков в разрезе 17 видов разрешенного использования. В зависимости от вида разрешенного использования расчет кадастровой стоимости участков может осуществляться посредством индивидуальной оценки их рыночной стоимости, на основе построения статистических моделей и известных минимальных или средних значений удельных показателей кадастровой стоимости. В настоящее время в отношении земель с видом разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки» кадастровая оценка проводится посредством применения методов математической статистики.

ДНП; 7,31%

ИЖС; 54,48%

САД; 37,03%

ЛПХ; 1,18%

Рис. 4. Статус использования участков без строений, расположенных в Санкт-Петербурге и его пригородах [7]

Рис. 5. Блок-схема алгоритма определения метода эконометрического моделирования

Сегодня при проведении массовой кадастровой оценки земель индивидуальной жилой застройки в качестве подавляющего большинства факторов стоимости выступают характеристики пространственного положения объектов - их удаленности относительно каких-либо локальных центров. Дж.К. Эккертом была установлена важность учета пространственной составляющей в моделях массовой оценки, а также то, что стандартные факторы оценки стоимости объектов недвижимости не обеспечивают одинаковые стоимостные характеристики, если объекты не являются равноценными по местоположению. Учет фактора местоположения является одним из основных элементов разработанной Дж.К. Эккертом методологии, в соответствии с которой в настоящее время проводится оценка стоимости объектов недвижимости в Америке, Канаде и других странах (см. [8]).

Следует отметить, что метод экономе-трического моделирования должен выбираться в зависимости от типа исходных данных. На рисунке 5 представлена блок-схема, отражающая последовательность действий при определении метода моделирования.

Пространственные эффекты - термин, имеющий непосредственное отношение

к пространственной зависимости (автокорреляции) и гетерогенности (неоднородности) данных. В литературе, посвященной пространственной статистике и эконометрике, большое внимание уделяется различным тестам на пространственную автокорреляцию. Наличие пространственной автокорреляции приводит к невозможности применения стандартных статистических методов, так как они основываются на использовании независимых данных (случайных величин) в качестве исходных. Так, например, в этом случае регрессионный анализ может иметь нестабильные оценки параметра и привести к ошибочным результатам.

Однако в настоящее время при проведении кадастровой оценки применяются методы традиционной (непространственной) статистики. Это обусловлено тем, что в основе пространственной эконометрики лежит пространственная определенность объектов исследования (то есть необходимо знать их координаты), а во время введения в нашей стране системы массовой кадастровой оценки процедура кадастрового учета объектов недвижимости не была достаточно урегулирована. Дело в том, что до недавнего времени для постановки на кадастровый учет земельных

участков не требовалось проводить их межевание (уточнение местоположения границ). Нововведение было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и заключалось в том, что с 1 января 2018 года в России устанавливается запрет на распоряжение земельными участками, в отношении которых отсутствуют сведения о местоположении границ. Отмечается, что мероприятия, указанные в этом нормативном правовом акте, создадут условия для проведения реформы налоговой системы.

Помимо этого, Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в государственный кадастр недвижимости было введено понятие «комплексные кадастровые работы». Посредством комплексных кадастровых работ планируется проводить массовое уточнение местоположения границ земельных участков с целью приведения в соответствие данных государственного кадастра недвижимости.

В рамках исследования была проведена массовая кадастровая оценка земель индивидуальной жилой застройки населенных пунктов Ленинградской области посредством применения действующей методики, основанной на использовании традиционных методов непространственной статистики. Ошибки аппроксимации полученных результатов в некоторых точках достигли 40-44 процентов, что значительно выше требуемых 10-12 процентов (см. [11; 12, с. 68-72]). Достаточно большое значение ошибки аппроксимации вызвано тем, что в рамках существующей методики не прово-

дится анализ исходных данных на наличие автокорреляции.

Для повышения точности результатов массовой кадастровой оценки предлагается внести изменения в порядок ее проведения. Таким образом, при формировании выборки рыночных цен земельных участков необходимо проводить проверку не только на ее однородность - исследовать данные на соответствие двумерному нормальному распределению, но и осуществлять анализ исходных данных на наличие пространственной зависимости.

Исследования, проводимые на земельных участках индивидуальной жилой застройки населенных пунктов Ленинградской области, показали, что в исходных данных наблюдается наличие пространственной автокорреляции, то есть земельные участки, расположенные вблизи друг от друга, имеют более схожие значения рыночной цены, чем участки, размещенные на большем расстоянии друг от друга. Следовательно, выявление такого рода взаимозависимости ведет к необходимости поиска более корректного метода массовой кадастровой оценки - метода пространственной статистики.

Согласно действующей методике кадастровой оценки земель населенных пунктов основной задачей получения регрессионных зависимостей является определение значений стоимостей вне точек, где имеются исходные данные. Решение этой же задачи при наличии автокорреляционной зависимости в исходных данных возможно при использовании более приемлемого в конкретных условиях геостатистического метода интерполяции. Геостатистические методы учитывают пространственную автокорреляцию между опорными точками, где измерены определяемые величины, и рассчитывают пространственную конфигурацию опорных точек вокруг интерполируемой точки.

Таким образом, порядок действий при проведении кадастровой оценки земель индивидуальной жилой застройки насе-

Таблица 5

Последовательность действий при проведении кадастровой оценки

№ п/п Методика 2007 года Методика, основанная на применении методов геостатистической интерполяции (кригинга)

1 Определение состава факторов стоимости земельных участков -

2 Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков -

3 Группировка земельных участков -

4 Сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости Сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости

5 - Анализ данных на наличие пространственной автокорреляции

6 Построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) Построение геостатистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (на основе учета пространственной автокорреляции между опорными точками)

7 Расчет кадастровой стоимости земельных участков Расчет кадастровой стоимости земельных участков

ленных пунктов подлежит корректировке. Принципиальные отличия двух рассматриваемых методик приведены в таблице 5.

При построении геостатистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков следует учитывать, что в практике геостатистического анализа при проведении геостатистического интерполирования необходимо выбрать геостатистический метод и вид полувариограммы, которые наилучшим образом учитывали бы конкретные условия. Согласно теории геостатистического анализа имеются 6 методов кригинга, при этом создание полува-риограмм можно выполнить по 11 видам моделей. С целью решения задачи выбора оптимального сочетания необходимо использовать метод перекрестных проверок, анализируя результаты всех возможных вариантов построения моделей [13].

Применение метода кригинга предоставляет возможность повысить объек-

тивность решения поставленной задачи посредством учета пространственного положения земельных участков и взаимозависимости значений их рыночных цен, при этом исключив влияние субъективной составляющей посредством отказа от необходимости установления значимых це-нообразующих факторов и определения их значений. Помимо этого, использование методов геостатистической интерполяции дает возможность проводить кадастровую оценку на территориях с недостаточно развитым рынком недвижимости в ситуации нехватки данных о рыночных ценах земельных участков при помощи многопеременного пространственного моделирования (кокригинга). Основное отличие кокригинга от кригинга в том, что для повышения точности результатов кадастровой оценки, помимо оценивания основной переменной (рыночной цены), в модель необходимо включать измерения допол-

нительных переменных (ценообразующих факторов). Дополнительная информация способствует оценке основной переменной в областях, где отсутствую сведения о рыночной цене земельных участков. Это объясняется тем, что в рыночных ценах уже учтены значения факторов, влияющих на стоимость участков, поэтому при их повторном включении в модель возникает ситуация избыточного количества информации, что ведет к увеличению ошибки оценки [14 с. 56-58].

В результате исследований в области применения методов геостатистической интерполяции для массовой кадастровой оценки земель индивидуальной жилой застройки населенных пунктов Ленинградской области были получены результаты, превосходящие показатели использования традиционного метода непространственной статистики в 13 раз. Так, максимальное значение ошибки аппроксимации модели кригинга для населенных пунктов, где имеется достаточное количество информации о ценах на земельные участки, составило 3,2 процента, модели кокригинга для населенных пунктов с неразвитым рынком недвижимости - 9,7 процента.

Следует отметить, что эффективность применения методов пространственной статистики для целей массовой кадастровой оценки также была доказана в исследованиях А.В. Беляевой (для квартир с их характеристиками, в том числе ценой и расположением в пространстве (ширина и долгота) и П.М. Демидовой (для земель садоводческих некоммерческих объединений) (см. [15; 16; 17, с. 79-85]).

Сегодня существование и доступность мощных геоинформационных систем открывает хорошие перспективы для применения методов пространственной статистики, позволяющих повысить точность результатов массовой кадастровой оценки посредством учета пространственного положения объектов недвижимости и автокорреляции в значениях рыночных цен.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti (дата обращения: 1 марта 2016 года).

3. Березина Е. Земля стоит дешевле // Российская Бизнес-газета. 2015. № 986. URL: http://www.rg.ru/2015/02/24/zemlja.html (дата обращения: 1 марта 2016 года).

4. Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель : постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 : в редакции Федерального закона от 30 июня 2010 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Безруков В. Б., Пылаева А. В. О реализации проекта «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки объектов недвижимости» // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. № 3.

6. Пылаева А. В. Развитие кадастровой оценки недвижимости : монография. Н. Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2012.

7. Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга : [официальный сайт]. URL: http://www.estimation.ru/ru/ (дата обращения: 1 марта 2016 года).

8. Эккерт Дж. К., Глаудеманс Р. Дж., Олми Р. Р. Организация оценки и налогообложения недвижимости : в 2 т. М. : Российское общество оценщиков, 1997.

9. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого

имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года № 2236-р : в редакции Федерального закона от 11 февраля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

10. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ : в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Елисеева И. И. Эконометрика : учебное пособие. М. : Финансы и статистика, 2001.

12. Снытко А. М., Демидова П. М. Анализ применения методов математической статистики для кадастровой оценки земель населенных пунктов на примере г. Всево-ложска / Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки : материалы III Международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2014 года). North Charleston, USA, 2014. Т. 1.

13. Снытко А. М., Киселев В. А. Обоснование применения геостатистического метода интерполирования исходных данных для массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов на примере г. Всево-ложска // Инженерный вестник Дона [электронный научный журнал]. 2013. № 3. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1797 (дата обращения: 1 марта 2016 года).

14. Снытко А. М., Киселев В. А. Критерий выбора метода геостатистической интерполяции для массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов на примере г. Всеволожска / Наука в современном информационном обществе : материалы III Международной научно-практической конференции (10-11 апреля 2014 года). North Charleston, USA, 2014. Т. 1.

15. Беляева А. В. Использование пространственных моделей в массовой оценке стоимости объектов недвижимости // Компьютерные исследования и моделирова-

ние. 2012. № 3. Т. 4.

16. Беляева А. В., Гоебенюк Е. В. Построение моделей массовой оценки объектов недвижимости с учетом пространственной корреляции // Проблемы управления 2014. № 1.

17. Демидова П. М., Снытко А. М. Сравнительный анализ выбора метода геостатистической интерполяции для проведения массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов и земель садоводческих некоммерческих объединений на территории Ленинградской области / Техника и технология: новые перспективы развития : материалы XI Международной научно-практической конференции (25 ноября 2013 года). М. : Издательство «Спутник +», 2013.

18. Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июня 2005 года № 145 : в редакции от 8 июля 2011 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений : приказ Федеральной службы земельного кадастра России а от 26 августа 2002 года № П/307. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 : в редакции от 11 января 2011 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения» (вместе с «Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин-

форматики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения») : приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 20 марта 2003 года № П/49. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 138. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Об утверждении Методики экономической оценки лесов : приказ Федерального

агентства лесного хозяйства России от 10 марта 2000 года № 43. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

24. Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2005 года № 99. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

25. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ. Доступ из справочной правовой

системы «КонсультантПлюс».

* *

VII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2016 *

13-14 октября 2016 года, Москва

13-14 октября 2016 года в Москве в отеле «Марриотт Новый Арбат» прошла VII Международная конференция по оценочной деятельности (МКОД). Организаторами мероприятия традиционно выступали Комитет по оценочной деятельности Ассоциации российских банков (далее - Комитет АРБ по оценочной деятельности) и Группа компаний SRG.

Двухдневная программа ежегодной конференции по оценочной деятельности вызвала большой интерес у профессионального сообщества и собрала более 200 участников, среди которых были представители Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), Центрального банка Российской Федерации (Банк России), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), крупнейших российских финансовых институтов и государственных корпораций, оценочных компаний, а также потребители оценочных услуг, ведущие аналитики и консультанты, представители СМИ.

Открыл форум исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков.

Работа Конференции проходила в нескольких сессиях. В первой сессии, проходившей под моде-раторством заместителя директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Надежды Бабичевой, приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и государственных регуляторов. В рамках этой сессии заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Николай Подгузов сообщил об основных изменениях в регулировании оценочной деятельности за последний год. Он отметил, что за прошедший год в регулировании оценочной деятельности произошло много изменений. Если раньше они были на уровне подзаконных актов, то теперь существенно изменился документ верхнего уровня - Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». «Нами утверждены типовые правила профессиональной этики оценщиков, вводится экзамен для осуществления этой деятельности, определены их права и обязанности. Основные изменения также коснулись кадастровой оценки, разработка закона велась полтора года. Подчеркну, механизм оспаривания оценки остается и у оценщиков - участников этого процесса. Задачи, которые они будут решать, соответствуют сути оценочной деятельности - определение рыночной стоимости объекта исходя из его индивидуальных характеристик. В завершающей стадии находится разработка федеральных стандартов по определению инвестиционной и ликвидационной стоимости, ряда федеральных стандартов оценки», - подчеркнул Николай Подгузов.

Продолжение с. 57

* Информация предоставлена консалтинговой компанией «Группа компаний SRG».

^^ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ' 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.