Научная статья на тему 'Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда'

Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3063
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ / ГКН / ГКУ / УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЧАСТИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ / КАРТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД / OBJECTS OF STATE REAL ESTATE CADASTRE / REGISTRATION OF FOREST LAND / PART OF THE FOREST AREA / LANDSCAPE MAPS METHOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варламов Анатолий Александрович, Гальченко С. А., Рулева Н. П.

Авторами выделены группы проблем, возникающих при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков категории «земли лесного фонда» и внесении изменений в характеристики таких участков. Проанализированы ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке межевых планов. Даны предложения по совершенствованию земельного законодательств, повышению ответственности собственников земельных участков, регистраторов и кадастровых инженеров за организацию и качество услуг, вузов за качество обучения специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS CADASTRAL REGISTRATION OF FOREST LAND

The authors identify three groups of problems arising in the production on state cadastral registration of land category of «forest lands», as well as changes in characteristics of such sites. The analysis of the obstacles Shows the errors of cadastral engineers in the preparation of boundary plans. increasing the responsibility of employees of the registration system. Proposals to improve land legislation; to increase accountability of registrars and cadastral engineers for the organization and quality of services; universities for the quality of specialists training; responsibility of land owners.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда»

 Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда

А.А. Варламов заведующий кафедрой Землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) С.А. Гальченко профессор кафедры Землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Н.П. Рулева доцент кафедры Землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», кандидат экономических наук (г. Москва)

Анатолий Александрович Варламов, [email protected]

В соответствии с современным гражданским и земельным законодательством все объекты недвижимости должны быть поставлены на государственный кадастровый учет и пройти государственную регистрацию прав на объекты любой категории земельного фонда. Особенно много проблем возникает при постановке на государственный кадастровый учет объектов (земельных участков) лесного фонда.

Возникающие проблемы при постановке на кадастровый учет лесных участков можно условно разделить на несколько групп. Рассмотрим их подробно.

К первой группе относятся проблемы, возникающие при постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенных земельных участков лесного фонда.

1. Сведения о ранее учтенных земельных участках лесного фонда в большинстве случаев вносились в государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН) в соответствии с положением статьи 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» из документов, содержащих описание участка лесного фонда, как правило, без координатного описания их границ [3].

2. Основной объем сведений о землях лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации был внесен в государственный земельный кадастр (далее также - ГЗК) в течение в 2003-2005 годов едиными землепользованиями в границах лесхозов в соответствии с действовавшим на тот момент нормативным документом (описание земельных участков).

3. Картографической основой для отображения границ лесных участков являлись оцифрованные материалы проектов лесоустройства, на которые вручную наносились границы обособленных участков лесного фонда. Семантическая часть документов представляла собой описание каждого участка, включающее перечень вошедших в участок лесных кварталов, их площадь; перечень посторонних объектов землепользования; перечень объектов, исключенных из состава лесного фонда, что для кадастра недвижимости не имело никакого значения (в ГКН вносились только сведения, перечень которых был установлен законодательством).

4. Правовая неразбериха кадастрового учета земельных участков из других категорий земельного фонда, находящихся в границах лесного фонда (земель сельскохо-

зяйственного назначения, водного фонда, населенных пунктов), привела к тому, что в ГКН были внесены неверные сведения о границах муниципальных образований, населенных пунктов, объектов недвижимости и об их отнесении к той или иной категории земель.

5. При сопоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - ЕГРП) и государственного лесного реестра (далее также - ГЛР) о лесных участках, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, были выявлены многочисленные переводы таких лесных участков в земельные участки других категорий земель. При этом надо учитывать следующую особенность: на землях лесного фонда (или в их пределах) в силу объективных причин располагается немалое количество линейных объектов (линий электропередачи, автомобильных и железных дорог).

6. Расширение перечня оснований (с учетом статьи 26 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») при выполнении кадастровых работ по согласованию местоположения границ лесных участков на основании опубликования извещения о проведении такого собрания в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Это позволяет лицам, осуществляющим уточнение границ лесных участков, считать их согласованными при наличии публикации в газете, отсутствии возражений, даже если в акте согласования границ земельного участка отсутствует личная подпись правообладателя смежного земельного участка.

7. Недостаточное правовое обеспечение кадастрового учета части земельного участка под лесами.

Так, в статье 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О госу-

дарственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Таким образом, вносимые в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений. При этом частью 12 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что эти сведения вносятся в ГКН с карты (плана) объекта землеустройства [5].

Вступившим в силу 30 июня 2014 года приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 121 Порядок ведения ГКН дополнен пунктом 72.1. В соответствии с этим приказом учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне. Если документы, необходимые для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне, не содержат перечень координат характерных точек границ части земельного участка, то орган кадастрового учета самостоятельно с использованием автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН) определяет координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществляет учет такой части земельного участка.

Известно, что при постановке на государственный кадастровый учет либо при учете изменений характеристик земельных

участков категории «земли лесного фонда» этому препятствует следующее:

• несоблюдение порядка согласования местоположения границ земельных участков, или местоположение указанных границ не считается согласованным в соответствии с требованиями;

• пересечение одной из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, границы другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости;

• несоответствие содержания межевого плана требованиям Закона о кадастре;

• наличие в межевом плане сведений, противоречащих сведениям государственного кадастра недвижимости о координатах, виде разрешенного использования исходного земельного участка и т. д.

Возникновение указанных факторов, препятствующих осуществлению кадастрового учета лесных участков на территории регионов Российской Федерации, обусловлено следующими основными причинами:

1) отсутствие материалов межевания земель лесного фонда на территории регионов с координированием их границ, позволяющих при постановке на государственный кадастровый учет и в дальнейшем отображать такие границы на публичной кадастровой карте;

2) отсутствие в ГКН сведений о площади каждого обособленного участка, входящего в состав единого землепользования, не позволяет идентифицировать лесные участки в составе земель лесного фонда;

3) наличие в лесном законодательстве условия о предоставлении участков лесного фонда в аренду или временное пользование без внесения в ГКН сведений о таких участках до 1 января 2015 года [2];

4) необходимость представления в орган, осуществляющий кадастровый учет, едино-

го правоудостоверяющего документа - свидетельства о государственной собственности, полученного в 1992-1997 годах.

Границы лесных участков, не прошедших процедуру государственного кадастрового учета, отражены только в картографических материалах, базирующихся на данных лесоустройства, которое зачастую проводится в сроки, превышающие нормативы обновления и уточнения таких материалов и без учета сведений землеустройства и государственного кадастра недвижимости.

Поскольку материалы лесоустройства не привязаны к системе координат, в которой ведется ГКН, соотносить данные о лесных участках в составе категории земель лесного фонда и данные об иных земельных участках затруднительно. Это приводит к тому, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о необоснованно увеличенной площади земель лесного фонда, к дублированию информации о лесных участках.

Ранее существовавший государственный земельный кадастр и современный государственный кадастр недвижимости базируются на учете образованных (новых) земельных участков и на сведениях о ранее существовавших земельных участках (вещные права и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), а также на сведениях о прекращении существования исходного земельного участка после признания всех образованных из него земельных участков, что исключает дублирование объектов (необоснованное увеличение либо исчезновение площадей) и четко определяет объект права.

В лесном реестре учитываются площади участков леса (лесных кварталов) и имеется информация об их правообладателях на момент лесоустройства. Однако на лесные участки в составе категории «земли лесного фонда» осуществлялась регистрация

прав на земельные участки как в соответствии с их кадастровыми номерами, так и в соответствии с размером площади, учтенной в лесном реестре, что привело к дублированию зарегистрированных земельных участков лесного фонда и увеличению площади земель лесного фонда.

Кроме этого, к двойному учету площадей государственного лесного фонда привели имеющиеся наложения земель сельскохозяйственного назначения, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и земель государственного лесного фонда, данные о которых внесены в лесной реестр. Так, в государственном земельном кадастре содержались сведения о ранее учтенных земельных участках под сельскими лесами, которые учитывались до 2010 года в категории «земли сельскохозяйственного назначения». Эти леса были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственным предприятиям (организациям). Во исполнение письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 октября 2010 года № 20321-ИМ/Д23 кадастровые палаты областей на основании сведений ЕГРП, переданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о лесных участках (категория «земли лесного фонда»), на которые зарегистрированы права, в том числе на участки, ранее предоставленные сельскохозяйственным организациям (сельские леса). Однако проблема была решена только частично, так как из земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственным предприятиям (организациям), такие площади исключены не были, что повлекло двойной учет площадей.

Это надо учитывать при заключении договоров аренды лесного участка по другим правоустанавливающим документам.

Первая из второй группы проблем - несоответствие сведений Единого государственного реестра прав, государственного кадастра недвижимости, государственного лесного реестра. Это обусловлено тем, что в названных информационных ресурсах к идентификации объектов учета и их описанию предъявляются разные требования.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основой для формирования лесных участков являются лесной план субъекта Российской Федерации, ле-сохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, материалы лесоустройства, таксационные описания и другие материалы.

Составление таких документов не предусматривает использование данных о кадастровом делении территории, прохождении границ поселений и других муниципальных образований. Это привело к следующему: при поступлении в ГКН сведений о границах муниципальных образований выявляется, что ранее учтенный земельный участок, имеющий категорию «земли лесного фонда» полностью или частично расположен в границах населенного пункта или в двух (и более) кадастровых районах.

Возможность предоставления лесных участков без постановки их на кадастровый учет, предусмотренная лесным законодательством, увеличила вероятность расхождения сведений об этих участках в государственных ресурсах АИС ГКН и государственном лесном реестре, что также не способствует повышению уровня сопоставимости сведений.

Следующими проблемами государственного кадастрового учета лесных участков этой группы являются:

• отсутствие в кадастре сведений о местоположении границ как лесных массивов (лесничеств), так и границ сельскохозяйственных предприятий с включенными в такие границы лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций;

• несоответствие данных трех информационных ресурсов (государственного кадастра недвижимости, государственного лесного реестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним) возникает из-за отсутствия единого требования к документам, описывающим основные характеристики таких объектов недвижимости. Органами кадастрового учета в ГЗК ранее и ныне в ГКН были внесены сведения о ранее учтенных лесных участках, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрированы в ЕГРП. При этом возможность внесения сведений о названных, но не учтенных земельных (лесных) участках в государственный кадастр недвижимости (не по заявительному принципу) на законодательном уровне в полной мере была обеспечена только с 1 июня 2011 года приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».

Кроме того, только с даты вступления в силу 22 июля 2011 года Федерального закона от 18 июля 2011 года № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормой статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации была решена проблема раздела ранее учтенных земельных (лесных) участков с возможностью сохранения исходных земельных (лесных) участков в измененных границах (без представления в орган кадастрового учета описания измененных земельных (лесных) участков).

Внесение сведений о частях лесных участков позволило бы избежать двойного учета и привести в соответствие сведения о таких лесных участках, содержащиеся в ЕГРП и ГКН. Работа по гармонизации сведений проводится субъектами Российской

Федерации с 201 1 года, но ее результаты еще не в полной мере решили проблему устранения «задвоенности» сведений.

Третья группа проблем включает проблемы постановки на кадастровый учет вновь образованных лесных участков, обусловленные ошибками, допускаемыми кадастровыми инженерами, выполняющими работы по подготовке межевых планов. Отметим, что качество выполнения кадастровых работ не всегда зависит только от добросовестности исполнителя этих работ.

Так, в целях подготовки документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о местоположении границ участков лесного фонда, нормативными документами допускается применение картометрического метода определения координат характерных точек границ земельных участков. При этом используется мелкомасштабный картографический материал (планы лесонасаждений масштаба 1:50000, 1:25000), что сказывается на точности определения местоположения границ лесных участков, сведения о которых подлежат внесению в ГКН, а точнее, к отсутствию точности определения площади таких земель. Это влечет за собой регистрацию прав собственности на участок с указанием площади, полученной с большой погрешностью.

Определенный законодателем порядок согласования местоположения границ земельных участков при проведении межевания (ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре) позволяет не устанавливать, то есть не закреплять, границы лесных участков. А применение общего порядка согласования местоположения границ, предусматривающего проведение собрания заинтересованных в согласовании границ на территории населенного пункта лиц, не позволяет однозначно описать эту границу для заинтересованных лиц только лишь посредством определения координат характерных точек согласовываемой границы [5].

К тому же отсутствие единых требований

к точности определения границ земельных участков различных категорий привело к возникновению судебных споров о границах земельных участков, как включенных в состав сведений ГКН, так и тех, которые уточняются, права на которые закреплены Земельным кодексом Российской Федерации. Площади, указанные в таких документах как свидетельство о собственности на земельный участок, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, свидетельство о праве наследования земельного участка, могут быть подвержены изменениям (вследствие проведения кадастровых работ по уточнению границ площадь земельного участка, как правило, уменьшается). Это приводит к тому, что при сопоставлении сведений о границах земельных участков лесного фонда на кадастровых картах выявляются случаи пересечения границ формируемых земельных участков с границами земельных участков, стоящих на учете в границах населенных пунктов, сведения о которых уже внесены в ГКН.

Изложенное подтверждает необходимость приведения правовых документов на землю в соответствие с существующим законодательством.

К ошибкам в исходных материалах добавляются ошибки кадастровых инженеров, которые допускаются при подготовке межевых планов. Выделим наиболее типичные:

1) при проверке представленных документов выявляется, что новые земельные участки выходят за границы или пересекаются с границами исходных земельных участков, границы вновь образованных земельных участков пересекают границы населенных пунктов. Избежать возникновения этих ошибок можно, если исполнитель работ будет более ответственно относиться к сбору исходных данных. Необходимо активно использовать возможность обращения в государственный фонд данных для получения картографической основы ведения ГКН (ортофотопланов), в органы местного самоуправления - для получения материа-

лов о прохождении границ населенных пунктов, в филиал Рослесхоза - с запросом о предоставлении копий документов (описаний), на основании которых в ГКН внесены сведения об исходных земельных участках лесного фонда, и т. д.;

2) конфигурация контура формируемого земельного участка, отраженная в графических разделах межевого плана, не соответствует конфигурации контура на утвержденной схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории;

3) ошибки исполнителя работ при оцифровке границ земельных участков (образуемые земельные участки не топокорректны из-за повторяющихся точек, наложения частей сложного полигона, самопересечения полигона и т. д.).

Пока не существует законодательная норма, предписывающая представлять органу кадастрового учета акт, подтверждающий факт согласования границ земельных участков с заинтересованным лицом, пока существует законодательная возможность согласования местоположения границы с правообладателями смежных земельных участков посредством размещения извещения в газете, согласования смежной границы неуполномоченным лицом, проблемы постановки на кадастровый учет полностью решены не будут.

Четвертую группу проблем формирует наличие обстоятельств, связанных с состоянием картографической основы и множественностью систем координат.

Качество подготовки документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, напрямую связано с состоянием картографической и геодезической основ территории.

Отсутствие единой актуальной качественной картографической основы и использование разнородного картографического материала при выполнении кадастровых и землеустроительных работ допускаются законодательно, и наличие

множественности систем координат для ведения государственного кадастра недвижимости затрудняет подготовку документов, необходимых для внесения в ГКН достоверных сведений о местоположении границ, земельных участков, в том числе участков лесного фонда.

Картографическая основа ГКН представлена топографическими планами, картами-схемами административных районов масштаба 1:100000, планы лесонасаждений масштабов 1: 50000 и 1:25000, планы зем-лепользований масштаба 1:10000 и другим планово-картографическим материалом, имеющимися в картографо-геодезическом фонде и в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Так, по данным, представленным Л.П. Зин в работе [15], для ведения государственного кадастра недвижимости территории Республики Коми до 2010 года использовалось более 200 систем координат. В основном этот материал давно устарел (несоответствие ситуации на картах (планах) и на местности, отсутствие крупномасштабных планов на земли населенных пунктов и межселенные земли), не отвечает требованиям к созданию достоверных и актуальных сведений государственного кадастра недвижимости.

Необходимо отметить, что основным недостатком действующих государственных систем государственного кадастрового учета и учета лесных участков является неоднозначность идентификации учтенных в этих реестрах участков. Для решения проблем учета земель лесного фонда необходимо следующее:

• нормативное правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков и учета лесных участков;

• приведение в соответствие требований к ведению лесного реестра и реестра кадастра недвижимости в отношении лесных участков;

• совершенствование законодательной и картографической баз для дости-

жения сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Еще одной большой проблемой в регионах страны является захват земель лесного фонда, как следствие большой плотности населения, неэффективности государственного земельного надзора и муниципального контроля. Во многом это связано с тем, что органы Росреестра не имеют выписки из государственного лесного реестра, поскольку субъекты Российской Федерации не всегда представляют их.

Учеными и практиками неоднократно поднимался вопрос о доступности и актуальности публичной кадастровой карты, то есть информации, на основе которой можно определять правильность постановки тех или иных участков на государственный кадастровый учет.

Первая причина непредставления или несвоевременного представления в Рос-реестр органами исполнительной власти в сфере лесных отношений сведений, внесенных в государственный лесной реестр, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости земельных участков, занятых лесами, заключается в отсутствии механизма взаимодействия указанных органов с Росрее-стром. К таким сведениям в отношении лесных участков, которые должны содержаться в государственном лесном реестре, относятся:

• наименование лесничества или лесопарка, номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов;

• вид целевого назначения лесов;

• категория защитных лесов;

• вид разрешенного использования лесов;

• карта (план) объекта землеустройства.

Поскольку эти же сведения должны содержаться и в реестре объектов недвижимости, необходимо внести в ГКН изменения

в перечень показателей по земелям лесного фонда.

Второй причиной являются факты нарушения Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 412, а именно кадастровые инженеры не заполняют раздел «Заключение кадастрового инженера» в случае, если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон. В разделе «Заключение кадастрового инженера» должны быть приведены предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты измерений, что в дальнейшем позволит избежать судебных тяжб.

Очень серьезным вопросом является повышение ответственности сотрудников регистрационной системы. Для этого необходимо проводить параллельно работу в четырех направлениях:

1) повышение ответственности вузов за качество обучения специалистов;

2) повышение ответственности за качество и организацию услуг;

3) повышение ответственности кадастровых инженеров;

4) повышение ответственности собственников земельных участков.

В плане ответственности регистрационной системы необходим более детальный и социально справедливый механизм компенсации Российской Федерацией утраченного имущества (например жилья) невиновного правообладателя в случае ущерба, нанесенного ему при государственной регистрации прав. В случае утраты жилья должна быть применима процедура компенсации по решению суда стоимости такого жилья.

Если говорить обо всех объектах недвижимости, то должна быть введена от-

ветственность учетной системы ущерба, причиненного незаконными действиями сотрудников органов государственной регистрации прав, то есть если в результате каких-то незаконных действий регистратора будет продан земельный участок, то Российская Федерация будет обязана возместить ущерб, причиненный такими незаконными действиями. И потом в порядке регресса система регистрации прав будет взыскивать стоимость этого ущерба с конкретного работника Росреестра.

В этом случае количество незаконных действий регистраторов будет практически сведено к нулю. Если регистратор будет понимать, что он своим имуществом будет нести ответственность за незаконные действия, то количество таких незаконных действий будет существенно ниже.

Отдельно следует предложить ведение реестра лиц, принимающих решение о кадастровом учете и регистрации прав. Этот реестр должен быть доступен, актуален, публичен. Должны быть определенны требования к лицам, принимающим решения о кадастровом учете, также как определены требования к кадастровым инженерам в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», а также в соответствии со статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 1Э6-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 201 0 г. № 42 : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 марта 2014 года № 121. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1 997 года № 122-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 октября 2010 года № 20321-ИМ/Д23. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 18 июля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 года № 214-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 41 2. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О землеустройстве : Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Зин Л. П. Кадастровый учет земель лесного фонда на территории Республики Коми: проблемы и пути решения / Выполнение кадастровых работ на землях лесного фонда. Проблемы и пути решения : сборник материалов конференции-совещания, проходившей 12-13 августа 2014 года в городе Пушкине Московской области. ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.