Научная статья на тему 'Обоснование некоторых геометрических размеров пожарных автомобилей основного назначения'

Обоснование некоторых геометрических размеров пожарных автомобилей основного назначения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Самохвалов Ю. П., Самохвалов Д. Ю.

На основании антропометрических признаков пожарных 5-го и 95-го перцентилей определены некоторые геометрические размеры пожарных автомобилей основного назначения, обеспечивающие удобство посадки пожарных в автомобиль и размещения их в кабине боевого расчета при следовании к месту пожара. Дана номограмма по определению длины, ширины, высоты кабины боевого расчета в зависимости от высоты сиденья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование некоторых геометрических размеров пожарных автомобилей основного назначения»

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

Полковник вн. сл. (в отставке)

Ю. П. Самохвалов

Майор вн. сл., адъюнкт Академии ГПС МЧС РФ

Д. Ю. Самохвалов

УДК 614.84:664

ОБОСНОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОСНОВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

На основании антропометрических признаков пожарных 5-го и 95-го перцентилей определены некоторые геометрические размеры пожарных автомобилей основного назначения, обеспечивающие удобство посадки пожарных в автомобиль и размещения их в кабине боевого расчета при следовании к месту пожара. Дана номограмма по определению длины, ширины, высоты кабины боевого расчета в зависимости от высоты сиденья.

Геометрические размеры ряда конструктивных

элементов пожарных автомобилей (ПА) оказывают существенное влияние на продолжительность таких боевых действий (БД), как сбор и выезд подразделения по тревоге, следование к месту пожара, боевое развертывание.

БД, начиная с момента подачи сигнала тревоги до начала тушения, происходят при остром дефиците времени, среди которых наиболее напряженными являются сбор и выезд подразделения по тревоге, боевое развертывание. В эти периоды времени пожарные находятся в наиболее тесном контакте с ПА.

Следование к месту пожара для пожарных является относительно пассивным периодом времени, а для водителя — наиболее напряженным. Водитель управляет движением ПА, пожарные находятся в кабине боевого расчета (КБР). Удобство управления автомобилем, хорошая обзорность с места водителя дорожной среды повышают безопасность движения и сокращают время следования к месту пожара.

Рассмотрим с позиции эргономики, какие конструктивные размеры ПА оказывают непосредственное влияние на продолжительность выполнения боевых действий и какими они должны быть, чтобы это влияние было минимальным.

К решению указанного вопроса необходим дифференцированный подход с учетом антропометрических признаков пожарных разного роста [1].

При обосновании таких конструктивных размеров, как высота расположения ручки для открывания двери КБР, поручня, обеспечивающего удобст-

во посадки пожарных в автомобиль, подножки относительно уровня земли и сиденья в КБР, глубина сиденья, следует исходить из антропометрических данных пожарных 5-го перцентиля (рост 164,5 см).

Таблица 1. Численные значения антропометрических признаков пожарных 5-го, 50-го, 95-го перцентилей и поправки к ним с учетом зимней боевой одежды

№ п/п Наименование признака Обо- 5Р 50Р 95Р Поправки

значение Величина, см к размерам А*; , мм

1. Рост X 164,5 176,5 188,5 +25

2. Длина туловища ("рост сидя") ^тл 85,4 92,1 98,8 +20 (+58*)

3. Ширина плеч Впл 41,8 46,4 50,3 +38

4. Ширина таза сидя ц тз 32,7 36,7 41,3 +50

5. Ширина коленей Вкл 18,1 20,1 22,2 +52

6. ** Толщина тела г тл - 29,5 - +38

7. Длина подколенной части бедра 43,3 49,8 54,1 0

8. Высота подколенной части бедра Нб 39,8 44,8 48,8 +25

При определении длины туловища пожарного с каской на голове поправка принимается Дх1 = 58 мм, без каски — Дх1 = 20 мм.

Наибольший саггиталъный диаметр тела в пределах нормы составляет 30 см.

ш

л-к

Нд Впр

Вот t ^fzom

Н от //

Рис. 1. Размеры ПА, оказывающие влияние на удобство посадки пожарных в автомобиль и проведение боевого развертывания: Нр — высота расположения ручки для открывания двери КБР; hn — высота расположения подножки; Вп — ширина подножки; hnn — расстояние от подножки до пола кабины; Нд, Вд — высота и ширина открытого дверного проема КБР соответственно; Впр — ширина прохода в КБР; hom, Нот — высота отсека (min, max) для размещения ПТВ; Ннп, Неп — ширина и глубина отсека соответственно; Ннп, Неп — высота расположения напорного и всасывающего патрубков соответственно

В

При обосновании таких конструктивных размеров, как ширина и высота дверного проема; ширина прохода в КБР; ширина, глубина, высота КБР, следует исходить из антропометрических данных пожарных 95-го перцентиля (рост 188,5 см).

При выборе таких размеров, как угол наклона подушки сиденья и спинки сиденья в КБР; угол, образованный подушкой и спинкой сиденья; высота расположения отсеков относительно уровня земли, их глубина, следует исходить из антропометрических данных пожарных как 5-го, так и 95-го перцентилей.

Антропометрические признаки пожарных 5-го, 50-го и 95-го перцентилей, атакже поправки к ним с учетом зимней боевой одежды даны в табл. 1 [1].

Обоснованные таким образом конструктивные размеры ПА (рис. 1) будут удобны для 95% всей совокупности пожарных.

Обоснование конструктивных размеров КБР, обеспечивающих быстроту и безопасность посадки

На оперативности выезда пожарных подразделений по тревоге существенно сказывается время занятия личным составом своих мест в ПА, которое во многом зависит от безопасности посадки.

Известно, что около половины общего числа несчастных случаев с пожарными происходит при посадке пожарных в автомобиль и высадке из него. В результате этого, во-первых, происходит непредвиденная задержка с выездом (пострадавшему оказывают необходимую помощь), во-вторых, требуемый объем работы по тушению пожара приходится выполнять меньшим количеством пожарных с большими физическими затратами, что сказывается на продолжительности ее выполнения.

Высота расположения ручки для открывания двери КБР относительно уровня земли Н0, высота

* г

расположения поручня Нр, обеспечивающего удобство посадки пожарных в автомобиль, должны быть не выше роста пожарных 5-го перцентиля (5Р) — 164,5 см (см. табл. 1):

Нр = И* < X5Р + Ах 1 = 1645 + 25 = 1670 мм.

Высота расположения подножки от уровня земли Нп и от подножки до пола КБР (промежуточной подножки) Нпп должна быть не более высоты до подколенной части бедра пожарных 5Р, чтобы пожарному низкого роста (164,5 см) было удобно совершать посадку:

кп = кпп < Иб + Ах 8 = 398 + 25 = 423 « 420 мм.

Ширина основной (Вп) и промежуточной (Впп) подножек, исходя, в основном, из требований безопасности высадки пожарных из КБР по прибытию к месту пожара, должна быть не менее длины ступни самого высокого пожарного (рост 188,5 см), что составляет ~300 мм:

Вп = Впп > 300 мм.

Высота, ширина дверного проема КБР, ширина прохода в КБР (см. рис. 1) должны обеспечить беспрепятственный вход пожарных в КБР при посадке в ПА и высадке из него.

Минимальную высоту открытого дверного проема Нд, учитывая рост и кратковременность посадки пожарных в автомобиль, можно принять равной 1300 мм [2]. Согласно НПБ 163-97 [3] данный размер рекомендуется принимать

Нд > 1350 мм.

Ширина открытого дверного проема должна быть больше ширины плеч 95% пожарных, одетых

в зимнее обмундирование. Ширину дверного проема, исходя из антропометрических данных пожарных, можно определить как:

Вд > В9ёР + Ах3 = 503 + 38 = 541 мм.

Согласно требованиям [3], с учетом беспрепятственного прохода пожарных в КБР, данный размер рекомендуется принимать:

Вд > 650 мм.

Минимально допустимую ширину прохода в КБР Впр образуют точки соприкосновения колена самого высокого пожарного с сиденьем и его плеча с перегородкой в кабине (перегородка между кабиной водителя и салоном для боевого расчета):

Впр >

ВТ/ + Ах 3 , БЦР + Ах 5

503 + 38 222 + 52

2

2

= 408 « 410 мм.

В КБР, где отсутствует перегородка, отделяющая рабочее место водителя от пожарных (нет точки соприкосновения перегородки с плечом пожарного), минимально допустимая величина прохода в КБР Впр составляет:

В*пр > В995Р + Ах5 = 222 + 52 = 274 « 280 мм.

Таким образом, конструктивные размеры, обеспечивающие удобную и безопасную посадку пожарных в ПА (высадку из него), должны находиться в следующих пределах:

• высота расположения ручки для открывания двери КБР и поручня для удобства посадки — Нр = Н*р < 1670 мм;

• высота расположения подножки, расстояние от подножки до пола кабины (промежуточной подножки) — кп = кпп < 420 мм;

• ширина основной и промежуточной подножек — Вп = Впп > 300 мм;

• высота открытого дверного проема КБР — Нд > 1350 мм;

• ширина открытого дверного проема КБР — Вд > 650 мм;

• ширина прохода в КБР — Впр > 410 мм

(Впр > 280 мм).

При данных конструктивных размерах ПА время сбора и выезда подразделений по сигналу тревоги будет сведено к минимуму.

Обоснование конструктивных размеров, обеспечивающих удобство размещения пожарных в КБР при следовании к месту пожара

Пожарные при следовании к месту пожара на ПА первых выпусков размещались на открытых сиденьях, не защищенных от внешних влияний окружающей среды. Нередко, возвращаясь с пожара зимой в морозные дни, им приходилось привязывать себя к поручням, так как удержаться на автомобиле было практически невозможно [4].

Отличительной особенностью пожарных машин последующих выпусков, наряду с более совершенным оборудованием, были закрытые кабины. Это обеспечивало защиту пожарных от непогоды.

Современная КБР ПА, кроме защиты личного состава от внешних воздействий окружающей среды, должна:

1) быть удобной для посадки (высадки) личного состава подразделений в оптимально короткое время;

2) позволять частичное надевание боевой одежды и снаряжения при движении автомобиля;

3) быть приспособленной для размещения необходимого количества личного состава (ширина, высота КБР, удобство занимаемой позы, возможность ее изменения);

4) иметь оптимальные условия комфортности.

Решение этих задач позволит сократить время

не только сбора и выезда подразделений по сигналу тревоги, но и боевого развертывания.

Микроклимат кабины (температура, влажность), удобство размещения личного состава (занимаемой позы сидения, ее сменяемость) способствуют поддержанию боеготовности подразделения на высоком уровне во время движения к месту пожара. Доказана связь между неправильной позой, временем нахождения в данной позе и возникающей в результате этого болью [5-7].

На основании анализа данных количества пожаров, происшедших в Ивановской области в 2004 г. (2202), и времени следования к месту пожара можно утверждать, что на долю пожаров, происшедших в сельской местности, приходится 70,84% (1560). Из них на время следования более 10 мин приходится 38,27%, более 20 мин — 25,06%, более 30 мин — 5,38% от всех выездов на пожары (в 12 случаях время следования на пожар было более 145 мин) (табл. 2).

Длительное время следования в КБР (более 10 мин) говорит о необходимости создания пожарным условий, при которых затраты физической энергии (утомляемость) были бы сведены к минимуму.

Таблица 2. Среднее время следования к месту пожара в сельских населенных пунктах Ивановской области за 12 месяцев 2004 г.

Расстояние до пожарной части, км

№ п/п Район До 3 3-15 Более 15

Количество/время следования

1. В. Ландеховский 4/2,15 5/11,36 2/19,30

2. Вичугский 34/2,02 62/31,16 7/22,34

3. Г. Посадский 19/3,57 17/12,18 7/25,09

4. Заволжский 7/3,09 25/12,19 14/49,51

5. Ивановский 15/11,20 119/15,21 41/31,16

6. Ильинский 4/2,30 2/16,00 7/32,09

7. Кинешемский 88/32,58 154/6,59 18/46,27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Комсомольский 18/2,13 15/11,08 5/23,00

9. Лежневский 24/4,55 24/14,48 19/24,35

10. Лухский 7/1,34 9/8,33 5/21,12

11. Палехский 7/5,00 8/12,23 6/25,20

12. Пестяковский 3/3,40 3/14,40 5/34,36

13. Приволжский 37/2,15 11 /12,44 5/30,00

14. Пучежский 8/3,08 4/9,00 9/25,20

15. Родниковский 20/3,45 48/8,30 8/20,08

16. Савинский 28/4,49 15/8,16 5/31,12

17. Тейковский 28/4,36 49/8,38 12/145,05

18. Фурмановский 30/2,56 64/7,18 7/27,09

19. Шуйский 35/4,48 79/9,21 15/24,32

20. Южский 25/3,19 7/8,34 6/25,00

21. Юрьевецкий 12/3,35 21 /6,23 6/20,50

На рис. 2 показаны возможные варианты размещения пожарных в КБР. В настоящее время промышленность выпускает ПА преимущественно с однорядным расположением сидений в КБР, где по-

жарные располагаются лицом навстречу движению (см. рис. 2, а, б). При двухрядном расположении сидений в КБР часть пожарных сидит по ходу движения автомобиля, часть — против (рис. 2, г, д).

Удобство размещения личного состава в КБР зависит от высоты (^КБР), длины (ЬКБР) и ширины (ВКБР) КБР; высоты сиденья (Нс); глубины (гс) и ширины (вс) подушки сиденья; углов наклона подушки (х) и спинки сиденья (а).

Удобство, обеспечиваемое этими параметрами, выражается в следующем: от ширины подушки сиденья зависит некоторая свобода смены положения частей тела; от глубины подушки сиденья — свобода движения коленного сустава; от высоты сиденья — опора на ноги при торможении автомобиля; от наклона подушки сиденья — уверенная посадка, исключающая сползание с сиденья; от наклона спинки сиденья — совмещение на одной вертикали центра тяжести корпуса тела с точкой вращения тазобедренного сустава, что снижает утомляемость мышечной группы [8].

На основании антропометрических данных пожарных [1] в отношении размеров КБР ПА с учетом данных табл. 1 можно утверждать следующее:

• высота сиденья должна быть не более высоты подколенной части бедра самого низкого пожарного, в противном случае у последнего ноги не будут доставать до пола кабины:

кс < И5/ + Ах8 = 398 + 25 = 423 « 420 мм;

• глубина сиденья должна быть не более длины подколенной части бедра самого низкого пожарного:

< Ь

Ах7 = 433

+ 0 = 433 « 430 мм,

но не менее толщины тела самого высокого пожарного

> С^р + Ах6 = 300 + 38 = 338 « 340 мм;

б

«

\

>

/

^ ЬКБР

> (

ЬКБР

>

1 Рч Б

/ \

/ \ >

1 Рч Б и 1

АЦ-40(130)63А АЦ-40(375)Ц1 АЦ-40(133Г1)181

АН-40(130)64А

АЦ-40/2(130)163

Рис. 2. Схемы размещения пожарных в КБР ПА при одно- (а, б, в) и двухрядном (г, д) расположении сидений

д

а

• ширина сиденья должна быть не менее ширины таза самого высокого пожарного:

> В

95Р

+ Ах4 = 413 + 50 = 463 « 460 мм.

Полученные результаты достаточно хорошо вписываются в рекомендации действующих стандартов на основные посадочные размеры рабочего места водителей автобусов и грузовых автомобилей [8-11].

Одними из наиболее важных размеров ПА, с точки зрения компоновочной схемы ПА, являются ширина, длина, высота КБР [12].

При следовании ПА к месту вызова пожарные в КБР соприкасаются друг с другом в основном плечевыми точками. Отсюда минимальную ширину КБР с нераздельными сиденьями (см. рис. 2, а, г) можно определить как:

B

= nc (ВЦР + Ах з),

КБР

где nc — количество мест в ряду. При nc = 4

B

КБР

= 4 • (503 + 38) = 2164 « 2160 мм.

Безусловно, что расчетная величина ВКБР не должна превышать габаритную ширину ПА.

Длина КБР определяется не только антропометрическими размерами тела пожарного, но и положением, в котором он находится во время движения автомобиля. Занимаемая поза в достаточной мере может быть оценена суставными углами между такими кинематическими парами двигательного аппарата человека, как туловище-бедро — Р, бедро-голень — у, которые, в свою очередь, зависят от величины углов наклона подушки (х) и спинки (а) сиденья, высоты сиденья Нс.

Следовательно

= Ф (A95P, х, а, hc),

КБР

л 95Р

где А^ — антропометрические признаки пожарных 95-го перцентиля.

По данным [13], которые в основном совпадают с рекомендациями итальянского Института спортивной медицины, величины суставных углов, характеризующие оптимальную рабочую позу водителя должны находиться в пределах: 15° < а < 25°; 85° < Р < 100°; 95° < у < 120°. Наиболее важным является угол Р, величина которого влияет на сжатие брюшной полости.

Учитывая, что водитель за рулем автомобиля проводит по 6-10 ч в сутки, данную позу водителя можно принять за основу для позы пожарного, сидящего в КБР.

Сохранить позу в заданных пределах позволяет конструкция сиденья. Сиденье водителя индивидуальное, оно должно регулироваться относительно

органов управления автомобиля в горизонтальной и вертикальной плоскостях в зависимости от антропометрических данных водителя и удобства занимаемого им положения.

Ввиду того, что сиденья пожарных в КБР располагаются в ряд, их целесообразно конструировать нерегулируемыми (из соображений быстроты и безопасности посадки). Однако в своем стационарном положении они должны обеспечить сохранение удобной позы 95% пожарным.

Принимая во внимание довольно широкие пределы изменения оптимальных суставных углов, можно предположить, что положений, при которых сиденье соответствовало бы 95% пожарным, будет некоторое множество.

Известно, что в основном давление массы тела на подушку сиденья передается ягодицами и в меньшей мере мышцами бедра у края сиденья [14]. Мышцы бедра у края сиденья, а также одежда под ними по сравнению с мышцами ягодиц и одеждой под ними имеют небольшие деформации.

В данном случае можно утверждать, что угол наклона бедра к горизонтали незначительно отличается от угла наклона подушки сиденья, а угол между подушкой и спинкой сиденья — от угла между бедром и туловищем пожарного. Принимая данные углы равными, можно перейти к расчету как параметров сиденья КБР, так и самой КБР.

Решение данной задачи осуществлено аналитически в три этапа. Для всех этапов решения были построены расчетные схемы (рис. 3), что позволило представить основные зависимости в виде формул.

Первый этап решения задачи (рис. 3, а)

При некоторой высоте сиденья hc , изменяя угол наклона подушки сиденья х в интервале 0° < х < 17° (по данным [8-11]), можно найти такие его значения, при которых суставные углы бедро-голень у пожарных 5-го и 95-го перцентилей одновременно находились бы в оптимальных пределах (95° <у< 120°).

Значения суставных углов у можно определить из прямоугольных треугольников edf и okf.

у = Ф + (90°-х). (1)

Угол ф определим из треугольника edf.

ф = arc cos (df ¡ef), (2)

где df— высота подколенной части бедра по отношению к уровню пола КБР у сидящих в ней пожарных,

df = kf + hc; kf = of sin х; of = L5¡ (95p ),

Рис. 3. Основные этапы расчета конструктивных размеров КБР: 1-4 — проекции на горизонтальную плоскость ступни, голени, бедра, туловища пожарного 95-го пер-центиля

откуда df = Lsf(95P) sin x + hc;

ef — высота подколенной части бедра соответственно пожарных 5-го и 95-го перцентилей,

ef = H f (95p > + Ax 8.

Подставив найденное значение угла ф в формулу (1), получим окончательное выражение для определения суставных углов у:

Lf(95p) sin x + hc

у 5p(95P) = arc C°s ( H5P(95P) ) + (90°-x). (3)

(H б + Ax 8)

Второй этап решения задачи (рис. 3, б)

Учитывая существенное влияние угла наклона спинки сиденья на длину КБР, важным становится определение значений пределов его изменений при конкретных значениях угла наклона подушки сиденья и высоты сиденья. Многие авторы придерживаются мнения, что положение спины при сидении должно быть вертикальным, т.е. угол наклона спинки сиденья а = 0° (данные для стационарных рабочих мест).

Для рабочей позы водителя угол наклона спинки сиденья должен находиться в интервале значений 15° < а < 25° (при движении автомобиля туло-

вище сидящего в нем человека должно быть отклонено назад) [8, 13].

Принимая во внимание, что продолжительность следования пожарных к месту пожара по времени относительно невелика, за минимальное значение угла наклона подушки сиденья можно принять угол amin = 0°.

Таким образом, значения угла наклона спинки сиденья в КБР будут находиться в интервале 0° <a< 25°.

Предельные значения угла наклона спинки сиденья при граничных оптимальных значениях суставного угла ß (туловище-бедро) можно определить как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a min = 90° - (180°- X -ß min) = = 90°- (180°- X - 85° ) = X - 5° ; (4)

a max = 90°- (180°- X -ß max) = = 90°- (180°- x - 100° ) = x + 10° . (5)

Третий этап решения задачи (рис. 3, в)

Вычислив значение угла наклона подушки сиденья (первый этап), интервал значений угла наклона спинки сиденья (второй этап), можно определить длину КБР:

L КБР = Lern + (H 9/P + Ax 8)sin ф + + L965p cos x + (L95 + Ax2) sin a,

(6)

где Ь— длина ступни пожарных 95-го перцен-

тиля (Ь9^Р = 300 мм).

Поскольку решение рассмотренной задачи имеет множество решений, для определения граничных условий множества был разработан алгоритм, на основании которого была написана программа для ЭВМ.

В качестве исходных данных вводились численные значения необходимых антропометрических признаков пожарных 5-го и 95-го перцентилей с учетом поправок на боевую одежду (см. табл. 1).

Расчеты показывают, что основные размеры КБР можно изменять в довольно широких пределах (по длине от 1141 до 1636 мм при высоте сиденья от 190 до 370 мм), и пожарным независимо от их роста всегда будет удобно в КБР при следовании к месту пожара.

Проведенные расчеты позволили предложить номограмму, в которой между собой связаны высота сиденья, угол наклона подушки сиденья, пределы изменения угла наклона спинки сиденья и длины КБР, высота сиденья и высота КБР (табл. 3). По численному значению одной из выше перечисленных величин можно определить остальные величины.

Таблица 3. Номограмма определения длины КБР, углов наклона подушки и спинки сиденья в зависимости от высоты сиденья

Угол наклона спинки сиденья а, град. hc, мм Длина КБР при угле наклона спинки сиденья (a.min/amax)

1 16 370 1141 1411

3 18 2 17 350 1174 1443 1177 1446

5 20 4 19 3 18 330 1205 1473 1209 1477 1213 1479

7 22 6 21 5 20 310 1240 1507 1244 1510 1248 1496

9 24 8 23 7 22 6 21 290 1270 1535 1275 1539 1279 1542 1282 1544

11 25 10 25 9 24 8 23 7 22 270 1299 1563 1304 1567 1309 1570 1313 1573 1315 1558

12 25 11 25 10 25 9 24 250 1332 1594 1337 1598 1342 1584 1346 1570

12 25 11 25 10 25 230 1360 1620 1365 1608 1370 1595

12 25 11 25 210 1386 1528 1392 1617

12 25 190 1412 1636

17 16 15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 Высота сиденья 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Угол наклона подушки сиденья х, град. Угол наклона подушки сиденья х, град.

Так, например, при высоте сиденья Нс = 330 мм угол наклона подушки сиденья х должен находиться в пределах 8-10°; угол наклона спинки сиденья а — 3-20°; длина КБР ЬКБР в зависимости от угла наклона подушки и спинки сиденья —1205-1479 мм.

Высоту КБР при заданной высоте сиденья можно определить как:

Нкбр = к с + (Ь™ + Ах 2) = = кс + (988 + 58) = кс + 1046. (8)

Таким образом, при изготовлении нового ПА (при эргономической оценке ПА) становится возможным обосновано учитывать размеры КБР с учетом эргономических требований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самохвалов Ю. П., Самохвалов Д. Ю. Антропометрический фактор в создании эргономичной пожарной техники // Пожаровзрывобезопасность. — 2005. — Т. 14, № 4. — С. 71-75.

2. Безбородько М. Д., Самохвалов Ю. П. Эргономические свойства пожарных автомобилей. — М., ВИПТШ МВД СССР, 1989. — С. 127.

3. НПБ 163-97. Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. — М.: ГУГПС МВД России, 1997. — С. 105.

4. Голубев С. Г. и др. Пожарное дело в СССР. — М.: Стройиздат, 1968. — С. 307.

5. Лепан Г. Практическая физиология труда. (Пер. с немец.) — М.: Медицина, 1967. — С. 336.

6. ШеррерЖ. Физиология труда. Эргономия. (Пер. с франц.) — М.: Медицина, 1973. — С. 496.

7. Игнатов Н. А. Психофизиологические основы труда шофера. — М.: Высшая школа, 1969. — С. 102.

8. Проценко В. Б. Организация рабочего места водителя. Технико-эстетические и эргономические принципы. — М.: ВНИИТЭ, 1973. — С. 135.

9. Румштевич Е. Антропометрические сведения о водителях большегрузных автомобилей и конструкциях сиденья // Техническая эстетика. — 1969. — № 4.

10. ГОСТ 21398-89. Автомобили грузовые. Общие технические требования.

11. ГОСТ 27815-88. Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции.

12. Тесленко Г. П. Исследование компоновочной схемы пожарного автомобиля: Дис... канд. техн. наук. МАДИ. — М., 1977. — С. 198.

13. Wisner A. Connaisanse du corps Humain et construction des sie'ges d'automobiles//Ing. de l'automobile. — 1962. — № 5.

14. Сидоров О. А. Физиологические факторы человека, определяющие компоновку поста управления машиной. — М.: Оборонгиз, 1962. — С. 364.

Поступила в редакцию 08.02.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.