Научная статья на тему 'Обоснование наличия и сущность экономической безопасности субъектов теневой экономики'

Обоснование наличия и сущность экономической безопасности субъектов теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОНЯТИЕ / УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Александр Владимирович, Квитчук Маргарита Александровна

Обоснованы актуальность и необходимость исследования экономической безопасности теневой экономики и ее субъектов; наличие экономической безопасности у субъектов теневой экономики. Представлены две взаимосвязанные формы экономической безопасности теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper proves the urgency and the need to study the economic safety of the shadow economy and its actors. Authors substantiate the existence of economic safety among the subjects of the shadow economy. Presents two interrelated forms of economic safety of the shadow economy.

Текст научной работы на тему «Обоснование наличия и сущность экономической безопасности субъектов теневой экономики»

Экономическая безопасность

УДК 338.462

А.В. Грачев, М.А. Квитчук

ОБОСНОВАНИЕ НАЛИЧИЯ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Проблема безопасности всегда волновала государство, общество, каждого человека. Однако в дискуссиях и в литературе по этой проблематике осталось еще много белых пятен. Не вступая в полемику с существующими взглядами на сущность и содержание экономической безопасности, рассмотрим проблему, которой в настоящее время практически не уделено внимания - проблему экономической безопасности теневой экономики и ее субъектов. О существовании экономической безопасности субъектов теневого бизнеса впервые упомянул профессор В.М. Баранов: «В отечественной науке уже давно активно ведется речь о наличии в России "теневой экономики". Также существует и функционирует "теневое право". Но если существует теневая экономика, теневое право, то очевиден и вывод - существует и теневая экономическая безопасность» [1, с. 26].

Нам представляется весьма актуальным исследование экономической безопасности теневой экономики.

Во-первых, данная проблема в современной научной литературе не представлена. Точнее, есть отдельные работы, посвященные исследованию защитных механизмов, используемых субъектами криминального бизнеса, организованной преступности и т. п. для сокрытия своей деятельности и избежания штрафных санкций. Но эти инструменты рассматриваются не в рамках системы экономической безопасности данных субъектов, а с позиций криминологии.

Во-вторых, по данным Росстата объем теневой экономики в нашей стране составляет около 20-25 % от ВВП [5], по данным МВД России -

40-45 % от ВВП [4]. И если представить, что в какой-то момент наша страна лишится данной части экономической системы, то назвать такую ситуацию можно не иначе как социально-экономической катастрофой. Речь в данном случае идет и о недополученных обществом товарах и услугах, производимых в теневом секторе и зачастую единственно доступных по ценовым параметрам большинству россиян (многие из которых в легальном секторе так и не будут произведены в принципе), и об оставшихся без работы вследствие гипотетической ликвидации теневого сектора миллионах граждан, и о других отрицательных последствиях.

В-третьих, теневая и легальная сферы экономики сегодня в нашей стране (как, впрочем, и во многих других странах с рыночными отношениями) настолько тесно переплетены, что при обеспечении экономической безопасности легального сектора экономики автоматически объектами защиты становятся и теневые субъекты, так же как и теневые методы и практики хозяйствования являются инструментами обеспечения безопасности легальной деятельности. В экономической теории данный феномен обозначен как проблема «безбилетника», которая характеризуется сложностью исключения из числа потребителей общественных благ, к которым относится и экономическая безопасность, субъектов теневой экономики. То есть экономическая безопасность, обладающая свойством неделимости на государственном уровне, распространяется и на теневую экономику, что подтверждает наличие данной характеристики у субъектов теневого сектора.

В-четвертых, структура теневой экономики неоднородна. Во всяком случае, мы придерживаемся позиций, согласно которым теневая экономика не тождественна криминальной, а лишь включает в себя данный сектор наряду с неформальным и скрытым секторами. Характер самой деятельности некриминальных секторов теневой экономики не является деструктивным: противоправна лишь форма ее осуществления - отсутствие регистрации, уклонение от уплаты налогов. При этом важно понимать, что для многих граждан нашей страны неформальная деятельность представляется единственно возможным средством существования (и как работодатель, и как источник доступных товаров и услуг); отсутствие регистрации у некоторых хозяйствующих субъектов - следствие высоких административных барьеров, сложности регистрационных, лицензионно-разрешительных процедур и коррупции; уклонение от уплаты налогов - средство сохранения бизнеса в условиях высокой налоговой нагрузки. Исследование и обеспечение экономической безопасности таких вынужденно находящихся в «тени» субъектов - важное условие социально-экономического развития страны.

В-пятых, если для легальной экономики и ее субъектов задача исследований заключается в разработке механизмов, инструментов и методов повышения уровня экономической безопасности, выявления и нейтрализация угроз, то в исследовании проблем экономической безопасности теневой экономики задача может быть противоположной, а именно: на основе выявленных особенностей функционирования субъектов теневого сектора экономики разработать методический инструментарий, позволяющий либо ликвидировать нелегальный экономический субъект, либо максимизировать риск нелегальной хозяйственной деятельности. При этом такие инструменты должны быть разработаны дифференцированно для разных секторов теневой экономики - криминального, скрытого, неформального. При рассмотрении теневой экономики как одной из основных угроз экономической безопасности очевидно, что создание максимально небезопасных условий для субъектов теневого сектора -

фактор повышения экономической безопасности легальной экономической системы страны.

Таким образом, исследование сущности и содержания экономической безопасности теневой экономики - актуальная задача, как с позиций отсутствия современных научных разработок в данной сфере, так и с точки зрения практической важности познания онтологических и гносеологических основ данной категории для разработки механизмов и инструментов обеспечения защищенности легальной сферы экономики от угроз теневого сектора.

Рассматривая категорию «безопасность» безотносительно к конкретным объектам, можно выделить два основных подхода к пониманию ее сущности.

Первый связан с пониманием безопасности как состояния отсутствия опасностей или защищенности от них самого исследуемого объекта. При таком подходе под экономической безопасностью понимается состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз. В данном случае объектом воздействия угрозы и защиты от них выступает экономика. Так, например, угрозой, причиняющей ущерб экономике, выступает криминализация или неблагоприятные политические факторы.

Второй подход рассматривает безопасность того или иного объекта как отсутствие опасностей или состояние защищенности от опасностей, вызванных функционированием исследуемого объекта. При таком подходе экономическая безопасность - это состояние защищенности внешних по отношению к экономике объектов от угроз, порождаемых экономикой. Например, защищенность общества от инфляции, дефицита того или иного товара и т. п.

Полагаем, что определяя сущность экономической безопасности теневого сектора экономики, необходимо исходить из дуализма данной категории: во-первых, теневой сектор выступает источником угроз и опасностей, во-вторых, теневой сектор рассматривается как защищаемый от внешних и внутренних угроз и опасностей объект (см. таблицу).

Характеристика экономической безопасности теневой экономики

Характеризуемый Экономическая безопасность теневой экономики

признак Форма 1 Форма 2

Сущность Защищенность личности, общества, государства от угроз, вызванных функционированием теневой экономики Защищенность субъектов теневой экономики от внешних и внутренних угроз

Ё Защищаемая система Экономическая система страны в целом Теневой сектор экономической системы страны

и Л ю О Защищаемый субъект Личность, хозяйствующие субъекты (в том числе и находящиеся в теневом секторе), общество, государство Субъекты неформально, нелегально, криминальной экономики

Субъекты обеспечения Государственные субъекты системы экономической безопасности (правоохранительные органы и др.), частные детективные агентства и охранные предприятия, внутренние субъекты безопасности предприятий и др. Субъекты теневой экономики, коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, криминальные «крыши» и др.

Конечно, можно отрицать существование экономической безопасности для теневой экономики. Так, можно выдвинуть гипотезу, что субъекты теневой экономики по своему статусу находятся в состоянии опасности, причем одновременно в двух формах, выделенных нами в таблице. Представим потенциальные аргументы такой гипотезы.

Во-первых, совершая противоправные действия (административные правонарушения, уголовные преступления и др.), субъекты теневой экономики нарушают безопасность других хозяйствующих субъектов. То есть не соблюдаются условия формы 1 экономической безопасности теневой экономики. Опасность в данном случае может быть дифференцирована по объекту, величине ущерба и форме реализации. Объектами угроз теневой экономики могут быть отдельные личности, хозяйствующие субъекты или государство. При этом опасностям, исходящим от теневой экономики, могут подвергаться не только хозяйствующие субъекты легальной сферы экономики, но и другие субъекты теневой экономики. В таком случае одновременно нарушаются условия как формы 1, так и формы 2 экономической безопасности теневой экономики. Степень опасности разнится по ущербу, наносимому при актуализации опасности. Так, нарушения части формальных норм, допущенные субъектами теневой экономики,

могут квалифицироваться как правонарушения, опасность которых незначительна и заключается не столько в прямом причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу, сколько в нарушении свойства определенности и предсказуемости в поведении хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, приводит к росту транзак-ционных издержек. Нарушения же других норм и правил признаются общественно-опасными деяниями - преступлениями. Опасность воздействия теневой экономики может быть как непосредственной (прямой) - для конкретных личностей, хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся противоправным действиям (жертвами такого воздействия теневой экономики являются, например, обманутые потребители, вкладчики, подвергнувшиеся кражам и грабежам граждане, захваченные в форме рейдерских захватов фирмы и т. п.), так и опосредованной (потенциально возможной) - выраженной в ожиданиях населением, хозяйствующими субъектами и государством противоправных действий со стороны субъектов экономики, что может отрицательно сказываться на развитии экономических отношений (результатами такого опосредованного влияния теневой экономики могут быть: отношения недоверия между экономическими агентами, низкая инвестиционная привлекательность страны, высокие расходы на правоохранительную деятельность и безопасность, и др.).

Во-вторых, состояние опасности субъектов теневой экономики заключается в том, что нарушители установленных правил при условии их обнаружения исключаются из числа потребителей такого чистого общественного блага, как безопасность, напротив, становясь объектами репрессивных контрмер со стороны государства. Под репрессивными контрмерами прежде всего понимаются установленные законодательством санкции в адрес правонарушителей. Кроме того, к ним относятся неформальные санкции со стороны общества [2, с. 115]. В данном случае опасность также может быть как актуализированной (реальной) (при условии выявления противоправных действий и установления виновных лиц), так и потенциальной (риск или вероятность обнаружения противоправного поведения). В любом случае следует признать, что нахождение хозяйствующего субъекта в теневом секторе вызывает опасности для него.

Исходя из данных рассуждений, можно сделать вывод об отсутствии экономической безопасности как качественной характеристики теневой экономики. Однако тогда аналогичные умозаключения можно сделать и для легальной экономической системы и ее субъектов. Нет ни одной экономической системы, в которой отсутствовали бы угрозы или опасности вообще, однако экономически безопасные системы есть. В этой связи под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности от угроз, а не только их отсутствие. При наличии угрозы безопасность предполагает способности системы нейтрализовать ее действие, создать препятствия на пути продвижения угрозы, остановить ее действие. Состояние защищенности характеризуется мерой фактического осуществления этих способностей. То есть защищенность - это вопрос степени. Безопасность не исчезает мгновенно с появлением актуальной угрозы, порождающей состояние опасности. Некоторое время система находится одновременно в состоянии опасности и безопасности [6, с. 64]. Так, при условии обнаружения государственными правоохранительными или контролирующими органами фактов нарушения закона хозяйствующим субъектом угроза применения санкций для него из потенциальной формы

трансформируется в актуализированную. Однако это не означает мгновенного исчезновения его безопасности, так как, во-первых, у субъекта могут быть законные и незаконные возможности избежания фактического применения наказания, а во-вторых, наказание может быть настолько ничтожным, что даже его применение не окажет катастрофического воздействия на субъект теневой экономики. Безопасность исчезает с утратой возможности и способности устранить, ликвидировать актуальную угрозу и ее последствия при условии, что последствия угрозы качественно изменяют объект воздействия. Например, такими качественно меняющими объект результатами воздействия угроз экономической безопасности для субъектов теневой экономики могут быть следующие: ликвидация субъекта теневой экономики, временное прекращение деятельности субъекта теневой экономики, полная или частичная легализация его деятельности и др. Диапазон состояний системы, в пределах которого обеспечивается его соответствие предъявляемым требованиям и нормам, сохраняется качественная определенность при наличии внешних или внутренних угроз - это мера безопасности или ее уровень. Границами меры безопасности являются, с одной стороны, полная защищенность, как недоступность для угрозы (идеальное состояние), с другой - порог безопасности, выйдя за пределы которого обеспечить безопасность нельзя [6, с. 64]. При таком подходе рассмотрение экономической безопасности теневой экономики вполне оправданно и не противоречит вышеприведенным «антиаргументам».

Угрозы, исходящие от теневой экономики для любой экономической системы, есть и отрицать их не имеет смысла, но вот опасность и актуальность данных угроз всегда и везде разные. Здесь многое зависит от структуры и размеров теневой экономики, форм и методов осуществления теневой деятельности, эффективности противодействия внелегальным экономическим субъектам и т. п. Аналогично и опасность ведения теневого бизнеса для самих субъектов теневой экономики может быть разной - реальной или потенциальной - в зависимости от многих факторов: от эффективности функционирова-

ния правоохранительных органов; от эффективности законодательства, определяющего ответственность для нарушителей норм и правил; от отношения общества к теневой деятельности и к государству; от отношения государства к теневой экономике, и т. п. Конечно, теоретически внеправовой характер деятельности субъектов теневой экономики предполагает больший по сравнению с законопослушными субъектами риск осуществления предпринимательской деятельности, однако это не означает, что данные субъекты не могут быть в безопасности. Так как, во-первых, риск - это лишь потенциальная возможность опасности и не означает актуализации имеющейся опасности, а во-вторых, опасность, даже при ее актуализации, может быть незначительной и не привести к качественным изменениям объекта воздействия. Кроме того, что законно и незаконно - это зачастую субъективное представление государства, и не всегда «легальное по сути» фактически признано «легальным по закону» и наоборот - «преступное по сути» не всегда признано таковым в правовых актах [7, с. 133]. История развития экономики и общества полна примеров, когда гражданам и хозяйствующим субъектам для обеспечения своей безопасности следовало бы не исполнять требования установленных государством норм и правил, а наоборот, их нарушать. Наиболее ярким примером служит «продразверстка», когда человек ставился от лица официальной власти перед выбором: сдать государству излишки хлеба и подвергнуться угрозе голодной смерти, либо эти излишки скрыть и подвергнуться уголовно-правовому преследованию [3, с. 21]. Также уместно вспомнить встречаемые в отечественной и зарубежной истории парадоксальные ситуации - когда ведение бизнеса в «тени» было безопаснее, чем в легальном поле (например, период социально-экономического реформирования в нашей стране в 90-е гг. прошедшего века). Таким образом, экономическая безопасность как характеристика экономической системы присуща субъектам теневой экономики, и отрицать это - логически не верно.

Развивая эту мысль, отметим, что при обозначенном нами в таблице дуалистическом подходе экономическая безопасность теневого

сектора экономики не исчезает даже при теоретико-гипотетическом предположении о полной ликвидации теневой экономики. Экономическая безопасность в данном случае из формы 2 трансформируется в форму 1 (см. таблицу). То есть при отсутствии теневой экономики существует защищенность экономической системы от угроз, вызванных функционированием данной системы. Другими словами, видна обратная и логически выстроенная связь между двумя выделенными нами формами экономической безопасности теневой экономики: чем ниже защищенность субъектов теневого сектора экономики, тем выше защищенность экономической системы от угроз теневой экономики, и наоборот, чем безопаснее нахождение субъектов в теневом секторе, тем выше степень опасности от них для легальной экономической системы. Такая взаимосвязь может быть выражена через показатель «количество субъектов теневой экономики», прямую зависимость его от таких характеристик, как «безопасность ведения теневой экономической деятельности» и «степень опасности теневой экономики», что показано нами на рисунке.

В начале статьи мы высказали мысль об отсутствии современных исследований проблем экономической безопасности теневой экономики. Здесь стоит сделать уточнение, что непосредственно не исследовалась лишь вторая форма экономической безопасности теневой экономики - защищенность теневой экономической системы и ее субъектов. При этом вопросам обеспечения защищенности экономической системы от угроз теневой экономики в настоящее время уделено достаточно внимания. И если рассматривать экономическую безопасность теневой экономики как дуалистическую категорию, то получается, что представленные сегодня в научной среде и на практике инструменты обеспечения экономической безопасности легальной экономической системы от угроз теневой экономики - есть факторы, снижающие уровень экономической безопасности непосредственно теневой экономики. Выходит, что проблема экономической безопасности теневой экономики не так парадоксальна, как может показаться на первый взгляд.

Количество субъектов теневой экономики

Защищенность теневой экономики Взаимосвязь форм экономической безопасности теневой экономики

Несмотря на это, экономическая безопасность теневой экономики остается «белым пятном» в теории экономической безопасности, заполнить которое - важная и актуальная задача. Решение этой задачи позволит не только пополнить теоретический багаж научной мысли, но и на практике разработать эффективные рычаги повышения уровня экономической безопасности страны в целом. При этом предлагаемый нами дуалистический подход к рассмотрению категории «экономическая безопасность теневой экономики» позволяет одновременно

двигаться в следующих направлениях:

- искать возможные инструменты нейтрализации угроз, исходящих от теневой экономики (задача не новая, но не решенная);

- синтезировать дифференцированные для каждого из секторов теневой экономики механизмы формирования и актуализации угроз, направленных на снижение уровня их экономической безопасности для ликвидации субъектов криминального сектора и детеневиа-ции субъектов нелегального и неформального секторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов, В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее обеспечения [Текст] / В.М. Баранов // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2001. - № 1. - С. 24-28.

2. Грачев, А.В. Санкции как экономический инструмент противодействия теневому сектору хозяйства страны [Текст] / А.В. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. -№ 2. - С. 113-121.

3. Каменский, А.Ю. Управление обеспечением экономической безопасности в условиях институцио-нализации теневой экономики России [Текст] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Ю. Каменский. - СПб., 2004. - 28 с.

4. Латов, Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики) [Текст] / Ю.В. Латов. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. -268 с.

5. Милентьев, А. Затмение в экономике [Текст] / А. Милентьев // Аргументы и факты. - 2006. - № 14. -С. 8.

6. Першин, М.В. Понятие экономической безопасности: логический и правовой аспекты [Текст] / М.В. Першин, М.И. Русаков // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002. -№ 2. - С. 61-66.

7. Sutheland, E.H. Is «White Collar Crime» Crime? [Text] / E.H. Sutheland // American Sociological Review. -1945. - No. 10. - P. 132-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.