УДК 33:34
Санинский Роман Александрович Saninskiy Roman A.
кандидат юридических наук, доцент, председатель
Арбитражный суд Нижегородской области (603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 9) сandidate of sciences (law), associate professor, chairman
Arbitration court of Nizhny Novgorod region (bldg. 9 Kreml', Nizhny Novgorod, 603082) E-mail: [email protected]
Теневая экономика: история и современность — сохранение традиций
Shadow economy in Russia: history and modernity — the preservation
of traditions
В статье проведено исследование основополагающих признаков теневой экономики как явления, сопутствующего развитию современной цивилизации. Выделены социально-политические и экономические причины, влияющие на развитие теневой экономики. Раскрыто влияние экономических кризисов и экономических реформ на видоизменение теневого сектора экономики.
Ключевые слова: экономика, государство, рынок, цивилизация, причины, политика, сектор.
In the article there are results of the research of the fundamental traits of the shadow economy as a phenomenon accompanying the development of modern civilization. Socio-political and economic factors influencing the development of the shadow economy are shown. The influence of economic crises and economic reforms on the modification of the shadow economy is revealed.
Keywords: economy, state, market, civilization, reason, policy, sector.
Актуализируя выбранное для исследования научное направление, хотелось бы подчеркнуть, что теневая экономика уходит своими корнями в далекое прошлое. На этапах ее становления, она была сопряжена с производством и реализацией низкокачественных товаров и услуг (например, продукты питания, оказание транспортных услуг и т. д.). Лица, занимающиеся данными видами деятельности, конечно же, не проходили никакой регистрации и как следствие уклонялись не только от уплаты обязательных платежей, но и выполнения предъявляемых требований [1; 2, с. 167]. Хотя, сегодняшние ее масштабы в разы больше и начинают представлять не только угрозу экономической безопасности отдельных государств, но и всему цивилизованному миру. Однако выделенные нами сферы деятельности так и остались в основной своей массе в теневом секторе.
Осмысление теневой экономики как научной проблемы происходит в первой половине XX века. Первопроходцем стал П. Гутманн, выпустивший книгу под названием «Подпольная экономика», в рамках которой была предпринята попытка выделения теневого сектора эконо-
мики как отдельного экономического феномена, активно набирающего обороты как в США, так и в других государствах [3, р. 20].
Основу такой экономики составлял доход, получаемый в неформальном секторе [1].
Российская наука обратила внимание на рассматриваемую нами экономическую проблему лишь в 80-е годы. Причиной становится провал советской экономики, усугубляемый спадом экономического роста, проведением не оправданных социально-экономических реформ, да и в целом идеологическими идеями, проникшими в экономическую деятельность государства.
С учетом того, что основной целью теневой экономики является получение экономической выгоды, сопряженной с обязательным нарушением норм современного законодательства, мы наблюдаем ее неразрывную связь с экономической преступностью. Именно поэтому теневая экономика должна рассматриваться как самостоятельная разновидность профессиональной криминальной деятельности, в рамках которой одни субъекты стремятся к безграничному личному обогащению, другие вынужденно уходят в
«тень» в целях выжить. Однако, вне зависимости от причин, подтолкнувших лицо уйти в теневой сектор, его дальнейшая экономическая деятельность прямо или косвенно носит противоправный характер.
Поэтому преступность, сопряженная с теневой экономикой, обязательно включает в себя следующие признаки:
— во-первых, это цель, то есть получение экономической выгоды. Формы такой выгоды могут выражаться не только в виде непосредственного получения экономических благ, но и снижения издержек, например, путем уклонения от уплаты налогов, увеличения экономических возможностей или в целом снижения уровня риска своей псевдолегальной предпринимательской деятельности;
— во-вторых, теневая экономическая деятельность сопровождается ее тщательным сокрытием от контроля со стороны уполномоченных на то контролирующих органов;
— в-третьих, обладание глубокой коррупционной составляющей, которая проявляется на всех этапах осуществления нелегальной деятельности.
При этом теневая экономика проявляет себя не только в рамках буквального нелегального производства, существенно подрывающего объемы валового внутреннего продукта, но и в перераспределительном секторе. Причем, их объемы и лидерство напрямую зависят от экономической ситуации в конкретном государстве на конкретном историческом этапе.
В настоящее время теневая экономика приобрела сугубо криминальный характер, именно поэтому еще одним отличительным признаком является ее общественная опасность [4, с. 12].
Причиной этого является тот факт, что использование незаконных способов осуществления экономической деятельности является единственным условием сохранения конкурентоспособности.
Как нами уже было отмечено выше, одним из условий, способствующим активному развитию теневой экономики, является активное вмешательство государства в экономическую деятельность, носящее деструктивный характер, в основной своей массе основанное на вводимых ограничениях экономической свободы.
Но нужно отметить, что полное устранение государственных ограничений не исключит теневого сектора экономики. Для решения этой проблемы нужен диалог между бизнесом и властью, направленный на достижение компромисса в регулировании экономики.
Наличие теневого сектора обусловлено природой самих рыночных отношений, основанных на идеях наживы и корысти. Поэтому именно жажда наживы любой ценой характерна для современной теневой экономики.
Причем факторы, влияющие на объемы теневой экономики, не ограничиваются экономическими законами и идеями. Они безграничны и включают в себя правовые, социальные, политические, а в некоторых случаях даже этические и антропологические основы.
Особую роль в развитии теневой экономики играет и сам рынок, так как именно он является главным регулятором экономической деятельности, основной задачей которого является четкое распределение экономических ресурсов. Но существующие в нем изъяны и провалы выступают в качестве еще одной причины роста теневой экономики. При провалах рынка субъекты легальной экономики ищут инструменты выживания в сложившихся условиях, что побуждает их принимать выгодные для себя, но не выгодные для государства решения. Одним из таких решений может стать уход в теневой сектор экономики.
Причем для потенциальных экономических преступников провалы рынка, наоборот, создают благоприятные условия для получения теневой сверхприбыли, сопряженной с минимальными издержками, риском и избеганием юридической, в том числе и уголовно-правовой ответственности.
Поэтому проблемы рынка влекут за собой последствия в виде неспособности производить общественные блага, установления монополии и ограничения со стороны заинтересованных субъектов информации, влияющей на развитие экономики.
Провалы государственной политики в области регулирования экономки также негативно сказываются на увеличении объемов теневой экономики. Это обусловливается несовершенством политического процесса и ограниченностью информации в принятии решений, имеющих существенное значение в развитии экономики в стране.
Таким образом, как государство, так и рынок обладают неустранимыми изъянами, создающими благоприятные условия для существования теневой экономики.
Именно поэтому теневая экономическая деятельность присутствует во всех цивилизованных государствах, вне зависимости от типов хозяйственных систем.
Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод о том, что теневая экономика как
экоиомическйя беэопйсиость госудйрствй: политические ориеитиры, зйкоиодйтельиые приоритеты, прйктикй обеспечеиия
деструктивный феномен возникла с момента зарождения товарно-денежных отношений и будет сопровождать цивилизацию на всех этапах ее развития.
Постоянно проводимые экономические реформы в целях поиска новых инструментов рыночной экономики, усугубляемые не прекращающимися экономическими кризисами, становятся причиной перехода значительного количества хозяйствующих субъектов в теневой сектор.
Примером может стать деятельность, сопряженная с оказанием транспортных услуг. Проведенное нами исследование показало, что количество нелегальных перевозчиков в среднем превышает количество законно занимающихся данным видом предпринимательской деятельности более чем в два раза. Это, конечно же, ломает основу добросовестной конкуренции и становится причиной вялотекущего развития малого бизнеса в рассматриваемом секторе экономики [5]. С учетом того, что транспортные услуги, оказываемые нелегалами, снижают объемы налоговых сборов, они еще и создают опасность для жизни и здоровья пассажиров, что переводит этот вид деятельности не только в противоправную, но и, возможно, даже преступную форму, прямо причиняющую вред не только экономике государства, но и таким наиболее значимым ценностям, как жизнь и здоровье. На это указывает значительное количество дорожно-транспортных происшествий с участием нелегальных перевозчиков.
Все это требует не только переоценки влияния теневой экономики на развитие государств и в целом мира, но и поиска механизмов снижения ее уровня.
Это осознается и на уровне государственных органов. Принятый 21 апреля 2011 года Федеральный закон № 69-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не только установил более четкие механизмы государственного контроля за деятельностью перевозчиков, но и усилил ответственность за нарушения в этой сфере [6]. И это сразу же принесло значимые результаты, выразившиеся в снижении количества нелегальных перевозчиков и как следствие — снижении аварийности.
Хотя в рассматриваемом вопросе можно отметить еще один факт, указывающий на приспособление теневого сектора экономики к ужесточению требований по оказанию услуг с учетом положений современного законода-
тельства. Будем их называть «псевдолегальными». Так, лица, получившие разрешение на оказание услуг, проведение какого-либо вида работ или производство товаров, на первоначальной стадии, конечно же, выполняли все требования, предъявляемые к ним, иначе они бы не получили такого права. Однако, учитывая значительные финансовые обременения для дальнейшего соблюдения этих требований, предприниматели начинают их не соблюдать, ставя тем самым в опасность потребителей таких услуг, работ или товаров. То есть эти субъекты лишь формально имеют право на их оказание либо производство, что, с нашей точки зрения, также должно рассматриваться как теневая экономическая деятельность, от которой лица получают соответствующий необоснованный доход.
Возвращаясь к оказанию транспортных услуг и особенно к псевдолегальным перевозчикам, хотелось бы подчеркнуть, что опасность кроется и в их организованности, о чем свидетельствует наличие значительного количества диспетчерских служб, их аккумулирующих. Это дает нам основание выдвинуть гипотезу о том, что в целом вся эта деятельность может быть оценена через призму статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Возможные последствия такой деятельности указывают на причинение ущерба не только основам экономики либо бюджетной системе, но и в целом общественной безопасности, а также жизни и здоровью граждан.
Проведенное исследование показало, что принципы и признаки деятельности в сфере теневой экономики идентичны на всех этапах развития цивилизованного мира. Они лишь апробируются, а затем приспосабливаются к новым экономическим, социальным и правовым условиям, при этом не только сохраняя ранее уже имеющиеся масштабы, а в ряде случаев приумножая их.
Примечания
1. Hart K. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. № 1.
2. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М., 2014.
3. Gutmann P. The Subterranean Economy // Financial Analysts Journal. 1977. № 34.
экономическяя беэопясность госудярствя:
политические ориентиры, зяконодятельные приоритеты, пряктикя обеспечения
4. Голованов Е.Б. Теневая экономика: конспект лекций. Челябинск, 2015.
5. Хлопушин С.Н., Ивонинская И.Л. Борьба с теневой экономикой в сфере транспортных услуг средствами прокурорского надзора // Законность. 2015. № 5.
6. Собрание законодательства РФ. 2011. № 17, ст. 2310.
Notes
1. Hart K. Informal urban income opportunities and urban employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. № 1.
2. Kondrat E.N. Offences in the financial sphere of Russia. Threats to financial security and ways of counteraction. IVIoscow, 2014.
3. Gutmann P. The Subterranean Economy // Financial Analysts Journal. 1977. № 34.
4. Golovanov E.B. Shadow economy: lectures. Chelyabinsk, 2015.
5. Khlopushin S.N., Iwaniska I.L. The fight against the shadow economy in the sphere of transport services through public prosecutor's supervision // Legality. 2015. № 5.
6. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: the federal law of April 21, 2011 № 69-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 17, art. 2310.
>a
3 33
<o w a
<D 3 I <D I W
i О
о
0
1 I
<D §
<D ^
CD О О
«
3 Ci
О
§
3 ®
3 §
0
1 §
m «
w 00 (D I
£ СХ
>3 3
0
1 3 I (В
О