Научная статья на тему 'Обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи: на примере субъекта Центрального федерального округа.'

Обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи: на примере субъекта Центрального федерального округа. Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / онкологическая помощь / управление / модель / нормативно-правовые положения / комплекс мероприятий. / healthcare / oncological care / management / model / regulatory provisions / a set of measures

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Козлов В. А., Костин А. А., Мушников Д. Л.

Эпидемиологическая ситуация по онкологическим заболеваниям в регионах России требует совершенствования онкологической помощи населению. Актуальность проблемы определяется необходимостью повышения результативности онкологической помощи населению в региональном подходе. Целью настоящего фрагмента сообщения является медико-социальное обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи на региональном уровне. Исследование проводилось на базе онкологической службы Ивановской области, представленной головным учреждением – онкологическим диспансером. Программа исследования включала семь направлений (информационно-аналитическое, нормативно-правовое, эпидемиологическое, экспертное, социологическое, факторного анализа, организационное). Показано, что направления совершенствования онкологической помощи населению должны «достраиваться» в субъектах РФ с учетом региональных особенностей демографической и социально-экономической ситуации, организационно-методических принципов, а также онкограмотности населения. Особенностями приоритетных направлений онкологической помощи в системе здравоохранения регионов должно быть следование принципам – нормативно-правовой предсказуемости, ресурсосбережения, пациенториентированности, партнерства. Реализация этих принципов предусматривала проведения трех групп научно обоснованных в данной работе комплексных мероприятий, включающих: организационнофункциональную модель онкологической помощи в регионе, инструменты интегральной оценки и мониторинга отдельных ее компонентов и субкомпонентов, механизмы управления по медико-социальным приоритетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Козлов В. А., Костин А. А., Мушников Д. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation and development of a complex of organizational and methodological measures to improve oncological care: on the example of the subject of the central federal district.

The epidemiological situation with oncological diseases in Russia requires improving oncological care for the population. The relevance of the problem is determined by the need to improve the effectiveness of oncological care for the population. Goal: to substantiate and develop the main provisions of health care policy in terms of cancer care at the regional level. The study was carried out on the basis of the oncological service of the Ivanovo region, represented by the head institution – the oncological dispensary. The research program included 7 areas (information and analytical, regulatory, epidemiological, expert, sociological, factor analysis, organizational). It has been proved that the state policy in terms of oncological care for the population should be «completed» in the constituent entities of the Federation, taking into account the regional characteristics of the demographic and socio-economic situation, as well as cancer literacy of the population. The features of the «new» health care policy in terms of cancer care for the population should be adherence to the principles of regulatory and legal predictability, resource saving, patient focus, partnership. The implementation of these principles provides for the implementation of 3 groups of scientifically based complex measures in this work, including: an organizational and functional model for the implementation of the regional health care policy in terms of cancer care, tools for integral assessment and monitoring of its individual components and subcomponents, management mechanisms.

Текст научной работы на тему «Обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи: на примере субъекта Центрального федерального округа.»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-12-17-23 УДК 614.2 (063)

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТА ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В.А. Козлов а, А.А. Костин ь, Д.Л. Мушников а-с:

а ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иваново, Россия; ь ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Париса Лумумбы», г. Москва, Россия;

с ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Россия.

И Автор для корреспонденции: Мушников Д.Л.

АННОТАЦИЯ

Эпидемиологическая ситуация по онкологическим заболеваниям в регионах России требует совершенствования онкологической помощи населению. Актуальность проблемы определяется необходимостью повышения результативности онкологической помощи населению в региональном подходе. Целью настоящего фрагмента сообщения является медико-социальное обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи на региональном уровне. Исследование проводилось на базе онкологической службы Ивановской области, представленной головным учреждением - онкологическим диспансером. Программа исследования включала семь направлений (информационно-аналитическое, нормативно-правовое, эпидемиологическое, экспертное, социологическое, факторного анализа, организационное). Показано, что направления совершенствования онкологической помощи населению должны «достраиваться» в субъектах РФ с учетом региональных особенностей демографической и социально-экономической ситуации, организационно-методических принципов, а также онкограмотности населения. Особенностями приоритетных направлений онкологической помощи в системе здравоохранения регионов должно быть следование принципам - нормативно-правовой предсказуемости, ресурсосбережения, пациенториентированности, партнерства. Реализация этих принципов предусматривала проведения трех групп научно обоснованных в данной работе комплексных мероприятий, включающих: организационно-функциональную модель онкологической помощи в регионе, инструменты интегральной оценки и мониторинга отдельных ее компонентов и субкомпонентов, механизмы управления по медико-социальным приоритетам.

Ключевые слова: здравоохранение, онкологическая помощь, управление, модель, нормативно-правовые положения, комплекс мероприятий.

Для цитирования: Козлов В. А., Костин А. А., Мушников Д.Л. Обоснование и разработка комплекса организационно-методических мероприятий совершенствования онкологической помощи: на примере субъекта Центрального федерального округа. Менеджер здравоохранения. 2024; 12:17-23. ОСИ: 10.21045/1811-0185-2024-12-17-23

Введение

Злокачественные новообразования остаются одной из актуальных и социально значимых проблем здравоохранения. Сложная эпидемиологическая ситуация при онкологических заболеваниях в России требует совершенствования онкологической помощи населению [1, 2].

Общий вектор развития онкологической помощи на федеральном и региональном уровнях управления обоснован приоритетами системы здравоохранения, которые определяются в русле федерального проекта и «политики здравоохранения». Согласно

принятому методическому подходу, политика здравоохранения - совокупность обязательств, решений и действий органов власти государства и общества, направленных на реализацию конкретных целей и задач по медико-санитарному обеспечению здоровья граждан [3], который обусловлен потенциалом здравоохранения и онкологической помощи. Нормативно-правовой базой организации онкологической помощи на федеральном уровне в настоящее время являются: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной

© Козлов В.А., Костин А.А., Мушников Д.Л, 2024 г.

политики в сфере здравоохранения», «Федеральная целевая программа предупреждения и борьбы с онкологическими заболеваниями до 2020 года»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 (с изменениями от 29 марта 2019 г. № 380).

Многочисленные исследования показывают, что современная онкологическая помощь - это сложная, многокомпонентная система, при анализе которой необходимо опираться на целевые положения и установки, отраженные в концепции здравоохранения [4-7]. Несмотря на наличие целого ряда исследований по вопросам организации онкологической помощи единой методической основы формирования и оценки реализации ее потенциала на региональном уровне не сложилось. Это требует научного обоснования направлений развития онкологической службы регионального уровня, с учетом современных вызовов и возможностей, и на основе комплексного анализа всех компонентов системы здравоохранения, что не нашло отражения в раннее проведенных исследованиях.

Цель исследования: на основе углубленного анализа деятельности онкологической службы Ивановской области научно обосновать и выработать комплекс положений организационно-методической модели совершенствования онкологической помощи на региональном уровне.

Материалы и методы

Исследование проводилось в период 20202023 гг. База исследования - инфраструктура онкологической помощи Ивановской области, представленная головным учреждением - онкологическим диспансером со стационаром коечной мощностью в 628 коек (из них 195 коек дневного пребывания, а также 20 коек отделения паллиативной онкологии «Хоспис») и консультативной поликлиникой на 78 900 посещений в год. Программа исследования основывалась на принятой методологии проведения комплексных медико-организационных исследований. Рабочая гипотеза: достижение целей здравоохранения на региональном уровне в части онкологической помощи населению может быть более эффективным в случае совершенствования его политики. Предмет исследования: нормативно-правовой, инфраструктурный и медико-социальный компоненты политики здравоохранения

на региональном уровне в части онкологической помощи населению. Объект исследования: кадровые, материально-технические, медико-социальные, информационные ресурсы, население Ивановской области, пациенты онкологического диспансера.

Программа исследования включала 7 направлений (информационно-аналитическое, нормативно-правовое, эпидемиологическое, экспертное, социологическое, факторного анализа, организационное) и основывалась на использовании следующих научных методов: библиографического анализа, сравнительного правоведения, статистического, социологического, экспертных оценок, экспертного, SWOT-анализа, аналитического, математико-ста-тистического. В рамках информационно-аналитического направления исследования, на основе анализа научных публикаций и экспертных оценок, определено 3 основных компонента приоритетов здравоохранения и онкологической помощи населению: нормативно-правовой, инфраструктурный и медико-социальный. Разработана методическая основа оценки каждого из компонентов. Источниками нормативно-правого анализа стали: Федеральные законы, Постановления Правительства России, Приказы Минздрава России - всего 11 нормативно-правовых актов, регламентирующих оказание онкологической помощи населению. Использована электронная база данных нормативных документов ГАРАНТ, Консультант+. Для оценки результативности работы онкологической службы Ивановской области проведен эпидемиологический анализ на основе данных Медицинского информационного аналитического центра Департамента здравоохранения Ивановской области за период 2015-2023 гг. Математико-статистическая обработка данных проведена с использованием программы Statistica (значимость при р < 0,05).

Результаты и обсуждение

По данным за период 2023 год Ивановская область занимает 10 ранговое место среди 85 субъектов Российской Федерации по «грубому» и 28 место - по стандартизованному показателю онкологической заболеваемости. Динамика раннего выявления злокачественных новообразований в Ивановской области повторяет тенденцию по РФ и в ЦФО. С 2013 по 2023 гг. удалось достигнуть роста раннего выявления с 47,7% до 56,1%, однако имеется большой разброс значений по муниципальным образованиям. В 2020 из-за ограничительных мероприятий по СОУЮ-19 произошел

Менеджер / Мепедег №12

здравоохранения / 2с^гв\/аас:Ьгвпап'1в 2024

рост запущенности до 28,4%. Этот рост продолжился в 2022 и 2023 годах (соответственно 28,9% и 29,2%). Отмечается улучшение показателя «доля пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением 5 лет и более » в 60% муниципалитетов .

В 2023 году Ивановская область занимала 39 ранговое место по «грубому» и 56 место по стандартизованному показателю смертности, исключающему влияние возраста. В 8 из 22 муниципальных образований области имеется превышение значений смертности от среднеобластного. В период времени с 2013 по 2023 год отмечалось увеличение доли посмертно учтенных случаев злокачественных новообразований.

За последние 10 лет благодаря совершенствованию методов лечения показатель одногодичной летальности снизился с 28,9% в 2013 году до 22,9% в 2023 году.

Медико-статистический анализ показателей результативности онкологической помощи населению Ивановской области позволил установить, что имеющимися успехами в целом, в разрезе муниципальных образований области сохраняются проблемы, среди них: низкий уровень раннего выявления (колебания по муниципальным образованиям 39,1-69,7%) и высокая доля запущенности рака (колебания от 29,2-42,9%), низкая доля пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением 5 лет и более (колебания 49,7-59,7%), высокая доля посмертно учтенных случаев злокачественных новообразований, ставших причиной смерти (колебания 9,2-12,2%), одногодичная летальность (колебания 14,2-35,7%). При этом, разница в значениях показателей связана не только с особенностями демографической структуры населения отдельных территорий, но и с организацией онкологической помощи. Аналогичные проблемы характерны и для других регионов страны, а, следовательно, для поиска их решения требуется общая методологическая база оценки резервов реализации потенциала инфраструктурного и медико-социального компонентов политики здравоохранения.

Экспертное направление исследования было посвящено оценке состояния инфракструктурного потенциала онкологической помощи населению. Анализ показал, что инфраструктурный потенциал системы онкологической помощи реализован не полностью - на 72,2%, в том числе ресурсного на 71,2%, технологического на 71,9%, имиджевого на 72,2%, что соответствует в целом среднему уровню и имеет резерв улучшений. Снижение потенциала

по ресурсному субкомпоненту произошло за счет низкой реализации кадрового потенциала (дефицит кадров, низкая инновационная активность персонала) и материально-технического потенциала (высокая изношенность медицинского оборудования; низкий коэффициент обновления). Снижение потенциала по технологическому субкомпоненту произошло за счет низкого уровня контроля своевременности оказания помощи (67,5%) и внедрения цифровых технологий (65,0%). Снижение потенциала по имиджевому субкомпоненту произошло за счет низкого уровня реализации сервисных услуг (56,5%). Исходя из этого для достижения задач повышения эффективности онкологической помощи в условиях растущей в ней потребности, ограниченности ресурсов для ее удовлетворения и ре-сурсоемкости используемых технологий, требуется разработка политики ресурсосбережения.

Сравнительно-аналитическая оценка действующей нормативно-правовой базы оказания онкологической помощи населения в России и регионах показала, что в ее положениях имеются противоречивые моменты и несоответствия, в том числе в части: нормативного закрепления статуса и функций смотровых кабинетов для женщин, сроках и методах проведения скрининга на онкопатологию, диспансерном наблюдении пациентов, распределении функций специалистов. Так, в утвержденных Порядках оказания помощи отсутствует само понятие «смотровой кабинет». Это требует формирования отдельного направления совершенствования здравоохранения по обеспечению гармонизации правой базы, а также создания на региональном уровне пакета документов нормативного и организационно-методического регулирования организации онкологической помощи населению.

Социологическое направление исследования было посвящено оценке состояния медико-социального компонента системы онкологической помощи населению. Источники информации: опрос населения и пациентов ИвООД.

Данные социологического исследования выборки населения показали, что общий индекс онкогра-мотности городского населения составил 62,1%, сельского - 60,2%, следовательно, практически каждый второй житель города и села имеет недостаточный уровень онкограмотности.

Опрос показал, что информационный компонент пациентского ресурса онкологической помощи имел положительную динамику в процессе наблюдения на первом этапе - 65,5%, на

втором - 72,5%, на третьем - 74,5%, однако и на последнем этапе остается резерв ресурса - 25,5%, что говорит о недостаточной работе медицинских работников в части медицинского информирования пациентов. По данным опроса, ресурс приверженности пациентов на первом этапе наблюдения был реализован только на 74,5%, на втором на 87,3%, на третьем - на 89,7%, что говорит о том, что большая часть пациентов осознают необходимость соблюдать рекомендации врачей и выполняют все назначения. Ресурс здоровьесбережения в начале наблюдения пациентов достаточно низкий (68,5%), но после постановки диагноза ценность здоровья у пациентов возрастает, о чем говорит повышение оценки до 89,2% на втором этапе и до 91,2% на третьем этапе. Однако, часть пациентов продолжают вести прежний, нездоровый образ жизни. Мотивационно-ценностный ресурс пациентов онкологического профиля реализован на первом этапе лечебно-диагностического процесса у 82,3% пациентов, в последующем возрастает до 90,5% на втором этапе и до 92,4% на третьем этапе. Отмечено, что 7,6% пациентов не ценят жизнь и здоровье, не мотивированы на его сохранение. Анкетирование в динамике лечебно-диагностического процесса показало, что коммуникативный ресурс пациентов имеет низкие значения: на первом этапе - 69,5%, на втором этапе - 70,5%, на третьем этапе - 71,2%. Это говорит о нарушении взаимопонимания между врачами и пациентами, которое делает более вероятными конфликтные ситуации, создает «шумы» коммуникаций. Динамика оценки показателя «качество жизни» показала, что отмечается снижение его реализации с 73,4% на первом этапе, до 65,5% на втором и 61,4% на третьем этапе лечебного процесса, что говорит о недостаточном внимании медико-социальным вопросам поддержки пациента со стороны медицинских организаций. Ресурс семейной адаптации в связи с наличием онкологического заболевания реализован на первом этапе лечения только в 82,5%, а затем снижается на втором этапе до 73,2%, а на третьем до 67,8%. Это требует совершенствования и разработки организационно-методической модели «пациентоориентированной онкологической помощи населению», построения плана мероприятий по социально-психологической поддержке пациентов и семей на основе информационно-образовательных и психологических мер коррекции.

На основе данных предыдущих этапов исследования определены 2 группы сравнения: первая

группа - субъекты с высоким уровнем реализации потенциала здравоохранения в части онкологической помощи; вторая группа - субъекты с низким уровнем реализации потенциала. Определялась частота факторов в группах сравнения. Анализ весовой значимости факторов позволил установить структуру факторной обусловленности эффективности реализации потенциала онкологической помощи и здравоохранения в целом.

Ведущими факторами, обуславливающими эффективность реализации потенциала онкологической помощи населению на региональном уровне, являются: факторы с позиций медицинских работников (34%), факторы с позиций пациентов (19%), организационные факторы (26%), факторы со стороны СМИ (15,0%), факторы со стороны поставщиков ресурсов (6%).

Заключение

Результатами определено, что государственные приоритеты в совершенствовании здравоохранения и потенциала онкологической помощи населению должны «подстраиваться» в субъектах Федерации с учетом региональных особенностей демографической и социально-экономической ситуации, а также онкограмотности населения. Полученные данные о состоянии оказания онкологической помощи населению в регионе стали теоретической основой формирования региональной подпрограммы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Особенностями региональной организационно-методической модели онкологической помощи населения должно стать следование принципам нормативно-правовой предсказуемости, ресурсосбережения, пациенто-риентированности, партнерства. Реализация этих принципов предусматривает проведение 3-х групп научно обоснованных в данной работе комплексных мероприятий, включающих: организационно-функциональную модель реализации регионального потенциала совершенствования онкологической помощи, инструменты интегральной оценки и мониторинга отдельных ее компонентов и субкомпонентов, механизмы управления. Предложенная организационно-функциональная модель формирования и совершенствования реализации потенциала здравоохранения Ивановской области, в целом, и онкологической помощи населению, в частности, включает этапную реализацию трех стратегических направлений:

1. Первое направление модели совершенствования онкологической помощи в регионе - совершенствование региональной нормативно-правовой

Менеджер / Мепедег №12

здравоохранения / 2с^гв\/аас:Ьгвпвп'1в 2024

базы, согласование целей, плановых показателей, ответственности и обязательств. Разработаны предложения по корректировке нормативно-правовой базы.

2. Второе направление модели совершенствования онкологической помощи в регионе - оценка и целевая коррекция инфраструктурного потенциала подсистемы оказания онкологической помощи. Данное направление несет ресурсосберегающий характер и включает комплекс мероприятий: оценку и мониторинг состояния субкомпоннетов инфраструктурного потенциала по предложенной методике интегральной оценки; мероприятия по закреплению квалифицированных кадров, привлечению молодых специалистов и кадровому развитию ведущими федеральными центрами (в том числе посредством телеконференций, проведение мастер-классов); развитие информационно-цифровых технологий (цифровых архивов, телемедицины и телеконсультаций, телерадиологии); повышение качества онкологической помощи на основе технологий бережливого производства (в том числе, маршрутизация пациентов, контроль стандарта онкоосмотра); внедрение новых технологий диагностики и лечения онкозаболеваний, совершенствование паллиативной помощи и онкореа-билитации; повышение доступности и повышение качества организации проведения онкоскрининга (в том числе, подомовые обходы, выездные формы работы; модернизация патологоанатомической службы; в рамках программы модернизации здравоохранения приобретено современное лапароскопическое оборудование, которое позволяет снизить послеоперационную травму, послеоперационную боль и сокращает сроки реабилитации пациентов; проведение мероприятий по улучшению имиджа службы.

3. Третье направление модели совершенствования онкологической помощи в регионе

направлено на повышение ее медико-социального потенциала. Оно имеет пациенториентированный характер и включает комплекс мероприятий по проведению: регулярной оценки и мониторинга на основе опросов состояния онкограмотности и он-косоведомленности населения, информированности пациентов и удовлетворенности их оказанной помощью; оценку уровня реализации медико-социального потенциала пациентов по предложенной методике интегральной оценки с последующим проведением целевых мероприятий по коррекции выявленных отклонений; развитие службы психотерапевтической помощи пациентам и их семьям; внедрение новых форм санитарно-просветитель-ной работы с населением (в том числе, день открытых дверей и другие).

Представленная организационно-методическая модель в условиях эксперимента показала свою эффективность с позиций доказательного управления (8) и может быть использована в других регионах. Произошло снижение числа запущенных случаев онкопатологии на 12%, повышение уровня профилактической активности пациентов на 15%, онкоинформированность выросла на 26%. Наряду с этим, получило развитие волонтерство «Онкодозор» (проведено 20 акций); развитие сотрудничества и заключение договоров о партнерстве с СМИ - распространение видеороликов, проведение радио и телепередач (проведено 37 мероприятий). Усовершенствованы организационно-методические основы онкологической помощи: организована работа консультативной поликлиники в две смены, что позволило значительно сократить время ожидания пациентом приема специалиста; операционные начали работать в 2 смены, что способствовало уменьшению очередей на оперативное вмешательство; реализовано 50 кураторских выездов в районы для обследований на онкомаркеры.

1. Нечаева О.Б. Эпидемиологическая ситуация при онкологических заболеваниях в России/Нечаева О.Б., Михайлова Ю.В., Чухриенко И.Ю. // Медицинский алфавит. 2018. Т. 2. № 31 (368). С. 54-60.

2. Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2023 г. (заболеваемость и смертность) М. ФГБУ «МНИОИ им. П. Герцена» Минздрава России, 2023: 232.

3. Политика здравоохранения: вопросы теории и практики: монография / В.Ф. Филатов, В.О. Щепин, Е.П., А.А. Сыстерова; под науч. ред. акад. РАМН О.П. Щепина. - М.: ГУ ННИИ Общественного здоровья и здравоохранения РАМН, 2007: 276.

4. Раскина Е.А. Приоритетные направления деятельности онкологической службы по улучшению качества оказания медицинской помощи женщинам с раком молочной железы в Воронежской области/ Раскина Е.А., Рылёва У.М., Лавлинская Л.И., Черных Е.А., Лавлинская Т.А. // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № 1. С. 276-277.

5. Алексеева Г.Н. Модель организации онкологической помощи населению региона/Кику П.Ф., Алексеева Г.Н., Измайлова О.А., Юдин С.В., Юдин С. С., Морева В.Г., Сухова А.В. // Здравоохранение Российской Федерации. 2017. Т. 61. № 6. С. 284-291.

6. Кайдарова Д.Р. Итоги работы координационного совета по внедрению интегрированной модели оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях за 2016 год / Кайдарова Д.Р., Шатковская О.В., Чингисова Д.Г., Адильбай Ж.К. // Онкология и радиология Казахстана. 2017. № 2 (44). С. 4-10.

7. Сидоров С.В. Правовые аспекты осуществления репродуктивной функции больными раком молочной железы / Сидоров С.В., Бравве Ю.И., Чернусь Н.Ю. // Сибирский онкологический журнал. 2018. Т. 17. № 3. С. 72-76.

8. Зуенкова Ю.А., Кича Д.И. Актуальные вопросы доказательного управления государственного и муниципального здравоохранения// Менеджер здравоохранения. - 2021. - № 9. С. 11-20.

ORIGINAL PAPER

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF A SET OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL MEASURES TO IMPROVE ONCOLOGICAL CARE: ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT

V.A. Kozlov a, A.A. Kostin b, D.L. Mushnikov c :

a Institute of Current Research and Technologies, Ivanovo, Russia;

b Federal State Autonomous Institution of higher education «Peoples' Friendship University of Russia name after Patrice Lumumba» (RUDN University) Ministry of science and higher education, Moscow, Russia;

c Ivanovo State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ivanovo, Russia.

H Corresponding author: Mushnikov D.L. ANNOTATION

The epidemiological situation with oncological diseases in Russia requires improving oncological care for the population. The relevance of the problem is determined by the need to improve the effectiveness of oncological care for the population. Goal: to substantiate and develop the main provisions of health care policy in terms of cancer care at the regional level. The study was carried out on the basis of the oncological service of the Ivanovo region, represented by the head institution - the oncological dispensary. The research program included 7 areas (information and analytical, regulatory, epidemiological, expert, sociological, factor analysis, organizational). It has been proved that the state policy in terms of oncological care for the population should be «completed» in the constituent entities of the Federation, taking into account the regional characteristics of the demographic and socio-economic situation, as well as cancer literacy of the population. The features of the «new» health care policy in terms of cancer care for the population should be adherence to the principles of regulatory and legal predictability, resource saving, patient focus, partnership. The implementation of these principles provides for the implementation of 3 groups of scientifically based complex measures in this work, including: an organizational and functional model for the implementation of the regional health care policy in terms of cancer care, tools for integral assessment and monitoring of its individual components and subcomponents, management mechanisms.

Keywords: healthcare, oncological care, management, model, regulatory provisions, a set of measures.

For citation: Kozlov V.A., Kostin A.A., Mushnikov D.L. Substantiation and development of a complex of organizational and methodological measures to improve oncological care: on the example of the subject of the central federal district. Manager Zdravookhranenia. 2024;

12:17-23. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-12-17-23

Менеджер / Meneger №12

здравоохранения / Zdravoochranenia 2024

REFERENCES

1. Nechaeva O.B. Epidemiological situation in Oncology in Russia / Nechayeva O.B., Mikhajlau U.V., Chukhrienko I.U. // Medical alphabet. 2018. T. 2. № 31 (368): 54-60. (In Russian).

2. Chissov V.I., Starinskij V.V., Petrova G. V., ed. Malignant neoplasm in Russia in 2023 (morbidity and mortality) m. Rams MNIOI them. P. Herzen» of Ministry of health of Russia, 2023:232. (In Russian).

3. Health policy: issues of theory and practice: monograph/V.F. Filatov, V.O. Shchepin, A.A. Systerova; Under Advanced. Ed. akad. RAMS O.P. Shchepina. - M: SI NNII public health and health research center of Rams, 2007:276. (In Russian).

4. Raskina E.A. Priorities of the Oncology service to improve the quality of medical care for women with breast cancer in the Voronezh region/ E.A. Raskina, U.M. Ryljova, L.I. Lavlinskaja, E.A. Chernykh, T.A. Lavlinskaja // Youth innovation Messenger. 2018. T. 7. № 1: 276-277. (In Russian).

5. Alekseeva G.N. Model of Oncology aid rendered to population of the region/ P.F. Kiku, G.N. Izmailov, S.V. Yudin, S.S. Yudin, V.G. Moreva, A.V. Suhova // Health of the Russian Federation. 2017. T. 61. № 6: 284-291. (In Russian).

6. Kaidarova D.R. Results of the work of the Coordinating Council on introduction of the integrated model of care for cancer for the year 2016 / Kaidarova D.R., Shatkovskaja O.V., Chingisova D.G., Adilbaj J.K. / Oncology and radiology Kazakhstan. 2017. № 2 (44): 4-10. (In Russian).

7. Sidorov S.V. Legal aspects of the implementation of the reproductive function of patients with breast cancer/Sidorov S.V., Bravve Yu.I., Chernus N.Yu. // Siberian Oncology journal. 2018. T. 17. № 3:72-76. (In Russian).

8. Zuenkova Yu.A., Kicha D.I. Actual issues of evidence-based management of state and municipal health care. 2021. № 9. P. 11-20 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Козлов Владимир Александрович — канд. мед. наук, доцент кафедры онкологии ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Минздрава России, главный врач ОБУЗ «Тейковская ЦРБ»», г. Иваново, Россия.

Vladimir A. Kozlov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Oncology of the Ivanovo State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Chief Physician of the Teikovo Central District Hospital, Ivanovo, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-3735-0728

Костин Андрей Александрович - д-р мед. наук, профессор, чл.-корр. РАН, первый проректор, проректор по науке ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Париса Лумумбы», г. Москва, Россия.

Andrey A. Kostin - Doctor of Medical Sciences, Professor, Corresponding Member RAS, First Vice-Rector, Vice-Rector for Science, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba» (RUDN University), Moscow, Russia.

E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0792-60l

Мушников Дмитрий Львович - кандидат медицинских наук, доцент, генеральный директор ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Россия; доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики и истории медицины ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Иваново, Россия.

Dmitry L. Mushnikov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, General Director of the Institute of Actual Research and Technologies, Ivanovo, Russia; Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, Economics and History of Medicine, Ivanovo State Medical University, Ivanovo, Russia. E-mail: [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-4175-7969.

№12 Manager

2024 Zdravoochranania ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.