Научная статья на тему 'Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации'

Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2502
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / НАУКОЕМКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБОРОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю.

В статье исследуются состояние и тенденции роста оборонного потенциала государства, обосновывается его ведущая роль в обеспечении национальной и военной безопасности. В сопоставлении с развитыми государствами определены его основные компоненты и приоритетные направления развития, социальные и финансово-экономические параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

7 (148) - 2012

УДК 355.013.1

оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации*

е. ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН

В статье исследуются состояние и тенденции роста оборонного потенциала государства, обосновывается его ведущая роль в обеспечении национальной и военной безопасности. В сопоставлении с развитыми государствами определены его основные компоненты и приоритетные направления развития, социальные и финансово-экономические параметры.

Ключевые слова: оборонный потенциал, финансовый анализ, вызовы и угрозы, социальная устойчивость, военная экономика, наукоемкая промышленность, оборонное производство, национальная безопасность, военная организация, вооружение и военная техника, инфраструктура.

Введение

Последнее десятилетие отличается неуклонным ростом числа вооруженных конфликтов и масштабных актов международного терроризма, укреплением организованной преступности и увеличением военных расходов, доля которых превысила 2,5 % мирового ВВП. Почти половина мировых военных расходов принадлежит США, а Россия по объему своего оборонного бюджета отодвинулась на 5-е место, отставая от ведущих стран НАТО и Китая. Между тем нет недостатка

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект № 11-02-00243-а).

в высказываниях о «несправедливости» мирового порядка, при котором Россия с ее менее чем 3 % населения Земли является обладателем огромных территорий с почти третью минеральных ресурсов и других природных богатств. Становится все более очевидной прагматическая направленность политики ведущих государств мира на защиту своих национальных интересов. Следует подчеркнуть, что эффективность мер по обеспечению национальной безопасности в значительной степени зависит от военной мощи, базирующейся на экономических возможностях государства.

Современная геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, вызванной острой борьбой за ресурсы и рынки сбыта, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику за счет военно-силовых факторов. И ведущие мировые державы, и Россия не исключают применения вооруженных сил для обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов и стремятся увеличить военную мощь и оборонный потенциал, которые, характеризуя способность государства обеспечивать свою национальную безопасность, во многом определяются состоянием военной организации и военной экономики. Учитывая указанные тенденции, международное положение и национальные

интересы России, а также особенности структуры российской экономики и ситуацию, сложившуюся вокруг отечественной военной организации, ее ресурсного обеспечения и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), проблемы развития последних приобретают особое значение для национальной безопасности России [1, 2, 7, 14, 15, 16, 17].

Под военной безопасностью чаще всего понимают такое состояние международных отношений и военной организации государства, при котором обеспечивается надежная защищенность государства от военного нападения, иными словами, сводится к минимуму вероятность возникновения войны и вооруженных конфликтов. Военная безопасность является достаточно сложной категорией, тесным образом связанной практически со всеми сферами жизнедеятельности государства - внешне- и внутриполитической, экономической, социальной и др., а также зависящей от военно-политической обстановки в мире. Проблема обеспечения военной безопасности давно уже стала не только государственной, но и общенациональной, и не только потому, что успешное решение данной проблемы позволяет сохранить национальный суверенитет и территориальную целостность страны, защитить личность и общество от внешних и внутренних угроз, а в связи с ее огромной ресурсоемкостью, непосредственно влияющей на благосостояние граждан.

Необходимо подчеркнуть, что состояние и перспективы развития современной экономической и военно-политической обстановки в значительной мере определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов и обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их сдерживания и предотвращения. По этой причине наличие у России современных и эффективных вооруженных сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Международная обстановка и внутрироссийс-кая ситуация убедительно свидетельствуют о том, что необходимо повышать боеготовность Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) к новым

вызовам и угрозам, более активно заниматься социально-экономическими вопросами личного состава, а также стремиться к использованию возможностей для осуществления международных (коалиционных) действий. Структура ВС РФ должна реформироваться таким образом, чтобы в итоге военная организация страны стала «перенацеливаемой» на действия в любых ситуациях любого масштаба, включая операции по подержанию мира и контртеррористическую деятельность. Соответствующей универсальностью, по возможности, должны обладать и средства вооруженной борьбы.

Состояние оборонного потенциала России

Оборонный потенциал государства определяется как его возможность обеспечить свою военную безопасность и состоит из двух основных блоков -военной организации (ВО) и оборонно-промышленного комплекса, каждый из которых включает соответствующие организационные формирования, функционально объединяющие разнородные материальные ресурсы, и кадровый, в том числе научно-технический и образовательный, компонент. Роль оборонного потенциала в обеспечении глобальной военной безопасности будет оставаться весьма значительной, особенно с учетом появления новых ядерных держав, непрекращающейся модернизации вооруженных сил большинства ведущих стран мира и ростом активности международных террористических организаций [5, 18].

Масштабы оборонного потенциала характеризуются количественными и качественными параметрами ВО и производительными силами ОПК: людскими ресурсами, производственными мощностями, их структурой и территориальным размещением, инфраструктурой, обеспеченностью природными ресурсами (особенно основными видами сырья и топлива), сельским хозяйством, транспортом и связью, уровнем развития науки и техники, размерами национального богатства, запасами золота и иностранной валюты, стратегическими резервами различных материальных средств и т. п. Эти элементы неразрывно связаны между собой, но их роль и значение в оборонном потенциале исторически меняются.

Для того чтобы достаточно обоснованно оценить оборонный потенциал, необходимо, прежде всего, комплексно исследовать его главные элементы, в том числе выявить максимальные

возможности их использования в военных целях. Оценка качественных и количественных аспектов оборонного потенциала в целом и его важнейших элементов относится к числу недостаточно разработанных в теоретическом и практическом плане проблем. Ее решение требует применения целого ряда критериев, стоимостных и натуральных показателей, статистических и экономико-математических методов, экспертных оценок и т. д. В процессе исследования каждого элемента оборонного потенциала возникает необходимость в использовании особых критериев и показателей. Например, важнейшим показателем оценки состояния людских ресурсов, которые всегда были и остаются важнейшим элементом оборонного потенциала, является численность населения (табл. 1). Из анализа данных табл. 1 следует, что в отличие от многих стран мира численность населения России в последнее десятилетие сокращается. Эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. По последней переписи, численность населения России в 2010 г. составила 139,9 млн чел., т. е. сократилась по сравнению с 2000 г. более чем на 5 млн чел.

С точки зрения военной безопасности важное значение имеют не только количественные показатели, но и качественные критерии. Важнейшими среди них являются: здоровье населения, его общеобразовательный уровень и морально-психологическое состояние, возрастная структура в целом и трудоспособного контингента в частности, квалификационно-профессиональный состав трудовых ресурсов.

В 1990-х гг. в России происходило резкое ухудшение качественных показателей населения. Быстро растет число людей с тяжелыми заболеваниями, сокращается средняя продолжительность жизни, которая сейчас для мужчин составляет 57

Численность населения стран

лет, что является самым низким показателем среди промышленно развитых стран. Существующие в стране трудовые ресурсы используются крайне неэффективно. Наблюдается рост зарегистрированной и скрытой безработицы, падает производительность труда, происходит «утечка умов» и квалифицированных рабочих за рубеж.

В целом в России складывается неблагополучная ситуация с точки зрения трудоресурсной безопасности, в том числе использования людских ресурсов как в военной организации, так и в военной экономике, что не может не оказывать отрицательного влияния на военное строительство и оборонный потенциал страны.

В современных условиях оборонный потенциал в значительной степени зависит от промышленного производства. Для его количественной характеристики используются различные стоимостные и натуральные показатели, которые позволяют оценить максимальные производственные мощности страны по выпуску тех или иных видов продукции, в том числе и военного назначения. Качественное состояние промышленности характеризуют такие показатели, как производительность труда, степень механизации и автоматизации производственного процесса, наукоемкость, фондовооруженность и энерговооруженность труда и т. д. По этим показателям в России в годы реформ произошло резкое ухудшение состояния промышленности. Объем выпускаемой промышленной продукции сократился с 1 200 млрд долл. в 1990 г. до 481 млрд долл. в 2011 г. (в ценах 2011 г.). За это же время доля России в мировом промышленном производстве уменьшилась с 10,35 до 2,47 %.

Продолжаются опасные процессы физического и морального износа основных производственных

Таблица 1

мира в 1990-2011 гг., млн чел.

Страна 1990 1995 2000 2011

США 247 263,2 277 313,2

Япония 123,5 125,8 127 126,5

Германия 79,0 81,6 82 81,5

Франция 56,5 58,1 59 65,3

Италия 56,5 57,3 58 61

Великобритания 58 58,4 59 62,7

Канада 28,5 29,6 31 34

Китай 1 155 1 232,5 1 260 1 336,7

Индия 840 920 1 020 1 189,2

Россия 150 147 145 139,9

Весь мир... 5 235 5 700 6 000,0 6 928,2

Источник: [20].

фондов, потери конкурентоспособности целых отраслей. Наблюдается явная тенденция деиндустриализации страны, неблагоприятных изменений в структуре промышленного производства: уменьшение в нем доли обрабатывающей промышленности и увеличение доли сырьевых отраслей. Происходящие неблагоприятные изменения в промышленности неизбежно ведут к ослаблению материальной базы обороноспособности страны, а в долгосрочной перспективе могут создать критическую ситуацию с точки зрения экономического обеспечения военного строительства.

В структуре оборонного потенциала должна возрастать роль науки и техники. Научно-технический задел стал одним из ключевых факторов, определяющих оборонную мощь государства. Исследование научно-технической сферы народного хозяйства осложняется специфическими особенностями ее развития. В частности, отсутствует приемлемый единый критерий оценки общего уровня научно-технического развития. В самом общем виде научно-техническую составляющую оборонного потенциала можно оценить возможностью страны по созданию качественно новых вооружений с использованием новейших научных достижений и передовой технологии. Создание современных сложных систем оружия требует широкого развертывания НИОКР в целом ряде областей знаний и высокотехнологической производственной базы.

В 1990-х гг. многократно уменьшились расходы России на НИОКР, существенно ослабла научно-техническая база, происходила деградация науки и техники. С огромными негативными последствиями связан наблюдаемый за последние годы процесс массового выезда в зарубежные страны наших наиболее перспективных ученых. Об опасных масштабах «утечки умов» говорит тот факт, что с 1990 г. Россию покинули 80 % математиков и 50 % физиков. Сейчас, когда на первый план выходят качественные параметры развития, негативные изменения в научно-технической сфере представляют значительную угрозу для военной безопасности России.

Элементы оборонного потенциала функционируют и развиваются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, причем как в рамках отдельных стран, так и на мировой арене. При этом глобализация мировой экономики сопровождается усилением взаимодействия оборонных потенциалов отдельных стран. Вхождение России в мировую экономику, расширение ее экономических связей с другими страна-

ми могут иметь для оборонного потенциала страны как положительные, так и негативные последствия. Например, для экономического обеспечения обороноспособности в долгосрочном плане серьезной угрозой стала наша продовольственная зависимость. Россия превратилась в страну, зависимую от импорта многочисленных базовых видов продовольствия.

Для национальной безопасности России значительную опасность представляют и такие факторы, как ее внешняя задолженность, рост финансово-экономической зависимости от Запада, превращение страны в топливно-сырьевой придаток развитых государств, утечка капитала из страны и т. д.

Для исследования экономических основ оборонного потенциала чрезвычайно важное значение имеет не только изучение главных элементов производительных сил, но и выявление совокупных максимальных военно-экономических возможностей с учетом особенностей и закономерностей их взаимодействия.

Величина оборонного потенциала меняется под влиянием многих разнообразных факторов. Трудно найти обобщенный показатель, который позволил бы дать его точную количественную характеристику. В качестве одного из важнейших критериев может быть использован показатель «боевая готовность военной организации», которая определяется как ее способность в любых условиях обстановки в установленные сроки начать военные действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи. Уровень боевой готовности ВО представляет собой системное единство технической оснащенности, воинского мастерства и состояния морального духа. Способность ВО выполнять стоящие перед ней задачи в решающей мере зависят от того, как организована ее деятельность, создание, модернизация, ремонт и содержание вооружения и военной техники (ВВТ), финансирование военных потребностей.

Любая деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат. Результат обобщенно характеризуется двумя составляющими: достигаемым эффектом и затратами. Сложный и разноплановый процесс деятельности ВО можно представить как совокупность отдельных мероприятий. Под мероприятием понимается всякая целенаправленная деятельность, протекающая в рамках военно-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена (обращения) и потребления конечного военного

продукта. Деятельность можно изучать с различных точек зрения. Поскольку военно-экономический анализ преследует цель повышения эффективности использования ресурсов, то предметом военно-экономического анализа являются специфические экономические отношения, возникающие в процессе поиска наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения задач, стоящих перед ВО государства. Поэтому необходимо использовать методы обоснования планов мероприятий по обеспечению боевой готовности ВО (с учетом затрат на их проведение) и достигаемого результата.

Из всех макроэкономических показателей наиболее пригодным для количественной оценки и сопоставления экономических компонентов оборонных потенциалов отдельных стран являются сведения об их валовом внутреннем продукте, национальном доходе и национальном богатстве.

В России в 1990-х гг. произошло резкое сокращение размера ВВП (табл. 2), который в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился примерно на 40 %. За 1990-2010 гг. доля России в мировом ВВП упала с 5,48 до 3,67 %. За годы реформ по общему объему ВВП Россия опустилась с 4-го на 6-е место, а по ВВП на душу населения - с 39-го на 56-е место. Только к 2010 г. в России производство ВВП на душу населения по отношению к аналогичному показателю США приблизилось к уровню 1990 г. и достигло 43 % от американского (в 2000 г. оно составляло только 24 %).

Приведенные данные дают только приближенное представление о военно-экономических возможнос-

тях страны. Но только на основе показателей о ВВП нельзя определить предельных возможностей государства по обеспечению конкретных экономических потребностей ВО. Для общей оценки требуется выявить совокупные максимальные военно-экономические возможности хозяйства страны в единстве и взаимосвязи функционирования основных элементов экономики. При этом необходимо иметь не только достаточную аналитическую информацию об основных элементах оборонного потенциала, но и сведения о характере будущей войны, спросе на военную технику и другие виды конечной военной продукции. Это необходимо для определения пропорций в распределении материальных и трудовых ресурсов между отраслями военного производства.

Следует подчеркнуть, что в последние годы в США и в других ведущих западных странах происходят значительные изменения в военно-экономической сфере. Эти страны осуществляют комплекс мер в целях приспособления военной экономики к новым требованиям и условиям. При этом по-прежнему особое внимание уделяется разработке принципиально новых систем оружия, созданию с использованием современной информационной и коммуникационной техники средств ведения войн нового типа, в частности неядерного разоружающего удара, что было продемонстрировано во время военной операции в Ливии. В этих быстро меняющихся условиях нельзя точно оценить оборонный потенциал России без оценки ее текущих и перспективных научно-технических, производственных и иных возможностей по производству систем оружия, необходимых для ведения современных войн.

Таблица 2

Объем валового внутреннего продукта стран мира в 1990-2010 гг.

Страна 1990 2000 2010

Весь мир 31 480 40 765 63 123,9

100 100 100

США 6 415 8 585 14 586,7

20,38 21,06 23,11

Япония 2 675 3 000 5 458,8

8,5 7,36 8,65

Германия 1 560 1 865 3 280,5

4,96 4,57 5,2

Франция 1 150 1 380 2 560

3,65 3,39 4,06

Россия 1 725 1 085 1 479,8

5,48 2,66 2,34

Примечание: в числителе - абсолютный размер ВВП, в млрд долл. США в постоянных ценах и по паритету покупательной способности валют; в знаменателе - доход в процентах к итогу по всему миру.

Источник: [21, 22].

Из известных методов анализа и оценки экономической компоненты оборонного потенциала наиболее приемлемым является метод расчета межотраслевой балансовой модели мобилизационного развертывания хозяйства в чрезвычайных условиях. Данная модель позволяет определить взаимосвязь между различными отраслями экономики, дать количественную оценку возможной максимизации выпуска военной и сокращения производства гражданской продукции до допустимо минимальных размеров. При разработке такого баланса исходят из предпосылки, что в ходе мобилизационного развертывания экономики осуществляется предельно интенсивное комплексное использование существующих в стране производительных сил.

Анализ оборонного потенциала России по различным критериям показывает, что за последнее десятилетие произошло не только резкое сокращение количественных, но и ухудшение качественных его показателей как в целом, так и его важнейших элементов.

Экономическая сфера стала наиболее уязвимым компонентом системы национальной безопасности России. Резкое сокращение экономических возможностей государства привело к тому, что страна оказалась перед лицом серьезнейших трудностей с точки зрения обеспечения военного строительства [3, 4]. Противоречия между минимально необходимыми нуждами ВО и ее финансово-экономическим обеспечением дошли до критической черты. Это неизбежно вело к резкому ослаблению боеготовности и боеспособности, снижению уровня морально-политического состояния военнослужащих.

Если в США и западноевропейских странах реформирование военной экономики сопровождается усилением военной мощи, модернизацией военно-промышленной базы, разработкой и производством вооружения XXI в. [13], то в России происходят, к сожалению, противоположные процессы. После окончания холодной войны стала пропагандироваться точка зрения, что России уже никто не угрожает, и поэтому нужна глубокая демилитаризация страны. Конечно, она была необходима, но политическим руководством России были выбраны такие методы, которые привели к деградации всей научно-технической и производственной базы ОПК, к резкому ослаблению ВО и военной безопасности страны. Все это, естественно, привело к негативным последствиям для обороноспособности России.

Сейчас не может быть и речи о том, чтобы Россия могла обеспечить военно-стратегический паритет, выдержать военно-экономическое соревнование с западными странами, как это было в недавнем прошлом. Но, в силу своего геополитического положения и ряда других объективных обстоятельств, Россия не может обойтись без мощного оборонного потенциала, достаточного для надежной обороны страны, сохранения ее целостности. Это в свою очередь требует создания и функционирования боеготовых ВО и такого ОПК, который гарантирует экономическое обеспечение военного строительства, в частности оснащение ВО новейшими системами ВВТ [9].

В последнее время внимание к нуждам ВО несколько повышено, однако намечаемые меры по-прежнему недостаточны. Сложившаяся ситуация требует осуществления более радикальных действий, в частности:

• более четкого обоснования потребностей страны в ВО, ее структуры и задач, определения, к ведению каких войн она должна быть готова;

• уточнения основных направлений и конечных целей военной реформы. Необходимо учитывать, что военная реформа - это не только реформа непосредственно ВО. Она должна быть нацелена и на укрепление таких фундаментальных основ обороноспособности, как производственная и научно-техническая база страны, инфраструктура, образование, здравоохранение и т. д. Представляется весьма опасным, например, когда реформирование энергетики, железнодорожной системы страны происходит без соответствующей экспертизы с точки зрения его влияния на оборонный потенциал страны;

• решения острой проблемы недофинансирования ВО, что возможно только путем увеличения абсолютных и относительных размеров военных расходов, а также повышения их эффективности. Приобретает первостепенное значение также изменение структуры военного бюджета, а именно увеличение доли затрат на инвестиции (расходов на военные НИОКР, закупки ВВТ, строительство военных объектов и т. д.) и соответствующее сокращение удельного веса затрат на содержание ВО (затрат на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, закупки обмундирования, продовольствия,

эксплуатацию и ремонт ВВТ и т. д.). В ведущих западных странах соотношение между этими двумя группами расходов составляет примерно 50:50, в России же доля затрат на содержание ВО за 1990-2010 гг. выросла с 33,3 до 72,5 %. Такая структура российского военного бюджета оказывает весьма негативное влияние на перспективы развития оборонного потенциала;

• продолжения поисков рациональных методов и направлений реформирования ОПК, учитывая опыт западных стран, но не фетишизируя его. Реформирование ОПК не может быть успешным, если заранее не будут определены его основные задачи, в частности размеры, структура и характер государственных оборонных заказов на ближайшие годы и перспективу. В последние годы в России сложилась уникальная ситуация, когда наши поставки ВВТ за рубеж примерно в 3-4 раза превышают соответствующие поставки собственной ВО. Оборонные интересы России требуют увеличения удельного веса военной продукции, которая выпускается для внутреннего потребления;

• создания адекватной рыночным условиям законодательной базы и институционально-управленческого механизма государственного руководства военно-экономической деятельностью, в частности систем военного финансирования, контрактации, ценообразования на военную продукцию и т. д.

Россия располагает огромными возможностями, в частности трудовыми, интеллектуальными, научно-техническими, производственными, природными и иными ресурсами, для ускорения социально-экономического развития, создания конкурентоспособной экономики. Национальные интересы настоятельно требуют разработки и осуществления комплекса мер, которые в совокупности обеспечили бы эффективное использование объективно существующих богатейших и разнообразных ресурсов в целях экономического прогресса и укрепления оборонного потенциала.

Основные факторы развития российского оборонного потенциала

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов политическое руководство России исходит из приоритета политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и других

невоенных средств, коллективных действий мирового сообщества в отношении угрозы миру, актов агрессии и терроризма. Вместе с тем признается необходимым иметь в качестве основного инструмента обеспечения военной безопасности хорошо оснащенную, обладающую современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеспособную, компактную и мобильную ВО рациональной структуры, состава и численности.

Сложное финансово-экономическое положение страны, нерешенность многих социальных вопросов, кризис в ряде отраслей экономики позволяют с достаточной степенью уверенности утверждать, что при сохранении нынешних тенденций в международных отношениях в ближайшие годы общий уровень расходов, выделяемых на военные нужды, существенно не возрастет и составит не более 3,5 % от ВВП. Следовательно, вопрос заключается в том, какую ВО может иметь Россия, выделяя на оборону такие средства. Для ответа на него полезно сопоставить военные бюджеты различных стран и сравнить численность населения, занятого обеспечением оборонных нужд, т. е. учесть демографический фактор.

Анализ результатов ранее проведенных исследований свидетельствует о том, что для стран, обладающих современным вооружением в необходимом количестве, существует определенное соответствие между объемом ВВП, численностью населения и численностью ВО. В России в 1990-х гг. ВВП был весьма близок к ВВП ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. При этом по численности ВО России превосходила в то время армии указанных государств в 4-6 раз, а по уровню технической оснащенности и материального обеспечения - существенно уступала им. При предположении, что уровень технической оснащенности и обеспеченности материально-техническими средствами ВО РФ должен соответствовать уровню армий данных государств, то при доведении уровня расходов на строительство и содержание ВО до уровня 3,5 % от объема ВВП Россия в состоянии содержать в настоящее время ВО численностью не более 600 тыс. чел.

Ограниченность приведенных расчетов заключается в том, что они не учитывают положительного вклада оборонного потенциала в развитие экономики, образования и культуры страны. С этой точки зрения уменьшение численности ВО ниже уровня 0,8-1 % от численности населения России следует рассматривать как временную меру, обусловленную

текущими жесткими финансово-экономическими ограничениями ближайших 8-10 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что к основным факторам, влияющим на развитие оборонного потенциала (и ВО в частности), следует отнести: геостратегические, геополитические, экономические и демографические.

Геополитические и геостратегические факторы являются определяющими, они должны определять основные необходимые (желаемые) параметры ВО - их организационную структуру и численность, а также состав и соотношение их видов, родов войск (сил), специальных войск и служб. Реально же возможные параметры ВО могут быть установлены только с учетом экономических и демографических факторов, которые являются решающими.

Акцентируя роль экономических факторов развития, следует отметить, что экономика и военное дело во все времена теснейшим образом были и остаются связанными между собой. Проявления этой связи весьма многообразны. Геостратегическое, политическое и геоэкономическое положение государства определяет его военную политику в целом. На уровне принятия конкретных решений в области государственного строительства экономическое положение государства в значительной мере определяет облик ВО, т. е. численность войск, способ их комплектования, характер (наступательное или оборонительное) и состав ВВТ, состав средств индивидуальной защиты военнослужащих на поле боя и т. д.

Кроме того, в конкретных проявлениях экономика влияет на социальное положение военнослужащих, долю технически совершенных образцов оружия в системе вооружения (например в настоящее время в России - 11-18 %, в НАТО - около 75-80 %), уровень технологий военного производства и управления войсками. На современном этапе и в ближайшей перспективе экономика может играть сдерживающую или, напротив, стимулирующую роль в создании перспективных систем военного противоборства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеется и обратная связь, которая проявляется в требованиях ВО к экономике государства. Так, на развитие и текущее содержание ВО, поддержание ее состояния на современном уровне и социальное обеспечение военнослужащих требуются определенные ресурсы. При этом ВО зачастую стимулирует развитие тех или иных отраслей экономики (например производство редких металлов), новых

технологий, развитие вполне определенной инфраструктуры.

Экономическая выгода государства стимулирует применение военной силы или хотя бы угрозу ее применения. Примерами тому могут служить войны прошлых веков, а также войны и военные конфликты последних лет, имевшие целью передел мира и захват регионов с дефицитными природными ресурсами (например в значительной мере «иранский кризис» 2003-2004 гг., а также недавний «ливийский» порождены нефтяным интересом). Таким образом, экономические интересы государств могут становиться побудительным мотивом возникновения военных конфликтов. Для решения задачи экономической экспансии или защиты от нее создается ВО, облик которой определяется интересами и возможностями государства, в решающей мере определяющие не только содержание, но и направления военного строительства [8]. Иначе говоря, военная сила обеспечивает и сохраняет богатство, в свою очередь богатство страны создает условия для развития оборонного потенциала.

В современных условиях тенденции влияния экономических факторов на вероятность возникновения потребности в военной силе меняются. Так, Концепция внешней политики Российской Федерации констатирует, что глобализация мировой экономики порождает новые опасности, хотя одновременно создает дополнительные возможности для социально-экономического прогресса, а также расширения человеческих контактов.

Для нейтрализации новых угроз необходимо осуществлять прогноз глобальных тенденций экономического развития, в том числе и с точки зрения выявления возможности порождения военных конфликтов. Поэтому неслучайно в США появляются документы, регламентирующие войны 2020 г. Российские исследователи утверждают, что «прогностическая функция должна стать одной из важнейших сторон военной политики государства» [11, 12].

Военная политика в силу, во-первых, зависимости от экономики и, во-вторых, длительности жизненных циклов современного оружия требует долгосрочного прогнозирования. Известно, например, что циклы развития современных систем вооружений составляют примерно 15-20 лет. Это означает, что для принятия решения о том, какие именно системы следует ставить на вооружение сейчас, нужно представить себе, в каком окружении -враждебном или дружественном - будет находиться

Россия через 20, а то и 30 лет (военно-политический аспект), каковы будут экономические, в том числе технологические, возможности государства. Технологический облик современного мира играет большую роль. Он складывается под влиянием трех революций - информационной, революций в телекоммуникациях и в военном деле. Без представления об этом невозможно формировать военную политику.

Как показывает мировой опыт, чтобы разработать реалистичную концепцию военного строительства, необходимо выявить характер угроз и опасностей, с которыми Россия может столкнуться в краткосрочной (в ближайшие 3-5 лет) и долгосрочной (15-20 лет) перспективе.

В краткосрочной перспективе внешняя угроза для Российской Федерации невелика. У нас за это время не появится врагов, которые могли бы в любой момент начать вооруженную агрессию. Конечно, вызывает опасение расширение Североатлантического альянса, превратившегося в доминирующую военную силу в Европе. Но у России сегодня нет острых политических или экономических конфликтов со странами НАТО, во всяком случае таких, которые могли бы привести в ближайшем будущем к крупномасштабной войне. Кроме того, Российская Федерация пока еще обладает и мощными стратегическими ядерными силами, способными сдержать агрессора.

В долгосрочной перспективе, если не удастся создать надежной системы безопасности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, укрепить механизмы обеспечения глобальной безопасности под эгидой ООН, то нельзя исключать возобновления типичного для многополярной системы международных отношений острого соперничества между новыми центрами силы, их попыток установить господство над регионами, имеющими жизненно важное значение для России и даже над некоторыми ее районами.

Таким образом, для формирования оборонного потенциала нужно представлять мир XXI в., его структуру, соотношение интегративных и дезинтег-ративных тенденций, а также роль государственного суверенитета, состояние мировой и региональной экономик, военной силы, международных организаций и т. д. Нужно иметь представление о количестве военно-политических полюсов, о сверхдержавах, региональных балансах сил как в геополитическом и геостратегическом, так и в геоэкономическом отношении.

Для создания наукоемких продуктов, к числу которых относятся средства вооруженной борьбы, необходима экономическая основа для развития фундаментальной и прикладной науки, технологии и производства. Причем эта цепочка должна быть очень точно сбалансирована. Нельзя гипертрофировать то или иное направление, иначе цепочка не заработает и продукт не будет создан.

В рамках глобализации экономики российское оборонное производство вышло на мировой рынок наукоемкого продукта. Это происходит в такой исторический момент, когда во всем мире происходит борьба за рынки наукоемкого продукта, не только оружия, а именно наукоемкого продукта, и она приводит к резкой концентрации капитала.

Так, в США за последние 5-6 лет в области «финишной» продукции, в авиационно-космическом комплексе, где раньше работало больше ста фирм, остались всего четыре. Они поглотили всю область, связанную с авиационной, космической, ракетно-космической электроникой, все информационные технологии, т. е. все, что сегодня понимается под наукоемким производством. Это произошло потому, что наукоемкий продукт требует колоссальных инвестиций в базовые технологии. Например, чтобы создать только один современный завод микроэлектроники, нужно вложить от 2,5 до 5 млрд долл.

Тем не менее, поскольку экономические возможности любого государства не беспредельны, необходимо вырабатывать политику приоритетов развития средств вооруженной борьбы и социального обеспечения военнослужащих. Так, экономические ограничения сдерживают в России переход к полностью профессиональной армии. В области развития систем вооружения приоритеты также необходимы. В современных условиях ядерное оружие должно быть сохранено, хотя США настойчиво предлагают полностью его уничтожить. В сфере обычных вооружений и технологий трудно одновременно поднимать авиацию, космонавтику и т. д. Установление и практическая реализация выбранных приоритетов дадут возможность успешно интегрироваться в мировую экономику наукоемкой продукции.

Важное значение приобретает такой фактор, как наличие внешних угроз экономического характера. Они выражаются в территориальных претензиях ряда государств к России (например Японии по Курильским островам); возможности вмешатель-

ства во внутренние дела; попытки игнорировать национальные интересы в решении проблем международной безопасности.

Финансово-экономические параметры оборонного потенциала

В соответствии с накопленным в системах военного управления опытом для научного обоснования программ вооружения, решения других задач оптимизации многоуровневых структур могут быть применены два различных методических подхода. В первом из них формулируются потребные уровни решения военных задач в типовых военно-политических ситуациях, которые затем последовательно трансформируются к системе рациональных соотношений боевых различных средств на основе критерия минимизации суммарных потребных затрат материальных и денежных ресурсов (так называемая «оптимизация сверху» или «от потребности»). Второй подход, который может быть назван «оптимизацией снизу» или «от возможностей», предполагает заданные ограничения по ресурсам, в пределах которых с использованием в качестве системы ограничений величин относительных затрат осуществляется последовательная, в направлении от нижних уровней к верхнему, максимизация эффективности решения частных задач. При этом на верхнем уровне в качестве основного критерия может использоваться величина суммарного оборонного потенциала государства, а на нижних уровнях - значения коэффициентов оборонного потенциала и их составляющих.

Оба подхода практически применимы для определения ряда параметров оборонного потенциала. Вместе с тем для условий все более жестких ресурсных ограничений, характерных для современной России, основным приходится считать второй из них, так как практика последнего десятилетия однозначно указывает, что ограничения по ресурсам, а не качество обоснования потребностей в наибольшей степени определяет фактическое состояние оборонного потенциала России. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что значительные поэтапные сокращения общей численности ВО в целях повышения их ресурсообеспечения и качества не привели к желаемым результатам из-за невыделения средств по статьям, предусматривающим качественное развитие ВО.

Поэтому определяющим параметром для перспективного облика ВО является, наряду с их

общей численностью, объем планируемых ресурсов, который принято выражать в доле ежегодных оборонных расходов в ВВП. Как известно, данный макроэкономический показатель определен в размере 3,5 % утвержденном Президентом РФ 30.07.1998 Основами (Концепцией) государственной политики по военному строительству. Как показывает анализ, таких ассигнований для ВС численностью 1 000 тыс. военнослужащих, оснащенных на уровне современных требований, оказывается недостаточно. Однако реально в последние годы утверждалось в бюджете около 3 % (в 1999 г. даже 2,6 %), а фактически выделялось лишь несколько более 2 % ВВП. Поэтому первоочередная задача обеспечения устойчивого функционирования ВС РФ самого ближайшего периода заключается в достижении установленного

3.5 %-ного норматива, соответствующего по объему оборонных расходов в денежном эквиваленте самому нижнему уровню расходов семи наиболее развитых стран («восьмерки», за исключением периферийной Канады) и уступающему более чем в 10 раз расходам США и более чем вдвое - военным расходам Франции и Японии [19].

Анализ геостратегических, экономических и культурно-исторических особенностей России показывает, что с учетом прогнозируемого экономистами России относительного прироста ВВП до 4-6 % в год имеются основания принять более обоснованный для нее норматив оборонных расходов на уровне 4,5-5 % ВВП, а переход к нему целесообразно осуществить в период после 2011 г. [10].

Одним из ключевых является вопрос о рациональном соотношении затрат на техническое оснащение ВО и развитие ВВТ и затрат на боевую подготовку личного состава и его всестороннее обеспечение. Для получения ориентированных нормативов здесь можно воспользоваться опытом, накопленным ранее в ВВС. Известно, например, что перевооружение на каждое новое поколение авиационной техники обеспечивало рост потенциальных боевых возможностей (боевого потенциала) ориентировочно в 1,5-2,5 раза. В то же время диапазон изменения качества летной подготовки за полный срок его службы может быть оценен следующим рядом коэффициентов-сомножителей у коэффициентов боевого потенциала авиационных комплексов: 0,4 - летчик, не имеющий класса; 0,7, 1 и 1,2 - соответственно летчики 3, 2 и 1-го классов;

1.6 - летчик-снайпер, т. е. летчик, имеющий высший уровень подготовки. Таким образом, здесь полный

цикл совершенствования может дать 3-4-кратный рост боевого потенциала. Полагая полные временные циклы «перевооружения» примерно одинаковыми, лежащими в интервалах от 15 до 25 лет, можно сделать вывод, что вклад уровня подготовки личного состава в повышение боевого потенциала несколько превышает прирост боевого потенциала, обеспечиваемый перевооружением на новую технику, и рациональные обобщенные затраты на эти цели должны соотноситься как 1,5:1.

Определение приоритетных направлений развития оборонного потенциала

Эта задача постоянно возникает в условиях жестких бюджетных ограничений и нестабильности финансирования основных направлений жизнедеятельности ВО и проведения военной реформы. Так, например, в период 2001-2010 гг. неоднократно приходилось решать вопросы о первоочередном финансировании различных мероприятий по улучшению социально-экономического обеспечения военнослужащих, других актуальных задач, в том числе обеспечения путей перехода к комплектованию ВО преимущественно контрактниками. Многочисленные обсуждения этой проблемы проводились с участием представителей Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба, Главного управления бюджета и финансирования Минобороны России, Минэкономразвития России, ведущих НИО Минобороны России и РАН. В ходе проведения этих обсуждений был проведен экспертный опрос для определения сравнительной приоритетности основных направлений военной реформы.

В табл. 3 представлены ранги приоритетности направлений военной реформы, назначенные восе-

мью экспертами, и соответствующие обобщенные оценки - сумма мест и определенная по ней итоговая приоритетность.

Наибольший уровень приоритетности получили первые два направления, что соответствует известному принципу «кадры решают все». При этом выявленный в оценках более высокий уровень приоритетности направления «повышение престижности службы офицерского корпуса» вполне согласуется с той особой ролью высокопрофессиональных офицеров, которая им принадлежит в решении всех четырех основных направлений военной реформы.

Последующие практические мероприятия по улучшению финансового обеспечения ВО, а также предусмотренные военным бюджетом на 2012 г., удовлетворительно согласуются с полученными оценками, что подтверждает правомерность применения подобной обобщенной оценки для ориентировочного ранжирования относительной важности стратегических направлений развития.

Заключение

При определении принципов и направлений развития российского оборонного потенциала должно обеспечиваться соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов управления ВО, ее структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности и экономическим возможностям страны. При этом приоритетной задачей военно-экономического обеспечения развития оборонного потенциала является своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение

Таблица 3

Результаты экспертной оценки приоритетности финансирования основных направлений военной реформы*

Направления Оценка экспертов Сумма Приоритет-

реформы 1 2 3 4 5 6 7 8 мест ность

Переход на службу по контракту 1 2 2 1 2 4 2 1 15 2

Повышение престижности службы офицерского корпуса 2 1 1 3 1 1 1 1 11 1

Модернизация ВВТ, оснащение 1 3 4 4 3 3 3 2 23 3

ВО новой техникой

Обеспечение боевой подготовки 3 4 3 2 4 2 4 3 25 4

*Вопрос к экспертам формировался в следующем виде: «Укажите, пожалуйста, порядок предпочтения (приоритетность финансирования) следующих направлений военной реформы путем их нумерации».

планов строительства и развития ВО, боевой и мобилизационной подготовки, потребностей всех ее компонентов.

Оборонный потенциал России должен быть способен обеспечить стратегическое сдерживание, надежную защиту страны от нападения и решение задач по отражению агрессии в региональной и локальной войнах, в вооруженном конфликте, а также развертывание группировок войск и сил для решения задач в широкомасштабной войне. Одновременно он должен обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Основными факторами, влияющими на развитие оборонного потенциала России, являются:

• наличие территориальных претензий к ней, наращивание группировок войск и нарушение сложившегося баланса сил вблизи границ России и ее союзников и в прилегающих морях, расширение военных блоков в ущерб военной безопасности России и ее союзников;

• ввод иностранных войск (без санкции Совета безопасности ООН) на территории дружественных с Россией государств;

• международный терроризм, подготовка в других государствах вооруженных формирований и переброска их для действий на территории России и ее союзников;

• действия других стран, препятствующие функционированию российских систем обеспечения стратегических ядерных сил, государственного и военного управления;

• нападения на объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также в районах Мирового океана.

Однако необходимо учитывать и особенности современной ситуации внутри России, характеризующейся нестабильностью экономической и социально-политической обстановки в ряде регионов, незаконном распространении на территории России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других боевых средств.

Этот объем задач по обеспечению безопасности является основой для развития оборонного потенциала России.

Значительный резерв для дополнительного стимулирования развития оборонного потенциала за счет разработки, освоения и модернизации комплекса передовых технологий на всех стадиях жизненного цикла ВВТ заключается в организации

рационального использования результатов военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, включая уточненное распределение соответствующих валютных поступлений и выделение некоторой их доли ВО.

Ключевыми параметрами современного оборонного потенциала России остаются численность ВО, доля ВВП страны, выделяемая на оборону, а также обеспечиваемый темп перевооружения на новые образцы ВВТ. Исследования показывают, что снижение численности в предшествующие годы до уровня в 1 млн военнослужащих, т. е. менее 0,7 % от численности населения России, является для ВО критическим и дальнейшее ее снижение следует считать недопустимым, нарушающим структурные основы российского общества и его военной безопасности.

Полностью дискредитировала себя изначально абсурдная идея начала 1990-х гг. постепенного повышения ресурсообеспеченности и технической оснащенности ВО за счет сокращения ее численности, поскольку реально происходил прямо противоположный процесс сокращения темпов оснащения ВВТ до уровня менее 20 % от потребностей при одновременном сокращении численности ВО за эти годы более чем в два раза. В этих условиях не существует иного способа переломить крайне тревожную ситуацию отсутствия реального перевооружения в отечественной ВО, кроме целенаправленного увеличения доли ВВП, выделяемой на национальную оборону. Размер такого увеличения, обосновываемый в настоящем отчете, составляет 20 % от существующего уровня этой доли (3,5 %), что соответствует экспертной оценке дополнительного вклада оборонного комплекса в устойчивое развитие России XXI в., сверх основного в части обеспечения военной безопасности.

Список литературы

1. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методология моделирования и анализа экономического обеспечения современного военного строительства / Препринт ^/2011/01. М.: МАОН, 2011.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Современная концепция развития российской военной экономики // Концепции. 2009. № 1.

3. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

4. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Проблемы военной экономики // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010. № 6.

5. Коваленко А. Т. Измерение и сбалансированное развитие оборонного потенциала России // Вооружение. Политика. Конверсия. 2002. № 4.

6. Коваленко А. Т., Хрусталёв Е. Ю., Ши-ленко Н. И. Экономические проблемы развития военного потенциала России // Экономическая наука современной России. 2004. № 3.

7. Пожаров А. И. Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности // Вооружение и экономика. 2008. № 2.

8. Пожаров А. И. Экономика национальной безопасности: реалии и наука // Вооружение и экономика. 2010. № 1.

9. Рассадин В. Н. Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия. М.: МАКС Пресс, 2002.

10. Савинский П. Ф. Особенности оборонного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов // Вооружение и экономика. 2011. № 1.

11. Слипченко В. И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002.

12. Слипченко В. И. К какой войне должна быть готова Россия. [Электронный ресурс]. URL: http:// polit. ru/article/2004/11/18/slipch/.

13. Фарамазян Р. А., Борисов В. В. Трансформация военной экономики. XX - начало XXI века. М.: Наука, 2006.

14. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

15. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальные основы военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 10. С. 20-30.

16. Хрусталёв Е. Ю. Финансовый анализ социальных и военно-промышленных факторов национальной безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.

17. Хрусталёв Е. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.

18. ХрусталёвЕ. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.

19. SIPRI Yearbook 2011: Armaments, Disarmament and International Security. Oxford: Oxford University Press, 2011.

20. URL: https://www. cia. gov/index. html.

21. URL: http://www. worldbank. org.

22. URL: http://gtmarket. ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.

ГЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖА

Третья Международная конференция по безопасности платежных систем

PCI DSS Russia 2012

13 марта 2012 г., в Москве, в гостинице «Золотое Кольцо» пройдет Международная конференция по безопасности платежных систем —"PCI DSS Russia 2012", основная цель которой — обсуждение наиболее актуальных вопросов внедрения стандартов PCI и PA-DSS, СТО БР ИББС, безопасности систем ДБО в среде организаций, формирующих рынок платежных услуг, в России и странах СНГ.

Сайт конференции: pcidssrussia.ru Телефоны: +7 (812) 703-15-47,430-91-30

Регистрация: pcidssrussia.ru/ru/r/ Электронная почта: infotspcidssrussia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.