В статье рассматриваются проблемы производственной деятельности уникального федерального государственного унитарного оборонного предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, на фоне общего организационно-финансового неблагополучия оборонно-промышленного комплекса в целом и показаны возможности оживления предприятия.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, федеральное государственное унитарное предприятие, финансовое положение, несостоятельность, государственный оборонный заказ, боеприпасы, уникальность, ущерб предприятию и государству, программа финансового оздоровления
Оборонное предприятие в ожидании лучших времен: опыт выживания
А. Э. АЛЯМОВ,
заместитель директора по финансовым и экономическим вопросам,
ФГУП «Новосибирский научно-исследовательский институт электронных приборов» Е-mail: [email protected]
Современные кардинальные изменения в геополитической обстановке ставят новые задачи перед государством в области национальной обороны, и главная из них - придание Вооруженным Силам страны нового облика, соответствующего современным требованиям к безопасности личности и общества. Такие глобальные явления и процессы, как окончание эпохи массовых армий, интенсивное протекание военно-технической революции, привели к тому, что главными в системе национальной обороны становятся качественные, а не количественные характеристики1.
1 Актуальные вопросы военной безопасности //Аналитический вестник. -2008. - № 19 (364). Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, Москва. URL: http://council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/323/index.html
© ЭКО 2010 г.
По существу, в мире началась новая масштабная гонка вооружений. Крупнейшие страны - США, Китай, Германия и другие, планируют завершить полное переоснащение своих армий и флотов к 2020 г. По данным зарубежных экспертов, с 2000 г. не просто растут расходы на оборону - повышается качество вооружений и военной техники.
Мы затронем только одну сторону проблемы современного состояния отечественной оборонной промышленности - финансово-экономическое положение предприятий отрасли. Сразу отметим, что оно сложилось в результате воздействия условий, созданных самим государством в лице соответствующих структур и институтов.
Все уже сказано
Основной болевой точкой предприятий ОПК была и остается финансовая несостоятельность с вытекающими последствиями. В 2006 г. в Финансовой академии при правительстве РФ была проведена Всероссийская научно-практическая конференция под символическим названием «Предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций: практика, проблемы»2. Смеем уверить читателя в том, что результаты и выводы конференции четырехлетней давности не потеряли, как будет показано ниже, своей актуальности и в 2010 г. Что же касается величины отдельных показателей, они изменились, но в основном, в худшую сторону...
В резолюции конференции отмечено, что из 948 стратегических предприятий и организаций, входящих в состав оборонно-промышленного комплекса (на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства), по состоянию на 2006 г. процедуры банкротства были возбуждены в отношении 44 объектов. По данным Федеральной налоговой службы России, в том же году признаки банкротства наблюдались
2 Всероссийская научно-практическая конференция «Предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций: практика, проблемы»: Материалы. 25-26 апреля 2006 г. - М.: ИЭАУ, 2006. - 332 с.
на 196 стратегических предприятиях комплекса, 80% предприятий имели просроченную задолженность. Более того, в отношении других 150 стратегических предприятий и организаций ОПК налоговыми органами были вынесены направленные на исполнение судебным приставам постановления о взыскании задолженности за счет имущества. Таким образом, в 2006 г. под угрозой банкротства находилось около трети стратегических предприятий и организаций ОПК.
На конференции были указаны и основные причины столь неудовлетворительного финансово-экономического состояния стратегических предприятий и организаций, входящих в состав ОПК России: узкая специализация и непосредственная ориентация предприятий на выполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ). При этом уровень загрузки производственных мощностей (сохранившихся с советских времен и рассчитанных на советские масштабы военной продукции) крайне незначительный. А низкий уровень фондоотдачи приводит к существенному превышению себестоимости производимой продукции по сравнению с ценой ее реализации. Действующий же порядок ценообразования на продукцию оборонного заказа не только не мотивирует руководителей предприятий к снижению издержек производства, но и вовсе лишает их такой возможности. Особенно страдают предприятия-соисполнители ГОЗ. Низкие цены, назначаемые на их продукцию головной организацией, чаще всего и приводят к образованию значительных долговременных задолженностей и, в конечном итоге, к предбанкротному состоянию.
Кроме того, из-за отсутствия двойных технологий и технологий производства гражданской продукции такие предприятия не могут производить конкурентоспособную гражданскую продукцию в масштабах, обеспечивающих рентабельность. Можно сказать, эти предприятия выпадают из обоймы «локомотивов» по производству наукоемкой гражданской продукции для инновационной экономики.
Из институциональных причин неудовлетворительного финансового состояния ОПК участники конференции отмечали несовершенство самого института гособоронзаказа как
атрибута государственного регулирования в рыночной экономике. Производственный цикл продукции стратегических предприятий и организаций зачастую превышает один год, в то время как срок действия контрактов на выполнение госзаказа, как правило, короче. Это обстоятельство не позволяло предприятиям ОПК использовать инструменты стратегического долгосрочного планирования. Кроме того, по сложившейся практике краткосрочные государственные контракты сопровождались неритмичностью поступления оплаты за поставленную продукцию. Основные денежные средства поступали на предприятия лишь в четвертом квартале текущего года, что создавало постоянный дефицит оборотных средств. Привлекать внешние источники финансирования, в том числе коммерческие кредиты под высокие проценты, могли себе позволить немногие из оборонных предприятий. Такое положение сохраняется и сегодня.
На конференции констатировалось, что высокая себестоимость продукции, неполная компенсация расходов на содержание мобилизационных мощностей, невозможность быстрого перепрофилирования производства, в числе прочих причин обусловливают низкий уровень конкурентоспособности не только военной, но и гражданской продукции. На цене и качестве изделий стратегических предприятий и организаций также отрицательно сказывается высокий уровень морального и физического износа основных средств (75% основных фондов ОПК имеют запредельный уровень износа).
В докладах названо множество факторов, ухудшающих финансово-экономическое положение стратегических предприятий ОПК - взимание НДС с авансовых платежей, осуществляемых по контрактам за поставку продукции в рамках гос-оборонзаказа, задолженность государства предприятиям ОПК, образовавшаяся в ходе его выполнения, а также практическое отсутствие финансирования работ по поддержанию мобилизационных мощностей.
Сформулированные четыре года назад проблемы пока остаются без решения.
Ветеран сибирской оборонки
Рассмотрим показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия - Федерального государственного унитарного предприятия «Новосибирский научно-исследовательский институт электронных приборов» (ФГУП «НИ-ИЭП»), основанного в 1950 г. ФГУП «НИИЭП» - предприятие стратегическое, включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, что определяет его важность для национальной безопасности России. Отметим, что в Реестр оборонных предприятий вошли далеко не все предприятия Новосибирской области: из 54 научно-исследовательских, проектных, производственных предприятий и КБ оборонного профиля в него включены 37.
По своему профилю ФГУП «НИИЭП» (сугубо оборонное предприятие с близкой к единице долей оборонных НИОКР) относится к промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга РФ. Его технологии и продукция уникальны - это единственное в стране предприятие, занимающееся научными исследованиями и производством систем неконтактного подрыва и бортовых вычислительных устройств широкого класса боеприпасов.
Сама отрасль останется в ОПК базовой до тех пор, пока в вооруженных конфликтах будут применяться летальные способы поражения противника (современная военно-техническая революция демонстрирует уже технологии нелетального поражения). Отрасль находится в сфере интересов таких структур, как Ростехнологии, Роскосмос, Росатом, тем не менее в 2009 г. именно в промышленности боеприпасов и спецхимии больше всего снизилось производство как профильной продукции (на 29,6%), так и гражданской (на 30,2%) по сравнению с аналогичным периодом 2008 г3.
Абсурдность условий, в которых «странным образом» ведет свое существование ФГУП «НИИЭП», заставляет заострить внимание на уникальности предприятия.
• ФГУП «НИИЭП» является единственным в России предприятием по созданию систем неконтактного подрыва
3 URL: www.rosprom.ru
с управляемой областью срабатывания и разработчиком функциональной микроэлектроники для систем ближней локации средств ПВО. Оно координирует опытные работы ряда предприятий страны по созданию отечественной элементной базы миллиметрового диапазона волн, в котором не представляется опасным мощное радиоэлектронное противодействие противника.
• Только ФГУП «НИИЭП» разработаны и аттестованы системы математического моделирования систем неконтактного подрыва (без создания физических макетов), что позволяет резко сократить объем дорогостоящих натурных и полунатурных испытаний.
• ФГУП «НИИЭП» обладает уникальным измерительно-испытательным комплексом радиолокации для проведения измерений и механо-климатических испытаний с обеспечением защиты секретных параметров специзделий в процессе разработки и изготовления опытных образцов перспективных боеприпасов. Аналогов комплекса по объему функциональных возможностей в России нет.
• Накопившийся в ФГУП «НИИЭП» опыт создания бортовых вычислителей подлинно мирового уровня позволяет решить прорывные научно-технические проблемы в области боеприпасов: бесконтактный ввод установок многофункциональных взрывателей с «холодной» памятью, самодиагностируемые и самонастраиваемые многоканальные лазерные СНП и т.д.
Следует также отметить, что дополнительно к имеющимся предприятие приняло на себя мобилизационные задания банкротов отрасли (ФГУП «Комета», Новосибирск, и ГПП «Завод имени Масленникова», Самара).
Лидерство ФГУП «НИИЭП» в отечественном ОПК подтверждают научные достижения и заслуженные награды: более 300 работников награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Есть лауреаты Ленинской, Государственной и премии Ленинского комсомола, шестеро работников носят почетные звания «Заслуженный машиностроитель СССР» и «Заслуженный конструктор РФ». Около 100 человек получили медали и дипломы ВДНХ, 79 присвоено звание «Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии».
Около 40 изделий, разработанных институтом, сданы на вооружение советской и российской Армии, в том числе для таких всемирно известных видов вооружения, как комплексы ПВО «Круг», С-75, С-25М, «Шторм», «Тор», «Кинжал», «Стре-ла-10МЗ», С-300В, РСЗО «Смерч», ракет класса «воздух - воздух», К-77, К-73, ОТРК «Искандер» и др.
Возможно, это чисто российский парадокс, но уникальное предприятие уже много лет существует на грани банкротства. Отечество до сих пор не может решить накопившиеся проблемы отрасли.
Отдадим дань справедливости - слишком тяжелое наследство досталось России от СССР, в том числе и привычка затягивать выполнение государственных решений: чаще они так и остаются на бумаге.
С чем входили в кризис
Посмотрим, каким было финансово-экономическое положение предприятия в 2005-2008 гг. (показатели рассчитаны по методике Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве)).
За все анализируемые годы положительно финансовое состояние ФГУП «НИИЭП» характеризовал единственный показатель - чистые активы предприятия превышали уставный капитал, хотя в течение периода снижались.
Нормальные или близкие к нормальным значения имели показатели:
- соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения (хотя соблюдалось не в полной мере);
- прибыль от продаж - сохранялась, но постоянно уменьшалась по сравнению с предыдущими годами (за 2008 г. был получен убыток в размере 5269 тыс. руб.).
Неудовлетворительной за анализируемые годы была динамика изменения собственного капитала организации притом, что активы увеличились по годам; объемы собственных оборотных средств были неустойчивыми.
Произошло значительное падение рентабельности продаж в 2005 и 2008 гг. и прибыли до налогообложения на рубль всех расходов.
Основаниями считать финансовое положение и результаты деятельности ФГУП «НИИЭП» критическим служат:
- неудовлетворительная структура баланса;
- крайне низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов (16% - 20%);
- низкий коэффициент покрытия инвестиций (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала предприятия составляет лишь от 18% до 20% при критическом пороге 75%);
- отрицательное значение коэффициента маневренности собственного капитала (от -0,1 до -1,18) из-за фактического отсутствия у организации собственных средств;
- отрицательное значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (от -0,59 до -1,1) также из-за фактического отсутствия у организации собственных оборотных средств;
- коэффициенты текущей (общей) ликвидности, быстрой (промежуточной) ликвидности и абсолютной ликвидности не достигают нормативных значений;
- финансово-хозяйственная деятельность за 2005 г. и 2007-2008 гг. убыточна.
В итоге финансовое положение ФГУП «НИИЭП» можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное. Средний балл, рассчитанный с учетом важности ключевых показателей по шкале от -2 (критическое значение) до +2 (идеальное значение), составил -1,36. Это означает, что в среднем значения показателей положения организации не укладываются в нормативные.
За 2005-2008 гг., если судить по состоянию и динамике показателей прибыли и рентабельности, организация получила плохие финансовые результаты.
Как показал технико-экономический анализ, положение близко к критическому и по возрастному составу, и по технико-технологическому уровню основных средств. В частности, 83% основных средств имеют возраст более 20 лет; старше 15 лет - около 58% рабочих машин и оборудования, 76,8% измерительных приборов, 57,8% инструмента, 85,5% - передаточных устройств; 67% технологического оборудования также старше 20 лет.
Объем инвестиций в 2006 и 2007 гг. упал по сравнению с 2005 г. в 3,5-4 раза, причем источником инвестиций служили только собственные средства предприятия. Однако в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг. и на период до 2015 года» и Постановлением правительства РФ от 10.11.2007 г. № 771-35 «О государственном оборонном заказе на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета строительства инженерно-производственного комплекса для разработки и выпуска специзделий на площадке № 2 ФГУП «НИИЭП» (включая проектно-изыс-кательские работы) с вводом объекта в 2013 г. (объем финансирования из федерального бюджета в 2008 г. - 25,0 млн руб., в 2009 г. - 40,0 млн руб., в 2010 г. - 81,0 млн руб., в 2011-2013 гг. - 273,0 млн руб.).
Как показали расчеты, на конец 2008 г. ущерб государству, нанесенный ФГУП «НИИЭП» из-за многолетнего невыполнения налоговых обязательств, составляет около 300 млн руб., задолженность за 2008 г. - более 60 млн руб. Предприятие не только не способно погасить всю задолженность, но даже годовую сумму налоговых обязательств, так как по существу является банкротом. При этом затраты предприятия на поддержание мобилизационных мощностей за счет собственных средств за 2001-2008 гг. достигли более 100 млн руб. Объем бюджетного финансирования на поддержание законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей за указанный период оценивается в 6 млн руб.
В случае же гипотетического прекращения деятельности ФГУП «НИИЭП» в течение любого из календарных дней 2006-2008 гг. (при строгом соблюдении ст. 855 ГК РФ об очерёдности платежей) государство могло понести финансовые потери только в 2007 г. более 400 млн руб. И это без учета ущерба смежным оборонным предприятиям из-за невыполнения поставок им уникальной продукции стратегического назначения (мультипликативный отрицательный эффект).
Более ощутимым мог быть ущерб другого рода - страна могла потерять уникальные технологии и методы создания интеллектуальных систем ближней локации средств высокоточного оружия с управляемой областью срабатывания и средств ПВО в условиях мощного радиоэлектронного противодействия.
Раздача денег
Нельзя сказать, что государство ничего не предпринимает для улучшения положения ОПК. В 2009 г.. на поддержку отрасли из федерального бюджета было выделено около триллиона рублей. В соответствии с программой антикризисных мер правительства России4, по сравнению с 2008 г. эта сумма увеличилась на 38%. Примерно 15 млрд руб. субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, было выделено на осуществление основной деятельности головным исполнителям гособоронзаказа и включенным в сводный реестр организациям ОПК. На 3 млрд руб. увеличены объемы субсидий стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства. Как утверждается, сформирована законодательная основа для расширения практики предоставления инвестиционного налогового кредита предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ. Планировалось выделение 1 млрд руб. субсидий в качестве возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на осуществление ими инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции.
В Антикризисной программе правительства также предусматривался значительный объем бюджетных средств на капитализацию ведущих системообразующих компаний ОПК.
В целом планы на 2009 г. выполнены. Отдельным предприятиям выделенные средства помогли сохранить финансовую устойчивость. ФГУП «НИИЭП» в декабре 2009 г. по Распоряжению правительства РФ от 14.11.2009 г. № 1719-р в виде субсидий для частичного погашения задолженности по налогам
4 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. URL: http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html
и сборам получило (единственное в Новосибирской области) 191,7 млн руб. На момент рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии общая задолженность предприятия по налогам и сборам на 01.04 2009 г. составляла 598,9 млн руб.
К сожалению, «в большинстве случаев такая раздача денег постепенно подменяет нормальные экономические процессы», не принося ощутимых результатов в наведении порядка в ОПК5. Эти действия государства - очередная бессистемная попытка латания дыр, а эффективного механизма нормального финансового обеспечения ОПК государство до сих пор не выработало. Если государству действительно нужно ФГУП «НИИЭП», то держать его много лет на грани выживания — абсолютный абсурд.
Необходимо, наконец, признать гособоронзаказ основным инструментом содержания оборонного предприятия. И определить окончательный состав предприятий ОПК. Далее обязать каждое из них осуществить собственную реструктуризацию, освободить от лишних производственных и «советских» мобилизационных мощностей.
Давно назрела необходимость пересмотреть мобилизационные задания, так как действующими предусмотрен 15-20-кратный рост производства (за время Великой Отечественной войны производство было увеличено только в 3-5 раз), не говоря уж о том, что большинство изделий, включенных в мобилизационный план, давно морально устарело.
Заместитель председателя правительства РФ С. Б. Иванов уже много раз заявлял: «Нам столько предприятий и такого качества не нужно. На этот счет уже все решения приняты». Однако, как всегда, конкретных дел не следует. Наиболее верным, на наш взгляд, способом финансирования стратегически важных и однозначно необходимых для отечества предприятий было бы прямое бюджетное финансирование с отдельной строкой в расходной части бюджета по разделу «Национальная оборона» для каждого стратегически необходимого государству предприятия.
Понятно, что все это надо правильно подсчитать, особенно с учетом многоуровневой кооперации между предприятиями.
5 Колонка редактора, декабрь 2009 г. ТС ВПК. URL: www.vpk.ru
ФГУП «НИИЭП» как соисполнитель по государственным заказам и экспортным контрактам находится на 2-3-м уровне в производственной кооперации. Оно также получает со многих смежных предприятий основные и вспомогательные материалы, а также комплектующие изделия для самостоятельного выполнения производственной программы. Его основные поставщики комплектующих и материалов - это предприятия Российской Федерации (ОАО «Бердский электромеханический завод», Бердск; ОАО «Восход», Калуга; ФГУП НПП «Салют», Нижний Новгород; ПО «Луч», Новосибирск; ОАО «Завод «Метеор», Волжский; НПП «Восток», Новосибирск; ОАО «Курганприбор-А», Курган; ОАО «Энергия», Елец; ОАО «Микрон», Москва; ОАО «Поликор», Кинешма и др.), лишь несколько смежников находятся на территории бывших союзных республик. Зависимость предприятия от иностранных поставщиков незначительна и мало влияет на производство вооружений и военной техники.
Основными потребителями готовой спецпродукции традиционно являются головные предприятия ОПК - разработчики и изготовители вооружения и военной техники, в том числе продукции двойного назначения.
Необходимо отметить, что ФГУП «НИИЭП» является единственным поставщиком ряда изделий в рамках межзаводской кооперации комплектующих для производства образцов вооружения и военной техники, а именно: изделий 9Э322М и 9Б619М (комплекс С300ВМ); изделия 9Э156 (комплекс «Искандер»); прибора 87МП (комплекс «ТорМ1»); изделий АЗ-НВ-48 и 9Б889 (комплексы «Рокот», «Прибой», «Торнадо-Г» и «Смерч); изделия 9Х1348 (авиационные ракеты РВВ-АЕ и К-177, К-177М) и др.
Очевидно, что сохранять существующий порядок, когда финансирование гособоронзаказа осуществляется частями через головных исполнителей, оставляющих львиную долю денежных средств в собственном распоряжении, а предприятия 2-3-го уровня финансируются по остаточному принципу (при заведомо заниженной цене для предприятия-исполнителя заказа), - значит усугублять безнадежное положение значительного количества оборонных предприятий.
Отметим, что в январе 2010 г. председатель Государственной думы РФ Б. В. Грызлов в ходе встречи с руководителями предприятий ОПК Рязанской области сказал, что государство будет поддерживать оборонный потенциал страны на таком уровне, чтобы ни у кого даже мысли не возникало напасть на Россию. В частности, в 2010 г. объем государственного оборонного заказа составил 1 трлн 175 млрд руб. По словам Б. В. Грызлова, этого вполне достаточно, чтобы обеспечить развитие Вооруженных Сил именно с точки зрения технической компоненты6.
О системе управления ОПК
Если до сих пор есть фактически оформленный комплекс государственных предприятий под названием ОПК (во многих странах такого выделенного образования нет, а в США формально под эгидой военно-промышленного комплекса объединяются и военное ведомство, и вооруженные силы, и фирмы, выполняющие оборонный заказ7), то, вероятно, должен существовать и орган, определяющий систему задач для него. Вопрос этот возник в связи с тем, что Министерство обороны, по мнению многих специалистов8 (и мы разделяем это мнение), заняло позицию стороннего покупателя продукции отечественного ОПК и демонстрирует намерение закупать вооружения за рубежом (недавние примеры - беспилотные летательные аппараты, вертолетоносец).
Налицо отсутствие согласованных целей и задач по перевооружению Вооруженных Сил и синхронного с ними развития ОПК, под сомнением смысл Государственной программы вооружений в её нынешнем виде.
В этой связи обостряется проблема функционирования самого ОПК в его сегодняшнем состоянии, не удовлетворяющем по ряду позиций потребности армии. Такой ли ОПК нужен стране? На этот вопрос следует дать ответ незамедлительно.
6 Заказов «оборонке» хватит//Красная звезда. - 2010. - 28 янв.
7 Военно-промышленный комплекс США. URL: http://alyance.biz/str.php
8 Лига содействия оборонным предприятиям. URL: http://lsop.ru
Одна из крайностей - полное объединение в централизованно управляемую структуру и Министерства обороны, и всех строго необходимых для национальной безопасности оборонных предприятий, находящихся полностью в государственной собственности. Другая - организационная реструктуризация ОПК по аналогии с западными странами, полная приватизация всех предприятий и цивилизованные частно-государственные экономические отношения через государственный оборонный заказ.
ФГУП «НИИЭП», не дожидаясь кардинальных решений от государства, разработал собственную «Программу финансового оздоровления». (Возможно, опыт будет полезен и другим предприятиям.) Разработка программы продиктована особенностями предприятия как соисполнителя оборонного заказа и желанием его руководства решить хотя бы часть многолетних, упорно не решаемых хозяином (государством) проблем, препятствующих нормальной работе.
Рационализация размещения имеющихся мощностей, закупка нового оборудования и освоение новых технологических процессов для высвобождения избыточных мощностей (с последующей их реализацией с целью сократить непроизводительные расходы в будущем) требуют финансовых затрат, на которые нет средств, а программы целевой государственной поддержки не могут поддерживать всех, так как средства эти ограниченны.
Нерациональность существующей структуры производства приведет к тому, что даже предоставление государственных субсидий и реструктуризация накопленной задолженности не решат данной проблемы, следовательно, завтра задолженность вновь начнет расти.
Существующая процедура банкротства предприятий ОПК, изначально предполагающая их финансовое оздоровление, не работает - только в 1-2% случаев был положительный результат. В основном, данная процедура привела к гибели предприятий и утрате ряда уникальных технологий и производств.
Разработанная «Программа финансового оздоровления» ФГУП «НИИЭП» опиралась на следующие преимущества предприятия.
1. Продукция предприятия конкурентоспособная и востребованная - как для гособоронзаказа, так и для экспорта (в том числе в рамках мобилизационного задания).
2. Имеются избыточные производственные мощности.
3. Подготовлен кадровый потенциал, на базе которого возможно перспективное развитие.
4. Программу финансового оздоровления реально поддерживают федеральные власти и органы местного управления.
Концепция Программы базируется на следующих положениях.
V На свободных площадях построить компактное производство с современным инженерным и технологическим оборудованием.
V На новых производственных мощностях оптимизировать:
- структуру производства (отказаться от части производств в пользу кооперации и др.);
- организационную структуру предприятия (рациональное планирование кадрового потенциала).
V Привлечь средства соответствующих целевых программ (либо на дополнительные мобилизационные мощности, принятые от организаций-банкротов, либо на перспективную тематику).
V Привлечь негосударственные инвестиции (механизм -Постановление правительства РФ № 505 от 10.08.2007 г.) под будущую реализацию высвобождающегося излишнего имущества (основных фондов), находящихся в центральной части города.
Преобразование вида собственности предприятия (ОАО вместо ФГУП). Включение в состав холдингов, госкорпораций и т.д. не снижает эффективности предложенных мер, а дает дополнительные возможности для поддержки предложенной концепции.
Разработанная программа финансового оздоровления представляет собой комплекс мероприятий и предполагает решение следующих задач:
- увеличение объемов выпускаемой продукции;
- совершенствование организации производства и обновление производственных мощностей;
- снижение затрат на производство выпускаемой продукции;
- оптимизацию имущественного комплекса;
- привлечение молодых кадров, переобучение работников, обеспечение роста производительности труда и заработной платы;
- погашение задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным, областным и местным бюджетами, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами (в соответствии с Постановлением правительства РФ от 10.12.2009 г. № 995).
Результатом реализации Программы финансового оздоровления должны стать:
- стабилизация финансово-экономического положения предприятия и восстановление платежеспособности;
- создание условий для развития предприятия;
- обеспечение выполнения гособоронзаказа и государственных экспортных контрактов;
- обеспечение надлежащего содержания мобилизационных мощностей.
В соответствии с Программой финансового оздоровления ФГУП «Научно-исследовательский институт электронных приборов» на 2009-2015 гг. (раздел 5 «Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности») предприятием по состоянию на 01.03.2010 г. выполнены следующие мероприятия.
1. Увеличиваются объемы производства продукции (в 2009 г. в 1,2 раза больше, чем в 2008 г., в 2010 г. планируется в 1,4 раза больше, чем в 2009 г.).
3. С целью оптимизации структуры предприятия начата реорганизация его структуры, а именно, объединение двух научных подразделений в отдел НИОКР и двух производственных подразделений в механический цех.
4. С целью снижения себестоимости изготовления продукции выпущен приказ о снижении трудоемкости в зависимости от объема выпуска продукции и наличия литеры О1.
5. С целью оптимизации имущественного комплекса реализован 1-й этап строительства инженерно-производственного комплекса (выполнен нулевой цикл).