Научная статья на тему 'Оборонная безопасность России в системе национальной безопасности'

Оборонная безопасность России в системе национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3435
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫЗОВ / ОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ИНТЕРЕС / АГРЕССИЯ / ОБОРОНА / ВОЙНА / CHALLENGE / DANGER / THREAT / SECURITY / POLICY / INTEREST / AGGRESSION / DEFENSE / WAR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Игорь Владимирович

Статья посвящена проблемам соотношения национальной, военной и оборонной безопасности. Автор раскрывает место и роль системы оборонной безопасности как одной из основных подсистем национальной безопасности; обосновывает актуальность разработки и реализации новой государственной политики обеспечения оборонной безопасности, адекватной существующим вызовам и угрозам международной, региональной и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of correlation of national, military and defense security. The author reveals the place and role of defense security system as one of the main subsystems of the national security. He also substantiates the urgency of developing and implementing a new state policy to ensure security that is adequate to the existing challenges, risks and threats to international, regional and national security.

Текст научной работы на тему «Оборонная безопасность России в системе национальной безопасности»

Экспертиза

ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович — кандидат технических наук, военнослужащий

ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена проблемам соотношения национальной, военной и оборонной безопасности. Автор раскрывает место и роль системы оборонной безопасности как одной из основных подсистем национальной безопасности; обосновывает актуальность разработки и реализации новой государственной политики обеспечения оборонной безопасности, адекватной существующим вызовам и угрозам международной, региональной и национальной безопасности.

Ключевые слова: вызов, опасность, угроза, безопасность, политика, интерес, агрессия, оборона, война

Образование Российской Федерации как независимого государства выдвинуло в число приоритетных задач вопросы разработки теории и политики обеспечения национальной безопасности. Старые представления о национальной безопасности как безопасности государственной, полностью довлеющей над безопасностью личности и общества, в теоретическом и политическом аспектах не представлялось возможным совместить с новыми целями и задачами построения правового социального демократического государства. Для реализации новых целей и новых задач, как справедливо замечает А.В. Возжеников в своей монографии «Парадигма национальной безопасности реформирующейся России», потребовалась смена философско-мировоззренческих взглядов на само социально-политическое явление «национальная безопасность» [Возжеников 2000: 9].

Впервые за многовековую историю России национальная безопасность стала представляться как принципиально новый вид ориентации РФ в сложных внешних и внутренних условиях жизнедеятельности, основанный уже не на идеях русской монархической государственности с присущими ей принципами православия, народности и самодержавия, не на идеях социалистического интернационализма с упором на приоритетность интересов мирового рабочего класса, а на прагматичных представлениях о национальных целях, ценностях и интересах, где в интегрированном виде отражаются совокупные витальные и другие жизненно важные интересы личности, общества и государства, адекватно реагирующего на опасности, внешние и внутренние угрозы интересам всех граждан, классов, этносов и действующего на благо всех граждан, классов, социальных групп, этносов, национальностей.

Следует заметить, что смена представления о национальной безопасности как безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и опасностей в сознании россиян проходит неоднозначно, по-своему преломляется в групповом и общественном сознании. Ученые-политологи в течение последних двух десятилетий постепенно отошли от узкой трактовки национальной безопасности как безопасности государственной, свойственной советскому периоду российской истории. И политическое руководство повернулось к безопасности личности и общества как равноправных объектов национальной безопасности в триаде «личность, общество, государство». Конституция РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»1.

1 Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М.: 1993. С. 5.

Рисунок 1. Морфология национальной безопасности

Практика государственного строительства и политические отношения выдвинули потребность в научной проработке всех структурных компонентов новой системы национальной безопасности и функциональных компонентов системы обеспечения национальной безопасности. Возникла потребность в определении сфер национальной безопасности, необходимость в научном анализе и прогнозировании реальных и потенциальных угроз жизненно важным интересам основных объектов национальной безопасности в ее структурных сферах: политической, экономической, оборонной, информационной и др. Каждая сфера национальной безопасности соответствует определенной сфере общественной жизни — политической, экономической, оборонной и т.д.

Авторское представление морфологии национальной безопасности представлено на рис. 1. Таким образом, оборонная безопасность России представляется составной структурной частью системы национальной безопасности РФ.

Национальная безопасность включает в себя внешний и внутренний аспекты: внешняя безопасность означает состояние защищенности жизненно важных

интересов1 личности, общества и государства от угроз и опасностей, исходящих извне; внутренняя безопасность характеризует состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и опасностей, порожденных внутри РФ.

Так как в человеческом обществе жизненно важные интересы всех объектов национальной безопасности распространяются на все сферы общественной жизни, и на них постоянно воздействуют опасности и угрозы различного характера, то вполне естественно защиту этих интересов от опасностей и угроз дифференцировать по сферам жизнедеятельности (сферам безопасности). Такой подход к проблеме безопасности позволяет видеть национальную безопасность как единую систему видов (внешняя и внутренняя) и сфер безопасности (соответствующих сферам жизнедеятельности общества), каждая из которых является самостоятельной подсистемой общей системы национальной безопасности России со своими характерными особенностями, целями и специфическими задачами.

Практика показывает, что все подсистемы (сферы национальной безопасности) тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Современная политика обеспечения национальной безопасности России не предает забвению ни один из видов, ни одну из сфер национальной безопасности. К сожалению, такое забвение некоторых сфер национальной безопасности имело место в недалеком прошлом, когда Советский Союз распался на пике своего военного могущества, достигнутого в ущерб экономической, социальной и других сфер безопасности [Возжеников, Прохожев 2005: 21]. Безусловно, на различных этапах исторического развития приоритеты тех или иных видов и сфер национальной безопасности могут меняться, и поэтому важной задачей политики обеспечения национальной безопасности является достижение в каждый временной период определенных рациональных национальных приоритетов в ряду видов и сфер национальной безопасности [Возжеников и др. 2008: 221].

В структуре национальной безопасности сфера оборонной безопасности имеет тесную взаимосвязь и взаимозависимость со всеми видами и сферами национальной безопасности и в то же время обладает своей спецификой и приоритетностью в системе обеспечения национальной безопасности РФ.

В самом общем виде оборонная безопасность подразумевает поддержание оборонного потенциала РФ на уровне, достаточном для надежной защиты национальных интересов страны в случае возникновения военной угрозы, а также, при необходимости, для отражения агрессии в отношении Содружества Независимых Государств [Золотарев 1998: 67-68]. Оборонная сфера безопасности сегодня особенно тесно взаимосвязана с политической, экономической, научной, технологической, информационной, образовательной, духовной, культурной и другими сферами жизни общества. Она вбирает в себя целые системы политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства и общества к отражению вооруженного нападения на страну, а также собственно по защите целостности и неприкосновенности ее территории и государственного суверенитета.

Часто в отечественной литературе оборонная безопасность отождествляется с военной безопасностью2 [Ефимов 2014; Золотарев 1998], под которой понимается состояние общественного развития, а также совокупность условий и фак-

1 Под жизненно важными интересами автор понимает ту часть интересов объектов безопасности, без реализации (защиты) которых объекты безопасности могут погибнуть или деградировать, изменяя присущее им нормальное состояние.

2 Котенев А.А., Лекарев С.В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. М.: Ягуар. 2001. 504 с.

торов, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства военным путем, средствами вооруженного насилия.

По мнению автора, военная безопасность — это понятие, целью и одной из главных задач которой является обеспечение оборонной безопасности. Военная безопасность как состояние защищенности основных объектов национальной безопасности от внешних угроз и опасностей военного характера имеет место при наличии этих угроз и опасностей, в то время как оборонная безопасность характеризует состояние защищенности жизненно важных интересов основных объектов национальной безопасности от потенциальных угроз военного характера, способность страны гарантированно противостоять политическому, экономическому, дипломатическому давлению вплоть до прямой вооруженной агрессии. Военная безопасность выступает как важнейшее слагаемое национальной безопасности независимо от наличия военных угроз и опасностей и характеризует совокупный национальный ресурс страны (объединяющий научно-технический, минерально-сырьевой, материально-технический потенциалы государства, интеллектуальный и материальный потенциалы общества и духовный потенциал личности) [Возжеников 2002: 71; Буркин, Возжеников, Синеок 2008: 189], при котором страна способна защитить свой суверенитет, свои национальные интересы во всех сферах безопасности, а также обеспечивать продвижение своих национальных интересов в мире в краткосрочной, среднесрочной и отдаленной перспективах.

Защита национальных интересов диктует, чтобы уровень оборонной безопасности постоянно соответствовал меняющейся международной обстановке, трендам мирового развития и возможностям личности, общества и государства.

По мнению автора, понятие «оборонная безопасность» шире понятия «военная безопасность», которое выступает составной частью оборонной безопасности. Оборонная безопасность, оборона страны всегда рассматривалась как более широкое понятие, чем военная мощь, военная безопасность, применение военной силы.

Во-первых, потому, что оборонная безопасность осуществляется усилиями всей страны с учетом не только военных, но и экономических, информационных и других угроз с применением как невоенных, так и военных средств. И в военное время — под руководством Государственного комитета обороны.

Во-вторых, Конституция РФ (ст. 71) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство. В ст. 114 Основного закона говорится, что правительство РФ осуществляет меры по обороне страны. В законе РФ «О безопасности» (ст. 13) среди основных сфер безопасности значится оборонная безопасность, а не военная. В законе «Об обороне» (ст. 1) указывается: «В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, специальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории»1. В ст. 10 закона говорится, что Вооруженные силы составляют основу обороны Российской Федерации2. Следовательно, обеспечение военной безопасности, применение военной силы — это основная, но все же составная часть оборонной безопасности. Однако в последние годы все чаще оборонная безопасность под-

1 old.nasledie.ru /уоепро1/14_2/агИс1е.рЬр?аг1=48

2 Федеральный закон «Об обороне» от 04.06.2014 № 145-ФЗ. Доступ: mchs.rk.gov.ru/fi1i/federa1iniy 2акоп 61.pdf (проверено 15.05.2017).

меняется военной безопасностью, хотя в этом нет ни научно-теоретической, ни практической необходимости1.

Обеспечение оборонной безопасности РФ включает комплекс взаимообусловленных задач:

— создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны и определение национальных приоритетов;

— решение разведывательных задач, определение и прогнозирование угроз и опасностей национальным интересам страны в оборонной сфере;

— военное строительство, стратегическое планирование и руководство обороной страны, вооруженными силами и другими войсками;

— законодательное и научно-методическое обеспечение оборонной безопасности;

— формирование оборонного сознания граждан и общества в целом, создание физического и морально-психологического потенциала оборонной безопасности;

— подготовку территории страны к обороне, обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности;

— развитие оборонно-промышленного комплекса, оснащение Вооруженных сил материальными средствами, вооружением, военной и специальной техникой;

— организацию и осуществление военно-политического и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

В соответствии с задачами структура оборонной безопасности РФ в авторском видении представлена на рис. 2.

Система обеспечения оборонной безопасности представляется совокупностью следующих компонентов: это принципы государственной политики в области обеспечения оборонной безопасности (законность; приоритетность национальных интересов по отношению к корпоративным, ведомственным, религиозным, классовым, этническим и др.); сотрудничество с международными системами безопасности в достижении национальных целей и отстаивании национальных интересов; гласность и информационная открытость политики обеспечения оборонной безопасности, правовых основ обеспечения оборонной безопасности (Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, соответствующие Конституции РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции; международные договоры РФ, общепризнанные нормы международного права); угрозы национальной безопасности РФ в оборонной сфере, национальным интересам РФ; силы, органы, ресурсы обеспечения оборонной безопасности.

Проблема обеспечения оборонной безопасности для России сегодня сохраняет свою актуальность. На международной арене продолжается соперничество традиционных и новых геополитических центров силы. Происходит формирование качественно иного мироустройства, сопровождающееся появлением новых опасностей, вызовов и угроз национальным интересам РФ. В политике сохраняется тенденция применения силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов и ставка на стратегию односторонних действий. Не устранены глубинные социально-экономические, межэтнические противоречия и территориальные споры, лежащие в основе большинства международных и внутренних конфликтов. Борьба за рынки и минерально-сырьевые ресурсы провоцирует гонку вооружений, усугубляет межгосудар-

1 См., напр.: Доктрина военной безопасности Российской Федерации. Доступ: https://rg.ru/2014/12/30/ doktrina-dok.html (проверено 15.05.2017).

Рисунок 2. Структура оборонной безопасности РФ

ственные разногласия, национальную и религиозную рознь. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В мире остается немало очагов неурегулированных или потенциальных вооруженных конфликтов. На глобальную и региональную стабильность существенное влияние начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия. Возрастают риски втягивания ведущих

государств мира в региональные конфликты. Не исключается опасность развязывания крупномасштабной войны, в т.ч. ядерной, между ведущими государствами1.

В последнее десятилетие, как показывает практика, на передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государств друг на друга, как экономические, правовые, технологические, информационные. Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование в борьбе за продвижение национальных интересов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий в дополнение к традиционным дипломатическим методам.

Большую тревогу вызывают и появившиеся в последние годы концепции «приватизации войны» [Соловьев 2004: 73]. В 2001 г. впервые в новейшей истории возникла ситуация, когда государство (США) объявило войну не государству, а сетевой террористической организации (Аль Каида). Проблема тем более опасна, что в начале XXI в. обозначилась ярко выраженная тенденция к слиянию исламского радикализма, наркоторговли и международных криминальных сетей. По мнению А.А. Кокошина, это может нанести чувствительный удар по принципу государственного суверенитета [Кокошин 2005: 15-16].

В условиях исключительной важности вопросов войны и мира перед отечественной наукой встает задача актуализации оборонных проблем национальной безопасности Российской Федерации, выработки оптимальной модели государственной политики обеспечения оборонной безопасности, комплексно освещающей задачи в области военного строительства, материального обеспечения Вооруженных сил РФ, мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности, образования и воспитания граждан и общества в духе готовности решать оборонные задачи.

Список литературы

Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. 2008. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. 2-е изд., доп. (под общ. ред. А.В. Возженикова). М.: Изд-во РАГС. 478 с.

Возжеников А.В. 2000. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЭДАС ПАК. 360 с.

Возжеников А.В.2 2002. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Изд-во РАГС. 424 с.

Возжеников А.В., Прохожев А.А. 2005. Государственное управление и национальная безопасность: учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд-во РАГС. 132 с.

Возжеников А.В. и др. 2008. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России (под ред. А.В. Возженикова). М.: Изд-во РАГС. 222 с.

Ефимов Н.Н. 2014. Политико-военные аспекты национальной безопасности России. 2-е изд., стереотип. М.: ЛЕНАНД. 240 с.

Золотарев В.А. 1998. Военная безопасность отечества (историко-правовое исследование). 2-е изд., доп. М.: КАНОН-Пресс; Кучково поле. 468 с.

Кокошин А.А. 2005. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД /URSS. 70 с.

Соловьев Э.Г. 2004. Сетевые организации транснационального терроризма. — Международные процессы. Т. 2. № 2(5). С. 71-83.

1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 30.10.2016 № 640. Доступ: www.garant.ru/products/ipo/prime/dos/71452062 (проверено 16.05.2017).

VASIL'EV Igor' Vladimirovich, Cand.Sci. (Tech.Sci.), serviceman

DEFENSE SECURITY OF RUSSIA IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM

Abstract. The article is devoted to the problems of correlation of national, military and defense security. The author reveals the place and role of defense security system as one of the main subsystems of the national security. He also substantiates the urgency of developing and implementing a new state policy to ensure security that is adequate to the existing challenges, risks and threats to international, regional and national security.

Keywords: challenge, danger, threat, security, policy, interest, aggression, defense, war

ПРОХОРОВА Алиса Андреевна — главный специалист управления международного сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей (109240, Россия, г. Москва, Котельническая наб., 17; alicepro@mail.ru; ProkhorovaAA@rspp.ru)

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕЛОВОЙ ДВАДЦАТКИ»

Аннотация. В статье предпринимается попытка проанализировать эффективность «Деловой двадцатки» (В20) в контексте полноценного вовлечения международного бизнес-сообщества в деятельность «Группы двадцати». В качестве наиболее очевидных условий такой вовлеченности определены разработка актуальных рекомендаций деловых кругов, обеспечение максимально возможной их включенности в итоговые документы G20, а также повышение уровня имплементации принимаемых на саммитах G20 решений. Чтобы оказывать большее влияние на формирование ключевых рекомендаций «Деловой двадцатки» и увеличивать уровень их включения в итоговые документы «Большой двадцатки», необходимо совершенствовать процесс разработки предложений рабочими группами и их последующего продвижения в повестку G20. Представляется целесообразным дополнить существующие методологии оценкой, которая будет учитывать приоритетность разрабатываемых рабочими группами рекомендаций через придание им соответствующих весов (например, в коэффициентах). В статье подчеркивается важность разработки таких рекомендаций, которые могут быть имплементированы в национальные законодательства, в обязательства международных объединений.

Ключевые слова: «Группа двадцати», эффективность «Деловой двадцатки», международное бизнес-сообщество, глобальное управление

Оптимизация деятельности многосторонних объединений, так же как и функционирование их структурных элементов, может рассматриваться с точки зрения способности институтов выстраивать работу так, чтобы формирование их позиций, согласование коллективных обязательств, обеспечение исполнения принятых ими решений для достижения поставленных целей было максимально результативным. Эффективность «Деловой двадцатки» можно в этой связи анализировать в контексте полноценного вовлечения в деятельность «Группы двадцати» международного бизнес-сообщества. Наиболее очевидными аспектами такой вовлеченности является разработка деловыми кругами актуальных рекомендаций, обеспечение максимально возможной их включенности в итоговые документы 620, а также повышение уровня имплементации принимаемых на саммитах 620 решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.