Научная статья на тему 'Безопасность как социально-юридический феномен'

Безопасность как социально-юридический феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
702
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / SECURITY / NATIONAL SECURITY / PERSON / SOCIETY / STATE / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Никита Николаевич

В статье исследуются категории "безопасность" и "национальная безопасность", рассматривается соотношение национальной безопасности и права. В структуре национальной безопасности выделяется безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the categories "security" and "national security", considers correlation to national security and law. Personal security, security of society, state security are in the structure of national security in such spheres as international relations, the defence, political life, economy, social sphere.

Текст научной работы на тему «Безопасность как социально-юридический феномен»

Пономарев Никита Николаевич

преподаватель кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях

Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583934)

Безопасность как социально-юридический феномен

Аннотация

В статье исследуются категории "безопасность" и "национальная безопасность", рассматривается соотношение национальной безопасности и права. В структуре национальной безопасности выделяется безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера.

Annotation

This article deals with the categories "security" and "national security", considers correlation to national security and law. Personal security, security of society, state security are in the structure of national security in such spheres as international relations, the defence, political life, economy, social sphere.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, личность, общество, государство, право

Key words: security, national security, person, society, state, law.

онятие "безопасность" до сих

Ппор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл [1]. Все множество определений безопасности, представленных мыслителями разных научных школ и направлений, можно объединить в группы, в рамках которых безопасность рассматривается: как защищенность или состояние защищенности;

как отсутствие опасности; как свойство (атрибут) системы; как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию [2] .

Потребность четкой дифференциации представлений о безопасности, выработка определений ее конкретных видов и составляющих, а также развитие таких направлений исследований, которые могли бы способствовать продвижению вперед в конкретных областях правовых знаний, предлагая свои выводы для их прикладного применения, обусловливает необходимость интегративного подхода, где ключевую роль должно сыграть понятие "национальная безопасность" [3].

Термин "национальная безопасность" ("общенациональная безопасность") появился совсем недавно. Еще в XX в. в лексиконе большинства государств использовались такие понятия, как "обороноспособность", "военная безопасность", "государственная безопасность"

и др.

Термин "национальная безопасность" появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. закона о национальной безопасности. Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов,традиций,стиля жизни [4].

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти ("политическая безопасность") и международной безопасностью ("внешняя безопасность" и "военная безопасность"). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности, гуманитарные, экономические, экологические. Хотя в советское время аналогом понятия "национальная безопасность", носившего характер определенного идеологического клише, обозначавшего особую борьбу с любыми проявлениями личной и общественной жизни, наносившими ущерб коммунистической идеологии и советскому государству, чаще всего

77

выступало понятие "государственная безопасность". В связи с тем, что в современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление, понятие "государственная безопасность" утратило свое былое значение [5] .

В 1992 г. принят Закон Российской Федерации "О безопасности" [6] - основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями [7]. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. После того, как на практике выяснилось, что некоторые положения этого документа нуждаются в корректировке, в январе 2000 г. Указом Президента была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации [8] .

Понятие национальной безопасности впервые было закреплено в ст. 1 Закона РФ "О безопасности", в котором безопасность предстает как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". В такой постановке вопроса "безопасность" выступает как некая философская категория, абстрактная форма выражения состояния жизнеспособности и жизнестойкости объектов. Это определение не носит конкретно-исторического характера, не несет в себе и прямого действия ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации "национальная безопасность" рассматривается как состояние защищенности личности, общества и государства от возможных внутренних и внешних угроз, которое достигается совокупностью действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и человека на основе законов и иных правовых актов в обеспечение суверенитета, единства и неделимости территории России, стабилизации и последующего социально-экономического и духовно-нравственного развития. Это определение носит конкретно-исторический характер и характеризует национальную безопасность как целостную, относительно самостоятельную и устойчивую систему.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Глобализация оказывает значительное влияние на происходящие в мире процессы. Эти процессы имеют отношение и к происходящему в нашей стране. Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создает прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах [9].

Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.

Интересной научной проблемой является соотношение права и безопасности. Казалось бы, данные явления совершенно не совместимы. Однако основным предназначением права в государстве является обеспечение его безопасности. Поэтому данные понятия находятся в двусторонней связи: само право зависит от состояния безопасности в стране (например, действие права в случаях мародерства, грабежа, разбоя и убийств в военное время, в условиях чрезвычайной ситуации, при стихийном бедствии).

В современных условиях национальная

_18

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)

безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях [10]. Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие [11] .

На конституционном уровне термин "национальная безопасность" отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о "государственной безопасности" или о "безопасности государства", а государство понимается как государство-нация (например, в ч. 5 ст. 13; ч. 3 ст. 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 - о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 - о государственной безопасности; в ч. 5 ст. 56 - о безопасности граждан, в ч. 1 ст. 72 - об экологической безопасности) [12] .

Многоаспектность феномена "национальная безопасность" определила неоднозначность и множественность формулировок термина, его обозначающего. Множество понятий "национальная безопасность" в отечественной литературе объединяет стремление авторов передать это состояние посредством анализа конкретных признаков. Безопасность рассматривается:

как «состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, то есть изменений свойств в худшую сторону" [13 ];

как "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящими как из других стран, так и изнутри собственной страны" [14];

как "реальную способность быть свободными от внешней опасности" [15] .

Что же касается структуры национальной безопасности, то главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера. При этом понятие "национальная безопасность" охватывает и такие аспекты жизнедеятельности, как, например, "защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств" [16] , "ядерная безопасность", "радиационная

безопасность населения" [17] , "химическая и биологическая безопасность" [18] , "военно-морская безопасность", "военная безопасность" [19],"пожарная безопасность"[20],

"информационная безопасность" [21] , "экологическая безопасность" 22 , "транспортная безопасность" [23] , "безопасность дорожного движения" [24] , "авиационная безопасность" [25] ,"экономическая безопасность"[26],

"продовольственная безопасность" [27] и др.

Таким образом термин "национальная безопасность" имеет множество определений, касающихся различных аспектов жизненной практики и затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Важное значение имеет определение, изложенное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которое дает понятие не только о сущности национальной безопасности, но и о ее структуре.

1. Габричидзе Б. Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 452; Васильев С. Новые подходы к понятию безопасности России // Обозреватель. 1999. № 3. С. 41-43; Моздаков А. Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии//Вопросы философии. 2008. № 4. С. 18-25.

2.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: Дис. д-ра. юрид. наук. СПб., 2005. С. 148.

3. Идрисов Р.Ф. Государство в обеспечении национальной безопасности России. М, 2001. С. 27-29.

4. The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1987. P. 3-4; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1988. P. 6-7; The White House. National Security Strategy of the United States. Wash., 1990. P. 1-3.

5. Ковальский С. Что такое национальная безопасность?//Финансовый контроль. 2002. № 6. С 26-27; Амельчакова В. Н. О соотношении категории "национальная безопасность" со смежными правовыми категориями //Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 4. С 11-14; Галузин А.Ф. О понятии "правовая безопасность" и ее принципах//Правоведение. 2007. № 6. С. 166-177.

6. Закон РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2446 (в ред. от 26 июня 2008 г.) //

79

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Ведомости Совета Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769; Российская газета. 1993. 10 января; 1994. 14, 19 января; Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2002. № 30. Ст. 3033; 2005. № 10. Ст. 763; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3427; 2007. № 10. Ст. 1151; 2008. № 26. Ст. 3032.

7. Указ Президента Российской Федерации "Об аппарате Совета безопасности Российской Федерации" от 28 марта 1998 г. № 294 (в ред. 25 сентября 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1536; 2001. № 26. Ст. 2651; 2003. № 48. Ст. 4659; 2004. № 24. Ст. 2392; Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении положений о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совета безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 (в ред. от 25 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3459.

8. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г.) //Российская газета. 1997. 26 декабря; СЗРФ. 2000. № 2. Ст. 170.

9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

10. Каламанов В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и межнациональные конфликты (теоретико-правовой анализ): Дис. докт. юрид. наук. СПб., 1999; Наука и образование в стратегии национальной безопасности и региональное развития: Материалы международной конференции, посвященной 275-летию Российской академии наук. Екатеринбург, 22-23 апреля 1999 г. Екатеринбург, 1999; Чихарев И.А. Национальная безопасность интересы России и современная цивилизация // Вестник Московского университета. Сер. 12: Полит. науки. 1999. № 4. С 88-96; Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М, 2000. С. 55; Степашин С.В. Национальная безопасность: условия и приоритеты // Актуальные проблемы защиты и безопасности: Труды третьей Всероссийской научно-практической конференции 4-6 апреля

2000 г.:В 2 т. Т. 1. СПб., 2000. С 38-39; Вахрамеев А. В. Национальная безопасность Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С 65-79; Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред.

A.А. Прохожева. М., 2002. С. 319; Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003; Мамонов В. В. Конституционные основы национальной безопасности России. Саратов, 2002; Кефели И. Ф. Национальные интересы и национальная безопасность России // Кефели И. Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004. С 131-139; Колокольцев

B.А. Проблемы обеспечения национальной безопасности современной России. СПб., 2005; Кучер И. В. Актуальные проблемы национальной безопасности России //Вестник Барнаульского юридического института. 2005. Вып. 8. С. 3639; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: Социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006; Фещенко Б. Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006; Александров Р. А. Основные угрозы национальной безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 3. С. 19-20; Брудников А. С. Современное понимание сущности и содержания национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3. С. 8-11; Пушкарев Е. А. Безопасность человека в системе политико-правового обеспечения национальной безопасность России // Философия права. 2007. № 4. С. 51-54; Александов Р. А. Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в контексте генезиса и эволюции системы национальной безопасности России (опыт ретроспективного анализа и теоретико-правового моделирования): Дис. докт. юрид. наук. СПб., 2008; Жириновский В. В. Безопасность для России // Щит и меч. 2008. № 6. С. 8.

11. См.: Закон РФ "О безопасности". Ст. 1.

12. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. M, 2009.

13. Периодический обзор ООН. 1991. Т. XIV. № 4. С. 96-97.

14.Скакунов Э.И. Всеобъемлющая безопасность: модель перестройки международных отношений // Советское государство и право. 1987. № 5. С. 104.

15.Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 1988. С. 15.

_80

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)

16. См.: Закон РФ "О милиции"от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред от 2 октября 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; 1993. № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; 1999. № 49. Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204; 2000. № 46. Ст. 4537; 2001. № 1. Ч. 2. Ст. 15; 2001. № 31. Ст. 3172; 2001. № 32. Ст. 3316; 2002. № 18. Ст. 1721; 2002. № 27. Ст. 2620; 2002. № 30. Ст. 3029; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. № 28. Ст. 2880; 2003. № 50. Ст. 4847; 2004. № 30. Ст. 3087; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 13. Ст. 1078; 2005. № . 14. Ст. 1212; 2005. №. 19. Ст. 1752; 2006. №. 24. Ст. 2555; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3425; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. № 10. Ст. 1151; 2007. № 41. Ст. 4845; Указ Президента Российской Федерации "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации"от 12 февраля 1993 г. № 209 (в ред. от 2 декабря 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562; СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 69; Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ (в ред. 29 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3505; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; 2000. № 1. Ч. 1. Ст. 8; 2001. № 13. Ст. 1140; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. №35. Ст. 3607; 2005. № 49. Ст. 5128; 2007. №31. Ст. 4008; 2007. № 31. Ст. 4011; 2008. №18. Ст. 1941; Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. 24 июля 2007 г.) //Российская газета. 1992. 30 апреля; СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 167; 2005. № 24. Ст. 2313; 2006. № 30. Ст. 3294; 2007.№ 31. Ст. 4011; Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (в ред 8 апреля 2008 г.) // Российская

газета. 1997. 12 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 26. Ст. 2730; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; 2003. № 2. Ст. 164; 2003.

№ 27. Ч. 1. Ст. 2700; 2003. № 46. Ч. 1.

Ст. 4437; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. №

10. Ст. 763; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3420; 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3452; 2007. № 27. Ст. 3213; 2007. № 45. Ст. 5418; 2008. № 15. Ст. 1448; Указ

Президента Российской Федерации "О специальном представительстве Президента Российской Федерации по взаимодействию с Европейским союзом в области свободы, безопасности и правосудия" от 30 июня 2008 г. (опубликован не был); Закон Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербург "Повышение эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности" на 20062008 годы" от 17 апреля 2006 г. № 159-23 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2006. № 6; 2007. № 36; 2008. № 7.

17. См.: Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 30 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 429; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 50. Ст. 5284; 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. № 45. Ст. 5418; Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141; 2004. № 35. Ст. 3607.

18. См.: Указ Президента Российской Федерации "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" от 23 ноября 1995 г. № 1173 (с изм. от 15 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4658; 1999. № 12. Ст. 1453; Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)""от 28января 2008 г. 74-р//СЗ РФ. 2008. № 5. Ст. 434.

19. Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации" от 21 апреля 2000 г. № 706 // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852; Тюшкевич С.А. Российская Федерация: поиски новой системы военной безопасности (1992-2002) // Тюшкевич С. А. Новый передел мира. М., 2003. С 233-275; Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004.

20. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 18 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503; 1996. № 17. Ст. 1911; 1998. № 4. Ст. 430; 2000. № 46. Ст. 4537; 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3413; 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 2; 2002.

№ 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 27. ^ Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 14. ^

81

Ст. 1212; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 6. Ст. 636; 2006. № 44. Ст. 4537; 2006. № 50. Ст. 5279; 2006. № 52. Ч. 2. Ст. 5498; 2007. № 18. Ст. 2117; 2007. № 43. Ст. 5084; Закон Санкт-Петербурга "О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге"от 18июля2005г.. № 36852 (в ред. от 16 января 2006 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. № 10; 2006. № 1; Областной закон Ленинградской области "О региональной целевой программе "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 20072010 годы"от 11 дек 2006 г. № 147-оз (в ред. от 31 января 2008 г.) //Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып.36; Вестник Правительства Ленинградской области. 2008. № 2. Областной закон Ленинградской области "О пожарной безопасности в Ленинградской области" от 25 декабря 2006 г. № 169-оз // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 39.

21. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сентября.

22.Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об экологической доктрине Российской Федерации" от 31 августа 2002 г. № 1225-р //СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510; Тангиев Б.Б. Правоохранительные органы России и их деятельность в области обеспечения экологической безопасности, надзора и охраны окружающей среды: Учебное пособие. СПб, 2007.

23.Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ / / СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

24.Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред от 1 декабря 2007 г.) // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1995. № 36. Ст. 1145; 1999. № 10. Ст. 1158; 2002. № 18. Ст. 1721; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5498; 2007. № 46. Ст. 5553; 2007. № 49. Ст. 6070; Областной закон Ленинградской области "О региональной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области" на 2006-2010 годы" от 29 декабря 2006 г. 200-оз // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 2007. Вып. 45.

25. См.: См.: Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера"; Жуков С.И. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности на воздушном транспорте (историко-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007.

26. Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14 апреля 1998 г. 63-ФЗ

(в ред. от 8 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798; 2002. № 30. Ст. 3027; 2003. № 50. Ст. 4850; 2003. № 50. Ст. 4851; Егоршин В.М. Экономическая безопасность -составляющая национальной безопасности России //Актуальные проблемы безопасности информационного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 5-8 октября 1999 г. СПб., 1999. С. 101-103; Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. № 2. С. 15-26; Финансовый контроль и экономическая безопасность: диалектика взаимосвязи. СПб., 2004; Тимофеева И. Ю. Теоретические основы государственного контроля как механизма обеспечения экономической безопасности: Дис.... канд. экон. наук. СПб., 2005; Гладких Р. Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. 2006. № 10. С. 40-43; Любовный В. Состояние и проблемы российских городов в контексте понятия экономической безопасности // Российский экономический журнал. 2006. № 11/12. С 25-40; Гуров М.П. Теневая экономика деструкция государства: проблема обеспечения экономической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2 0 0. №3(35). С . 6-9 ;Мусаткина Е.И. Институционально-правовой анализ экономической безопасности // Философия права. 2007. № 1. С. 79-82; Откидач Е.Ф. Институты финансово-экономических расследований, их взаимодействия в обеспечении экономической безопасности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2007; Чупрова А.Ю. Торговля людьми как угроза экономической безопасности России. М., 2007.

27.Чернова О. А. Продовольственная безопасность: научно-теоретические подходы к определению терминологии // Юридический мир. 2006. № 10. С. 44-48; Кузнецов С.А. Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности (по материалам города Москвы): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2007.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)

S2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.