Библиографический список
1. Гадамер, Г.Г. Игра искусства // Вопросы философии. - 2006. - № 8
2. Финка, Е. Основные феномены человеческого бытия: проблемы человека в западной философии / сост. П. Гуревич. - М., 1988; Хейзинг, Й. Homo ludes: статьи по истории культуры / сост. Д. Селивестров. - М., 1997.
3. [Э/р]. - Р/д: http://yandex.ru/yandsearch?text =740027&lr=2
4. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
5. Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 2010.
7. Хейзинга, Й. В тени завтрашнего дня, Homo Ludens. - М., 1992.
8. [Э/р]. - Р/д: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.16755_1.html
9. [Э/р]. - Р/д: http: // knowledge. allbest. Ru / psychology / 3c 0b65635 b2 ac78 b4 d4 3b 89521206d37_0.html
10. Мильдон, В.И. «Человек играющий» в русской культуре / В.И. Мильдон, Н.А. Хренов // Вопросы философии. - 2006. - № 2.
11. Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. - СПб., 2005.
12. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2 ч. / С.Ф. Занько, Ю.В. Тюнников, С.М. Тюнникова.
- М., 1992.
Bibliography
1. Gadamer, G.G. Igra iskusstva // Voprosih filosofii. - 2006. - № 8
2. Finka, E. Osnovnihe fenomenih chelovecheskogo bihtiya: problemih cheloveka v zapadnoyj filosofii / sost. P. Gurevich. - M., 1988; Kheyjzing,
Yj. Homo ludes: statji po istorii kuljturih / sost. D. Selivestrov. - M., 1997.
3. [Eh/r]. - R/d: http://yandex.ru/yandsearch?text =740027&lr=2
4. Ehljkonin, D.B. Psikhologiya igrih. - M., 1978.
5. Bakhtin, M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kuljtura srednevekovjya i Renessansa. — M., 1990.
6. Bern, Eh. Igrih, v kotorihe igrayut lyudi. Lyudi, kotorihe igrayut v igrih. - M., 2010.
7. Kheyjzinga, Yj. V teni zavtrashnego dnya, Homo Ludens. - M., 1992.
8. [Eh/r]. - R/d: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.16755_1.html
9. [Eh/r]. - R/d: http: // knowledge. allbest. Ru / psychology / 3c 0b65635 b2 ac78 b4 d4 3b 89521206d37_0.html
10. Miljdon, V.I. «Chelovek igrayuthiyj» v russkoyj kuljture / V.I. Miljdon, N.A. Khrenov // Voprosih filosofii. - 2006. - № 2.
11. Khrenov, N.A. «Chelovek igrayuthiyj» v russkoyj kuljture. - SPb., 2005.
12. Zanjko, S.F. Igra i uchenie: teoriya, praktika i perspektivih igrovogo obucheniya: v 2 ch. / S.F. Zanjko, Yu.V. Tyunnikov, S.M. Tyunnikova. - M., 1992.
Статья поступила в редакцию 13.03.13
УДК: 37.026.
Popova T.S. GENERALIZATION AND SYSTEMATIZATION OF KNOWLEDGE OF PUPILS IN THE INFORMATION AND ELUCATIONAL ENVIROMENT. In article the main qualities of development of the personality in modern information society in connection with change of the purposes and education reference points are considered. Therefore, the school is faced by a task to develop new approaches to training. Relevance of generalization and systematization of knowledge in development of informative activity of pupils through information and communicative technologies is marked out.
Key words: information society, generalization, systematization, information and communicative technologies, informative activity, principles of training.
Т.С. Попова, учитель математики МБОУ «Майинский лицей», Мегино-Кангаласский улус,
с. Майя, E-mail:[email protected]
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются основные качества развития личности в современном информационном обществе в связи с изменением целей и ориентиров образования, когда перед школой стоит задача разработать новые подходы к обучению. Выделяется актуальность обобщения и систематизации знаний в развитии познавательной деятельности учащихся через современные информационно-коммуникативные технологии.
Ключевые слова: информационное общество, обобщение, систематизация, информационно-коммуникативные технологии, познавательная деятельность, принципы обучения.
Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания. Информатизация обучения становится мощным средством для структурирования, обобщения и систематизации знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.
Система целенаправленных действий учителя должна быть направлена на организацию познавательной и практической деятельности учащихся в информационно насыщенной среде и на развитие личности, обладающего информационной культурой. Сегодня требования к обучению и образованию переосмыслены: школа в широком смысле слова должна не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, способствуя формированию информационной культуры личности [1]. Сегодня человек информационного общества должен владеть основными типами информационных умений:
1. Осознавать потребности в информации.
2. Определять пути, каким образом можно восполнить пробелы в информации.
3. Конструировать стратегии обнаружения информации.
4. Искать и получать доступ к информации.
5. Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников.
6. Организовывать, применять и передавать информацию различными способами в соответствии с существующей ситуацией.
7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
В совокупности эти умения формируются через умение обобщать и систематизировать полученные знания. Е.И. Санина, рассматривая обобщение и систематизацию знаний через организацию познавательной деятельности учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержание образования, выделяет основные функции обобщения:
- закрепление, углубление и расширение знаний;
- вычленение главного и существенного;
- установление новых связей и отношений;
- осуществление переноса знаний как в пределах одного предмета, так и в условиях межпредметных связей;
- формирование научной картины мира в сознании учащегося.
А также основные функции систематизации:
- установление логических связей между элементами системы научных знаний (логическая функция);
- вооружение учащихся системой основ наук (обучающая функция);
- установление смысловых связей на понятийной ступени познания (психологическая функция);
- выявление существенных связей и установление причинно-следственных отношений между изученными фактами и понятиями;
- выделение основных единиц учебного материала;
- рассмотрение конкретного объекта как части целой системы [2].
Таким образом, методика обобщения, как элемент обучения, способствует преемственности знаний на каждой ступени учебного процесса.
В организации такого учебного процесса необходимо применение современных информационных технологий, таких как малые средства информационных технологий и интерактивные средства обучения. Малые средства информационных технологий - это специализированные вычислительные средства, обладающее встроенным программным обеспечением, рассчитанным на выполнение строго определенного круга задач в конкретной предметной области. Примерами таких вычислительных средств являются карманные переводчики, электронные записные книжки, смартфоны, карманные портативные компьютеры (КПК), навигаторы, коммуникатора, нетбуки, графические и научные калькуляторы [3]. Интерактивные средства обучения пред-
Библиографический список
ставлены программными продуктами (интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности) и оборудованием (интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства) [4].
Интерактивные средства в обучении математике обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения и отвечают требованиям всеобщих принципов обучения, положенных в основу концепции обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике:
1) мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме (принцип наглядности, прочности) [5];
2) навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю (принцип индивидуализации и дифференциации) [6];
3) производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов (принцип проблемности);
4) интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальном тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения (принцип доступности, сознательности и самостоятельности);
5) коммуникативность посредством сети связывает с обучающимися, преподавателем, внешними консультантами (принцип преемственности, развития).
Таким образом, обобщение и систематизация знаний является необходимым условием для развития познавательной и практической деятельности учащихся в информационно-образовательной среде. При этом эффективность обобщения и систематизации знаний можно повысить при помощи применения современных информационных технологий.
1. Сунгурова, Н.Л. Психологические последствия освоения обучающимися информационно-компьютерной образовательной среды // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. - 2012. - № 5(17). - Сер. Философские, социальные и естественные науки.
2. Санина, Е.И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
3. Помелова, М.С. Место и возможности малых средств информационных технологий в средней общеобразовательной школе // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2007. - № 1. - Сер. Информатизация образования.
4. Помелова, М.С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. - М. - 2011. - № 4. -Сер. Педагогика.
5. Василенко, А.В. Роль информационных технологий в процессе развития пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4.
6. Макусева, Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. - Казань. - 2012. - № 12.
Bibliography
1. Sungurova, N.L. Psikhologicheskie posledstviya osvoeniya obuchayuthimisya informacionno-kompjyuternoyj obrazovateljnoyj sredih // Vestnik Moskovskoyj gosudarstvennoyj akademii delovogo administrirovaniya. - 2012. - № 5(17). - Ser. Filosofskie, socialjnihe i estestvennihe nauki.
2. Sanina, E.I. Metodicheskie osnovih obobtheniya i sistematizacii znaniyj uchathikhsya v processe obucheniya matematike v sredneyj shkole: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2002.
3. Pomelova, M.S. Mesto i vozmozhnosti malihkh sredstv informacionnihkh tekhnologiyj v sredneyj obtheobrazovateljnoyj shkole // Vestnik Rossiyjskogo universiteta druzhbih narodov. - 2007. - № 1. - Ser. Informatizaciya obrazovaniya.
4. Pomelova, M.S. Interaktivnihe sredstva obucheniya v innovacionnoyj obrazovateljnoyj srede // Vestnik MGOU. - M. - 2011. - № 4. - Ser. Pedagogika.
5. Vasilenko, A.V. Rolj informacionnihkh tekhnologiyj v processe razvitiya prostranstvennogo mihshleniya uchathikhsya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4.
6. Makuseva, T.G. Modelj individualjno-orientirovannogo obucheniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta.
- Kazanj. - 2012. - № 12.
Статья поступила в редакцию 12.03.13
УДК 378.147:51
Purkina V.F., Raenko E.A. ABOUT CONTINUITY IN THE STUDY OF COMBINATORIAL AND PROBABILISTIC, STATISTICAL CONCEPTS AND METHODS. The questions related to the study of stochastic concepts and methods from kindergarten to college courses.
Key words: combinatorics, probability, statistics, continuity.
В.Ф. Пуркина, канд. пед. наук, доц. каф. алгебры, геометрии и МПМ Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск; Е.А. Раенко, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. матем. анализа Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]