Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »
ивых = С^и2 + и 2,
где С - конструктивная постоянная.
Для получения вращающихся трансформаторов различных типов можно использовать одну и ту же машину с двумя обмотками на статоре и двумя на роторе при различных способах их включения. Эти трансформаторы применяют в автоматических и вычислительных устройствах, предназначенных для решения геометрических и тригонометрических задач, выполнения различных математических операций, построения треугольников, преобразования координат, разложения и построения векторов и пр. В системах автоматического регулирования их используют в качестве измерителей рассогласования, фиксирую-
щих отклонение системы от некоторого заданного положения.
Библиографические ссылки
1. Панасюк Г. И., Попов И. А., Привалов Г. В. Авиационные электрические машины. М. : ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1985.
2. Специальные электрические машины / А. И. Бер-тинов, Д. А. Бут и др. М. : Энергоиздат, 1982.
3. Бут Д. А. Бесконтактные электрические машины. М. : Высш. шк., 1986.
© Ларченко И. А., Шмелев Ю. О., 2014
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
Е. А. Лосев, С. В. Полежаев Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН. МЕСТО АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Рассматривается актуальность использования авиационных электрических машин в системе современного оборудования воздушных судов.
Электрические машины являются основными элементами электрических установок. Электрические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в электрическую называются генераторами, а электрической в механическую - двигателями. К электрическим машинам также относят и трансформатор. Принцип действия электрических машин основан на физических законах электромагнитной индукции и электромагнитных сил [1].
Авиационные электрических машины применяются в качестве электромашинных преобразователей (ПТ-750, ПО-750), синхронных однофазных и трёх-
фазных машин (ГТ-40ПЧ-6), асинхронных однофазных и трёхфазных машин, машин постоянного тока (СТГ-18ТМО).
Место авиационных электрических машин в системе современного оборудования воздушных судов рассмотрим на примере последней модели самолёта американской компании Boeing - Boeing 787 Dreamliner [2]. В самолете Boeing 787 Dreamliner для питания систем самолета используется электроэнергия, а не пневматика, и он зависит от электроэнергии в большей степени, чем все другие самолеты компании Boeing.
Размещение электрооборудования на самолете Boeing 787 Dreamliner
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
В отличие от других моделей, электроэнергия на борту самолета Boeing 787 используется для питания такого оборудования, как приборы для контроля параметров окружающей среды, система пуска двигателей, гидравлическая и противобледенительная система. Для обеспечения большего потребления электроэнергии самолет Boeing 787 вырабатывает ее большее количество - около 1,5 МВт, или в четыре раза больше, чем на других самолетах Boeing.
На каждом двигателе имеется по два генератора, называемых стартер-генераторами с изменяемой частотой, непосредственно соединенных с коробкой приводов двигателя. Они называются генераторами «с изменяемой частотой», потому что они генерируют частоту напряжения, пропорциональную частоте вращения двигателя.
Стартер-генераторы с изменяемой частотой являются первичными источниками электроэнергии во время работы двигателей. На земле их можно использовать для запуска двигателей, используя электроэнергию от вспомогательной силовой установки (ВСУ). На ВСУ также имеются два стартер-генератора. Как и стартер-генераторы двигателей, стартер-генераторы ВСУ являются источниками электропитания в полете. Также их можно использовать на земле для запуска двигателей самолета: стартер-генераторы ВСУ (в режиме электродвигателя) получают электропитание от специальной аккумуляторной
батареи (или от аэродромного питания) для запуска ВСУ, которая затем используется для запуска стартер-генераторов (в режиме генератора) с изменяемой частотой, которые, в свою очередь, запускают двигатели.
На самолете Boeing 787 электропитание подается от генераторов на четыре шины переменного тока. Далее оно распределяется для потребления без преобразования (235 В переменного тока) или сначала преобразуется до значений, которые требуются другим системам и оборудованию.
В современных самолётах электроэнергия играет огромную роль, ведь с её помощью работает большое количество различных систем, что следует из примера с Boeing 787. Авиационные электрические машины в системе современного оборудования воздушных судов применяются в основном как стартер-генераторы: в роли электродвигателя, для запуска ВСУ, и в роли генератора, для обеспечения бортовой сети электроэнергией.
Библиографические ссылки
1. Панасюк Г. И., Попов И. А., Привалов Г. В. Авиационные электрические машины. М., 1985. 500 с.
2. Boeing Russia [Электронный ресурс]. URL: http://www.boeing.ru/ (дата обращения: 18.03.2014).
© Лосев Е. А., Полежаев С. В., 2014
УДК 621.396.932.1
О. И. Любченко Научный руководитель - Р. А. Акзигитов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ НАВИГАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МЕЖСАМОЛЕТНОЙ НАВИГАЦИИ
Рассматриваются пути повышения эффективности использования авиационного транспорта посредством реализации концепции «Фри Флайт».
Целью исследований является повышение точности навигационного обеспечения ВС ГА на основе применения методов навигации, базирующихся на комплексной: обработке информации от взаимодействующих в системе УВД объектов, прежде всего ВС.
В настоящее время это пока только экспериментальные полеты в отдаленных районах с низкой плотностью воздушного движения [1]. Однако ИКАО уже начала работать над стандартами систем, которые могли бы оказать влияние на реализацию концепции «Фри Флайт». К таким системам относятся, например, бортовая система эшелонирования ASAS, широковещательные системы автоматического зависимого наблюдения типа АЗН-В и некоторые другие. Однако до окончательной реализации этой концепции, как говорится, дистанция огромного размера. Здесь много организационных и правовых вопросов, связанных с ответственностью и ее разделением между диспетчером и пилотом. Помимо норм эшелонирования, дру-
гим важным фактором, повышающим пропускную способность и, соответственно, эффективность системы организации воздушного движения, является реализация новых высокопроизводительных концепций организации воздушного движения таких, как: свободный полет, передача ответственности за эшелонирование на борт воздушного судна и ряд других [2; 3]. Основным инструментом такой реализации будет являться вещательное АЗН.
Прогнозируемый на 2015 год уровень интенсивности воздушного движения в ВП России позволяет надеяться, что эксплуатируемые и внедряемые в ближайшее время радиолокационные системы обеспечат, в основном, требуемый уровень обслуживания прогнозируемого воздушного движения до полного внедрения АЗН-В, которое в 2015-20 годах должно стать основным методом наблюдения. Таким образом, не потребуется широкомасштабного развертывания инфраструктуры ВОРЛ с режимом S и реализации на его