Секция ««Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
УДК 629.73.08; 629.7.004.67
МЕСТО АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Э. В. Горбунов, С. О. Майнашева Научный руководитель - Н. В. Юрковец
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected],[email protected]
На данный момент электрические машины занимают особое место в авиационном оборудование. Их значимость неоспорима, так как они относятся либо к системе электроснабжения летательного аппарата, либо обеспечивают привод различных механических конструкций в движение.
Ключевые слова: системы электроснабжения, авиационные электрические машины, безопасность полета.
THE PLACE OF AVIATION ELECTRIC MACHINES IN THE MODERN EQUIPMENT
OF AIRCRAFT
E. V. Gorbunov, S. O. Maynasheva Scientific Supervisor - N. V. Yurkovets
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
At the moment, electric cars have a special place in aviation equipment. Their importance is undeniable, because they relate either to the power supply system of an aircraft, or drive a variety of mechanical structures in motion.
Keywords: power systems, aircraft electrical machines, and flight safety.
Основная функция авиационных электрических машин - это преобразование энергии, механическую в электрическую или электрическую в механическую.
В целом можно обобщить: в основе действия любой электрической машины лежат законы электромагнитных сил и индукции [1].
Классификация электрических машин основана на области их применения. На данный момент существуют электрические преобразователи (ПО, ПТ, ПТО, ПТС, ПОС), машины постоянного тока, синхронные и асинхронные машины (трансформаторы, генераторы, двигатели, электроприводы) [2]. Также для любой электрической машины верен принцип обратимости, т. е. электрическая машина может работать как генератор, так и двигатель, трансформаторы могут быть понижающими и повышающими, а преобразователь способен менять направление преобразования энергии [1].
Использование на летательном аппарате тех или иных электрических машин обусловлено выбором первичной системы электроснабжения, а так же установленной аппаратурой. Следовательно, для проведения анализа необходимо выбрать конкретный объект исследования, в нашем случае рассмотрение авиационных электрических машин будет проводиться на базе авиационного оборудования самолета Ту-204 и его модификаций.
В рамках сертификации самолета Ту-204СМ проходит летные испытания электропривод ЭППЗ-204 для автоматизированного управления предкрылками и закрылками на режимах взлета и посадки; этот электропривод был разработан в рамках глубокой модификации самолета Ту-204 взамен применявшегося ранее электрогидравлического привода [3].
На каждом из двух двигателей имеется по одному стартер-генератору. Данные генераторы могут работать в двух режимах - стартером, обеспечивающий раскрутку двигателей, и генераторном, обеспечивающий питание потребителей.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 1
Также питание потребителей обеспечивают генератор переменного тока ГТ60ПЧ48Б на ВСУ, аккумуляторы и, работающие от гидросистемы аварийные привод-генераторы. На самолётах некоторых модификаций установлены генераторы переменных оборотов - постоянной частоты. Основным источником электрической энергии переменного тока в системе электроснабжения является синхронный трехфазный генератор типа ГТ90НЖЧ12К.
Поддержание постоянной частоты обеспечивается приводом постоянной частоты вращения, составляющим с генератором единый агрегат (привод-генератор ГП26).
От генератора электроэнергия поступает на распределительные сети: шину генератора (левого или правого) и шину бытового оборудования, от которых питаются уже потребители напрямую или через трансформаторы.
В состав генераторов, для обеспечения надежной работы входят также трансформаторы (понижающие трансформаторы, трансформаторы тока, трансформаторно-выпрямительные устройства), которые работают совместно с блоками регулирования защиты и управления (БРЗУ) и другими блоками и устройствами, для сигнализирования об перегрузки генератора или возникновения короткого замыкания.
Во вторичную систему электроснабжения (СЭС) входят такие авиационные электрические машины, как преобразователи. В качестве аварийных источников питания и источников питания вторичной СЭС на Ту-204 используются преобразователи ПОС-1000Б (преобразователь однофазный статический), ПТС-250БМ (преобразователь трёхфазный статический), ПТС-2500 [2].
Обеспечение бесперебойной работы систем электроснабжения является залогом безопасности полета, следовательно, особое внимание в системе электроснабжения и обеспечении работы электрической машины должно уделяться системам защиты электрических машин, во избежание аварийных ситуаций.
1. Акзигитов Р. А., Кацура А. В., Юрковец Н. В. Авиационные электрические машины : учеб. пособие / под ред. Р. А. Акзигитова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013.
2. Ломанцов Б. Н. Электротехническое оборудование самолета Ту-204СМ и его летная эксплуатация : учеб. пособие / Б. Н. Ломанцов, В. С. Чухин. Ульяновск : УВАУ ГА, 2007, 171 с.
3. ОАО «Туполев». Самолёт Ту-204-100В. Руководство по летной эксплуатации.
Кабина экипажа
. Пэнель управления теггросистем ой
■ Вспомогательная П4И«ь управления алвгароснетилий * Панель проверки разных с л СТО'*
■ Дисплейные блоки Е1СА5
Основной центр оборудован да ьлок гни
■ Елони управления генератором (Л)
■ Блок; управления питанием ши*
■ Панегч эге*тр«Н8вчда*1я
• блоки трансформатор/выпрямитель-{Три) 12шт)
• Блок ТНи АРи |огцця|
Состав систем электроснабжения Ту-204СМ
Библиографические ссылки
© Горбунов Э. В., Майнашева С. О., 2016