УДК 332
«ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ» КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
Наталья Владимировна Русакова
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, начальник отдела по распоряжению, тел. (383)218-82-10
Ольга Юрьевна Соловьева
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, специалист - эксперт, тел. (383)218-86-96, e-mail: [email protected]
Юлия Юрьевна Соловьева
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]
В последние годы наиболее актуальным вопросом для граждан и органов власти (в части владения и использования имущества) стал вопрос государственной регистрации права собственности на это имущество.
Ключевые слова: кадастровый учет; недвижимое имущество; кадастр; кадастровый номер; здание; сооружение; помещение; реестр.
DEPERSONALIZATION OF CADASTRAL REGISTRATION
Natalia V. Rusakova
Territorial Board of Federal Agency for Novosibirsk region State Property Management, 630004, Russia, Novosibirsk, 38 Revolyutsii St., Head of the Department for Property Administration, tel. (383)218-82-10
Julia Yu. Solovyova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plahotnogo St., Ph.D., senior lecturer, Department of Management and Business, tel. (383) 361 04 71, e-mail: [email protected]
Olga Yu. Solovyova
Territorial Board of the Federal Agency for State Property Management in Novosibirsk region, 630004, Russia, Novosibirsk, 38 Revolyutsii St., Expert, tel. (383)218-86-96, e-mail: [email protected]
The paper deals with development of information system for city planning. The process being complex, it requires major financial investments . However development of uniform information system is vital for government bodies activities under current conditions.
Key words: city planning, city planning activities, city area, information system for city planning, cadastre, municipal unit.
В соответствии со ст. 2 федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее
федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 федерального закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
«В помощь» лицам, регистрирующим свои имущественные права, для единообразного описания объектов недвижимого имущества была создана система кадастрового учета (государственный кадастр недвижимости).
В 2013 году окончательно вступили в силу основные положения федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -федеральный закон № 221-ФЗ).
В соответствии с данным федеральным законом государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости).
Что же это за уникальные характеристики, благодаря которым одно здание (помещение, сооружение) не перепутаешь с другим? Может быть, это упомянутый в ст. 5 кадастровый номер? Ведь, если верить закону, то кадастровый номер объекта недвижимости - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
«Уникальное» клише на каждом объекте недвижимости - это надежно и неоспоримо. Но так ли удобно?
Посмотрим, что получается на практике.
В соответствии со ст. 14 федерального закона № 221-ФЗ сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержатся в выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастровом паспорте объекта).
Статьей 7 закона регламентирован состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости включают в себя:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- площадь;
- описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке;
- адрес объекта или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта (субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт и т.п.);
- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом);
- назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение).
- назначение сооружения;
- количество этажей, в том числе подземных этажей;
- материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
- год ввода в эксплуатацию;
- сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- сведения о вещных правах на объект недвижимости.
Внесение сведений, не регламентированных федеральным законом № 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости не предусмотрено.
Возьмем, для примера, территорию промышленного предприятия.
Во-первых, из кадастрового паспорта «исчезла» строка «Наименование объекта», по которой можно разделить корпус на административные, бытовые, производственные и др. помещения. А здание склада отличить от трансформаторной подстанции.
Во-вторых, все объекты (цеха, корпуса, склады, технические сооружения, административные и бытовые помещения и т.д.) на территории такого предприятия имеют единый адрес. Индивидуально каждому объекту адрес не присваивался, т.е. нет документальных оснований для указания адреса в кадастровом паспорте. В итоге, в большинстве случаев указывается наименование города и улицы.
В-третьих, указывать в назначении объекта «жилое - нежилое» - это просто абсурд. Если у Вас дом, квартира или комната - это, естественно, жилое. Все остальное - здание, сооружение, помещение (не в жилом доме) - это, по самой простой логике, нежилые объекты.
Что же в итоге имеем, проведя кадастровые работы на территории предприятия:
- несколько «каких-то» нежилых зданий (хорошо, если с разной площадью) по адресу: г. Н-ск, ул. Промышленная;
- несколько «неопределенных» сооружений по адресу: г. Н-ск, ул. Промышленная;
- несколько нежилых помещений «в каких-то» нежилых зданиях по адресу: г. Н-ск, ул. Промышленная.
Кому-то покажется, что вывод слишком утрированный, но, с точки зрения органов, осуществляющих учет государственного имущества, реестр имущества теперь выглядит именно так.
Как определить, что лицо обладает правами именно на это помещение, а не на соседнее, расположенное в здании на той же улице, с типовой конфигурацией и соответствующей площадью?
Как узнать тот самый «уникальный» номер нужного объекта? Возможные оппоненты возразят: по ст. 8 того же федерального закона № 221-ФЗ кадастровые сведения являются общедоступными. А где они доступны? На публичной кадастровой карте? Но для этого нужно знать какие-либо другие точные характеристики объекта. Какие из перечисленных выше (ст. 7) характеристик являются точными (индивидуально -определяющими) и могут быть известны общественности?
Вывод из всего вышесказанного банален: система кадастрового учета, как и все новое, нуждается в детальной доработке. Причем, не с точки зрения удобства для Росреестра, а для удобства пользователей - собственников и правообладателей объектов недвижимости.
Возвращение в кадастровый паспорт строки «наименование объекта» позволит собственникам, правообладателям, потенциальным покупателям и арендаторам понимать предназначение и вид использования объекта.
Обязательная «привязка» кадастрового паспорта к конкретному техническому плану (на основании которого объект ставиться на кадастровый учет) позволит контролировать проведение реконструкций и перепланировок объекта.
Прописанные в кадастровом паспорте номера помещений (на основании «привязанного» поэтажного плана) уберегут от фальсификации сведений об объекте и послужат еще большей его индивидуализации и упростят идентификацию объекта (особенно однотипных помещений в одном здании).
Несмотря на массу вопросов, нельзя не признать, что идея общегосударственной идентификации объектов недвижимости не только актуальна, но и крайне необходима [1,2].
При детальной проработке проблемных вопросов, со временем, мы будем иметь четкую и структурированную систему, доступную, понятную и удобную в использовании всеми - органами кадастрового учета, органами власти и самоуправления, организациями и простыми гражданами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе: монография. - Новосибирск : СГГА, 2010. - 280 с.
2. Карпик А. П., Каленицкий А. И., Соловицкий А. Н. Новый этап развития геодезии -переход к изучению деформаций блоков земной коры в районах освоения угольных месторождений // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 3-10.
3. Лисицкий Д. В. Перспективы развития картографии: от системы «Цифровая земля» к системе виртуальной геореальности // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 817.
4. Комплексные оптические СВЧ и ИК экспериментальные измерения параметров плазменной антенны реактивного типа для безопасных WIFI сетей / И. В. Минин, О. В. Минин, В. Н. Москвин, М. В. Кузнецов // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 126-134.
5. Середович В. А., Дубровский А. В., Малыгина О. И. Научно-производственная лаборатория «Дигитайзер» как основная инновационная площадка СГГА // Вестник СГГА. -2012. - Вып. 2 (18). - С. 133-139.
6. Павленко В. А., Юхименко Ю. М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. - С. 149-154.
7. Соловьева О. Ю., Соловьева Ю. Ю. Проблемы и перспективы создания информационной системы обеспечения градостроительной деятельности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 181-183.
© Н. В. Русакова, О. Ю. Соловьева, Ю. Ю. Соловьева, 2014