УДК 332
НОВШЕСТВА И НЕДОРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13.07.2015 № 218-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ»
Ольга Юрьевна Соловьева
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, 630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Революции, 38, начальник отдела по распоряжению и управлению государственным имуществом, тел. (383)218-86-96, e-mail: [email protected], [email protected]
Юлия Юрьевна Соловьева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются положительные и негативные аспекты, связанные с изменением правил учета и регистрации недвижимости.
Ключевые слова: кадастровый учет, недвижимое имущество, кадастр, имущество, регистрация.
INNOVATIONS AND SHORTCOMINGS OF THE FEDERAL LAW DATED 13.07.2015 NO. 218-FZ «ON STATE REGISTRATION OF REAL ESTATE»
Olga Yu. 8о1оууеуа
Territorial Department of Federal Agency for State property management in the Novosibirsk region, 630004, Russia, Novosibirsk, 38 Revolution St., Head of order and State property management, tel. (383)218-86-96, e-mail: [email protected], [email protected]
Yuliya Yu. Solovyeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of management and entrepre-neurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
This article discusses the positive and negative aspects related to changes in accounting rules and registration of real estate.
Key words: inventory accounting, immovable property, inventory, property, sign up.
С 01.01.2017 года вступил в силу (кроме ч. 4 ст. 66 и ст. 68) Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон).
Данный Закон объединил в себе требования в области государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.
Помимо норм, содержащихся ранее в Федеральных законах от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
в настоящем Законе более подробно рассмотрены ситуации, чаще всего встречающиеся при постановке объектов на кадастровый учет и регистрации прав.
Например, расширился список лиц, имеющих право на подачу заявлений в орган регистрации и список документов, которые могут являться основаниями для регистрации. Более того, для каждого отдельного (или, если хотите - индивидуального, но часто встречающегося случая) проработан свой порядок и комплект документов.
Учтены не только права лиц, в пользу которых регистрируется (может быть зарегистрировано) право на объект недвижимости, но и лиц, чьи права при этом могут быть ущемлены. Например, при переходе права (продаже имущества), находящегося в долевой собственности, теперь не обойтись без письменного мнения остальных сособственников (ст. 42).
Также подробно рассмотрены варианты действий при узаконивании самовольных построек и т.д.
Можно сделать вывод, что разработчиками Закона была проанализирована работа органов регистрации и кадастрового учета за несколько лет, учтены нюансы, имеющие место в различных ситуациях.
Вместе с тем, «идеальным» Закон назвать, все же, нельзя.
Много вопросов вызывает ст. 19 Закона, которой установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы...
За непредставление сведений в пятидневный срок вышеперечисленные органы несут ответственность...
Какие же акты, издаваемые органами власти, влекут за собой необходимость регистрации прав на недвижимое имущество?
На 90% - это распорядительные акты органов по управлению имуществом. И тематика таких актов не велика: закрепление имущества на вещном праве; прекращение вещного права; передача имущества на иной уровень публичной собственности; отчуждение (приватизация) имущества в частную собственность.
Вроде бы, это как раз те документы, которые являются основанием для регистрации возникновения, прекращения, перехода прав.
Однако, не понятно почему представлять эти сведения должны органы власти? Да еще в столь «жесткие» сроки.
Тон этого вопроса повышается, когда возвращаешься к ст. 15 Закона, в которой перечислены лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Статьей 15 четко определено, что регистрация прав осуществляется по заявлению:
- лица, право которого на объект недвижимости возникает или прекращается,
- правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости,
- сторон договора, и т.п.
Налицо противоречия между статьями одного Закона, заложниками которых оказались и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, и правообладатели имущества (государственные и муниципальные организации).
© О. Ю. Соловьева, Ю. Ю. Соловьева, 2017