1 (13) - 2009
Антикризисное управление
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА
И.В. СЕДЛОВ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки
Разработка эффективного механизма предотвращения банкротства предприятий невозможна без выявления четкой взаимосвязи и взаимозависимости типа финансового состояния, глубины кризиса и стадии банкротства предприятия.
Экономический механизм предотвращения банкротства является, на наш взгляд, комплексным понятием, затрагивающим производственно-коммерческую, организационную, управленческую, финансово-кредитную и другие сферы деятельности предприятия, связанные с преодолением кризисных явлений и финансовым оздоровлением хозяйствующего субъекта. Основу этого механизма составляют технологические и маркетинговые процессы. Однако основные направления оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства разрабатываются, прежде всего, путем использования финансового механизма предотвращения банкротства, поскольку сам факт банкротства спровоцирован использованием неэффективных финансовых методов, рычагов и инструментов и проявляется в неплатежеспособности предприятий.
Исходным звеном экономического механизма предотвращения банкротства предприятий является их диагностика.
Проблема диагностики экономического состояния предприятий относится к числу малоисследованных в отечественной экономической и управленческой науке. В конце XIX — начале XX в. в учете появилось понятие — «балансоведе-ние». А. Рощаховский является первым русским
экономистом, который по-настоящему оценил роль экономического анализа и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом. В 20-е гг. XX в. теория балансоведения, в частности методика анализа баланса, была окончательно сформирована в трудах А. Рудановского, Н. Блатова и др.
Методической и теоретической основой исследования диагностики в экономике явились научные труды многих отечественных и зарубежных ученых (рис. 1).
Термин «диагностика» от слова «диагноз» в переводе с греческого означает «распознавание», «определение». Экономическая энциклопедия [2] трактует диагностику как процесс постановки диагноза. В философском словаре [3] под диагностикой понимается совокупность исследований по определению целей функционирования предприятия, способов их достижения и выявления недостатков.
Таким образом, употребляя слово «диагноз», мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т. д.
Под диагностикой Э. Коротков [4] понимает определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».
Прежде чем подробнее остановиться на исследовании этого процесса, определим цели и задачи диагноза и другие сопутствующие его исследованию понятия.
Антикризисное управление
1 (13) - 2009
1. Учение об экономических циклах (Н. Кондратьев, Й. Шумпетер)
2. Теория кругооборота капитала (К. Маркс)
3. Теория трансакционных издержек (Г. Коуз)
4. Идеи классического маржинализма о предельных издержках (А. Маршалл, Л. Вальрас)
1. Логика (Г. Гегель) 2. Структурно-функциональный подход (Т. Парс он) 3. Идеи о необходимости претворения творчества и диагностики в технологии (Г.Альтшуппер, Л. Наумов)
1. Теория управления, принцип прямой и обратной связи в управлении (Н. Шмальгаузен, Н. Бернштейн) 2. Идея системной организации и закономерностей развития систем (А. Богданов) 3. Концепция фирмы (Г. Саймон)
Теория о рефлексивных свойствах социальных систем, содержащих в себе свои же отображения, противоречия. Использование многомодельности при описании сложных систем (П. Анохин, А. Войтов, Б. Кедров, С. Рубинштейн)
Теория менеджмента. Концепция управления как процесса в социально-экономических системах. Понятие диагностики как элемента менеджмента (Коротков Э.)
2. Теория преобразующего менеджмента (Гительман Л.)
3. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении (Саймон Г.)
Модели жизненного цикла организаций (Грейнер ) Идея максимизации прибыли как главного мотива поведения человека в либеральной экономической организации общества (Маклуп Ф.)
1. Модели финансового и экономического анализа, прогнозирования банкротства (Ковалев В., Стоянова Е., Шеремет А.)
2. Прогнозирование кризиса (Альтман, Бивер, Таффлер)
Рис. 1. Методологические и теоретические основы исследования диагностики [1]
Целью диагностики, как отмечает большинство экономистов, является установление диагноза объекта исследования, а также оценка его состояния на дату завершения этого исследования и на перспективу. Достигнув цели на основании данных диагноза, можно выработать правильную и грамотную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.
Задачи диагностики сводятся к определению мер, направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Однако, нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. В связи с этим задачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими задачами — прогнозом и анализом происхождения.
В диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Исследование процесса развития объекта, как правило, помогает лучше уяснить его существующее состояние. В то же время диагностика является исходным пунктом для прогнозирования, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно оценить альтернативы развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований, включающих анализ прошлых событий и прогнозирование будущих,
необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления.
В дополнение к традиционной классификации мы предлагаем для идентификации кризисных ситуаций диагностику экономического состояния предприятий делить на «раннюю» и «кризисную», причем основной акцент в экономическом механизме предотвращения банкротства делать на ранней диагностике.
Цель ранней диагностики, по нашему мнению, должна состоять в обосновании и реализации наиболее эффективных форм надзора, контроля и самоконтроля за деятельностью предприятия, направленных на предотвращение неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. Исходя из этого, можно утверждать, что ранняя диагностика финансового состояния предприятия представляет собой совокупность приемов и методов выявления на основе индикаторов проблемности угрозы банкротства на стадии ее возникновения. Эти приемы и методы позволяют выработать меры оздоровления, адекватные уровню риска банкротства.
Понятие, цель и задачи ранней диагностики позволяют определить набор ее основных элементов, на наш взгляд, включающих: 1) выявление индикаторов проблемности на основе ретроспективного анализа финансового состояния;
7х"
71
1 (13) - 2009
Антикризисное управление
2) определение факторов, характеризующих уровень риска и формы проявления банкротства;
3) выработка адекватных мер по предотвращению банкротства и устранению причин проблем-ности.
К элементам ранней диагностики можно отнести:
форму проведения; источники информации; этапы осуществления; индикаторы проблемности; методы прогнозирования. Если реальный сектор экономики представить как поляризованную систему, то на одном полюсе располагается совокупность надежных предприятий, а на другом — проблемных. Не вызывает сомнения, что подходы в оценке как надежности, так и про-блемности едины, различен лишь ее результат. Ранняя диагностика, на наш взгляд, должна определить момент перехода надежных предприятий в группу проблемных. Требование обнаружения признаков проблемности на ранней стадии сближает раннюю диагностику финансового состояния предприятий с кризисной диагностикой банкротства.
Выделение ранней диагностики в общем процессе диагностирования неразрывно связано, на наш взгляд, с дифференциацией симптомов, факторов и причин кризисных явлений. В экономической литературе проблема подобного разграничения впервые была затронута Э. Коротковым. Однако, отдельные положения предложенного подхода, на наш взгляд, требуют уточнения. Под симптомом в антикризисном управлении мы понимаем «поверхностное, внешнее проявление кризисных явлений, представляющих собой отклонения от нормального течения социально-экономических процессов».
В этой связи нами конкретизированы симптомы неблагополучия предприятия, которыми, на наш взгляд, могут быть:
■ отрицательная реакция партнеров на те или иные мероприятия, проводимые предприятием (например, структурные реорганизации);
■ задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее неудовлетворительное качество;
■ изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;
■ увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
■ уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности, обесценивание акций предприятия и т. д.
Применительно к сельскохозяйственным предприятиям симптомами неблагополучия, на наш взгляд, могут быть:
• снижение урожайности сельскохозяйственных культур;
• снижение продуктивности животных;
• увеличение затрат на гектар;
• увеличение диспаритета цен;
• снижение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и др.
Причина и фактор соотносятся между собой как основание и движущая сила. Причина кризиса — это основания, существующие в предшествующих состояниях социально-экономической системы, которые определяют возникновение кризиса и изменение параметров ее функционирования и развития и проявляются посредством факторов кризиса.
Построение причинно-следственной цепочки «симптомы — факторы — причины» начинается с анализа финансово-экономических показателей, которые лежат на поверхности экономических явлений. Далее рассматриваются факторы, характеризующие эффективность деятельности предприятия в сфере маркетинга, управленческой сфере и др. Затем изучаются факторы, отражающие производственную деятельность предприятия, поведение его на рынке ресурсов. В завершение определяются факторы, не зависящие от деятельности предприятия, но активно влияющие на результативность предприятия.
Зачастую наблюдается интерференция симптомов в факторы, факторов в причины и наоборот. Например, урожайность (симптом) зависит от производственных затрат на гектар (фактор). Урожайность (симптом) зависит от обеспеченности средствами производства (возможная причина), а затраты на гектар (симптом) обуславливаются обеспеченностью ресурсами (фактор).
Опираясь на данные исследования, мы посчитали возможным процесс ранней диагностики АКО представить следующим образом (рис. 2).
Построение цепочки «симптомы — факторы — причины» возможно не только при качественном анализе. Нами разработана методика количественной диагностики предприятия на основе разграничения неблагоприятных воздействий на «симптомы», «факторы» и «причины».
Алгоритм проведения количественной диагностики по системе «симптомы — факторы — причины» следующий:
> структура предприятия условно представляется в виде трех взаимосвязанных подсистем: производство, маркетинг, финансы;
Антикризисное управление
1 (13) - 2009
>
>
>
Симптомы —► Факторы -► Причины —►
Снижение урожайности/иродук-тивности
Оценка масштабов кризиса
Изменение структуры денеж выручки
Рис. 2. Причинно-следственная схема диагностики кризисных явлений в агроформированиях
производится разграничение симптомов, факторов и причин кризисных явлений; осуществляется балльная оценка симптома, фактора и причины по их «болезненности» для предприятия (оценки от «0» до «5» — степень влияния незначительна, степень влияния велика или очень велика);
результаты заносятся в «матрицу диагностики предприятия».
Схематически это можно изобразить с помощью специально разработанной матрицы (см. таблицу).
Матрица диагностики предприятия на основе взаимосвязи «симптомы — факторы — причины»
Структура предприятия/кризисные явления Производство Маркетинг Финансы Итого
Симптом 2 4 0 6
Фактор 1 5 3 9
Причина 5 0 4 9
Итого 8 9 7
Чем больше цифра в ячейке, тем «болезненнее» кризисное явление. Данная матрица наглядно выявляет возникшие и требующие первоочередного воздействия проблемы. На наш взгляд, разработанная методика может дополнить существующий в настоя -щее время инструментарий диагностики предприятия в том плане, что позволяет выявить проблемные области предприятия и позволит углубленный анализ проводить не по всему предприятию, а по выявленным центрам неэффективности.
Ранняя диагностика, разграничение, классификация и постоянный мониторинг симптомов, факторов и причин кризисных явлений, позволят, в конечном счете, построить эффективный механизм предотвращения банкротства. Это, в свою очередь, позволит разработать адекватные схемы финансового оздоровления коммерческой организации.
Литература
1. Трененков Е. М., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 1.
2. Экономическая энциклопедия / Научн. ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. 1055 с.
3. Философский энциклопедический словарь / Ред.—сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.; 25 с. - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
4. Антикризисное управление: Учеб. / Под ред. Э. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. 432 с.
проблемы и решения ' 73