связанные с незаконным оборотом наркотических средств // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2008. - № 3 (6). - С. 82-88.
б.Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1989. - 120 с.
7.Основные показатели по преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b15_01 (дата обращения: 30 марта 2016).
8.Основы профилактики наркомании и наркопреступности : курс лекций / Гаврилов В.Г., Готчина С.А., Грицаев С.А. и др. - М., 2008. - 246 с.
9.Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: Учебник. - Томск: Томский филиал Академии ФСИН России, 2007. - 238 с.
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕРНОГО ПАРИТЕТА
Грицай И.О.
доцент кафедры общеправовых дисциплин Днепропетровского государственного университета внутренних дел,
к.ю.н., доцент
ENSURING POLITICAIL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE CONTEXT OF GENDER PARITY
Iryna Grytsai, PhD in Law Associate Professor of Dnipropetrovsk State University of Internal Affairs
АННОТАЦИЯ
В статье исследована проблема гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине. Проанализировано истинное состояние вопросов гендерного равенства в Украине, сформулированы семантические характеристики понятия гендерный паритет в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине, определены пути становления гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине.
ABSTRACT
The article examines the issue of gender parity in securing political rights and freedoms of man and citizen in Ukraine. The current state of research on gender equality in Ukraine, clarified semantic characteristics of the phenomenon of gender parity in securing political rights and freedoms of man and citizen in Ukraine are defined shape formation ensure gender parity in political rights and freedoms of man and citizen in Ukraine.
Ключевые слова: гендерный паритет, гендерная асимметрия, гендерная сегрегация, гендерное равенство, гендерные отношения, политические права человека, права и свободы человека и гражданина, обеспечение политических прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Keywords: gender equality, gender asymmetry, gender segregation, gender relations, the rights and freedoms of man and citizen, political rights, ensuring political rights and freedoms of man and citizen in Ukraine.
Постановка проблемы. К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема гендерного равенства, преодоление сформировавшихся дискриминационных стереотипов в информационном обществе. Осознание гендерных проблем и устранение различных барьеров, препятствующих формированию равноправных отношений между мужчинами и женщинами, способствуют созданию гражданского общества и правового государства.
Проблема гендерного равенства является новой парадигмой исследований в гуманитарных науках последних десяти лет в Украине. Одно из найболее интересных и актуальных направлений этой проблемы есть становление и утверждение гендерного паритета в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Для любого современного человека, независимо от пола, определяющим показателем способности реализовать свой собственный потенциал в сфере государственного управления есть возможность использовать свои политические права и свободы, гарантированные Конституцией. В этом ракурсе соблюдение и защита гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина есть не только способом создать в Украине демократическое
государство, но и изменить ход развития украинского общества, связанный с реализацией идеи гендерного равенства, с включением потенциала женщин в историю современной цивилизации.
Состояние исследования. Проблема гендерного равенства и внедрения гендерной политики в Украине неоднократно становились объектом внимания украинских ученых. Научно-теоретической основой для написания статьи стали труды авторов, заложивших основы исследования проблем гендерного равенства, среди которых М. Баймуратов, М. Буроменский, Т. Ганзицкая, Н. Грицяк, О. Дашковская, М. Козюбра, О. Копыленко, А. Колодий, Т. Марценюк, Т. Мельник, К. Левченко, С. Максимов, О. Мурашин, Ю. Оборотов, А. Олейник, Н. Онищенко, О. Петришин, В. Погорелко, С. Погребняк, И. Полховская, П. Рабинович, В. Селиванов, О. Скрипнюк, Ю. Тодика, М. Цвик, В. Шаповал, С. Шевчук и другие. Существующий на сегодняшний день массив научных работ украинских специалистов по гендерной тематике подводит условную черту, за которой находится новое измерение актуальности, неразрывно связанное с обеспечением равных прав и свобод человека и гражданина в современной Украине, которая сегодня стремится стать демократическим госу-
дарством, включаясь в глобальный процесс развития современного мира. Реализация гражданами собственного потенциала в управлении государственными делами невозможна без гарантированных политических прав и свобод, всвязи с чем вопрос обеспечения этой группы прав в контексте гендерного равенства на современном этапе развития демократической Украины является крайне важным и актуальным.
Главная цель статьи состоит в изучении вопросов ген-дерного паритета и обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина в Украине, а также в определении форм становления гендерного паритета в этой сфере. Для решения поставленной задачи необходимо: а) проанализировать современное состояние исследования вопросов гендерного равенства в Украине; б) определить семантические характеристики гендерного паритета как явления в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине; в) определить формы внедрения и укрепления гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине.
Изложение основного материала. Начало XXI века характеризуется укреплением международного сотрудничества женщин в различных странах мира, которое принимает все более разнообразные и действенные формы: от проведения совместных мероприятий по обмену опытом и выработке всемирно значимых стратегий политической и экономической эмансипации женщин до материальной поддержки национальных женских движений, которые только заявляют о себе в политических и социальных сферах жизнедеятельности современных стран. Международное сообщество постоянно проводит мониторинг состояния дел с обеспечением равных прав и возможностей. В частности, согласно индекса гендерного равенства (GenderEqualityIndex), по состоянию на 2015 г, Украина занимает 83 место из 150 стран по уровню развития человеческого потенциала [1].
В постсоветской Украине экономические и политические реформы проводились без учета гендерного фактора. Украинская власть отказалась от проведения гендерно-чу-ствительной социальной политики, направленной на защиту наиболее уязвимых категорий населения, к которым, безусловно, относятся и женщины. Хотя в Украине за годы независимости и был принят целый ряд законов и документов, декларирующих равные права и возможности между мужчинами и женщинами, однако президентом, правительством, парламентом и другими органами власти для их фактической реализации сделано мало. В частности, не созданы действующие механизмы, обеспечивающие внедрение в жизнь политики гендерного равенства на государственном и местном уровнях, результатом чего стало увеличение гендерной асимметрии - неравности социальных позиций и жизненных шансов женщин и мужчин, которая дает о себе знать, в первую очередь, в таких важних сферах, как политика и государственное управление.
Специфика гендерной сегрегации или гендерного неравенства в современной Украине проявляется в таких формах, как отстранение женщин от сфер власти, управ-
ления, полноценного участия в политике.
Одновременно следует констатировать, что на протяжении последних лет в украинском обществе происходят существенные изменения в осмыслении и легитимации гендерних отношений, постоянно делаються шаги по введению институционного механизма обеспечения гендерного равенства. Успешное внедрение и регулирование гендерных отношений в обществе предусматривает утверждение ценностей гендерного равенства как в обществе в целом, так и в разных его институциях в частности. Это, прежде всего, недопущение гендерной дискриминации, обеспечение равного участия женщин и мужчин в принятии общественно важных решений (в первую очередь, в сфере политики и в общем на рынке труда), обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин по сочетанию профессиональных и семейных обязанностей, невозможность проявления гендерного насилия и т.д. [2, с. 5].
Конституция Украины гарантирует политические права и свободы, реализация которых дает возможность человеку принимать активное участие в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий и объединений граждан. К базовым политическим правам человека относится право на участие в управлении государством (ст. 38 Конституции Украины); право на проведение собраний, митингов, походов и демонстраций (ст. 39 Конституции Украины); свобода мысли и слова (ст. 34 Конституции Украины); право на объединение в политические партии и общественные организации (ст. 36-37 Конституции Украины) и т.д. Но, высокий уровень соблюдения прав и свобод человека в любой современной демократической стране определяется не столько их гарантированием, сколько реальным обеспечением в предоставлении равных возможностей каждому, не зависимо от различий по половому признаку.
В научной литературе рассматриваются разные взгляды на понимание гендерного равенства. Так, по мнению К. Левченко гендерное равенство - это равные права и равные возможности для женщин и мужчин в обществе, равные условия для реализации прав человека, участие в национальном, политическом, экономическом, социальном и культурном развитии, получение равных вознаграждений по результатам участия [3, с. 306]. В словаре «Современное гендерное мышление» под авторством Л. Кобелянской и Т. Мельник можно встрелить такое разъяснение гендерного паритета: «гендерное равенство означает одинаковое предоставление равных прав женщинам и мужчинам. Смысл этого понятия включает отсутствие привелегий по полу, запрет дискриминации, а также свободу выбора, развития, поиска.» [4, с.194]. Н. Максименко предлагает определить гендерное равенство как универсальный принцип в области прав человека, который предоставляет лицам разных полов равные права и возможностидля их участия во всех сферах общественной, государственной и личной жизни [5, с. 552].
Не менее актуальным объектом научных поисков отечественных ученых является процесс обеспечения прав и свобод человека и гражданина, ведь анализ последних пу-
бликаций, посвященных правовым проблемам, свидетельствует о том, что значительная их часть ориентирована на решение именно этих задач. Проблема обеспечения прав и свобод граждан в различных областях изучается или как самостоятельный объект исследований, или в комплексе с другими актуальними проблемами правовой науки. За последние годы появился ряд работ специалистов по кон-ституционному1 и административному2 праву, которые затрагивают непосредственно терминологический анализ такого явления, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что ученые в своих исследованиях достаточно часто используют термин «обеспечение» в контексте прав и свобод человека, однако не в достаточной мере опредееляют его структурные и семантические характеристики. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что у большинства ученых (О. Пушкина, А. Олейник, О. Наливайко, К. Степаненко, О. Домбровская и др.) объединяющим фактором определения термина «обеспечение» является включение в эту категорию таких юридических елементов, как «гарантирование», «защита» и «охрана». Такое этимологическое единство отвечает словарным и энциклопедическим толкованиям понятия «обеспечение», что только способствует расширению его правового контекста, в частности по защите политических прав и свобод человека. Опираясь на такое мнение по семантическим характеристикам термина «обеспечение», гендерный паритет в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Укра!ш можно определить как созданные с помощью нормативно-правовых актов равные условия для мужчин и женщин в сфере гарантирования, охраны, защиты политических прав и свобод, а также их восстановления. При таком положении формируется разумный гендерный баланс в управлении государством как на общенациональном, так и на местном уровне.
Наиболее важным является вопрос реальной реализации процесса обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина в Украине в контексте гендерного
равенства. Следует упомянуть, что в мировой практике используют два похода (концепции) по обеспечению тендерного паритета [6, с. 13]. Первый - это подход формального равенства. Его сторонники исходят из того, что на законодательном уровне должно быть формализовано равенство прав каждой личности независимо от каких-либо дискриминационных критериев, в частности, как отмечается это в ст. 2 Общей декларации прав человека. Считается, что законодательное закрепление равенства всех лиц есть достаточным, чтобы преодолеть фактически существующее в обществе неравенство, которое длилось столетиями. Такой подход в контексте гендерной теории права называют гендерно нейтральным. Другой подход к правовому регулированию вопросов равенства лиц в зависимости от их пола - это поход существенного (субстанционного) равенства (или гендерной отзывчивости). Он базируется на признании социальных и биологических различий между мужчиной и женщиной, которые не могут быть устранены путем закрепления формального равенства на законодательном уровне, потому, что сам поход формального равенства фактически приводит к неравенству.
Опираясь на эти общепризнанные в цивилизованом мире подходы, можно выделить такие главные формы становления гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине, как: 1) законодательное регулирование создания равных условий для мужчин и женщин в процессе реализации политических прав и свобод человека и гражданина; 2) сбалансированное представительство мужчин и женщин в общенациональных и местных органах власти.
Законодательное регулирование создания равных условий для мужчин и женщин в процессе реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Украине базируется на существующих международных и национальных нормативно-правових актах, которые касаются соблюдения гендерного паритета в обеспечении этой категории прав. В свою очередь международные акты по территориальному признаку имеют универсальный и
1 Див. Наливайко О.1. Правовий захист людини як предмет дослвдження загально! теорп права / О.1. Наливайко // Держава i право. Збiрник наукових праць. Юридичш i полиичш науки. Випуск 12. — К. : 1нститут держави i права iм. В.М.Корецького НАН Укра!ни, 2001. — С. 18-24.; Демиденко В.О. Утвердження i забезпечення конституцшних прав та свобод людини й громадянина в дiяльностi мШцп : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.02 / В.О. Демиденко. — К., 2002. — 16 с.; Домбровська О.В. Конституцшне право на життя людини i громадянина та забезпечення його реалiзацп органами внутршшх справ : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.02 / О.В. Домбровська. — К., 2005. — 19 с.; Пушкша О.В. Конституцшний мехашзм забезпечення прав людини i громадянина в Укра!ш: проблеми теорп i практики : Автореф. дис... д-ра юрид. наук : 12.00.02. / О.В. Пушкша. — Нац. юрид. акад. Укра!ни iм. Я. Мудрого. — Х., 2008. — 37 с. та ш.
2 Див. Iерусалiмова 1.О. Мехашзм адмШстративно-правового забезпечення прав i свобод людини та громадянина : Автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / 1.О. Iерусалiмова. — 1нститут законодавства Верховно! Ради Украши. — К., 2006. — 22 с.;Дегтярьов О.Ф.Адмшстративно-правове забезпечення реалiзацii права громадян на вшьний вибiр м^ця проживання : Автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.00.07 / О.Ф. Дегтярьов. — Кшвський нацюнальний ун-т внутршшх справ. — К., 2006. — 16 с.; Ракша Н.С.Адмшстративно-правове забезпечення права громадян на освггу : Автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Н.С. Ракша. — Львiвський держ. ун-т внутршшх справ. — Л., 2007. — 20 с.; Корж-1каева Т.Г.Адмшстративно-правове забезпечення прав i свобод неповнолггшх : Автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Т.Г. Корж-1каева. — Кшвський нацюнальний ун-т внутршшх справ. — К., 2008. — 17 с.; Степаненко К.В. Адмшстратив-но-правове забезпечення прав i свобод громадян Укра!ни за кордоном : Автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / К.В. Степаненко. — Дншропетровський державний ун-т внутршшх справ. — Д., 2009. — 20 с.; Грабар Н.М. Адмшстратив-но-правове забезпечення статусу бiженцiв в Укра!ш : Автореф. дис... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Н.М. Грабар. —Львiвсь-кий державний ун-т внутршшх справ. — Львiв., 2007. — 13 с. та ш.
региональный уровень применения. На универсальном уровне Украина уже подписала все международные документы по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, в частности в сфере реализации политических прав и свобод человека и гражданина. Кроме Общей декларации прав человека (1948 р.) и Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 р.), к таким документам следует отнести Декларацию о равенстве женщин и мужчин (1988 р.), Пекинскую декларацию и Платформу действий (1995 р.), Декларацию Тисячелетия (2000 р.), документы Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам гендерного равенства (2000 р.) и т.д.. Кроме этого, Украина ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации по отношению к женщинам и взяла на себя соответствующие обязательства.
На региональном уровне международные акты, касающиеся соблюдения гендерного паритета в обеспечении политических прав человека, представлены источниками европейского права и права Европейского Союза. Соответственно главными субъектами становления гендерно-го паритета в обеспечении политических прав человека и гражданина на европейском пространстве выступают Европейский Союз и Совет Европы. Так, для урегулирования проблемы пропорционального участия женщин и мужчин в процессе принятия решений, Евросоюзом в середине 90-х годов было принято два документа: Резолюция Совета от 27 марта 1995 г. о сбалансированном участии мужчин и женщин в принятии решений и Рекомендация Совета 96/694/ЕС от 2 декабря 1996 г. о сбалансированном участии мужчин и женщин в принятии решений. В первом из них державам-членам предлагалось рас ширять и укреплять сбалансированность участия мужчин и женщин в принятии решений как приоритетное задание в контексте введения политики равных возможностей и воплотить его в программах своих правительств, а также разработать интегрированную глобальную стратегию расширения сбалансированности участия мужчин и женщин в принятии решений, которая охватывает широкий спектр таких мероприятий и учитывает возможности и лучшие методы, которые применяются разными державами-членами. Второй документ рекомендовал принять целостную и интегрированную стратегию, направленную на поощрение сбалансированности участия женщин и мужчин в процессе принятия решений, а также разработать и осуществить соответствующие мероприятия для ее реализации [7, с. 94]. Актуализация гендерних вопросов прослеживается и в нормах Лиссабонского договора, принятого в 2007 году.
Среди документов Совета Европы важное значение для борьбы с дискриминацией женщин имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основопологающих свобод 1950 г., которая считается наиболее доскональным и эффективным актом в сфере прав человека. В ст. 14 эого документа отмечается, что соблюдение прав и свобод, изложенных в Конвенции, гарантируется без какой-либо дискриминации по признакам пола, рассы, цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественно-
му положенню или других обстоятельств. Одновременно, Конвенция не только провозгласила основопологающие права человека, а и создала механизм их защиты [8].
На национальном уровне законодательное регулирование создания равных условий для мужчин и женщин в процессе реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Украине, принцип гендерного равенства закреплен в Конституции Украины, где в ст. 21, 23, 24 провозглашается равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Непосредственно вопросов преодоления дискриминации касается ст.24, которая гласит, что равенство прав женщин и мужчин обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него, и т.д. [9].
Ключевое значение в законодательном закреплении идеи гендерного равенства, безусловно, имеет Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», принятый Верховной Радой Украины 8 сентября 2005 г. Как отмечается в ст. 3 Закона, «государственная политика по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин направлена на: утверждение гендерного равенства; недопущение дискриминации по признаку пола; применение положительных действий; обеспечение равного участия женщин и мужчин в принятии общественно важних решений; обеспечение равных возможностей женщинам и мужчинам по сочетанию профессиональных и семейных обязанностей...» [10].
Не менее важной формой становления гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине есть сбалансированное представительство мужчин и женщин в общенациональных и местных органах власти. Оживление дискуссии о предоставлении женщинам больших возможностей для реализации в политической сфере связано с последними выборами в Верховную Раду Украины. Женщины, в среднем, по миру занимают всего 22% мест в национальных парламентах [11]. Несмотря на то, что Украина сейчас занимает 107 место в рейтинге [11] со всего 12% женщин в Верховной Раде, такое количество женщин в высшем представительском органе нашей державы можна считать прорывом, ведь, как свидетельствует статистика, например, после выборов в Верховную Раду Украины в 2002 году женщины составлял всего 5,1% от общего числа парламентариев.
Представительские органы власти остаються в большей мере сферой деятельности мужчин, поэтому эффективнейшим способом установления паритетной демократии в сегодняшних условиях есть введение гендерных квот в партийных списках во время избирательной кампании. Введение гендерных квот является поддерживающим действием ради увеличения количества женщин в политике [2, с. 23]. В 2013 году внесением изменений в Закон Украины «О политических партиях в Украине» была введена 30% гендерная квота для выборов народных депутатов, согласно которой минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке кандидатов в народные депутаты Украины от партии в общегосударственном округе должен составлять не менее 30 процен-
тов общего количества кандидатов в избирательном списке. Впрочем, на выборах 2014 года эта гендерная квота не дала ожидаемых результатов (20 из 29 партий не придерж-вались ее), ведь она не имела соответствующих санкций и не предусматривала четкого места кандидаток в проходной части списка.
В 2015 году 30% гендерную квоту законодательно распространили на уровень местных выборов. В принятом 14 июля 2015 года Законе Украины «О местных выборах» в статье 4 «Равное избирательное право» указано: «Все кандидати ... имеют равные права и возможности принимать участие в избирательном процессе соответствующих местных выборов. Представительство лиц одного пола в избирательных списках кандидатов в депутаты местных советов в многомандатных избирательных округах должно составлять не менее 30 процентов общего количества кандидатов в избирательном списке» [12]. Этим же законом были внесены изменения в Закон Украины «О политических партиях в Украине» и введено требование к уставам политических партий в части информации о тендерных квотах. Так, в статье 8 указано, что устав политической партии должен содержать, в том числе, «размер квот, определяющих минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке кандидатов в народные депутаты Украины от партий в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты местных советов в многомандатных избирательных округах и должен составлять не менее 30 процентов общего количества кандидатов в избирательном списке» [13]. К сожалению, после проведения местных выборов в 2015 году гендерные инициативы сработали не в полной мере, ведь опять, как и в 2014 году, не были предусмотрены санкции за их невыполнение.
Несоблюдение гендерных квот в партийных списках также противоречит мнению общества. По данным исследования NDI (National Democratic Institute), проведенного в июле 2015 года, 41% респондентов считают, что идеальный процент женщин в Верховной Раде - 41-50%, 31% считают приемлемым представительство женщин на уровне 20-40%, и еще 21% - на уровне 20%. В связи с этим значительная часть украинцев (56%) поддерживают утверждение, что участие женщин в политике могло бы улучшить положение дел в структурах власти: по данным KMIC, в 2012 году так считали большинство женщин (65%) и значительная часть мужчин (45%). Даже во время революционных событий и вооруженного конфликта, по данным NDI 2014 года, почти половина украинцев (48%) считают, что количество женщин, которые занимают выборные посты, недостаточна [15].
Становление сбалансированного представительства мужчин и женщин в общенациональных и местных органах власти возможно при применении так называемого метода трех Р: репрезентация, ресурсы, реальность, который достаточно эффективно используется в Швеции. Задание репрезентации состоит в необходимости подсчета всех людей: персонал, руководство, клиентов, поставщиков, пользователей и всех заинтересованых для выяснения общего количества мужчин и женщин во всех категориях, то есть сколько мужчин и сколько женщин находится в
руководстве, сколько работает с клиентами и т.д. После этого необходимо выяснить как распределены ресурсы (финансовые, временные, информационные, людские) между мужчинами и женщинами. И, наконец, следует реально знать почему репрезентация и распределение ресурсов неравны между женщинами и мужчинами. Такой комплексный анализ проблемы позволяет решать ее системно [14, с. 13]. Применение этого метода в Украине при становлении гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с реформой децентрализации власти, которая активно внедряется в нашей стране. Репрезентация и распределение ресурсов между женщинами и мужчинами на местном уровне позволит местным органам власти более эффективно решать жизненно важные вопросы на уровне громад.
Выводы. Вопросы гендерного равенства, внедрение гендерной политики в Украине, в последние годы достаточно часто ставали объектом внимания отечественных ученых. Существующий на сегодня массив научных и публицистических работ по гендерной тематике подводит условную черту, за которой находится новое измерение актуальности, связанное с обеспечением равных прав и свобод человека и гражданина в современной Украине, которая сегодня стремится стать демократичной державой, включиться в глобальный процесс развития современного мира. Гендерный паритет в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине
- это созданные с помощью нормативно-правових актов равные условия для мужчин и женщин в сфере гарантирования, охраны, защиты политических прав и свобод, а также их восстановления органами государственной власти. К основным формам становления гендерного паритета в обеспечении политических прав и свобод человека и гражданина в Украине можно отнести: 1) законодательное регулирование в создании равных условий для мужчин и женщин в процессе реализаци политических прав и свобод человека и гражданина; 2) сбалансированное представительство мужчин и женщин в общенациональних и местных органах власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. HumanDevelopmentReport, GenderEqualitylndex, UNDP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// hdr.undp.org/en/statistics/
2. Марценюк Т. О. Жшки в украшськш полиищ : виклики i перспективи змш / Тамара Марценюк. — Кшв : Мiжнародний центр перспективних дослвджень, 2015. — 35 с.
3. Левченко К. Б. Гендерна полггика в Украш: визна-чення, формування, управлшня : монографiя / К. Б. Левченко. — Х. : Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2003. — 344 с.
4. Мельник Т. 50/50 : Сучасне гендерне мислення : словник / Т. Мельник, Л. Кобелянська. — К. : К.1.С., 2005.
— 280 с.
5. Максименко Н. В. Гендерна рiвнiсть: проблеми становлення та дотримання / Н. В. Максименко // Форум права. — 2011. — № 2. — С. 551-556 [Електронний ре-
сурс]. — Режим доступу:http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/ БР/2011-2/11шт^^
6. Руднева О.М. Гендерна рiвнiсть у правi Укра!ни : автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / О. М. Руднева ; Нацiональна юридична академiя Украши iм. Ярослава Мудрого. — Х., 2002. — 18 с.
7. Плотян С. Законодавче забезпечення учасл жшок у процесi прийняття ршень: европейський досвiд для Укра!-ни / С. Плотян // Жшки в полiтицi: мiжнародний досввд для Укра!ни / За заг. ред.: Я. Свердлюк та С. Оксамитно! // За матерiалами мiжнародного наукового семiнару «Жiнки в полггищ: мiжнародний досвiд для Укра!ни», Ки!в —На-УКМА — 7 жовтня 2005 року. — К.:Атжа, 2006. — 272 с.
8. Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод от 04 ноября 1950 г., с поправками, внесенными в соответствии с положениями Протоколов № 11 и № 14 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ы1р://2акоп2. rada.gov.ua/laws/show/995_004
9. Конститущя Украши ввд 28 червня 1996 року // Ввдо-мост Верховно! Ради Украши. — 1996. — № 30. — Ст. 141 ^ змшами внесеними Законом Украши «Про ввдновлення ди окремих положень Конституцп Украши» ввд 21 лютого 2014 р. // Офщшний в^ник. — 2014. — № 19. — Ст. 583).
10. Про забезпечення piBH^ прав та можливостей жшок i чоловтв :Закон Украши ввд 8 вересня 2005 р. № 2866IV [Електронний ресурс] / Верховна Рада Украши. — Режим доступу: http://portal.rada.gov.ua
11. По состоянию на 1 мая 2015 года, взято с базы данных WomeninNationalParliaments, InterParliamentaryUnion [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ipu. org/ wmne/world.htm
12. Про мiсцевi вибори :Закон Украши ввд 14 липня 2015 року № 595-VIII [Електронний ресурс] / Верховна Рада Украши. — Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/ laws/show/595-19
13. Про полггичш партп в Укра!ш : Закон Украши ввд 5 квггня 2001 року ^i змшами i допов.) // Ввдомосл Верховно! Ради Укра!ни. — 2001. — № 23. — Ст. 118.
14. Онщенко I. Г. Гендерна полггика бвропейського Союзу: порядок денний для Укра!ни / I. Г. Онщенко// В^ник Марiупольського державного ушверситету. Серiя фшосо-фiя, культуролопя, сощолопя, 2012. — Вип. 4. — С. 12-15.
15. Сощолопчний вимiр сприйняття ролi та участ жь нок у полггищ. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://50vidsotkiv.org.ua/genderni-kvoti-proti-statusu-kvo-dostup-zhinok-do-politiki/
ВЗА6МОД1Я ОРГАН1В ВЛАДИ ТА ГРОМАДСЬКОСТ1 У СФЕР1 ПРОТИДП
ЛЮДЬМИ: ДОСВ1Д КРА1Н 6ВРОПИ
Жуковська Галина Григорiвна
астрант кафедри державного менеджменту Нацюнальног академгг державного управлшня при Президентовi Украгни
RELATIONSHIPS BETWEEN THE GOVERNMENT AUTHORITIES AND PUBLICIN THE FIELD OF COUNTERING HUMAN TRAFFICKING: ANALYSIS OF THE SITUATION IN EUROPE
Zhukovska G.G.
АНОТАЦ1Я
У статтi акцентуеться увага на до^джент основних чиннитв та умов, за яких в крагнах бвропш мають мкце прояви торгiвлi людьми. Стверджуеться, що саме вироблення чткого, узгодженого, дквого мехашзму взаемодгг державного апарату та громадянського сустльства сприяють подоланню торгiвлi людьми в сустльстви Показано принципи ствпращ оргашв влади та громадськостi у крагнах бвропейського Союзу та Схдног бвропи показано проблеми, як к-нують у взаемовiдносинах влади та громадськостi у зазначенш сфери Доводиться потреба вжиття вiдповiдних заходiв щодо запобкання торгiвлi людьми в крагнах бвропи.
ABSTRACT
The article focuses on the study of the key factors and conditions under which thecases of human trafficking take place in the Europe society. It has been argued that it is formation of an explicit, coherent and effective mechanism of interaction between the state apparatus and the civil society that contributes to overcoming human trafficking in the society. The problems that exist in relationships between the government authorities and public in this area have been demonstrated. The need to take appropriate measures to prevent human trafficking in Europe today has been proved.
Ключовi слова: протидiя торгiвлiлюдьми, запобкання торгiвлiлюдьми, державна влада, громадськкть, нацюнальний мехашзм перенаправлення.
Keywords: prevention from trafficking persons, prevention of trafficking, objectives and principles of cooperation, National referral mechanisms.
Постановка проблеми.. Торпвля людьми е актуальною i важливою проблемою, що мае розв'язуватися на мiжна-родному, нацюнальному та мкцевому рiвнях. З огляду на те, що зобов'язання щодо запобкання та протидп торгiвлi людьми ввдносяться до компетенцп держав, саме органи влади несуть основну ввдповвдальшсть та мають вщграва-
ти проввдну роль у цш дiяльностi. Водночас, дуже велике значення мае також i дiяльнiсть громадськоста у цш галузь Працюючи у сферi протидп торгiвлi людьми, органи влади та громадсьюсть вступають у взаемодш. Очевидно, що чим ефектившшою е ця взаемодiя, тим результатившшою буде дiяльнiсть iз запобкання та протидп торгiвлi людьми