2.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В 1922 - 1928ГГ.
Колемасов В.Н. доцент кафедры уголовного права Пензенского государственного университета, к.и.н., доцент
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется концепция обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов России, создания советской прокуратуры. Отражены особенности правового регулирования обеспечения законности в сфере охраны правопорядка. Показана роль прокуратуры в организации борьбы с преступностью.
Ключевые слова: законность, революционное правосознание, правоохранительные органы, прокуратура, юстиция
ENSURING OF LEGITIMACY IN WORK OF THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIA IN 1922-1928 YEARS
Kolemasov V.N. Associate Professor of Criminal Law, Penza State University, Ph.D. in History, docent
Annotation: The article analyzes the concept of the legitimacy providing in the activity of the Russian law machinery and the creation of the Soviet prosecutor's office. It reflects the features of the legal regulation of the legitimacy providing in the sphere of the law enforcement. It shows the role of the prosecutor's office in the organizing of the fight against the crime.
Keywords: legitimacy, revolutionary sense of justice, law machinery, prosecutor's office, justice
После окончания гражданской войны, перед советским государством встала задача отказа от революционного правосознания как источника права и реального соблюдения законности.
В первые годы советской власти деятельность правоохранительных органов практически не ограничивалась законодательством. Например, чрезвычайные комиссии в своей деятельности были фактически не зависимы от других органов государственной власти. В приказе по ВЧК за подписью Петерса от 26 сентября 1918 года прямо заявлялось, что «ВЧК совершенно самостоятельна, производя обыски, аресты, расстрелы, давая после отчет Совнаркому и ВЦИК»1.
Переход к мирному строительству требовал не только создания нового законодательства и не только утверждения писаного нормативного акта в качестве руководящей основы осуществления правосудия, но и гарантий соблюдения советских законов гражданами и государственными органами. Возникла необходимость образования системы органов, основной функцией которых стал бы надзор за законностью.
1 Сборник важнейших приказов и распоряжений ВЧК. - М. 1919. Т. 1. С. 13.
По мысли Ленина, необходимо было создать орган, который осуществлял бы надзор за точным исполнением законов - советскую прокуратуру. По его поручению такой проект был разработан. В конце января 1922 года IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции уже обсуждал проект организации прокуратуры и высказался за учреждение централизованного прокурорского надзора.
Высказывались различные мнения по поводу принципов деятельности прокуратуры. Ленин настаивал на принципе единства законности и выступал против местничества.
В мае 1922 года представитель народного комиссариата юстиции (НКЮ) Н. Крыленко вносит на очередную сессию ВЦИК проект Положения «О прокурорском надзоре». До этого момента надзор за деятельностью правоохранительных органов осуществлял НКЮ в соответствии с Положением «О высшем судебном контроле» от 10 марта 1922 года.
28 мая 1922 года на третьей сессии ВЦИК РСФСР учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре. Министром юстиции - прокурором РСФСР был назначен Д.И. Курский.
Таким образом, советская прокуратура была создана 28 мая 1922 года. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР, на прокуратуру возлагалось:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ;
- поддержание обвинения в суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В первое время, во многих губерниях наблюдалось пренебрежительное отношение к деятельности прокурорских работников со стороны местных властей, которые не допускали и мысли о возможности контроля за своей работой со стороны прокуратуры, что снижало эффективность ее работы. «Наблюдай за милицией, лови уголовников, но не роняй престижа власти... это контрреволюция» .
На первом этапе своего существования многие прокуроры, не до конца уяснив специфику стоявших перед ними задач, начали грубо вмешиваться в деятельность судов, вплоть до предъявления судебным учреждениям требований о даче разъяснений по поводу вынесенных приговоров.
Контроль за деятельностью прокуратуры осуществлялся НКЮ, который проводил постоянную разъяснительную работу, направленную на сближение правоохранительных органов с массами, «чтобы каждый знал и понимал, что именно в лице прокурора он всегда имеет своего первого защитника»3.
К тому же, остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров. По состоянию на 1 ноября 1922 года некомплект работников прокуратуры составлял около 50%. К 1 января 1923 г. все 58 губерний РСФСР были полностью укомплектованы прокурорами, но их обра-
2 Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Распятые революцией: Российские и советские прокуроры. ХХ век. 1922-1936 гг. - М., 1998. С.42.
3 Сборник циркуляров НКЮ РСФСР. М, 1926. С. 94.
Колемасов В.Н. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ 1922-1928 ГГ.
зовательный уровень был низким: только 18 прокуроров (31%) имели высшее образование, 17 человек (29%) были со средним образованием, а остальные с низшим. Еще сложнее шло назначение помощников прокуроров. Из 768 должностей на 1 января 1923 г. было замещено лишь 422 (55%). Почти половина назначенных помощников губернских прокуроров имела невысокий образовательный уровень и происходила из рабоче-крестьянской среды. Высшее образование имели 127 человек, среднее - 110, остальные - низшее4.
Нехватка квалифицированных кадров была общей проблемой для всех правоохранительных органов того времени.
Наркомат юстиции принимал активное участие в создании органов прокуратуры на местах, осуществлялся подбор кадров губернских прокуратур, регламентация их деятельности, оказывалась методическая и практическая помощь в осуществлении прокурорского надзора.
Принимались меры по организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Так, в мае 1923 г. было принято решение создать в г. Пензе 8-ми месячные курсы по подготовке «красных» юристов. Лекции читались 3 раза в неделю по 2 полуторачасовых занятия, было определено 24 лектора.5.
В 1922 г. в циркуляре Наркомюста № 48 от 9 июня, разосланном на места, был дан приказ «в связи с введением УК и УПК организовать семинары по изучению кодексов»6. Это свидетельствовало, прежде всего, об огромном повышении роли позитивного права. В свою очередь, увеличение роли позитивного права влекло за собой изменение требований к профессионализму прокуроров.
Одновременно с повышением профессиональной подготовки сотрудников прокуратуры совершенствовалось нормативно-правовое регулирование деятельности губернских прокуратур.
Участковые помощники прокурора были обязаны в целях усиления контроля за правильностью вынесения приговоров народными судами не менее раза в месяц проверять постановления народного суда вверенного участка7.
31 мая 1923 г. Пензенской губернской прокуратурой издана Временная инструкция «О порядке наблюдения за исполнением вошедших в законную силу приговоров Губсуда и народных судов», в которой говорилось: «По каждому делу заводится в прокуратуре наблюдательное дело, в котором отражается ход следствия. Участковый помощник прокурора ведет особый настольный реестр, в который заносятся все дела наблюдательного производства, он знакомится с обвинительным заключением и уголовным делом, если расследование проведено неполно, возвращает дело на доследование, в случае полноты следствия, дело с кратким постановлением губернского прокурора направляется в суд»8.
Для улучшения надзора за расследованием преступлений прокуратура разработала соответствующие инструкции и формы. В конце 1923 г. Заместитель НКЮ Крыленко утвердил «Перечень отчетов участко-
- Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Указ. соч. С.41-42.
5 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.242. Оп.1. Д.37. Л.135,136.
6 Там же. Д.10. Л.23.
7 Там же. Д.23. Л.49.
8 ГАПО. Ф.242. Оп.1. Д.16. Л.18,19.
вых помощников прокурора, подлежащих представлению губернскому прокурору:
1. Краткий письменный доклад о наиболее важных моментах своей деятельности.
2. Сведения о членах РКП(б), привлеченных к уголовной ответственности.
3. Ведомости о движении дел в милиции.
4. Ведомости о движении дел в уголовном розыске.
5. Ведомости о движении дел у народного следователя.
6. Ведомости о движении дел у народных судей.
7. 3-х месячный отчет применительно к форме центра для Губернского прокурора.
8. Цифровые ведомости по форме №8 и 8а»9.
Губернский прокурор представлял каждые полгода
отчет о своей деятельности и деятельности своих помощников Прокурору Республики. Прокурор мог требовать от всех губернских органов власти, учреждений, организаций и лиц представления ему «всех необходимых для выполнения его обязанностей сведений и материалов, каковые требования являются обязательными к исполнению»10.
Прокуратура осуществляла контроль и за деятельностью органов исполнительной власти.
Прежде всего, отметим, что разгул преступности и бандитизма в России подталкивал местные власти к чрезвычайщине. Так, прокурор Пензенской губернии Чадарайн в исследуемый период весьма часто был вынужден ходатайствовать об отмене решений губернского исполкома:
«Обязательным постановлением губернского исполнительного комитета от 19.10.1923 г. было введено исключительное положение в Нижне-Ломовском, Чем-барском, Мокшанском, Керенском, Спасском и Наров-чатском уездах. Положение было введено с нарушением ст. 7 Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка.
Исключительное положение ГИК имел право вводить:
1) при невозможности связи с центром,
2) когда ход событий не допускает никакого промедления.
Указанные условия при введении исключительного положения отсутствовали.
В отмеченных районах была введена трудовая повинность, которая вводится только для ликвидации стихийных бедствий. Отсутствовало указание об оплате труда и гужевой силы, значит, это также говорило о незаконности решения.
Не ясен и пункт о семидневном разборе губернским судом дел о бандитских правонарушениях, так как не каждое дело подсудно губернскому суду, и процессуальный срок, установленный УПК, обязательным постановлением ГИК не мог быть отменен.
На основании изложенного прошу отменить данное постановление.
Прокурор губернии Чадарайн»11.
Его протест имел последствием отмену решения губернского исполкома: в ноябре 1923 г. Председатель ГИК Шнейдер «ввиду ликвидации массового бандитизма в пределах Пензенской губернии» отменил исключительное положение в Нижне-Ломовской, Чем-
9 ГАПО Ф.402. Оп.1. Д.264. Л.6.
10 Положение «О судоустройстве РСФСР» (Принято 3-й сессией Х11 созыва ВЦИК) // СУ РСФСР. 1926. № 85. Ст. 624.
11 ГАПО. Ф.242. Оп.1. Д. 65. Л. 7- 9.
барской, Мокшанской, Керенском, Спасском и Наров-чатском уездах12.
Прокуратура осуществляла контроль над учреждениями исполнения уголовного наказания. Так, например 14 июля 1923 г. помощник пензенского прокурора Маршан обследовал Саранскую трудовую сельскохозяйственную колонию для лишенных свободы, по результатам обследования отмечалось: «В колонии числилось 95 человек, отбывающих наказания, из них на внешних работах - 36 человек. Помещение колонии совсем не приспособлено для предотвращения побегов. На окнах нет решеток, двери без замков. Охрана -5 человек не соответствует своему назначению. Другую подобрать нет возможности из-за низкой оплаты, которая выдается к тому же с задержками. Из вооружения имеется только 1 исправная винтовка из 10 и 2 патрона к ней, из 4 револьверов исправен 1, но патронов к нему не имеется. Питание выдается недостаточное. Все указанное приводит к частым побегам. С апреля по 15 июля 1923 г. совершили побег 18 чело-век»13.
При Пензенской губернской прокуратуре не реже одного раза в месяц проводились совещания по вопросам борьбы с преступностью с участием руководителей всех правоохранительных органов губернии и представителей органов исполнительной власти14.
Следует отметить, что в первые годы деятельности советской прокуратуры уделялось большое внимание соблюдению прав граждан в уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов. Эта линия работы была особо актуальна, так как до принятия уголовно-процессуального кодекса порядок избрания меры пресечения, проведения отдельных следственных действий, сроки содержания под стражей и другие вопросы уголовно-процессуального характера не были четко регламентированы.
Большое внимание уделялось надзору за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер принудительного характера, координации деятельности всех органов власти и общественных формирований по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Принимаемые меры позволили добиться улучшения состояния законности в сфере борьбы с преступностью, а также определенной стабилизации оперативной обстановки в России.
Список литературы:
1. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Распятые революцией: Российские и советские прокуроры. ХХ век. 1922-1936 гг. - М., 1998.
2. Положение «О судоустройстве РСФСР» (Принято 3-й сессией Х11 созыва ВЦИК) // СУ РСФСР. 1926. № 85. Ст. 624.
3. Сборник важнейших приказов и распоряжений ВЧК. - М. 1919. Т. 1.
4. Сборник циркуляров НКЮ РСФСР. М, 1926.
Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.242.
Оп.1. Д. 9, 10, 16, 23, 24, 37, 39, 65, 137.
5. ГАПО. Ф.402. Оп.1. Д.264. Л.6.
References:
1. Zvyagincev A.G., Orlov Y.G. Crucified by revolution: Russian and Soviet prosecutors, XX Century, 1922-1936 - M., 1998.
12 ГАПО. Ф.242. Оп.1. Д. 65. Л. 9.
13 Там же. Д. 39. Л.234.
14 Там же. Д.137. Л.22-124.
2. Regulation "On Judicial System of the RSFSR" (Adopted by 3rd session of the 12th convocation of the VCIK) // SU RSFSR. 1926. № 85. A. 624.
3. Collection of the most important orders and instructions of the VChK. - M. 1919. T. 1.
4. Collection of circulars NKYu RSFSR. M, 1926.
State Archive of the Penza region (GAPO). F.242. Op.1. D. 9, 10, 16, 23, 24, 37, 39, 65, 137.
5. GAPO. F.402. Op.1. D.264. L.6.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов России в 1922-1928 гг.» подготовленную кандидатом исторических наук, доцентом Колемасовым В.Н.
Представленная на рецензию статья «Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов России в 1922-1928 гг.» раскрывает содержание актуальной и практически значимой темы, отражающей исторические аспекты создания советской прокуратуры в России.
Автор данной статьи акцентирует внимание на состоянии законности в деятельности правоохранительных органов России в период новой экономической политики.
В статье анализируется основные подходы руководителей советского государства и представителей науки к вопросам обеспечения законности в первые годы советской власти и период НЭПа.
Достаточно подробно автором представлены особенности правового регулирования обеспечения законности в сфере охраны правопорядка. Показана роль прокуратуры в организации борьбы с преступностью.
В основу исследования положен широкий перечень базовых нормативных и научных источников. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
Автор логически стройно, грамотно и аргументировано излагает материал по исследуемой проблеме.
Колемасов В.Н. в своей работе преследовал цель привлечь внимание к вопросам обеспечения законности в 1920-е годы в сфере охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью в России.
Рецензируемая работа будет представлять интерес для научных работников, преподавателей и студентов юридических и исторических учебных заведений.
Статья «Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов России в 1922-1928 гг.» отвечает предъявляемым требованиям и рекомендована к публикации.
Декан юридического факультета Пензенского
государственного университета, профессор,
д.и.н., д.юн. В.В. Гошуляк