полиции в Великобритании [Текст] : учеб.-метод. пособие / [сост. Т. А. Александрова, Н. В. Лазовская]. - Саратов : изд-во СГАП, 2010.
- ISBN 978-5-7924-0814-2.
6. Официальный сайт Столичной полиции Великобритании [Электронный ресурс]. - URL: http://content.met.police.uk/ (дата обращения: 18.11.2011).
7. Поррит Э. Современная Англия. Права и обязанности её граждан [Текст]. - М., 1897.
8. Ежевский Д. О. Муниципальная полиция: опыт Великобритании [Текст] // Административное и муниципальное право. - 2008.
- № 1. - ISSN 1999-2807.
9. Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс] - URL: http://www.rian.ru/
world/20i00i2i/20568i585.html (дата обращения: 15.09.2011).
10. Policing OnLine Information System [Электронный ресурс]. - URL: http://polis.osce.org/ countries/details.php?item_id=73&lang=ru (дата обращения: 22.12.2011).
11. Police and Criminal Evidence Act 1984 (PACE) and accompanying codes of practice.
12. Макаров А. А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран [Текст] / А. А. Макаров, В. М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - ISSN 1999-2807.
Материалы поступили в редакцию 17.01.2012 г.
УДК 330.101.52
обеспечение устоичивоcти и безопасности развития социально-экономической системы
© Гусаров Юрий Валериевич
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский государственный социально-экономический университет.
© Гусарова Любовь Фёдоровна
доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования, профессор кафедры институциональной экономики, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье рассматривается принципы преодоления кризисных явлений, условия успешного управления в рамках обеспечения устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы, основные зада чи управления в современной инновационной экономике.
Ключевые слова: устойчивое и безопасное развитие социально-экономической системы, циклические колебания, антициклическое регулирование, структуры управления, динамические процессы.
Пр
проблема обеспечения устойчивого . и безопасного развития социально-экономической системы в настоящее время
приобретает большое значение, о чём свидетельствует её широкое обсуждение в научных кругах и среди специалистов в области управления.
Впервые в 1992 г. на Международном конгрессе в Рио-де-Жанейро была принята Концепция перехода к устойчивому развитию. Это, в свою очередь, привело к распространению изложенных в ней принципов на всех континентах и во многих странах мира.
Очевидно, что различные аспекты этой проблемы, соответствующая методология достаточно исследованы в экономической теории, а также используются в практике хозяйствования ряда государств и регионов на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.
Однако до сих пор сама категория устойчивого и безопасного развития формулируется неоднозначно. Кроме того, тема устойчивости не всегда увязывается с проблемой обеспечения безопасности социально-экономической системы. В одном случае, при определении устойчивого развития системы, основной упор делается на её способности сравнительно долго сохранять собственные генетические свойства и функционировать без серьёзного влияния внутренних и внешних источников возмущения. В другом, напротив, подчёркивается, что при значительных возмущающих действиях система трансформируется, но это изменение происходит в направлении, сохраняющем некий баланс связей и пропорций в хозяйственном развитии. Таким образом, выделяется специфическая черта устойчивости в процессе динамического развития социально-экономической системы.
С нашей точки зрения, при определении стабильности и обеспечении экономической безопасности социально-экономической системы, следует принимать во внимание обе эти стороны, так как процесс развития характеризуется одновременно способностью к сохранению свойств и основных инвариантов её самоотождествления, а также их изменчивостью. Последняя особенно чётко проявляется во время прохождения сложной социально-экономической системой зон «расщепления» её возможных состояний (аттракторов) в бифуркационные или гетеро-фуркационные фазы развития.
Если субъективировать это явление, то очевидно, что в теории управления в ходе рассмотрения динамических процессов важным условием устойчивого развития в процессе обеспечения эффекта безопасности будет являться его позитивный ход, согласование результата с поставленными целями и задачами при минимизации затрат необходимых ресурсов и исключения попадания системы в зоны её разрушения. Значимым критерием обеспечения стабильности и безопасности социально-экономической системы также является соответствие траектории её развития «акмеологической зоне», или зоне удержания позитивных результатов
предыдущих этапов развития социально-экономической системы [1, с. 40-47].
При учёте этих методологических предпосылок сформируем определение. Под устойчивым безопасным развитием социально-экономической системы понимается такое её развитие, при котором управляющими структурами достигаются заданные результаты, реализующиеся на основе сохранения генетических свойств системы, а также инновационных изменений с целью получения позитивных результатов и согласования институциональных интересов всех социальных слоёв общества.
Очертив проблему устойчивого безопасного развития подобным образом, можно подойти к выявлению её динамического аспекта. С нашей точки зрения, количественными критериями отнесения социально-экономической системы к группе устойчиво и безопасно развивающихся могут служить следующие показатели. Во-первых, следует выявить - входит ли государство в число стран - мировых лидеров (в соответствии с методологией ООН), во-вторых, какие темпы экономического роста имеет это государство. Если динамика прогрессивного движения позволяет в течение 5-10 лет войти в группу стран - мировых лидеров, то данная социально-экономическая система устойчива, стабильна в своём развитии.
В отношении Российской Федерации, при её нынешнем отставании от США по основным показателям развития во временном исчислении примерно на 20 лет, задача стабилизации процесса развития может быть решена при обеспечении темпов ежегодного роста в пределах 10-12%.
Представляется, что ещё одним важным критерием устойчивого развития социально-экономической системы является её способность без существенных изменений собственных генетических свойств проходить кризисные фазы среднесрочных и краткосрочных циклических колебаний, минуя зоны возможного разрушения.
Для решения этой проблемы на национальном и региональном уровнях необходимо решить совокупность взаимосвязанных задач. Действенным стабилизатором при прохождении критических фаз циклов является средний класс общества, в качественном отношении крепкий, интеллектуальный и высокообразованный, с высоким уровнем доходов в количественном отношении значительный, не меньше 60% от численности населения. Естественно, для формирования такого «стабилизатора» необходим набор мер экономического и социального характера, включающий подъём промышленного производства, развитие инновационного подхода и решение проблем научно-техниче-
ского прогресса, экологических и социальных задач, гармонизацию интересов различных институтов общества и его социальных групп.
Представляется, что важным методологическим признаком отнесения государства или региона к устойчиво развивающимся системам является такая динамика их экономического роста, при которой основные показатели социально-экономического развития находятся в пределах, не превышающих критические граничные точки.
Например, для годового уровня инфляции таким желательным коридором является промежуток от 4 до 10%. Уровень безработицы при устойчивом развитии не должен превышать пределы от 3 до 6%.
Имеются и другие критерии, которые можно использовать при определении устойчивого развития социально-экономической системы. Это уровни внутреннего и внешнего долга, зона экологического бедствия от территории страны и региона, другие экономические и социальные показатели.
И, наконец, при оценке устойчивого развития социально-экономической системы, с позиции экономической безопасности, следует оценивать, насколько то или иное государство приближается к качественным и количественным «эталонам» нового технологического уклада. Например, если период развития будет проходить в условиях комплексного использования информационных технологий и превращения информации в производственный ресурс, развития нанотехнологий и соответствующей производственной инфраструктуры, то устойчивость будет подразумевать наличие мер по реализации условий широкого использования данного ресурса непосредственно в производстве, в определяющих сегментах рыночной среды и других областях человеческой деятельности.
Думается, что указанная методология может быть использована при оценке состояния устойчивого безопасного развития социально-экономической системы, диагностике прохождения отдельных фаз этого процесса, прогнозировании и разработке планов стратегического, тактического и оперативного характера. Этому во многом будут способствовать меры государственного регулирования, направленные на демпфирование или сглаживание циклических колебаний в сложной социально-экономической системе.
Демпфирование циклических процессов может осуществляться на уровнях государства, региона, отрасли и предприятия.
В первом случае оно выступает в виде антициклического регулирования и представляет собой комплекс мероприятий на национальном
уровне, направленных на прогнозирование циклов, а также смягчение их негативного воздействия на экономическую систему. На практике, в экономически развитых странах подобные мероприятия проводятся от случая к случаю, как правило, в острые периоды кризисов, они не носят планомерного комплексного характера, в их обосновании и проведении часто упускается роль научно-технического прогресса, инвестиций в инновационные технологии.
С точки зрения различных теоретических течений, антикризисное регулирование представлено крайне разнообразными мерами.
С позиций неолиберальных теоретических концепций, антикризисное регулирование включает следующие формы:
- отказ от принципов социальной справедливости;
- соблюдение режима законности и правопорядка как непременное условие функционирования экономической системы рыночного типа;
- политика гибкой номинальной заработной платы с учётом рыночной конъюнктуры;
- жёсткие антиинфляционные меры;
- ограничение бюджетных расходов на социальные нужды;
- зависимость роста денежного предложения от роста ВВП;
- стимулирование сбережений;
- стимулирование предпринимательства;
- меры финансового характера.
Учёные, придерживающиеся взглядов
неокейнсианского направления, выделяют формы противодействия кризисам, которые в основном противоположны неолиберальным взглядам:
- совершенствование платёжеспособного спроса для поддержания конкурентоспособности промышленности в целом, для этого - сокращение налогов с доходов низкооплачиваемых членов общества, повышение пенсий, дотаций, пособий, использование безработных на общественных работах;
- стимулирование инвестиционного спроса через предоставление кредитов, льгот, государственных дотаций; осуществление государственных инвестиций в сферу услуг, инфраструктуру и другие сферы экономики; реализация национальных программ инвестирования;
- отказ от государственной задолженности, дефицитного финансирования, проектов с отрицательной прибылью;
- постепенная ликвидация неравенства в распределении доходов.
П. Самуэльсон, создавший теорию неоклассического синтеза, попытался совместить отдельные элементы этих альтернативных подходов. Он предложил стратегию, на основе
которой выходили из кризиса во второй половине ХХ в. страны Западной Европы:
- освобождение от принципа социальной справедливости и ориентация регулирующего механизма на критерий экономического роста;
- изменение структуры чистого национального продукта (рыночной стоимости всей произведённой продукции и услуг за вычетом амортизации) в сторону увеличения инвестирования и уменьшения текущего потребления с помощью жёсткой фискальной политики в сочетании с политикой кредитно-денежной экспансии;
- достижение бюджетного равновесия путём сокращения расходов на социальную сферу и обеспечения высоких налоговых поступлений;
- стабилизация цен и заработной платы при высоком уровне безработицы на пике кризиса;
- сохранение высоких темпов экономического роста.
Главным способом обеспечения устойчивости и безопасности социально-экономической системы в большинстве случаев является стремление к поддержанию динамического равновесия на рынке, воздействие с этой целью на предложение и спрос. Регулирование предложения в условиях рынка в основном возможно в отраслях и на предприятиях, контролируемых государством либо являющихся его собственностью.
Поэтому чаще всего методы регулирования носят косвенный характер, при котором государственному воздействию подвергается спрос на средства производства и предметы потребления с целью достижения динамического баланса между предложением и спросом.
Возможны следующие основные методы регулирования спроса в экономической системе. Прежде всего, это поддержание спроса за счёт средств, аккумулируемых и инвестируемых государством в производство в неблагоприятные экономические периоды. Этот метод сглаживания негативных воздействий циклов на экономическую систему связан с теорией, разработанной Дж. М. Кейнсом, и описан им в первой трети ХХ в. Учёный вместо традиционного для классической школы манипулирования с заработной платой рассматривает два метода регулирования спроса: денежно-кредитную и бюджетную политику. Он ввёл понятие мультипликатора инвестиций, характеристика которого заключается в следующем: «Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций» [2, с. 179]. Кейнс считал, что инвестирование одной из отраслей, например строительства, вызывает
мультипликативный эффект в смежных отраслях, таких как стройиндустрия и прочих, что позитивно сказывается на экономической системе в период кризиса.
В свою очередь, величина инвестиций, по Кейнсу, зависит от двух факторов: предельной эффективности инвестиций, или ожидаемого дохода от имеющихся капиталовложений, и от нормы процента. Кейнс отмечал при этом, что предельная эффективность капитала зависит от оценки будущих прибылей, что делает её чувствительной к субъективному восприятию потребителей - панике на рынке, спекуляциям и т. п. Однако нижним пределом этого показателя, существующим в данный момент времени, является ставка процента, которая определяет для предпринимателя нижнюю границу прибыльности его будущих капиталовложений. Чем ниже норма процента, тем дальше отодвигаются эти границы, и, наоборот, неизменность процентной ставки будет тормозить склонность к инвестированию.
Формирование нормы процента, по мнению Кейнса, выступало в виде взаимосвязи денежной и производственной сферы, поэтому он придавал большое значение государственным методам денежно-кредитного регулирования воспроизводства. Отсюда вытекает возможность антикризисного регулирования и обеспечения экономической безопасности системы путём отслеживания и воздействия государства на эту сферу с целью изменения уровня процентной ставки на различных этапах цикла. Один из вариантов - понижение процентных ставок в периоды спада и повышение - в периоды подъёма. Ещё один вариант - предоставление льготных долгосрочных кредитов в периоды спада с целью создания задела для технологических укладов нового типа и выхода на современную траекторию развития. Методы Кейнса, конечно, не должны восприниматься в качестве единственно возможных стабилизаторов экономических систем, но в определённые моменты, при своевременном и правильном прогнозе, могут приносить локальный успех.
Антициклическое регулирование может осуществляться путём экспансионистской денежной политики. При её реализации государство стремится добиться двух целей: во-первых, из-за увеличения денежной массы в обращении растёт инфляция открытого типа и соответственно цены на товары. Потребители начинают избавляться от сбережений, повышая текущий спрос на товар и услуги. Во-вторых, увеличивая предложение денег, государство вызывает кратковременное снижение процентных ставок, в результате чего кредит становится доступным для участников производственного
процесса, а значит, повышается спрос на средства производства.
Кроме того, необходимо проводить гибкую налоговую политику, уменьшая налоги при экономическом спаде и повышая их при подъёме и выходе из периода кризиса.
Если денежная экспансия и налоговая политика не дают нужного эффекта, дополнительный спрос может создаваться за счёт дефицита госбюджета или превышения его расходной части над доходной. Однако инфляционные методы регулирования не всегда приемлемы, так как при их применении расшатывается денежная система, наблюдается неконтролируемый рост цен, хронический бюджетный дефицит, обесцениваются сбережения, развиваются другие негативные для экономической системы явления. Поэтому, с нашей точки зрения, основной упор необходимо делать на уменьшение налогообложения прибыли, расходуемой на накопление , инновации, связанные с научно-техническим прогрессом.
Кроме того, необходимо предусматривать возможности льготного кредитования предпринимателей, имеющих инновационные проекты. При таком подходе закономерно встают следующие вопросы: каким образом проводить экспертизу проектов, из каких источников черпать необходимые финансовые средства и каким образом отслеживать этапы или фазы циклического развития.
Представляется, что в Российской Федерации необходимо перейти к новым формам прогнозирования циклических колебаний: создать при Правительстве РФ институт, подобный кондратьевскому конъюнктурному, в виде небольшого мобильного коллектива, наделённого правами выдавать заказы любым научным организациям, вплоть до академических институтов, на отраслевые, структурные и региональные элементы подобного прогноза. Компетенциями подобного института должны быть:
- разработка детального прогноза экономического роста с учётом экономических циклов в различных разрезах (отраслевом, структурном, региональном и пр.);
- осуществление социально-экономической экспертизы инновационных проектов;
- конкретные рекомендации по демпфированию циклических колебаний как на этапе подъёма, так и на этапе кризиса.
Средства на создание такого антикризисного института могли бы быть найдены за счёт оптимизации громоздкой и неэффективной структуры государственного управления и соответствующих социально-экономических элементов, дублирующих работу друг друга. В настоящее время неоправданно раздуты
штаты многих государственных и региональных структур управления. Введение новых уровней управления и организационных структур на разных уровнях власти замедляет процесс прохождения управленческих сигналов, способствует искажению управленческой информации, так как на каждом уровне управления может теряться до 10% информации. Кроме того, появление слишком большого количества управленческих структур, часть которых, имея властные полномочия, не обладают соответствующими ресурсами, в какой-то мере дезорганизует и хозяйственные организации, и население в целом.
При этом замедляется процесс реализации обратной связи, сами контуры которой искажаются, снижается их порог защиты от «управленческих шумов». Представляется, что подобное расслоение управленческих структур в перспективе может привести к понижению эффективности управления, аморфному состоянию управленческой деятельности.
Таким образом, излишнее количество уровней управления затрудняет прохождение сигналов реализации коммуникативных процессов, при этом нарастает вероятность искажения этих сигналов, усиливается «эффект шума» и искажения информации.
Такая практика недопустима. Обеспечение устойчивости и безопасности социально-экономической системы требует пересмотра и сокращения неэффективных управленческих структур. В настоящее время назрела необходимость изменения структуры занятости населения с целью уменьшения численности работников аппарата управления и, одновременно, увеличения количества занятых в сфере научно-технического прогресса.
На наш взгляд, до сих пор не используются с полной силой экономические методы демпфирования кризисных процессов на государственном уровне, а также экономические рычаги воздействия на регионы и отрасли часто подменяются административными.
Думается, что эффективным методом активизации антикризисной политики в регионах и отраслях могло бы стать выделение средств, пропорциональное их собственным затратам на антикризисные программы, заранее аккумулированных в государственном бюджете или в государственном резерве. Например, на каждые условные три денежные единицы государство обязалось бы выделять одну, при условии, что эти средства идут на нужды научно-технического прогресса и социальную стабилизацию в данном регионе или отрасли.
В зависимости от уровня развития регионов эти пропорции могли бы варьироваться.
Такой подход способствовал бы активизации антикризисной деятельности в регионах.
Налоговая политика - ещё один важный фактор обеспечения устойчивости и безопасности социально-экономической системы - также должна варьироваться в зависимости от фазы и глубины кризисных явлений с целью стимулирования научно-технического прогресса в направлении реализации современных технологических укладов.
Налоговая политика должна включать создание определённых налоговых льгот или «налоговые каникулы», действующие до момента реализации товаров на рынке, для предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью, или реализующих инновационные идеи.
Формы обеспечения устойчивости и безопасности социально-экономической системы в части демпфирования циклов могут включать следующие стороны деятельности государственных и региональных антикризисных структур:
- посредничество при найме и переобучении рабочей силы;
- стимулирование занятости в промышленности;
- регулирование уровня заработной платы и продолжительности рабочей недели; регулирование цен в ряде отраслей при естественной монополии и в прочих случаях;
- создание рабочих мест в государственном секторе для безработных, имеющих высокий уровень квалификации, работников промышленности, науки, служащих, сферы образования и культуры;
- профессиональная ориентация и обучение;
- помощь пенсионерам, учащимся вузов, техникумов и школ;
- строительство жилья для неимущих;
- общественные работы, другие виды помощи в соответствии со специальными федеральными и региональными программами с учётом специфики отдельных отраслей и территорий.
Важной предпосылкой обеспечения устойчивости и безопасности социально-экономической системы является создание благоприятных условий для деятельности малых и средних предприятий различных форм собственности. В период кризиса малые предприятия способствуют рассасыванию безработицы, повышению занятости, получению дохода эквивалентному, а иногда и большему, чем доход на одного работающего в крупных фирмах. Если общее число предприятий малых форм достаточно велико, то есть объём промышленной продукции, выпускаемой ими, составляет около 50% от
национального, вероятно, что промышленный кризис не перерастёт в тяжёлый резонансный.
Подобному позитивному эффекту способствует и разумная политика выделения земельных участков семьям горожан, испытывающих сложности с трудоустройством, а также предоставление им определённых льгот на землепользование, в отдельных случаях выделение им дотаций в виде материала и семян в периоды кризисов.
Обеспечение устойчивости и безопасности социально-экономической системы предполагает гибкие методы протекционистского характера, которые могут вводиться при негативных фазах циклов и ограничиваться или отменяться при последующем подъёме, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны путём создания зон свободного предпринимательства и других условий выгодного размещения капитала инвесторами.
Невозможно устранить объективный процесс циклических колебаний в экономике, однако могут быть найдены методы и формы регулирования, демпфирующие этот процесс. Управляющие структуры на государственном, отраслевом, региональном и местном уровнях могут активно влиять на смягчение циклов. Кроме того, на уровне хозяйственных единиц также могут применяться меры регулятивного характера, позволяющие адаптировать хозяйственную деятельность предприятий к различным периодам.
На государственном уровне управления к основным методам регулирования циклов можно отнести институциональные и экономические. Не вдаваясь в суть первых, можно предположить, что они должны включать элементы антициклического, конкурентного, протекционистского и экономического характера в законодательстве и возможности их гибкого регулирования на разных этапах циклов при адаптации к объективным процессам вхождения экономики Российской Федерации в зону ВТО.
Экономические регуляторы демпфирования циклов должны периодически включать или выключать в разной комбинации такие рычаги, как инвестирование отдельных отраслей, налогообложение, перераспределение бюджетных ассигнований, меры социальной защиты, обеспечение научно-технического прогресса и корректирование процессов использования рабочей силы. Основная задача органов управления на государственном уровне при обеспечении экономической безопасности состоит в поддержании баланса между рынками капитала, труда и ресурсов и их регулировании на разных этапах циклов. Для этого в структуре управления необходимо иметь аппарат антикризисного
регулирования, основными задачами которого могли бы быть: прогнозирование циклов, определение этапов циклов и уровней их амплитуд, выработка стратегий демпфирования циклов и определение вариантов соответствующих тактических действий, разработка конкретных антикризисных программ.
В такие программы могли бы входить варианты дополнительного инвестирования отраслей и осуществление социальных программ и мероприятий по обеспечению занятости в периоды спада, а также создание мощных резервных фондов, страхующих будущий ожидаемый спад в периоды подъёмов, рекомендации по изменению структуры производства, в частности, развития предприятий малого и среднего бизнеса. Естественно, что действие регуляторов налогообложения должно быть направлено на получение дополнительных источников бюджетных поступлений в положительные периоды конъюнктуры и, наоборот, на поддержку промышленности, сельского хозяйства и научно-технического прогресса в неблагоприятные периоды циклов.
Подобные мероприятия должны разрабатываться также на уровне отраслей, регионов и местном уровне. Безусловно, они должны базироваться на общегосударственной антикризисной программе, но иметь специфические аспекты, соответствующие определённому уровню управления.
Так, например, для отдельных областей и регионов, кроме финансовых резервов, аккумулирующихся в периоды подъёмов, было бы полезно создавать в виде накоплений сырьевые резервы, соответствующие их специализации в общегосударственном разделении труда. В период депрессии и спада эти резервы можно было бы пускать в оборот на внутренний и внешний рынок, пополняя тем самым фонды социального обеспечения и поддерживая бюджетную сферу.
Думается, что управляющие системы основных единиц хозяйствования также должны иметь программы обеспечения устойчивости и безопасности, учитывающие циклические колебания.
В структуре данных программ для обособленных хозяйственных единиц обязательны пункты:
- возможные варианты диверсификации;
- ограничение персонала до оптимального состава;
- программы социальной защиты;
- снижение издержек на единицу продукции;
- замена дорогих неэффективных технологий более дешёвыми и эффективными;
- поиск новых рыночных сегментов и ниш;
- сокращение рабочего времени;
- определение оптимального состава аппарата управления и сокращение затрат на него;
- сокращение вспомогательного персонала;
- пересмотр договоров с поставщиками материалов и комплектующих с целью их удешевления и поиск более выгодных вариантов, предложений других поставщиков;
- корректировка инвестиционных проектов;
- пересмотр всех экономических и финансовых программ;
- рассмотрение возможных вариантов льготного налогообложения;
- пересмотр маркетинговых и рекламных программ с целью усиления их эффективности при сокращении удельных затрат;
- поиск новых перспективных товаров;
- подготовка прогноза на период оживления и подъёма с соответствующими рекомендациями по динамике ресурсов;
- разработка стратегии и тактики на ожидаемый период стабилизации, оживления и подъёма.
При регулировании процессов, связанных с периодом прохождения этапов кризиса, всем субъектам управления необходимо учитывать, в какой фазе кондратьевского цикла находится мировая экономика. Очевидно, данные обстоятельства прежде всего будут влиять на степень радикальности аналогичных мер, принимаемых экономическими субъектами для полуволн разного направления. Естественно, что на ниспадающей полуволне степень радикальности мер должна быть выше.
Радикальная программа обеспечения устойчивости и безопасности, связанная с падением заказов, конверсией и сокращением прибыли, была, например, разработана на одной из ведущих фирм Германии. Суть программы состоит в следующих радикальных рекомендациях для всех её производственных структур в период наиболее тяжелой фазы структурного кризиса:
- сокращение общей численности работающих на 15%;
- увольнение пенсионеров; сокращение численности работающих предпенсионного возраста с выплатой соответствующих пособий;
- сокращение инвестиций на 50%;
- интенсификация процесса труда;
- сокращение издержек на 15-20% по каждому изделию;
- немедленный поиск дешёвых новых технологий и замена ими старых - дорогих;
- сокращение рабочей недели на 1 день для 90% персонала;
Рис. 1. Демпфирование циклических колебаний в экономической системе (уровни демпфирования: национальный, региональный, отраслевой, предприятия)
- ограничение рабочего времени на 1 час и доведение его до 6 часов за смену при сохранении норм выработки;
- введение «плавающих» границ рабочего времени для отдельных категорий работников;
- уменьшение количества рабочих недель;
- снижение расходов на охрану, фундаментальные исследования;
- оптимизация затрат на вычислительном центре (ВЦ) с выяснением степени затрат на собственном ВЦ и на ВЦ вне фирмы;
- уменьшение закупок материалов и поиск возможности закупки комплектующих по более дешёвым ценам;
- снижение объёмов ремонтно-восстано-вительных работ;
- сокращение вспомогательного персонала (в столовых, торговых ларьках, обслуживании и т. д.);
- сокращение не ниже, чем на 2% штата сотрудников всех отделов (служащих);
- оптимизация управляющих структур;
- совершенствование устаревшей структуры занятости за счёт относительного уменьшения служащих в общем количестве занятых;
- усиление маркетинговых усилий на перспективных рынках;
- уменьшение расходов на рекламу с увеличением её объёмов и интенсивности за счёт включения собственной в рекламные программы партнёров.
Законы рынка учат, что при равновесной рыночной цене успеха добивается тот, кто снижает свои издержки. Поэтому кардинальный вопрос для выживания предприятия в период кризиса - сокращение издержек производства относительно средних по отрасли. Снижая цену до определённого предела, можно всё же получать дополнительную сверхприбыль и увеличивать объёмы выпускаемой продукции, потеснив конкурентов на рынках. Но справедлив и взаимодополняющий подход, связанный с так называемой «опытной кривой», который гласит: «Для массово выпускаемой продукции (для сложной бытовой техники продукция считается массовой при производстве более ста тысяч единиц в год) всякое увеличение объёма промышленного производства этой продукции в два раза способствует сокращению издержек на единицу продукции на 20%». Отсюда видна чёткая обратная связь. Сокращение издержек способствует увеличению объёма и завоеванию рынка, что, в свою очередь, способствует уменьшению расходов. Отсюда следует вывод, что даже в период нынешнего структурного кризиса
в России, управленцам на предприятиях необходимо постоянно думать о снижении издержек производства и повышении объёма производства на основе разработки новых промышленных товаров. Ибо только при последовательном снижении себестоимости и завоевании новых ниш можно добиться успеха в жёсткой конкурентной борьбе в условиях новой рыночной экономики.
Проиллюстрируем основные элементы обеспечения устойчивости и безопасности социально-экономической системы (рис. 1).
Под адаптацией экономических систем к динамическим процессам и прежде всего циклическим изменениям понимается их способность к сохранению относительной целостности и устойчивости при прохождении периодов бифуркации (гетерофуркации) и поглощению возмущающих воздействий без значительных
изменений структуры и её разрушения (при сохранении инвариатов), то есть способность к плавному изменению структуры в экономической динамике. Приведём основные параметры национальной экономической системы, находящиеся в критической зоне с точки зрения адаптации системы к кризисным явлениям (табл. 1).
Граничные условия национальной экономической системы при адаптации к кризисным явлениям, выраженные в процентах, абсолютных единицах и соотнесённые в отдельных случаях с определённым периодом времени, могут применяться управляющими структурами в качестве параметров «диагностики» и «настройки» экономической системы.
Падение внутреннего валового продукта (ВВП) в течение 1-5 лет на 50% оценивается как
Таблица 1
Граничные условия национальной экономической системы при адаптации к кризисным явлениям
№ п/п Параметры экономической системы Критическая граница Период времени (лет)
1 Падение ВВП 50% 1-5
2 Импорт продуктов питания 30% -
3 Экспорт сырья 30% -
4 Доля инвестиций в структуре ВВП 25% -
5 Внешний долг (по отношению к ВВП) 10% (при уровне платежей по кредитам, получаемым по итогам внеш-неэконом. деятельности, - 30 %)
6 Внутренний долг (по отношению к ВВП) 100% -
7 Бюджетный дефицит (по отношению к ВВП) 20% -
8 Наличие ядер роста отраслей нового уклада 1 ед. -
9 Государственные ассигнования в науку в структуре ВВП 2% 1
10 Уровень безработицы, в целом по отдельным отраслям 15% 50% -
11 Разрыв между 10% наиболее богатых слоёв населения и 10% наиболее бедных 10 раз -
12 Продолжительность жизни Не меньше возраста выхода на пенсию
13 Наличие «люмпен»-прослойки 5% -
14 Наличие среднего класса 40% -
15 Уровень инфляции 200% -
16 Налогообложение прибыли 55% -
17 Противоречия НТП Разрешаются позитивно -
18 Зона экологических бездействий (от территории страны) 5% -
19 Резонансный кризис 0 -
20 Отставание от мировой траектории технико-экономического развития стран-лидеров 10 лет -
21 Энтропия системы 0,3 ед. -
22 Институциональные изменения 10% -
23 Наличие территориальных локальных конфликтов 1 ед. -
24 Наличие золотовалютных резервов в % от ВВП 20% -
критическое. Очевидно, что критической точке в 30% соответствуют такие параметры экономической системы, как импорт продуктов питания и экспорт сырья. Доля инвестиций в структуре ВВП, по мнению экспертов, предполагает критическое значение в 25%. Имеют свои критические зоны такие важные социально-экономические параметры, как внешний и внутренний долг, бюджетный дефицит, уровень государственных ассигнований в науку в структуре ВВП, продолжительность жизни, уровень безработицы, степень разрыва между 10% наиболее богатых слоёв населения и 10% наиболее бедных.
Кроме того, важными показателями состояния социально-экономической системы являются: удельный вес в обществе среднего класса, наличие «люмпен-прослойки» в обществе, уровень инфляции, суммарное налогообложение прибыли, доля зон экологических бедствий в общей территории страны, количество «ядер роста» отраслей нового уклада, наличие явлений резонансного кризиса, направление разрешения противоречий НТП, отставание от мировой траектории технико-экономического развития стран-лидеров. Интегральным показателем, определяющим состояние системы в данный период её развития, является энтропия, которую, по нашему мнению, можно рассчитывать исходя из динамики изменения иерархии страны в ранжире мирового сообщества.
По мнению Г. Мюрдаля, рост, который не сопровождается улучшением положения большинства населения, не рассматривается как развитие, потому что он оставляет в стороне подавляющую часть населения и осуществляется за счёт неё. В этом смысле обеспечение устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы трактуется как повышение уровня благосостояния всех социальных слоёв общества при удовлетворении всего комплекса основных потребностей и имеет чётко выраженный социальный аспект.
В соответствии с определением Т. Шульца, развитие рассматривается не просто как повышение темпов экономического роста, а как инвестиции в человеческий капитал и ликвидацию бедности [3, с. 284-297].
Приоритетами устойчивого и безопасного развития социально-экономической системы должны реально стать:
- экономическое развитие при определённом уровне социальных гарантий;
- построение совершенной системы отношений собственности;
- укрепление системы контрактных отношений;
- качественное и гибкое правовое обеспечение институциональной среды;
- установление отношений в обществе, базирующихся на основе морали и нравственности;
- сохранение и развитие культурных традиций общества.
В экономике преимущественно рыночного типа стабильность неформальных экономических институтов при их постепенной позитивной трансформации определяет, помимо прочего, устойчивость в развитии общества и государства.
В данном случае необходимо применение оптимизационного метода, состоящего в выборе из числа возможных траекторий или трендов институционального развития оптимального варианта. При этом оптимальность будет заключаться в наложении определённых ограничений, оправдываемых целесообразностью. Соотношение формальных институтов прав собственности и контрактации, с одной стороны, и неформальных институтов традиций, культуры и моральных ценностей - с другой, которое обеспечивает согласование и скоординированное взаимодействие всех элементов институциональной структуры и особенно базовых экономических институтов, может быть определено как оптимальное состояние их развития.
Обобщённым критерием оптимальности в данном случае выступает набор основных макроэкономических показателей в их совокупности с основными показателями социального развития системы. С нашей точки зрения, позитивному направлению устойчивого и безопасного развития для Российской Федерации в настоящий период времени соответствует динамика снижения уровня бедности на 4% в год, что обусловлено уменьшением этого предела на 5-7% для всего населения страны, в перспективе в течение жизни одного поколения.
Необходимо обозначить границу трансформационной политики в институциональной сфере экономики. Этот уровень фактически ориентируется на критерий институциональных преобразований при сохранении устойчивости социально-экономической системы. Обычно считается безопасным для функционирующих в экономике субъектов предел их количественных изменений 10% в год. К тому же затраты государства на институциональные нововведения чрезвычайно велики, а институциональные формы зачастую дублируют работу друг друга. В то же время возможна ситуация, когда недостаток экономических институтов может привести к разрушению системы. Чтобы этого не случилось, требуется на основе детальных прогнозов ежегодно устанавливать предельную величину экономических институтов - организаций, при достижении которой социально-экономическая система сможет оптимально функционировать.
Ещё одним критерием оптимальности динамики институциональных преобразований, с нашей точки зрения, является ежегодное сокращение теневого рынка примерно на 6%, с целью его сведения к условно допустимому уровню в 5-10% в течение ближайших 10-15 лет.
Процессы регулирования планируются, организуются и контролируются управляющими структурами, являющимися органической частью экономической системы, имеющими в ней определённую иерархию. В зависимости от конкретных действий управляющих структур определяется конечный результат регулирования, возможность адаптации экономической системы к циклическим колебаниям, уровень защиты от возмущающих действий внешней среды, её экономическая безопасность.
Обеспечение стабильности и безопасности развития социально-экономической системы должно осуществляться с учётом специфики конкретной страны. Для Российской Федерации специфичность условий заключается в больших масштабах территорий, протяжённой инфраструктуре, неустойчивости экономических отношений рыночного типа, их дифференциро-ванности по отдельным регионам, наличии как преимущественно промышленных, так и аграрных зон, нестабильности в финансово-кредитной системе, громоздкости и неотлаженности аппарата управления, недостаточной развитости отношений собственности, значительных тран-закционных издержках, нарушении экономических связей стран СНГ и отдельных регионов.
Исходя из этого можно сформулировать основные задачи управления в новой инновационной экономике страны [4, с. 13-14].
1. Создание полноценной законодательной базы управленческой деятельности, её хранение и распространение в электронном виде.
2. Укрепление отношений «вертикали» исполнительной власти, предотвращение «размывания» властной «вертикали», устранение неэффективных, не обеспеченных реальными ресурсами властных структур, уровней и звеньев управления.
3. Использование электронных средств для развития демократических форм управления и самоуправления на местном уровне и на уровне хозяйственных единиц.
4. Использование российского и зарубежного опыта антикризисного управления на предприятиях и в организациях, проведение постоянного мониторинга лучших образцов этого процесса при помощи специальных компьютерных программ и «электронного бенч-маркинга». Распространение маркетингового подхода в управлении с использованием телекоммуникационных систем.
5. Внедрение принципов качества во все сферы электронной составляющей управленческой деятельности. Повышение профессионального уровня управленцев, совершенствование их качественного состава в соответствии с научно обоснованными критериями и знанием информационных технологий. Совершенствование организационных структур с учётом использования информационных технологий на всех ступенях управленческой деятельности. Повышение престижа труда рабочих в инновационной сфере.
6. Применение новых рычагов и стимулов в мотивации персонала, создание систем компенсации при помощи электронных веб-сетей. Распространение современных электронных форм контроля и реализации положительной и отрицательной обратной связи.
7. Использование принципов генетического индикативного планирования и других его эффективных форм на высокотехнологичной электронной основе.
Библиографический список
1. Гусаров Ю. В. Новейшая экономика: границы спектра [Текст] / Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова // Экономические стратегии. - 2011. - № 7-8 (93-94).
2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст]. - М., 1978.
3. Шульц Т. Экономика пребывания в бедности : нобелевская лекция 8 дек. 1979 г. [Текст] // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России; под ред. проф. Ю. В. Яковца. - СПб. : Гуманистика, 2003.
4. Гусаров Ю. В. Модернизация управления в информационной экономике [Текст] / Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 2 (36). - ISSN 1994-5094.
Материалы поступили в редакцию 27.01.2012 г.